Сколько раз можно перебортовывать резину

Опубликовано: 02.05.2024

Многие водители не спешат покупать дополнительные диски для зимней эксплуатации, используют те же, на которых они ездили летом. Ну а шины дважды в год проходят через суровую операцию разбортировки и сборки, которая не улучшает их состояние. Какие повреждения может получить колесо при некачественном выполнении работ?

Повреждение колец

Подавляющее большинство мастерских шиномонтажа используют старое и изношенное оборудование. Работают там люди, не всегда обладающие высокой квалификацией, потому как условия труда тяжелые, а текучка высокая. В итоге не все и не всегда могут хорошо снять и поставить шину на диск. Высок риск повреждения боковых колец покрышки.

Дело в том, что борта шины не должны растягиваться. При правильной установке покрышка плотно прилегает к ободу диска и обеспечивает герметичность шины. Для этих целей служат разрезные или неразрезные бортовые кольца, изготовленные из нескольких слоев прочной стальной проволоки, которые затем покрываются жестким кордом и слоем резины. Кольца создают твердый профиль, который крепко удерживает покрышку на диске. Однако, если кольца продавить, шина потеряет прочность и начнет стравливать воздух. Сначала немного, а затем потребуется ежедневная подкачка. Естественно, ездить на таком колесе уже будет проблематично.

Одна неправильная перебортировка может привести шину в полную негодность. Повреждения чаще всего наносятся на разбитом монтажном станке. Кроме того, во время шиномонтажа портится и сам диск. Если легкосплавное колесо ударить или уронить, то на нем появляются царапины и даже сколы верхнего лакированного слоя. Диск теряет былой вид.

Сменные диски

Поэтому лучше для зимы использовать набор обычных штампованных дисков, которые можно закрыть пластиковыми колпаками. На них один раз устанавливаются зимние шины. В итоге колеса можно не разбортировать годами, если конечно не случится прокол или пробой.

Штампованные диски намного дешевле литых и лучше приспособлены к зиме. Они не треснут при сильных ударах, если на заснеженной дороге не увидишь ямку и влетишь в нее на полном ходу.

Штампованные колеса легко ремонтируются в любой мастерской. Они также спасут покрышки от пробоев, потому как поглотят нагрузку от ударов. В зимнюю пору штамповки гораздо предпочтительнее литых колес.

Многие водители хотя бы раз в жизни пытались самостоятельно перебортировать колесо — в особенности, люди старшего поколения, когда шины были камерными, а шиномонтажи редкими. Сейчас самостоятельно заниматься этим никто не станет. Во-первых, потому, что это требует недюженной силы. А, во-вторых, без надлежащих инструментов и навыков можно легко расколоть литой диск или погнуть стальной, повредить бортовое кольцо шины и уплотнитель.

Для перебортировки колес требуется специальный шиномонтажный станок, который бортирует старую шину и устанавливает на диск новую в течение нескольких минут. Получается, что беспокоиться особенно не о чем?

Да, конечно, если только в шиномонтаже не стоит старое изношенное оборудование (а шанс, что именно так и есть, довольно высок), а занимаются вашими колесами люди, не обладающие высокой квалификацией да еще и сильно уставшие от грязной, тяжелой физической работы. Есть вероятность, что они отнесутся к ней поверхностно и… повредят боковые кольца вашей шины.

Когда шины были камерными, этот момент, возможно, и не был столь критичен. Но сейчас у бескамерных шин их борта должны плотно прилегать к диску — т.е, они не должны растягиваться. Кольца эти изготовлены из нескольких слоев стальной проволоки, покрытых сверху жестким кордом и слоем резины. Кольца создают твердый профиль — он собственно и держит герметично шину на диске. Если кольца продавить, покрышка начинает терять прочность и начинает «травить» воздух. Может, вы и сможете ездить на ней, но готовьтесь к необходимости постоянной подкачки колеса — раз в неделю, раз в день, после каждой поездки.

Собственно, всего лишь одна перебортировка, выполненная криворуким мастером и на разбитом шиномонтажном станке, может привести покрышку в негодность. Разумеется, «этот гад» вряд ли признается в этом. Вы уедете из шиномантажа с чувством выполненного (сезонного) долга и только через некоторое время, почувствовав неладное, пожелаете вернуться и высказать ему претензию. Но в шиномонтажке встретите уже другого «чумазого черта», который лишь разведет руками в ответ.

Но все-таки лучше иметь два комплекта колес — один для зимы, другой — для лета. Если для лета у вас заготовлены литые диски, для зимы приобретите обычные штампованные колеса. Для красоты (по желанию) их можно прикрыть пластиковыми колпаками. Установите на них шипованные покрышки — этого комплекта хватит лет на пять минимум.

Штампованные диски для зимы — это, во-первых, дешево. Во-вторых, «штамповка» лучше приспособлена для тяжелых условий зимней эксплуатации. И, в-третьих, ремонт стальных колес проще и дешевле.

Если вам понравился этот материал, поставьте лайк. А еще лучше - подпишитесь на канал. Будет интересно!

Продолжим тему сезонной переобувки — рассчитаем что выгоднее: перекидывать колеса каждый сезон или собрать отдельный комплект резины на дисках и менять колеса в сборе.

За основу для расчета взята резина 16 диаметра, поскольку именно такая размерность является штатной для моего Мондео.

Диски выбраны с помощью одного из многочисленных сервисов подбора по авто, а также подобраны по авто на сайте производителя оригинальных дисков СКАД. Цены на шиномонтаж взяты с сайта одного из продавцов резины (v1 – именно с этого сайта взята стоимость отдельных шиномонтажных работ), из личного опыта (v2), а также с купонных сайтов (с учетом возможных доплат за датчики давления).

Как видите, штампованные диски на Мондео 5 можно купить за 3 600 рублей комплект. Казалось бы – полтора шиномонтажа и диски отбились. Но… всегда есть определенные но: диски нужно собрать, что стоит определенных денег. А также перекинуть диски, которые неплохо было отбалансировать, тоже стоит денег.

В итоге расчетная экономия для классического шиномонтажа выходит порядка 50% от стоимости комплекса по переобувке. С купонами ситуация сложнее – большинство предложений основано на комплексном шиномонтаже, поэтому считаю просто сумму экономи между купонным комплексом и переброской колес в сборе.

Денежная экономия за определенные периоды представлена в табличке ниже. Сравнив сэкономленную сумму со стоимостью дисков уже можно сделать для себя определенные выводы.

Чтобы было понятнее ниже расчет окупаемости дисков – грубо говоря сколько раз нужно переобуться, чтобы покупка окупилась. После того как диски отобьются – пойдет прибыль – собственно говоря то, ради чего все и затевается.

Здесь важно отметить, что некоторые Мондео оборудованы системой TMPS (контроля давления в шинах).

Относиться к этой системе можно по-разному – скажу про себя – мне датчики давления нравятся: они позволяют не заморачиваться с проверкой и контролем давления традиционным способом, а просто иногда посматривать на приборную панель и в случае необходимости заезжать на заправку для подкачки шин.

Хотя можно датчики и не ставить — тогда будет высвечиваться ошибка. Можно игнорировать либо отключить датчики программно, что тоже стоит денег. В любом случае расчет окупаемости дисков с установленными датчиками ниже.

Я воздержусь от комментариев по поводу целесообразности покупки дисков вместо традиционной перебортовки. Цифры представлены – можете сравнить подходящий вариант с планируемым сроком эксплуатации резины и все станет понятно.

А вы перебортовываете резину или покупаете диски и собираете отдельный комплект? Делитесь мнением в комментариях!

Многие водители не спешат покупать дополнительные диски для зимней эксплуатации, используют те же, на которых они ездили летом. Ну а шины дважды в год проходят через суровую операцию разбортировки и сборки, которая не улучшает их состояние. Какие повреждения может получить колесо при некачественном выполнении работ, рассказывает автомобильный эксперт, капитан и инженер раллийной команды «ГазРейд Спорт» Вячеслав Субботин.

Повреждение колец

Подавляющее большинство мастерских шиномонтажа используют старое и изношенное оборудование. Работают там люди, не всегда обладающие высокой квалификацией, потому как условия труда тяжелые, а текучка высокая. В итоге не все и не всегда могут хорошо снять и поставить шину на диск. Высок риск повреждения боковых колец покрышки.


Дело в том, что борта шины не должны растягиваться. При правильной установке покрышка плотно прилегает к ободу диска и обеспечивает герметичность шины. Для этих целей служат разрезные или неразрезные бортовые кольца, изготовленные из нескольких слоев прочной стальной проволоки, которые затем покрываются жестким кордом и слоем резины. Кольца создают твердый профиль, который крепко удерживает покрышку на диске. Однако, если кольца продавить, шина потеряет прочность и начнет стравливать воздух. Сначала немного, а затем потребуется ежедневная подкачка. Естественно, ездить на таком колесе уже будет проблематично.

Одна неправильная перебортировка может привести шину в полную негодность. Повреждения чаще всего наносятся на разбитом монтажном станке. Кроме того, во время шиномонтажа портится и сам диск. Если легкосплавное колесо ударить или уронить, то на нем появляются царапины и даже сколы верхнего лакированного слоя. Диск теряет былой вид.

Сменные диски

Поэтому лучше для зимы использовать набор обычных штампованных дисков, которые можно закрыть пластиковыми колпаками. На них один раз устанавливаются зимние шины. В итоге колеса можно не разбортировать годами, если конечно не случится прокол или пробой.

Штампованные диски намного дешевле литых и лучше приспособлены к зиме. Они не треснут при сильных ударах, если на заснеженной дороге не увидишь ямку и влетишь в нее на полном ходу.

Штампованные колеса легко ремонтируются в любой мастерской. Они также спасут покрышки от пробоев, потому как поглотят нагрузку от ударов. В зимнюю пору штамповки гораздо предпочтительнее литых колес.

Вредна ли перебортовка, зачем нужен азот и как определить «смерть» резины

У автомобилистов самый разгар «переобувки» на летние шины. Мы задали специалистам ряд популярных и, возможно, наивных вопросов, чтобы устранить все пробелы.

Как определить, что летняя шина чрезмерно изношена?

В шиномонтажных мастерских используют специальный щуп, но у большинства шин есть встроенный индикатор износа — чаще всего в виде выступа на «дне» продольных канавок. Его высота — стандартные 1,6 мм, которые равны минимальной допустимой глубине протектора по ПДД. Если обкаточная поверхность шины сравнялась с индикатором, пора обновлять резину. Бывают более сложные индикаторы, отражающие постепенный износ колеса. Напомним, что при малой глубине протектора резко падает эффективность отвода воды из пятна контакта (растет риск аквапланирования), кроме того, шина может потерять структурную прочность.

Индикатор износа на шине: если он сравнялся с поверхностью качения, шину нужно менять

Основные причины неравномерного износа

Помимо сбитых углов установки колес изнашиваться неравномерно шины могут из-за неправильного давления — перекачанные колеса истираются по центру протектора, плохо накачанные — по периферии. Правильное давление в шинах указано в инструкции к автомобилю и на табличках, приклепанных к его кузову, но в среднем составляет 2+ бара (зависит от нагрузки).

Бывает и более экзотический рисунок износа, когда он неравномерный по окружности, что в запущенных случаях приводит к проплешинам в конкретных точках шины. Мастера поясняют, что основных причин две — локальный дисбаланс, который нельзя уравновесить стандартными средствами, либо повреждение металлокорда, например, при сильном ударе. В последнем случае в месте «ушиба» износ может идти по нарастающей.

Можно ли устанавливать на автомобиль диски и шины, отличные от заводских?

Большинство моделей допускают установку дисков иной размерности, однако не любых — список типоразмеров есть в инструкции к автомобилю.

При подборе диска важно уделить внимание не только его диаметру, ширине, крепежу, но и часто забываемому параметру — вылету. Он обозначается после литер ET в миллиметрах, может быть как положительным, так и отрицательным. Скажем, в маркировке диска 7.5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6 вылет равен 35 мм. Несовпадение вылета приведет к нерасчетной нагрузке на ступичные подшипники и может лишить гарантии на подвеску, если речь о новом авто.

Как устанавливать направленные и асимметричные шины?

Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения, которую необходимо соблюдать. Для асимметричных шин главное учитывать наружную (outside) сторону.

Как хранить зимнюю резину

Шины без дисков лучше хранить вертикально, пару раз в месяц переворачивая их на долю оборота. Резину на дисках можно хранить горизонтально, но вертикальное положение и регулярные повороты в любом случае предпочтительней.

Причина в том, что брошенная на полгода резина слеживается и деформируется.

— Конечно, когда мы накачиваем колесо, шина выправляется, но, бывает, не до конца, — рассказывает специалист по шиномонтажу Денис Чугунов. — Если отбалансировать колесо с деформированной резиной, при езде она окончательно обомнется и возникнет дисбаланс. Бывает, резина настолько «кривая» после хранения, что приходится использоваться силовые приемы, например, специальное устройство — бустер, которое в ударной манере подает в колеса высокое давление.

Опытный шиномонтажник установит шины по специальной схеме, если будет знать, на какой оси и каком борту работала данная шина в прошлый сезон

Подписывайте колеса

При демонтаже колес их желательно подписывать, чтобы точно знать, на какой оси и каком борту они стояли. Как правило, у современных переднеприводных машин передние шины изнашиваются быстрее, кроме того, неравномерность износа возможна по ширине протектора, поэтому регулярная смена осей и бортов, на которые установлена резина, помогает исключить ускоренное истирание одной пары колес.

Нас консультировал мастер шиномонтажа Денис Чугунов и его коллеги

Можно ли оставить на лето зимнюю резину?

Формально, технический регламент Таможенного союза еще с начала 2015 года запрещает использование в летние месяцы шипованной резины, однако штрафа пока не предусмотрено. Вероятно, законопроект о сезонности шин одобрят к осени этого года, а штраф составит 2000 рублей.

Зимняя нешипованная резина летом изнашивается в ускоренном темпе, а мягкий состав может «поплыть» в жару, резко снизив сцепные свойства. Такой вариант допустим разве что в качестве временного. А вот шипованную резину при достаточной глубине протектора можно доносить летом, однако желательно удалить из нее шипы.

Есть ли смысл накачивать колеса азотом?

— Азот меньше просачивается через микропоры и, в отличие от кислорода воздуха, не провоцирует старение резины и коррозию металлических деталей. Кроме того, он снижает риск перегрева, — поясняет Денис Чугунов. — Однако для обычных автомобилей накачка шин азотом, по большому счету, бессмысленна: у нас шины просто не живут так долго, чтобы эффект от азота почувствовался. Мы предлагаем эту услугу желающим, но не навязываем.

Нужно ли делать балансировку, если шины хранятся на дисках?

Балансировка делается при каждой смене колес в любом случае.

Вредна ли для шин регулярная перебортовка?

При достаточной квалификации мастеров не вредна, однако бывают прецеденты, когда неопытные мастера ломают внутренний обод резины, которым она примыкает к диску. И если мелкие дефекты устранимы, то при изломе внутренней кромки шина перестает центрироваться на диске.

Для перебортовки используются специальные станки. Мастера говорят, что наиболее сложна перебортовка низкопрофильной резины типа Run-Flat

Что полезно иметь в машине помимо насоса, домкрата и запаски?

В магазинах автозапчастей продаются так называемые наборы для жгутовки — специальное шило и жгуты, позволяющие провести экспресс-ремонт шины в крайнем случае.

— Иногда их используют при ремонте шин в сервисах, но это неправильно. Такие комплекты нужны для временного устранения прокола, — поясняет Денис Чугунов. — Зато они достаточно эффективны и просты в использовании. Но важно помнить: они не предназначены для ремонта боковых проколов. Эффект достигается за счет уплотнения жгута металлокордом при накачивании шины, но в боковине металлокорда нет.

Также невредно возить с собой. камеру. Современные шины бескамерные, однако в форс-мажорной ситуации в дороге при невозможности быстро отремонтировать шину или заменить, в дорожном шиномонтаже можно установить внутрь камеру — решение временное, но эффективное.

— Камера должна быть подобрана по размеру, хотя в редких случаях, по опыту, приходится выбирать на размер меньше, чтобы при накачивании она плотнее прилегала к шине, — добавляет мастер.

При подготовке материала консультировали специалисты компании «Цефей».

Читайте также: