Штраф за не утилизацию шин

Опубликовано: 17.05.2024

1. Предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

2. Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства должны быть очищены от грязи и мусора перед их сдачей на упомянутые в пункте 1 настоящей статьи лицензированные предприятия.

Сдача отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства подтверждается документами, выдаваемыми упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи лицензированными предприятиями.

3. Транспортирование отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства должно производиться в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на территории государства.

4. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор, переработку и (или) утилизацию отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

5. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства предусматриваются, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки, производство продукции (брусчатки) с использованием резиновой крошки.


<< Статья 46.
Требования к обращению со строительными отходами

Статья 48. >>
Требования к обращению с отработавшими химическими источниками тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования.
Содержание
Модельный закон "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) (принят постановлением на двадцать девятом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства,

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства, мотивируя тем, что по обращению жителя г. Костромы Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка об использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в г. Костроме. Установлено, что на территории общего пользования, с правой стороны . между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Вместе с тем, использование автомобильных шин в качестве элемента благоустройства противоречит федеральному законодательству об отходах производства и потребления. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Использование отходов - отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В заявлении прокурор просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы организовать сбор и вывоз отработанных автомобильных шин, расположенныхна территории общего пользования с правой стороны жилого . между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного жилого дома.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007» и МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ».

В судебном заседании представитель Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Михин А.А. исковые требования уточнил, просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м от нее.

Представитель Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы Торопова Е.В. иск не признала, полагала, что исковое заявление прокурора необоснованно принято к производству суда. Заявляя требования о понуждении Комитета к совершению действий, прокурор фактически возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органа местного самоуправления по исполнению возложенных полномочий. Вместе с тем, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации полномочий органа местного самоуправления, поскольку материальный закон для понуждения к совершению такого рода действий отсутствует. Действующим законодательством предусмотрен запрет на складирование использованных автомобильных покрышек, а не использование их в качестве элементов благоустройства. Запрет на использование автомобильных покрышек как элемента благоустройства дворовых территорий не установлен, более того, разрешен использование автомобильных покрышек в качестве вторичного сырья. Иск прокурора мотивирован защитой интересов неопределенного круга лиц от негативного воздействия на окружающую среду автомобильными покрышками. При этом, истцом не приведено доказательств реального нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с Уставом МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» предметом деятельности данного учреждения является, в том числе, организация работ по сбору, вывозу, размещению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в связи с чем, Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представители ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007», МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» в суд не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки, проведенной по обращению жителя г. Костромы сотрудником Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой был произведен осмотр территории общего пользования с правой стороны жилого . Установлено, что между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра территории от dd/mm/yy, фототаблицей и схемой-приложением к акту осмотра от dd/mm/yy.

В ходе рассмотрения данного дела dd/mm/yy сотрудником прокуратуры в присутствии консультанта отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы произведен повторный осмотр территории, прилегающей к жилому дому № по . в границах которой расположены отработанные автомобильные шины. Осмотром установлено, что на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м. от неё, расположены отработанные автомобильные шины. Шины расположены в четыре ряда, вкопаны в землю по вертикали примерно до середины с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Кроме того, между первым и вторым рядами шин на газоне расположено 6 шин в лежачем положении, частично заросшие травой. Общее количество шин, расположенных на указанной территории – 63 штуки. Шины имеют явные визуальные признаки использования по прямому назначению (имеются потертости протектора и боковин). Большинство шин окрашены в разные цвета с внешней стороны. Краска на большинстве шин местами стерта. Шины, расположенные лежа, не окрашены.Расстояние от стены . до юридической границы земельного участка указанного дома составляет ориентировочно 9,5 м. Участок территории общего пользования, в границах которого расположены шины, расположен на расстоянии: от юридической границы земельного участка данного дома до 1 рядапокрышек составляет 6,1 м. (длина 3 ряда покрышек); от юридической границы земельного участка указанного дома до 2 ряда покрышек - 16,5 м.; от стены названного дома до 1 ряда покрышек 15,6 м.; от стены названного дома до 2 ряда покрышек 27 м.; между 1 рядом и 2 рядом покрышек составляет 10,4 м. (длина 4 ряда покрышек); длина 1 ряда покрышек – 17 м.; длина 2 ряда покрышек - 26 м. Земельный участок, в границах которого расположены шины, в соответствии с действующей градостроительной документацией г. Костромы относится к территории общего пользования и расположен за предела придомовой территории. Замеры произведены лазерной рулеткой Leica DISTO Iates5. Изложенная в акте информация подтверждается фототаблицей и не оспаривалась представителем Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы в ходе рассмотрения дела.

Согласно ст. 1 Федерального «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу п. 2 ст. 51 названного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ранее действовавшими приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511, критериями отнесения отходов к IV классу опасности является нарушение экологической системы с периодами восстановления не менее 3-х лет.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 г. №445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступившим в силу с 01.08.2014 г., утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 4 класса опасности (малоопасные отходы).

В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Непринятие мер по содержанию территории общего пользования в надлежащем состоянии, и своевременному демонтажу, вывозу и уничтожению отходов IV класса опасности может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения.

Таким образом, требования прокурора об организации демонтажа, вывоза и утилизации отработанных автомобильных шин являются обоснованными.

В соответствии п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные требования содержаться в ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 к вопросам местного значения города Костромы отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.2 ст.26 решения Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 правами юридического лица в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Уставом, могут быть наделены отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Костромы.

Отраслевыми (функциональными) органами администрации являются комитеты, управления, отделы, непосредственно осуществляющие полномочия администрации по вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия либо обеспечивающие деятельность администрации (ч. 1 ст. 5 Постановления администрации города Костромы от 05.05.2004 г. №1256 «О регламенте администрации города Костромы»).

Отраслевым органом администрации, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственные полномочий Костромской области, реализацию иных функций органа местного самоуправления города Костромы в сфере благоустройства территории города Костромы, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др. является Комитет городского хозяйства администрации города Кострома (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Кострома утвержденного решением Думы города Костромы от 20.1 1.2012 № 203).

Комитет наделен Положением правами юридического лица, имеет организационно-правовую форму муниципального (казенного) учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций (ч.2 ст.2 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Целью деятельности Комитета является создание для жителей города Костромы благоприятных условий проживания (ч.1 ст.4 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 «Об утверждении Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы»).

Статьей 7 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 определены полномочия Комитета по решению вопросов местного значения в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно указанной статье Комитет организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п. 1 ст. 7), организует работы по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов (п. 6 ст. 7).

Указанные мероприятия могут быть выполнены Комитетом с учетом положений ст.17 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203, в соответствии с которой Комитет является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, иных функций, возложенных на Комитет. Комитет в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовое обеспечение деятельности Комитета является расходным обязательством города Костромы (ч.1 ст.27 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Пунктом 13 ч.1 ст.19 Решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 установлено, что при осуществлении полномочий Комитет вправе в установленном порядке заключать договоры от имени города Костромы, Комитета. Заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями является основанием для возникновения расходных обязательств муниципального образования (п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ).

Обязанность по организации сбора и вывоза отработанных автомобильных шин, расположенных на территории общего пользования с правой стороны жилого . должна быть возложена на Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является, в том числе, прокурор (ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Неисполнение ответчиками требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, в силу чего обращение прокурора в суд по данному делу правомерно, поскольку направлено на защиту этих прав.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд соответствует положениям ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Руководствуясь ст. 194- ст. 198 ГПК РФ, суд

Обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м от неё.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Изношенную резину бросают в лесу, выносят к мусорным контейнерам или просто складируют за гаражами. Есть ли наказание за такие поступки?

Водители обычно эксплуатируют старые шины до последнего и покупают новые в межсезонье перед плановой сменой резины. Они ездят на изношенных покрышках до наступления снегопадов, а затем, поменяв их на новые зимние колеса, ищут способы утилизации. Самый популярный — это сбросить старые шины в придорожную канаву или оставить в лесу. Таких стихийных свалок на съездах междугородних трасс предостаточно.

Еще один способ утилизации — отнести четыре покрышки в пункт приема твердых отходов, то есть попросту выбросить в мусорный контейнер. И иногда еще колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но эта услуга платная и не всегда пользуется популярностью.

4 класс опасности

Согласно ГОСТу 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», отработавшие свой срок службы автомобильные шины относятся к веществам четвертого класса опасности. А это значит, что в результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая природная среда. После воздействия на природу веществ 4 класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», применительно к веществам 4 класса опасности запрещается:

сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов .

Штрафы и арест

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф: для физических лиц штраф составляет от 1000 до 2000 рублей; для должностных лиц — от 2000 до 30000 рублей; для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50000 рублей; для юридических лиц — от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность. Статья 250 УК РФ гласит, что «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев».

Поэтому выброшенная покрышка может обернуться большими проблемами. Единственным правильным способом их утилизации является сдача в официальные пункты приема вторсырья. Они обычно совмещены со станциями шиномонтажа или магазинами запчастей. В некоторых случаях приемка осуществляется бесплатно. Иногда с владельцев старой резины попросят оплатить услуги по утилизации, которая колеблется от 100 до 250 рублей за комплект колес.


Ответственность за выброс использованных автомобильных шин предусмотрена как для юридических лиц, так и для физических лиц.

Отработанные покрышки относятся к отходам четвертого класса опасности. Такие отходы наносят значительный вред экологии. Общеизвестно, что покрышки не разлагаются в природе, а значит будут причинять урон окружающей среде все время своего существования.

Изношенные автомобильные шины, согласно действующему законодательству подлежат только утилизации. Утилизация отработанных покрышек – это процедура по промышленной переработке, в результате которой из отслуживших шин вырабатывается сырье для новых материалов и товаров.

За несанкционированное захоронение, выброс, сжигание покрышек предусмотрены существенные штрафы и иные меры ответственности (вплоть до приостановления деятельности) для юридических лиц. Так же ответственность распространяется на физические лица.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «об охране окружающей среды» запрещается:

  • сброс отходов потребления (а покрышки — это отходы потребления) в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов (а покрышки относятся к 4 классу опасности) на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на физических лиц от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выявление и пресечением правонарушений в данной сфере занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Если покрышки были выброшены, сожжены и это причинило либо создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (заражение, массовая гибель животных), то к нарушителю применяется уголовная ответственность.

Статьей 247 Уголовного кодекса предусмотрены следующие меры ответственности.

При угрозе причинения вреда:

  • штраф в размере от 200 до 500 МРОТ;
  • или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев;
  • или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев
  • либо ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При причинении вреда окружающей среде:

  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Если деяние повлекло смерть человека или массовое заболевание людей:

  • лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Расследованием уголовных дел данной категории занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Наша компания, специализирующаяся на утилизации покрышек, призывает соблюдать закон и беречь окружающую среду. Если в результате вашей деятельности среди прочих отходов образуются использованные шины, обращайтесь к нам и вы сможете не только избежать неприятных последствий для вашего бизнеса, но и внесете свой вклад в сохранение окружающей среды для последующих поколений!

Любые консультации по вопросам вывоза и утилизации изношенных покрышек вы можете получить по телефону: 8 (846) 278-99-06.

Сдача автомобильных шин на утилизацию и переработка резины

В России только число легковых автомобилей составляет более 44 млн, а спецтехники и грузовых машин – около 60 млн. Это значит, что в окружающую среду ежегодно выбрасывается не менее 2 млн тонн изношенных покрышек. Поэтому, утилизация шин – важный процесс, который нужно осуществлять в течение всего года, чтобы защитить окружающую среду.

Зачем утилизировать шины

У шин низкая степень вредного воздействия материала. Но покрышки не так безопасны, как могут показаться на первый взгляд, – неправильно утилизированная резиновая продукция наносит огромный вред человеку.

Класс опасности покрышек и их вред для экологии

Шины принадлежат к 4 классу опасности отходов. Для их производства используют:

  • примеси смолы;
  • натуральные каучуки;
  • синтетические полимеры;
  • технический углерод;
  • сажу;
  • кремниевую кислоту.

Все эти компоненты в разной степени вредны для человека. Поэтому, когда шина изнашивается, ее мельчайшие частицы при близком контакте способны попадать в организм человека, вызывая такие болезни:

  • хроническую обструктивную болезнь легких (редко появляется);
  • инфекцию нижних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • аллергию;
  • онкологические заболевания.

Автомобильные шины огнеопасны. В случае возгорания они выделяют вещества 1 и 2 класса опасности: свинца, стирола, фурана, сернистой кислоты, которые излишне токсичны и загрязняют воздух и почву, подземные воды. На земельном участке, где происходило возгорание, ничего не будет расти в течение 15-20 лет.

При контакте с влагой или излишней влажности на участке из автошин вымываются токсичные соединения. Выкинутые покрышки, которые со временем наполняются водой, становятся домом для грызунов и насекомых, разносящих инфекции.

Для разложения резиновой продукции в естественной природной среде понадобится 120-150 лет. Если вовремя не задуматься об их массовой утилизации на заводах по переработке, то возникнет высокий риск экологической катастрофы.

Нормативные акты, требующие утилизации шин

Отходы шин

В Российской Федерации вопрос об утилизации шин и других видов колес прописан в 89 статье ФЗ «Об утилизации отходов производства и потребления». Согласно нормативному документу РФ, все производители, импортеры и продавцы шин в обязательном порядке должны осуществлять их утилизацию.

Штраф за несанкционированное складирование

Закон Российской Федерации защищает природу и людей от воздействия вредных веществ. В кодексе административных нарушений прописано, что несоблюдение экологических норм при обращении с опасными веществами влечет наложение штрафа. Сумма взыскания и наличие дополнительных санкций зависят от статуса лица:

  • Физические лица – до 2 тысяч рублей.
  • Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без документального оформления юридического лица – от 30 до 50 тысяч рублей и полное приостановление рабочего процесса до 90 дней.
  • Коммерческие и государственные организации – до 250 тысяч рублей и остановка рабочей деятельности предприятия на 90 дней.
  • Должностные лица, осуществляющие представительную власть в государственных учреждениях, организациях – 35 тысяч рублей.

Какие резиновые покрышки можно сдать

Различают несколько видов шин:

  • массивные резиновые для легковых, грузовых автомобилей;
  • шипованные (принимаются по более высокой цене из-за сложности утилизации);
  • велосипедные, спецтехнические, колясочные колеса;
  • беспрокольная авторезина;
  • автомобильные, велосипедные, мотоциклетные камеры;
  • пневматические шины для легковых автомобилей с металлическим покрытием (утилизируются отдельно).

Все виды покрышек могут быть утилизированы. Разница лишь состоит в стоимости. Среди отходов часто встречаются порванные, грязные материалы – утилизация такой резины самая сложная, поэтому и стоит она дороже.

Куда сдавать старые шины

Сбор шин

Существует 3 варианта по сдаче и обработке изношенных резиновых товаров в зависимости от принимающей организации, преследуемых целей, деятельности, которую она осуществляет, а также от статуса самого клиента.

Платный прием

Приемные пункты и шиномонтажки предлагают автовладельцам сдать шины на утилизацию за деньги либо бесплатно. Через пару недель покрышки, которые были отданы людьми, отправляются на утилизацию. Фактически, владельцы автомобилей платят небольшие деньги (от 100 до 200 рублей) за доставку материала в пункт переработки.

Также приемом занимаются шиномонтажные компании специализированного типа, у которых разработан план утилизации и есть право на вывоз резиновой продукции. Обычно эти предприятия с неохотой принимают изношенные покрышки, так как материала у них всегда достаточно.

Бесплатный прием

Организации по защите природы осуществляют бесплатный прием всех видов б/у шин, колес от населения и предприятий.

Многие владельцы автомобилей желают освободить пространство, улучшить экологию страны, поэтому готовы сдать колеса на утилизацию, не получая за это никакое вознаграждение.

Прием шин за вознаграждение

Некоторые предприятия по утилизации оплачивают сдачу резиновых покрышек, камер деньгами сразу же в руки владельца.

От физических лиц шины принимаются по следующим средним ценам:

РадиусСтоимость, рубли
10-1550
16-1875
19-22,5150
23-26200
27-32300
Камера30

Ценник для частных организаций, предприятий, заводов:

  • Шипованные покрышки от 20 до 26 дюймов в радиусе – 6 тыс. рублей за тонну.
  • Массивные резиновые автошины без шиповки до 20 дюймов в радиусе – 4 тыс. рублей за тонну.
  • Велосипедные, спецтехнические колеса – 2 тыс. рублей.

Кроме оплаты, многие автосервисы готовы предложить альтернативное вознаграждение:

  • скидки на товары и услуги;
  • бесплатная мойка автомобиля;
  • подкачка колес бесплатно;
  • обслуживание вне очереди;
  • средства для обслуживания или ухода автомобиля.

Методы переработки шин в крошку

Метод переработки шин

Существует 5 основных способов переработки резины в мелкую фракцию – крошку, которая в последующем широко используется обществом.

Бародеструкция

Это измельчение покрышки мощным гидравлическим прессом на крупные части. Технология основана на сжигание резины при высоких давлениях и пропуске ее через отверстия специальной камеры. Материал измельчается и выходит из отверстий в виде крупной крошки.

Преимущество бародеструкции в том, что часть металлического корда отделяется от структуры резины очень легко. С другой стороны, технология энергозатратная и малопроизводительная, требует покупки дорогого оборудования, поэтому на практике применяются крайне редко.

Обработка озоном

Преимущества обработки озоном:

  • низкие затраты электроэнергии по сравнению с другими способами переработки;
  • позволяет утилизировать больше 100 покрышек за 3-4 часа;
  • оборудование может работать длительное время, его элементы не изнашиваются в течение 50 лет.

Механическое измельчение

Механическое измельчение шин

Востребованный и популярный метод, который используется на заводах, чтобы перерабатывать резину. Суть заключается в поэтапном механическом воздействии на материал с помощью оборудования до получения мелкой фракции резиновой крошки и корда.

Существует 4 метода механического измельчения:

  1. Механическое разрушение с помощью высоких температур.
  2. Переработка при комнатных температурах.
  3. Охлаждение сырья.
  4. Продавливание материала прессом через матрицы.

Ударно-волновое измельчение

Способ утилизации резиновых покрышек в крошку, который был изобретен пару десятилетий назад. Предварительно резину замораживают, чтобы в дальнейшем использовать технологию разрушения ударной волной. Для понижения температуры на заводах применяют технические криогенные камеры, а ударная волна для разрушения создается электронными устройствами.

Применение роторного диспергатора

Способ переработки шин, который не нашел массового применения. С помощью роторного диспергатора фрагменты размером до 0,2 см сжимают в гильзе посредством стержня со сплошной винтовкой и пропускают через мелкий зазор.

Эта технология не прижилась из-за того, что она предполагает большие энергетические затраты и предварительное измельчение шин. Элементы оборудования изнашиваются через 20-25 лет, а это приходит к быстрому выводу роторного диспергатора из рабочего состояния.

Методы переработки покрышек для получения топлива или энергии

Из резиновой продукции можно получить не только крошку, но и топливо, энергию, которая высоко ценится на мировом рынке. Для этого используют 2 современные технологии, разработанные сравнительно недавно.

Пиролиз

Пиролиз шин

Пиролиз до недавнего времени считался малоэффективным способом получения топлива, но современная техника для предприятий позволила решить проблему. Производства заключается в том, что шины загружаются в закрытые реакторы, где при высокой температуре от 500 градусов они разлагаются на 4 компонента:

  • технический газ;
  • корд из металла.
  • жидкое топливо;
  • пиролизный газ;

Пиролизный газ в последующем используется как топливо. На нем работают плиты, котлы отопления, духовки, кухонные печи и другие установки. Кроме того, пиролизный газ – это топливо для автомобильных двигателей.

Простое сжигание

Процесс сжигания шин для получения топлива базируется на установках. Это вращающиеся печи, в которые поступает воздух 2 температурных режимов. Более холодный воздух располагается у стенок устройства, а горячий – в центре. Благодаря этому отсутствует дымка, нет запаха.

Простое сжигание – это самый неэкологичный метод получения топлива, который наносит вред всему окружающему миру, так как в атмосферу выбрасываются вещества 1-го класса опасности:

  • цинк;
  • окисление серы;
  • диоксины.

Разлагаются эти вещества более 15 лет. По уровню токсичности диоксины превосходят многие опасные яды, которые могут убить человека, а окисления серы проникают глубоко в дыхательные пути, вызывая серьезные заболевания.

Как утилизировать шины в домашних условиях

Утилизация покрышек своими руками

Утилизация покрышек своими руками требует больших затрат времени, сил человека и не может быть выполнена полностью. В домашних условиях можно измельчить покрышку в крошку с помощью болгарки, гидравлических ножниц или ножом. Дальнейшая переработка шин невозможна.

Избавиться от б/у автопокрышек можно посредством реализации их в декоре. Популярно изготовление клумб, поделок в форме животных, сказочных персонажей для украшения участка дачи или дома.

Что делают из переработанных шин

Переработанная резиновая крошка имеет различные функции. В дальнейшем она используется:

  • для производства детских площадок, парковок, вертолетных станций;
  • совсем мелкую крошку используют для набивания боксерских груш;
  • в производстве аксессуаров для автомобиля;
  • в качестве материала для создания резиновых сапог;
  • для асфальтирования дорог;
  • для изготовления резиновой плитки.

К списку можно добавить еще редкое использование крошки из резины в качестве текстиля для наполнения матов, матрасов.

Переработка автомобильных шин является не прихотью, а насущной необходимостью. Она защищает природу, здоровье человека и позволяет получать дешевое вторсырье.

Читайте также: