Как выбрать диаметр колеса

Опубликовано: 26.03.2024

Всем привет, очень рад видеть Вас в блоге PRO-велосипед. Сегодня хочу рассказать о выборе диаметра колес велосипеда. Как размер колеса влияет на комфорт и эффективность езды.

Колесо одно из основных частей велосипеда, без колеса не возможно представить передвижение. Колесо и втулка (ось) велосипеда в десятки раз снижают затрачиваемые усилия при движении.

Представим себе груз весом 100 кг (взрослый человек и велосипед + багаж). Велосипедисту при попытке переместить (перетащить, т.е. колеса заблокированы ) такой груз потребуется около 600 Н (Ньютон) силы или эквивалент 60 кг массы (если поднимать) при диаметре колес равных 1 метру. Однако, если разблокировать колеса, то велосипедисту потребуется затратить всего порядка 18 Н усилий или эквивалент 1,8 кг (если поднимать). Разница колоссальная. Колесо – это ваш рычаг круглой формы, который облегчает усилия при движении.

Теперь давайте сравним как меняется функционал велосипеда при изменение диаметра колес. Для сравнения возьмем большое колесо - 29 дюймов и маленькое - 24 дюйма:

· Чем больше диаметр колес, тем больше площадь контакта с поверхностью (при условии одинаковой ширины покрышки), лучше проходимость по песку, грязи, снегу и прочей грунтовой дороге.

· Большие колеса быстрее тормозят.

· Колеса с большим диаметром проще преодолевают препятствия, так как снижается угол «заезда» колеса на какой-либо объект.

· Колеса с меньшим радиусом более прочные и менее подвержены к появлению «восьмерки». Конечно данная особенность должна быть подкреплена наличием правильных спиц и хорошего обода .

· Большие колеса легко и комфортно проезжают по мелким неровностям (корни, камни, небольшие ямы), но плохо себя показывают при наличии по пути крупных колдобин. Колеса с меньшим радиусом плавно обкатывают крупные ямы, но на мелких неровностях езда может показаться как будто вы едете по стиральной доске.

· Небольшие колеса легче раскрутить (ускорение при старте), но на долгих переездах колеса с большим диаметром быстрее, комфортнее и с меньшими усилиями довезут вас до пункта назначения.

· Меньше диаметр колес - меньше масса велосипеда. Велосипеды большим диаметром колес тяжелее, т.к. в придачу идут чуть больше рама, вилка и т.д. Необходим баланс!

Иногда велосипедисты, любители скоростного спуска, урбан фрирайда, дропинга и похожих стилей экспериментируют с комбинированием колес разного диаметра. Спереди ставят 26 дюймов, а заднее колесо 24”.

На рынке велосипедов диметр колес разделяется следующим образом:

· Подростковые велосипеды и Складные с диаметром 20” и 24”

· MTB горные велосипеды 26”

· Гибридные велосипеды 28”

· Дорожные и шоссейные 27” и 29”

Каждый сам для себя выбирает диаметр колеса в зависимости от того, для какого типа катание планируется использовать велосипед.

Вам нужен велосипед? Основные моменты по модулям выбора велосипеда были освещены в соответствующих статьях:

Диаметр колеса для велосипеда – одна из важнейших характеристик. Стоит понимать, что диаметр колеса – это двоякое понятие, то есть можно подразумевать две разные величины – диаметр обода и диаметр велосипедной шины. То есть, полный диаметр колеса зависит от высоты покрышки.

Выбор диаметра колеса велосипеда

Рассмотрим цифры в таблице соответствия диаметра обода к диаметру покрышки:

шины (конечная, двойная величина)

Тип велосипеда, где применяется данный размер

BMX, складные, детские

Подростковые, советские старого образца, для фрирайда и др. экстремальных видах велосипедного спорта

Горные нового образца

Гибридные, советские старого образца

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у колес с одинаковым размером обода (622 мм) может быть разный диаметр колеса (27, 28 и 29 дюймов). И он зависит от высоты покрышки. В свою очередь, величина высоты шины довольно существенно отличается у разных велосипедов (64 мм, 89 мм и 115 мм).

Влияние диаметра колеса на скоростные качества велосипеда

Если рассматривать данный вопрос с точки зрения физики, то, действительно, чем больше размер колеса, тем более длинное расстояние можно проехать за одно вращение. Линейная скорость равна произведению угловой скорости на радиус колеса. Следовательно, видна прямо-пропорциональная зависимость скорости движения от размера колеса. Однако и приложения мускульной силы потребуется большее.

Вывод: для разгона нужно затратить больше времени и энергии, но скорость движения будет выше. Поэтому для достижения увеличенных скоростных показателей на колесах большого размера стоит всерьез задуматься о физических возможностях велосипедиста-любителя. То есть на выбор 2 варианта: «подкачать» силовые качества и выносливость или же выбрать велосипед с колесами чуть меньшего размера.

Польские велосипедисты провели эксперимент на сравнение скоростных качеств горных байков с размерами колес 29 и 26 дюймов. Трасса была проложена по пересеченной местности с подъемами, камнями, песком. В итоге скоростной показатель у велосипедов с 29-дюймовыми колесами был на 13 секунд хуже. А в результате спринтерского состязания итог был практически одинаков.

Резюме: для поездок по хорошей дороге с редкими остановками удобней использовать велосипед с колесами с диаметром 29 дюймов. А для горных походов с частыми остановками – с размером 26.

Зависимость проходимости велосипеда от размера колеса

Стоит заметить, что, прежде всего на проходимость (возможность движения по бездорожью) оказывает влияние профиль и ширина шины (она должна составлять не менее 2 дюймов). Глубокий, рельефный профиль способствует движению велосипеда по любой пересеченной местности. Колеса с размером 26 дюймов более маневренны на камнях, песке и т.д., чем 29-дюймовые. К тому же требуется приложения меньших усилий, для того чтобы сдвинуть байк с места в момент остановок на труднопроходимых участках.

Вывод: прежде чем выбрать велосипед, необходимо тщательно продумать – для каких целей он будет использоваться. И только после этого можно приступать к выбору конкретного типа велосипеда, диаметру и профилю колес. Не стоит сразу останавливать свой выбор на дорогих топовых велосипедах – тогда будет легче его заменить когда определите приоритетный вид езды и усовершенствуете личное мастерство.

Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.

При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от роста велосипедиста и области применения велосипеда. Также, не нужно забывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.

О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.

1. Конструкция, форма профиля ободов.

Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.

Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:

  • без перемычек – одностенный (одинарный) обод;
  • с 1 перемычкой – двустенный (двойной) обод;
  • с 2 перемычками – трехстенный (тройной) обод.

Чем больше перемычек, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но и вес, а также стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод!

Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.

Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.

Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).

Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.

Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.

2. Материалы.

При изготовлении ободов применяются следующие материалы:

  • алюминиевые сплавы;
  • сталь;
  • хромомолибденовая сталь;
  • карбон.

Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.

Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.

Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.

3. Размеры и маркировка.

Самыми важными геометрическими параметрами колеса являются:

  • внешний диаметр;
  • ширина обода и покрышки.

Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.

Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.

При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.

Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.

Часто при замене колес велосипедными любителями напрочь игнорируется тот факт, что правильные колеса могут намного увеличить производительность велика. Все обсужденные выше проблемы совместимости при замене колес должны быть учтены и при их апгрейдах.

И даже если вы не собираетесь одновременно обновить и шины, внимательно проинспектируйте их текущее состояние, чтобы убедиться, что они не нуждаются в замене.

Улучшенные материалы. Суперлегкие и суперпрочные ободы из волокон карбона сильно отличаются в эффективности и цене от большинства колес из алюминиевого сплава. В отличие от алюминия, из карбона могут создаваться ободы более разнообразных форм и обеспечиваться наибольшая сила и надежность. Это позволяет дизайнерам создавать более легкие, прочные или аэродиномичные колеса с таким же или даже меньшим весом, как и у алюминиевых аналогов. Тем не менее, будьте предельно осторожны при выборе, так как тормоза карбоновых ободов могут стать очень скользкими при дожде или наоборот, сильно нагреться при быстром спуске (в сравнении с алюминиевыми).

Улучшенные подшипники. Подшипники не сильно влияют на производительность вплоть до того момента, как начинается их износ. Когда это происходит, колесо начинает терять эффективность. Когда вы замените его не более качественное и дорогое, скорее всего, подшипники окажутся более долговечными.

Прочность и удобство обслуживания

Большинство новых колес отлично выполняют свои функции. Помните об условиях поездки, исследуя втулки уплотнений, материалы обода, и даже как ободы и втулки соединены друг с другом.

Наездники при мокрых и грязных условиях, например, захотят уделить больше внимания качеству уплотнений и подшипников, которые легко обслуживаются и/или заменяются по мере необходимости. Наездники, которые регулярно ездят по скалам в условиях сухого климата, могут захотеть ободы более тяжелой грузоподъемности с более толстой обработкой металла прессом или большим количеством спиц.

Говоря об этом, даже самые лучшие колеса могут быть повреждены в результате аварии, и, в конечном счете, будут нуждаться в обслуживании. Проверьте, нужны ли какие-либо специальные инструменты, необходимые для обслуживания или запасные части, например, подшипники и спицы. Может вызвать много разочарований ожидание небольшой замены, поскольку это может быть не доступно в любом местном магазине.

Маркировка рам по размеру

Во всем мире сложилась традиция маркировать все рамы велосипедов буквами, цифрами и их комбинациями. Рассмотрим основные типы маркировки рам у разных производителей.

Есть всего 6 размеров рам по высоте подседельной трубки:

  • XS – самый маленький размер велосипедов для самых маленьких райдеров;
  • S – маленький;
  • M – средний вариант рам, наиболее часто встречающийся;
  • L – чуть выше среднего;
  • XL – большой;
  • XXL – ну очень большой.

И тут начинается путаница, потому что каждому размеру соответствует два варианта в числовом эквиваленте. Этот эквивалент носит условный характер и служит для приблизительного определения соответствия ваших физических данных с данными той или иной рамы. А вот и эта таблица:


Поскольку все люди разные по размеру и одинакового соотношения ног и роста не найти, то это число тоже является очень приблизительным.

Но бывают случаи, когда вашим данным соответствуют габаритные размеры сразу двух рам. Не покупать же два велика сразу. Что делать в этом случае? Думать.

  • Если я планирую активный велосипедный образ жизни, то выберу меньший размер велосипеда, потому что меньший байк легче управляется и весит, соответственно, меньше.
  • Если я полный, то мне затруднительно будет взбираться на высокую раму.
  • Если я худой и тощий, то мне нужно выбрать раму чуть крупнее, чтобы казаться весомее и чтобы не сдуло ветром. Вполне серьезно.
  • Если я уже купил велосипед, и он не устраивает меня размерами, хотя по таблицам все сходится, то я, вероятно, забыл о наличии регулировок настройки седла и руля, которые в большинстве случаев имеют очень широкий диапазон. Кроме того у меня всегда есть возможность поменять вынос руля или подседельную трубку.
  • Если у меня руки до колен, то я возьму байк побольше. В случае чего, уменьшить регулировку можно всегда.

Также можно встретить маркировку и велосипеда для ребенка, и для женского велосипеда

Уделим некоторое внимание и им

Скорость, ускорение, маневренность и проходимость

При испытании различных велосипедов было замечено, что ускорение у велосипедов с небольшим диаметром колес проходит намного проще, они быстрее съезжают с места и легче едут в горку. Подъем, который дается с трудом на велосипеде с переключателями скоростей с 26” колесом, можно намного легче покорить на небольшом односкоростном велосипеде с 20” колесами. При тех же параметрах велосипедов на равнине велосипед с небольшими колесами существенно отстает от большеколесного: если на маленьком можно развить максимум 35 км/ч, то на большом можно легко достичь 60 км/ч. Поэтому идеальный размер колес велосипеда нужно выбирать от предполагаемых маршрутов. Можно легко увидеть прямую зависимость ускорения и максимальной скорости от диаметра колес: чем меньше размер колеса, тем больше ускорение и меньше максимальная скорость. В таблице представлены результаты тестов, показывающие, как связаны ускорение, скорость и размеры колес. Таблица показывает, что для поездок на большие расстояния по трассам нужно брать велосипед с 26” колесами, по городским улицам с частыми разгонами и торможениями – идеально с 20” колесами. А 24” получается золотой серединой.

Зависимость скорости и ускорения от диаметра колеса
СкоростьУскорение
км/чМаксимумСреднееНизкое
30-3520
35-45 24
45-60 26
Зависимость управляемости и проходимости от размера колеса
ПроходимостьУправляемость
ОтличнаяХорошаяСлабая
Низкая20
Хорошая 24
Очень хорошая 26

Велосипед с небольшими колесами легче управляется. Поэтому трюковые велосипеды конфигурируются 20” колесами, так как при меньшем диаметре колес его проще повернуть, что увеличивает маневренность. Чем больше колесо, тем более сложно на велосипеде маневрировать, особенно на небольшом пространстве.

Чем больше размер колеса, тем выше проходимость велосипеда. На песке или щебенке с 20” колесами сложно проехать и пару метров, а на 24”, не говоря уже о 26”, это делается намного проще. Так же дело обстоит и с грязью. Оптимальные показатели для 20” колес – хороший и ровный асфальт. Чем больше размер колеса, тем проще он преодолевает все неровности, кочки и выбоины в асфальте.

Если дорога в основном грязная, а маршруты длинные – оптимален размер колеса 26”. Если дорога представляет собой извилистые укатаные тропки и расстояния небольшие, то оптимальное колесо будет 20”. А 24” является золотой серединой по скорости и управляемости.

Для тех, кто живет в гористых и холмистых местностях, есть свои особенности при выборе диаметра колес. Чем больше колесо, тем сложнее подниматься в гору – приходится его раскручивать и бороться с подъемом одновременно. Особенно заметно количество усилий на небольших, но затяжных подъемах. На 26” колесах потратится больше сил, чем на 20”. Если предстоит неровный ландшафт – выбирайте велосипед с небольшими колесами.

При выборе велосипеда оказывает влияние и рост человека. Высокие люди на небольшом велосипеде с 20” колесами смотрятся смешно. Поэтому им приходится выбирать 26” или вообще 29” колеса. Или создавать конфигурацию велосипеда самому, такие возможности сейчас тоже есть, особенно если планируются длинные маршруты.

Зависимость затрачиваемых усилий от размера колеса
Подъем в гору
ЛегкоСреднеТяжело
202426

В итоге лучше всего выбрать размер колес велосипеда 24” – это золотая середина по всем параметрам.


Общие рекомендации по выбору

Режим использования

Главное в выборе рамы – это тип катания. Как можно использовать велосипед?

  1. Прогулочный велосипед. Размер, на самом деле, не особо важен, потому что нагрузки будут редкими и не очень серьёзными. Можно оставлять дополнительное пространство для удобства: раму пониже, руль повыше, чтобы было легко слезать с велосипеда.
  2. Гоночная и дорожная езда – полная противоположность прогулочной. Седоку желательно иметь максимально низкий руль, чтобы использовать дополнительную силу при педалировании. Размеры рам в таком случае должны точно соответствовать росту велосипедиста, универсальных изменений будет недостаточно.
  3. Туристический или городской кросс-кантри – универсальный стиль, к нему более или менее подходят общие рекомендации.


Универсальное правило

Универсальным правилом необходимо проверять любой велосипед, прежде чем перейти к тестированию различных типов посадки. Это же правило поможет быстро выбрать размер рамы.

Итак, следует стать над рамой велосипеда, чтобы седло упёрлось в спину, и расслабиться. В этот момент расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно составлять от 5 до 15 сантиметров.

Слишком большое расстояние уменьшит устойчивость велосипеда на трассе и, скорее всего, соответствует слишком короткой базе, а слишком маленькое создаст неудобства и большую вероятность травмы.


Научный метод

Если подходить с профессиональной стороны, то для определения размера рамы никак недостаточно просто измерить одну из труб, используется ETT – аббревиатура расшифровывается как «эффективная длина велосипеда». Вычисляется ETT как длина отрезка, параллельного земле, проведённого от верхнего края рулевой трубы до продолжения прямой подсидельной трубы (которая сама называется ST).

Опираться же на конкретного производителя велосипедных рам не стоит, даже приведённые в документах размеры иногда оказываются ошибочными. Измерения следует делать самостоятельно.


Методы измерения диаметра колес

Стандартный метод

Изначально необходимо установить велосипед вертикально таким образом, чтобы исключить его случайное падение, лучше всего велосипед закрепить в вертикальном положении.

Затем при помощи рулетки определите расстояние от центра оси колеса до пола. Это значение необходимо разделить на 2,54 и в результате получится размер радиуса колеса в дюймах. Диаметр равен двум радиусам, и значит, полученную цифру надо будет умножить на два, и не забываем про округление. Чтобы понять диаметр колеса 40 см, сколько будет в дюймах, надо разделить 40 на 2,54 и получится требуемое значение в 16 дюймов.


Далее, для получения полной информации о покрышке или камере, необходимо измерить ширину колеса с помощью той же рулетки.

По современным стандартам маркировка велосипедных покрышек происходит в следующем порядке: первой цифрой обозначается диаметр колеса, далее следует ширина колеса. Маркировка, выраженная в цифрах 26х1,75 говорит о том, что покрышки для этого велосипеда имеют диаметр 66,04 см, а ширину покрышки 4,445 см.

Измерение по системе ISO

Принятая единица измерения в системе ISO – миллиметры, соответственно, если вы проводили измерения в сантиметрах, вам необходимо свой результат просто умножить на десять.

Процесс измерения происходит в точности, как в первом случае, но измеряют радиус от центра оси до наружно края обода, диаметр находится умножением на два.


Для измерения ширины колеса проводятся те же действия, как и в первом методе, причем следует учитывать, что если ширина оригинальной покрышки лишь немного отличается от той, которую вы собираетесь приобретать, то никаких проблем при замене у вас не возникнет.

Прежде и теперь

Постичь премудрости современной веломаркеровки не так уж трудно, а вот ещё полстолетия назад разные страны мира никак не могли договориться между собой и привести показатели высоты и ширины велосипедных камер к одному знаменателю. Иногда одинаково маркировали покрышки, которые подходили на одни и те же ободья. К примеру, 26 размеру обода должна была соответствовать камера с 25-тимиллиметровой шириной, по факту имевшей колесо с внешним диаметром 24 7/8. Некоторые производители намеренно указывали чересчур приблизительные размеры, чтобы увеличить число вынужденных продаж, обойти конкурентов. На сегодня вопрос расшифровки числовых кодировок доступен абсолютному большинству велолюбителей.

Ширина обода

Более опытные гонщики, которые в большей степени знают, что им нравится с точки зрения шин, должны также иметь в виду, что более широкие ободы выравнивают поперечное сечение шины. Другими словами, шины с круглыми профилями на более узком ободе будут иметь более квадратные формы по широкому ободу. С другой стороны, шины, которые квадратные, практически могут стать достаточно плоскими, чтобы позволить велосипеду встать самостоятельно в зависимости от того, насколько широко вы идете. Ни одна из этих ситуаций не является по сути плохой, но имейте это в виду, когда ходите по магазинам.

Таблица размеров рамы велосипеда по росту женщины

Размер велосипедаОчень маленький SX, Xtra SmallМаленький S, SmallСредний M, MediumВыше среднего L, LargeБольшой XL, Xtra LargeСверхбольшой XXL
Размер рамы, дюймы14 (от 35,4 см)15 (до 40,6 см)16 (от 40,6 см)17 (до 45,7 см)18 (от 45,7 см)19 (до 50,8 см)20 (от 50,8 см)21 (до 55,8 см)22 (от 55,8 см)23 (до 60,8 см)24 (от 60,8 см)
Рост женщины, см135-150150-160155-165165-175170-180175-185180-190185-190185-195190-200195-210

Невысоким барышням (до 170 см) следует обращать внимание на наличие заднего амортизатора, точнее подседельного штыря. В большинстве моделей этот элемент не позволяет опускать седло до конца

Поэтому при малом и среднем росте размер рамы женского велосипеда должен быть меньше – например, 15, а не 16 дюймов.

Если по таблице размеров женских велосипедов по росту вы не подходите в одну конкретную категорию, то выбирайте раму подлиннее. Однако в отношении моделей с амортизаторами надо действовать наоборот.

Почему при выборе правильного размера рамы женского велосипеда важно знать длину ног?

Наряду с ростом необходимо знать и длину своих ног. Это поможет оптимальнее выбрать размер рамы женского велосипеда. Для измерений встаньте без обуви спиной к стене. Ноги должны быть прямыми, таз и пятки – касаться стены.

Портняжной рулеткой или строительным отвесом измерьте расстояние от пола до промежности

Обратите внимание, чтобы мерная лента легла строго перпендикулярно поверхности пола. Обозначим полученный результат буквой «А», тогда:

  • Ах0,66 – длина рамы для шоссейников;
  • Ах0,63 – размер рамы для треккиноговых велосипедов;
  • Ах0,57 – размер рамы для горных байков.

Чтобы перевести показатель в дюймы, разделите результат на 2,54 – это и есть необходимый вам размер рамы.

Споры по этой интересной теме не утихают ни на минуту: Каждый новый сезон производители предлагают нам новые стандарты компонентов, в том числе и колес.

Новые диаметры колес - новые причины для обсуждений и вопросов о том какой же стандарт лучше выбрать. К сезону производители предлагают нам все больше новых стандартов. Особенно важными нововведениями являются новые диаметры колес. Еще 4 года назад 26-дюймовые колеса были фаворитами и 29-дюймовые колеса встречались редко, и считались сугубо кросскантрийными.

Но все течет, все меняется, и 26” колеса уже вовсе выходят из моды, уступая место новомодным 27,5” и 29”, которые используются как в гонках кросс-кантри, так и в даунхилле. Конечно, тут важно понимать, что у каждого типа колес есть свои неоспоримые преимущества. Прежде чем выбирать, с каким диаметром колес велосипед лучше купить, нужно разобраться в основных различиях для катания в диаметре колес.

Об этом мы сейчас и поговорим.

Начнем с 26-дюймовых колес, их сильные и слабые стороны:

Плюсы:

  1. Жесткие - более короткие спицы придают торсионной жесткости колесу, при прочих равных с 27.5” и 29”;
  2. Ремонтопригодные - более 15 лет велорынок насыщался различными комплектующими: от самых бюджетных до самых дорогих и высококачественных;
  3. Лучшая маневренность, по сравнению с 27.5” и 29”;
  4. Легче разгоняются, за счет меньшего диаметра;
  5. Зачастую дешевле, чем модели с большим диаметров обода.

Минусы:

  1. Сокращается выпуск покрышек и ободов последних моделей: купить самые крутые новомодные обода не получится - такой модели просто не будет;
  2. Хуже, чем 27.5” или 29” переезжают препятствия;
  3. Обладают более слабым накатом по прямой;
  4. Хуже амортизируют удары и мелкую тряску

Итак, подводя итог о 26-дюймовых колес можно сказать: надежные, простые в эксплуатации, велосипед на таких колесах лучше чувствует себя при маневренной езде, например, при катании по лесу. Максимальная простота и ремонтопригодность делают их идеальными для обычного велосипеда на каждый день. К тому же, запчасти на них (камеры, покрышки, спицы, обода) найдутся почти в любом веломагазине.

Теперь рассмотрим 27.5-дюймовые колеса.

Плюсы

  1. Лучше катятся, чем 26” колеса;
  2. Лучше держат скорость;
  3. Обладают более высокой стабильностью;
  4. Очень популярны - новые модели компонентов для данного стандарта всегда в наличии в крупных веломагазинах;
  5. Лучше перекатываются через препятствия, нежели их 26” собратья;
  6. Большее пятно контакта покрышки способствует лучшему сцеплению - так желаемому на техничных подъемах или спусках.

Минусы

  1. Меньшая жесткость, чем у 26”;
  2. Ниже ремонтопригодность – маленькие магазины не всегда располагают запчастями для 27,5” колес;
  3. Не самые дешевые, почти всегда дороже 26” аналогов;
  4. При прочих равных незначительно, но тяжелее;
  5. Хуже разгоняются;
  6. Чуть более низкая маневренность велосипеда по сравнению с 26-дюймовыми аналогами.

Итого: 27,5-дюймовые колеса хороши для активного внедорожного катания, с изобилием подъемов и спусков - здесь реализуется их лучшая способность к качению и повышенное сцепление, благодаря этому не так будет заметна меньшая маневренность. На сегодняшний день 27.5” колеса ( или 650b) являются эталоном универсальности, самым модным стандартом - следовательно велосипед, с таким стандартом колес будет актуален по техническим решениям еще как минимум 3 года. В нашей стране еще не везде есть полный ассортимент деталей на них, поэтому важно отслеживать состояние компонентов и вовремя проводить замены.

Рассмотрим “старый-новый” стандарт колес - 29-дюймовые.

Плюсы:

  1. Лучшее сцепление, в сравнении с 26” и 27.5”;
  2. Лучшая катимость;
  3. Лучшая плавность и гашение ударов;
  4. Проще переезжают препятствия;
  5. Лучше держат скорость.

Mинусы:

  1. Самая низкая прочность;
  2. Низкая торсионная жесткость;
  3. Менее маневренные, при неудачной геометрии рамы ощущаются ленивыми и неповоротливыми;
  4. Ограниченный ассортимент деталей;
  5. Низкая ремонтопригодность вне крупных городов - скудный ассортимент магазинов ограничивает ремонтопригодность данных колес;
  6. Самые дорогие из всех 3 вариантов колес.

Итак, можно подчеркнуть, что 29” колеса очень хороши там, где нужно держать высокую скорость, важно хорошее сцепление и хороший накат - долгие поездки по асфальту и вне его, соревнования по кросс-кантри или марафону, длительные поездки в горах.

Как это ни странно, разобравшись с размером колес, подобрать нужный велосипед уже не составит труда - модель велосипеда проектируется именно под диаметр колес: геометрия, хода подвесок, навесное оборудование.

Так, 29” колеса требуют максимально низкого подъема руля - за счет больших колес велосипед и так получается немного выше, чем если бы был собран на 26” или 27.5” колесах. Например, 29” колеса корректируют длину шатунов, соотношение передач - тут все подбирается для максимальной эффективности, ведь больший диаметр колес вносит свою лепту в разгон, так же, благодаря большим колесам велосипеду проще заезжать в горку - вот он снова диапазон передач трансмиссии. Обладая отличными скоростными показателями, такие велосипеды часто имеют более низкую маневренность и резвость в управлении. В некоторых дисциплинах это неприменимо. К тому же, с 29” колесами обычно возникают проблемы в подборе амортизационных вилок – ассортимент магазинов в этом сегменте весьма ограничен.

Велосипеды с 27.5”-дюймовыми колесами являются четкой серединой между 29” и 26” велосипедами. Взяв от первых хорошие качества для подъема в гору и лучшую обработку неровностей, а от вторых - юркость и маневренность. Инженеры достигли приятного результата. Таким образом, если говорить о негативной стороне велосипеда с 27.5 колесами, то это лишь ограниченный ассортимент компонентов к ней и их стоимость в местных веломагазинах.

Что же касается старого стандарта 26” колес, то это максимально рабочие велосипеды, без лишних сложностей, заморочек и супер-технологий. Не самые технологичные, но зато ремонтопригодные, они хороши для любого катания, где нужно максимум отдачи от велосипеда - будь то простые поездки по парку или дальние велопутешествия. А широкий ассортимент запчастей всегда поможет починиться с минимальными денежными и временными затратами.

Рисунок - схема: показывает бОльший угол наезда на неровность у 29", чем у 26".

Рисунок - схема: показывает насколько сложнее "ускориться" на велосипеде с Большими колесами.

Рисунок-схема: показывает площадь пятна контакта у разных колес.

Часто, в сети можно прочитать мнение, что для людей небольшого роста нужно подбирать строго велосипеды на 26-ти дюймовых колесах… а для высокорослых - только 29”. Так вот, это миф. Стереотип крепко сидит в головах потребителей, но здесь таится самое приятное: выбор диаметра колес не привязывается к росту велосипедиста. Понятное дело, что подбирать ребенку 10-ти лет велосипед на 29" колесах не стоит! Важно подобрать раму верного размера (подбирается под рост велосипедиста), а колеса являются лишь фактором, который выбирает покупатель - что ему нужно от велосипеда: подъемы и марафоны, или же экстремальное катание вниз с холма.

Автор: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок - от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

Читайте также: