Снять трещетку с заднего колеса маз

Опубликовано: 13.05.2024

Как снять тормозную трещетку МАЗ?

Трещетками называют регулировочные рычаги, которые располагаются в тормозной системе транспортного средства. Их функционал заключается в передаче усилия от штока камеры разжимному кулаку. Главной задачей трещетки является поддержание зазора между барабаном и колодками. Этот зазор не должен превышать регламентированных производителем стандартов. В противном случае взаимодействие деталей тормозной системы может нарушиться, комплектующие будут менять свое положение и торможение автомобиля станет непредсказуемым процессом.

На изменение люфта между колодками и барабанами может повлиять износ первых и дефекты вторых. Трещетка МАЗ применяется на всех этапах режима торможения, поэтому необходимо проводить сервисное обслуживание, оценивая качество его функционирования и взаимодействия с другими узлами и механизмами. Своевременная замена тормозных колодок также пойдет на пользу автомобилю и позволит избежать травмоопасных ситуаций на дороге.

Замена трещетки или регулировочного рычага происходит следующим образом:

  • Мастер демонтирует тормозную систему, регулируя размер зазора вручную. Он отворачивает пробку, отделяет подвижную муфту от неподвижной.
  • Затем по перемещению червячного вала оценивает возможность регулировки зазора;
  • Проводя очистку уплотнительных колец и других элементов от грязи и пыли, специалист повышает ресурс эксплуатации элементов;
  • В процессе сборки масленку наполняют масляной жидкостью.

Как снять тормозную трещетку МАЗ?

Отследить ресурс эксплуатации трещотки несложно. Обычно о нем свидетельствует износ детали и комплектующих, с которой она взаимодействует. Кроме того, на каждом клапане размещена информация о сроке выпуска и марке изготовителя элемента. Каждый производитель предоставляет некоторые рекомендации в отношении своей продукции, предоставляя возможность эксплуатировать технику максимально долго. Так производители трещеток рекомендуют проводить парную замену, чтобы избежать несовпадения штоков, что случается при использовании разных моделей запчасти. Это приводит к проблемам в торможении и другим неприятностям.

В мастерской «Альфа-Авто» вы можете заказать услугу ремонта и замены любой детали, узла и механизма автомобиля марки МАЗ. Наши компетентные специалисты имеют большой опыт работы с транспортными средствами этого бренда вне зависимости от модели и года выпуска. На все процедуры, осуществляемые в сервисном центре «Альфа-Авто» распространяется гарантия, поэтому вы можете быть уверены в безопасности своего автомобиля, сохранности собственного здоровья транспортируемых грузов.


Каждое нажатие на педаль торможения провоцирует трение между движущимися элементами и постепенно приводит к износу тормозной системы. Чтобы спасти узел от преждевременного израсходования ресурса, в грузовую технику с пневматическим приводом устанавливается тормозная трещетка. Принцип действия устройства основан на поддержании оптимального зазора между накладными колодками и барабаном. Благодаря выверенному расстоянию элементы соприкасаются с усилием, не ведущим к перегреву либо к неэффективому замедлению скорости грузовика.

После каждых 100 тысяч повторений операции необходима замена тормозных трещеток. Без этого транспортное средство становится опасным для эксплуатации: повышается риск возникновения аварийных ситуаций на дороге из-за не откликающегося на действия водителя тормоза. GRONAX рекомендует не пренебрегать правилами безопасности. Воспользуйтесь широким каталогом интернет-магазина и обеспечьте своему автопарку защиту от неисправностей!

Типы регулировочных тормозных рычагов

Широко распространены конструкции ручного и автоматического типа. Внешне они схожи и представляют собой расширяющийся к низу стальной рычаг. На корпусе предусмотрены отверстия для проведения монтажа к вилке тормозной камеры.

Версия с ручным регулятором оснащается приёмным элементом со шлицом для червячной шестерни. Сбоку корпуса располагается червячная ось, предохраняемая от непроизвольного прокручивания стопорной пластинкой. На торце оси, выведенном на наружную сторону, размещается отверстие под ключ-шестигранник.

трещетка механическая.jpg

Дополнительно конструкция оборудуется шариково-пружинным фиксатором с резьбовой пробкой. Внутренние элементы закрываются от попадания загрязнений и воздуха накладками и уплотнительными кольцами. Подача смазки производится через пресс-маслёнку, избыток смазочного материала выводится с помощью предохранительного клапана.

Недостаток такого элементарно устроенного механизма — в необходимости проведения его самостоятельной настройки. После длительного использования фрикционные накладки постепенно истираются до уровня, при котором они не могут обеспечить нужной для уверенной остановки автомобиля силы прижатия к барабану. Регулировка тормозных трещеток в большинстве случаев проводится достаточно просто: потребуется повернуть червячный вал за шестигранник и поймать оптимальное расстояние между прижимающимися при торможении частями.

Автоматические трещотки отличаются тем, что в них предусмотрены дополнительные узлы:

  • храповой механизм,
  • пара муфт (подвижная и неподвижная, подсоединены к червячному валу),
  • толкатель с поводком.

трещетка автоматическая.jpg

Работа тормозной трещетки происходит следующим образом: уменьшение толщины накладок приводит к увеличению угла поворота рычага. На это реагирует поводок, через муфту и толкатель заставляющий храповик провернуться на один зуб. Объединённый в единую систему механизм провоцирует прокручивание шлиц-шестерни и вала разжимного кулака. Щель между барабаном и накладками сама устанавливается на необходимом уровне.

Замена тормозных трещоток

Узел может выйти из строя до указанного производителями в техпаспорте количества срабатываний по двум причинам:

  • недостаток смазки или использование не предназначенного под задачу материала;
  • проникновение абразивных частиц в сочленения.

Признаки того, что устройство становится опасным для использования и подлежит замене:

  1. Настроечный болт заклинил либо проворачивается, не давая провести необходимую подстройку.
  2. Зажимная шестерня проскальзывает из-за сильного износа.

Последовательность действий при съёме отработавшего свой срок комплекта может быть различной (в зависимости от модели транспортного средства). Опираться стоит на инструкции по монтажу, прилагающиеся в комплекте с технической документацией. В общем виде алгоритм таков:

  1. Убирается зафиксированная на болт прижимная шайба.
  2. Демонтируется фиксатор пальца (снимается шплинт, вытягивается палец).
  3. Вынимается тормозная трещотка.

Перед началом работ настоятельно рекомендуется проверить, есть ли воздух в тормозной системе. В противном случае агрегат намертво зафиксируется на месте тормозными колодками. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Желательно проводить замену запчастей парой, чтобы на одной оси (задней или передней) не оказалось агрегатов от разных производителей с отличающимися длинами хода штока. Несоблюдение этого условия может привести неравномерному торможению колёс и возникновению аварийных ситуаций на дороге.

Ремонт тормозных трещоток невозможен без использования специализированного оборудования. Поэтому при необходимости починить забарахливший агрегат, а не поменять в нём изношенные детали, следует обращаться в профильные мастерские.


Под трансмиссией понимают совокупность узлов и деталей: кассету, цепь, трещотку, переключатель скоростей. Цепь велосипеда – деталь вторая по очереди, требующая регулярного ухода. Если имеется специальный замок, то снять цепь не представляет труда. Если нет, придется использовать выжимку, помогающую цепь легко снять. Правила ухода за этой деталью предусматривают очистку от грязи цепи, контроль натяжения и смазывание роликов.

Набор задних звездочек, называемый кассетой, также очищается от грязи и пыли с помощью растворителей. Используют для этого съемник – специальное устройство, с которым кассеты снять и установить проще даже велосипедисту без опыта.

Как снимать трещотки с велосипеда?

В самую первую очередь нужно снять заднее колесо. Далее необходимо снять ось из колеса втулки. Сильно подпереть колесо в стену, которое стоит вертикально. Что касается покрышки, то ее можно, в принципе, не снимать. Ведь если ее не будет, то можно будет расцарапать обод колеса на момент ремонта. Также с покрышкой намного удобнее работать.

Далее нужно установить съемник и крутить ключом, который в размерах большой. Крутить нужно резко и рывками, тогда легче выкрутить трещотку. Нельзя крутить съемник по часовой стрелке, так как втулка правая. Удобнее установить ключ ровно горизонтально. Таким образом, удобно и легко крутить и давить.


Чтобы поделить трещотку на две детали для ремонта, обязательно нужно взять кернер и молоточек. Если у Вас кернера нет, то можно взять обычный гвоздь или саморез. Заменитель кернера должен быть как можно длиннее и крупнее. Далее механизм трещотки разбирается с помощью прокручивания гайки, которая является конусной. Крутить нужно по часовой стрелке, так как резьба является левосторонней.

«Торпедо» ставят на велосипеды, которые предназначены для одной скорости. То есть, это такие велосипеды: детские, дорожные, раскладные или для детей подросткового возраста. В основном такой тип звездочек установлено на современные велосипеды. Втулки данного происхождения имеют одну звезду. Крепеж производится с помощью шлицев на конусы.

Трещотку и кассету на велосипеде при поломке менять не проблематично для велосипедиста.

Краткие советы по ремонту трещотки

После того, как вы разобрали «орех», обратите внимание на цвет смазки внутри него. Масло черного цвета, так сказать, грязное или с заметными частичками металла, свидетельствует о предельном износе рабочих поверхностей наборных подшипников

В этом случае правильнее будет заменить весь узел целиком на новый.

Вынутые шарикоподшипники следует отмыть от смазки, а затем осмотреть на наличие повреждений. Шарики с вмятинами и тёмными пятнышками надо заменить на неповрежденные.

Всегда проверяйте внутренние поверхности на отсутствие влаги перед сборкой. Если капельки воды всё же есть, тогда их необходимо высушить обычным бытовым феном или сжатым воздухом из компрессора.

Конусную гайку нужно затягивать с силой, а регулировку небольшого люфта для звездочек трещотки относительно оси колеса следует производить с помощью наборных тонких колечек.

Замена трещотки на велосипеде:

Съемник трещотки

При вращении педалей предается довольно большой момент через цепь к оси колеса, в частности, при езде под горку. Точно с такой же силой затягивается внутренняя часть трещоточного механизма по резьбе к втулке заднего колеса.

Всегда, чтобы открутить давно установленный «орех», требуется приличное усилие, которое возможно передать только с помощью подготовленных инструментов. Такими инструментами являются съемник, похожий на втулку со шлицами, и большой гаечный ключ.


Съемник трещотки нельзя заменить похожим, но предназначенным для кассеты приспособлением. Их нельзя путать, так как они имеют абсолютно не совместимые шлицы.

Какие детали первыми выходят из строя

Наряду с плановым обслуживанием, случаются незапланированные поломки, именуемые износом естественным. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.

Обращать внимание нужно на такие детали:

Раму. Потеря жесткости приводит к деформирмации рамы, которая из-за избыточного накопившегося напряжения даже может треснуть. Во время катания агрессивного, появление трещин неизбежно, поэтому за состоянием этой детали следить обязательно.

Подшипники. Это еще одна деталь, быстро изнашиваемая и замены требующая в первую очередь. Износ подшипников касается трещотки, заднего переключателя, педалей. Дольше срок службы у подшипников, подвески задней и колонки рулевой. Обнаружить проблему помогает появляющийся посторонний звук и изменения в работе механизма.

Колеса. Поскольку нагрузка на них максимальная, износ происходит быстрее прочих деталей. Распространенной проблемой считается растяжение спиц, приводящая к деформированию втулки байка и оси велосипедной втулки, что приводит к проблемам при движении.

Трансмиссия. Насколько легко движется велосипед, зависит от состояния цепи. Если она грязная, сточенная или растянутая, адекватно работать транспортное средство не сможет

Цепь должна быть чистой и смазанной всегда, поэтому настраивается она по мере надобности или заменяется своими руками или с помощью мастера.

Подвесы. При появлении признаках износа – масляных следов из-за течи колец уплотнительных или сальников, потере во время езды упругости, изменения цвета напыления на ногах, внимание должно быть обращено на пневмокар и пружины. Необходимо проверить на целостность башинги и пыльники.

Тормоза. Нередко неисправные тормоза, точнее – вышедшие из строя колодки становятся причиной аварий, как и воздух, попавший в гидравлику и загрязненные поршни калипера.

Ремонт велосипеда дома своими руками продлит срок службы средства передвижения и сделает безопасной и комфортной езду. Ремонт велосипеда дома своими руками для многих является способом, который помогает почувствовать свою состоятельность и самостоятельность, становится интересным хобби и полезным.

Признаки и причины неполадок с системой задних звезд

Для начала более подробно осмотрим сам механизм трещотки многоскоростного велосипеда.

Схема бестормозного трещоточного механизма: 1, 9 – конус, 2 – левый фланец, 3 – корпус, 4 – ось, 5 – внутренний отсек трещотки с фланцем, 6 – звездочка, 7 – контргайка, 8 – ступица, 10 – прокладка, 12 – втулка, 13 – пружина, 13 – собачка.

Собачка обеспечивает зацепление с храповым механизмом заднего колеса. Сам трещоточный механизм при этом слегка потрескивает. Это нормальная работа устройства. В противном случае, когда звука нет, она тянет за собой цепь вперед при езде вхолостую.

Отсутствие зацепления собачки обычно связано с неправильной работой ее пружинки, которая выталкивает собачку. Причинами неправильной работы могут послужить такие факторы:

  • отсутствие или высокая густота смазки в механизме;
  • поломка самой собачки;
  • пружина стерта;
  • большое количество грязи;
  • часть собачки находится внутри механизма.

Скол самой собачки еще можно отдельно отремонтировать, а вот с ее посадочным местом дело обстоит куда сложнее. Нужно отметить, что такой тип закрепления трансмиссионных звезд уступает кассете по надежности, так как разрыв оси пополам – далеко не редкость. Придется полностью снять трещотку и устанавливать новую.

Что такое трещетка?

Если вы часто ремонтируете и обслуживаете свой велосипед, наверняка вам будет интересно, чем отличается кассета от трещотки на велосипеде? Вторая является составной частью трансмиссии транспортного средства, предназначенная для изменения усилий при педалировании. Все современные трещетки производятся из стали, так как алюминиевым моделям свойственно изнашиваться, да и учитывая фактор ценовой политики, установка данного компонента является нерентабельной для производителя.


Кассета устанавливается на втулку, в ней уже размещен барабан с «собачками», который скользит по корпусу при езде на накате. Иными словами, внутри присутствует механизм, состоящий из собачек (зацепов), которые при прокручивании педалей зацепляются за выступы на корпусе. Когда велосипедист перестает крутить педали, усилие на собачки сводится к нулю, в результате чего они скользят по корпусу с зубьями. Снять кассету самостоятельно намного проще.

Интересно знать! Трещетка устанавливается только на бюджетные втулки, состоящие из двух подшипников и вала. Кассеты – на специальный барабан, в котором присутствует два подшипника.

Съёмник и ключ

Чтобы снять давно установленную трещотку, требуются немалые усилия. Она может прикипеть и заржаветь. В наличии должны быть специальные инструменты, которыми являются съёмник и большой разводной или гаечный ключ.


Износ велосипеда

Проблемы износа велосипеда всегда были, есть и будут оставаться

Важно понимать, что каждый узел велосипеда изнашивается специфически, и на этом следует остановиться поподробнее

Падение жесткости рамы

Через некоторое время рама в обязательном порядке накапливает усталостное напряжение, что приводит к падению жесткости. Особенно заметным падение показателей жесткости принято считать среди хардтейлов, поскольку задняя ось не имеет никаких амортизаторов.

Соответственно, все колебания, которые возникают непосредственно во время езды, передаются на раму велосипеда напрямую. Металл здесь устает гораздо быстрее. Что касается двухподвесов, данному явлению они подвергаются немного в иной степени. Напряжения преимущественно накапливаются в районе шарнира задней подвески, выполняющего функцию концентратора напряжений.

Чем чревато изменение параметров жесткости рамы? Прежде всего, в результате избыточного накопления усталостного напряжения искажается геометрия рамы. Деформированная геометрия рамы неправильно воспринимает нагрузки от неровностей, поэтому возрастает риск появления трещин и разрывов в местах соединения узлов рамы.

Чаще всего, трещины появляются на перьях, дропаутах (местах посадки вала втулки переднего или заднего колеса), в районе прохождения сварного шва на кареточном и рулевом стакане.

От падения жесткости рамы никуда не деться, разве что держать велосипед у себя на балконе и никуда не ездить. Предотвратить слишком быстрое накопление усталостных напряжений поможет аккуратная езда.

Разборка трещотки для обслуживания

Иногда меня спрашивают: «Нужно ли обслуживать трещотку?»

Честно скажу, я не вижу в этом никакого смысла, так как, скорее всего, у вас быстрее износятся звезды, чем исчезнет смазка внутри трещотки, плюс в ней достаточно много шариков, которые предательски рассыпаются в разные стороны. Я на своем велосипеде меняю трещотку раз в год, и проезжает она у меня около 3-5 тысяч. За это время я не смазываю внутренние шарики ни разу.

Обслуживать трещотку, скорее всего, потребуется, только если она какая-то редкая или подверглась большим количеством воды.

Как же я разбирал свою трещотку:


Если у вас трещотка, то на ней вы можете увидеть два отверстия. Если таких отверстий нет, то это наверняка кассета. На фото я взял шуруп и вставил его в одно из таких отверстий, эти отверстия нужны, чтобы открутить крышку и добраться до подшипников. Резьба у этой крышки обратная, то есть, чтобы открутить ее, нужно откручивать по часовой стрелке. Я открутил крышку с помощью шурупа и молоточка. Маленькими ударами молоточком — и крышка откручена, сразу под ней вы увидите подшипники. Вот они какие маленькие:


Но это еще не все подшипники. Когда вы начнете поднимать блок звездочек (крышка, которую мы открутили, их держала на месте) посыплются нижние подшипники трещотки, поэтому подготовьте заранее резервуар (тряпку), чтобы шарики не разбежались по полу.


После снятия звезд у вас останется вторая часть трещотки на втулке колеса. Как это выглядит можно увидеть на фото выше, где я писал об откручивании трещотки.

Чтобы, собственно, обслужить трещотку, вам потребуется почистить подшипники и дорожки, по которым они бегают, и нанести новую смазку (я использовал литол 24).

Отличие трещотки от кассеты

Не стоит путать трещотку для велосипеда с кассетой, ведь они не взаимозаменяемы. В настоящее время первую можно обнаружить только на старых и очень дешевых велосипедах. На современных велосипедах применяется более совершенная деталь, такая как кассета.

Основной недостаток трещотки в её несовместимости с полой осью диаметром в 15 мм нового стандарта QR15. Расшатывающий характер нагрузки от нецентрованных звездочек может стать причиной местного изгиба на полой оси.


На внутренней части трещотки расположены собачки храпового механизма, поверх неё устанавливается внешняя втулка со звездочками. Роль гайки, удерживающей эти две части, выполняет конус, являющийся рабочей поверхностью для шарикоподшипника. Внутри находятся два насыпных подшипника, каждый из которых собран из одинаковых по размеру шариков.

Скрытая часть трещотки — внутренняя втулка — накручивается на резьбовую часть заднего колеса, и чтобы её снять, потребуется специальный съемник.


Ремонт велосипеда дома, или как ухаживать за тормозами

Относят к системе тормозной: ручки тормоза, гидролинии, калиперы.


На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.

Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.

При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.

Что такое трещотка?

Работает просто. Система имеет собачку, которая цепляет механизм задней части трансмиссии, в это время слышно лёгкое потрескивание. От этого треска и происходит её название. Если звука нет, это означает, что она будет тянуть цепь вперёд тогда, когда педали не прокручиваются.

Диагностика и уход:

  1. Затянуть подшипники втулки колеса. В принципе можно и не снимать сам механизм, но подшипники легче вынимаются при снятии всего устройства, они довольно мелкие, их вынимать очень тяжело.
  2. Смазать систему. Иногда причиной неправильной работы велосипеда становится не только отсутствие смазки, но и её обильность.
  3. Заменить сломанные собачки. Причиной ремонта трансмиссии может послужить сломанная собачка, которая не цепляет механизм колеса , или пружина, которая её выталкивает.
  4. Износ зубьев звёзд. Самая распространённая причина. Необходима смена всего устройства. Чаще всего ломаются звёздочки малого диаметра.
  5. Чистка от грязи и травы, которая забивается между звёздами при катании.

Перечень инструментов и материалов, без которых не обойтись

Проведение работ по сервисному обслуживанию железного коня невозможно без наличия инструментов. Вот базовый набор инструментария, иметь который обязаны все велосипедисты. Этот набор практически невозможно заменить другими аналогами.

  • Набор гаечных ключей.
  • Набор шестигранных ключей.
  • Киянка
  • Набор пассатижей (для стопорных колец, подойдут даже самые обычные);
  • Набор крестовых, шлицевых и крестообразных отверток;
  • Хомуты и ножницы (для обвязки гидролиний и посадки в соответствующие места на раме, крепления проводов и других важных элементов);
  • Пинцет;
  • Набор торцевых насадок, имеющих специальные рычаги.


Откручивание прикипевшей трещотки

Бывает так, что не хватает усилия, чтобы сорвать намертво затянутую на протяжении нескольких лет трещалку. В этом случае поможет удлинение рычага ключа.

У многих в гараже найдется железная труба или пруток длиной около 60 см. Далее можно просто надеть эту трубу на ручку разводного ключа или зуб рожкового инструмента или поступить по-хитрому и собрать двухплечевой рычаг.

  1. Взять пару коротких, длиною в 6–8 см болтов М8 или М10 и подобрать две соответствующие гаечки к ним.
  2. Один из болтов вставить в отверстие съемника трещотки, а другой продеть через отверстие в ручке разводного ключа. Эти болты следует прихватить гайками, чтобы удержать их на своих местах.
  3. Вставляем трубу между двумя болтами: установленного в своё место съемника и надетого на него разводного ключа. Теперь остается только надавить на получившийся рычаг вниз, чтобы сорвать трещотку.

Обычно с рычагом от 50 до 60 см любая трещалка откручивается практически одним движением.

Обслуживание колес и ремонт дома своими руками


Перебирать втулки с подшипниками промышленными часто не нужно – достаточно делать это в два сезона один раз. Чаще требуют переборки шарикоподшипники – раз в сезон с переборкой шариков, т.е. отбраковывают потертых и с вмятинами.

трещотка

Трещотка велосипеда, в народе также известная под названием ореха, — храповой механизм, который позволяет надежно передавать вращающий момент через цепь от педалей и в то же время свободно двигаться накатом без необходимости безостановочно крутить педали. Собран этот механизм как единая часть со втулкой заднего колеса. Состоит, собственно, из самого храповика в виде зубчатого барабана с двумя собачками и неразборной кассеты звездочек.

Нехитрое обслуживание трансмиссии велосипеда сводится к её очистке от грязи и травы, которая забивается между звездочками.

Снять трещотку с велосипеда потребуется в следующих случаях:

  1. Для регулировки затяжки подшипников втулки заднего колеса. Можно ничего не снимать, но с открученной кассетой звездочек намного легче вынуть шарикоподшипники, определить степень износа чашки, смазать узел.
  2. По возможности, чтобы заменить сломанные собачки. Хотя настолько мелкие детали по отдельности не продаются, и чаще всего потребуется покупать весь узел в сборе, но их можно вынуть из старой трещотки. К сожалению, бывают случаи, когда в результате преждевременной кончины собачек барабан со звездочками либо заклинивает, либо он начинает свободно вращаться в обе стороны.
  3. Когда предельно изнашиваются зубья у наименьших звезд или в случае разламывания одной из них.
  4. Для установки спицы во втулку заднего колеса с правой стороны, на замену поломанной.

Инструмент для работы

  1. Съемник трещотки.
  2. Разводной ключ побольше или гаечный ключ, как правило, на 27 мм, но следует учесть, что есть съемники с 24-миллиметровыми гранями. Удобнее будет пользоваться накидным или торцевым ключом, так как на него можно будет давить с максимально возможной силой, не боясь, что он соскочит с граней съемника.
  3. Рожковый ключ на 14 или 15 мм для раскручивания втулки.
  4. Толстая безворсовая тряпка.
  5. Тонкий кернер, если потребуется разобрать «орех».
  6. Молоток никогда не помешает.
  7. Не литиевая смазка. Густое масло, щедро набитое внутрь узла, может стать причиной залипания собачек. После этого педали начинают частенько прокручиваться не только назад, но и вперед.

Отличие трещотки от кассеты

Не стоит путать трещотку для велосипеда с кассетой, ведь они не взаимозаменяемы. В настоящее время первую можно обнаружить только на старых и очень дешевых велосипедах. На современных велосипедах применяется более совершенная деталь, такая как кассета.

Основной недостаток трещотки в её несовместимости с полой осью диаметром в 15 мм нового стандарта QR15. Расшатывающий характер нагрузки от нецентрованных звездочек может стать причиной местного изгиба на полой оси.

строение трещотки


У трещотки наименьшая звезда не бывает меньше, чем с 14-ью зубьями, а её более современная модификация — кассета — может иметь ещё меньшие звездочки, с 11-ью или 12-ью зубьями

На внутренней части трещотки расположены собачки храпового механизма, поверх неё устанавливается внешняя втулка со звездочками. Роль гайки, удерживающей эти две части, выполняет конус, являющийся рабочей поверхностью для шарикоподшипника. Внутри находятся два насыпных подшипника, каждый из которых собран из одинаковых по размеру шариков.

Скрытая часть трещотки — внутренняя втулка — накручивается на резьбовую часть заднего колеса, и чтобы её снять, потребуется специальный съемник.

Внутренняя втулка


Внутренняя втулка трещотки

Съемник трещотки

При вращении педалей предается довольно большой момент через цепь к оси колеса, в частности, при езде под горку. Точно с такой же силой затягивается внутренняя часть трещоточного механизма по резьбе к втулке заднего колеса.

Всегда, чтобы открутить давно установленный «орех», требуется приличное усилие, которое возможно передать только с помощью подготовленных инструментов. Такими инструментами являются съемник, похожий на втулку со шлицами, и большой гаечный ключ.

Велосипедные съемники


Велосипедные съемники: для трещотки — слева и два разной конструкции, но взаимозаменяемые, для кассеты — справа

Съемник трещотки нельзя заменить похожим, но предназначенным для кассеты приспособлением. Их нельзя путать, так как они имеют абсолютно не совместимые шлицы.

Снятие трещотки с велосипеда

  1. Сначала надо снять заднее колесо.
  2. Вынуть ось из втулки колеса. Некоторые гайки, накрученные на ось, не дают плотно вставить съемник. Но, если съемное приспособление без труда залазит на собранную ось, тогда хорошо бы его закрепить гайкой. Удерживающая гайка не даст съемнику вырваться из зацепления, когда к нему будет приложено максимальное усилие.
  3. Упереть вертикально стоящее колесо в стену. Покрышку не нужно вовсе трогать, поскольку без неё очень легко царапать обод в процессе работы. Да и колесо с надетой резиной гораздо проще удержать.
  4. Вставить съемник в трещалку и самым большим ключом, рывками попытаться скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки, так как резьба, крепящая трещотку к втулке колеса, обычная, правая. Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
  5. Для того чтобы разделить «орех» на две части, когда потребуется его ремонт, нужно будет взять молоток и кернер. Также, на замену столярному кернеру, можно воспользоваться большим гвоздем или саморезом покрупнее. Разбирается трещоточный механизм путем отворачивания конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё обратная, левая.

Как разобрать трещотку, наглядно продемонстрировано в следующем видеоролике:

Откручивание прикипевшей трещотки

Бывает так, что не хватает усилия, чтобы сорвать намертво затянутую на протяжении нескольких лет трещалку. В этом случае поможет удлинение рычага ключа.

У многих в гараже найдется железная труба или пруток длиной около 60 см. Далее можно просто надеть эту трубу на ручку разводного ключа или зуб рожкового инструмента или поступить по-хитрому и собрать двухплечевой рычаг.

  1. Взять пару коротких, длиною в 6–8 см болтов М8 или М10 и подобрать две соответствующие гаечки к ним.
  2. Один из болтов вставить в отверстие съемника трещотки, а другой продеть через отверстие в ручке разводного ключа. Эти болты следует прихватить гайками, чтобы удержать их на своих местах.
  3. Вставляем трубу между двумя болтами: установленного в своё место съемника и надетого на него разводного ключа. Теперь остается только надавить на получившийся рычаг вниз, чтобы сорвать трещотку.

Обычно с рычагом от 50 до 60 см любая трещалка откручивается практически одним движением.

Устройство любого велосипеда считается довольно простым и понятным. Но иногда опытные велосипедисты предпочитают заменять то или иное навесное оборудование. Поэтому нередко выполняется замена трещотки на кассету велосипеда, что позволяет улучшить качество езды. Процесс может реализоваться своими руками, если изучить его основные правила и нюансы.

Замена трещотки

Причины неполадок

Трещотки монтируются на многоскоростных моделях велика. С помощью специальной собачки гарантируется соединение с храповым механизмом, располагающимся на заднем колесе. Во время езды и торможения трещоточный механизм немного скрипит и трещит. Если звук отсутствует, то это говорит о том, что трещотка тянет во время езды цепь вхолостую. Это свидетельствует о неправильном функционировании пружинки, выталкивающей собачку.

Обычно к основным причинам поломки трещотки относится:

  • отсутствие смазки;
  • использование слишком густых смазочных материалов;
  • нарушение целостности собачки;
  • истирание пружины;
  • загрязнение механизма.

При таких условиях целесообразна замена трещотки на кассету. Если на собачке обнаруживается скол, то его можно отремонтировать, но если нарушается целостность посадочного механизма, то придется его полностью заменять. Трещотка уступает аналогу по разным характеристикам, к которым относится надежность и долговечность.

Процесс демонтажа

Снятие трещотки требуется в разных ситуациях, к которым относится необходимость обслуживания, ремонта или замены. Процедура выполняется, если сильно изнашиваются зубья звездочек. Многие трещотки – это неразборные механизмы, поэтому в них не получится заменить только одну или несколько звезд. Они присоединяются с помощью сварки, а не каких-либо крепежных элементов.

Внимание! Обязательно демонтируется трещотка, если во время плавного прокручивания педалей наблюдается их проскакивание.

Замена трещотки

Перед тем, как поменять трещотку на кассету, нужно ее правильно снять. Для этого выполняются следующие действия:

  • руками демонтировать изделие практически невозможно, поэтому подготавливается съемник;
  • определяется направление, в котором откручивается гайка, поскольку сильное давление в неправильную сторону становится причиной сворачивания резьбы втулки;
  • за гайкой находится несколько небольших шариков, которые во время демонтажа выпадают, поэтому их нужно найти, аккуратно вытащить и очистить от загрязнений;
  • полученная конструкция очищается от грязи и смазочных материалов, для чего можно пользоваться растворителем;
  • осматриваются звезды, причем если они находятся в хорошем состоянии, то заменяется резьбовое колечко, собачка и пружинка.

После выполнения данного процесса определяется, будет ли устанавливаться новая трещотка или кассета. Каждая разновидность обладает как плюсами, так и минусами. Поэтому трудно сказать, что лучше: трещотка или кассета. Каждый владелец байка принимает самостоятельное решение. Но обычно опытные велосипедисты выбирают кассету за счет ее многочисленных плюсов.

Особенности и разновидности

Перед установкой нового изделия рекомендуется разобраться, чем кассета отличается от трещотки, каковы ее характеристики, а также какой вид будет монтироваться. Внутри барабана находится храповик, а звездочки прикрепляются шлицами. Поэтому невозможно заменить детали без покупки новой втулки. В кассете подшипники располагаются на равном расстоянии от оси, поэтому обеспечивается равномерное воздействие.

К основным разновидностям относится:

Внимание! Каждый велосипедист должен знать, как отличить кассету от трещотки, чтобы выбрать для своего байка подходящий вариант.

Плюсы

Чтобы понять, что лучше: кассета или трещотка, рекомендуется оценить положительные параметры каждого варианта. Правильный выбор гарантирует комфортность езды на велосипеде. К плюсам установки кассеты относится:

  • наличие большого количества звезд, причем данный показатель варьируется от 7 до 12;
  • небольшая масса;
  • во время начала поездки обеспечивается небольшой свободный ход;
  • не требуется прикладывать существенные усилия для прокручивания кассеты;
  • на ось не оказывается серьезное воздействие во время катания, поскольку подшипники располагаются симметрично;
  • не требуется частое и дорогостоящее обслуживание;
  • долгий эксплуатационный срок.

Замена трещотки

За счет таких преимуществ велосипедисты часто предпочитают ставить именно кассеты.

Разница между изделиями

Рекомендуется изучить, чем отличается кассета от трещотки на велосипеде, чтобы оценить преимущества каждого варианта. К основным отличиям относится:

  • трудно найти подходящую трещотку в магазине;
  • для новых и высокоскоростных моделей велика подходят только качественные кассеты, поскольку они усовершенствованы и удобны для использования;
  • трещотку невозможно установить для оси, обладающей полой плоскостью и диаметром 15 мм;
  • если велосипедист поднимается на горку, то при наличии трещотки повышается нагрузка на цепочку и заднее колесо;
  • кассета считается более долговечной, прочной, легкой и функциональной.

Внимание! Во время замены обязательно используется съемник кассеты и трещотки, поскольку если выбрать другой инструмент, то это приведет к несовместимости шлиц.

Основной недостаток кассеты заключается в высокой стоимости, поэтому для повышения качества и комфортности езды придется заплатить крупную сумму.

Установка кассеты

Если принимается решение заменить трещотку, то нужно правильно смонтировать новое изделие. Процесс делится на последовательные этапы, с которыми справится даже новичок:

  • покупается кассета, которая подходит для имеющейся втулки;
  • изделие надевается на втулку;
  • важно убедиться, что каналы вошли в желобки, что позволит правильно установить конструкцию;
  • большое колесо должно располагаться рядом со спицами;
  • между колесами встраиваются или укладываются шайбы, входящие в комплект с деталью;
  • после сборки проверяется расстояние между колесами, которое должно быть идентичным;
  • маленькое колесо должно немного выступать за втулку, поскольку иначе велик риск не закрепить одну шайбу;
  • монтируется стопорное колесо, которое далее медленно и аккуратно затягивается разводным ключом;
  • устанавливается эксцентрик с пружинами;
  • надевается колесо;
  • проверяется работоспособность оборудования, для чего переключаются передачи.

Замена трещотки

Замена трещотки на кассету обладает многими плюсами, а также может выполняться своими силами.

Заключение

Многие велосипедисты предпочитают вместо трещотки устанавливать кассету. Процесс считается простым и быстрым, а также обладает многими преимуществами. Перед его выполнением рекомендуется оценить характеристики каждого варианта, а также определить их основные отличия. Кассета повышает удобство использования байка за счет долговечности, небольшой массы и функциональности.

Читайте также: