Зачем обходчики стучат по колесам молотком

Опубликовано: 15.05.2024


Поезд стоит на вокзале. /Фото: pskovrail.ru.

Несложно догадаться, что ответ на данный вопрос кроется непосредственно в особенностях конструкции колесных пар, на которых стоят составы. В абсолютном большинстве случаев в наше время колеса поездок делаются из стали. Оси колесной пары также вращаются во время движения. Сделано это специально для повышения надежности конструкции, в частности для сокращения риска слета колеса с оси.

Стучат не просто так. /Фото: m.fishki.net.

Несмотря на то, что колеса поездов делаются из металла, они, как и автомобильные, могут сломаться и даже полностью прийти в негодность. У железнодорожных колес свои проблемы и болезни. А потому и диагностика у них «специфическая». Собственно когда сотрудники железной дороги ходят вдоль поездов после их остановки и «простукивают» колеса состава, то они как раз и выполняют эту самую проверку, стараясь таким образом удостовериться в том факте, что с колесами все в порядке. При простукивании должен раздаваться звонкий лязг. Он свидетельствует об отсутствии проблем. Глухой шум, напротив, свидетельствует о наличии проблем.

Важная операция. /Фото: kinelzhizn.ru.

Если же в нормальности состояния какого-либо из колес поезда будут сомнения, то такой вагон тут же отстегнут от состава и отправят сначала на более детальную проверку, с использованием специального оборудования. Если проблема подтвердится, то вагон или тягач отправят в депо на ремонт.

Могут быть проблемы. /Фото: m.glavnoe.ua.

В продолжение темы можно почитать о том, на что идут японские дизайнеры , чтобы привлечь туристов в экскурсионные поезда.

Однажды я ехал в поезде, да со мною это тоже бывает. Я не всегда бываю снаружи вагона, а иногда и внутри, как будто нормальный человек. Даже чай пью из титана и на полке разложенной валяюсь. Ну, прямо как нормальный пассажир.

Но даже и тогда, в эти минуты неги и отдыха, нечто железнодорожное, пропитавшее насквозь мой юный организм выходит из меня наружу. Вот и тогда, поезд вез нас в далекие дали, мерно покачивались вагоны, весело перестукивали колеса. В стакане, в такт поезду, плескался горячий чай.

Мои соседи, молодая семейная пара из Иркутска и их шестилетний сын, играли в карты, я что-то писал в планшете. А поезд тем временем вкатывался на станцию, станция была средняя и стоянка поезда обещала быть минут на двадцать.

« Со сменой локомотивной бригады » – скажут опытные железнодорожники. Возможно, спорить не стану. Но родители Вадика, так звали ребенка, убежали на перекур, сам же он был оставлен на хозяйстве. По случаю холодной, осенней погоды.

Как и положено ребенку, он сразу же прилип к окну и с любопытством наблюдал за происходящим вокруг. Мимо шли поезда. Проехал на подножке брат-составитель, на соседний путь, через островной перрон, прибыл встречный пассажирский поезд.

СТУК, прозвучало где то в стороне, СТУК, те кто часто передвигается на поезде пассажиром не единожды слышали этот звук, СТУК, на этот раз еще ближе. Вадик напрягся и еще ближе наклонился к окну, практически распластавшись по стеклу. СТУК, прозвучало почти под нашим окном, СТУК, звук начал удаляться.

- Что это было? – спросил ребенок. Ни к кому конкретно не обращаясь. Вежливый мальчик. Он не хотел меня отвлекать, не зная, что я наблюдаю за ним.

- Что там было? – спросил я

- Кто-то стукнул и ушел.

- Смотри, сейчас по тому поезду пойдут, который напротив стоит – подсказал я ребенку, куда именно нужно смотреть.

Через минуту осмотрщики пошли и по соседнему составу. СТУК, донеслось уже оттуда.

- Он ударил молотком в колесо! Он стукнул по вон той железке! И по еще одной! Он же так весь вагон сломает! – ребенок был удивлен и возмущен поведением дяденьки в оранжевом жилете.

- Нет, - отвечаю на возмущение маленького пассажира – не сломает. Молоточек у него маленький, хоть и находится на длинном черенке. На самом деле дяденька наоборот, ищет неисправности. Чтобы поезд не сломался в пути. Если какая то гайка открутится или появится трещина в металле. То при ударе получится совсем другой звук, и тогда уже эту деталь будут разглядывать более тщательно, будут искать поломку. А так, удар молотка, это самый быстрый способ определить, закручена ли гайка, есть ли трещины и повреждения.

- Все железки стучат одинаково – авторитетно возразил Вадик

- Если не прислушиваться, то да. Но если ты каждый раз стучишь по железке и она звучит одинаково, то когда она прозвучит по-другому, ты сразу заметишь и поймешь, что что-то с железкой не так. раз она по другому зазвенела.

- А дяденька часто стучит по железкам?

- Некоторые дяденьки так работают всю жизнь, раз за разом обходя прибывающие на станцию поезда, обстукивая детали, колеса, осматривая пружины и прочие элементы вагона. Эти люди отвечают за нашу безопасность, за исправность вагонов, они как пограничники, только те охраняют границу от врагов, а эти поезда от поломок.

- Когда я вырасту, тоже буду так работать!

Пришли родители, поезд тронулся и набирая скорость помчался в даль. Унося нас все дальше и дальше от станции, где дяденьки в оранжевых жилетах стучат молотками по колесам, охраняя нашу безопасность.

Почему во время остановки стучат по колесам поезда?

Интересно

Бывая на вокзалах многие замечали, что во время стоянки поездов нередко вдоль них ходят специальные работники и постукивают по колесам. На первый взгляд эта процедура кажется бессмысленной, но на самом деле имеет большое значение. Если бы персонал РЖД не выполнял это действие, то на рельсах было бы намного больше аварий. Так какие меры безопасности в ней соблюдаются?

Появление поездов

Транспортное средство изобретено в начале XIX века. Британские власти увидели большие перспективы в паровозах, поэтому дали добро на постройку первой в мире железной дороги. Открытие состоялось 27 сентября 1825 года, она пролегала между Стоктоном и Дарлингтоном.
Первый поезд имел название Locomotion, которое в будущем стало применяться и к другим аналогичным моделям транспорта. Локомотивы до сих пор путешествуют по рельсам большинства стран.

В течение нескольких десятков лет паровозы появились во всем мире. Они занимались доставкой грузов и пассажиров. Постепенно инженеры начали увеличивать мощность парового двигателя и совершенствовать поезда. Уже в то время серьезно подходили к проектировке колес для поездов и наделяли их рядом особенностей.

Колесная пара

Составы передвигаются на специальных колесных парах. Они состоят из двух колес, крепко посаженных на ось. Чаще всего конструкция изготавливается из стали. Детали закрепляются таким образом, чтобы во время движения ось тоже вращалась. Это повышает надежность и уменьшает вероятность того, что колесо слетит с оси.

Колесная пара

Колесная пара

Конструкции для обычных вагонов, для локомотивов и паровозов слегка отличаются, но имеют определенную особенность. Поскольку во время езды колеса не поворачиваются относительно оси, конструкторы идут на маленькую хитрость. Ближе к вагону их диаметр больше, нежели по краям. Поэтому, когда состав начинает проходить поворот, с одной стороны колесо прикасается к рельсам большим диаметром и за единицу времени проходит большую дистанцию.

Соответственно, ось, а вместе с ней и весь состав, начинают поворачиваться в противоположную сторону. Поскольку колесные пары изготавливаются из стали, их прочность очень высока. Перед приходом в негодность они успевают проехать несколько сотен маршрутов.

Зачем во время остановки стучат по колесам поезда?

Если во время езды на автомобиле возникают проблемы с колесом, то водитель может аварийно остановиться на обочине дороги и заняться устранением поломки. С поездами иная ситуация. В случае появления сколов и трещин на колесе, узнать о них получится только по прибытию в очередную станцию, поскольку во время движения осмотры поезда не проводятся. Поэтому, каждый поезд регулярно проверяют на наличие изъянов прямо во время остановки, пока он не отправился дальше.

Одним из методов проверки как раз и является постукивание по колесам. Работник берет инструмент и проходит вдоль поезда с обеих сторон, ударяя по колесам и креплениям, после чего слушает звук. Если после стука по стали разносится звонкий лязг, значит, колесная пара впорядке. Глухой шум является признаком того, что в конструкция не является целостной, имеется трещина или дефект.

В случае выявления дефекта вагон отправляют в депо, где выполняют замену поврежденных колес. После этого его возвращают на место, и поезд продолжает следование по маршруту.

Во время остановки стучат по колесам, чтобы проверить их на наличие сколов и трещин. Если при ударе раздается глухой звук, это говорит о нарушении целостности колесной пары. Также по звуку определяют степень износа подшипников. В случае выявления дефектов вагон отправляют в депо для их устранения.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Времена Советского Союза - это было удивительное время. Был большой дефицит продуктов, заморские товары видели только избранные. Про личный автотранспорт можно было вообще забыть и все это с достаточно невысоким уровнем зарплат.

Долгие годы такой жизни волей не волей заставляли людей изобретать, фантазировать и воплощать в жизнь свои придумки. Многие из которых кстати в ходу до сих пор т.е. за все это время никто не смог придумать ничего лучшего.


Но сегодня мы поговорим не совсем о лайфхаках, которые были в СССР (но один из них точно будет), а о необычных вещах на которые мы возможно даже можем не обратить внимание или просто не знать для чего это делается.

Все ездили на поездах, кому-то даже повезло застать те самые невыносимо жаркие поезда. Запах курицы и вареных яиц на весь вагон, да мы запомним их именно такими.


Так вот, многие обращали внимание, когда во время остановок вдоль состава продвигались два человека по разную сторону поезда и били молотком по металлическим колёсам.


Зачем они это делали? Ответ достаточно прост, колёса подвижного состава являются очень важной деталью и их поломка может привести к плохим последствиям, поэтому им уделяется максимум внимания. При ударе по колесу и его узлам проверяющий по звуку определяет исправность агрегата, если звук при ударе звонкий, значит все в порядке, а если глухой, то нужно дополнительно осмотреть это место. Глухой отзвук от металла может говорить о трещинах или других повреждениях колёса, нецелостности конструкции.



Ещё одним интересным и находчивым способом выйти из ситуации является установка картонки или куска линолеума перед радиатором автомобиля. Конечно этот способ на современных машинах не увидишь, а вот в годы Советского Союза так ездило 80 процентов автомобилей. Автолюбители наверняка сразу сейчас ответят на этот вопрос, но мы тем не менее расскажем для тех кто не знает.




Бедой Советских машин в зимний период был двигатель, он мог не завестись в морозы или же если завёлся, то не набрать нужную, рабочую температуру в момент движения авто. Для этого водители и придумали некий воздухозаборник, чтобы мотору было тепло и комфортно в зимнюю стужу. Вот и все, надеемся Вам было интересно прочитать данную статью, а если хотите что-то дополнить, можете сделать это в комментариях под статьёй.

Возможно многим будет интересно, особенно начинающим водителям.

Часто вижу на переездах или просто на парковке, как водитель стучит по колесам перед тем как сесть в авто. Ходит такой с умным видом, постукивает по одному, по другому.
Если кто-то думает, что здесь кроется какая-то хитрая манипуляция, доступная лишь клану механиков, то знайте, что это чистой воды позерство и человек сам не знает, зачем он это делает.

1.Давным давно, когда люди ездили на камерных шинах, они таким образом определяли по звуку, спустила ли шина. Т.к шина была камерная, и частенько дубовая, было не ясно снаружи,спустила ли она внутри. Поэтому стучали по шине, и по звуку определяли состояние баллона. Если звонко - значит давление в норме.Глухо - подспущено.
Ну а сейчас на бескамерках, состояние давления либо видно визуально, либо проверяется спец.прибором. По другому не проверишь.

2. Существует мнение, что так можно проверить люфт подшипника. Это еще одно заблуждение. Машина стоит на земле, под собственным весом, и как бы ты не бил, ты не сможешь определить таким образом неисправность. Для проверки люфта машину домкратят, и стучат по колесу руками, а также прокручивают его и слушают звук.
Есть однако способ проверить люфты на стоячей машине, но не стуком, а раскачиванием колеса. Когда качают колесо ногой, то это не позерство, а реальная проверка. Но качать нужно сильно.

3. Ну и есть прикол, узнав который можно посмеяться. Водители-дальнобойщики, просиживающие по 12 часов за баранкой, не вставая, выходят и стучат по колесам. Зачем? Да чтобы яйца отлипли от ноги))) В процессе знаете ли, все там потеет, и бывает таковая проблема. Можно это и руками сделать, но так как-то эстетичнее. Поэтому очень смешно смотреть на парня, который садясь с утра в свою машину, демонстративно постукивает по колесам. Или тем более смешно смотреть, когда это делают девушки.
Вот такие вот дела. Мораль такова - не выделывайтесь ребята))А то можете не понять, отчего над вами ржут опытные водители)

Читайте также: