Traction на шине что означает

Опубликовано: 16.05.2024

Самая крупная надпись на шине которую видит любой автолюбитель, – имя производителя или название бренда и модель шины. Но это только малая часть из надписей, которыми заполнена боковина. Возьмем реальную шину и начнем разбираться.

Размерность шины – пожалуй, один из наиболее востребованных параметров. Взглянув на нее, легко определить, подойдет шина на ваш автомобиль или нет. Разберем, что обозначает каждая буква и цифра в маркировке.

Маркировка европейских шин

205/70R16C 104/102 Q XL RFT

205 — ширина профиля, в миллиметрах

70 — высота профиля, в % от ширины профиля. Значение высоты профиля в маркировке шин может отсутствовать, когда оно равно или превышает 80%.

R — тип конструкции шины (R – радиальная конструкция шины, D – диагональная), если обозначение отсутствует, шина имеет диагональную конструкцию.

16 — посадочный диаметр, в дюймах

С — применяемость для коммерческого транспорта, сокращение от слова Cargo. Шины с такой маркировкой отличаются двойным индексом грузоподъемности (например, 104/102). Имеет 8 слоев.

Reinforced (RF) — в типоразмере (например, 195/70R15 RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв).

104 — индекс грузоподъемности. С помощью специальной таблиц его можно привести к конкретному значению 104=900 кг. То есть несущая способность шины равна 900 кг, четыре шины могут выдержать максимальный вес машины, равный 3600 кг.

104/102 — двойной индекс грузоподъемности, где первая цифра говорит о грузоподъемности колеса в односкатном варианте, а вторая — в двухскатном.

Q — индекс скорости, условны параметр определяется по специальным таблицам. Определяет максимально допустимую скорость автомобиля, разрешенную при использовании данной шины.

XL — повышенный индекс нагрузки.

RFT — маркировка шин, способных преодолевать некоторое расстояние при потере давления. У разных производителей такая технология носит разные названия и, соответственно, могут встречаться разные аббревеатуры, например ZP (Zero Pressure) или SSR (Self Supporting Runflat Tyre) и т.д.

Маркировка американских шин

Первый тип маркировки очень похожа на европейскую, только в начале есть буквенное обозначение, например P или LT. Это указание на принадлежность к типам машин, легковые P, коммерческий транспорт, легкие грузовики LT. Т – шины предназначенные для использования в качестве запасного колеса, ST – для прицепов.

Второй тип – дюймовая система маркировки шины.

Разберем на примере

31х10.5R16 LT 110R

31 — внешний диаметр в дюймах.

10.5 — ширина шины в дюймах.

R — радиальная

16 — диаметр диска в дюймах

LT — применяемость автошины

110 — индекс нагрузки

R — индекс скорости

Дополнительные обозначения на шине

Сезонность шины

M&S, M+S, Mud+Snow — маркировка «грязь+снег» зимней или всесезонной шины

M/T (Mud Terrain) — грязевые шины

A/T (All Terrain) — всесезонная шина

AS (All Season) — всесезонная шина

AW (Any Weather) — всепогодная шина

R+W (Road+Winter) — всесезонная шина

Rain – дождь, Water или Aqua — вода, или пиктограмма «зонтик» – специальная дождевая шина.

Winter — зима, или пиктограмм «снежинка» – шина предназначена для зимнего использования.

Информация о правильности установки шины

Rotation (вращение) и различные пиктограммы стрелок — указывают направление вращения у шин с направленным рисунком.

Outside (наружная сторона шины) и Inside (внутренняя сторона шины) (или SideFacingOut и SideFacingInwards) — указывает положение внешней и внутренней сторон асимметричных шин при установке на диск.

Left (левый) или Right (правый) — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Информация о конструкции шины и эксплуатации.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.

Tube Type — обозначает, что эта шина обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг и фунтах.

Radial — шина имеет радиальную конструкцию.

Steel — в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) с цифровым индексом — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). Цифровой индекс – условный номер страны, где проводилась омологация.

DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — знак подтверждает что шина отвечает нормативным требованиям Транспортного управления США.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction АА, А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине" производителя, для которой он равен 100.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности шины и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1,6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Studless — не подлежит ошиповке.

Studdable — подлежит ошиповке.

Цветные метки на боковине шины

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) – самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна.

Красная маркировка (красная точка на шине) – означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности – абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.

Белая точка или белый круг – некоторые шины первой комплектации имеют данную маркировку. Она указывает точку с минимальным отклонением радиальной силы, самое гибкое место боковины шины.

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее "опознавать" шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Вы когда-нибудь замечали такую маркировку шин? UTQG - это стандарт, который соответствует FMVSS (Федеральным стандартам безопасности транспортных средств). Этот американский стандарт применяется ко всем шинам для легковых автомобилей, кроме зимних шин с шипами 4х4, для запасных колес и диаметром менее 12 дюймов.

UTQG на шинах

Маркировка UTQG наносится на все пассажирские шины, продаваемые в США. Официально они не применяются в Европе, поэтому производители и продавцы не сообщают нам об их значении и ценностях. Однако стоит знать эти маркировки, потому что на европейском рынке много шин из США, таких как Continental или Bridgestone.

UTQG маркировки можно найти на боковине шины в виде надписей с конкретными значениями, которые состоят из трех элементов:

TREADWEAR - показатель износостойкости протектора

TRACTION - индекс сцепления с мокрой дорогой

TEMPERATURE - показатель сопротивления перегреву

Что означает TREADWEAR (Износ протектора)?

Сначала мы объясним определение сравнительной шины . Это стандартная модель шины с соответствующим индексом 100. протектора шин привели к значению продаж могут появиться протектором , который является кратным 20 (60 - 80 - 100 - 120 - 800 . 200 . ). Как это работает?

Проверенные шины устанавливаются на автомобиль со 100 индексными шинами, а затем сравнивается расход, который измеряется каждые 800 миль (1287 км), и шины правильно чередуются (поворачиваются). Это делается путем сравнения коэффициента износа протектора, полученного в ходе испытания в контролируемых условиях на обозначенном маршруте в 6400 миль (около 10 300 км). На основании результатов таких измерений шины получают индексы, такие как 60, 100, 200 или 400.

Если шина получает индекс 60, это означает, что ее теоретическая долговечность составляет 60% от сравнительной шины (индекс 100). Шина с индексом 60 будет изнашиваться намного быстрее, чем шина с индексом 100, в то время как шина, получившая индекс 200, будет изнашиваться намного медленнее, чем сравнительная шина, но также и в 2 раза быстрее, чем шина с индексом 400. Модель с индексом 400 будет в 4 раза длиннее, чем продукт. сравнительный (с индексом 100).

Что значит TRACTION (индекс сцепления с мокрой дорогой)?

Значение параметра TRACTION определяется на асфальтовой или бетонной дорожке при строгих условиях. Автомобиль разгоняется до 65 км / ч, а затем тормозит. Во время этого теста ABS автомобиля выключен.

В Европе самое низкое допустимое значение параметра TRACTION - A. Если вы предпочитаете динамичный стиль вождения, обязательно ищите шины с индексом AA . Индексы B и C приемлемы только в условиях США. В Европе лучше не покупать такие шины. Также стоит отметить, что маркировка TRACTION не указывает на адгезию на сухих поверхностях, углах или устойчивость к аквапланированию .

Маркировка шины TEMPERATURE

ТЕМПЕРАТУРА определяет устойчивость шины к перегреву - температуру, создаваемую во время движения. При движении на высоких скоростях шины становятся очень горячими, что сокращает срок их службы. Чтобы присвоить индекс конкретной шине (возможны A, B и C - A является наилучшим значением), проводятся лабораторные испытания там, где тестируется шина. Сопротивление перегреву оказывает большое влияние на показатель скорости. Чтобы получить маркировку A, модель должна пройти 30-минутное испытание со скоростью 115 миль в час (185 км / ч). Точно так же, чтобы получить маркировку B, он должен провести 30-минутное испытание при скорости 100 миль / ч (160 км / ч), в то время как шина, отмеченная индексом C, должна пройти испытание при скорости 85 миль / ч.

Как и в случае с индексом TRACTION , шины с индексом A. TREADWEAR (износостойкость) будут лучшим выбором, чтобы помочь вам выбрать шины с более длительным сроком службы.

Если вы следуете маркировке UTQG , помните, что разница между шинами с индексом 200 и 400 будет значительной. Эти маркировки следует рассматривать только для демонстрации. В Европе нет обязательств использовать их, и их значения определяются в условиях Северной Америки.

Обозначение и маркировка шин, выпускаемых в Европе, соответствует Евростандарту, а в США — требованиями Транспортного управления
этой страны. Следует отметить, что обозначения и маркировка отечественных и импортных шин по отдельным позициям совпадают, хотя среди них имеются характерные различия. Прежде всего рассмотрим маркировки шин, действующих в Европе:

1 — Пример: 185/65 R15 87Т — размер шины и ее техническая характеристика:

185 — ширина профиля шины в мм.;
65 — отношение высоты профиля к ее ширине, выраженное в процентах;
R — радиальная конструкция шины;
15 — посадочный диаметр обода в дюймах;
87 — индекс грузоподъемности.

Ряд зарубежных фирм указывают максимальную нагрузку (MAX LOAD) в кг. и английских фунтах; Т — индекс максимальной скорости, на
которую рассчитана шина

— надпись "Radial" — указывает на радиальную конструкцию шины;

— "Tubeless" (в прайс-листе TL) — маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается "TUBE TYPE" (в прайс-листе TT);

— "M+S" (Mud+Snow -грязь+снег) — тип рисунка протектора. Маркировка обозначает, что шина предназначена для эксплуатации в зимний
период года и по грязи.

— цифры 2502- дата выпуска шины: изготовлена на 25-й неделе 2002года

— знак Е одним цифровым индексом (на других шинах может быть двухцифровой индекс) указывает, что шина проверена на соответствие
европейскому стандарту безопасности — Правилу N 30 Европейской экономической комиссии ООН. Индекс в кружке — условный номер страны,
где назначенная правительством комиссия провела проверку. Например, Е — проверено в Швеции. Пятизначный (может быть и шестизначный)
индекс, нанесенный рядом с кружком, означает номер сертификата, свидетельствующий о положительных результатах проверки, и выданного
страной, осуществлявшей проверку;

— страна, в которой находится предприятие-изготовитель шин (Made in Germany -сделано в Германии, Made in Europe — сделано в Европе и т.д.);

Дополнительные маркировки, действующие в США:
— DOT — знак, который означает, что шина отвечает нормативным требованиям Транспортного управления США;

— DM AB CD EFG — код, означающий место изготовления, размер и тип шины;

— максимально допустимые в США нагрузка и внутреннее давление воздуха в шине: max Load 545kg (1202 lbs) — 545кг (1202 фунта), max Pressure
300 кПа (44psi) — 3,0 кгс/см2 (44 фунта на квадратный дюйм);

— Plies Tread area:1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon Sidewall: 1 Rayon — особенности конструкции шины: в брекере один слой вискозного корда; два слоя
стального и один слой нейлонового корда; в боковине один слой вискозного корда;

— TWI (Tread Wear Indiration) -указатели индикаторов износа (минимально допустимая глубина) рисунка протектора шины. Указатели
распологаются равномерно в шести- восьми местах по окружности. Маркировка TWI может быть со стрелкой. Индикатор износа иногда
изображается одной стрелкой. Индикатор выполняется в виде выступа высотой 1.6 мм (для легких автомобилей) и располагается в углублении
протектора (рис. 2);

— Treadwear 180 — относительная износоустойчивость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США;

— Traction A — оценка влажностных условий А, В или С ( специальный тест США);

— Temperatyre B — температурная устойчивость на больших скоростях движения А, В или С (специальный тест США);

— Safetywarning — требование техники безопасности при монтаже шины на обод и при использовании шины.

На некоторых моделях шин нового поколения для легковых автомобилей введена дополнительная маркировка. На боковине шин фирмы "Pirelli"
ставится стрелка, указывающая направление вращения колеса. На боковых шинах других фирм наносятся две стрелки с надписью "Rotation"
(направление вращения). При сборке колеса необходимо учитывать рекомендации маркировки: направление вращения колеса при движении
автомобиля вперед должно совпадать с направлением, указанным стрелкой (стрелками).

Индекс грузоподъемности, кг/колесо
60 — 250
62 — 265
64 — 280
66 — 300
68 — 315
70 — 335
72 — 355
74 — 375
76 — 400
78 — 425
80 — 450
82 — 475
84 — 500
86 — 530
88 — 560
90 — 600

Индекс максимальной скорости, км/ч
I — 100
K — 110
L — 120
M — 130
N — 140
P — 150
Q — 160
R — 170
S — 180
T — 190
H — 210
V — 240
VR — 210-240
ZR — от 240

Главным элементом позволяющим авто выполнять фигуры высшего пилотажа и обеспечивающим львиную долю безопасности прокладке и
пешеходам являются покрышки. Запомните эту простую и в то же время гениальную мысль ! Как бы Мы не наращивали мощность двигателя,
увеличивали диаметр тормозных дисков и улучшали качество тормозных систем, меняли бы характеристики и свойства подвесок — всё это в
пользу бедных, пока Мы будем пользовать изделия Бобруйского резино-технического комбината, или его аналогов за рубежом.
Приведём наглядный пример. На листе бумаги начертите квадрат 15х15 см. Вот на такой площади сцепления 1,5 тонная масса пытается
удержаться в Г-образном повороте на скорости 60-80 км/ч. Вот на такой мизерной площадке инженерная мысль фирмы, к примеру, BOSCH
воплощённая в железо, ведёт нелёгкую борьбу против торпедирования, к примеру, поделки Волжского автозавода 71 года выпуска "внезапно"
очутившегося в левом ряду. И т.д. Теперь Я думаю станет понятным, насколько важен подбор правильных покрышек.

Что такое правильная покрышка. Я кратко освещу "основные" параметры. Почему в кавычках? Далее станет ясно, что основными для Нас
являются совсем другие цифры и буквы.

195 — ширина покрышки в мм.

65 — высота боковины в % от ширины покрышки.

R — радиальный корд.

14 — радиус диска в дюймах.

85 — допустимая грузоподъемность ( индекс )

H — предельная скорость ( индекс )

Начнём с последних двух параметров. При выборе покрышки следует просто не опускаться ниже параметров по нагрузке и скорости. Не стоит
специально гнаться за индексами типа Y или W. В нашем случае это ничего не даст. Тоже самое и с грузоподъёмностью.
Теперь рассмотрим всеми любимые ширину покрышки и радиус диска. Оставим пока финансовую и эстетическую стороны вопроса.
Всё просто. С увеличением ширины покрышки мы получаем улучшение курсовой устойчивости, улучшение устойчивости в повороте,
снижение максимальной скорости, рост нагрузки на подвеску, худшие реакции на руль и склонность к аквапланированию . И наоборот
при уменьшении ширины. При увеличении радиуса ( с сохранением диаметра всего колеса, естественно ) улучшается управляемость и
снижается плавность хода. Так что же выбрать при покупке? Что, что … да тот же самый радиус и ширину.

Производитель вашего автомобиля выбрал определённый размер не просто от фонаря а после сложных расчетов и проверок. И подвески
настроены на работу именно с такими параметрами покрышки которые указаны в тех. паспорте. Это не бурчание и нравоучения —
это проверенный факт ! Развею ещё один миф о том что можно ставить покрышки с размером от старших моделей линейки вашего авто.

Пример: Пыж 307 XR 1.4 и 307 XSi 2,0. На первом установлены покрышки 195/65R15, на втором 205/50R17. Ошибкой было бы предполагать,
что операция по пересадке колёс с 17-тым радиусом пройдёт безболезненно. Во-первых, 2-х литровка несомненно обладает более мощной
подвеской ( тут и вес двигателя и другой центр тяжести и размер колёс — всё было учтено производителем ) чем 1.4 следовательно нагрузка на элементы подвесок возрастёт. Во-вторых 100 % управляемость машины изменится но в какую сторону ? А сторон много. Разгон, торможение, поворот, снос, занос, крен и раскачка. Я ж наверное ещё что-то забыл. Вероятно, что какие-то из этих параметров улучшатся а какие-то ухудшатся. В совокупности Вы получаете … неизвестно что. И очень даже возможно хуже, чем было. Это при применении "стандартных" размеров, а можно ж дать волю фантазии! В общем Я думаю идея ясна. Дополнительный вес неподрессоренных масс сделает своё чёрное дело. Таким образом, без изменений настроек подвесок смена радиуса и ширины покрышки не приведёт к значительным улучшениям ходовых качеств авто но может ухудшить некоторые параметры и обеспечит повышенный износ деталей подвески.

Теперь рассмотрим ещё 3 параметра о которых многие из нас и не подозревали.

Treadwear, Traction и Temperature.

Вот с помощью этих параметров как раз и можно улучшить сцепные характеристики покрышек.

Итак, Treadwear. Это показатель износостойкости. Измеряется в условных единицах. Чем меньше это число тем мягче резина, соответственно
лучше сцепление и меньше пробег. Существует мнение что каждая сотня условных единиц это 30000 миль пробега до пикообразного состояния.
Многие производители ставят метки указателей износа по окружности шин. Таким образом можно определить степень износа. Гражданские
покрышки имеют Treadwear около 300. Для монстров : Сам видел покрышки с Treadwear 60 на Subaru Impreza STi.

Traction — показатель тормозного пути на мокрой дороге. Обозначается индексами —

АА — да, детка, да !

Примерно так. Каждый Сам выбирает как ему нужно тормозить по мокрой дороге но на варианты В и С внимания обращать не стоит.

Temperature — показатель термостойкости шины при высоких скоростях на испытательном стенде. Тоже индекс А, В и С. Система такая же
как и в Traction. Не буду нагружать Вас данными о том сколько часов каждый индекс. Любая высококлассная шина будет как минимум
Treadwear 280, Traction А и Temperature А.

Совсем было забыл про давление в шинах. Проведите эксперемент. На стоянке попробуйте накренить машину. Руками немного надавите на
крыло прилагая усилие поперечно воображаемой линии движения автомобиля(звучит сложно, но ничего, — справитесь). Давите до того
момента, пока не начнёт работать подвеска. Владельцы шин с шириной боковины больше 55% от ширины протектора смогут не по детски
раскачать машину поперёк оси, при этом не задействуя ход подвески. Машина будет неплохо качаться за счёт поперечного хода боковины.
Чем это плохо. В момент начала поворота машина сначала сдвигается за счёт гибкости шин и лишь потом вступает подвеска. То же самое
происходит и при выравнивании авто(не в обратной последовательности ! Именно так — сначала шины, потом подвеска). Гибкость боковины
является своеобразным буфером (временной задержкой) при выполнении манёвра. Поэтому все стремятся обрести колёса с низким профилем.
Но даже супер-пупер низкий профиль сведёт все усилия на нет, если не соблюдать давление в норме. Ведь единственное средство сделать
профиль более жёстким — это давление в шине. К слову сказать дали пощупать кусок протектора от болида Формулы 1. Такое впечатление что
боковина стальная а не резиновая. Но в "мирных условиях" ездить на таких шинах невозможно. Мягкость боковины обеспечивает нам
плавность хода. Накачайте колёса до 50psi — задницу отобьёт после 10 километров. Раз уж речь зашла о повышенном давлении, хочу заметить,
что на самой шине указано мах давление .Как правило 55-60psi. Производители авто накачивают покрышки до этих величин перед
транспортировкой. Чтобы боковина не деформировались при перевозке. Запомните, что от высокого давления в шинах с ними ничего не
произойдёт. Трясти Вас будет, это да. Но уж покрышки точно не разорвёт.

А от чего же разрывает покрышки ? Как это не странно, от низкого давления. При движении боковина работает как амортизатор.
Сжимается и разжимается. При 100км/ч — 15 раз в секунду ! При низком давлении амплитуда колебаний растёт, растёт и температура
боковины(вспомним параметр Temperature ). Боковина размягчается, где-то внутри ма-а-а-а-аленькая трещинка расширяется и бах ! Пару секунд и то что осталось лежит на крыше в кустах (передний мост) или матерно ругается с ехавшими сзади/сбоку(задний мост). Не следует также забывать, что от низкого давления существенно сокращается срок службы покрышек !

В поддержании нужного давления есть только одна засада. Давление в холодном колесе и колесе проехавшем 10км может разнится на 5-6psi.
Это значит, что при проверке скажем на заправке вроде всё в норме, а потом — въехал в лужу, давление моментально упало и … дальше как
повезёт. Поэтому докачиваить следует утром до поездки. Кроме того, если постоянно добавлять холодный воздух в разогретые шины,
то в конце концов появятся внутренние микротрещины, которые в конечном итоге ни к чему хорошему не приведут.

Вот, в общем то и всё про шины — главный элемент автомобиля — гарант жизни и здоровья как Вашего так и окружающих. Надеюсь что этот
скромный опус поможет кому-то из Вас сделать более грамотный выбор.

Особо важные места, на которые
стоит обратить внимание.

1) Шины — единственное, что связывает авто с дорогой.

2) Ширина и размерность шин не влияет на силу трения
(теоретически!), так как увеличивается пятно контакта,
но уменьшается давление и сила трения остаётся постоянной,
не более веса автомобиля.

3) Сила трения (между шинами и дорогой) — единственная сила,
которая в конечном итоге разгоняет, останавливает и
поворачивает автомобиль. Сила трения не может быть больше
веса автомобиля, значит автомобиль не может разгоняться и
останавливаться с ускорением больше g (9,8 м/с2), а также
испытывать боковую перегрузку при повороте больше g.

Отсюда теоретический предел разгона до 100 км/ч — не
менее 3,85 сек. И торможение с таким же ускорением,
не более!
И прохождение поворота с боковой перегрузкой не более 9,8 м/с2

НО!
В каждом правиле есть исключения!
Инженеры умудрились сделать коэффициент сцепления шин
с дорогой больше единицы, шины "приклеиваются" к дороге.
На высокой скорости машины прижимают к дороге антикрылья
и спойлеры, увеличивая силу трения. Поэтому есть машины,
выезжающие из 4 секунд до сотни, гонщики формулы 1
испытывают боковые перегрузки более 2g.

Следовательно, возвращаясь к п.1:
Не нужно пренебрегать выбором шин.
И уделять внимание не столько размерности, сколько
качеству самой шины.

И нужно помнить, что всегда есть предел, после которого
машину занесёт, она пойдёт юзом, или перестанет управляться.
На любых шинах!


55 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - <профиль>. Если это соотношение не указано (например 205/R16) значит оно равно 80-82% и шина называется <полнопрофильной>.

R - означает шину с радиальным расположением корда (сейчас почти все шины делаются именно так).

16 - диаметр колеса в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины.

V - индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Американские обозначения типоразмера.

Существуют две различные маркировки американских шин.

Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы <P> (Passanger - для легкового автомобиля) или <LT> (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15.

И другая маркировка, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31х10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - шина радиальной конструкции.
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.


Дополнительная информация, указываемая на боковине шины:

M+S или M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние.
All Season или AS - Всесезонные шины
Aw (Any Weather) - Любая погода
Пиктограмма * (снежинка) - шина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.
Если на боковине шины нет этих обозначений, то эта шина предназначена для использования её только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.
Outside и Inside - ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.
Radial означает, что это шина радиальной конструкции.
Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe)
DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.


Обратите внимание на Treadwear, Temperature и Traction: Особенно важен Treadwear - так вы сможете ориентироваться не на мнение продавца о том какая шина более износостойкая, а сравнить цифры, это отличный способ выбрать из двух шин более износостойкую

Treadwear - индекс износостойкости. По стандартам Национальной администрации безопасности дорожного движения, показатель степени износа протектора в 100 единиц оценивает в 48 тыс. км. Соответственно, 150 единиц оценивается в 72 тыс. км, 200 в 96 тыс. км. и так далее. Конечно же, не стоит делать упор на данные цифры, так как многое зависит от манеры вождения, качества дорожного покрытия и от погодных условий региона. Для того чтобы определить реальную степень износа проектора специалисты рекомендуют снижать данный показатель в 1,5 раза. То есть реальный пробег резины с treadwear 100 будет равняться около 36 тыс. км.

Traction - коэффициент сцепления шины с дорожным полотном (обычно только на шинах поставляемых в США). Имеет значения «АA», «А», «В», или «С». Шины с коэффициентом "А" имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.

Temperature - температурный режим. Это способность шины противостоять чрезмерному нагреву во время движения транспортного средства. Показатель температуры наносится на боковину в виде слова «temperature» с последующей буквой «А», «В», или «С». Приблизительно так: «А» - лучшая температурная стойкость, «В» - хорошая и «С» - удовлетворительная.

195 — это ширина шины в мм.

65 — это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 75%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины.

Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины!

15 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).

R — означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.

91 — индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.


На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.

Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки — надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой «С» после диаметра шины, например: 195/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина).


T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.


XL - покрышки с повышенной нагрузочной способностью. В них используется больше слоев корда в брекере и боковине чем в обычных шинах аналогичного размера. Такие покрышки как правило жёстче и соответственно менее комфортны, зато у них выше индекс нагрузки и они имеют большую ударопрочность. Маркировка XL обычно находится справа от индексов скорости и нагрузки


На боковине так же можно найти информацию о том какой тип корда применен в брекере и боковине. В данном примере мы видим что в брекер (TREAD) состоит из 2-х слоев стального корда и 1-го слоя синтетического корда. Боковина (SIDEWALL) состоит из 1-го слоя синтетического корда.


Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин

M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.

All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.

Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.

Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой.

MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Читайте также: