Велосипед турист ссср характеристики размер колес

Опубликовано: 22.04.2024

ХВЗ

Харьковский велосипедный завод внес большой вклад в велосипедную историю стран бывшего Советского Союза. Самым популярным его творением был «Турист», который привлекал не только своими техническими характеристиками, но и хорошим качеством, и небольшой ценой.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.

Турист В 31


Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.

Турист В 33


Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

Технические характеристики «Туриста»

Первые "Туристы" от В 31 до В 33 хоть и имели различия, но основные характеристики различались не сильно и были следующими:

  1. Материал рамы – хромированная сталь (для В 33)
  2. База – 1090 мм
  3. Руль и вилка так же были изготовлены из стали, как и рама;
  4. Обода из алюминиевого сплава, размер покрышек 32×622 мм, что примерно соответствует диаметру 28 дюймов;
  5. Облегченные литые педали;
  6. Седла могли быть как жесткие, так и мягкие;
  7. 3 передачи;
  8. Вес – 14 кг.
  9. В комплект могло входить различное снаряжение, такое как звонок, фонари, насос со шлангом.

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

Основные составляющие, которые будут необходимы к замене, - это:

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.

Тюнинг «Туриста»


Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Заключение

Подводя итог, то можно сказать, что в ХХ веке на Харьковском заводе начали выпускать настоящую легенду советской велоиндустрии. ХВЗ «Турист» был популярным байком не только среди велопутешественников, но и среди других любителей активного отдыха на великах. Его технические характеристики и цена сделали «Туриста» общедоступным средством передвижения. Нельзя не отметить тот факт, что даже сейчас у такого велосипеда есть свои поклонники.

Спортивно - туристический велосипед "Турист" 153 - 421.

Технические характеристики

На велосипед на заводе устанавливался стальной багажник из проволоки, подножка, светоотражатели жёлтого цвета на спицы колёс и красного цвета на задний щиток колеса. В комплектацию входил насос и подрамная сумка с набором инструментов. На отдельные экземпляры устанавливалась фара и генератор электричества.

Спортивно - туристический велосипед "Турист" 153 - 421.

Также читать на эту тему:

В нашей пищеварительной системе живёт огромное количество полезных бактерий, которые помогают нам переваривать пищу и вырабатывают необходимые полезные вещества. Когда […]

В процессе эксплуатации велосипеда на раму действуют нагрузки, которые многократно повторяются. Эти циклические нагрузки возникают от неровностей дорожного полотна: ямы, […]

Женщины начали осваивать велосипед примерно с 1890 года. Именно тогда, когда они начали проникать в другие запрещенные ранее для них […]

Множество велосипедистов катаются зимой в перчатках, которые предназначены для использования в других зимних видах спорта. Хотя, у специализированных велоперчаток есть […]

у меня этот велик уже 33 года на ходу классная машинка оказалась вот бы сейчас где прикупить новый

У меня такой новый в гараже стоит, не катанный) От деда достался.
Еще в заводской бумаге, так что если кому нужен пишите, подумываю продать его!

здраствуйте почем продадите

за сколько 89140563209

Александр, можно увидеть фото вашего велосипеда, который у Вас?

Здравствуйте! Ещё продаете Турист?

Ребята связаться с хозяином велосипеда можно по адресу tractor_belarus@mail

Александру. Велосипед продан ?

У меня Турист 1981г.Купил без багажника за 122р.Через неделю продавали такие же с багажником из прута за 124р.Но мне,конечно,не обменяли.Поставил багажник покупной, от дорожного вело,из трубок, и с опорой на две более толстых трубки.Возил на нем картошки по 10кг.Ездил быстро и много.Надо усиливать тормоза и удлиннять раму.Алюминиевый руль обламывался два раза-и слева, и справа.Заменил на стальной от дорожного.Для усиления тормозов предлагаю поставить спереди собранное самостоятельно колесо со втулкой от заднего колёса дорожного вело.Это будет дешёвый аналог дискового тормоза.Дёшево и сердито.

Есть Турист и Украина оба новые не ездили, если кому интересно для коллекции пишите. Фото вышлю.

Есть велосипед турист , какой год не знаю , но и скорости есть , в общем могу показать на фото , продаю ! Пишите на почту Sasha.kleverrr@mail, дам номер МОСКВА

Продам 2 велосипед хвз турист. Г. Москва ЮАО
Голубой полностью на ходу, ровная гиометрия рамы, есть легкая ржавчена связи с временем, все запчасти родные кроме седенья. Сел и поехал. 7000 р.
Зеленый. Ровная рамы. Под востановление.
Фото по требованью. Ylabeled@mail

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Цена 4 т. р.
Звонить после 12 ч.

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч.
Пишите на rovillev@yandex

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч. 79268493538
Находится в г. Серпухов Московская обл.
Пишите на rovillev@yandex

Задние звездочки правильно 16, 18, 20, 24, а не как в характеристиках

Катаю на таком велике с1993г,недавно закракодилил вел на shimano -бежит как новый,отличный накат и ездить одно удовольствие.Для города незаменимая техника.Всё-таки делали хорошие вещи в СССР.

Тоже хочу свой проапгрейдить на электро, поэтому можно по подробней, что и как Вы сделали

Продаю легкий велосипед ХВЗ Турист со спортивным рулем, 8 передач, оборудован для длительных туристических поездок (touring). В системе круглая зубчатка 51 зуб для шоссе и эллиптическая зубчатка 40 зубьев горная. Кассета 28, 24, 20, 16 зубьев. По желанию, могу продать к нему дополнительно круглую переднюю зубчатку 40 зубьев.
Размер рамы 55 см (21,6”). Установлен высокий подседельный штырь, который позволяет широкий диапазон регулировки на рост велосипедиста от 171 до 190 см. Рама и вилка из легированной стали, вес рамы 2,2 кг, вилки 0,8 кг. Руль из алюминиевого сплава. Вес велосипеда 13 кг. Установлен передний багажник.
Велосипед имеет отличный ход и накат, очень устойчивый, большая колесная база 1075 мм. Рама и вилка хорошо гасят вибрации на дороге. Руль «баран» позволяет менять хваты. Длительные поездки не утомительны.
Велосипед на ходу, сел и поехал. Техобслуживание прошел в июне 2018. Краска порошковая заводская, цвет синий.
11 т.руб.
Находится в г. Мытищи Московской области.
Звонить +7(916)1622782

У многих еще с советских времен ржавеют по гаражам и сараям Туристы и Салюты. Но если их чуть модернизировать, они мало в чем уступят современным. Для этого необходимо : 1. Заменить шатуны педалей на более прочные, например ураловские. 2. Поставить дополнительную внешнюю пружину для натяжения цепи. 3. Заменить булыжник-седло на мягкое, например от Камы. 4. Поставить удобный руль, см. например. После качественного ТО у вас будет бодрый, накатистый и надежный вел. Я на таком за 30 лет проехал 2 экватора.

Сегодня прикупил такой за 2т.р. Всё работает, прокатился пару км. Есть небольшие восьмерки, а в остальном норм.


Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.


Технические характеристики моделей первой серии

Технически модели В-31, 32 и 33 были схожи между собой. Независимо от имеющихся между ними отличий, все они обладали следующими данными:

  • База длиной 109 см.
  • Вес – 14 кг.
  • Высота рамы закрытого типа – 56 см.
  • Рама, вилка и руль изготавливались из стали.
  • Колесные обода коробчатого типа выполнялись из алюминия.
  • Диаметр покрышек – 28 дюймов (соответствует размеру 31х622 мм).
  • Облегченные педали из литого сплава.
  • Вилка закрытого типа из стальных труб.
  • Тормоза передние бесклещевые.
  • Передняя звездочка с 48 зубьями.
  • Задняя втулка безтормозная, трещоткой на 3 звезды (количество зубьев – 6, 20 и 24).
  • Втулочно-роликовая цепь.


Сиденье могло быть как мягким, так и жестким. Комплектовался велосипед ХВЗ, как правило , звонком, фонарями и насосом со шлангом для подкачивания колес. А также имелась сумка для инструментов.

Особенности моделей великов от ХВЗ

Спутник


ХВЗ В-301 “Спутник”

Турист

Нетрудно догадаться, что данный велик был ориентирован именно для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» были оборудованы двумя багажниками на заднем и переднем крыле. Это позволяло без лишних усилий загружать велосипед рюкзаками и другим необходимым грузом. 4-хскоростная трансмиссия и узкие дорожные покрышки позволяли легче проезжать большие расстояния по дорогам.


Турист

Украина

Первая модель, которую начал производить Харьковский завод. Она же и пользовалась бОльшей популярностью. На этом велике можно было проехать практически по любой дороге с любым покрытием. Не зависимо от того, была это грунтовая или асфальтовая дорога, «Украина» проявлял себя всегда хорошо. Рама изготавливалась из стали, а колеса были размером в 26 дюймов. В комплекте шли крылья и багажник.

Старт-Шоссе

Старт-Шоссе – это олицетворение скорости в продукции ХВЗ. Данная модель велика была ориентирована в основном на спортсменов, причем не обязательно на профессиональных. Ее вес составлял чуть более двух килограммов, а технические характеристики ничем не уступали зарубежным конкурентам. Данный велосипед был оборудован 7-ю скоростями и клещевыми тормозами для шоссейников.


Скоростной ХВЗ В-553 “Старт-Шоссе”

Рубрики

Шоссейные
Трековые

Харьковский велозавод
Минский мотовелозавод
Шауляйский велозавод
Львовский мотовелозавод
Горьковский автозавод

Йошкар-Олинский велозавод
Московский велозавод
Завод имени Кирова
Завод имени Лихачева
Велозавод г. Узловая
Московский экспериментальный завод
Велозавод Саркана Звайзгне
Пермский машзавод
Пензенское ПО им. Фрунзе
Атигский машзавод
Жуковский велозавод
Даугавпилсский завод
Тульский велозавод

Завод имени Чкалова
Саратовский з-д колясок
Саранский мехзавод

Переделываем своими руками

Велосипед «Спорт Турист» популярен и в настоящее время. Но не модели последних лет (они отличаются низким качеством), именно представители советских времен. Их зачастую даже подвергают тюнингу, давая им второй шанс порадовать своих владельцев.

Для начала можно обратиться к звездочкам с шатунами и цепи. Это улучшит ходовые показатели. В частности, легче станет подниматься в гору.

Задние переключатели также можно заменить. Если предпочтение отдать трещетке с большой задней звездочкой, то понадобятся переключатели. А их можно отыскать только у зарубежных производителей. В противном случае достаточно деталей «родного» Харьковского завода. Не смотря на довольно примитивный механизм, по качеству они не уступают своим импортным конкурентам.

Хорошей альтернативой стандартным станут двойные обода. К сожалению, их придется покупать у зарубежного производителя. Хороший вариант – обода с шириной от 18 до 21 мм.

Эти изменения улучшат качество «Туриста» в части ходовых показателей. Что же касается внешнего тюнинга, то и здесь есть место для фантазии.


Первое, на что можно обратить свое внимание, – это сиденье. Советские экземпляры далеки от идеала

Сначала их можно заменить на более удобное современное устройство.

Далее можно приступить к элементам на руле: ручкам, звонку. Современные тормозные ручки не оставят равнодушными любителей велосипедных прогулок. А моделей звонков на сегодняшний день огромное количество.

Далее – подсветка. В вечернее и ночное время велосипед будет смотреться эффектно, если на его отдельные элементы наклеить светоотражающую пленку. На обод колес приклеивают светодиодную ленту, которая не останется незамеченной. Для спиц также существуют различные наклейки, вставки, обмотки.

Не испортят внешний облик «Спорт Туристов» и такие мелочи, как багажник, держатель для воды или мобильного телефона.

Начиная переделки, главное, вовремя остановиться. Фантазия некоторых велосипедистов-оматоров столь велика, что «Турист» становится неузнаваем. От него может остаться только прочная рама. Благо, возможностей для этого достаточно на сегодняшний день.

Запасные части и другие элементы можно отыскать в специализированных магазинах. Конечно, оригинальных деталей от моделей советских времен в магазине не будет. Их нужно искать на барахолках. Многие запчасти от современных моделей ХВЗ подойдут и для «Туриста». В противном случае всегда можно обратиться к зарубежным производителям.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ

Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры

Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.


Отреставрированный Спутник

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.


Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Знакомство с «Туристом»


Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.




Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь

А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.


  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.


Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.


Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.


Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.


Вторая серия

Новый этап в развитии начался с производства модели 154-111, которая была схожа со своими предшественниками. Точнее, она напоминала «Спорт» 452-01, производство которого продолжалось параллельно «Туристу». Были отличия в дизайне. На передней и задней звездочках появилась защита. Механизм переключения скоростей затрагивал уже не только заднюю звездочку, но и переднюю.

На смену пришел велосипед «Спорт Турист» 153-421, производство которого продолжалось до 1987 года. Однако особой популярностью данная модель уже не пользовалась из-за низкого качества. Дело в том, что вместо стали для производства велосипеда начали снова использовать алюминий.

Рассмотрим технические данные велосипедов этой серии более подробно.


Устройство «Туриста» 154-111

Рама данной модели байка изготавливалась из тонких стальных труб. Ее высота составляла 52–60 см (небольшие отличия были в зависимости от партии). Длина базы – 99–103 см. Руль выполнялся из алюминиевого сплава. Его форма напоминала спортивные модели. Стальная передняя вилка имела уже новую форму, отличную от предшественников. Вес велосипеда составлял 10,5 кг.

Обод колес также был алюминиевый. Размер шин – 600х27 мм. Спицы редуцированные, изготавливались из стали.

Седло выполнялось из твердого пластика. В отличие от моделей первой серии мягкие сиденья не предусматривались.

Стальные педали были челночного типа. Цепь втулочно-роликовая.

Модель 153-421

Велосипед «Спорт Турист» в данной модификации имел раму из тонких труб. Ее высота в зависимости от партии изменялась от 55 до 60 см. Длина базы – 106 см. Руль отличался. Он был уже дорожного типа. Вес составлял 14,5 кг.


Бортовые колеса были немного больше, чем в предыдущих моделях. Их размер – 622х32 мм. На них уже устанавливали щитки. Спицы стальные с резьбой 2,1х0,4 мм.

Тормоза ободные кантелеверные.

Сиденье представляло собой полужесткий каркас, поверх которого одевался мягкий слой, покрытый кожзаменителем.

Остальные элементы велосипеда перешли от предыдущих моделей без изменений.

В комплект с байком данной серии шли багажник, подножка, сумка для инструментов (крепилась под рамой), катафоты (по бокам желтые, красные спереди), насос. В отдельных случаях можно было найти варианты с фарами и электрическим генератором.

Велосипед Турист

Турист – велосипед, входивший в серию популярных советских спортивно- и дорожно-туристических байков. Эти модели выпускались на знаменитом Харьковском велосипедном заводе. Модель находилась в свободной продаже и по цене была довольно доступная, поэтому пользовалась популярностью в широких слоях населения бывшего Советского Союза.

Во времена популярности «Туриста» самым распространенными байками были дорожные, например, модель «Украина»; «Турист» же отличался от них более легкой конструкцией, заметно более узкими шинами, диковинными на тот момент ручными тормозами, причем не только передними, но и задними, а также механизмом переключения скоростей (4 скорости), и всё это входило в базовую заводскую комплектацию. Если же сравнивать со спортивными байками вроде «Старт-шоссе», «Турист» выделялся камерной конструкцией шин, благодаря которой колеса этой модели становились более устойчивы к каким бы то ни было повреждениям – особенно это было актуально для езды по пересеченной местности или дорожному покрытию плохого качества.

Историю жизни и производства велосипеда «Турист» условно можно разделить на два этапа: 1949-1961 год и 1978 год – наше время.

Первый этап

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31

Первый этап включал в себя производство таких моделей байка как В-31, 32 и 33.

В-31 представлял собой первую (и, к слову, единственную) модель «Туриста» с одной скоростью и механизмом свободного хода. В-31 выпускались ограниченными партиями, и на сегодняшний день с 1950-го года сохранилось только несколько подобных моделей.

Конструкция рамы модели В-32 была очень похожа на предшественника, однако отличие этого байка было в оригинальном трехскоростном механизме для переключения передач. Первоначально велосипед был оснащен так называемой «костяной ногой», однако к концу производства В-32 она была заменена на телескопический переключатель скоростей. Кроме того, была переделана форма коронки и конструкция передней вилки велосипеда.

В-33 отличало от предшественника наличие узорной маски, иные узлы стакана, кроме того, к этой модели добавились бонки, предназначенные для удержания тросиков, а велосипедная втулка была переделана в классическую. В модели В-33 стали использовать хромированную сталь вместо алюминия, кассету вместо трещотки с иным количеством зубьев. Поменялся и дизайн шильдика.

Второй этап

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34

В 1961 году в связи с достижениями Советского Союза в области космоса название велосипеда с «Туриста» изменили на «Спутник». «Спутник» В-34 получил измененную конструкцию выноса, алюминиевый руль и избавился от декоративного элемента на крыльях. Следующие модели имели незначительные изменения внешнего вида и трансмиссии – в частности, была добавлена еще одна скорость.

В 1977 году «Туристу» вернули его оригинальное название, а велосипеды «Спутник» стали выпускаться параллельно. Новый «Турист» повторял конструкцию велосипеда «Спорт», пока в 1987 году не изменился дизайн.

Последней в СССР моделью «Туриста» стала 153-452, которая получила крепление багажника и алюминиевые детали, изготовленные по спецзаказу, однако этот велосипед сильно проигрывал в качестве.

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

.

Харьковский велосипедный завод, сокращенно называемый ХВЗ, был основан еще в 1923 году. Он считался главным среди производителей столь удобного средства передвижения.

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

  • Содержание статьи:

Знакомство с «Туристом»

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-31

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-32

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-33

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33 .

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Спутник" В-34

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34 .

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Спортивно-туристические велосипеды

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-411

Велосипед ХВЗ 153-411 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-421

Велосипед ХВЗ 153-421 .

Какими характеристиками обладали первые «Туристы»

Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм;
  • База — 1090 мм;
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа;
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32×622 мм;
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие;
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус;
  • Вилка из стальных труб, закрытая;
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная;
  • Количество зубьев на задних звездах — 6, 20, 24; а на передних — 48;
  • Количество передач – 3;
  • Тормоза — передние клещевые;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, велосипедная фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой;
  • Вес велосипеда -14,0 кг.

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 995 – 1025 мм;
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом;
  • Колеса. Материал — дюралюминий. Размер шин – 600×27 мм;
  • Спицы стальные, редуцированные;
  • Тормоза улучшенные;
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал — пластик;
  • Педали изготавливались из стали. Тип — челночный;
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал — легированная сталь;
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • 10 передач;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии;
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • Вес — 10,5 кг;

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 1060 мм;
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип — дорожный;
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 622×32 мм. Тип — бортовые;
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,1×0,4 мм;
  • Тормоза кантилеверные, ободные;
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия — кожзаменитель;
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях;
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными;
  • 4 передачи;
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних — 51;
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые боковые и красные передние катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества;
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 — 21 мм.

Дополнительный тюнинг

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка колес велосипеда. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

Читайте также: