Штраф за отсутствие запасного колеса

Опубликовано: 17.04.2024

Беспечно отправляясь в путь без «докатки» водитель создаёт себе дополнительные трудности, ведь ситуации, при которых можно повредить колесо, на дорогах происходят довольно часто. Однако, есть ряд нюансов, связанных с процессом эксплуатации запасного колеса. Давайте подробно в них разберёмся.


Что такое докатка

«Докатка» или по-другому «запаска» представляет собой запасное пятое колесо, обычно небольших размеров, которое устанавливается водителем в случае механического повреждения шины (прокол, разрез) основного колеса. Запасное колесо даёт возможность без проблем добраться до ближайшего шиномонтажа и отремонтировать шину.

Почему закон запрещает использовать «докатку»

Штраф за отсутствие «запаски» законом не предусмотрен. Однако, административным законодательством запрещено использование запасного колеса в случае, если на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные. Данное правильно регламентируется пунктом 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

То есть, если ваш автомобиль был оборудован зимней резиной, а на «запаске» стоит летняя, то инспектор уполномочен оформить на ваше имя протокол. Также сотрудник ГИБДД вправе будет запретить вам продолжить путь, так как дальнейшее движение на несоответствующей «запаске» может создать аварийную ситуацию на дороге. Однако, данная норма при таких обстоятельствах, чаще всего носит чисто формальный характер. При возникновении подобной ситуации постарайтесь доходчиво объяснить инспектору, что колесо вы пробили недавно, а на «запаске» доедете только до ближайшего сервиса. В качестве доказательства можно предъявить повреждённое колесо.

Какой штраф налагается

К сожалению, бывает и так, что страж порядка не всегда идёт на встречу автолюбителю. В случае, если инспектор выявит какое-либо несоответствие запасного колеса относительно основных колёс, согласно п.1. ст. 15.5 КоАП РФ, вам может грозить штраф в размере 500 рублей. С точки зрения закона инспектор будет прав и возразить ему вы не сможете. Однако, такие случаи крайне редки, ведь чаще всего инспектор понимает сложную ситуацию, в которую попал водитель и идёт ему навстречу.

Как безопасно пользоваться «докаткой»

Прежде всего необходимо запомнить, что «докатка» необходима лишь для того, чтобы добраться до ближайшего сервиса, где мастера смогут отремонтировать колесо. Принято считать, что ресурс запасного колеса варьируется от 2000 до 5000 километров. Однако, стоит понимать, что ездить на «докатке» длительное время категорически запрещено, ведь это может угрожать не только вашей безопасности, но и безопасности других участников дорожного движения.

При эксплуатации запасного колеса максимальная скорость автомобиля не должна быть более 60 км/ч. Перед тем как начинать движение также рекомендуется проверить давление в колесе, оно должно быть равным примерно 4,0-4,3 атмосфер. При меньших показателях возникает риск повреждения шины при движении. В этом случае, осуществлять дальнейшее движение не стоит.

Двигаться лучше всего в крайней правой полосе с включённой аварийной сигнализацией, это позволит другим водителям правильно сориентироваться на дороге.

Всегда помните, что автомобиль является источником повышенной опасности и использование «докатки» всегда несёт некоторый риск.

С какими неисправностями не пройти техосмотр: список 2021 года

МВД прописало обязательные требования к безопасности машины для прохождения техосмотра в 2021 году – всего более 80 пунктов. Об этом сообщает ТАСС.

В новой редакции федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» перечислены требования к тормозной системе, рулевому управлению, осветительным приборам, двигателю и его системам, шинам и колесам. В случае, если по какому-то из пунктов есть неисправности, ТО в 2021 году пройти не удастся.

Примеры неисправностей, которые не дадут пройти техосмотр в 2021 году:

  • подтекание тормозной жидкости
  • нарушена герметичность трубопроводов
  • нерабочий стояночный тормоз
  • недостаточная плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
  • суммарный люфт в рулевом управлении в пределах определенных значений
  • наличие всех стекол
  • наличие большой трещины, мешающей обзору, на ветровом стекле
  • отсутствие ремней безопасности
  • дефекты ремней безопасности (надорвана лямка, ремень не вытягивается или не втягивается в катушку)
  • неработающие стеклоочистители или стеклоомыватели
  • неправильная настройка световых приборов
  • отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес
  • шины разного размера или конструкций
  • несоответствие шин сезону

С 1 марта в России меняется порядок прохождения ТО на автомобиль, а диагностические карты становятся электронными – ГИБДД разъяснила автомобилистам вопросы проведения ТО в 2021 году.

  • Для прохождения ТО в 2021 году автовладелец может обратиться к любому оператору в любой пункт техосмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства.
  • Список аккредитованных пунктов ТО можно найти в базе на сайте Российского союза автостраховщиков.
  • С 1 марта 2021 года диагностическая карта будет оформляться только в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта и с занесением в базу ЕАИСТО.
  • Для прохождения ТО в 2021 году (начиная с марта) будет проводиться обязательная фотофиксация заезда автомобиля на СТО и выезд из него, с координатами места проведения техосмотра, совпадающие с координатами сервиса, временем начала и окончания осмотра, внесение сведений станции технического диагностирования. Информация будет содержаться в диагностической карте.
  • Диагностическая карта, оформленная операторами техосмотра до 1 марта т.г., в соответствии с действующим законодательством будет актуальной до наступления срока следующего ТО.
  • Информацию о наличии действующей диагностической карты и сроках ее действия после 1 марта 2021 года можно будет получить на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).

UPD: ГИБДД готовит изменения в ПДД, которые существенно расширят список неисправностей. С весны 2022 года инспектор сможет запретить эксплуатацию и выписать штраф в 500 рублей за мешающий обзору регистратор, отсутствие противосолнечных козырьков и другие проблемы. Подробнее тут.


Что делать, если нет запаски, а шина разбита в хлам – знание, без которого не выжить на дорогах нашей страны. Вариантов немного, но они есть.

Ну и что делать, если нет запаски, а яма, в которую ты только что влетел, оказалась глубиной по ступицу? Ездить без пятого колеса в наши дни – непозволительная роскошь. И тем не менее, ее себе позволяют не только водители модных моделей с баллончиком пены вместо запаски, но и владельцы, дорожащие объемом багажника – например, машины которых оснащены ГБО.

И даже те, кто добросовестно возит в багажнике полноразмерную запаску, могут столкнуться с такой проблемой. Ведь на самых злых ямах часто страдают сразу два колеса одного борта. Попробуем обобщить свой и чужой опыт, касающийся вариантов выхода из такой ситуации.


Порывы боковин длиной более 20 мм ремонтировать нельзя – такие заплаты отстанут и шина резко потеряет давление, что очень опасно

– Что с колесом? Почему оно спустило? Бывает, что повреждается не покрышка (точнее, она тоже, но прореха не сквозная), а диск – металл сминается от удара. И тогда воздух из колеса может выйти только в момент удара, а затем давление в шине худо-бедно удерживается. Время от времени подкачивая ее (компрессор или насос у вас хоть есть?), можно “короткими перебежками” продолжить движение к месту ремонта.


Если колесо спустило не из-за “травмы” резины или диска, а из-за банального прокола, как правило шину можно периодически подкачивать и таким образом добираться до мастерской

– Звонок другу. Пришло время проверить, несколько надежны ваши друзья. Звоните, просите привезти запасное колесо – лучше сразу в сборе, ведь голая без диска резина на обочине дороги вам ни к чему.

– Асистанс. Ведущие мировые производители обещают покупателям своих автомобилей помощь в пути. Ищите в бардачке телефон дилера или карточку фирменного асистанса – и поделитесь своей бедой с профессионалами. Вызов скорее всего будет недешевым, так что прежде рассмотрите следующие ниже варианты.


Литые диски более хрупкие, чем стальная штамповка. С такими повреждениями ни на дороге, ни в мастерской уже ничего поделать нельзя

– Голосуем. Остановите проезжающую мимо машину – желательно местного жителя – и попросите отвезти вас с вашим колесом до ближайшего шиномонтажа. Еще вариант – попросить вызвать, по телефону или заехав непосредственно на СТО, мастера с ближайшего шиномонтажа. Который заберет поврежденное колесо на ремонт и через время вернется с ним, уже исправным.

– Колесо взаймы. Такой способ помощи в дороге незнакомому человеку практиковался в советские годы. Тогда колеса страдали не от ям, а от дефицита: из-за отсутствия в продаже шин и камер на них ездили порой буквально до дыр. У водителя проезжающей мимо машины попробуйте попросить в долг запаску, чтобы вернуть ее ему около ближайшего шиномонтажа. Заодно можно проверить досужий тезис о том, что в наши дни люди стали менее отзывчивыми.


Сквозные порывы боковины – следствие езды под плохим дорогам с чрезмерно высокой скоростью: иногда таковой можно считать 10 – 15 км/ч

– Эвакуатор. Самое трудно – найти контакты компании, оказывающей услуги по эвакуации. А уж за ваши деньги водитель эвакуатора найдет вас в самой немыслимой глуши – и вывезет к желаемой СТО вместе со всеми колесами, целыми и поврежденными. К слову, поиск телефона эвакуатора в наше время упростился благодаря мобильному интернету.

– Дедовский метод. В прежние времена, в ситуации, когда помощи ждать было совсем уж ни от кого, отчаянные автомобилисты вместо воздуха наполняли шину … подручными материалами: сеном, соломой, тряпками… Прежней несущей способности шина обрести не могла, но потихоньку ехать было можно.

– Варварский метод. Собственно говоря, теоретически ничто не мешает ехать и на колесе со спущенной шиной, ведь металлический диск все равно остается круглым. Правда, придется смирится с тем, что шина будет разорвана в клочья (но ей, скорее всего, и так конец), а диск будет поцарапан о дорогу. Главное, держать скорость не более 5 км/ч, ведь с таким колесом машина неважно управляется. На протяжении первых нескольких километров шина будет кое-как защищать диск от повреждений, и только затем разрушится. Если при этом ехать быстро, пострадает машина – резиновые лохмотья побьют краску и антикор на колесных арках, брызговики и пр.


Боковина – самое слабое место любой шины. Хотя некоторые производители усиливают каркас боковины особо прочным волокном

Вы спасены!
Итак, вы каким-то образом выбрались к точке шиноремонта. Не спешите ремонтировать пробоину в покрышке: если ее протяженность выше 2 см, заплата на боковине все равно вскоре отвалится. Если купить новую шину не получается, сделайте колесо камерным. Еще один вариант – купить на шиномонтаже шину б/у в подходящем размере, чтобы благополучно доехать на ней до цели назначения.

Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.

Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:

  1. заменена подвеска: занижена или установлена пневмоподвеска;
  2. заменен воздушный фильтр на нештатный;
  3. заменены диски на произведенные не заводом-изготовителем автомобиля;
  4. установлен спойлер или другие декоративные элементы на кузове.

Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.

Каким регламентом в данном случае пользуются сотрудники ГИБДД ? Законно ли это?

Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!

На самом деле никто не запрещает вносить любые изменения в конструкцию автомобиля. Но их надо узаконить, чтобы избежать штрафов.

Расскажу, как это сделать.

Что написано в законе

Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.

Если водитель вносит изменения в конструкцию автомобиля и не получает на них разрешения, ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при изменении собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков.

Если я поменяю масло в машине или установлю другие сидения — мне надо получать разрешение в ГИБДД ?

Нет, менять запасные части автомобиля на аналогичные можно без ограничений. Обязательное разрешение нужно получать только на определенные существенные изменения: например, изменение типа кузова, установку нештатных колес, замену галогеновых лампочек на ксеноновые. Полный перечень изменений смотрите в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Абсолютно точно запрещено без согласования:

  1. Изменять тип кузова. Например, своими силами переделать седан в универсал.
  2. Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу.
  3. Устанавливать или демонтировать газовое оборудование.
  4. Переделывать фары и лампочки или менять их конструкцию. Класс источников света в фарах просто так тоже менять нельзя. За замену галогеновых лампочек на ксеноновые можно лишиться прав на 6—12 месяцев.
  5. Устанавливать стальные конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера. Это требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты фар. Важно: брызговики, ветровики и различные декоративные накладки под действие этого пункта не попадают, штрафовать за них нельзя.

Это неполный список запрещенных изменений. Полный — в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.

Зачем нужны такие ограничения

Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.

Владельцам авто кажется, что ничего серьезного они не изменяют, — ну подумаешь, поставили колеса размером побольше. Но колесная арка рассчитана на определенный размер резины. Только при таком размере производитель гарантирует, что колесо не будет цепляться за элементы кузова. Иначе гарантии нет. Представим, что машина на высокой скорости попадает в яму на дороге колесом нештатного размера. Подвеска отрабатывает нормально, но резина рвется от контакта с внутренней частью крыла. Хорошего в этом мало.

Есть еще скрытые минусы, которые напрямую к безопасности не относятся. Например, пробег автомобиля считается по числу оборотов вала коробки передач, фактически — по числу оборотов колеса. Нештатные колеса большего или меньшего диаметра будут искажать данные по пробегу. Это скажется и на сроках обслуживания автомобиля. Но этого может и не случиться — если все сделано правильно.

Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?

Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.

За все это придется заплатить госпошлину. Через портал госуслуг это обойдется в 350 рублей за внесение изменений в ПТС . Еще 500 рублей нужно будет заплатить за новое свидетельство о регистрации транспортного средства.

Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.

Единого ценника на работы тоже нет: каждый мастер устанавливает цену сам, руководствуясь платежеспособностью клиента. Например, оформление газобаллонного оборудования в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей — и это только за оформление, без учета самой установки. Для юридических лиц цены на порядок выше. Оформление газобаллонного оборудования на коммерческий автобус, например, будет стоить от 20 тысяч рублей.

Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях или это будут траты по принципу «понты дороже денег». На мой взгляд, для водителя личного автомобиля будет эффективна только установка газобаллонного оборудования — с ним вы будете тратить на топливо на 30% меньше. В этом случае при больших пробегах окупится как само оборудование, так и оформление изменений в конструкцию автомобиля.

Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:

  1. Оцениваем экономическую целесообразность вносимых изменений. Если это принесет ощутимую прибыль или тяга к эстетике победила — переходим к следующему шагу.
  2. Находим организацию, готовую взяться за оформление изменений. Проводим предварительную техническую экспертизу.
  3. Обращаемся в ГИБДД , получаем разрешение на внесение изменений.
  4. Устанавливаем оборудование на автомашину.
  5. Проходим техосмотр.
  6. Снова проходим экспертизу.
  7. Платим госпошлину, идем в ГИБДД , получаем новое свидетельство о регистрации транспортного средства и запись в паспорте транспортного средства о том, какие изменения были внесены.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.



"в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей "
"для юридических лиц цены на порядок выше - будет стоить от 20 тысяч рублей."

Как финансист финансисту - "на порядок" это ровно 10 раз.
Не в 2 раза, нет.
"На 2 порядка" - в 100 раз.
И так далее.

Иван, меня вся статья очень расстроила, очень неквалифицированные предположения и заявления уровня профановского я.дзена. Отмеченный Вами момент меня покоробил как математика.

дебилы на приорах ксенон ставят повально и пофиг

Поверхностная статья с необходимым автору количеством символов.

"Зачем нужны такие ограничения
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения."
Нет. Это такой же узаконенный отъём денег как и СРО и навязанные аттестации рабочих мест и прочее. Тот кто ставит силовики, нулевики, лифт и ГБО как правило разбирается в вопросе и обращается в достойные компании по переустройству. Швеллер, приваренный к раме не становится безопасней после оформления, однако санкции за неуплату и любой силовик за деньги согласовывается.

Ксенон для колхоза уже не продаётся нигде. Светодиодная замена куда актуальнее.

"Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу."
1. Все перечисленные элементы ставятся не в кузове и не в салоне.
2. Лебёдку в бампер невыпирающую за переднюю часть (номер) можно ведь? А сзади в междурамье на пикапе? А на эвакуаторе за кабиной? А по статье нельзя.
3. Слово "шнорхель" уместнее заменить на "увеличенный воздухозаборный патрубок". Труба выводит коптя, а шноркель забирает прихрюкивая.

"Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях "
А для экономии ли они делаются? Кому-то для эстетики, кому-то для увеличения проходимости, кому-то для увеличения грузоподъёмности или пассажировместимости есть несчитаемые вещи.

Портал Autonews перечислил восемь таких ситуаций, где штраф весьма вероятен. Сюда относится, например, отсутствие зеркала заднего вида: автомобиль с таким недочетом считается неисправным. У своей машины водитель, скорее всего, попытается как можно скорее устранить поломку и не станет ездить без зеркала. А вот в автомобиле каршеринга отсутствие этого важного элемента может смутить не сразу. В этом случае легко попасть на штраф 500 рублей и невозможность продолжать движение до устранения проблемы: это прописано в статье 12.5 КоАП.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Еще одно неочевидное нарушение - стоянка с несоблюдением дорожной разметки. Это бывает, когда водитель втиснулся в узкое место и не заметил, что пересек парковочную линию. Такие провинности научились фиксировать дорожные камеры. Поэтому по части 1 статьи 12.12 КоАП автовладельцу грозит штраф 500 рублей.

Москвичам все чаще стали "прилетать" штрафы за оставленный под знаком "Парковка только для резидентов" автомобиль. Наказание для нерезидентов (по сути - жителей другого района) существенное: 2500 рублей.

Важно знать и о риске получить штраф за парковку на закругленном треугольнике по краям выездов из дворов и прилегающих территорий. Жители регионов могут быть наказаны на 2000 рублей, Москвы и Санкт-Петербурга - на 3000. Высока вероятность того, что машину могут еще и эвакуировать.

Схожее нарушение - остановка на островке безопасности. Штраф поменьше - 500 рублей, но все равно приятного мало. Останавливаться здесь можно только в крайних случаях, а не для того, чтобы уточнить дорогу или объехать пробку.

Такой же штраф - 500 рублей - можно получить за трещину на лобовом стекле. Если она находится со стороны водителя и превышает в длину 10 см, то это нарушение: ездить на подобном автомобиле нельзя.

За установку оборудования - будь то нештатный багажник или фаркоп - можно получить штраф по уже упомянутой статье 12.5 КоАП. На подобные работы нужно сначала получить разрешение в специализированной лаборатории, а затем - оформить это в ГИБДД.

Замыкает список парковка без номеров. У водителя, купившего автомобиль, есть 10 дней на то, чтобы зарегистрировать его. Но оставлять на столичной парковке такие автомобили не стоит: высока вероятность того, что его увезут на штрафстоянку. Это связано с решением Антитеррористической комиссии.

Читайте также: