Штраф за зимнюю резину волгоград

Опубликовано: 12.05.2024

В межсезонье некоторые автолюбители до последнего оттягивают смену резины. Водители считают, что успеют «переобуться» до заморозков или потепления. Но всё равно к резкой смене погоды оказываются не готовы: осенью это чревато «днём жестянщика» и многочисленными авариями, весной и летом – выбитыми шипами. По данным СМИ, водителей, не поменявших шины, с лета начнут штрафовать на 500 рублей.

Очередные «водительские» санкции

Речь идёт о прошлогоднем проекте МВД, который подразумевает наказание водителей за резину не по сезону. В документе, размещённом на портале проектов нормативно-правовых актов, предлагается запретить использование летней резины с декабря по февраль. А с июня по август, соответственно, шипованных шин.


За шины не по сезону хотят ввести штраф. Фото: vsekolesa

За шины не по сезону водителей могут штрафовать по ч. 1 ст. 12.5 Административного кодекса – управление транспортным средством при наличии неисправностей и условий, при которых эксплуатация ТС запрещена. Размер штрафа – 500 рублей.

Депутаты против штрафов

В Госдуме считают, что вводить штрафы за несезонную резину – несправедливо. Важнее обратить внимание на состояние дорог. Об этом сообщил СМИ глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников:

Периодически эта тема возникает. Мне кажется, что штрафовать только за то, что человек не заменил резину, неправильно <…> На мой взгляд, это подмена понятий. Мы таким образом уводим общество в другую дискуссию, хотя надо обсуждать качество дорог, качество развязок, — цитата по ТАСС

Другое дело, если по вине водителя, который использовал шины не по сезону, произойдёт ДТП, добавил депутат. К тому же непонятно, как контролировать смену резины водителями.

От себя добавим, что несправедливо требовать от российских водителей соблюдать единые стандарты использования шин. В нашей стране несколько климатических поясов, от арктического до субтропического. Например, в Сочи средняя температура января +6 С, водители в городе вряд ли используют шипованную резину зимой. В этом же месяце температура может падать и до – 13 С. Кончено, в таких регионах водители используют всесезонные шины или зимние без шипов. Но есть те, кто и вовсе не «переобувается».

Так будут штрафовать или нет?


Пока что штрафов за шины не по сезону в России нет. Фото: telegraph.

МВД не просто так предложило штрафы и контроль над установкой резины по сезону. Эксплуатация шин должна соответствовать техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств Таможенного союза. Пока в российских нормативно-правовых актах требование к сезонной эксплуатации шин не отражено.


Новые ограничения по эксплуатации автомобилей должны были вступить в силу с 1 июня 2021 года. Согласно специальному проекту постановления правительства, наказывать водителей будут за разного рода технические неисправности. В документе подробно прописаны проблемы, при которых эксплуатация автомобилей будет запрещена. Пока именно отсутствие перечня запретов в ПДД не давало инспекторам ГИБДД возможности выписывать водителям штрафы.

Отдельный пункт в перечне неисправностей посвящен резине, в том числе использованию зимней резины летом и наоборот. После принятия нового проекта КоАП, который сейчас находится на рассмотрении профильных ведомств, инспекторы смогут оформлять нарушения такого рода по части 1 статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Штраф за использование зимней резины летом будет составлять 500 рублей.

Когда нельзя ездить на зимней резине

Несмотря на многолетнее негласное правило не ездить на шипованной резине летом, некоторые водители пренебрегали поездками в шиномонтаж и круглый год передвигались на зимней резине, иногда даже шипованной. Инспекторы ГИБДД давно пытались привлечь таких водителей к ответственности, но возможность штрафовать появилась только в этом году.


Статьи 10 апреля 2020 «Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин
Видео 20 февраля 2018 Примеряем на себя: как и из чего делают шины

На федеральном уровне прописано, что водителям нельзя ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль). В зависимости от особенностей погоды региональные власти могут продлить действие запрета на шины не по сезону — например, прописать «зиму» с октября по март.


У водителей нет обязанности переобувать машину в холодную погоду именно в шипы, по желанию можно ездить и на так называемой "липучке", которая более актуальна для южных регионов. Любопытно, что на зимней нешипованной резине можно ездить и летом — за это штрафовать не будут. Наказывать будут только за езду на шипах.

Летняя резина и разные покрышки

Что касается обратного запрета, то опасность езды на летней резине в зимний период очевидна. Летние шины не предназначены для гололедицы и снега, однако многие автомобилисты до последнего затягивают с поездкой в шиномонтаж. Теперь сменить летнюю резину на зимнию предписано не позднее 1 декабря (если региональные власти не посчитают правильным сделать это раньше).

Кроме того, с 2021 г. инспектор может выписать штраф, если, например, водитель установит не четыре зимних шины, а только две. Проблема установки разных шин на автомобили все еще очень актуальна в России, считает президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.


«У водителей не всегда есть деньги на покупку новой резины, они экономят, как могут, но это действительно очень опасно. Зимние шины летом стираются, а ездить зимой на летней — это верный способ попасть ДТП», — объяснил эксперт.

Нормативы Таможенного союза

В техническом регламенте Таможенного союза, членом которого является и России, уже давно прописан запрет эксплуатации автомобилей с шипованной резиной в летний период (июнь, июль, август). Зимой (декабрь, январь, февраль), согласно документу, запрещено ездить на летних шинах. Можно поставить на автомобиль как шипованную, так и не шипованную резину, но главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S».

alt="Штрафы по "резиновой" статье в этом году водителям скорее всего не придут. Фото: Виктор Погонцев" />
Штрафы по "резиновой" статье в этом году водителям скорее всего не придут. Фото: Виктор Погонцев

Проект постановления о запрете автомобилистам ездить на резине не по сезону еще находится в стадии разработки. Поэтому говорить о введении нового штрафа в размере до 500 рублей с 1 июня преждевременно, сообщили ТАСС в пресс-центре МВД России.

Фото: Photoxpress

"В целях гармонизации перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, ведется разработка соответствующего проекта постановления правительства РФ, который в настоящее время проходит процедуру согласования", - отметили в ведомстве.

Напомним, в сентябре прошлого года на портале проектов нормативных правовых актов regulation.govбыл размещен разработанный МВД проект постановления правительства, утверждающий перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства. В частности, в этом перечне запрещалась эксплуатация зимой (декабрь, январь, февраль) машин на летних шинах и летом (июнь, июль, август) - автомобилей на шипованных шинах. При этом отмечалось, что по решению органов исполнительной власти субъектов РФ сроки, определяющие летний и зимний периоды, могут быть увеличены. Штраф за эксплуатацию автомобиля с неисправностями из этого перечня предусмотрен действующей статьей Кодекса об административных правонарушениях, а именно частью 1 статьи 12.5. В соответствии с ней водитель может быть оштрафован на 500 рублей.

В проекте постановления указывалась дата его вступления в силу - 1 июня.

Поэтому некоторые СМИ и решили, что документ все равно будет принят и водителей начнут штрафовать за новое для нашего законодательства нарушение.

Но самое интересное заключается в том, что 1 июня, даже при полной готовности документа, вступить в силу он бы не смог.

С 1 февраля этого года вступила в силу новелла Закона "Об обязательных требованиях в РФ", согласно которой новые обязательные требования для бизнеса могут вступать в силу два раза в год: либо 1 марта, либо 1 сентября. Причем не ранее чем через 90 дней с момента официального опубликования. А значит, новый перечень неисправностей, поскольку на бизнес он тоже распространяется, может вступить в силу только в указанные даты.

Но сейчас готовность этого документа такова, что даже принять его за 90 дней до 1 сентября не успеют.

Соответственно, ожидать штрафов за использование летних шин зимой, а шипованных летом раньше 1 марта следующего года не стоит. С этой же даты водителей начнут штрафовать за управление машиной без техосмотра.

Установка зимней резины

Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.

В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.

Когда переходить на зимнюю резину по закону?

Календарь установки резины

Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств":

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств - членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.

Итак, что можно понять из данного пункта:

Маркировка зимней шины

  1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
  2. В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку "М+S", "M&S" или "M S" и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2018 года ограничение не действует.
  3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.

Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:

  • Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
  • Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
  • Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.

Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:

ЛетниеЗимние ошипованныеЗимние неошипованные
Зима (декабрь - февраль) ++
Весна (март - май)+++
Лето (июнь - август)+ +
Осень (сентябрь - ноябрь)+++

Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.

Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.

Использование всесезонной резины в 2021 году

В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).

Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь - февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку "М+S", "M&S" или "M S".

В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.

Штраф за неправильное использование резины в 2021 году

В 2021 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.

Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины - 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.

В соответствии с поправками к ПДД, подготовленными МВД, которые вступят в силу с начала лета 2021 года, эксплуатация шипованных зимних покрышек будет полностью запрещена с июня по август, а летних – с декабря по февраль. В зависимости от климатических особенностей, региональные власти смогут скорректировать сроки действия ограничений. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств водителей начнут штрафовать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ – на 500 рублей. В законе есть интересная лазейка – оштрафовать часть водителей за применение шин не по сезону будет невозможно. И речь не о всесезонных шинах.

По теме

Сезонность шин

Автомобильные шины принято делить на три типа по сезонности использования – летние, зимние и так называемые всесезонные. Последние позволяют перемещаться по дорогам в любое время года без опасности словить штраф, правда, их характеристики оставляют желать лучшего – такие изделия не блещут сцепными свойствами ни зимой, ни летом. Иное дело – специализированные летние и зимние шины, заточенные под конкретные условия эксплуатации.

Типичная маркировка зимних шин

Определить, к какой сезонности относятся автомобильные покрышки, довольно просто. На летней резине специальной маркировки нет, на зимней – наносятся надпись «M+S», слово «Winter» или изображение снежинки. Всесезонные покрышки маркируются «зимней» символикой, но чаще – аббревиатурами «AS» (все сезоны, All Seasons), «R+W» (всесезонная для холодных регионов, Road + Winter) или «AW» (всесезонная для любых условий, Any Weather). Маркировка на шинах позволяет точно идентифицировать их принадлежность к тому или иному классу по сезону – и, соответственно, при выявлении нарушения штрафовать.

По теме

Важный нюанс касается зимних шин: маркировка шипованных и нешипованных изделий ничем не отличается. Зато визуально видно, должны ли быть в покрышке шипы. На федеральном уровне запрет распространяется лишь на шипованные шины летом, а вот применение фрикционных зимних шин, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, допускается всегда.

Как это может вам помочь

Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии – сильном износе протектора.

Такие шины уже нельзя эксплуатировать зимой, но можно летом. При условии полного отсутствия шипов

В соответствии с требованиями ПДД, для транспортных средств категории M1, N1, O1, O2, к которым относятся легковые автомобили, минимальная допустимая остаточная глубина протектора зимних шин составляет 4 мм. Для летних шин требования гораздо менее жёсткие - 1,6 мм. Разница между этими параметрами весьма велика – 2,4 мм. В переводе на пробег – не одна и часто даже не пять тысяч километров.

По теме

Присмотревшись к фрикционным шинам, вы обнаружите на них два маркера остаточной высоты протектора – зимний и летний. Отлиты они не просто так: производитель учёл и просчитал возможность использования данных покрышек как зимой, так и летом. Выбрасывать ещё пригодные к эксплуатации дорогостоящие шины неразумно. К счастью, понимают это и в МВД.

Внимательно присмотритесь к верхней широкой продольной канавке: справа - зимний маркер (4 мм), слева - летний (1,6 мм)

Как докатывать фрикционки летом

Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:

зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;

такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;

протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;

фрикционные шины летом быстро изнашиваются.

По теме

Впрочем, при правильном подходе эксплуатация таких шин вполне допустима. В особенности если вы передвигаетесь преимущественно не по асфальту, а по грунтовым и лесным дорогам. При езде по грязи даже сильно изношенные зимние «липучки» не оставляют никаких шансов новым летним шинам – благодаря развитому «внедорожному» рисунку. По мере уменьшения высоты протектора количество ламелей уменьшается: блоки становятся крупнее и жёстче, дубеет с годами и сама резина – шины приобретают всё более «летний» характер.

Не придерутся ли сотрудники ГИБДД и страховщики?

Придраться к зимним шинам летом можно в единственном случае – если у вас шипованные шины (достаточно наличия всего одного шипа). С зимней и летней глубиной протектора проблем быть также не должно. Согласно тексту Техрегламента, эксплуатация невозможна, когда «остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм». Ключевом момент – «на указанном покрытии»: в летний период эксплуатация шин возможна до летнего маркера или остаточной высоты протектора в 1,6 мм. Что до шипованных покрышек, шины, утратившие шипы, перестают быть шипованными шинами. Как говорится, пассатижи вам в помощь!

Читайте также: