Сколько можно ездить на лысой резине

Опубликовано: 14.05.2024

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

Казалось бы, что может быть лучше новых шин? Их смачный резиновый запах напоминает о себе при приближении к автомобилю. Вы вместе с машиной радуетесь обновке, обещающей беспроблемные пробеги по городам и весям нашей бескрайней. Но новые летние шины требуют к себе внимания, особенно в период обкатки.

Известно, что новый автомобиль нуждается в обкатке, чтобы равномерно притерлись детали в двигателе и шестерни в коробке передач, чтобы прикатались подшипники ступиц. Заводы-изготовители поэтому и не рекомендуют в первые две тысячи пробега раскручивать двигатель до максимальных оборотов и развивать максимальные скорости на дороге. Аккуратная обкатка — залог долгой и безотказной работы автомобиля.

С шинами сложнее. Обкатка для них означает не только правильную посадку на ободе, но и удаление верхнего тончайшего слоя смазки на поверхности протектора. Ее наносят на форму, в которую резиновую смесь закладывают перед вулканизацией, — иначе резина прилипала бы к форме намертво. Чтобы очистить шины от этого состава, надо проехать примерно 1000 км.

Процесс обкатки новых шин требует от автомобилиста повышенного внимания, ведь шины могут заскользить даже на сухом асфальте. Чтобы аккуратно прикатать новые шины, на первой тысяче километров не стоит ездить быстрее 90 км/ч и резко тормозить.

Если шины лысые

Пытаясь оправдать езду на изношенных покрышках, вы успокаиваете себя тем, что гонщики Формулы-1 тоже ездят на шинах, лишенных рисунка, на сликах. Слик — вид спортивных шин со специальных составом резины, на которых отсутствует протектор. Поверхность резины без канавок способствует максимально возможному пятну контакта с асфальтом. Благодаря отличному зацепу резина позволяет раскрыть потенциал автомобиля, особенно если это касается подготовленных машин. Слики бывают сухие и дождевые. Имейте в виду, что слики обеспечивают хороший зацеп, только когда хорошо прогреты и сами шины, и асфальт. Отсюда и взялось выражение «прогревочный круг». Перед стартом гонки пилоты виляют из стороны в сторону, и эти маневры разогревают резину. Так или иначе, к гражданским изношенным до предела покрышкам все это не имеет отношения.

Первая опасность изношенных шин — риск прокола на скорости при наезде на безобидный с виду камешек, который вы и не заметили. Истонченный внешний слой протектора может продырявить и сучок, и болт, и осколок стекла. А проколотое колесо, особенно если это покрышка передней оси, да еще на скорости, может привести к потере управления и аварии с непредсказуемыми последствиями.

Вторая — риск аквапланирования. У покрышки, лишенной рисунка, естественно, нет и отводящих воду канавок. В дождь лысая резина многократно увеличивает опасность аквапланирования, которое может возникнуть при езде по неглубокой луже на скорости уже 60 км/ч. Аквапланирование, как известно, также лишает водителя возможности управлять автомобилем.

Третья опасность — риск застрять на ровном месте. Съехав на траву или на влажный грунт, ваши колеса начнут буксовать — им нечем уцепиться за поверхность. В таком случае нередко единственным средством решения проблемы может стать вызов буксира или эвакуатора.

Тем, кто рискует ездить на лысых колесах, нужно прежде всего забыть о скорости, избегать резких маневров и торможений. И, по возможности, быстрее переобуть автомобиль в шины с протектором глубиной не менее 1,6 мм, как того требуют Правила. Нужно также помнить, что инспектор ГИБДД вправе проверить высоту рисунка протектора и, в случае выявления нарушений, привлечь к административной ответственности. Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф в 500 рублей, которые не стали бы лишними при покупке новой резины.

Если у вас всесезонные шины

Решив сэкономить, вы приобрели всесезонные покрышки, и теперь на боковине у вас, согласно международным стандартам классической маркировки всесезонных шин, аббревиатура AS (All Season, «всесезонная») или AW (All Weather, «всепогодная»). Что нужно помнить при езде на всесезонках летом?

Универсальных шин не бывает и что ваши в чем-то уступают летним покрышкам. Всесезонным шинам летом не хватает жесткости, а зимой — эластичности. Для точной управляемости на высоких скоростях при езде по асфальту протектор должен быть жестким, с минимальным смещением блоков. А у всесезонки для езды по снегу и льду блоки изрезаны многочисленными ламелями, которые снижают жесткость протектора. Однако, это положительно сказывается на сцепных свойствах шины на мокром покрытии.

В автомобиле, обутом во всесезонные шины, будьте внимательны в поворотах, следите за поведением автомобиля. Особенно в жаркую погоду. При высоких температурах резиновая смесь всесезонки размягчается, это отрицательно сказывается на адгезии, ухудшает реакции автомобиля на поворот руля.

А отсюда один вывод — если у вас универсальные шины, не гонитесь за скоростью, будьте разумны при маневрировании, избегайте резких торможений.

Во время эксплуатации автомобильные покрышки начинают постепенно изнашиваться и приходить в непригодность. Срок службы шин во многом зависит от стиля вождения и условий использования. Однако в данном случае требуется обязательно своевременно определить износ резины и произвести её замену.

Как определить, что шины пора менять?

Чтобы осуществить данные манипуляции, возможно, применить несколько методов.

На шинах может присутствовать цветовой индикатор. По нему можно определить высоту протектора. Со временем одни цифры на данном индикаторе стираются, а другие проявляются. Поэтому при визуальном осмотре шины автовладелец всегда сможет понять, насколько она изношена.

Однако наиболее часто на покрышках встречается индикатор износа. Он находится в канавке протектора и имеет размеры до двух миллиметров. Пришла пора менять шины, если протектор по высоте такой же, как и этот индикатор.

Кроме этого, если заранее приобрести специальный набор для измерения высоты протектора, то получится следить за состоянием покрышек. В результате при необходимости удастся их своевременно заменить.

Что может произойти с сильно изношенной резиной?

Если передвигаться на автомобиле с лысыми шинами по сухому асфальту, изменений водитель не ощутит. Так как снижается сопротивление качению, можно обнаружить даже меньший расход потребляемого автомобилем топлива.

Однако никто не знает, как себя могут повести покрышки со стёртым протектором при езде на высокой скорости. Стоит понимать, что это в первую очередь небезопасно, и при быстром разгоне либо торможении покрышка может попросту лопнуть. О последствиях в данном случае можно лишь догадываться. Но скорее всего они будут достаточно печальными.

Что касается езды по мокрой дороге, то здесь лысые шины покажут свои "характеристики". Такие покрышки очень склонны к аквапланированию. Все объясняется тем, что стёртый протектор не в состоянии выводить воду из пятна контакта.

Во время передвижения по заснеженной трассе тормозной путь автомобиля с лысыми шинами увеличивается. А самое страшное, транспортное средство становится неуправляемым.

Автомобильные шины требуют периодической замены. Владельцы автомобилей занимаются сменой покрышек два раза в год, с наступлением тёплой весны или до холодов. Но протектор шин постепенно истирается и в определённый момент делается лысым. Ездить на таких колёсах становится опасно на любом дорожном покрытии вне зависимости от погоды.


Поведение на сухой дороге

Качественные протекторы дают хорошее сцепление колёс с дорогой, необходимое в любое время года. На изношенных покрышках ездить становится опасно как в сухую, так и дождливую погоду.

На сухой дороге может произойти следующее:

  • Стёртый рисунок покрышки не обеспечит хорошее сцепление, даже при езде по ровному асфальту.
  • Если на шинах разный уровень стёртости протекторов, это может привести к неожиданному заносу автомобиля.
  • Остатки протектора могут отслоиться в любой момент в процессе передвижения автомобиля и привести к взрыву покрышки.
  • Долговечность рисунка протектора варьируется. Зависит это от обстоятельств, в частности от производителя. Фирмы, заботящиеся о качестве продукта, выпускают шины, на которых можно будет ездить до 50 тыс. км пробега. В иных случаях желательно менять шины после 10-20 тыс. км пробега.

Но во всех случаях покрышку требуется заменить, если глубина протектора достигла 1,6 мм.

Поведение на мокрой дороге

В ненастную погоду лысая резина становится наиболее опасной. Ведь благодаря высокому протектору вода из-под колеса хорошо отводится. При попадании воды или грязи между резиной и покрытием происходит потеря сцепления колеса с дорогой, что может привести к негативным последствиям.

Из-за изношенной резины автомобиль может заехать в кювет даже при безобидном плавном повороте. А также она значительно увеличивает тормозной путь. Это грозит попаданием в аварию.

Износ протектора зависит от манеры вождения авто водителем. Приход покрышек в непригодное состояние возникает от неправильной эксплуатации, небрежного вождения или плохого технического состояния автотранспорта.

Максимальный срок работы стандартных автошин составляет 10 лет. Если транспортное средство стояло в гараже долгое время, покрышки также следует менять. Снижению прочности и образованию трещин способствует влажность, температура воздуха и давление. В резине образуются поры, в которые проникает влага. Металлический код начинает разрушаться, резина получает повреждения. Такая неисправность опасна при движении автомобиля на высокой скорости. Он теряет управление и возникает аварийная ситуация. Каждые три года прочность покрышки снижается на 10%.

Кроме того, за езду на чрезвычайно изношенных покрышках водитель несёт административную ответственность. Если автомобиль остановит сотрудник ГИБДД и установит превышение степени износа шин, нарушитель будет выплачивать штраф или получит соответствующее предупреждение.


Такое понятие, как «лысая резина» в автомобильной сфере используется в отношении сильно стершихся покрышек. Дело в том, что износ шин приводит к уменьшению глубины рисунка протектора. Из-за этого колесо теряет рельефность, и чем выше степень истирания, тем большую гладкость приобретает поверхность. Этот эффект автолюбители именуют залысинами на резине. Как выглядит потеря рельефности, начинающие водители могут увидеть на фото лысой резины


Практически лысая резина летом на колесах легкового автомобиля

Чем опасны залысины на резине

Износ шин и уменьшение глубины протектора влияют не только на комфорт управления транспортным средством, но и на безопасность вождения. Если вами используется лысая резина, последствия могут быть следующими:

  • Машина теряет устойчивость при движении, поскольку рельеф шин не обеспечивает должное сцепление с дорожным покрытием. Это приводит к появлению заносов на поворотах, неровной езде, а также может стать причиной опрокидывания авто.
  • Во время дождя и мокрого снега появляется эффект аквапланирования. Протектор отвечает за отведение влаги и грязи, однако при недостаточной глубине он не справляется с этой задачей. В итоге при попадании колес в скопление влаги водитель теряет управление транспортным средством.
  • При истончении резины повышается угроза ее повреждения. Наезд на незначительное препятствие или попадание в небольшую яму может привести к появлению грыжи на покрышке или даже разрыву шины.
  • При появлении серьезных залысин на резине, увеличивается тормозной путь, машина начинает двигаться более шумно и потреблять больше топлива.


Лысая резина зимой может стать причиной серьезных аварий!

Можно ли ездить на лысой резине

Учитывая вышеперечисленные последствия, можно сделать логичный вывод, что езда с лысыми покрышками опасна. Более того, в нашей стране она запрещена законодательством. Дело в том, что негативные факторы вождения, вызываемые такими покрышками, способны привести к ДТП. Поэтому согласно Постановлению Правительства РФ с 2015 года езда с изношенными шинами не допускается.

Документом предусмотрен штраф за лысую резину в размере 500 рублей. Наказать водителя могут, если при замерах глубины протектора показатели оказываются несоответствующими определенной норме. Индивидуальные допустимые параметры установлены для разных видов транспорта. Помимо этого, они различны для летней и зимней резины.


Зачастую смена колес — единственный выход в ситуации с лысой резиной

Нормальная глубина протектора шин для разных типов ТС

При замерах глубины протектора лысой резиной зимой признается та, чьи параметры оказываются ниже 4 мм. Это правило актуально для всех видов транспортных средств при отсутствии на покрышках встроенных производителем индикаторов.

Однако требования распространяются только на специальные шины, предназначенные для езды по заснеженному или обледенелому дорожному покрытию. Если в зимний период на вашей машине будут установлены летние шины, чьи показатели соответствуют нормам для теплого времени года, инспектор ГИБДД не имеет права оштрафовать вас.

Параметры, которые имеет лысая резина летом, определяются для каждого вида транспорта в отдельности. Так, для легковых машин и микроавтобусов нормальная глубина протектора должна быть не меньше 1,6 мм. Для грузовых авто этот параметр составляет 1 мм, для крупногабаритных автобусов — 2 мм, а для мотоциклетного транспорта — 0,8 мм.


Эксплуатация колес с лысой резиной карается штрафом

Что делать с лысой резиной

После того, как износ резины доходит до предельного уровня, оптимальным вариантом станет ее замена на новую. Однако сегодня некоторые автомастерские предлагают услугу углубления протектора. Это дает возможность продлить срок службы шин на 1-2 сезона, но только при большой толщине покрышек. Предотвратить появление залысин на резине, к сожалению, нельзя. Однако аккуратная езда, регулярная балансировка колес и регулировка давления в шинах позволят продлить срок их службы.

Читайте также: