Велосипед десна ссср характеристики диаметр колес

Опубликовано: 01.05.2024

Десна

Можно по пальцам посчитать бренды, которые выпускали популярные велосипеды в советское время, но до сих пор не перестают радовать покупателей. В свое время большой популярностью пользовался велосипед Десна, чьим именем сейчас называется целая компания, которая поставляет на отечественный рынок различные велики.

Обзор советских моделей

Всем запомнились две модели байка «Десна». Первая была взрослой с закрытой рамой, а вторая для детей со складной рамой. Обе выпускались на отечественном заводе под Брянском. Наибольший отпечаток в памяти любителей покататься на велосипеде оставила именно модель «Десна 2» со складной рамой.

111-212

Дорожный байк с закрытой рамой имел номер 111-212. Пользовался популярностью особенно в сельской местности, где использовался как полноценное средство передвижения. Правда, в распространенности все же уступал «Уралам», которые пользовались большим уважением в различных регионах.

Рама байка изготавливалась из стали, что сказывалось на весе. Без различных аксессуаров в стандартной комплектации байк весил около 16,5 кг. Размер колес был стандартным 622 мм или 28 дюймов. На передней звезде было 46 зубьев, а на задней - 19, что обеспечивало неплохое придаточное число и каденс.

Велосипед был дополнительно оборудован багажником с прижимным механизмом. Помимо этого, в комплекте к велику шла подрамная сумка, в которой находился набор необходимых инструментов, насос, звонок, подножка и дополнительные светоотражатели. Последними, кстати, уже были оборудованы педали.

Модель 111-212


Модель 111-212

113-221

Данная модель предназначалась уже больше для подростков, но на этой «Десне» комфортно себя чувствовали и девушки с женщинами. Этот велосипед был намного легче и практичнее своего дорожного «собрата» с закрытой рамой.

Рама так же выполнялась из стали, но благодаря применению труб с меньшим сечением весила намного легче. На нее устанавливался замок с зажимным механизмов, который позволял быстро складывать и раскладывать велосипед и надежно фиксировать раму.

Колеса имели диаметр 406 мм или 16 дюймов по современным стандартам. На них устанавливались классические дорожные покрышки с узким профилем. На спицах устанавливались круглые светоотражатели.

В комплекте к байку шли бардачок, насос, подножка, защита цепи и комплект светоотражателей. Общий вес велосипеда без аксессуаров не превышал 15 килограммов.

Во времена СССР эти велики пользовались неплохой популярностью. Современные разработчики велосипедов решили, что нельзя так просто пропадать такому громкому имени, и начали создавать современные российские велосипеды Десна.

113-221


Модель 113-221

Современная продукция

Каталог современных велосипедов не очень широкий, зато в нем есть байки, которые пользуются наибольшей популярностью среди населения. Итак, ассортимент великов Десна представлен следующими типами велосипедов:

  1. Горные,
  2. Женские,
  3. Дорожные,
  4. Складные,
  5. Подростковые и детские.

Среди горных байков есть как хардтейлы, так и двухподвесы. Хардтейлы своей геометрией и цветовой гаммой напоминают велосипеды от бренда Mongoose. Двухподвесы же представлены только бюджетными моделями с однорычажной системой и пружинными амортизаторами.

Дорожные байки представлены двумя моделями: для мужчин и для женщин. Разница только в геометрии рамы. Функциональные возможности и ходовые характеристики идентичны.

Детские и подростковые велосипеды представлены как горными моделями с амортизационной вилкой, так и дорожными складными велосипедами. Есть и велик со страховочными колесиками, которые еще не научились самостоятельно держать равновесие.

Обзор некоторых моделей

2710 MD

2710 – это передовой байк среди других моделей от производителя. Он оборудован амортизационной вилкой с ходом 60 мм. Конструкция выполнена из передового стального сплава. Трансмиссия начального уровня от японского бренда Shimano. Общее количество передач - 21. Тормозная система дисковая механическая. В целом можно сказать, что это неплохой вариант для начинающих велосипедистов и тех, кто планирует использовать велик только для редких и неспешных прогулок.

2710 MD


Десна 2710 MD

Вояж Lady

Вояж – стандартный дорожный синглспид с женской рамой. Верхняя рама занижена для более легкой посадки и спешивания. В этом велике нет ничего лишнее. Есть задний багажник, защита цепи и крылья из нержавеющей стали. Данные аксессуары очень будут очень полезны для езды в городских и сельских условиях.

Вояж Lady


Десна Вояж Lady

Метеор

Метеор – подростковая модель с колесами диаметром 24 дюйма. Этот байк своим названием указывает на то, что он предназначен для будущих райдеров. Он оборудован амортизационной вилкой с ходом 40 мм. Благодаря ей ударная нагрузка на руки подрастающего велосипедиста будет снижаться. Для облегчения езды по пересеченной местности на велик установлена 6-тискоростная трансмиссия. Тормоза ободные типа V-brake, но их точно хватит для начинающего покорителя бездорожья.

Метеор


Десна Метеор

Заключение

Что касается советских велосипедов, то можно сказать, что они были очень популярны среди населения. На них любили кататься как взрослые, так и дети. Современные же велосипеды слабо распространены. Они редко встречаются, поскольку конкуренция в нише бюджетных отечественных велосипедов очень сильная. Тем не менее, современные велосипеды «Десна» находят своего покупателя.

Велосипеды Кама и Десна – были влажными мечтами всех советских школьников. Ради этих велосипедов юные пионеры таскали из школы только хорошие оценки и ждали весны. На этих велосипедах проезжали не одну сотню километров различных дорог и не раз впятером на двух велосипедах ездили на речку. Про эти культовые велосипеды сегодня и пойдет речь.

Истории двух велосипедов очень похожи и идут бок о бок друг с другом. Десна строилась на Жуковском Велосипедном Заводе, в городе Жуковка, Брянской области. Сам город лежит у реки Десна.

Велосипед Десна

Кама же производилась на Пермском Велосипедном Заводе. И я вижу, что вы уже знаете на какой реке построен город Пермь? Правильно, Кама!

Велосипед Кама

Оба велосипеда были со складными рамами. А сам складной механизм был литым, петлевого типа, что добавляло ему прочности и жесткости. Несмотря на то, что велосипеды позиционировались как городские и планировалось, что пользователи их будут складывать для перевозок в общественном транспорте – ни разу, за время обладанием данным велосипедом автор не складывал его. Впрочем, как и все друзья, знакомые и родственники.

Велосипед Кама

Возможно где-то дело обстояло иначе, но в основном эти велосипеды использовались школьниками. Несмотря на то, что цена на них была достаточно велика (в районе 100 рублей) толпы родителей выстраивались за ним в очереди, велосипеды были очень ходовые!

Велосипед Десна

Благодаря небольшим колёсам и накатистым втулкам велосипеды были весьма юркими и шустрыми, как и подобает быть складному городскому велосипеду. А багажник стандартной комплектации спокойно выдерживал вес человека. Когда рост уже не позволял спокойно сидеть на багажнике у друга, на багажнике просто ездили стоя. Сегодня, в век высоких технологий и лайта это выглядит вычурным, а про поездки на обычном велосипедном багажнике даже не идёт речь. Но тогда это было нормой.

С ростовкой самого велосипеда никаких проблем не было. Благодаря эксцентрикам, длинному выносу и подседельной трубе эргономика велосипеда быстро регулировалась так, что на нём спокойно передвигаться даже взрослый.


Но самым запоминающимся был «тюнинг» такого велосипеда. Множество катафотов, всевозможные обмотки на спицах, резиновые брызговики на крыльях и трещотки, имитирующие «выхлоп» мотоцикла. Всё это было, всё это котировалось и считалось крутым. Да, времена были суровые.

Тюнинг велосипеда

И самое интересное, что после распада союза, на базе обоих заводов были организованы две различные компании, которые занимаются выпуском велосипедов. И скорее всего вы их знаете! Жуковский завод теперь производи велосипеды под торговой маркой «STELS». А Пермский завод выпускает хорошо известные велосипеды «Forward». Вот такая ирония судьбы.

Много воды с тех пор утекло, но нередко, в городе можно встретить какого-то гостя из «ближнего зарубежья» на таком велосипеде. Есть ещё порох!

Гасторбайтеры

А ещё, в Словении на подобных велосипедах проводят гонки, да ещё какие! Суть мероприятия, велосипед, обязательно должен быть из «той» эпохи. Приветствуются различные костюмы и интересная одежда, спортивный экип запрещен. И вот в таком прикиде вам ставят цель – приехать первым 14-ти километровую гонку. И ладно это была бы просто гонка, так нет, маршрут проходит с набором высоты в 801 метр! Представляете, как ехать такое? Несмотря на такие жесткие условия, гонка собирает до 1000 (!) участников, получается весьма фаново и позитивно. В этом году рекорд у мужчин 44минуты и 30 секунд, а у женщин 52 минуты и 10 секунд. Безумие.

Вот вам небольшое видео оттуда:

Вот так культовые велосипеды котируются не только у нас.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Велосипед «Десна» был невероятно популярен во времена СССР благодаря складным подростковым моделям и надежным дорожным велосипедам. Модельный ряд продукции завода, расположенного в Брянской области в те годы был довольно узок, но это не мешало ему входить в число лидеров по продажам. Сегодня этот бренд возрожден и предлагает гораздо более широкий диапазон велотехники.

Городские и горные, подростковые и женские модели велосипедов под маркой «Десна» сегодня продаются по всей России. А двухподвесы и складные варианты рассчитаны на самых активных юных любителей велоспорта. Остановимся подробнее на обзоре велосипедов «Десна».



История

Велосипед «Десна» производится сегодня на том же заводе, что и в советские времена. Он расположен в Жуковском районе Брянской области и существует с 1873 года. Правда, в начале своего пути это была фабрика, на которой переплавляли чугун. В период военных кампаний 20-х годов XX века завод был реорганизован в обозостроительный, в период ВОВ производство было отправлено в эвакуацию, а помещения цехов были полностью разрушены. Восстановление предприятия было начато в 1950 году, после этого оно на протяжении 7 лет создавало востребованные по всей стране локомобили и сельскохозяйственные машины.

Популяризация велоспорта в стране к 1958 году привела к новой реорганизации. С 1961 года с конвейера завода сходят велосипеды «Десна». Первой, среди произведенных, была складная модель. К 1965 году производство вышло на максимальные мощности, а количество произведенных велосипедов превысило 1 000 000 экземпляров. Сегодня страна-производитель Россия продолжает славные традиции СССР, восстанавливая многие утраченные в годы перестройки бренды. Не стала исключением и марка велосипедов «Десна». Завод пережил банкротство в 2004 году, в последующие несколько лет полностью пришел в упадок. Оборудование вывезли, корпуса частично разрушились от времени.




Все изменилось, когда в 2008 году производственные площади выкупила группа компаний «Веломоторс». Московская фирма стремилась возродить завод и доказать, что в России все еще могут делать велосипеды, способные на равных конкурировать с изделиями зарубежных брендов. И амбициозный план удалось воплотить в жизнь. Производственные мощности были восстановлены и пережили полную модернизацию, на территории были возведены новые здания цехов.

К 2010 году предприятие почти полностью перешло на автоматизацию большинства процессов изготовления велосипедов. Например, линия сварки сегодня роботизирована и позволяет обеспечивать максимальную точность при соединении деталей. Завод сам выпускает трубный прокат нужного качества, на его территории есть покрасочный цех, наносящий порошковые составы и жидкие эмали.

Кроме того, сегодня здесь создаются разработанные отечественными инженерами рамы и вилки для дорожных велосипедов, горных и складных моделей.

Велосипед мужской дорожный В-140 "Десна"

Жуковский велосипедный завод

Начало выпуска 1970 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 1

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-136

Минский мотоциклетный и велосипедный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 2

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 560

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 17.3

Велосипед мужской дорожный В-137

Минский мотоциклетный велосипедный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 3

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм 12,7x3,4

Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба обода

Вес (без принадлежностей), кг. 17,5

Велосипед мужской дорожный В-138

Минский мотоциклетный и велосипедный завод

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 4

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 хЗ,4

Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-130К

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-130К присвоен Государственный "Знак качества".

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 5

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 560-580

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 19,8

Велосипед мужской дорожный В-134 "Украина"

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-134 присвоен Государственный "Знак качества".

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 6

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580-580

Размер шин, мм. 622x40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно—роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 18,8

Велосипед мужской легкодорожный В-39 "Спутник"

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с улучшенным покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 7

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 660

Размер шин, мм. 622x32

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомых зубчаток 16, 20, 24

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, ММ. 12,7x3,4

Тормоз ручной, клещевой, с центральной тягой, на оба колеса

Переключатель передач параллелограмный

Вес (без принадлежностей), кг. 13,5-14,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-710 "Спартак"

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 8

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 12,0

Велосипед подростковый для девочек В-800 "Ромашка"

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1989 г.

Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 9

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размен шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый складной В-801 "Юность"

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для подростков и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 10

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед подростковый для мальчиков В-78 "Орленок"

Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"

Начало выпуска 1969г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 11

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес(без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-79 "Орленок"

Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"

Начало выпуска 1969г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 12

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Тормоз ручной, клещевой на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый для девочек В-88 "Ласточка"

Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для девочек до 16 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 13

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед подростковый для девочек В-89 "Ласточка"

Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 14

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Ваз мер шин, мм. 533x37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x3,4

Тормоз ручной, клещевой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-541 "Спорт"

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1959 г.

Велосипед В-541 предназначен для массового велосипедного спорта.

Каталог Велосипеды СССР 1970 рисунок 15

Техническая характеристика

База, мм. 1040,1050

Высота рамы, мм. 540, 560, 580

Размер шин, мм 622x32

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомых зубчаток 14, 18, 18 и 20

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7x2,4

Тормоз ручной клещевой с центральной тягой на оба колеса

Переключатель передач параллелограмный

Вес (без принадлежностей), кг. 14,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-553 "Старт"

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1966 г.

Велосипед предназначен для спортивных соревнований по проселочным и шоссейным дорогам.


Популярные

Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

Особенности и преимущества

Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

  1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
  2. Практически все модели оснащались багажником.
  3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
  4. Подножки были редкостью.

Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.





Основные разновидности

В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

Детские

Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

  1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
  2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
  3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
  4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
  5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
  6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
  7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.


Школьник
Бабочка
Дружок
Малыш
Кросс
Мишка
Ветерок

Дорожные синглспиды

Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

  1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
  2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
  3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
  4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
  5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
  6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.


Орленок
Ласточка
Урал
Украина
Минск
Сура
Уралец

Гоночные для дорог и шоссе

Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

  1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
  2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
  3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
  4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.


Москва 80
Тахион
Спутник
Турист

Складные велосипеды

Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

  1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
  2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
  3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
  4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
  5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.

Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.


Аист
Кама
Салют
Десна
Эврика
Тиса

Видео

Читайте также: