Стоит ли катать диски

Опубликовано: 16.04.2024

Сразу прошу прощения — постараюсь излагать плотно, но совсем коротко не получится. Смотрю — многие покупают б/у диски больших радиусов. Часть из этих людей на шиномонтаже узнают, что диски кривые, и… правят их в специализированных мастерских. Обсуждение на форумах показывает, что к феномену народ относится пятьдесят на пятьдесят — у кого есть немного лишних денег, покупают только новые диски, у кого нет, но все-равно хочется быть нарядным, полагают, что правка — неизбежное, и даже почти не зло. А как на самом деле?
Начнем с начала. Чем отличается легкосплавный диск от стального? Тем же, чем отличается легкосплавная рама велосипеда от стальной — весом и жесткостью. Ну и ценой, конечно :))) Сталь великолепный материал, но она тяжелая, и, что еще хуже, она пружинит. Посмотрим на примере велосипеда. С весом понятно, поэтому пропустим. Посмотрим на жесткость. Спортсмен вкладывает в педали титанические усилия, а часть уходит на скручивание рамы. Больше того, после скручивания рама делает обратное движение — раскручивается, и велосипед теряет стабильность. Все тоже самое происходит с колесным диском, только мы не в состоянии это так же остро чувствовать, как при езде на велосипеде. Для спокойного передвижения, что на автомобиле, что на велосипеде, стальные рамы и диски оптимальны — они дешевы и почти вечны. А вот для сдачи норм, спецезды, и тем более соревнований, не подходят совершенно. Потому что тяжелые и пружинят.
А если сделать их из алюминия? Да, они будут легче, но сгодятся только для декораций, потому что алюминий мягкий материал. Другое дело алюминиевые сплавы. Примерно сто лет назад люди обнаружили, что смесь двух металлов может превосходить по определенным свойствам обе основы. В середине 20 века начали активно применять сплавы металлов и неметаллов. Оказалось, что добавление, например, в алюминий кремния, дает легкий, жесткий и прочный сплав. Но изменение пропорций может приводить к потере одних свойств и появлению других.
При производстве сплава значение имеет все: точные пропорции компонентов, алгоритм температурной обработки, механическая обработка (в случае с дисками — ковка). Дело это оказалось настолько сложным и емким, что его развитие привело к появлению наноиндустрии.
Наноиндустрия и нанотехнологии — это как раз наука о том, что тонкая смесь (на молекулярном уровне) двух веществ, может и обладает характеристиками в корне отличающимися от, скажем, химического соединения тех же двух веществ.
Что в сплавах, что в наносмесях, теория лишь немного помогает разработчикам. Конечный продукт с превосходными характеристиками получается опытным путем, после длительных дорогостоящих практических проб и ошибок.
Как результат — каждая компания выпускающая высокотехнологичные продукты из сплавов делает их по своему оригинальному рецепту и ни с кем этим рецептом не делится. Именно поэтому рама "шоссера" мастерского класса может стоить и 10 тысяч евро и даже больше. Даже в розничной продаже можно увидеть раму тысяч за 300-350 рублей. Правда, скорее всего это будет карбон, но может быть и магниевый сплав.
Однако, опускаем суперспорт, где лучшие из лучших стараются выиграть друг у друга несколько секунд, и обратно на землю. От литых автомобильных дисков требуется, чтобы они были: легкими, жесткими, надежными и долговечными. Соответственно, чем выше эти характеристики, тем дороже диск.
Ну, легкость оставим — легкие диски стоят ну очень дорого. Остаются надежность, жесткость и долговечность. Для обеспечения указанных характеристик компании как раз используют хитрые алюминиевые сплавы, а так же способы температурной и механической обработки сплава и изделия, разработанные в своих лабораториях. Соответственно, серьезные компании делают высокотехнологичные диски, которые тяжело погнуть, относительно затраченных на изготовление усилий легкие и долговечные, и продают их задорого. А китайцы берут вышедший в тираж сплав, и делают диски значительно более дешевые, но способные "расквадратиться" за пару сезонов даже без видимых усилий.
Но дело даже не в "китайцах", а в том, что все легкосплавные диски гнутся скорее или медленнее. Это заложено в их природе — они жесткие, они не пружинят, значит сильный удар уходит внутрь диска и деформирует его (хорошо, если не ломает) . Через некоторое время, особенно короткое на наших дорогах плюс низкопрофильной резине, диск становится кривым настолько, что это чувствуется из салона. И хозяин идет в мастерскую по правке дисков.
Некоторые еще относят литые диски в прокатку, но это вообще нонсенс. Прокатывать можно только стальные диски, так как сталь пластичный материал. Сталь выдерживает несколько изгибов почти без изменения характеристик. Но жесткий алюминиевый сплав устроен иначе — он не гнется. А там где его гнут — ломается. То есть его структура оказывается испещрена микротрещинами. Далее понятно.
Большинство все же чинит диски в правильных местах. Что делают в этих мастерских? Делают так: аргоновой сваркой на место дефекта диска наваривают силуминовый сплав, после чего на токарном станке диск протачивают до его исходной формы. Потом шлифуют, красят, но это к делу не относится. Важно то, что приваренный к диску сплав отличается от сплава самого диска, то есть имеет другие характеристики, в любом случае уступающие характеристикам сплава фирменного диска. Кроме того, от дорожных ударов диск набирает не только изгибы, но и микротрещины (кованный меньше, литой больше), которые в процессе починки не устраняются. На выходе мы имеем диск инвалид, который внешне может быть очень похож на оригинал, но только внешне. Кстати, стоит такая процедура почти как новый диск. Скорее всего, и в лучшем случае, за ближайшие несколько месяцев отремонтированный диск примет ту самую форму, от которой его лечили. В худшем, он лопнет во время попадания колеса в яму (никто не застрахован), вместо того, чтобы погнуться, и это будет стоить вам сами представьте себе чего.
А можно ли отремонтировать диск так, чтобы он был как новый? Да, можно. Необходимо взять электронный микроскоп, или, хотя бы спектрограф, и определить сплав, из которого сделан диск. Найти такой же сплав, и заполнить им неровности. Потом необходимо нагреть диск до такой температуры, при которой его внутренние трещинки и трещины спекутся, после чего остудить его по тому самому алгоритму, по которому он остужался на заводе изготовителе. И проточить. Стоить такой ремонт будет во много раз дороже, чем покупка нового диска с конвейера.
Ну и мораль: литые диски, особенно большого радиуса, продукт одноразовый. Никто, или почти никто не станет продавать вам хорошие 18" диски — обычно им радуются самостоятельно. Скорее всего продадут диски кривые или после ремонта. Исключение составляют колеса, которые были куплены на автомобиле в салоне, а человек себе поставил большего радиуса. Но просят за такие колеса как правило 90% от стоимости магазина. Что опять же нонсенс, так как магазин даст вам гарантию на какое-то время, заберет диски назад в случае брака, или, например, если они плохо отбалансируются, или даже если вам вдруг просто расхочется их ставить на машину. А продавец с рук мало того, что никакого сервиса не обеспечивает и денег назад не возвращает, еще скорее всего проехал на этих колесах не 300, как написано в объявлении, а 5000 километров, и, возможно, пару раз на скорости влетел на срезанный асфальт, или не заметил ямку и так далее.
Грустно, но жадный платит дважды. Если же диски очень хочется, а денег на новые нет, и вы все же собрались покупать б/у, встречайтесь с продавцом на шиномонтаже. Лучше познакомьтесь с мастером шиномонтажа заранее, и объясните, что вам надо будет проверить диски на кривизну и узнать, ремонтировали их или нет. Хотя, если диск покрашен, уже ничего узнать не получится.

Зачем покупать новое, если можно починить старое? Так размышляет каждый практичный человек, тем более владелец автомобиля, расходы на содержание которого и так достаточно высоки. Желание сэкономить распространяется так же и на трещины в колесных дисках, которым еще «ездить и ездить». Отремонтировать поврежденные колесные диски сейчас предлагают чуть ли не в каждом шиномонтаже, расхваливая профессиональное оборудование и золотые руки персонала, однако, можно ли колесные диски ремонтировать вообще? Давайте разбираться вместе!

/>Итак, повредить колесный диск можно где и как угодно. Степень самого повреждения зависит исключительно от двух «величин» – ландшафта (ямка, «лежачий полицейский», удар камнем в боковину колесного диска и т.д.) и скорости автомобиля. Безусловное правило «тише едешь – дальше будешь» соблюсти невозможно, поэтому с повреждениями колесных дисков сталкивался фактически каждый автовладелец. Многое зависит от вида колесного диска. В зависимости от материала и способа производства колеса обладают разной степенью прочности: стальные штампованные гнутся, а литые алюминиевые – дают трещины. И те, и другие в ремонтных мастерских предлагают «лечить» сваркой.
Сомнительность мероприятия кроется уже в том, что если стальную штамповку чисто технически можно собрать в изначальную форму хоть из осколков с помощью сварки, то технология производства литого алюминиевого диска не подразумевает никаких операций, кроме непосредственно литья металла в форму. Иными словами, поврежденный литой алюминиевый диск проще переплавить и отлить в специальной форме заново, чем сваривать с помощью аргоновой сварки трещины на поверхности. Принципиальное отличие стальной штамповки и алюминиевого литого дисков кроется в структуре молекулярных связей металлов. В силу хрупкости соединения молекул в литом диске его вообще нельзя нагревать, даже локально. В месте нагрева алюминий «поплывет» и попросту истончится, что повлечет за собой полную потерю сопротивления нагрузкам и потребительских характеристик. Подробнее о процессе производства литых алюминиевых дисков можно прочитать здесь. Услуга ремонта литого колесного диска – это не что иное, как «наведение внешнего лоска», без восстановления непосредственно потребительской функции колеса. Последствия использования такого колеса могут быть самыми плачевными. Из этого делаем вывод, что

В подтверждение этих слов можно процитировать пункт из списка Рекомендаций по безопасности и сервису для колесных дисков, опубликованных Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers):

«Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен»

Помимо заваривания трещин аргоновой сваркой, несведущие работники автосервисов предлагают еще один вариант ремонта литых алюминиевых дисков – прокатку. Рассмотрим его подробнее.
К прокатке или рихтовке мастера частных автосервисов обычно прибегают, когда литой колесный диск деформирован без трещин, иными словами погнут, имеет выпуклые деформации или форму яйца. Обычно это выясняется при очередной бортировке во время шиномонтажа. Колесо скачет в станке и «бьет», это явление называется статистическим дисбалансом. Прокатывать можно только стальные штампованные колесные диски, но мало кто об этом знает. Колесный диск помещают в специальный аппарат, который под большим давлением выпрямляется поверхность посадочного места.

Легкосплавные литые колесные диски прокатывать категорически нельзя!

Чтобы поверхность легкосплавного колесного диска стала податливой и способной изменить форму, ее нагревают горелкой. Напомним, что даже локальный нагрев поверхности легкосплавного колесного диска вызывает истончение стенок его конструкции и, как следствие, повышает риски возникновений трещин и разрывов.

Единственный относительно безопасный способ рихтовать легкосплавный колесный диск – это выстукивание без нагрева, причем весьма щадящее. Только после этой операции следует его аккуратно прокатать. Из-за временной протяженности и трудоемкости процесса за этот ремонт берется не каждый квалифицированный мастер. Настоящие профессионалы в этом случае рекомендуют просто купить новый колесный диск, поскольку цена такого долгого и «правильного» ремонта сопоставима с ценой нового колеса.
Подвергался ли легкосплавной колесный диск ремонту с нагревом, узнать очень просто: след от горелки во время нагрева оставляет несмываемое пятно. Чтобы скрыть следы от нагрева отремонтированные литые колесные диски красят.

Если Вы при покупке автомобиля с рук при его осмотре заметили деформированные легкосплавные колесные диски и следы ремонта на них, отнеситесь к этому со всей ответственностью. Не стоит рисковать и ездить на «отремонтированных» колесных дисках, Вы рискуете состоянием не только целостностью автомобиля, своим здоровьем, но и безопасностью других участников движения и пешеходов. В интернет-магазине и шинных центрах «Вианор Москва» Вы всегда можете подобрать легкосплавные колесные диски для своего автомобиля. Мы предлагаем огромный ассортимент типоразмеров и дизайнерских решений легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей отечественных и зарубежных марок.

Не только от неожиданных встреч с ямами или ухабами на дороге страдают колесные диски. Их легко повредить, прижавшись, например, к высокому бордюру. Да и реагенты, которыми поливают столичные дороги, не щадят лакокрасочное покрытие. Но косметические изъяны — это не страшно. Да, неприятно и некрасиво, но с этим можно ездить. В крайнем случае, диск отдают на перекраску. А вот если влетите на скорости в яму с острыми краями, последствия могут быть куда трагичнее. Вы не только «приговорите» шину, но и спишете диск. Особенно если он литой. Ведь такой диск имеет цельную структуру металла, и в случае повреждения восстановить ее полностью невозможно. Но обо всем по порядку.

Покраска

Начнем с наименьшего из зол — потери привлекательного внешнего вида дисков. Вернуть былое состояние может порошковая покраска. Перед процедурой диски моют абразивным чистящим средством и просушивают. Затем наждачной бумагой снимают прежнее покрытие. Спецраствором обезжиривают поверхность. Краску наносят пистолетом с электростатическим эффектом: частички краски прилипают к диску за счет статического заряда. Затем диск помещают в специальную печь, где выдерживают при температуре до 200 °C для достижения полимеризации краски. Процесс занимает около 15 минут.

Диски можно покрасить и акриловой краской. В отличие от порошковой, которая основана на сухом концентрате, акриловая — жидкая. И это существенно упрощает процесс. Плюс, если порошковой краской покрывают диски целиком, то акрилом можно окрасить часть поверхности, нанести определенный рисунок, к примеру. Для этого не обязательно обращаться к профессионалам. Краски продают в аэрозольных баллончиках, это позволяет работать в гаражных условиях.

порошковая окраска дисков

покраска диска

Покраска штампованных дисков почти ничем не отличается от окраски кузова. Поверхность очищают от грязи, моют, обезжиривают и высушивают. Затем грунтуют, красят и наносят лак.

Прокатка

Процедура следующая: диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии поверхности диска ведется с помощью лазерного измерителя.

Шиномонтажные сервисы, наряду с прочими услугами, предлагают ту, которая называется прокатка литых дисков или правка. Что это за услуга, с какой целью требуется прокатка стальных и литых моделей, рассмотрено ниже.

Прокатка: возвращение былых форм

Во время эксплуатации автомобильный диск может деформироваться. Ямы на дорогах, обочины, бордюры, аварийные ситуации, в которые попадает автомобиль, приводят к тому, что некогда круглый штампованный или литой диск повреждается и из идеального становится гнутым в одном или нескольких местах.


Литой диск

Возврат деформированному литому диску его изначально правильной геометрической формы и называется прокаткой. По сути, это реставрационная работа, выполняет которую специалист на предназначенной для этого технике.

Ездить на колесах с деформированным диском, особенно если дефект сильный, небезопасно, поэтому затягивать с реставрацией не рекомендуется.


Искривления геометрии

Как прокатывают автомобильные диски

Диски недорогие штампованные реставрируют двумя способами: прокаткой и правкой. Для прокатки используется специальное оборудование, на которое устанавливается поврежденный диск. Прижимные ролики фиксируют его борта, и когда диск начинает вращаться, прижатием восстанавливают прежнюю форму.

Прокат может быть полный (когда реставрируется целый диск) или фрагментарный (исправляют то, что было повреждено).

Перед правкой литой модели главную роль выполняет не автоматизированное оборудование, а мастер. Возвращение правильной геометрии ободу осуществляет гидравлический пресс, а качество результата зависит от человека, делающего ремонт.

Несущественные изъяны выправляют сразу, а если повреждения сильные, то место, которое нужно реконструировать, сначала нагревают, когда это позволяет металл, из которого сделан диск, до определенной температуры.

По ряду причин (например, удар был сильный) на колесном диске появляются трещины, а также во время выправления диска выявляются или возникают микротрещины. Для их устранения применяется аргонно-дуговая сварка.


Станок

Раскатка штампованных и стальных автодисков

Раскатать в шиномонтаже можно модификации:

  • литые;
  • кованые;
  • штампованные;
  • легкосплавные;
  • стальные;
  • разборные.

Возможно восстановить смещение геометрии:

  • радиальное;
  • осевое;
  • комбинированное.

Например, наплавляют поврежденные борта или «вылечивают» от «бордюрной болезни».


Измерение геометрии

Раскатка штампованных вариантов заключается в следующем:

  • Поверхность очищается.
  • Станок для раскатки регулируется под конкретную модель.
  • Элемент устанавливается в станок.
  • Ролики станка прокатывают весь обод или то место, которое подлежит реставрации.

Для раскатки стальной модели наличия специального оборудования мало. Результат работы зависит от опыта и мастерства работника. Мастер, выправляющий стальной элемент, должен контролировать процесс выправления, чтобы при работе оборудования не произошло искривление обода, или не возникли проблемы, которые могут повлечь за собой полную порчу.

Процесс прокатки и покраски колесных литых автодисков

Прокат литых дисков отличается от раскатки стальных и иных моделей тем, что литые модификации нельзя нагревать (даже точечно). Во время нагревания может произойти разрушение кристаллической решетки материала. В результате этого материал полностью меняет структуру и не справляется с нагрузками, которые на него оказывает автомобиль. Последствия могут быть разными: геометрия снова изменится во время эксплуатации, а также есть риск потерять колесо во время движения из-за поломки спицы или иной части конструкции.

Не нарушить материал и не вывести из рабочего состояния позволяют специальные насадки, которые используют в процессе правки на специальных профессиональных станках.

Как происходит процесс прокатки колесного литого диска:

  • Поверхность очищается от грязи и пыли.
  • Исследуется на наличие трещин.
  • Устанавливается, какое повреждение привело к деформации: осевое или радиального характера биения.
  • Если у элемента есть трещина у основания спиц или посадочных пазов, то такой вариант восстановлению не подлежит.
  • Подлежащий восстановлению образец устанавливается на специальном оборудовании и с помощью специальных роликов, вращаясь, подвергается правке.

Восстановленное колесо можно покрасить, если центр, предлагающий подобную услугу, обладает хорошим профессиональным оборудованием. Восстановление лакокрасочного покрытия производится после устранения дефектов, на полностью очищенном от старой краски диске. После покраски, по нормам, элемент нужно поместить на оборудование для проверки дисбаланса и, если таковое имеется, устранить его.

Стоит ли прокатывать

Можно ли прокатать диск, если видимых повреждений нет? На этот вопрос любой мастер и опытный автомобилист ответит, что не просто можно, но и нужно.

Если колесный диск оказался поврежден, рекомендуется не выбрасывать его и искать новый или приобретать комплект, а сначала принести в шиномонтаж для диагностики. Возможно, повреждения окажутся несерьезными, и правкой можно восстановить идеальную геометрию.

Автовладельцы нередко сталкиваются с поломками машин. Неполадки в работе литых дисков корректируются посредством правки . Но данная процедура противоречива, так как имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому многие автолюбители задаются вопросом по поводу проделывания манипуляций с дисками.

Общие сведения о прокатке дисков

Прокатка литых дисков требует вмешательства только квалифицированного специалиста , который сможет выполнить поставленную задачу без изъянов. От компетентности мастера будет зависеть итоговый результат проделанной работы. На просторах интернета часто можно встретить негативные отзывы о правке литых дисков, но они преимущественно связаны с непотребными действиями специалиста, который не только не смог выполнить обязанности, но и ухудшил положение дел. Правка имеет несколько особенностей:

  • Первоочередным этапом является диагностика , так как каждая поломка индивидуальна. Работник обязан определить природу неисправности, а для этого он снимает шины с дисков, по-другому причины сбоя выяснить невозможно.
  • Следующий шаг – это определение характера изъяна , на основании которого будет сделан подробный план исправления ситуации.
  • Литые диски нередко становятся причиной затруднения ремонтных работ, следовательно, правка – это дорогостоящая процедура . В этом работникам помогает специальное оборудование, которое должно быть соответствующим и качественным. Литые диски требует особого ухода.
  • Перед тем как начать исправление, ремонтники очищают диски от загрязнения и пыли , далее начинается основной этап.

Достоинства прокатки

Любая манипуляция с личным автомобилем требует разбора плюсов и минусов выбранной процедуры. Некоторые предпочитают приобрести новый диск, чтобы не рисковать сомнительной, по их мнению, операцией. Но другие решаются на правку, оценив все преимущества работы. К позитивным сторонам прокатки можно отнести:

Позитивные стороны прокатки дисков зависят от произошедшей неисправности, своевременной реакции владельца и мастерства специалиста.

Недостатки прокатывания литых дисков

Итог

Окончательное решение всегда остается за автовладельцем, он не должен слушать незнакомых мастеров, которые навязывают свои услуги. Изначально автолюбитель для собственной безопасности просматривает все положительные и негативные стороны выбранной манипуляции. Если, по его мнению, плюсы оказываются значительнее минусов, то процедура может проводиться. Только при этом владелец будет готов ко всем возможным последствиям. Опытные мастера советуют не рисковать в сложившейся ситуации и думать о собственной безопасности, покупка новых литых дисков – это вложение в комфорт и надежность.

Читайте также: