Требования к шиномонтажному участку

Опубликовано: 12.05.2024

209. Демонтаж и монтаж шин должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

210. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.

В случае использования подъемного механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства - специальную подставку (козелок).

211. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.

212. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить с применением монтажного инструмента.

213. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

215. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

216. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

217. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).

218. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).

1) выбивать диск кувалдой (молотком);

2) монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

3) во время накачивания шины сжатым воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

4) накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;

5) применять при монтаже шин неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;

6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.

Для организации шиномонтажной мастерской, оснащенной современным шиномонтажным оборудованием, необходимо выбрать подходящее помещение.


Помещение под шиномонтаж должно удовлетворять всем современным требованиям и нормам (Нормы проектирования ОНТП-01-91, приложение 2), предъявляемым к шиномонтажным мастерским, а так же соответствовать требованиям противопожарной безопасности согласно СНиП 31-03-2001. Помещение должно быть достаточно просторным, для того чтобы в нем могло разместиться все шиномонтажное и балансировочное оборудование, а так же вспомогательное оборудование и инвентарь.

Шиномонтажные и балансировочные стенды необходимо размещать в соответствии с расположением входной двери, согласно очередности выполняемых работ, т.е. ближе к двери устанавливается шиномонтажный стенд, затем балансировочный. Вспомогательное оборудование, такое как компрессора, вулканизаторы, станок для правки дисков, сварочный аппарат и т.д., размещаются, как правило, в глубине помещения, или при отсутствии места, там, где не будут препятствовать выполнению основных работ. Ванна с водой для проверки герметичности камер и покрышек обычно находится рядом с шиномонтажными стендами, и по возможности у окна, для обеспечения естественного освещения при поиске дефектов. Расположение верстака определяется исходя из положения шиномонтажных станков, и устанавливается в непосредственной близости от них.

Расстояние между станками и технические проходы следует выполнять таким образом, чтобы работающий персонал не мешал друг другу, и мог свободно перемещаться. Проходы должны быть достаточно широкими, для того чтобы в них свободно могли разойтись два человека.

При работе шиномонтажной мастерской в зимних условиях, помещение необходимо отапливать. Использовать отопительные электроприборы весьма дорого и не всегда экономически целесообразно, поэтому при отсутствии внешних источников, таких как городское отопление или газ, следует предусмотреть установку автономного отопления. Для организации автономного отопления необходимо дополнительное подсобное помещение с целью размещения отопительного оборудования (печь, котел и т.п.). Так же подсобное помещение необходимо для хранения различных материалов, применяемых в ремонте колес, и размещения разных предметов, предназначенных для хозяйственно – бытовых нужд. Схематично ориентировочное размещение оборудование и расположение подсобного помещения показано на рисунке 1.

Помимо отопления, в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, помещение под шиномонтаж должно быть оснащено принудительной вентиляцией, поскольку работа в шиномонтажной мастерской предполагает применение летучих и токсичных веществ.

«Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в открытом акционерном обществе «ГАЗПРОМ». ВРД 39-1.14-021-2001*.

Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТРМ-027 – 2003)

Правил пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96.*

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.08.2015 г. № 552н.

Руководства по эксплуатации стенда шиномонтажного Ш.515ЕУ ТУ 4577-001-45634699-00

1. Общие требования безопасности

1.1. К выполнению работ на шиномонтажном стенде допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, не имеющие противопоказаний для выполнения данной работы, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, изучившие настоящую инструкцию, прошедшие:

  • вводный инструктаж по охране труда;
  • вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности при приеме на работу;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • проверку знаний на 2 группу по электробезопастности;
  • стажировку в объеме не менее 2-14 рабочих смен;
  • проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в программу обучения, которых включены вопросы по безопасным методам и приемам труда при работе на стенде шиномонтажном, способам оказания первой доврачебной помощи.

До выполнения всех вышеизложенных требований к самостоятельной работе приступать запрещается.

1.2. При работе на стенде шиномонтажном необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

1.3. Выполнять требования по выполнению режима труда и отдыха:

1.4. К опасным и вредным производственным факторам при работе по эксплуатации стенда

1.5. При работе на шиномонтажном стенде работник обязан пользоваться спецодеждой и спецобувью:

  • костюм хлопчатобумажный из антистатических тканей с масловодоотталкивающей пропиткой,
  • белье нательное хлопчатобумажное;
  • головной убор летний ( кепи или бейсболка);
  • рукавицы комбинированные;
  • перчатки трикотажные хлопчатобумажные;
  • ботинки или сапоги кожаные;
  • сапоги резиновые или сапоги болотные;
  • наушники противошумные;
  • очки защитные ( от воздействия твердых частиц и пыли );
  • каска защитная;

На наружных работах зимой дополнительно :

  • костюм для защиты от пониженных температур с пристегивающейся утепляющей прокладкой из антистатических тканей с масловодоотталкивающей пропиткой;
  • шапка – ушанка;
  • подшлемник утепленный;
  • рукавицы утепленные;
  • валенки;

1.6. В случае травмирования работник обязан немедленно уведомить своего непосредственного руководителя. О неисправностях оборудования, работник сообщает своему непосредственному руководителю до начала работ, или немедленно во время рабочего дня после обнаружения неисправности.

Работать на неисправном оборудовании и пользоваться неисправ­ным инструментом запрещается.

Не разрешается допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.

1.7. Каждый работник должен уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.7.1. Оказывать первую помощь пострадавшему при травмировании, отравлении или внезапном заболевании, одновременно принимать меры по вызову скорой помощи.

Рабочее место должно быть оснащено аптечкой для оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшему при несчастном случае или заболевшему.

1.7.2. Сохранять место несчастного случая без изменения, если создавшаяся ситуация не может ухудшиться и привести к развитию аварии или принести вред здоровью и жизни других работников.

1.8. Работники должны соблюдать санитарно-гигиенические требования:

  • не хранить и не принимать на рабочем месте пищу, воду из случайных источников. Перед едой, питьем, курением вымыть руки с мылом;
  • содержать в чистоте и исправном состоянии спецодежду, спец. обувь и другие СИЗ;
  • правильно применять спец. одежду, спец. обувь и другие СИЗ;
  • во избежание простудных заболеваний в холодное время года пользоваться утепленной спец. одеждой.

1.9. Предохранительное ограждение шиномонтажного стенда служит для предохранения работников АТЦ при проведении ремонтных и слесарных работ в ремонтном боксе от травмирования их об крутящиеся детали шиномонтажного стенда.

1.10. Требования настоящей инструкции являются обязательными, невыполнение этих требований рассматривается как нарушение производственной дисциплины. Работники несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.

Перед допуском к работе рабочему должна быть вручена настоящая инструкция под роспись.

1.11.Слесарю по ремонту автомобилей разрешается выполнять только работы, предусмотренные его трудовыми обязанностями, или по поручению непосредственных руководителей, а также осуществлять иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем, либо в его интересах .

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей обязан получить задание от непосредственного руководителя на выполнение определенного вида работ или определенных видов работ, ознакомиться с содержанием задания по журналу ежедневного учета выдачи заданий службы (цеха) под подпись .

2.2. Надеть чистую, исправную специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, надеть спецобувь, каску защитную и щиток защитный лицевой.

2.3. Перед началом работы работник должен:

  • осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать посторонние предметы;
  • проверить исправность предохранительного ограждения, наличие на нем предупредительных знаков «Осторожно опасная зона»;
  • осмотреть снаружи все механизмы шиномонтажного стенда, убедиться в отсутствии внешних повреждений частей стенда;
  • проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений;
  • проверить наличие и исправность заземления стенда;
  • проверить работу органов управления на холостом ходу, герметичность гидросистемы, настройку гидравлических клапанов они должна быть отрегулированы на давление 100 кгс/см2 (10 МПа);
  • проверить головку монтажной стойки, закрепляющий механизм;
  • проверить срок поверки манометров и осмотреть внешний вид: целостность стекла, корпуса, стрелка должна находится на нулевом положении циферблата;
  • перед демонтажом покрышки колесо следует вымыть, а затем выпустить из него воздух.

2.4. При проведении шиномонтажных работ исключить и не допускать нахождение работников, не занятых данной работой, в рабочей зоне шиномонтажного стенда (т. е. внутри предохранительного ограждения).

2.5. В случае обнаружения нарушений требований безопасности, работник должен устранить их собственными силами, а при невозможности сделать этого, работник обязан сообщить о них начальнику цеха или механику.

2.6. До устранения неисправностей в работе шиномонтажного стенда к работе не приступать.

3. Требования охраны труда во время работы.

Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.

Перед монтажом шины необходимо тщательно очистить от грязи и ржавчины обод, бортовое и замочное кольца, проверить исправность их и шины.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большего размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

Не допускается:

  • Выбивать диск кувалдой (молотком)
  • Применять при монтаже неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес.
  • При установке колеса на стенд будьте осторожны. Выполняйте эту операцию вручную лишь при уверенности, что сможете удержать колесо в равновесии.
  • При работе с шинами больших размеров (370/508; 610/530; 1300/500/508) стенд обслуживайте двумя работниками.
  • Движущиеся каретки стенда могут представлять источник опасности (защемление). При работе стенда оператор должен находиться вне радиуса их действия.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • производить демонтаж шин при не полностью выпущенном воздухе;
  • монтировать шины на диске колес, не соответствующие размеру шин;
  • применять при монтаже шин замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;
  • эксплуатировать стенд при наличие на нем механических повреждений;
  • нарушать технологическую последовательность операций.

Работник должен находиться вне радиуса действия движущихся частей стенда, обозначенных предупредительной окраской.

При эксплуатации стенда необходимо соблюдать требования охраны труда при эксплуатации электроустановок потребителями: пользоваться диэлектрическим ковриком, самостоятельно не ремонтировать.

Любые работы на электрооборудовании стенда должны выполняться только квалифицированным и подготовленным персоналом.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Шиномонтажный стенд следует немедленно отключить в случае:

  • прекращения подачи электроэнергии;
  • виткового замыкания в обмотках электродвигателя;
  • нарушения контакта в соединениях;
  • чрезмерного нагрева электродвигателя или его сильного гудения;
  • обнаружения неисправности манометра, предохранительного клапана;

4.2. В случае обнаружения признаков пожара (открытый огонь, задымление, запах гари, повышение температуры) работник обязан:

  • немедленно сообщить диспетчеру телефону , радиосредствам (при этом необходимо назвать место пожара, признаки пожара, фамилию обнаружившего пожар);
  • принять меры по эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранения материальных ценностей. При этом следует иметь ввиду, что горюче-смазочные вещества и электропроводку нельзя тушить водой, а следует применять углекислотные огнетушители, песок, кошму.

4.4. В случае появления загазованности помещения выхлопными газами, при отказе вентиляции, работы должны быть немедленно прекращены, помещение должно быть проветрено.

4.5. Если произошел несчастный случай, то необходимо срочно сообщить сменному диспетчеру по телефону, пострадавшему оказать первую помощь в соответствии с межотраслевой инструкцией по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, о происшедшем доложить начальнику АТЦ. Место несчастного случая следует сохранить без изменения, если это не создает угрозы для работающих и не приведет к аварии. До прибытия медицинского работника пострадавшего без присмотра не оставлять.

Внимание! В случае поражения электрическим током и освобождении пострадавшего от действия электрического тока следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением шага.

5.Требования охраны труда после окончания работы

5.1. Снять установленное на шиномонтажном стенде колесо;

5.2. Отключить электропитание шиномонтажного стенда при помощи рубильника, находящегося на корпусе стенда;

5.2. Привести в порядок рабочее место, вытереть пыль с шиномонтажного стенда;

5.3. Снять рабочую одежду.

5.4. Снять рабочую одежду и убрать ее в специально отведенное место. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

5.5. Обо всех замечаниях во время работы сообщить начальнику цеха или механику.

В торговые компании поступает большое количество запросов на оборудование, одним из самых распространенных является запрос на оборудование для организации шиномонтажного участка. Причем организация шиномонтажного участка может быть в рамках действующего автосервиса либо организация нового направления в деятельности индивидуального предпринимателя или организации. В рамках данной статьи пойдет речь о каждом виде оборудования, которое необходимо для работы участка шиномонтажа.

181010-1

Шиномонтажный стенд

Станок для монтажа и демонтажа колес является одним из самых важных составляющих участка по ремонту колес. Основные их отличия состоят в том, что по типу они отличаются автоматические или полуавтоматические, безусловно отличие по производителю, по цене. Не всегда бывает, что очень известный производитель обеспечивает достаточное качество продукции и набор необходимых функций. Даже очень часто бывает, что без излишней переплаты за стоимость оборудования клиент может получить очень большое количество необходимых функций станка – это относится и к станкам для легковых колес и для грузовых шимномонтажей. Бюджетными производителями для российских автосервисов и специалистов по шиноремонту являются производители Китая (UNITE, Bright, Trommelberg и др.) и российские производители (Автотехснаб, НовГАРО, Сивик, завод Автоспецоборудование и др.), более привилегированными все таки является продукция немецких и итальянских производителей: Sice, CEMB, Sicam, Hoffman, M&B, Ravagliolli, Nussbaum, Beisbarth. Каждый производитель хорош по своему и по функциональности и по качеству сборки исполнению, во многих регионах России присутствует так называемый фактор региональности, при котором «цыганская почта» оказывает очень серьезное воздействие на принятие решение о покупке того или иного бренда к себе на шиномонтаж: если у моих соседей стоит такой то бренд, то нужно ставить именно такой же, потому что все остальное не проверено и может сломаться. Нашему российскому специалисту по шиноремонту почему то очень сложно довериться продавцу и организации, которая будет обслуживать данное оборудование, он спит и видит, что его хотят обмануть и «впарить» абсолютно нерабочее оборудование с низким качеством, но это наша ментальность, с которой нам просто нужно жить и работать, и только с помощью профессиональных консультаций менеджеров и грамотного сервисного обслуживания шиномонтажного оборудования доказывать клиенту работоспособность и качество того или иного станка для шиномонтажа.

181010-2

Балансировочный станок

Еще один стенд, нахождение которого на шиномонтаже просто необходимо, т.к. значимость точной балансировки безусловно актуально и нет необходимости доказывать эту значимость. Точность балансировки колеса – это прежде всего безопасность нашего движения по дорогам.

Нет особых отличий между балансировками, присутствует ручной ввод всех данных и автоматический ввод всех данных колеса в память станка для проведения необходимых настроек. В некоторых балансировочных стендах присутствует функции виброконтроля, например американский производитель HUNTER – сделал данную функцию первым и сейчас балансировочные станки HUNTER с функцией виброконтроля пользуются спросом у российских автосервисов – например модель GSP9700. Для грузовых автомобилей, особенно для современных импортных грузовиков балансировка колес стало жизненной необходимостью. Легендой и самой популярной моделью российского производства является балансировочный стенд СБМП-200, который отличается небольшой стоимостью, высоким качеством, проверенным временем и уже сформировавшейся репутацией среди шиномонтажников. Среди импортных аналогов можно выделить и итальянцев и немцев. Для грузовых балансировок очень удобной функцией является лифт или подъемник, который находиться рядом или встраивается в сам стенд.

На точность балансировки влияет и использование профессиональных адаптеров и переходников – в России да и во всем мире наверно признанное лидерство в данном сегменте находится у немецкого производителя HAWEKA. Сейчас плохим тоном считается НЕиспользование данных приспособлений. Использование которых во-первых дает качественную работу шиномонтажной мастерской, во-вторых избавляет собственника и мастера от недовольных клиентов, а в третьих показывает профессионализм шиномонтажного сервиса. Адаптеры HAWEKA можно купить как отдельно на конкретный вид автомобильных колес, так и целыми инструментальными досками с удобно подобранным набором адаптеров.

Вулканизатор

Вулканизация колес – с давних пор считается обязательной функцией любого шиноремонта. Вулканизации подвергаются как камеры так и сами покрышки, т.к. современное вулканизационное оборудование позволяет производить это с соблюдением всех требований к качеству или восстановлению резинового покрытия. Прибор, который осуществляет функцию вулканизации называется вулканизатор. Наиболее популярными в России являются вулканизаторы челябинского производителя Термопресс. Основное отличие от других производителей в том, что Термопресс больше не производит никакой другой продукции, и все его разработки сосредоточены только на данной продукции. Хотя еще есть вулканизаторы ЭТНА и СИБЕК – которые также известны российским пользователям продукции по шиноремонту. Друг от друга они отличаются: они могут быть с таймером и без, для камер и покрышек, для легковых и грузовых автомобилей, для спецтехники.

181010-3

Компрессор

Жизнь без воздуха не возможна! Использование хорошо продуманной и смонтированной пневматической системы позволяет работать многому оборудованию в мастерской по шиномонтажу – это и шиномонтажный стенд, кстати некоторые модели которого сейчас уже работают только от воздуха, и пневматический гайковерт, который отличается усилием, которым происходит воздействие на гайку колеса, рекомендуемая усилие от 500 до 600Нм – это для легковых автомобилей; и различные зачистные машинки используемые при клейке камер или покрышек при установке заплат.

Чаще всего для нормальной работы шиномонтажа хватает ресивера объемом не менее 100 литров, и производительностью не менее 400 литров. Наверно самым известным и популярным производителем на рынке компрессорного оборудования является REMEZA. Белорусские компрессоры РЕМЕЗА отличаются высокой надежностью, неприхотливостью в работе, невысокой ценой – что не может не подкупать российских пользователей.

181010-4

Мойка для колес

Этот вид оборудования, к сожалению пока не стал популярным среди шиномонтажников России, происходит это наверно из за достаточно высокой стоимости оборудования. Минимальная цена мойки импортного производства от 200.000 рублей, наиболее известными являются мойки для колес WULKAN польского производителя KART. Хотя наличие мойки для колес на любом шиномонтаже или автосервисе это прежде всего культура производства, это точность результатов при балансировке колес, это дополнительная услуга клиентам, которые стали в данный момент очень требовательны к оснащению и возможностям того сервиса где обслуживается их автомобиль. И наверно каждому автовладельцу будет приятно когда его старые колеса отмоют и упакуют в специальные пакеты и аккуратно сложат в багажник. А так как мы все таки стремимся к совершенству и стараемся все участки автосервиса сделать современными – то покупка мойки для колес дело только времени.

181010-5

Вспомогательное оборудование

Прежде всего к вспомогательному оборудованию на шиномонтаже можно отнести гайковерты, о которых уже упоминалось ранее, они бывают пневматическими и электрическими. Наибольшей популярностью пользуются пневматические гайковерты, присоединенные к пневматической линии они позволяют эффективно, а самое главное быстро открутить или закрутить гайки колес. Электрические гайковерты на легковом шиномонтаже не используются.

В грузовом шиномонтажном сервисе используются вообще три типа гайковертов:

  1. Ручной. Прежде всего нашел популярность среди водителей, которые находятся в дороге, и которым он очень даже может помочь если машина стоит на трассе со спущенным колесом.
  2. Пневматический. Используется на шиномонтажах любого масштаба, может быть ручным, а может быть подкатным.
  3. Электрический. Только на грузовом шиномонтаже используют электрические гайковерты.

Ванна для шиномонтажа – является удобным способом проверки колеса или камеры на прокол.

Подкатные домкраты – основное предназначение которых максимально быстро поднять и удерживать автомобиль на нужной высоте, пока специалист по шиноремонту выполняет действия по снятию и установке колес. Различаются по тоннажу, фирме производителю, цене. Но на шиномонтаже можно еще встретить и бутылочные домкраты, которые в большинстве своем подходят для частного шиноремонта, а также пневматические которые подключаются к воздушной магистрали и которыми очень удобно работать.

Установки для накачивания шин азотом – еще пока что занимают место вспомогательного оборудования, но уже во многих сервисах нашли свое основное место. Они очень прибыльны своим владельцам: стоимость газа невысока, а стоимость услуги достаточно дорога и наценка составляет 2 или 3 раза на стоимость закупки. И окупаемость таких установок достаточно быстрая. Накачивание шин азотом – просто необходимая услуга для владельцев дорогих иномарок с хорошей резиной, где функции, которые дает азот играют большую роль в безопасности движения.

Адаптеры HAWEKA – необходимые инструменты, адаптеры и конусы для проведения высокоточной балансировки колеса. Необходимо для безопасности движения любого автомобиля!

181010-6

Станок для правки дисков

Прокатка дисков – услуга достаточно популярная среди предлагаемых шиномонтажем. Наши дороги, во многих регионах России, оставляют желать лучшего – ямы, ухабы, камни, ремонт дорог – все это приводит к нарушению ровности диаметра диска. Основные типы стендов для ремонта дисков:

  1. Для ремонта штампованных дисков применяют так называемые роликовые стенды, они бывают 6-ти и 8-ми роликовые. Суть их работы – равномерным усилием на обод колеса произвести корректировку поверхности диска и ее выравнивание до идеального диаметра.
  2. Для ремонта литых дисков применяют специализированные станки для правки литых дисков. Выглядят они как настоящие станки с токарной группой. В работе со стальными дисками применяют метод нагрева площади стального диска при котором при нагреве и с помощью специальных насадок и вращения токарной группы происходит медленная корректировка площади обода диска и выведение идеального диаметра диска.

В России наиболее популярными моделями являются: роликовый стенд для правки дисков «Titan ST-16» омского производителя «СИВИК»; для литых дисков турецкие станки ATEK, DORUK и российского производителя «СИБЕК».

Свой бизнес: как открыть шиномонтажную мастерскую

Шиномонтаж как бизнес - это минимум вложений, простота организации, быстрая окупаемость, а главное - стабильно высокий спрос из-за постоянного роста числа автомобилей. Выясняем, что нужно для старта.

Какой формат шиномонтажа выбрать

В настоящее время есть два варианта открытия шиномонтажного бизнеса – мобильный и стационарный. В первую очередь необходимо определиться, в каком сегменте мы хотим работать.

Если стационарный шиномонтаж всем давно известен и обычно представляет собой небольшое помещение со стационарно установленным оборудованием для ремонта и замены автомобильных шин, то мобильный шиномонтаж представляет собой специально оборудованный автомобиль, оказывающий выездные услуги по всем видам шиномонтажных работ, как правило, круглосуточно.



Оба варианта открытия шиномонтажа имеют свой спрос. Мобильный шиномонтаж, конечно, развивается более быстрыми темпами, так как предоставляет больше удобств клиенту, но и его услуги стоят несколько дороже. К недостаткам мобильного шиномонтажа, прежде всего, относят более низкое качество оказываемых услуг, за счет того, что мобильное оборудование сложнее откалибровать. В дальнейшем баланс между количеством мобильных и стационарных шиномонтажных станций выровняется, мобильный шиномонтаж будет преимущественно использоваться в случае поломок на дорогах и других чрезвычайных ситуациях, а стационарные станции - для плановой замены шин.

Какое оборудование нужно для шиномонтажа

Для обеспечения производства необходимо закупить оборудование. Приблизительный перечень оборудования приведен в таблице ниже. Объем вложений, необходимых для приобретения оборудования составляет 357 000 рублей.

Перечень оборудования шиномонтажа

Общая стоимость, руб.

Доставка, монтаж, подключение

Если нет подключения к электросетям, то потребуется генератор, но этот вариант нежелателен, так как стоимость расходов на обеспечение энергией будет значительна.

Для мобильного шиномонтажа нужен примерно тот же перечень оборудования, но дополнительно понадобится автомобиль с грузовым отсеком, желательно не менее 15 м. Стоимость такого автомобиля, конечно, значительна. Подойдут, например, микроавтобусы Mercedes Sprinter, Iveco Daily или PEUGEOT Boxer.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Количество производителей оборудования для шиномонтажа очень велико. Стоимость комплекта оборудования начинается от 150 тысяч рублей. Это, конечно, самое дешевое и не самое качественное оборудование. Качественный комплект обойдется в 300 – 400 тысяч рублей.

Какие есть требования к помещению шиномонтажа

Коротко остановимся на вопросе характеристик помещения для стационарного шиномонтажа.

Наиболее существенным вопросом при организации мастерской является поиск подходящего участка. Важно выбрать удобное расположение, поскольку от этого зависит прибыльность бизнеса. Наиболее привлекательными участками для шиномонтажной мастерской являются те, что находятся в зоне высокого, но медленного трафика. Это могут быть:

парковки мегакомплексов, торговых центров;

автостоянки и гаражи;

площади на въезде в спальные районы;

оживленные городские улицы;

Наиболее подходящим участком считается площадь за светофором. В ожидании зеленого сигнала водитель может рассмотреть окрестность и заметить рекламную вывеску или указатель, ведущий к мастерской.

При выборе местоположения следует обратить внимание на наличие конкурентов поблизости. Это позволит оценить уровень потребительского спроса и принять решение о выборе участка. Здание шиномонтажной мастерской, должно хорошо проглядываться с дороги и иметь удобный подъезд.



Помимо характеристик участка, необходимо учитывать помещение, в котором будет располагаться мастерская со всем оборудованием. Для обычной мастерской будет достаточно площади от 30 кв.м. Для этого подойдут любые нежилые постройки: гаражные боксы, ангары и т.д.

В настоящее время на рынке представлены уже готовые модульные решения для шиномонтажной мастерской. Их стоимость начинается от 250 тысяч рублей. Как правило, такое решение дешевле постройки строения из традиционных материалов. Что особенно удобно, что такие павильоны уже оснащены всем необходимым – от окон и дверей до электрической проводки. Предусмотрена достаточная теплоизоляция помещений.

Требования к помещению:

наличие вентиляции, водопровода, отопления и хотя бы одного окна;

отдельное помещение (т.е. вне жилых домов и зданий общественного пользования);

отделка полов и стен влагостойкими и взрывобезопасными материалами;

взрывобезопасные светильники и приборы;

наличие санузла и душевой кабины для персонала.

Оптимально, если будет предусмотрена небольшая комната ожидания для клиентов. Отдельно особое внимание необходимо уделить качеству напольного покрытия, так как оборудование шиномонтажной мастерской весит достаточно много и полы должны выдерживать значительные нагрузки.

Персонал шиномонтажа

Для круглосуточной работы шиномонтажа, которая необходима, особенно в высокий период спроса на услуги, требуется две бригады по два человека. Один из главных плюсов этого бизнеса в том, что заниматься им может практически кто угодно, а специальных знаний не требуется. Образование средне-техническое или высшее по профилю, наличие опыта ремонта автомобилей, навыки шиномонтажа. На одном монтажном посту может работать один человек. Тем не менее, это не означает, что никаких требований к работникам не имеется вовсе. Клиенты нарабатываются честной и качественной работой.

Средняя заработная плата работников шиномонтажа составляет порядка 40 тысяч рублей, но все зависит от региона. Самые высокие зарплаты в Москве и Подмосковье, а также в северных регионах страны, где зарплата рабочего шиномонтажа может превышать 60 тысяч рублей.

Сколько зарабатывают шиномонтажные мастерские

Стоимость услуг по замене шин в небольших городах начинается от 500 рублей, в городах-миллионниках - от 700-800 рублей, в Москве - от 1000-1500 рублей. Выручка шиномонтажных мастерских сильно зависит от сезонности, поэтому средней выручки здесь не бывает. Пик продаж приходится на весну и осень – время перехода с зимней резины на летнюю и наоборот. Начало высокого сезона продаж для шиномонтажа сезона на юге страны приходится на март и ноябрь, в северных же регионах весенний сезон стартует немного позже, а осенний раньше. В это время загрузка шиномонтажных мастерских такова, что они работают круглосуточно в очень напряженном режиме. В межсезонье некоторые шиномонтажные мастерские закрываются.

Выручка шиномонтажной мастерской также сильно связана с ее расположением. В сезон шиномонтаж приносит порядка 25-30 тысяч рублей в сутки. Максимальные объемы продаж приходятся на ноябрь-декабрь и март-апрель, так как в это время автомобилисты меняют резину. За период пиковых продаж выручка одной мастерской может составить до 800 тысяч рублей в месяц с ежедневным обслуживанием 15-25 автомобилей. Однако в другие месяцы спрос может резко сокращаться до 4-5 клиентов в день и выручки около 75-150 тысяч рублей. По сути, такие цифры говорят о том, что в низкий сезон шиномонтаж работает на грани безубыточности, а прибыль генерируется в высокий сезон.



Основной статьей расходов шиномонтажной мастерской является заработная плата и обязательные отчисления с нее. К числу прочих основных затрат относят: аренду земельного участка, расходы на материалы для ремонта и комплектующие, расходы на коммунальные услуги.

Что касается сроков окупаемости шиномонтажной мастерской, то он составляет от одного до двух лет. В основном, величина срока окупаемости зависит от суммы расходов на оборудование и правильности выбранного местоположения мастерской, которая во многом определяет размер ее выручки. По оценкам специалистов, рентабельность шиномонтажных мастерских составляет 35-40 %

Где лучше всего открывать шиномонтаж

Для обеспечения эффективной работы шиномонтажной мастерской очень важно правильно выбрать ее расположение. Прежде всего, желателен хороший транспортный поток, который проходит вблизи шиномонтажной мастерской. Оптимально выбирать место вблизи крупных проспектов, заправочных станций или крупных автостоянок. Такой выбор поможет вам снизить негативные влияния такого фактора, как сезонность, так как вы будете всегда на виду. Нежелательно располагать шиномонтаж рядом с конкурентами. Как правило, удачные места для расположения шиномонтажа пустуют редко, но варианты расположения новой мастерской всегда можно найти.

Некоторые эксперты указывают, что расположение вблизи гаражных кооперативов – это плюс для шиномонтажной мастерской, так как кооператив генерирует транспортный поток, другие эксперты считают, что это минус, так как владельцы гаражей часто меняют резину вместе с дисками самостоятельно. На наш взгляд, наличие гаражного кооператива скорее плюс, так как среди автовладельцев становится все больше женщин, которым физически тяжело заменить резину, и молодежи, которая привыкла платить за подобные услуги. Женщины и молодежь, как считают владельцы мастерских, являются лучшими клиентами.

Наличие рядом с мастерской спального района тоже может оказаться положительным фактором. Особенно уделите внимание новым многоэтажным жилым комплексам, жители которых могут испытывать недостаток в автосервисах. Оценить плотность конкурентов во многих российских городах сегодня можно с помощью картографических интернет-справочников вроде 2ГИС.

Юридические аспекты открытия шиномонтажа

Что касается организационной формы регистрации бизнеса, то рекомендуется выбрать ИП. Общество с ограниченной ответственностью стоит регистрировать для открытия шиномонтажной мастерской, только если предполагается несколько владельцев бизнеса. Однако, как правило, бизнес шиномонтажа не обеспечивает достаточно прибыли для того, чтобы быть интересным сразу нескольким владельцам.

Каких-либо особенных требований к шиномонтажам не предъявляется. Впрочем, если делать все, «как положено», затраты увеличатся разве что на оплату услуг специализированных фирм по вывозу и утилизации старых покрышек, которые многие автовладельцы после замены бросают на монтаже. Существуют строгие экологические нормы по утилизации старой авторезины, поэтому наличие такого договора продемонстрирует ваши благие намерения и законопослушность.

Работа шиномонтажной мастерской подходит под режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД является специальным режимом налогообложения, который доступен для отдельных видов деятельности, при этом налоговый учет ведется в упрощенном в виде, однако бухгалтерию вести все равно необходимо. Оптимально, в случае использования ЕНВД, для ведения бухгалтерского учета и расчета налогов привлечь специализированную аутсорсинговую бухгалтерскую компанию. Владелец шиномонтажной мастерской уплачивает налоги налог на вмененный доход, социальные отчисления и взносы в ПФР, а также налог на доходы физических лиц. При выборе единого налога организация освобождается от уплаты прочих налогов.



ЕНВД удобен еще и тем, что основании ст. 346.32 налогового кодекса РФ фирма может уменьшить сумму уплаты ЕНВД на сумму квартальных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оплату больничных листов, обязательные платежи по социальному страхованию. В настоящий момент владельцы шиномонтажных мастерских могут полностью учитывать уплаченные фиксированные суммы в пенсионный фонд для уменьшения ЕНВД, только в случае, если у них нет наемных сотрудников, то есть вообще не платить ЕНВД. Индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных сотрудников, могут уменьшать ЕНВД в пределах 50% суммы.

Основным кодом по новому справочнику ОКВЭД является 45.20 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств». Также, при наличии определенных видов деятельности, необходимо использовать дополнительно следующие коды: код ОКВЭД 45.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных», код ОКВЭД 45.20.2 «Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств», код ОКВЭД 45.20.3 «Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг».

Какие документы понадобятся для открытия шиномонтажной мастерской

Требования СЭС предполагают оформление следующих документов для открытия шиномонтажной мастерской:

программу производственного контроля;

заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам;

разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности;

договоры на вывоз отходов, опасных веществ, дезинфекцию, стирку спецодежды.

Как рекламировать шиномонтаж

Наиболее эффективная реклама шиномонтажной мастерской как правило, является местной рекламой, которая распространяется вблизи самой мастерской. Эффективна раздача буклетов, реклама в лифтах и близлежащих точках обслуживания автомобилей, на которых нет своего шиномонтажа.

Не лишним будет зарегистрироваться на досках объявлений и в социальных сетях, однако такая реклама будет генерировать существенно меньше трафика. Будет отлично, если Вы предоставите клиентам возможность записи через интернет. На конструкторах сайтах есть готовые блоки, которые позволят легко организовать такую возможность для клиентов.

Как повысить прибыльность шиномонтажа

Важным моментом в организации бизнеса шиномонтажа является специализированное программное обеспечение, которое позволяет вести удобный учет его деятельности. Видов такого ПО достаточно много. Есть варианты установки такого программного обеспечения на компьютер или использования системы в «облаке». Дополнительно оно позволяет быстро регистрировать заказы, ограничивать доступ сотрудников только необходимыми финансовыми данными, позволяет легко учитывать доходы и расходы и построить эффективную систему мотивации персонала. Причем, для небольшой шиномонтажной мастерской можно найти даже бесплатным решением.

Стремясь повысить прибыльность бизнеса, многие шиномонтажные мастерские идут либо по пути открытия новых точек, либо по пути расширения сопутствующих услуг. К примеру, в связи с ростом “безгаражных” автомобилистов, некоторые шиномонтажи предлагают услуги по сезонному хранению резины. Другие начинают оказывать услуги по грузовому шиномонтажу, в которой меньше конкуренции, чем в легковом сегменте, третьи - добавляют к перечню услуг сервис мобильных мастерских и выездного монтажа. Последний вариант хоть и считается трендом, но такой конкуренции, как у стационарных шиномонтажей у него еще нет. Судите сами, из 475 фирм, оказывающих шиномонтажные услуги в Ростове-на-Дону, только 16 имеют услугу выездного монтажа (данные 2ГИС на сентябрь 2018 года). Также выигрывают те мастерские, где выполняют работы от прокатки и правки дисков до сложных ремонтов боковых порезов. Уровень жизни автомобилистов повышается, и они уже готовы заплатить больше, чтобы иметь возможность починить все в одном месте, не испачкавшись, ожидая за чашкой кофе в расположенном рядом кафе. Именно поэтому вариант совмещения шиномонтажа с мини-кафе встречается все чаще.

Если вы не очень хорошо понимаете бизнес шиномонтажных мастерских, то следует учесть вариант приобретения франшизы. Компании, которые предлагают франшизы шиномонтажных мастерских, предлагают готовые стандарты работы для сотрудников, учетные системы для контроля прохождения заказов, необходимое оборудование и комплектующие. Как правило, оплачивается вступительный взнос и периодические, ежемесячные или ежеквартальные платежи (роялти).

Читайте также: