Какие колеса выбрать для шоссейного велосипеда

Опубликовано: 23.04.2024

апгрейд шоссейных колёс

Если вы купили шоссейный велосипед стоимостью около € 1000-2500, то скорее всего колёса на нём будут базового уровня, даже если рама и система одни из лучших. Так производители стараются удерживать общую цену велосипеда на приемлемом для потребителя уровне.

Казалось бы, это всего лишь колёса. Но, именно этот апгрейд вы почувствуете сразу и точно оцените. Если заменить колеса за € 150 хотя бы на алюминиевые клинчеры за € 400-600 вы увидите очень большую разницу. Во-первых, вес будет отличаться на 250-300 г, и хоть это не так уж и много, но при ускорениях эти 250 грамм сыграют большую роль.

Fulcrum Racing Zero ( € 660) – это хороший вариант для тех кто ищет качественные алюминиевые колёса. В 2018 году их выпускают с более широким ободом, под покрышку 25с. Втулка переднего колеса сделана из карбона, а заднего из алюминия, что позволяет оптимально распределить вес и мощность. Вес набора – около 1500г.

Другой причиной, почему производители решают добавить недорогие колеса к хорошей раме, это их прочность. Другими словами, такие колеса прослужат долго и не будут требовать особого обслуживания. Прочность сильно влияет на вес. Производители используют недорогой но крепкий материал, не обращая внимания на рабочие характеристики.

Цены на новый комплект колёс сильно разнятся и могут достигать € 3000. Мало кто из нас готов выложить такую сумму даже за целый велосипед. Но уже за € 1000 можно купить очень хороший комплект. Колеса с алюминиевыми ободьями выигрывают по соотношению цена-качество.

Mavic Ksyrium Pro UST ( € 785) – в 2018 году этот популярный комплект колёс сделали готовым для бескамерного использования. Эти колёса имеют легкие ободья, что позволяет быстро разгоняться. Mavic вложили все свои лучшие технологии по производству алюминиевых колёс в этот набор. Колеса ведут себя отзывчиво и приятны в катании. Конечно до карбоновых колёс с высоким профилем они не дотягивают, зато прослужат долго и порадуют владельца. Вес набора – 1700г.

В этой статье мы рассмотрим различные факторы, которые стоит иметь ввиду, прежде чем решиться на покупку новых колёс: вес, аэродинамика, тип обода, качество сборки и т.д.

Зачем вам это нужно?

Выбирая новый сэт колёс, стоит задуматься, а зачем лично вам это нужно? Чего вы хотите добиться на велосипеде?

Если вы хотите побить персональный рекорд в гонке на время, то легкие низкопрофильные колёса для езды в гору вам точно не пригодятся, а если ваша цель быстро взбираться в гору, то колёса с высоким профилем добавят вам лишний вес, который придётся тащить за собой на подъём.

На ровной дороге, вес колёс не играет большой роли. Экономия энергии которую вы получаете от легких колёс на ровном участке дороги даже близко не оправдывает их стоимость.

Джим Гурли, в своей книге "Faster: the science of triathlon speed", рассказывает, что разница в мощности для велосипедиста весом 68 кг на велосипеде весом 6,8 кг и велосипеде 5,3 кг не заметна до тех пор пока градиент не достигнет 10%.

Конечно, лучшим способом уменьшить количество необходимой мощи для езды в гору, будет сбросив лишнюю массу собственного тела или увеличить показатель мощности на килограмм веса. Но и легкие колеса в этом деле будут как нельзя кстати.

Эффект от легких колёс больше всего заметен при разгоне. Если колёса легкие, особенно ближе к ободу, то разгон и езда в гору будут куда проще.

Так что, если для вас важна быстрая езда в гору, выбирайте колеса с очень легкими ободьями.

Если ехать по ровной дороге, то вес не будет играть такой роли как аэродинамическое сопротивление.

Zipp Firecrest 303 – это полностью карбоновые колёса с глубиной обода в 45 мм. Колёса имеют очень хорошие аэродинамические показатели, и минимальную парусность при боковом ветре. В 2018 году Zipp выпустили версию колёс с меньшим диаметром 650B под дисковые тормоза с широким ободом под покрышку 25с. Такие новшества обещают добавить удовольствия во время катания. Но эти удовольствия обходятся дорого. Цена за комплект около € 2000.

В бюджетном сегменте сложно найти колёса с заметным аэродинамическим преимуществом. По-этому, стоит помнить о том что примерно 80% сопротивления воздуха появляется в результате неправильной позиции гонщика. И заняв более аэродинамическую позицию, уменьшив переднюю зону сопротивления воздуха, можно добиться хороших результатов.

Campagnolo Bullet 50 – это колеса с карбоновым профилем в 80 мм и алюминиевым ободом глубиной 50 мм. Эти колеса имеют много преимуществ полностью карбоновых колес, но тормозная поверхность сделана из алюминия. Соотношение цена-качество просто отличное ( € 1000 за комплект).

Одним из основных факторов, влияющих на аэродинамику можно назвать глубину обода. В целом, чем глубже обод, тем лучше аэродинамика, при условии, что все остальные факторы равны.

Ободья

Если ваш бюджет меньше € 1000, не поддавайтесь моде на карбоновые колёса и берите алюминий. Хотя есть надежды, что карбоновые колёса вскоре начнут дешеветь.

Сейчас все более популярными становятся широкие ободья до 27 мм. Однако, алюминиевые колеса, в связи с немалым весом все же в основном выпускают шириной 22-24 мм.

Широкий обод имеет ряд преимуществ. Если ширина обода и покрышки почти одинаковые, то поток воздуха вокруг всей системы будет значительно улучшен. Если вам нравятся покрышки 25 мм, имеет смысл обратить внимание на более широкие колеса. Когда перейдете на широкие ободья и покрышки, то заметите как улучшилась стабильность, комфорт и уменьшилось сопротивление качению.

Hunt Aero Light Disc - это очень легкие алюминиевые колеса от английской компании Hunt. Компания была основана в 2015 году и уже смогла составить конкуренцию известным брендам. Колеса Hunt Aero Light Disc имеют глубину 28 мм и ширину обода 22 мм, но за счет этого экономится вес (1488г). А самое приятное это цена – € 460.

Качество сборки

Хорошее качество сборки – это то, что отличает дорогие комплекты колёс от более дешевых. По крайней мере, подшипники во втулке будут лучшего качества, а от этого улучшится накат колеса.

Другое различие это расположение спиц. У многих дорогих колёс спиц меньше, а расположены они так, чтобы максимально усилить жесткость колеса. Но если спицы правильно натянуты, то рисунок их расположения не так уж и важен. Более дешевое колесо за счет большего количества спиц будет тяжелым, но в тоже время надежным и прослужит долго.

Жесткость это важный фактор при выборе колеса. В велосипедной индустрии жесткость это заезженная тема, но для колеса она действительно важна, так как влияет на боковое смещение под воздействием силы. Плохо отрегулированное натяжение или "мягкое" колесо может привести к трению тормозов или рамы. Качественные колеса таких проблем не имеют. Если стоит вопрос комфорта, то его легко решить изменив давление в камере.

Клинчеры, бескамерки или трубки

Ещё один выбор, который станет перед вами: покупать ли колеса готовые к бескамерному использованию, остановиться на классических клинчерах или выбрать трубки.

На колеса готовые к бескамерному использованию всё равно можно поставить стандартные клинчерные покрышки и камеру, хоть и сделать это труднее, так как становится туда покрышка очень туго. Да и камеру можно случайно проколоть во время этого процесса.

Но у бескамерной системы конечно же есть масса преимуществ. Отсутствие проколов от ударов об выбоины. К тому же в бескамерки заливается герметик, так что если и порезать где-то покрышку, все быстро заклеится.

Другой безусловный плюс это давление в камерах. Поскольку нет вероятности проколоть камеру на выбоинах, то и накачивать колеса можно не так сильно. А это даст нам более комфортную поездку и повысит сцепление, улучшая, тем самым, сопротивление качению.

Из минусов, это не такой большой выбор покрышек для бескамерной системы.

Трубки стоит выбирать тем спортсменам, кто имеет хорошую техническую поддержку и сможет быстро получить новое колесо во время соревнований.

Выводы

Апгрейд колёс – это правильный ход, когда хотите моментально повысить эффективность езды. Если у вас уже есть хороший тренировочный план и вы нашли своего тренера, то колеса это лучшее на что можно потратиться.

Определитесь со своими целями и выбирайте лучшие колеса доступные вам по бюджету. Если бюджет меньше 1000 евро, покупайте хорошие алюминиевые колёса. Скорее всего они будут лучше чем алюминий+карбон и прослужат вам очень долго.

Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.

При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от роста велосипедиста и области применения велосипеда. Также, не нужно забывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.

О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.

1. Конструкция, форма профиля ободов.

Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.

Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:

  • без перемычек – одностенный (одинарный) обод;
  • с 1 перемычкой – двустенный (двойной) обод;
  • с 2 перемычками – трехстенный (тройной) обод.

Чем больше перемычек, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но и вес, а также стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод!

Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.

Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.

Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).

Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.

Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.

2. Материалы.

При изготовлении ободов применяются следующие материалы:

  • алюминиевые сплавы;
  • сталь;
  • хромомолибденовая сталь;
  • карбон.

Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.

Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.

Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.

3. Размеры и маркировка.

Самыми важными геометрическими параметрами колеса являются:

  • внешний диаметр;
  • ширина обода и покрышки.

Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.

Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.

При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.

Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.

Топовые шоссейники крайне редко идут на хороших колесах, т.к. у клиента или уже есть колеса или он купит по своему выбору и хрен угадаешь.

А комплектные колеса идут в виде тренировочных.

  • 12 октября 2017, 10:09
  • 11 октября 2017, 18:49
  • 11 октября 2017, 18:56
  • 11 октября 2017, 22:06
  • 13 октября 2017, 16:42

теперь понятно, спасибо, что пояснил

  • 13 октября 2017, 17:17
  • 11 октября 2017, 23:10
  • 11 октября 2017, 19:17
  • 11 октября 2017, 19:35
  • 11 октября 2017, 19:41
  • 11 октября 2017, 22:07
  • 11 октября 2017, 22:13
  • 11 октября 2017, 22:16
  • 11 октября 2017, 22:19
  • 11 октября 2017, 22:38
  • 11 октября 2017, 23:04
  • 11 октября 2017, 23:11
  • 12 октября 2017, 22:22
  • 13 октября 2017, 11:00
  • 13 октября 2017, 11:41
  • 13 октября 2017, 15:39
  • 13 октября 2017, 16:15

Обода под 29", 28" и 700С одинаковые — 622 мм посадочного, отличия только в ширине и высоте покрышки, по которым они и именуются.

  • 13 октября 2017, 19:02
  • 13 октября 2017, 23:49
  • 13 октября 2017, 23:59
  • 11 октября 2017, 19:41

«с вами Семён Трухин и в сегодняшнем видео ты узнаешь..»
wow, that was quick


молодцы, что делаете, но есть косяки —
камера смотрит слишком высоко,
«главный недостаток шиманы, что они на шариковых подшипниках» и сам задумался в кадре на долю секунды =)
на конусных же, и это странный недостаток — топовые шиманы и кампаньёла ведь на конусных тоже, ничё так, не сильно жалуются

  • 12 октября 2017, 10:33

Серёж, с языка снял!

Правда, подобный тип принято, скорее, называть насыпным, но это таки не принципиально. За «промподшипники» вместо картриджных я бы откручивал… всем.

Таки чем лучше/хуже радиальная спицовка, нежели «кресты» и почему 2:1 докладчик даже не намекнул. За нафигом герметизация обода — тож. Про карбоновые обода сил дослушать не хватило. Достаточно было отсутствия любых иных критериев оценки разницы, кроме цены.

Итого:
— при всей нежной любви к шоссе и соответствующим железкам — второе видео с плохим русским устным и ни о чём тематически/технически;

Шоссе – это в первую очередь высокая скорость. К шоссейным колёсам обычно предъявляется несколько требований, среди которых – жёсткость, надёжность и малый вес. Чем колесо жёстче и легче, тем быстрее оно раскручивается, что положительно сказывается на ускорениях, управлении велосипеда и на подъеме в гору. Инвестируя в набор колёс с качественными втулками, ободами и спицами, вы получите надёжную и долговечную работу всех комплектующих.

  • Конструкция
  • Размер колёс
  • Спицы и спицовка
  • Втулки
  • Обода
  • Трубки и клинчеры

Шоссейные колёса

Выбор шоссейных колёс начинается с бюджетных предложений, мало чем отличающихся по конструкции от традиционных схем конструкции колеса. За ними идут предложения из средней ценовой линейки с продвинутыми комплектующими, а также колёса последнего поколения из карбона с аэродинамическими элементами.

Подходящие колёса выбираются не только по вашему бюджету, но и по стилю катания. Для тренировок, нечастых выездов и бреветов подойдут алюминиевые колёса – отличный вариант, сочетающий в себе оптимальный вес и надёжность комплектующих. Спортсменам больше подойдёт карбоновый набор гоночных колёс, сочетающие в себе аэродинамику, малый вес и большой бюджет.

Конструкция

Стандартное шоссейное колесо мало чем отличается по конструкции от аналога в маунтинбайке. Втулка в центре колеса с парой подшипников соединяется через спицы с ободом, на который монтируется покрышка. Внутри втулки находится ось или эксцентрик, благодаря чему колесо свободно вращается.

Шоссейный вилсет

Обода могут быть выполнены из разных материалов, 2 самых распространенных – это алюминий и карбон. В строении обода также присутствуют отличия – бюджетные обода имеют стандартную высоту и отличаются от ободов для маунтинбайка шириной и прочностью. В аэродинамических ободах применяется более высокий обод, для чего необходимо использовать короткие спицы. Сюда же можно отнести специальные колёса, полностью выполненные из карбона, которые представляют собой монолитную карбоновую конструкцию в виде диска или в виде трёхспицевого колеса. Такие колёса чаще всего применяются на треке, в гонках с раздельным стартом и в триатлоне.

Размер колёс

Стандартными размерами колёс шоссейных велосипедов приняты 2 наиболее распространенных: 700c и 650с, 28 и 26 дюймов соответственно. Колеса 28 дюймов устанавливаются на шоссейные велосипеды для взрослых, тогда как 26-дюймовые колеса обычно используются в велосипедах для женщин и юниоров, а также некоторых отдельных дисциплинах.

Размеры колёс

Ширина обода также варьируется в зависимости от производителя и модели. Так, узкие обода обычно позволяют накачать высокое давление в покрышку для большей скорости, а для грандфондо и обычных поездок используются более широкие обода. Также на рынке представлены обода с разной глубиной обода - новое поколение высоких ободов создано для повышения аэродинамики, но при этом страдает управляемость, в том числе – при боковом ветре.

Важно: Имейте в виду, что на рынке представлено огромное количество ободов, при выборе которых возникает путаница. Чтобы этого избежать, создана специальная система ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organisation), которая предназначена для стандартизации размеров покрышек и ободов. В ней указаны размеры колес, ширина ободов и некоторая подробная информация по глубине обода. К примеру, колесо 28 дюймов имеет диаметр 622мм, поэтому значение ETRTO такого обода шириной 15мм будет 622х15.

Спицы и спицовка

Чем больше спиц в колесе – тем прочнее оно становится и выдерживает большие нагрузки, что подходит для туризма и тренировок. Однако, чем меньше спиц – тем ниже вес, что положительно сказывается на ускорениях и средней скорости. Производители гоночных колёс давно разрабатывают такие методы спицовки, чтобы одновременно сохранить жесткость колеса и снизить его вес.

Традиционно шоссейные колеса спицуются с тремя перекрестиями спиц, т.е. по пути от втулки до обода одна спица пересекается с тремя другими. При этом среднее количество спиц в шоссейном колесе равняется 24 штукам. Гоночные колеса спицуются радиальным способом, когда спица идет прямиком на обод без перекрещивания с другими. Передние колеса с таким методом спицовки обычно состоят из 18 спиц, а задние – из 20, чтобы выдерживать усилия от педалирования.

Спицовка колёс

Спицы выполняются из алюминия двух видов: с сохранением толщины на всей длине спицы и баттированные, с изменением толщины в середине спицы в сторону уменьшения. Это сделано в первую очередь для снижения веса спиц без ущерба жесткости колеса. Карбоновые аэродинамические спицы чаще всего встречаются в топовых линейках гоночных колёс.

Аэродинамические спицы

Обычно спицы имеют специальный загнутый фланец на конце, который монтируется во втулку, однако, есть модели и с прямыми фланцами. При покупке комплектующих следует учитывать этот момент, чтобы тип спицы совпадал с её посадочным местом во втулке. Большую популярность набирают аэродинамические спицы в форме лепестка – они предназначены для лучшей аэродинамики на большой скорости.

Карбоновое колесо

Важно: сборка колёс и протяжка спиц требуют определенного навыка, знаний и специального инструмента. После сборки колеса или набора колёс, а также после покупки заводского комплекта, через некоторое время рекомендуется посетить мастерскую для финальной протяжки спиц после обкатки и проверки геометрии колеса.

Втулки

Главный механизм колеса, позволяющий вращаться колесу на оси, это втулка. Обычно она состоит из алюминиевого корпуса, пары подшипников и оси. На задней втулке расположен специальный барабан для крепления кассеты.

Шоссейные втулки

По своему строению втулки шоссейных велосипедов не сильно отличаются от аналогов для маунтинбайка. Распространенные типы подшипников – насыпные и промышленные. Особенность втулок для шоссейных колёс заключается в том, что на шоссейном велосипеде отсутствуют ударные нагрузки, поэтому корпус втулки можно делать максимально компактным и лёгким. Именно этим и пользуются производители, применяя карбоновое волокно для изготовления втулок и осей для гоночных колёс.

Обода

На текущий момент существует 2 вида ободов – традиционные и аэродинамические. Обода с высоким профилем жестче аналогов с низким профилем, также они прочнее за счет своей конструкции. Аэродинамический профиль колеса снижает трение набегающего потока воздуха и позволяет лучше держать скорость. Главным недостатком аэродинамических колёс с высоким профилем и разделочных дисков – плохая устойчивость при боковом ветре. Высокий профиль ведет себя как парус, что сказывается на управляемости.

Шоссейные обода

Чтобы этого избежать, производители предлагают широкую линейку ободов с разной высотой профиля, включая традиционную форму обода. Такие колеса отлично подходят для спокойного катания, тренировок, бреветов. Разделочные диски и аэроколеса пользуются популярностью среди спортсменов и велогонщиков.

Трубки и клинчеры

Наконец, еще одно главное отличие шоссейных колёс – это тип крепления покрышки на колесо.

  • Клинчер – наиболее популярный и распространенный тип обода, на который традиционным образом монтируется покрышка с помощью зацепа за стенку обода. Покрышка используется с камерой.
  • Трубка – тип обода, к которому приклеивается покрышка со встроенной внутрь камерой. У такого обода отсутствуют зацепы, покрышка держится только за счёт клея.

Шоссейная трубка

Для простого и повседневного катания, а также длительных поездок и тренировок используются клинчеры, трубки – выбор спортсменов, такие покрышки необходимо заранее монтировать на колесо, а в случае прокола полностью менять.

Перед выбором шоссейного вилсета следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Определиться со стилем катания – обычное повседневное катание или спорт.
  2. Выбрать размер колёс под себя.
  3. Определиться с типом ободов, втулок и спиц.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

В мире велосипедов шоссейники ­– «Феррари» в строю классических легковушек. Быстрые, изящные пришельцы из профессионального спорта. Казалось бы, зачем они тем, кто не планирует примерить желтую майку лидера Тур де Франс?

За последнее десятилетие серьезный спорт для атлетов пустил корни в любительское направление. Массовые велосипедные заезды, как Granfondo, пришли в разные города России. Стихийно организуются любительские выезды и бреветы с квалификацией на супергонки, как Париж-Брест-Париж, а триатлон зажег сердце не одного начинающего спортсмена. Возможно, типичные российские дороги и скоростные виражи ­– сочетание вредное, но поводов порулить шоссейником становится все больше.

Шоссейный велосипед (шоссейник, шоссер), следуя названию, создан для езды по шоссе. Его можно узнать по короткой раме, рулю «бараний рог», тонким и узким колесам. Шоссейный велосипед идеален для ровного асфальтового покрытия и может разгоняться до высоких скоростей, но с бездорожьем не дружен. Если вы любите не только встречный ветер и адреналин, но и лесные дорожки или, наоборот, чаще ездите по городу, лучше выбрать другие модели – о них расскажем ниже.


Похожий внешне на шоссейник циклокросс создан для гоночной дисциплины «циклокросс» и езды по местности с естественными препятствиями ­­– кочками, ямами, корнями деревьев. Он более маневренный и точно управляемый, поскольку должен сцепляться с грязью и грунтом, имеет покрышки с агрессивным протектором и иногда – дополнительные тормозные ручки в верхней части руля-барана. Некоторые модели можно узнать по характерному изгибу верхней трубы, чтобы велосипед было удобно переносить на плече через поваленные деревья и рвы. На деле циклокроссовый байк приспосабливают и для шоссейных гонок, меняя покрышки с усиленным протектором на слики. Компромиссный вариант для местности, не избалованной гладкими дорогами.


Грэвел (гравийный) ­­– родственник циклокросса, рожденный для проселочных дорог и периодических вылазок на асфальт. Нечто среднее между шоссером и МТБ по измерениям рулевого стакана, каретки, колесной базы. Приметы: хардтейл, руль-баран, «злые» покрышки и в отличие от других «собратьев» более прямая и удобная посадка. Вилка может быть как прямой, так и амортизационной. Гравийник часто обеспечен большим количеством креплений под различные сумки и баулы для длительных переездов. Классный компаньон для загородных прогулок по ровному грунту (в Финляндии, например, такие дороги проложены в лесах).



Гибридный взял понемногу от «родителей» ­– шоссейного и горного байков. Компромиссный вариант вместо покупки двух велосипедов – естественно, уступающий в скорости гоночному и комфорту бездоророжному. Вместо «барана» у него прямой кантрийный руль, ригидная (жесткая) вилка, более высокая и менее спортивная посадка, часто – крылья и багажник (по описанию его иногда можно спутать с винтажными стальными МТБ, но визуально это совсем другой велосипед). Гибрид подойдет для ежедневной езды и – чуть хуже – для туризма.


Вследствие того, что популярным стал триатлон и другие одиночные гонки, в магазинах появились соответствующие велосипеды. Вся конструкция разделочного велосипеда заявляет о максимальной аэродинамике, которой шоссейник уступает: более узкие, вытянутые трубы, руль с аэробаром (лежаком), за которым велосипедист практически лежит, не особо сопротивляясь встречному потоку воздуха, эффектные колеса с высокими ободами и карбоновые диски. Триатлонные и разделочные (для тайм-триала, TT­- гонок с раздельным стартом) велосипеды подойдут именно для соревнований.


А что, если убрать у шоссейника переключатели скоростей и тормоза? Звучит пугающе, но такими были первые велосипеды, еще до шоссейников ­– легкие, лишенные обвеса и тормозов трековые велосипеды. Они спроектированы для велодрома ­– закрытого помещения с трассой в виде овального замкнутого кольца (трека), с деревянным покрытием, постоянными условиями температуры и влажности. Задача трекового велосипеда ­– быть максимально аэродинамичным и легким, поэтому с него убирают «ненужные» переключатели скорости и тормоза. Производители борются за каждый грамм новыми материалами и технологиями. Например, инженеры команды Cycling Australia для модели ARGON 18 Electron Pro к олимпиаде Токио 2020 придумали сверхлегкий руль, который распечатывается на 3D-принтере из титана.

В общем, трековый велосипед вам точно нужен, если вы катаетесь на треке.

Отдельные модники гоняют на трековых велосипедах ­– фиксах, по городу. Небезопасно как для фиксера, так и для других людей, но волна популярности все еще растет ­– некоторые производители презентуют бюджетные модели, которые выглядят по-хипстерски. Похожий велосипед – односкоростной городской (синглспид) или с планетарной втулкой (передачи переключаются внутри втулки заднего колеса).


Если близка городская стихия, присмотритесь к тренду на велосипеды-коммутеры. Коммутинг ­– езда на велике по городу с бытовыми целями: миновать пробки с работы-на работу, успеть на встречу в кафе, забрать посылку из пункта самовывоза, впечатлиться цветением тюльпанов в парке на другом конце города. Это не отдельный класс шоссеров, а способ использования байка (хотя отдельные производители выпускают одноименную серию или модели). Это могут быть как шоссейники, так и туринги, синглспиды и даже складные велосипеды.

Теперь проверьте себя в наглядном тесте: правильно ли вы все запомнили?


Как устроен шоссейник? Выбираем по параметрам: рама, колеса, групсет

Самая заметная часть велосипеда ­– рама. Ее делают:

  • Из стали ­– тяжелого, но пружинящего материала. Редкое сырье для гоночной модели, заслуженное ретро.
  • Бюджетные шоссейники часто комплектуют алюминиевой рамой. Она легче стальной, главный плюс – ремонтопригодность.
  • Карбон ­– самый прогрессивный и легкий материал. Велосипеды из карбона – самые дорогие. Его преимущество в адаптивности ­– можно «настроить», чтобы в том месте, где нужна жесткость, он был жестким, а в другом ­– упругим и пружинящим. Важно, чтобы при производстве рамы были соблюдены технологии, поэтому аккуратнее с ноу-нейм производителями из Азии.

У шоссейников среднего и топового уровня скорее всего будет карбоновая рама. Вилка шоссейника чаще всего карбоновая, даже если рама алюминиевая. Карбоновая вилка приятнее в катании и гасит неприятные вибрации для рук от неровностей дороги.


Колеса бывают клинчерные, трубочные и подготовленные под бескамерные покрышки. Разница в первую очередь в том, как будет устроен обод. Давайте разберемся.

1. Трубка – самый старый тип покрышек, который сейчас почти не используется – только на велосипедах, произведенных до 1990-х годов, у которых остались старые обода. Трубка – это герметичная камера с антипрокольным слоем и протектором, которая приклеивается специальным клеем к ободу. Трубки выдерживают очень высокое давление (15 атм), которое обеспечивает отличный накат. Главный недостаток ­– в случае прокола ремонтировать трубку крайне сложно (сделать это на шоссе, вдали от дома, просто невозможно). Поэтому использовать трубки стоит только на старых ободах, оставш

2. Клинчерная покрышка ­– это покрышка, внутри которой прячется тонкая камера. Обод колеса оснащен бортами, за которые покрышка «цепляется». При накачке колес воздух поступает в камеру, она увеличивается и распирает покрышку изнутри (давление в среднем до 9 атм). Клинчера прочные и практичные. Они стоят почти на всех современных велосипедах.

Трубки не подходят к клинчерным колесам и наоборот. Есть еще клинчерные трубки ­– они не клеятся к ободу, а цепляются как клинчера, но не имеют отдельной камеры. Они имеют такой же накат, как трубки (выдерживают давление 12 атм), не требуют отдельного комплекта колес.

3. Бескамерная покрышка – выглядит так же, как клинчерная покрышка, но используется без камеры. Наш читатель Виталий Ляпков рассказывает: «Для них нужен специальный комплект колес: обода tubeless ready, ниппели и ободная лента, а также герметик, который наливают прямо в покрышку, чтобы загерметизировать всю систему. Основные плюсы: мелкие проколы заклеиваются сами собой вытекающим и застывающим герметиком, колесо практически невозможно «пробить» о бордюр или кочку, можно катать на более низком давлении. Минусы: сложнее накачать и обслуживать в домашних условиях».

Колесные обода делают из алюминия и карбона, с низким, средним и высоким профилем ­– чем выше профиль обода, тем аэродинамичнее. Самые дорогие колеса – с карбоновыми ободами и высотой профиля 6-8 см. Они эффективны на гонках ­– групповых, с раздельных стартах или триатлоне. На заднее колесо иногда ставят диск ­– он дает преимущество на скоростях выше 40 км/ч. Из-за своей парусности такие колеса запрещают на соревнованиях в местности с сильными ветрами – например, на чемпионате мира IRONMAN в Коне.


Навесное оборудование (или групсет) ­– движущая сила велосипеда: переключатели скоростей, тормозная система, манетки, втулки, педали, кассеты, шатун и трансмиссия. Самые популярные производители ­- японский Shimano и американский SRAM. Они изготавливают оборудование для разного профессионального уровня и бюджета: от новичкового до ультрапродвинутого. Для примера возьмем классификацию Shimano ­– для Европы более распространенную.

Оборудование начального уровня (Shimano Claris, Sora и чуть повыше ­– Tiagra) подойдет для первого шоссейника, хорошо работает только в чистом и смазанном виде.

Средний уровень ­– любительский спортивный (Shimano 105) устойчив к пыли и грязи, уверенно терпит средние нагрузки. Система облегченная, надежная, компромиссная по стоимости и, наверное, самая популярная среди серьезных спортсменов-любителей.

Навеска продвинутого уровня (Shimano Ultegra) очень надежна, работает практически в любых погодных условиях и сильной загрязненности, отлично выдерживает высокие нагрузки в пылу соревнований.

Профессиональный уровень (Shimano Dura Ace) собирает топ-технологии, например, электронное переключение передач. Высокий класс, высокая стоимость и максимальное удовольствие в гоночном режиме!

Оптимальный вариант тормозов для шоссейника ­– вопрос бесконечно дискуссионный. Дисковые добавляет к стоимости и весу, но очень эффективны во время дождя и непредсказуемой погоды ­– проще говоря, лучше тормозят. Ободные или клещевые легче и незатейливее конструктивно, но считаются устаревшими и спорно надежными. Пока еще встречаются на шоссейниках, хотя практически вышли из оснащения байков других категорий.


Если вы хотите отличный шоссейник и не намерены сильно экономить, но при этом переплачивать за бренд нет желания, ориентируйтесь на два показателя ­– карбоновая рама и группа механики 105-Ultegra.

Размер имеет значение

Чтобы правильно выбрать размер рамы, нужно отобрать несколько моделей велосипедов, которые вы хотите купить. Затем зайти на сайт к производителям и посмотреть размерную сетку всех брендов. Некоторые бренды обозначают размер буквами – S, M, L. Другие используют цифры, которые равны расстоянию в сантиметрах от оси подседельной трубы до оси рулевой колонки: 48, 50, 52, 54, 56, 58.

На сайтах производителей обычно указан диапазон роста, на который подходит каждая ростовка рамы. Но эти диапазоны могут отличаться: человеку с ростом 180 см у одного бренда подойдет рама размером 54 см, а у другого – 55 или 56. Все дело в геометрии – есть сразу несколько параметров, от которых зависит выбор. Поэтому самое надежное – пользоваться рекомендациями производителей.

Профессиональные велосипедисты часто выбирают ростовку на 1 размер меньше, чем нужно, и ставят длиннее вынос, чтобы рама была более компактной и управляемой.

Обратите внимание: бывают женские модели шоссейников (если так решит производитель) – они еще меньше по размеру, имеют другую геометрию. Есть различия даже в комплектации готового велосипеда – вынос руля, высота седла и длина шатунов будут короче.


Если вы настроены проводить в седле много времени (участвовать в гонках, катать бреветы между городами), резонно сделать байкфит – настроить посадку для комфорта и аэродинамичности, подогнать велосипед под особенности фигуры (вес, гибкость) и цели (например, нужно заново подогнать шоссейный велосипед, если ставите на него лежак для триатлона).

Сервис доступен в продвинутых мастерских (в Москве можно найти несколько студий в Крылатском). Только не забудьте запастись 15-20 тысячами, комфорт стоит немало.

Если есть возможность, возьмите выбранную модель велосипеда в аренду ­– можно ограничиться парой дней или взять на целую неделю. Во время поездки фиксируйте, что где болит, сильно давит ли седло (увы, седло шоссера не похоже на кресло), затекает ли спина, плечи, руки.

Космические скорости, а цены?

Когда открываешь мир шоссейного велоспорта, разнообразие моделей обескураживает! Не меньше, чем ценники. Собственно, понять, почему один стоит сотню тысяч, а второй ­– миллион, с первого взгляда сложно ­– они все классные. Если вы выбираете первую модель, то задача ­– познакомиться с дорожным велосипедом, понять, какие моменты нравятся и что критично ­– может быть, вес, легкость переключения передач, маневренность или даже цвет? Дебютный шоссейник может быть вполне бюджетным, если знать, на чем можно экономить, а какая экономия может превратиться в дорогой ремонт.

Стартовая стоимость качественного шоссейника начального уровня: от 50 тысяч рублей.

Большую часть стоимости велосипеда делает навесное оборудование. Рассмотрите бюджетные групсеты, такие как Sora или Tiagra. Повышения уровня механики резко увеличивает стоимость, но не так резко влияет на прогресс в катании ­– появляются новые нюансы переключения скоростей, не очевидные новичку.


Точки борьбы за вес и увеличения стоимости: рама, «палки» ­– подседел, руль, вынос и пара колес ­– вилсет. Чем легче, тем дороже.

Если вы не гоняетесь за выигрышными секундами на гонках, то можно рассмотреть велосипед из алюминия, а не карбона. Современные модели весят ненамного больше и демократичнее по стоимости. Если раму из карбона еще можно полечить в мастерской, то вышедшие из строя карбоновые колеса и «палки» не реанимируются, что влечет дополнительные траты.

Бюджетные серии есть у таких брендов, как Merida, Format, Forward, Cube, Focus, Giant, Orbea и других производителей.


Продуманная экономия: заказать байк из-за рубежа. Это частая практика: по почте приходят несколько коробок, которые путем манипуляций превращаются в готовый велосипед. Но есть риски: может не подойти ростовка, самостоятельно собрать и правильно настроить велосипед тоже нелегко (лучше отдать в сервис). Точно можно покупать отдельные компоненты для велосипеда – они в разнообразии представлены в европейских магазинах для циклических видов спорта, например, Wiggle, Chain Reaction Cycles и Bike24.

Покупать ли б/у велосипед? На покупке такого шоссейника можно сэкономить, но вы точно не узнаете степень «убитости» и сколько придется вложиться в ремонт. Б/у велосипеды из Европы притягательны ценами, но часто сайты, на которых их продают ­– просто склад краденых байков. Ищите надежный магазин.

Есть смысл покупать шоссейник начального уровня, а не копить на дорогой и новый, чтобы уже сейчас отрабатывать технику эффективной езды. Заодно притереться и присмотреться ­– а готовы ли вы к длинному роману с шоссе?

А какие-то приложения к велосипеду?

Велосипедисты ­– народ скрупулезный, готовый любыми способами минимизировать вес байка. На классические шоссейники обычно не ставят крылья (в качестве исключения полюбуйтесь на этот минималистичный брызговик), убирают даже катафоты (цена в 50 грамм!). Из расходников может понадобится обмотка ­– полиуретановая лента, которая оборачивается вокруг руля. Она немного гасит тряску, на ней руки меньше потеют и не скользят.


Перед подбором определитесь с целями: ездить только по городу или велотрассе, участвовать в гонках или триатлоне, будет ли бездорожье и какое. Сделайте тестовую поездку или возьмите велосипед на пару дней в аренду – не тот, что собираетесь покупать, а любой шоссейник подходящей ростовки – это поможет понять, что вам нужно от вашего велосипеда.

Вам придется провести немало времени в седле, и важно, чтобы велосипед был настолько комфортным, чтобы этого не замечать. Даже дорогой велосипед не исправит ситуацию, если не подходит по размеру. Правильно выбранный и настроенный велосипед влияет на ощущения от педалирования и эффективность движения­ – с таким вы едете дальше, наращиваете скорость, круче реализуетесь на соревнованиях.

Читайте также: