Зачем левая резьба на колесах

Опубликовано: 24.04.2024

Обычная резьба правая или левая?

Резьба – это череда выступов и впадин на крепежных элементах, которые имеют определенный шаг и расположены по винтовой линии. Она бывает внешней и внутренней. Существует два способа нанесения резьбы:

  • Метод нарезки – резьба нарезается на специальном токарном станке.
  • Метод накатки – резьбовая линия накатывается специальными роликами.

По направлению витка резьба подразделяется на:

  • Правую – используется повсеместно. Если посмотреть на начало резьбы, то она направлена вправо, отсюда и название.
  • Левую – применяется в деталях, которые вращаются, а именно там глее нагрузка, которая действует на крепеж направлена на отвинчивание гайки.

Весь крепеж с левой резьбой имеет особое обозначение:

  • на болтах с резьбой направленной в левую сторону в торце шестигранника есть буква Л;
  • на шпильках с левой резьбой такая буква находится на торце;
  • гайки и штуцера с левосторонней резьбой обозначаются при помощи двух канавок, которые нарезаются на шестигранник.

Давайте более подробно рассмотрим случаи, когда применяется крепеж с левой резьбой:

Какая резьба при стяжке

Разнонаправленная резьба предусматривается в разборных конструкциях, которые находятся на вращаемой детали. В таких случаях на одной стороне устанавливают крепеж с левой, а на другой – с правой резьбой. При вращении такого устройства детали будут сближаться или удаляться. Одним из ярчайших примеров использования такого механизма – талреп. С одной стороны его корпуса находится левая резьба, а с другой – правая. При его вращении крюк (кольцо или ушко), который имеется на винте, может приближаться или отдаляться.

Резьба для предотвращения самопроизвольного отвинчивания гайки

Для того, чтобы под действием вращательной силы гайка не раскручивалась, она должна навинчиваться в том же направлении, что и вращается вал. Если это условие не выполняется, то под действием нагрузки гайка постепенно будет откручиваться. Примеров использования гаек с левой резьбой очень много: гайки на педалях велосипедов, колесах некоторых автомобилей, лопастях вентиляторов.

Резьба в качестве защиты от стандартных операций

Достаточно часто крепеж от одного оборудования применяют к другому, но иногда это может быть опасно, например, очень опасно использовать редуктор для баллона с пропаном к баллону с кислородом. В таких ситуациях на одном редукторе делают резьбу с левым направлением (баллон с пропаном), а в другом – правую (кислородный баллон). Это делает невозможным присоединение к кислородному баллону редуктор от баллона с пропаном.

Резьба в брендирование

Очень часто изготовители используют крепеж с левосторонней резьбой, чтобы защитить свою продукцию от неоригинальных изделий (подделок). Так же это хорошее маркетинговое решение, так как при поломке крепежа, клиенту придется обратиться именно к той компании, в которой он покупал устройство. Этот принцип чаще всего применяют в автомобилестроении.

В качестве заключения хотелось бы подвести итог: если вам необходимы обычные детали для крепления, то лучше всего воспользоваться крепежом с правой резьбой, он имеется в любом строительном магазине или на рынке. Если же вы хотите получить индивидуальный крепеж или вам необходима защита от самоотвинчивания во вращающихся деталях. Следует помнить, что стоимость такого крепежа в несколько раз выше, чем деталей с правой резьбой, так как они изготавливаются под заказ.

Соединение деталей и узлов в механизмах при помощи винтовой резьбы является одним из старых распространенных видов крепежа. Такое гениальное изобретение человечества помогает в решении многих технических задач, начиная с времен античности. Отдельные детали конструкций для выполнения каких-то определенных функций без соединения между собой нельзя привести к действию. Сейчас работу механизмов невозможно представить без резьбовых соединений, которые отличаются универсальностью и надежностью, подлежат сборке и разборке.

Резьба левая

Для крепежа изделий с помощью винтов, болтов, гаек, шпилек и других элементов используется в основном резьба правая. Такое резьбовое соединение наблюдается при вкручивании шурупов и саморезов. Однако при вероятности откручивания детали от вращающегося вала в промышленности применяется нестандартная резьба левая.

Отличия левой резьбы от правой

Одной из главных характеристик винтового соединения является направление резьбы при вращении деталей. От качества соединений, считающихся ответственным и важным элементом, зависит полноценная работа механизма и целостность любой конструкции.

Различают в механике два основных типа крепежа изделий. При стандартной резьбе линии витков удаляются к смотрящему по часовой стрелке. При левосторонней нарезке выступы на винте приближаются к нему слева, двигаясь против часовой стрелки.

Таким образом, направление вращения витков (спирали) на винте дает возможность отличить правую резьбу от левой. На шестиграннике болтов, шпильках, гайках и штуцерах левостороннюю резьбу отмечают буквой Л.

Как отличить правую резьбу в крепежах?

Существуют простые способы, с помощью которых несведущий в механике сможет определить тип резьбового соединения. Для визуального определения надо расположить шпильку, винт или болт перед собой фаской вверх на ладони, чтобы спираль с витками смотрела на наблюдателя.

Определение левой и правой резьб
Определение левой и правой резьбы

Правосторонняя резьба направляется от конца спирали по часовой стрелке вправо. Если направление витков (спирали) влево, то деталь закручивается в левую сторону против часовой стрелки.

Сферы использования

Левосторонняя резьба используется в машиностроении для закрепления деталей к валу, вращающемуся вправо. Если гайка закручена по направлению вращения вала, то она под действием силы вращения будет затягиваться. При закручивании в противоположном направлении гайка будет откручиваться. Соединение с помощью левостороннего крепежа предотвращает вероятность откручивания во время эксплуатации механизма.

В каких сферах применяют левостороннюю резьбу

Для предотвращения раскручивания соединений

Вот простые примеры, когда необходимо применение такого нестандартного крепежа:

  1. В узлах и деталях, вращающихся в правую сторону, при действии механизма детали могут раскрутиться. Мощная вращательная сила механизма раскручивает гайку, поэтому, чтобы предотвратить раскручивание, применяется левый крепеж в направлении вращения вала.
  2. Ниппель у радиаторов отопительной системы оснащен разнонаправленной резьбой. Соединительная муфта при скручивании специальным ключом приводит к стягиванию резиновой прокладки в секциях радиаторов.
  3. В колесах грузовых машин ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ используется левостороннее крепление.
  4. Патрон дрели со сверлом крутится вправо. Чтобы предотвратить расслабление соединения деталей, патрон крепится к валу левой резьбой.
  5. Лопасти домашнего вентилятора.
  6. Редуктор передает крутящий момент от двигателя к ножам мотокосы.
  7. Педали велосипеда.
  8. Крепление фрезы на вал, диски шлифовальных машин.
  9. Некоторые детали в торцовках и циркулярных пил.

В стягивающих конструкциях

Обозначение на чертеже левой резьбы

Обозначение на чертеже левой резьбы

Принцип действия можно представить так: на одном конце гайки нарезается правая резьба, а на другом –левая, вкручиваются болты. При вращении гайки в одну сторону получается удлинение, в другую – укорачивание.

Использование левостороннего крепления в стяжных конструкциях является ярким примером.

Натягиванием тросов устанавливаются мачты на кораблях.

Для защиты от опасных действий

Для защиты от повышенной опасности при выполнении некоторых операций требуется тщательный контроль рабочего оборудования. В газовом хозяйстве вентиль редуктора баллона со сжатым пропаном оснащен левосторонней резьбой, а кислородный баллон – правой. Следовательно, присоединить к кислородному баллону баллон с пропаном невозможно. Применение такого способа помогает уменьшить вероятность печальных последствий.

В брендировании

Для защиты от использования поддельных деталей в автомобилестроении изготовители прибегают в коммерческих целях к маркетинговому ходу, используя левостороннюю нарезку, от которого их продукция приобретает уникальность и индивидуальность.

Нанесение правой и левой резьб

Такая идея дает гарантию, что клиенты будут покупать запасные части для ремонта или замены только у официального изготовителя.

Зачем вообще нужна левая резьба, где используется левая резьба.

Нужна в тех узлах и деталях которые вращаются в правую сторону и возможно их раскручивание, то есть предотвращает возможность узла само-откручиваться.

Как пример можно привести патрон дрели, он крутится в правую сторону и чтобы не раскручивался крепится винтом (к валу) с левой резьбой.

Так же левая резьба используется в различных стяженных конструкциях, как пример это талреп, устройство при помощи которого выбирается слабина такелажа (троса), кабелей и.т.п.

В этом устройстве с одной стороны левая резьбы, с другой правая.

Циркуляционные пилы болгарки (УШМ), различные станки (токарные к примеру) и тут используется крепёж с левой резьбой.

Педали велосипеда (из крепление) лопастей вентилятора (они вращаются в правую сторону) и тут используется крепёж с левой резьбой.

На некоторых (но не всех) газовых баллонах вентили с левой резьбой, или крепление редуктора к баллону левая резьба.

В автомобиле строении очень часто используется левая резьба.

Целые узлы собраны на крепеже с левой резьбой, цель одна, при ремонте авто использование только оригинального крепежа от конкретного производителя.

как и чем нарезать левую резьбу?

Видов резьбы просто огромное количество, это помимо того что резьба может быть наружной, может быть внутренней.

Наружная резьба нарезается плашкой, внутренняя метчиком.

Вот так выглядит плашка



К плашке и метчику нужен вороток, если резьба нарезается вручную, а не на станке.

Зажимаем заготовку в тисках.

Чуть смазываем маслом.

Приставляем плашку, крутим вороток против часовой стрелки, плашка должна идти без перекосов.

Периодически очищаем резьбу от стружки, откручивая плашку по часовой стрелки.

Крепеж с левой резьбой

Одна из основных характеристик резьбы - направление вращения профиля. Существуют два основных вида крепежа, соответствующих этому признаку - с правой и с левой резьбой. Резьба правая, если с вращением по часовой стрелке выступы удаляются от наблюдателя. На левой резьбе с вращением по часовой стрелке выступы приближаются. Стандартной считается правая резьба. Львиная доля крепежа выпускается именно с такой. В каких случаях применяется левая резьба?

- при стяжке

В стяжных конструкциях на вращаемой детали предусмотрена разнонаправленная резьба. С одной стороны левая, а с другой правая. Вращая такое устройство присоединяемые детали будут либо сближаться, либо удаляться. Ярким примером такого устройства является талреп. В корпусе талрепа (он может быть открытым или закрытым) с одной стороны резьба левая, а с другой - правая. При его вращении ответные детали - это может быть винт с крюком, кольцом, ушком - либо сближаются, либо удаляются. Так с помощью левой резьбы производится натяжение тросов, установка мачт или навесов, закрепляется оборудование или техника на платформе. Другой пример - ниппель для секционного радиатора. Имея с двух сторон разнонаправленную резьбу, с помощью специального ключа им стягивают секции алюминиевых, биметаллических, чугунных радиаторов.

- для предотвращения самоотвинчивания

Гайка или винт, закрепляющие деталь на вращающемся валу, должны затягиваться по направлению вращения вала. В противном случае резко возрастает вероятность самоотвинчивания крепежа. Поэтому, резьбовой крепеж с левой резьбой часто востребован для комплектации таких изделий или оборудования. Примерами могут служить крепление педали велосипеда, лопастей вентилятора, дисков угловых шлифмашин (некоторые модели), колеса некоторых моделей автобусов и много других устройств.

- защита от стандартных операций

Часто крепеж с левой резьбой применяется на аналогичном оборудовании, представляющем повышенную опасность. Если существует вероятность ошибиться в присоединении изделий, то на одном из них делают правую резьбу, а другом левую. По этому принципу сконструированы присоединительные резьбы для редуктора баллона с сжатым газом. Пропановый баллон имеет левую резьбу, кислородный - правую. Таким образом, невозможно присоединить к кислородному баллону редуктор от баллона с горючим газом.

Многие производители, особенно в автостроении, используют крепеж с левой резьбой для защиты от установки неоригинальных изделий. Такой маркетинговый ход, во-первых, делает изделие более индивидуальным. Во-вторых, гарантирует, что во время ремонта или замены будет использован только оригинальный крепеж от производителя.

В ассортименте интернет-магазина КРЕПКОМ также присутствует крепеж с левой резьбой. Это стальные оцинкованные и нержавеющие шестигранные гайки DIN 934, низкие шестигранные оцинкованные гайки DIN 439 и стальные оцинкованные шпильки DIN 975. Метизы постоянно в наличии.

Крепеж с левой резьбой

Одна из основных характеристик резьбы - направление вращения профиля. Существуют два основных вида крепежа, соответствующих этому признаку - с правой и с левой резьбой. Резьба правая, если с вращением по часовой стрелке выступы удаляются от наблюдателя. На левой резьбе с вращением по часовой стрелке выступы приближаются. Стандартной считается правая резьба. Львиная доля крепежа выпускается именно с такой. В каких случаях применяется левая резьба?

- при стяжке

В стяжных конструкциях на вращаемой детали предусмотрена разнонаправленная резьба. С одной стороны левая, а с другой правая. Вращая такое устройство присоединяемые детали будут либо сближаться, либо удаляться. Ярким примером такого устройства является талреп. В корпусе талрепа (он может быть открытым или закрытым) с одной стороны резьба левая, а с другой - правая. При его вращении ответные детали - это может быть винт с крюком, кольцом, ушком - либо сближаются, либо удаляются. Так с помощью левой резьбы производится натяжение тросов, установка мачт или навесов, закрепляется оборудование или техника на платформе. Другой пример - ниппель для секционного радиатора. Имея с двух сторон разнонаправленную резьбу, с помощью специального ключа им стягивают секции алюминиевых, биметаллических, чугунных радиаторов.

- для предотвращения самоотвинчивания

Гайка или винт, закрепляющие деталь на вращающемся валу, должны затягиваться по направлению вращения вала. В противном случае резко возрастает вероятность самоотвинчивания крепежа. Поэтому, резьбовой крепеж с левой резьбой часто востребован для комплектации таких изделий или оборудования. Примерами могут служить крепление педали велосипеда, лопастей вентилятора, дисков угловых шлифмашин (некоторые модели), колеса некоторых моделей автобусов и много других устройств.

- защита от стандартных операций

Часто крепеж с левой резьбой применяется на аналогичном оборудовании, представляющем повышенную опасность. Если существует вероятность ошибиться в присоединении изделий, то на одном из них делают правую резьбу, а другом левую. По этому принципу сконструированы присоединительные резьбы для редуктора баллона с сжатым газом. Пропановый баллон имеет левую резьбу, кислородный - правую. Таким образом, невозможно присоединить к кислородному баллону редуктор от баллона с горючим газом.

Многие производители, особенно в автостроении, используют крепеж с левой резьбой для защиты от установки неоригинальных изделий. Такой маркетинговый ход, во-первых, делает изделие более индивидуальным. Во-вторых, гарантирует, что во время ремонта или замены будет использован только оригинальный крепеж от производителя.

В ассортименте интернет-магазина КРЕПКОМ также присутствует крепеж с левой резьбой. Это стальные оцинкованные и нержавеющие шестигранные гайки DIN 934, низкие шестигранные оцинкованные гайки DIN 439 и стальные оцинкованные шпильки DIN 975. Метизы постоянно в наличии.

Читайте также: