Зачем советские водители поджигали зимой покрышки

Опубликовано: 14.05.2024

Горящие покрышки от автомобильных шин зимой – довольно частое явление в далекие советские времена, и делалось это не всегда для того, чтобы погреться. Были и другие причины, о которых мы сегодня поговорим. Итак…

Дефицит, все-таки, был.

Описание советского дефицита в современных источниках часто бывает весьма утрировано. Во всяком случае, обычные продукты и предметы первой необходимости никогда дефицитом не были. Но при этом дефицит, все-таки, был. Например, для советских автолюбителей было довольно проблематично достать зимнюю резину, а до конца 70-х годов ее в СССР вообще не было.

Нередко эта проблема решалась обыкновенным простоем машины в гараже в течение всего зимнего периода. Грузовые же и специальные машины обходились всесезонными покрышками, на которых зимой можно было сносно передвигаться на небольшой скорости.

Проблема советских покрышек.

В СССР в производстве резины применялся натуральный каучук, что не самым лучшим образом сказывалось на качестве автомобильных покрышек: при низких температурах такие полкрышки лишались эластичности и становились менее прочными. В результате страдало сцепление шин с поверхностью дороги, а сами покрышки в сильные морозы нередко разрушались и даже лопались.

Решение проблемы.

Это именно тот случай, когда все гениальное просто, ибо советские водители действительно решали эту проблему очень просто. Они обливали резину бензином с высоким октановым числом, а затем поджигали. Но ведь тогда покрышки могли сгореть!

Отнюдь! Дело в том, что резина на морозе гореть не могла – сгорал только бензин. И единственным эффектом от этого сжигания, причем, эффектом положительным, было повышение у прогретой резины эластичности. В 60-е – 70-е годы прошлого столетия прогрев шин зажженным бензином перед зимней поездкой был почти ритуалом. Во всяком случае, это делалось строго регламентировано. Причем, эта процедура в пути совершалась неоднократно.

Иногда покрышки бензином не обливались – прогрев осуществлялся при помощи паяльной лампы. Не спасла положение даже известная в то время «Снежинка» - первая советская зимняя резина, появившаяся во второй половине 70-х. Зимних нагрузок она тоже не выдерживала. Поэтому шины на морозе продолжали жечь. И лишь только в 80-е годы советские разработчики начали экспериментировать с протекторными рисунками и химическими свойствами резины.

Хроника более чем полувековой давности, показывающая как человек обливает шины автомобиля горючим и поджигает их, вызывает, мягко говоря, недоумение. Кажется, что иначе, чем актом вандализма, подобные манипуляции сложно назвать. На самом деле этот так называемый лайфхак советских водителей был «необходимой мерой», выручавшей их в зимнее время. О том, почему и зачем — далее.

Это было-было, или Советские реалии

Те, кто жил в советскую эпоху, наверняка согласятся, что дефицит во всех сферах жизни был одной из главных тенденций того времени. Понятия «зимние покрышки» до 70-х годов прошлого века вообще не существовало.

Для передвижения использовались или всесезонные шины, или летние. Первые применялись преимущественно на грузовых ТС.

Советское авто.

А владельцы «легковушек» предпочитали в суровую пору по возможности оставлять свои авто в гараже. Да и появление зимней резины в начале 70-х по большому счёту не изменило ситуацию. Достать её простому обывателю было практически невозможно.

Справка. Натуральный каучук, используемый при производстве покрышек в СССР, с морозом ну совершенно «не дружил». При температуре значительно ниже нуля он сильно терял эластичность и прочность.

Несколько слов о «Снежинке»

Так называлась марка советской резины для использования в зимние месяцы, появившаяся в конце 70-х. Кроме присутствия шипов, ничем другим от обычных покрышек она не отличалась. Это дополнение, конечно, улучшало сцепление с дорогой, но на прочность шин не влияла. Они также «дубели» на морозе и разрушались от нагрузки.

Зачем поджигать

Хотелось бы избежать банальностей, что всё гениальное просто. Но это действительно так! Подобная «тепловая обработка» способствовала прогреванию покрышек и обеспечивала их эластичность. А это, в свою очередь, предотвращало разрушение резины на морозе. При низких температурах она не горела — «занималось» пламенем только топливо.

Поджигание покрышек.

До начала 80-х этот советский лайфхак обязательно применялся в сильные морозы и был своего рода регламентированным, особенно в дальних поездках. Такие манипуляции порой приходилось проводить не один раз в течение всего пути.


Большинство согласится с утверждением, что в Советском Союзе была сильнейшая нехватка множества товаров. Притом это затрагивало не только редкую продукцию, но и вещи, которые были необходимы каждый день. Банально, не хватало зимних шин. Поэтому автомобилисты в то время использовали летнюю или всесезонную резину. Но на таких шинах в зимнее время ездить затруднительно, да и вообще опасно для жизни и многие попросту ставили свое транспортное средство в гараж на зиму. Надо сказать, что до 70-х гг. не было такого класса, как зимняя резина.

Касаемо грузового автотранспорта, то если учесть невысокий скоростной режим, то всесезонных шин было достаточно. Но при пониженном температурном режиме такие шины сильно затвердевали, их эластичность терялась, они становились менее прочными. От этого страдало сцепление с дорожным покрытием и целостность самой резины. При серьезных холодах каучуковые шины не могли выдержать нагрузок и попросту разрывались.


Чтобы этого не происходило, советские водители придумали весьма интересный и необычный способ. Резина обливалась высокооктановым топливом и поджигалась. При сильном холоде резина не горела, а вот топливо горело хорошо. За непродолжительное время шины нагревались и улучшалась эластичность. В 60-х гг. этот процесс входил в специальный регламент северных районов государства. Если путь был долгим, то поджигать резину нужно было не один раз. Порой для этих целей применялись паяльные лампы. Конечно, этот способ весьма опасный, но иного выхода у автомобилистов того времени попросту не оставалось.


Лишь к середине 70-х гг. в стране стали появляться первые шины. Это такая же резина, но с добавочными шипами по контуру. Шипы немного улучшили положение, и сцепление с дорожным покрытием также улучшилось, но шины все равно задубевали и трескались в холода. В 80-х гг. начали проводить опыты с составом шин и протекторным рисунком. Позднее начали выпускать шины для зимы в большом количестве, и о старых проблемах водители быстро позабыли.


Дефицит зимних шин в СССР. | Фото: LiveJournal.

Многие согласятся с утверждением, что в Советском Союзе был сильный дефицит товаров. Причем это касалось не только редких или маловажных вещей, но и таких распространенных вещей как, например, зимняя резина. Советским автолюбителям зачастую приходилось пользоваться летними или всесезонными шинами. Именно по этой причине, в периоды сильных холодов водители предпочитали оставлять своих «ласточек» в гаражах. Вообще, до 1970-х годов в СССР зимняя резина как отдельный класс шин в принципе не существовал.

ЗИЛ 151. | Фото: secure.com.ru.

Что касается грузовой техники или общественного транспорта, то учитывая относительно невысокую скорость езды «всесезонки» зачастую вполне хватало. Однако при отрицательных температурах подобные покрышки сильно твердели, теряли эластичность и прочность. Это отрицательно сказывалась как на сцеплении с дорогой, так и на целостности самих шин. Во время сильных морозов резина из натурального каучука просто не выдерживала нагрузки и лопались.

Шины не выдерживали мороза. | Фото: АвтоВзгляд.

Именно для борьбы с этим неприятным «недугом» советским автомобилистам приходило на помощь горящее топливо. Шины обливали высокооктановым бензином и поджигали. На сильном морозе покрышки не горели, а вот горючее — превосходно. За короткое время резина нагревалась и становилась более эластичной. По информации Novateв 1960-х годах подобная процедура была регламентирована специально для северных районов страны. Если поездка была длительная, то поджигать шины приходилось несколько раз. Иногда для этой цели использовались паяльники. Естественно, подобный метод нельзя назвать безопасным, но приходилось как-то выкручиваться.

Собственно сам процесс. | Фото: Drom.ru.

Только в середине 1970-х годов в СССР появилась первая зимняя резина под названием «Снежинка». Это были все те же шины, только с дополнительными шипами по контуру. Установка шипов несколько улучшило ситуацию, и сцепление с дрогой стало лучше, однако резина все также дубела и трескалась на морозе. В 1980-х годах стали проводиться эксперименты с составом резины и рисунком протектора. Начался массовый выпуск качественной зимней резины, и проблема была окончательно решена.

Зачем советские водители поджигали покрышки автомобилей перед поездкой, будет интересно узнать жителям современной России. Кому-то может показаться настоящим вандализмом такой процесс. Но в реальности, все выглядит совсем иначе. Делалось это как раз из соображений безопасности.

Покрышки для автомобилей дефицитный товар для советских водителей

На просторах интернета можно найти немало архивных роликов, в которых видно, как водители обливают покрышки автомобиля бензином, а затем поджигают. Самое необычное в этом то, что покрышки в это время установлены на автомобиль.


Подобные хроники датируются примерно серединой прошлого века. Чтобы понять намеренная это порча имущества, или нет следует разобраться в некоторых особенностях этого периода времени.

Современный водитель знает, что после того, как отметка на термометре опуститься до определенного уровня, следует переобуться, то есть одеть вместо летней зимнюю резину. В советскую эпоху все было иначе. О зимней резине вовсе не знали. Круглый год водители использовали один тип покрышек.

Какую резину на автомобили ставили в советские времена

Всесезонные шины использовались в Советском Союзе вплоть до 70-годов. О том, что могут быть покрышки, приспособленные для езды в зимнее время никто даже не подозревал. Проблемы из этого также не делали.

Грузовая и специальная техника зимой ездила на всесезонной резине. Они не развивали высоких скоростей, и поэтому езда была достаточно безопасной. Но изготавливалась она в те времена в основном на основе каучука. Как известно, с понижением температуры он значительно теряет в прочности и эластичности.

Каучуковые шины плохо себя показывали на дороги. Они имели плохое сцепление с ее поверхностью и достаточно быстро изнашивались. Особенно это касается шин для автомобилей, которые эксплуатировались в северных районах страны, да еще и под нагрузкой.

Боролись с этим явлением водители необычным способом. Облив покрышки бензином их поджигали, что позволяло прогреть ее и размягчить. Бензин быстро сгорал и испарялся, а поверхность шины совсем не страдала. Такой прогрев колес регламентировался даже в 70-е годы, как обязательный. При необходимости процесс повторяли несколько раз.

Читайте также: