Что значит фрикционная резина

Опубликовано: 28.04.2024

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Давно уже начался этот спор, жаль начали его маркетологи. Среди моих знакомых многие повально начали пробовать “липучку”, основные критерии к покупке: комфорт/тишина, нет шипов, значит ничего не вылетит и не надо клеить наклейку. И вроде как отзывы людей об этих шинах неплохие, многие уверено говорят, на шипы больше не вернусь и никому из семьи не куплю.

Я же человек простой, альпинисты же по ледяным скалам не передвигаются в резиновых сапогах? Вот и задался резонным вопросом, как работает липучка, особенно на льду.

Как работает фрикционная шина?

Начнем с простого, отличается состав каучуковой смеси, не просто так фрикционные шины значительно мягче шипованных. Фрикционная шина, если расшифровать более доступно, означает – создающая повышенное трение. Если рассматривать правильный состав резины для липучки, то он будет иметь очень много канавок и “микроямок”, таким образом получается, что фрикционная резина шероховатая, типа очень мелкой наждачной бумаги (образное сравнение).

И на льду она работает примерно следующем образом – вода вытесняется в эти канавки и уже за сухой лед пытается зацепиться резина.

Следующий момент касается ламелей, у липучки их очень много, и они способны перемещаться как продольно, так и поперечно, таким образом независимо от того едете вы прямо или вас сносит пятно контакта остается максимально широким.

Вот и получается, что по снежной каше работает протектор (рисунок), тут особо отличий нет между шипом и фрикционкой, на льду в ход идет множество канавок, обеспечивающих максимальный отвод воды (а вода будет в любом случае, т.к. шина нагревается в момент движения). Кстати именно поэтому липучка хорошо держит траекторию на льду, но физику сложно обмануть при торможении.

Какого оно на самом деле?

Обычно никто не спорт, что шип лучше работает на льду, но при этом говорят, зато липучка не ведет себя как коньки на асфальте, если честно я не смог найти хоть одного теста, где шипованные шины проиграли липучке (даже именитым) в тесте на торможение.

Есть еще мнение такого плана, живем в городе, дороги чистят и посыпают, шины должны справляться в первую очередь с кашей, а не со льдом и асфальтом, вроде верно звучит и действительно фрикционка лучше отводит влагу, но опять же подтверждающих тестов найти не смог.

Не возьмусь делать вывод на тему, что лучше шип или липучка, думаю нужно выбирать исходя из целей, живете в городе, хорошо чистят дороги и вовремя посыпают – липучка, есть проблемы с работоспособностью ХКХ или нужно выезжать загород, лучше шип.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх , если этот материал был вам полезен, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!

В простонародье такую резину называют зимние шины липучка. Они составляют конкуренцию покрышкам с противоскользящими шипами. Если в последних контакт со скользкой дорогой обеспечивается за счет шипов, то во фрикционных шинах большой фактор имеют силы трения. Другими словами, протектор здесь отталкивает или впитывает тонкую водяную пленку, обеспечивая достаточное трение.

Особенности фрикционных шин

Естественно, на липучках нет шипов. Отсутствие этих цепляющих элементов компенсируется сравнительно мягким составом резины, а также более глубокими, тонкими ламелями. Как раз этими самыми ламелями протектор данной покрышки цепляется за снежный наст или лед, обеспечивая надежное контактное пятно.

Ламели фрикционной резины

Ламели фрикционной резины

Ламели фрикционной резины

Таким образом, фрикционные шины имеют несколько отличий:

  • большое количество тонких, глубоких ламелей;
  • пористая, мягкая структура резины с абразивными микрочастицами;
  • возможность быстрее, лучше прогреваться;
  • способность впитывать влагу.

Протектор зимних шин отличается также более сложным, многогранным рисунком. Например, различают поперечные, диагональные, зигзагообразные типы ламелей. Однако условно все липучки принято делить на «скандинавки» и «европейки».

Между собой покрышки отличаются видом протектора.

Другими словами, когда зимы мягкие, а температура воздуха редко падает ниже 0 градусов. Как раз в странах Европы, не считая скандинавские, такой климат — по этой причине они так названы.

Скандинавские разновидности покрышек более агрессивны по рисинку, чем европейские. Их назначение — преодолевать дороги с обилием снега, гололеда и прочих «зимних радостей». Подойдут для эксплуатации на большей части России, где преобладают суровые морозы,выпадает много осадков.

Какой тип шин выбрать

Однозначного преимущества липучек перед шипованными моделями нет. Однако фрикционная шина более универсальна и лучше работает в черте города. Кроме того, с такими покрышками владельцу не надо беспокоиться о переменчивости погоды — они хороши весной, когда на дорогах много грязи и луж. К тому же, ее всегда можно шиповать по желанию.

Скандинавский и европейский типы шин липучек

Скандинавский и европейский типы шин липучек

Скандинавка и Европейка

Выбор между «скандинавками» и «европейками»:

  • жителям южных регионов России (особенно Кавказа и областей Черноморского побережья) лучше подойдут европейские липучки;
  • в более северных областях страны (Москва, Питер, Воронеж), а также для регионов Сибири со сравнительно мягким климатом однозначно лучше покажут себя скандинавки с агрессивным рисунком протектора.

Ну а на Камчатке и в центральных зонах Сибири, регионах с арктическим и субарктическим климатом, липучки уступают по всем показателям шипованным моделям покрышек.

Как подобрать параметры шины

В первую очередь при выборе не шипованных зимних шин рекомендуется обратить внимание на тип ламелей. Обычно узоры используются комбинированно, что дает наибольшую эффективность. Поэтому желательно покупать липучки с универсальным рисунком, в котором собрано несколько форм шашек:

  • волнообразные;
  • четырехугольные;
  • прямые;
  • зигзагообразные;
  • П, Z;
  • 3D.

Комбинация этих узоров дает возможность эффективнее преодолевать снежную дорогу и отталкивать воду в разных условиях. Технология изготовления покрышек постоянно совершенствуется и на данный момент самыми передовыми являются 3D-ламели. Когда возникает чрезмерное давление на шину (что непременно возникает на зимней дороге), такие ламели «раздвигаются», улучшая сцепления со снежным покрытием.

3D-ламели

3D-ламели

Самыми передовыми сегодня являются 3D-ламели

Ламели или рисунок покрышки также отличается по следующим параметрам (от них зависит правильная установка зимних шин).

  1. Асимметричные. Обе стороны (внутренний/внешний) такой резины имеют разный узор. Другими словами, эти покрышки имеют две части с неодинаковым рисунком, а распознать их можно по индексу. Шины с этим протектором наиболее универсальны, позволяют комфортно ездить на дорогах разного типа (трасса, город, бездорожье), так как нагрузка грамотно распределяется. На гололеде они тоже хороши, так как уменьшают риск заноса, увереннее проходят крутые повороты и снижают аварийную ситуацию практически к нулю. Такую резину надо правильно устанавливать — ориентируясь по надписям, предусмотренным на внутренней и наружной части (inside/outside).
  2. Симметричные. Покрышка этого типа имеют симметричный корд с обеих сторон. Шиномонтаж можно проводить без контроля положения. Изнашиваются они быстрее с наружной стороны — что требует срочной замены. В этом они уступают асимметричным моделям, внешняя сторона которых сделана более износостойкой.
  3. Направленные. Такая резина имеет конструктивно предусмотренное направление движения, что позволяет эффективнее отводить из ламелей воду, грязь и жижу (снижать коэффициент аквапланирования). Чтобы правильно установить эту шину, надо смотреть на стрелку (помечается на боковой части). В некоторых случаях рядом со стрелкой предусматривают надпись Rotation, означающую по-английски вращение.
  4. Левая/правая. Колеса этого типа имеют строгие правила по установке. Образцы с надписью Right должны ставиться справа, Left — с левой стороны машины.

Направленная резина

Направленная резина

Бывает, что на резину наносят сразу несколько маркировок. К примеру, известная финская «Нокиан» выпускает асимметричную резину, которая еще отличается по стороне (правый/левый). Также некоторыми фирмами раньше выпускались направленные асимметричные покрышки.

Преимущества и недостатки

Одно то, что для изготовления липучек применяется качественная резина, не дубеющая на морозе — уже большой плюс для зимней эксплуатации. Помимо этого, фрикционная резина едет гораздо тише, поездка зимой становится комфортнее.

Другие преимущества, отличающие липучку от других типов покрышек:

  • хорошо преодолевают талый, мягкий снег;
  • не шумят — благодаря мягкости они буквально «плывут» по дороге, не издавая скрипов даже по снегу;
  • могут использоваться помимо зимы, еще осенью и весной — резина таких покрышек дольше сохраняется на голом асфальте;
  • не твердеют на морозе, сохраняя сцепные свойства на снегу;
  • лучшие модели имеют самоочищающийся протектор, предотвращающий скольжение — значительно улучшается контакт с дорогой.

Самоочищающийся протектор

Самоочищающийся протектор

Самоочищающийся протектор шины

Однако резина без шипов не лишена недостатков. В частности, она пасует перед настоящей зимней дорогой и ледяным покрытием, особенно плохо ездит по укатанным зимним покрытиям (резко ухудшается управляемость автомобилем). Не рекомендуется ее использовать и летом, так как из-за горячего асфальта она истрется буквально за один год — в качестве всесезонки они не подходят. Еще липучки боятся резких маневров, так как резина здесь мягкая.

Например, если водитель случайно выжмет педаль тормоза (особенно на спуске), то автомобиль с резиной без шипов, однозначно занесет в ближайший кювет. Хорошо, что современные автомобили оснащаются ABS — этот электронный помощник немного компенсирует грубые ошибки человека.

Примечательно, что именно непредвиденность на укатанном снежном покрытии стала причиной недоверия покупателей к липучкам. Однако на асфальте зимой, весной и осенью этим покрышкам нет равных. Они — лучше подходят для езды по мегаполису и загородным трассам 9 месяцев кряду.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Липучки сразу подходят для нескольких типов дорог. Рассмотрим подробнее ниже, для каких покрытий можно спокойно устанавливать зимнюю фрикционную резину:

  • заснеженная — мало чем отличается от шиповки, ведь на снегу шипы практически бесполезны, главную скрипку играет высота протектора;
  • мокрая — на такой дороге липучка эффективнее, так как лучше устраняет воду (за счет большого числа шашек) и сокращает тормозной путь;
  • обледенелая — уступает шиповке вчистую, так как способности к зацеплению у липучек на льду ниже на 20-30 процентов (шипы же прокалывают замерзший наст).

Эксплуатация липучек

Первые 100-200 километров эти шины не показывают свой потенциал полностью, так как еще проходят так называемую обкатку фрикционной зоны. Как раз за это время стирается пленка из смазки (наносят перед вулканизацией), а ламели затачиваются по направлению движения. Затем сцепление с дорогой становится куда лучше, значительно сокращается тормозной путь. Поэтому на первой сотне км не стоит маневрировать, резко тормозить и быстро разгоняться (а также повышать скорость более 80 км/ч), так как протектор еще не готов к экстремальному вождению и быстро повредится.

По закону перед наступлением зимы владелец автомобиля обязан устанавливать покрышки с эмблемой снежинки. Обычно они еще дополнительно маркируются латинскими буквами. Остаточная глубина протектора должна быть больше 4 мм.

Зимняя маркировка шин

Зимняя маркировка шин

Зимняя маркировка шин

В жаркое время, как и говорилось, устанавливать фрикционные зимние шины запрещено. На горячем асфальте резина теряет полезные свойства, что снижает показатели безопасности. Повышается риск аварий, так как изношенная покрышка не может нормально сцепляться с дорогой.

Гарантией безопасного управления станет правильная установка шин. Завод-изготовитель предусматривает специальные маркировочные знаки на боковинах покрышек. Они позволяют различать, где у шины зад и перед, а также — правая/левая сторона. Неопытные водители не знают, что покрышка имеет направление вращения. Если ее установить неправильно, коэффициент полезного действия сильно снижается. Также увеличивается износ протектора, повышается шум при передвижении.

Вы узнали, что такое фрикционная покрышка. Однако мы не рекомендуем самим менять шины. Для правильной сборки колеса — недостаточно просто вмонтировать покрышку. Важно после этого накачать ее до нужного давления и отбалансировать. В гаражных условиях сделать это трудно, так как требуется стенд.

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины - в материале ниже.

Принцип работы

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта - тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении - передняя.

Принцип работы

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Особенности шины-липучки

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

большое число ламелей;

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

Особенности шины-липучки


Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Особенности шины-липучки

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
Но ламели - далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Виды и особенности фрикционных шин

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.

Отсутствие шипа/отверстия под шип.

Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.

Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.

Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий - чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное - высота протектора.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду.

Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до - 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

После - 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

Особенности эксплуатации липучек

Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.

Особенности эксплуатации липучек

Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки - не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

Особенности эксплуатации липучек

В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

Плюсы и минусы фрикционных шин

Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:

Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.

Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.

За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.

Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.

Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.

Фрикционные шины появились намного позднее шипованных моделей, однако именно с появления «липучек» и начался закат эры «шипов», которые попали под запрет в большинстве европейских стран, Канаде и США.


Фрикционная шина — что это вообще такое?

Фрикционная модель — это зимняя или всесезонная разновидность автошины, лишенная шипов. В народе ее называют «липучкой». Это прозвище появилось в результате слухов о повышенной адгезии авторезины, которая якобы «прилипает» к любой поверхности. На самом деле липучка работает совсем по-другому.

Шипованная модель вгрызается в наст или лед металлическими вставками круглой или прямоугольной формы. Механизм работы такого колеса понятен каждому. Фрикционная модель устроена сложнее — она держится за дорогу, снег и лед за счет повышенного коэффициента трения. Причем повышенное значение силы трения обеспечивается тремя составляющими:

  • специальной резиной — она не твердеет на морозе, поэтому ее можно вдавить (весом авто) даже в микротрещины наледи;
  • обилием мелких канавок (ламелей) — они отводят воду, осушая пятно контакта, предотвращая аквапланирование;
  • особым рисунком протектора — отсутствие шипов компенсируется сложным рельефом с множеством граней, которые цепляются за лед, наст и дорогу не хуже металлических вставок.

Повышенное трение заменило шипы, используемые в зимних шинах с 30-х годов прошлого века. Эта замена предопределила основной вектор конструирования автошин для холодного климата, в результате чего на рынке появились не только щадящие асфальт зимние модели, но и всесезонные варианты, пригодные для катания в любое время года.


Чем «липучка» отличается от шипованных шин

В первую очередь отсутствием шипов. Но не все шипованные модели поставляются потребителю с инсталлированными вставками, кроме того металлические шипы могут выпасть из протектора. Как же в этом случае отличить липучку от шипованного варианта без вставок? Очень просто — обратите внимание на следующие моменты:

  • Индекс скорости — он не должен превышать S, Q или R. На липучках вообще не ездят со скоростью выше 160-180 км/час.
  • Рисунок протектора — в отличие от крупной шипованной шашечки на поверхности липучки нарезано множество V-образных узоров или мелких квадратиков. Фрикционная шина держится за дорогу гранями протектора, поэтому ее рисунок намного мельче, чем у шипованного конкурента.
  • Плотность расположения поперечных ламелей — если каждый квадрат или V-образный элемент протектора пересекают десятки неглубоких канавок, то перед вами 100% фрикционный вариант.

Контролируя эти моменты, вы отличите от шипованной модели любую разновидность липучек, и не купите под видом фрикционного варианта изношенное колесо с выпавшими шипами.


Разновидности фрикционных шин

Производители зимних колес готовы предложить покупателям всего две разновидности фрикционных моделей:

  1. Скандинавский вариант — у этих шин агрессивный рисунок протектора с большим количеством ламелей и четко очерченными плечами. Бока протектора выделяются настолько отчетливо, что профиль скандинавской модели похож на букву «П». Кроме того, для таких липучек подбирают максимально мягкую авторезину (50 единиц по Шору), а индекс скорости «скандинавки» равен Q или T.
  2. Европейские шины — протектор таких моделей не может похвастаться высокой плотностью ламелей и агрессивными боками. Плечи европейской модели более покаты. Кроме того, по составу твердости резины (до 67 единиц по Шору) этот вариант напоминает всесезонные покрышки. Индекс скорости «европейки» равен H или V (220 или 240 км/час).

Скандинавский вариант имеет второе название — арктические (или альпийские) шины. Причем некоторые модели из этой серии допускают временную инсталляцию шипов, а рисунок скандинавского протектора встречается и на шипованной резине некоторых производителей. Европейский вариант рассчитан на быструю езду по очищенным от снега улицам и автобанам. Такая покрышка близка скорее к всесезонным моделям, чем к классическим зимним шинам.


Преимущества и недостатки скандинавской резины-липучки

Скандинавские липучки рассчитаны на суровое бездорожье. Они преодолеют и обледенелое дорожное полотно, и снежную целину. Волнистые края «кубиков» и V-образных выступов арктического протектора готовы вцепиться в любую неровность, а мягкая резина буквально втекает в микротрещины под давлением колеса.

Тесты таких покрышек показывают прекрасные результаты на любом бездорожье, а при сильном морозе они готовы поспорить даже с шипованными вариантами. Арктическая резина сохраняет эластичность даже при -25 °C, поэтому ее тормозной путь не будет отличаться от результата шипованного протектора.

Читайте также: