Как выбрать диски на лето

Опубликовано: 21.04.2024

Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже — не вопрос). Комплект — 1600, две переобувки в год (лето-зима) — 3200. А это цена неплохого литого диска.

То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год — лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках — 100 руб. за колесо. Не разорит.

«Литьё» и «ковка»

Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные — сиречь стальные, во многих случаях (в моем — тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.

Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют — применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны — склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.

Муки выбора

Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно — молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?

Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) — скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена — это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.

Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это — коты в мешках?

Плюс на минус

Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива — ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.

Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.

У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.

Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.

Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.

Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.


Шина – лишь один из элементов автомобильной обуви, точнее, подошва, и про это мы уже рассказывали. Остальная часть колеса, обеспечивающая, в частности, комфорт и безопасность при движении, – это колесный диск. Впрочем, часто эстетическая составляющая дисков превалирует над всем остальным. Так где же необходимый баланс?

Для начала нужно знать, что все колесные диски для легковых автомобилей делятся на три типа по конструкции. Штампованные стальные, легкосплавные литые и легкосплавные кованые. Есть и четвертый, правда, очень экзотический вид дисков – сборный, со штампованным стальным ободом и спицами.

Штампованные диски наиболее простые и дешевые в производстве. Они достаточно мягкие, но при деформации легко исправляются на специальном станке. К тому же они еще и довольно легкие. Их эстетика сильно оставляет желать лучшего, потому такие диски принято прикрывать декоративными защитными колпаками.



Легкосплавные литые диски отличаются многообразием видов и эстетическим совершенством. Производятся путем отливки в специальные формы из магниевого или алюминиевого сплавов, с последующей обработкой на станках, окраской или анодированием хромо-никелевыми покрытиями. Современные технологии позволяют их сделать с минимальным дисбалансом. Однако такие диски дороже штампованных, тяжелее и боятся ударов.

Легкосплавные кованые диски в действительности производятся методом горячей штамповки с опять же последующей обработкой. Они сохраняют эстетику литых, но гораздо прочнее, легче и при этом самые дорогие. Тем не менее сильный удар опасен и для этой конструкции.

Так на чем же остановиться, если диски, которые штатно установлены на автомобиле, по какой-либо причине не устраивают, либо владелец захотел еще один комплект на зиму или на лето? Начинать стоит с условий эксплуатации автомобиля.

Для лета и эксплуатации на асфальтовом покрытии по соотношению цена-качество-эстетика подойдут легкосплавные литые диски. Фирм-производителей огромное количество, включая европейские, российские китайские и американские. Не мал и разброс цен: от 2 000 рублей за диск и выше.

Останавливаться лучше на продукции известных брендов, причем она должна быть обязательно сертифицирована. Как правило, крупные шинные ритейлеры, занимающиеся и продажей дисков, без проблем предоставляют необходимые сертификаты и технические описания.

Но стоит верить и своим глазам. Чаще всего все легкосплавные диски имеют защитно-декоративное покрытие. Это может быть краска, бесцветный лак или порошковое напыление, но дисков без защиты не бывает. Вопрос в ее качестве, которая определяется как внешним видом, так и ценой.


Как правило, в летнее время качество покрытия не особо критично. Оно проявляется зимой, особенно в тех регионах, где для борьбы с гололедом используются реагенты. Малейшее повреждение лакокрасочного покрытия, и сплав под ним вспучивается образовавшимся рыхлым оксидом. Да, покрытие защитит металл от дальнейшей коррозии, но товарный вид диск потеряет.

Ценой же определяется состав сплава и геометрическая точность изготовления диска. Тот, что на основе магния, применяется в дисках самолетных шасси и стоит дороже, с преобладанием алюминия – дешевле. Убедиться в качестве литья диска просто: попросить проверить его без шины на балансировочном станке. Но это в том случае, если вы покупаете диск и сразу заказываете установку колес.

С коваными дисками, если говорить о покрытии, примерно та же самая история. Положительный момент в том, что они при ударе чаще гнутся, чем трескаются, в отличие от литых. К тому же их выпускают только известные, дорогие бренды, с парком сложнейших станков и современных технологий. Они же делают и специализированные диски для спортивных соревнований. Риск купить некачественный кованый диск – минимальный, но удовольствие будет, скорее всего, дорогим.

Впрочем, если говорить о сменном комплекте для зимнего использования, то можно и сэкономить. Большая часть автомобилей малого и среднего класса предполагает установку на них стальных штампованных дисков в базовых комплектациях.

Помимо цены, плюсов у них немало. Первый – относительно малый вес, снижающий нагрузку на ступичные подшипники и ходовую часть. Второй – возможность многократного ремонта в случае деформации. Слабая стойкость к ударам компенсируется отсутствием хрупкости.

Но стальные выполнены из мягкого, низколегированного проката, а зачастую и просто низкоуглеродистого. Такие диски некрасивы, они плохо держат форму, ржавеют и требуют постоянной окраски.


Но, остановившись на легкосплавных дисках, стоит помнить о том, что их дизайн влияет на вес, и чем ниже он, тем лучше. Таким образом, диски с максимально закрытой внешней частью будут тяжелее. Но есть и плюс: вероятность попадания грязи и воды на тормозные системы здесь меньше. Правда, и охлаждение тормозов будет чуть хуже.

Максимально открытые диски, с несколькими спицами – легче, циркуляция воздуха через них лучше. Но боковые удары этим конструкциям противопоказаны. Соприкосновение с бордюром или крупным камнем может стать для таких дисков фатальным. Так что в российских условиях лучше выбирать некий промежуточный вариант.

Самое главное теперь – правильно подобрать типоразмер приглянувшегося диска. А вот тут нужно знать ряд параметров, отклоняться от которых нельзя. Первый из них – посадочный или монтажный диаметр диска. Как правило, так же как и у шин, он обозначен в руководстве по эксплуатации автомобиля или на стикере стойки водительской двери.

Вариантов может быть несколько: например 15, 16 или даже 17 дюймов. Если подбирать под имеющиеся шины, задача упрощается. Если полностью обновлять весь комплект, возникнут нюансы. Диски большего диаметра потребуют шин с пониженным профилем, меньшего – с повышенным.

Первый даст лучшую управляемость и эстетику, второй – комфорт и возможность не бояться плохих дорог. Но следует помнить, что чем больше диаметр диска, тем, скорее всего, он будет шире. Правда, для кроссоверов и внедорожников эта зависимость несколько иная.


Так вот, максимальная ширина шины, указанная в руководстве по эксплуатации автомобиля, определяет ширину колесного диска. Это следующий параметр, на который необходимо обращать внимание. Обозначается он буквой J и цифрой ширины в дюймах, например 6,5 J.

Один из важнейших моментов – количество крепежных отверстий и диаметр окружности в миллиметрах, по которому они расположены. Обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter) и выглядит примерно так: PСD 5x108 или 4х98 – вариантов множество. Отклоняться от этого сочетания цифр никак нельзя. Иначе колесо не встанет как положено.

Следующий параметр – диаметр центрального ступичного отверстия или DIA. Если он меньше указанного для конкретного автомобиля, такой диск точно непригоден, даже при соответствии всех остальных характеристик. Если равен или чуть больше – диск подойдет. Но с условием, что во втором случае будет использована специальная пластиковая проставка, выбирающая зазор.

Есть и еще одна немаловажная характеристика диска – вылет или ET, на который иногда вообще не обращают внимание. Обозначается отрицательным или положительным цифровым значением, например +50, -20, 0. Цифра показывает, насколько привалочная поверхность диска к ступице смещена от продольной оси симметрии диска в ту или иную сторону.

При нарушении рекомендаций производителя колесо может цеплять за стойку амортизатора или, в противоположном случае, излишне нагружать края ступичных подшипников, что приведет к их быстрому износу. Кроме того, будет ухудшена управляемость автомобиля.

Наконец, крепежные отверстия могут быть как с коническим заходом под гайку, так и с плоским. Это следует учитывать при приобретении крепежа.

Для упрощения процесса покупки дисков на сайтах крупных компаний есть специальные калькуляторы по подбору для конкретной модели автомобиля. Тем не менее ошибка в выборе может стоить автовладельцу и нервов, и впустую потраченных средств.

Есть всего несколько факторов, которые влияют на водителя при выборе дисков как правило, это стремление к надежности, или к наружной эстетике.

Где-то между ними находится третий фактор цена. Нередко именно она становится решающей. Однако тот, кто предпочитает практичность за небольшие деньги обычно выбирает штампованные диски, а кого заботит внешний вид автомобиля склоняются к литым.

Давайте рассмотрим технические характеристики каждого вида дисков, а также определим, что лучше всего подойдет для сезона весна-лето.

Литые диски

Данный тип дисков в простонародье называют «титанками». Литые диски изготавливаются из сплава алюминия, магния или титана, отличаются эффектным дизайном и придают машине индивидуальность.

Они сразу меняют облик авто, делают его по-настоящему уникальным, заявляя о высоком статусе владельца. Также они достаточно прочные, но легко подвержены механическому воздействию и перепадам температур.


Штампованные диски

Технология изготовления дисков достаточно простая и дешевая. Штампованные диски производятся из литого листа металла, разрезаются по форме и две части свариваются друг с другом. Данный тип дисков отличается повышенными эксплуатационными характеристиками, они прочные и менее подвержены деформации. После механических повреждений они легко ремонтируются без применения сложного оборудования.

В их изготовлении акцент делается на износостойкости и практичности, но от этого страдает эстетический вид диска они менее стильные и более массивные.

Основные различия

Практичность. Литые диски отличаются высоким качеством, которое достигается за счет особой технологии производства. Такой тип дисков изготавливается из специального сплава, который устойчив к механическим повреждениям. Штампованные диски, в свою очередь, сделаны из высоколегированной стали, они более подвержены деформации при физическом воздействии.

Однако, обратите внимание, если литые диски повредятся, их сложно и дорого реставрировать и, скорее всего, придется приобретать целый комплект новых, а штампованные диски очень легко заменить поштучно.

Из-за легкого веса литые диски меньше воздействуют на узлы и агрегаты подвески, а также значительно снижают уровень шума.

Положительная сторона есть и у штампованных дисков. Они поглощают энергию колебаний и не деформируют подвеску.


Тормозная система. Дизайн литых дисков зачастую открытый, благодаря чему она хорошо охлаждается. Штампованные диски сделаны из цельнометаллического корпуса и практически не имеют открытого пространства. Из этого следует, что тормозная система хуже продувается встречными потоками воздуха.

Дизайн дисков. Если вы хотите подчеркнуть свой стиль и индивидуальность, выделить свой автомобиль, то литые диски отличный вариант. Штампованные диски не подчеркнут красоту автомобиля, однако, при поломке их легко заменить, что не скажешь о литых моделях.


Износостойкость. Литые диски меньше подвержены коррозии и ржавчине благодаря особому сплаву. Покрытие штампованного диска следует чаще проверять, протирать, избавляться от ржавчины и царапин на ранних сроках, чтобы не доводить до коррозии.

Какие диски выбрать?

Резюмируя все вышесказанное, остановимся на основных моментах, руководствуясь которыми стоит выбирать тип дисков:

Выбор летних колёс на сезон 2k21
Итак после продажи фиолетовых красавцев в кармане зашуршали бумажки, и нужно было с этим что-то делать!
На дворе конец апреля — а мы с зелёным как обычно — всё ещё на зимних колёсах…
Встал вопрос выбора дисков для предстоящего летнего сезона.

Вариантов развития событий было два:
1) Начать вплотную заниматься восстановлением RSов, но тогда пришлось бы чуть ли не до конца лета катать на зиме, а это во-первых некомфортно, во-вторых небезопасно (поверьте, я знаю о чём говорю), ну и в-третьих без кардинального занижения (а его к сожалению на этот сезон в мои планы не входило) — заниматься ребилдингом топовых колёс это было бы как минимум странно, так как на высокой машине они бы смотрелись совсем не в кассу…
2) Заняться поисками чего-нибудь альтернативного (в приоритете моноблоки), либо чего-то оригинального (баянить особо желания не было).
Изначально выбор пал на бронзовые ТЕ37, но они были настолько заезженными, что смотрелись бы чересчур пафосно и старомодно (хотя на мой взгляд актуальность их не прошла и до сих пор, и я до последнего истекал слюнями на них).

Также рассматривались более свежие модели Rotiform,

по аналогии прикидывал, как будут смотреться Radi8, но ничего из представленного не радовало, либо из-за дизайна, либо из-за ширины…
Уже хотел было заморочиться, и заказать из штатов когда-то полюбившиеся мне Niche Citrine в параметрах 9,5Jx18 и любимом для меня золотом цвете (пару лет назад было желание вкорячить их ещё на Лимонада, тогда собственно говоря и ценник на них был совершенно другой),

но для их заказа требовалось в экстренном порядке продавать Super RSы — так как ценник за комплект (с доставкой или без, я так и не понял) — выходил мне порядка 140К за комплект!

Был также и вариант с VSP Type 2,

В итоге я решил не морочиться, и тупо искать ОЕМ как обычно…
Рассматривались варианты Porsche — желательно от модели 911,
был даже найден за прайс в 90К — комплект уникальных жирнейших разноширов Gembala Speedline шириной 9/11,

от как раз-таки 911-ой модели, но для их приобретения мне также требовалось пожертвовать бы BBSами…
также варианты от Audi (где в итоге я ничего и не нашёл), ну и само собой мой любимый VW, на котором в конце концов я и решил остановиться!
Первым выстрелил вариант Watkins Glen от юбилейной версии GTI Mk6 Edition 35,

самые любимые диски моего замечательного друга sheff-garage , и конечно же безумно нравящиеся и мне, но увы куча факторов оттолкнула меня от покупки этих красавцев:

Во-первых цвет (диски были выкрашены в серебро, вместо заводского графита, и на мой взгляд не очень сочетались с этим цветом), Во-вторых ширина в 7,5J меня не очень устраивала, ну и В-третьих это конечно же цена — 65К деревянных я был не готов потратить даже за эксклюзивность!
Далее была ещё куча вариантов — но остановил я свой выбор на одном, который был точно также найден на просторах Avito в моём любимом Санкт-Петербурге (был бы лишний повод прокатиться).
Выбор пал на диски Canyon от VW Passat Alltrak B7

— привлекли нестандартностью своего дизайна, и к моему великому счастью — аналогичный комплект (правда увы реплики) оказался чисто случайно у меня в магазине — поэтому я не смог не воспользоваться случаем, и ни примерить их…

11 советов механиков для любого автомобилиста

Правильные колёса для автомобиля — как обувь для человека, очень важны. Резина тоже играет значительную роль, её размерность и качество влияют на управляемость, качество езды. Но, именно диски сразу бросаются в глаза, и в большей степени влияют на внешность авто, чем резина. Стоит сменить диски и сразу же меняется восприятие машины.

Чтобы знать, какие диски выбрать, нужно понимать, какие они бывают. Есть три основных типа колёсных дисков для автомобиля: железные, легкосплавные и кованные.

Железные, или «штамповка» — самый дешёвый вариант, устанавливаются на большинство серийных автомобилей, которые продаются в автосалонах.

Колёсные диски на лето

Железные диски

Такие диски имеют сравнительно большой вес, склонны ржаветь со временем. Но они не трескаются при ударах и поддаются выравниванию. Вид у таких дисков достаточно ординарный, поэтому, чтобы колеса были немного красивее, к ним часто покупают колпаки из пластика.

Литые диски или, как их ещё называют, легкосплавные, изготавливаются из алюминиевых сплавов, в основном. Такие диски более красивые, чем железные. А ещё они стойкие к коррозии.

Легкосплавные диски

Легкосплавные диски

Эти диски легкие, что способствует лучшей управляемости автомобиля. Но, также «литьё» нестойкое к ударам и плохо поддаётся последующему ремонту.

Кованые диски — самые легкие, среди трех типов дисков. Они прочные, стойкие к коррозии, а также красивые по дизайну. Единственный их недостаток — высокая цена, особенно у брендовых изделий.

Кованные диски

Кованные диски

Какие диски выбрать на лето?

Практически самый лучший вариант — когда в наличии есть два комплекта дисков с резиной. В этом случае их можно менять, когда в этом есть необходимость. Один комплект — на лето, другой на зиму. Тогда не придётся два раза в год ездить на шиномонтаж, стоять в очереди, чтобы «перекинуть» резину и отбалансировать колёса.

Перед зимой это особенно актуально. Ведь с первым снегом на шиномонтажах выстраиваются огромные очереди. Если имеется два комплекта дисков, то всё упрощается до предела — чтобы поменять все колеса в машине, даже используя штатный домкрат и баллонный ключ, надо будет потратить не больше двадцати-тридцати минут. При условии, что у вас есть, где это сделать.

Обычно, на зиму устанавливают железные, а на лето — легкосплавные диски.

Но, глядя на дороги, которые после зимы становятся похожи на послевоенные, есть сомнения в правильности такого выбора. Нужно смотреть на состояние дорог. И, если надо, то сделать наоборот!

Как максимально сбросить цену при покупке автомобиля?

Чем хороша зима, так это тем, что снег засыпает всё. Все ямы, выбоины — заравниваются снегом, и ездить становится намного комфортнее, еще и зимняя резина немного мягче летней. Но, весной, как только сходит снег — колеса с литьем надо прятать в гараж и ставить железные диски. Потому что металл, обычно, гнётся, но не трескается. И металлические диски можно будет потом выровнять. А с литыми дисками такой вариант не пройдет, они более хрупкие и ремонту подлежат далеко не всегда.

Если у вас нет возможности покупать и хранить два комплекта дисков, с резиной на каждом, приемлемым вариантом будет установка кованых дисков.

Колёсные диски на лето


Они красивые, надежные, с такими дисками скорость автомобиль набирает быстрее, а тормозит лучше. К примеру, в некоторых тестах автомобильных дисков, длина тормозного пути машины с «ковкой» и того же авто с «литьем» различалась на 4-5 метров.

Их можно использовать и зимой, и летом, не особо боясь попасть в яму, ведь такие диски, как и железные, мнутся, но не трескаются. Они обладают хорошей прочностью и высокой жёсткостью. Конечно, они дорогие, но если отказаться от двух комплектов дисков, то можно приобрести один комплект — из кованых дисков. И это будет удачная покупка. Но, выбирайте фирменные диски от известных брендов, чтобы не приобрести подделку.

Читайте также: