Как летит грязь из под колес велосипеда

Опубликовано: 12.05.2024


Лето потихоньку подходит к своему финалу. Все ближе «золотая» осень. В отличие от большинства летних велопрогулок по сухим дорогам, на осенних гораздо чаще встречаются лужи и грязь. Поездки по ним грозят заляпать не только велосипед, но и велосипедиста.

На велосипедных форумах регулярно возникают споры по поводу необходимости крыльев. Мол, они портят вид, утяжеляют велосипед, ухудшают аэродинамику и т.д. и т.п.

Мне это немного напоминает спор двух автомобилистов по поводу того, что лучше: шестисотый мерседес или «Камаз». И тот и другой предназначены для своих задач. Возить кирпичи на «мерсе», наверное, немного «не комильфо», так же как ехать в театр на «Камазе».

Крылья на гоночном трековом велосипеде с карбоновой рамой или на BMX – ну, естественно, полный бред. А вот нормальный городской велосипед без крыльев – такая же чушь. Как будет выглядеть после езды по городским улицам после дождя такой велосипедист? Ну наверное не очень чистый.

Эти парни то же катались по дорогам страны без крыльев.

Нужны крылья на велосипеде или нет

Каждый решает для себя сам – ездить без крыльев или чистым.

Куда летят брызги из-под колес велосипеда

Кстати, из-под колёс летят не только брызги с грязью, но и песок с мелкими камушками.

Как это не покажется странным новичкам, но всё это летит из-под колес велосипеда не только назад, но так же вверх и даже вперед. Причем, летящие из-под переднего колеса капли поднимаясь вверх или вперед, подхватываются встречным потоком воздуха, забрызгивая руки, вилку, попадают прямо в лицо велосипедиста, что очень не приятно.

Куда летит грязь при езде на велосипеде

Из рисунка видно, что брызги летят:

С переднего колеса:

  • в лицо;
  • снизу на шею и подбородок;
  • снизу на руки и живот;
  • на голени и переднюю систему звезд.

С заднего колеса:

  • на спину и поясницу;
  • загрязняют вещи на багажнике;
  • летят на тех, кто едет сзади;
  • иногда достаёт и до переднего переключателя скоростей.

Способов защиты от всего этого два:

  1. Не ездить по лужам и грязи. Малореальный, так как у нас дорог без луж не бывает, а ездить все-равно нужно.
  2. Поставить на велосипед крылья.

Виды велосипедных крыльев

Полноразмерные стационарныеГородской велосипед с полноразмерными металлическими крыльями

Дают максимальную защиту от брызг и летящей из-под колес грязи.

Ими оснащают городские, дорожные, гибридные модели еще на заводе изготовителе. Крепятся винтами на стационарные крепежные места. Опыт многих байкеров показывает, что часто в местах крепления заводом-изготовителем крыльев лучше поставить дополнительную контргайку. Она предотвратит постоянное раскручивание болтов от тряски и возникающее при этом дребезжание крыльев.

Изготавливаются полноразмерные крылья из:

  • Металла. Самые дешевые, прочные и тяжелые. Бывают стальные или алюминиевые. Стальные - самые дешевые и тяжелые. Алюминиевые, легкие, но встречаются редко и дорого стоят.
  • Пластика. Легкие, но дороже металлических.
  • Металлопластика. Достаточно популярные, надежные, легкие. Тонкая основа из металла дает высокую прочность и упругость. А пластиковое покрытие обеспечивает антикоррозийную стойкость и красивые цвета.

Полноразмерные стационарные крылья на велосипед

Быстросъемные крылья

Ставятся, в основном, на горные велосипеды.Горный велосипед с пластиковыми крыльями

На двухподвесы вообще подходят только они.

Изготавливаются из пластика или из пластика с резиновыми вставками.

Переднее крыло крепится к горилле, рулевой трубе или в шток вилки, а заднее к подседельному штырю. Обычно они делаются широкими, поэтому хорошо защищают и от боковых брызг.

Быстросъемные велосипедные крылья

Плюсы:

  • Быстро устанавливаются и снимаются.
  • Легкие.
  • Очень просто мыть.
  • Не забиваются грязью, так как между крылом и покрышкой большой зазор.

Недостатки:

  • По сравнению с полноразмерными крыльями слишком плохо защищают от брызг и грязи.
  • Не все задние крылья можно использовать вместе с багажником.
  • Хлипкость крепления
  • Хорошие модели крыльев стоят достаточно дорого

Щитки на нижнюю трубу рамы

Если на велосипеде нет переднего крыла, нельзя его установить или установленное плохо защищает - можно использовать щитки на нижнюю трубу рамы.

Такие щитки дадут дополнительную защиту переднему переключателю скоростей, звездам, кареточному узлу, да и ногам велосипедиста от брызг из-под переднего колеса.

Щитки от брызг на нижнюю трубу рамы велосипеда

Они быстро ставятся, обычно на два хомутика, и снимаютсяи. Не портят вид велосипеда.

Народные умельцы изготавливают такие щитки даже из пластиковых бутылок, разрезанных вдоль вертикальной оси.

Если в длительном походе возникли препятствия в виде больших луж или грязной лесной дороги, то такой щиток из оставшейся пустой бутылки будет отнюдь не лишними.

Щиток на вилку

Еще одним средством защиты от брызг из-под переднего колеса служит щиток на вилку.

Щиток на переднем колесе под вилкой

Есть другой вариант щитка на вилку, который называют "проставкой" между гориллой и короной вилки.
Он забирает на себя часть брызг, летящих вверх от переднего колеса и направляемых встречным потоком воздуха в лицо велосипедиста, а так же защищает рабочую поверхность вилки от загрязнения и преждевременного износа.

Щиток от грязи между гориллой и короной вилки

Эти варианты можно ставить на любые типы велосипедов, не боясь испортить их внешний вид, но серьезной защиты они, естественно, не обеспечат.

Щитки под седлом велосипеда

Щиток от грязи под седлом велосипеда

Для успокоения души особых любителей не нарушать «велосипедные формы» и во имя увеличения продаж маркетологи, редко самостоятельно катающиеся на велосипеде, придумали щиток (брызговик) под седлом велосипедиста.

Теоретики велопрогулок уверяют, что этот обрубок сможет защитить спину от грязи из-под заднего колеса и может быть быстро спрятан под седло в сухую погоду, не портя вид Вашего "железного коня".

Лично мне кажется, что пользы от него мало, но верить этим теоретикам или нет - личное дело каждого байкера.

Крылья при поездках на велосипеде зимой

Зимние поездки на велосипеде по снегу имеют одну особенность. Снег, как бы вы ни старались, всё-равно будет вылетать из-под колес и попадать на велосипедиста, забивать переключатели передач, кассету (трещотку), цепь и т.д. Еще хуже если приходится ездить по грязевой «снежной каше».

Поэтому крылья зимой – настоятельная необходимость. Но у зимних крыльев есть одна особенность. Они должны устанавливаться с большим зазором между покрышкой и самим крылом, что бы снег не забивался между ними, усложняя вращение колеса. Ну и, естественно, должны стоять зимние покрышки, чтобы снег соскальзывал с них, а не налипал.

Установка крыльев зимой

Брызговики на стационарных полноразмерных крыльях

В отличие от предыдущих «брызговиков», на концы полноразмерных крыльев можно ставить настоящие «брызговики». Их эффективность проверена в эксплуатации десятками лет и сотнями тысяч велосипедистов.

Обычно это заводские пластиковые, резиновые или самодельные резиновые, реже, кожаные изделия, немного удлиняющие крыло и действительно обеспечивающие дополнительную защиту от брызг. Особенно они популярны в дождливых регионах и при использовании на грунтовых дорогах. Хорошие брызговики на свободном конце шире, чем на месте крепления к крылу и тем самым гораздо лучше улавливают брызги.

Брызговики на полноразмерные велосипедные крылья

Особенно они полезны для переднего колеса, так как из-под него летит много грязи на ноги и трансмиссию. А вот задний резко уменьшает количество брызг, попадающей на едущих сзади велосипедистов, особенно если Вы путешествуете группой.

Еще одна небольшая, но очень полезная опция - крылья со светящейся полосой. Полоса работает как дополнительный катафот и делает велосипед более заметным на дороге. Такие крылья встречаются редко, но сделать их самостоятельно, приклеив светоотражающую полосу на заднее крыло, просто и дешево.

На что обратить внимание при подборе велосипедных крыльев

  1. Прежде всего, на диаметр и ширину колеса. Крыло должно быть шире покрышки и полностью её перекрывать. Крылья, предназначенные для 24 дюймового колеса, не встанут на велосипед с 26 дюймовыми колесами.
  2. На возможность крепления конкретной модели крыльев на Ваш велосипед, особенно для полноразмерных крыльев.
  3. При установке крыла обратите внимание на расстояние между ним и колесом. Оно должно быть не менее 1,5-2 см. При таком зазоре грязь не будет забиваться между крылом и покрышкой. Есть тут правда замечание: это не касается случаев, когда Вы собираетесь месить глинистую почву по лесам и болотам страны. Любители таких поездок будут всегда грязные – их ничего не спасет. Можно только немного облегчить участь.
  4. На материал, из которого изготовлено крыло.
  5. Ну, и, естественно, на собственные финансовые возможности.

Например, в этом случае никакое крыло не поможет – только щиток на вилку немного защитил лицо, и то хорошо.

Велосипед после поездки по грязи

Для эстетов и любителей максимальной защиты можно посоветовать обратить внимание на такие крылья:

Велосипедные крылья с максимальной защитой

Еще один важный момент: после любой поездке по грязи – помойте велосипед. Засохшая грязь резко усиливает износ велосипедной цепи и всей трансмиссии, стальная рама начинает ржаветь, да и ездить на грязном велосипеде не приятно.

Кстати, очень интересное видео о том, как самому сделать легкие и широкие пластиковые крылья.

Плюс этой технологии в том, что Вы получите крылья необходимой Вам длины, ширины и формы. Ну и раскрасить их можно, как захочется.


Не те, на которых летают, а те, которыми защищаются от грязи. Хотя, езда на велосипеде порой очень даже окрыляет. Но сейчас поговорим именно о защите от грязи.

По-настоящему увлечённый велосипедист не боится ни дождя, ни снега, ни раскисшей грязной дороги. Конечно же, ездить на велосипеде и оставаться полностью чистым не возможно, с этим надо смириться. Но защитить себя и узлы велосипеда от попадания лишней грязи - вполне разумно. Для этого существуют различные вариант велосипедных крыльев, щитков, брызговиков и пыльников. Рассмотрим самые распространённые варианты.

Велосипедные крылья бывают:

  • Быстросъёмные
  • Полноразмерные
  • Средние
  • Щитки
  • Средства защиты отдельных узлов

Быстросъёмные


Отлично подходят для использования на горном велосипеде (MTB), заднее крыло можно легко установить и на шоссейник. Переднее обычно крепится внутрь штока вилки, с помощью распорного крепежа, а заднее - к подседельному штырю ремешком. Такие крылья снимаются за считанные секунды и не занимают много места. Из недостатков быстросъёмных крыльев можно отметить то, что они не обеспечивают очень хорошую защиту от грязи, а лишь отсекают её основной поток.
Впрочем, в большинстве случаев, таких крыльев будет достаточно, особенно если вы не относитесь к любителям каждый день рассекать по городу в любую погоду. К
наиболее распространённым и хорошо себя зарекомендовавшим моделям быстросъёмных крыльев можно отнести: SKS Shockblade (переднее), SKS X-Blade (Заднее), SKS Shockboard (переднее), SKS Xtra-Dry (заднее). Модели Shockblade и X-blade доступны в двух вариантах - 26” и 28”.

Стоимость комплекта быстосъёмных крыльев - ориентировочно 2000 рублей.

Также существует более дешёвый и упрощённый вариант - SKS Crossboard. Стоимость комплекта - около 700-800 руб.

Полноразмерные


Ещё их можно назвать классическими. Все хорошо помнят старые дорожные велосипеды с большими металлическими крыльями. Это примерно то же самое, только современные полноразмерные крылья изготавливают из металлопластика, что делает их лёгкими, гибкими и коррозиоустойчивыми. Многим не нравится их внешний вид, они выглядят несколько старомодно, да и снять их быстро не получится. Но защиту от грязи они обеспечивают самую лучшую. Если вы используете велосипед как транспорт круглый год в любую погоду, то имеет смысл оборудовать его полноразмерными крыльями, ни один другой вид крыльев не обеспечит такую защиту от грязи, как полные. В качестве примера можно привести опять же SKS. Эта фирма производит полные крылья для всех типов велосипедов: для МТБ, гибридов и даже для шоссейников. К слову сказать, на шоссейнике, во время весенних тренировок, такие крылья очень здорово помогают, так что рекомендую к приобретению.

Стоимость комплекта полноразмерных крыльев - ориентировочно 1500-2000 рублей.

Средние


Это не совсем верное название, но пусть будет так, не знаю как их ещё можно назвать. Это что-то среднее между быстросъёмными и полноразмерными. Такие крылья довольно быстро демонтируются, при этом некоторые модели обеспечивают неплохую защиту от грязи. Самый распространённый и доступный вариант таких крыльев - SKS Hightrek. Такие крылья обеспечивают вполне нормальную защиту от грязи, хотя заднее крыло Hightrek на многих велосипедах оказывается слишком коротким и часть грязи всё равно забрасывает выше.
Зато стоят такие крылья всего около 300 рублей. В качестве более продвинутого варианта средних крыльев можно порекомендовать SKS Beavertail. На мой взгляд это очень удачный вариант, обеспечивающий достойную защиту от грязи, при этом они также довольно быстро демонтируются.

Стоимость комплекта таких крыльев - порядка 700-800 рублей.

Щитки


Как дополнение к быстросъёмным крыльям, в особо грязную погоду, можно использовать специальные подрамные щитки. Основная цель такого щитка - защитить трансмиссию от потока основной грязи. Изначально щитки подразумевают установку на нижнюю трубу рамы так, чтобы продлить переднее крыло. Но на некоторых моделях велосипедов удаётся установить щиток и на подседельную трубу, тем самым прикрыть область переднего переключателя и системы, куда постоянно летит грязь с заднего колеса. К наиболее распространённым можно отнести щитки фирмы SKS: Mud-x и X-board.

Стоимость таких щитков - порядка 400-600 рублей.

Средства защиты отдельных узлов


Некоторые велосипедисты предпочитают использовать дополнительную защиту для отдельных узлов велосипеда. Как правило защищают аммортизационную вилку, задний амортизатор и рулевую колонку. Насколько это целесообразно - решать вам. Могу сказать только то, что у такой защиты существует и обратная сторона. Например, надевая на ноги вилки неопреновые пыльники мы защищаем её от большой грязи, но мелкие песчинки всё равно попадают под защиту и во время работы вилки постоянно трут покрытие. Так что, на мой взгляд, лучше почаще мыть велосипед и следить за ним, чем надеть пыльники и забыть.

Немного личного опыта

Теперь немного поделюсь личным опытом и расскажу, какими средствами спасаюсь от грязи я. Вообще, крылья и всякие такие побрякушки я не очень люблю, мне нравится когда велосипед максимально лёгкий и ничего лишнего на нём не висит. Но, поскольку я езжу круглогодично, в том числе и по городу, то защищаться от грязи просто вынужден. На протяжении всей своей велосипедной жизни я перепробовал довольно много типов крыльев на разных велосипедах. Конечно, наиболее эффективные - это полноразмерные, как уже писал выше. Если бы мне нужно было каждый день утюжить городские улицы, то я несомненно ос

тановился бы на этом варианте, особенно в осенне-зимне-весенний период.


Тем не менее, большую часть времени я езжу с быстросъёмными крыльями SKS, дополняя их различными щитками при необходимости. Мой стандартный набор для МТБ: переднее - SKS Shockblade, заднее - SKS X-blade 28”, щиток SKS Mud-x и переднее крыло из набора Hightrek для продления заднего крыла до каретки 🙂 Как-то раз у меня оказался кусок от быстросъёмного шоссейного крыла Zefal и с помощью него я доработал щиток SKS Mud-x. Взял крепление с ремешком и приделал его к щитку. Получилась конструкция как на фото. Очень мне кстати это понравилось, при случае думаю повторить, а то тоn увели вместе с велосипедом.

Вот, такой получился небольшой обзор велосипедных крыльев и средств защиты от грязи. Надеюсь, что кому-то он будет полезен. Но ещё раз напомню, что во время межсезонья нужно как можно регулярнее проводить чистку и обслуживание велосипеда. Только в таком случае его компоненты будут работать как часы, прослужат долго и ваш конь не подведёт вас даже в самой сложной ситуации!

Удачи и попутного ветра!

Велосипедные крылья и средства защиты от грязи : 6 комментариев

Здравствуйте! Тоже использую крылья, переднее стоит как обычно, а заднее интегрировал в багажник, тк катаюсь иногда в походы. Ну и плюс тоже кусок переднего крыла от другого комплекта на подседельную трубу чтобы защитить передний переключатель. Раздражают еще брызги, которые вылетают вперед в промежуток между передним крылом и колесом и которые закидывает в лицо, видел где-то специальную тряпочку, которую можно повесить между ног вилки, да всё лень заказать ))
З.Ы. Да, еще удлинил крылья пластиком от полторашек, вроде стало почище )) Длину подбирал экспериментально, чтобы заднее не выходило за габариты колеса, а переднее не цеплялось за кроссовки при педалировании при повороте колеса.

А я вот признаю только полноразмерные крылья. Взял SKS шириной 60 мм и приладил их на свой маунтинбайк. Заднее крыло встало без проблем, но с передним пришлось повозиться. На вилке крепления не предусмотрены. В горилле отверстие есть а вот на ногах нет. Пришлось прикручивать хомутики. Получилось неплохо. Когда стал ездить вскоре обнаружилась ещё одна проблема. Крылья позволяют устанавливать покрышки шириной до 57 мм (2,25), но это если вы не ездите по грязи. Когда начинается налипание, колесо может совершенно заклинить, т.к. грязевые просветы остаются оч. небольшими. Поэтому осенью и весной я использую узкую резину шириноё 1,5-1,75 дюйма.

1.Похоже, на настоящих маунтинбайках установка полноразмерных крыльев вообще не подразумевается. На хороших аммортизационных вилках нет никаких креплений. Всё это вызывает некоторое недоумение. Я вот сейчас в раздумьях что взять на смену своему старому 26-ти дюймовому байку. Хочется чего нибудь с большими колёсами. Найнер был бы лучшим вариантом, но к нему полноразмерных крыльев точно не существует, да и крепления для них нет. Придётся брать гибрид с колёсами 28, там и на аммортизационных вилках крепления для настоящих крыльев имеются.
2.Не понимаю, почему почти не существует велосипедов с полностью закрытой трансмиссией. Это ведь очень значительно увеличит срок службы всех деталей привода. Наверное производителю просто невыгодно выпускать вещи с длительным сроком службы.

Верите или нет, но отношение к такому простому аксессуару, как велосипедные крылья – один из самых главных предметов спора на велофорумах.

С одной стороны — вело-фетишисты и примкнувшие к ним «яспортсмены», утверждающие, что щитки портят внешний вид и аэродинамику байка, с другой — обычные покатушечники, не представляющие себе езды в нашем климате без этого полезного дополнения.

Комплект крыльев для вела

Куда летят брызги из-под колес велосипеда

Кстати, из-под колёс летят не только брызги с грязью, но и песок с мелкими камушками.
Как это не покажется странным новичкам, но всё это летит из-под колес велосипеда не только назад, но так же вверх и даже вперед. Причем, летящие из-под переднего колеса капли поднимаясь вверх или вперед, подхватываются встречным потоком воздуха, забрызгивая руки, вилку, попадают прямо в лицо велосипедиста, что очень не приятно.

Распространение потоков воды

Из рисунка видно, что брызги летят:

С переднего колеса:

  • в лицо;
  • снизу на шею и подбородок;
  • снизу на руки и живот;
  • на голени и переднюю систему звезд.

С заднего колеса:

  • на спину и поясницу;
  • загрязняют вещи на багажнике;
  • летят на тех, кто едет сзади;
  • иногда достаёт и до переднего переключателя скоростей.

Способов защиты от всего этого два:

  • Не ездить по лужам и грязи. Малореальный, так как у нас дорог без луж не бывает, а ездить все-равно нужно.
  • Поставить на велосипед крылья.

Велокрыло защищает своего владельца от попадания на тело грязи различного рода и брызг от воды в дождливые сезоны. Но громоздкие, в некоторых случаях, крылья сильно увеличивают вес велосипеда и уменьшают его аэродинамические свойства. Что не всегда хорошо, а иногда и совсем не хорошо – в соревновательных дисциплинах, в экстрим дисциплинах.

Для городских велосипедов

Городские велокрылья

Существует пара важных критериев, которые необходимо учитывать при подборе нужных деталей, а именно:

  • размеры покрышек;
  • наличие и тип креплений.

К размерам относятся два пункта – диаметр и ширина. Узнать их значения достаточно просто, потому что они указываются на самой покрышке велобайка. На данный момент диаметр разнится в диапазоне 12 – 29 дюймов. Также не стоит забывать о ширине, ведь если взять небольшие крылья, то зона покрытия будет недостаточна. Особенно это касается горных и фэтбайков.

С размерами все понятно. Теперь нужно разобраться с креплением. Перед походом в магазин не лишним будет осмотреть велосипед и проверить наличие необходимых отверстий, где непосредственно будет держаться крыло. Если производитель заранее предусмотрел место для креплений, то в большинстве случаев эти отверстия будут находиться на горилле вилки (перемычка, соединяющая “штаны” вилки), редко на нижней трубе рамы, а также в районе крепления заднего колеса – подседельная труба, седло, перемычка на перьях рамы. В таком случае можно смело покупать полный комплект крыльев. Они должны прекрасно подойти и в полной мере справляться со своей задачей. Единственное, что может пострадать так это обувь, хотя имея брызговик (обычно идет в комплекте) это не проблема.

Горный велосипед с крыльями

Горный велосипед

Крылья могут иметь различную форму и внешний вид. Здесь важную роль играет тип велобайка, т.к. многие модели приспособлены для различных условий, например, для гористых местностей, городских дорог и шоссе. А потому защитные элементы разделяются на 3 небольшие группы:

  1. Для горных велосипедов;
  2. Для передвижения по шоссе;
  3. Для городских велосипедов.

Виды крыльев на велосипед

Чтобы разобраться, как выбрать щитки для велосипеда, стоит разобрать, какими они бывают.

По материалам выделяют защиту:

  • пластиковую;
  • металлическую;
  • карбоновую.

Достоинство карбона — легкость, а металлические аксессуары имеют особую прочность, но большой вес.

По способу крепления щитки бывают:

  • стационарные;
  • быстросъемные.

Стационарные называют полноразмерными, у них надежный широкий диапазон защиты. Полные ставятся на горный транспорт при экстремальной езде в любую погоду. Недостатки: неуниверсальное крепление таких приспособлений, вес и сложный процесс очистки из-за маленького расстояния до покрышки.

Быстросъемные щитки из пластика крепятся к горным байкам в случае езды по сложной трассе. Крепятся такие элементы через специальные отверстия на вилке специальными болтами, которые идут в комплекте с набором. При установке иногда можно регулировать их высоту. Преимуществом данного аксессуара является малый вес, легкая установка, легкая чистка и значительный зазор между крылом и колесом. Велосипедное крыло обязательно должно ставиться на некотором расстоянии от покрышки, иначе недостаточный зазор может забиться грязью.

К недостаткам быстросъемных аксессуаров относят малую прочность пластика, низкую степень защиты из-за большого зазора, слабое крепление. Учитывая, что используются быстросъемные элементы для горного байка, их постоянно приходится поправлять.

Самодельные вело-крылья

Самодельные крылья для велобайка могут быть изготовлены из многих материалов, например, дерево, пластмасса, металл, пластик, даже офисные принадлежности могут принести пользу. Все зависит от желания и денег. Наиболее качественные образцы щитков получаются из металла, пластика или их сочетание с другими компонентами.

Если брать во внимание металл, то необходимо найти металлические листы небольших размеров. После снятия размеров с покрышки, нанести их на лист и вырезать. После, с помощью молотка и специальных форм придать нужную форму металлическим щиткам. Торопиться не стоит, иначе можно испортить материал, время и нервы. В соответствии с отверстиями на велосипеде сделать их на самих крыльях и закрепить на болтах.

Ещё одним отличным вариантом будет крыло из пластика. В таком случае сойдёт пластиковая труба. На нее наносится разметка будущей заготовки. Чтобы пластик принял нужную форму, его нужно разогреть либо над плитой, либо с помощью газовой горелки. При этом все делать аккуратно и не торопясь. Если передержать, он расплавится. После придания формы, наждачной бумагой пройтись по краям и обработать поверхность.

Чтобы узнать, какие крылья поставить на велосипед, разберитесь с типом транспорта, размерами и отверстиями для крепления. И уже затем решайте покупать набор, или выбирать щитки по отдельности. Внешний вид и оформление зависит от личных предпочтений и вида езды. Если велосипедист занимается активными дисциплинами, например, кросс-кантри или даунхиллом, он выберет т короткие крылья, иначе нарушит технику безопасности.

Покупатель наверное забывает, что главная функция крыльев - защищать велосипед от летящей из-под колес грязи, а внешний вид и способ крепления - это уже дополнительные параметры. Поэтому получается, что купив эффектные крылья и установив их на велосипед, велосипедист осознает, что во время ливня уж как-то не до эстетики, и лучше бы крылья хотя бы защищали от грязи, летящей в лицо из-под переднего колеса. После этого, велосипедист как правило идет в магазин и покупает либо новые крылья, либо модернизирует то, что есть подручными способами.

Если все же на новом велосипеде установлены крылья, то это совсем не значит, что они хорошие и защитят Вас от грязи. Возможно сразу же стоит купить новые.

А нужны ли крылья вообще?

Во-вторых, не всегда крылья удобны. Они увеличивают вес и ухудшают аэродинамику велосипеда, а также могут собирать на себе грязь, которая впоследствии может мешать движению колеса, что вынудит велосипедиста остановиться и терять время на выгребание грязи. Кроме того, крылья могут задевать за колесо или из-за особенности крепежа, или же из-за качества материала, из которого это самое крыло сделано, что тоже не является плюсом. Конечно же эти минусы особенно явственно проявляются во время соревнований, где дорога каждая секунда. Для поездок по парку на велосипеде всё это незначительно.

В-третьих, крылья могут существенно ухудшить внешний вид велосипеда. Тут уж как кому нравится, но чаще всего велосипед с крыльями выглядит хуже, чем если бы крылья на нем установлены не были.

Кроме того, крылья подходят не ко всякому виду катания. Представьте себе, например BMX с крыльями, или, например, велосипед для даунхилла, на котором стоят железные крылья. Не правда ли забавно? На самом деле крылья могут быть полезны на прогулочных городских велосипедах, туристических велосипедах и гибридах - словом там, где речь не идет о соревнованиях или каком-то экстриме. В некоторых случаях крылья ставят и на шоссейные велосипеды, но только на время тренировок. Многие могут сказать, что крылья еще подходят для кросс-кантри. Если Вы имеете ввиду неспешную покатушку по лесным или грунтовым дорожкам, то да, хотя это на самом деле это совсем и не кросс-кантри. А вот в спортивной дисциплине, которой является кросс-кантри крыльям не место.

В целом же, нужны крылья или не нужны, каждый велосипедист решает для себя сам, исходя из своих предпочтений и стиля катания.

Какими должны быть крылья?

  • Короткое переднее крыло. В этом случае грязь из-под переднего колеса летит практически во все стороны. При этом, в зависимости от длины крыла и посадки, грязь может лететь и в лицо велосипедисту.
  • Короткое заднее крыло. При этом грязь с заднего колеса по параболической траектории, высота которой зависит от скорости велосипеда вылетает наверх и падает аккурат на спину и голову велосипедиста. При этом, при достаточной скорости грязь может перелетать велосипедиста и попадать в лицо. Таким образом организуется своего рода грязевой душ, льющийся сверху на велосипед. В этом случае чистых зон и вовсе не остается, так как даже, если грязь не летит напрямую с колеса, она может попадать на велосипед уже сверху. При достаточном количестве воды на дороге велосипед напоминает водный мотоцикл с характерным фонтаном сзади.

При этом нетрудно заметить, что если у Вас короткие переднее и заднее крылья, то надеяться на них абсолютно не приходится, так как при этом весь велосипед оказывается в грязной зоне.

Итак, чтобы крылья достаточно защищали велосипедиста от грязи и воды. Они должны быть достаточно длинными. Чем длиннее крыло - тем лучше.

Конечно все вышесказанное относится к случаю, когда ширина крыла больше ширины протектора колеса, иначе грязь будет лететь во все стороны, какими бы длинными не были крылья.

Казалось бы понятно, как выбрать хорошие крылья и какими они должны быть, но и тут есть загвоздка.

  • Длинные крылья делают в подавляющем большинстве случаев из металла - а это значительная прибавка к весу.
  • Если на велосипеде установлены длинные крылья, перед велосипедистом встает проблема съезда с поребрика или иных крутых препятствий.
  • Длинные крылья требуют соответствующего крепежа минимум в трех точках и не всегда легко устанавливаются на велосипеды с дисковыми тормозами или двухподвесы.
  • Внешний вид велосипеда с длинными металлическими крыльями не всегда хорош.

Таким образом, длинные металлические крылья можно ставить на гибриды, городские велосипеды, дорожные велосипеды и шоссейники. В ином же случае следует постараться подобрать максимально длинные, но прочные пластиковые крылья. При покупке оцените, как будет лететь вода с колес, и будут ли крылья на пути у этой грязи.

Крылья для велосипеда

Статьи такого формата мы обычно начинаем с какого-то исторического очерка, где от зари велосипедостроения доходим до наших дней. С крыльями для велосипеда можно было бы поступить примерно так же… Но, думается, что летопись крыльястроения окажется довольно скучной. В общем, переходим сразу к предмету разговора.

Для начала давайте разберемся, для чего нужны брызговики на велосипеде? Если первый ответ, который пришел в голову – для защиты велосипедиста от брызг грязи, то вы будете правы. Лишь отчасти. Да, так или иначе крылья задуманы, как предмет призванный снизить риск загрязнения одежды. В зависимости от их конструкции они будут защищать лучше или хуже. С этим всё понятно, позже мы коснемся защиты райдера еще раз.

Технические причины

Второй ответ, неочевидный, заключается в том, что крылья также защищают и велосипед. Несмотря на то, что ваш байк любого уровня может быть укомплектован самыми крутыми и дорогими компонентами, это не дает 100%-й гарантии защиты этих компонентов от поездки в дождь и грязь.

Каретка, в нее от переднего колеса прилетает много и быстро. Так уже случается, хоть и редко, что уплотнения этого узла не справляются с напором грязи. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что довольно мало видов крыльев есть, справляющихся с защитой кареточного узла.

Линейка брызговиков от SKS для установки в амортизационную вилку МТБ велосипеда. Есть версии для разных размеров колес.

Где купить:

Рулевой стакан, он наверное, наиболее уязвим в мокрую погоду, если не предусмотреть его защиту. Да, там тоже есть уплотнения. Справляются со своей работой они обычно довольно неплохо. Однако немаловажную роль здесь играет вес райдера. Чем он больше, тем уязвимее для грязи этот узел. Почему? Потому, что шток вилки изгибается, что влияет на образование ненужных зазоров между стаканом и короной, куда пыль с водой и забиваются. Откуда я это знаю? С моим весом, около 65 кг, я изгибаю алюминиевый шток карбоновой вилки на шоссере. Изгибаю настолько, что даже при условии поездок исключительно в сухую погоду, со временем стакан начинает хрустеть.

Да, я думал, что просто не дотянул узел и был микролюфт, но всё оказалось довольно просто – шток гнется. Пока он гнется, в щель залетает песок. Причем, попадает он не на подшипник (у меня промышленные закрытого типа), а между конусом и короной вилки. Благо конус разрезной и почистить удается без полного разбора узла. Борются с этим недугом забиванием повышенного количества смазки… которая с течением времени вымывается.

Кстати, опыт работы в мастерской показал, что рулевые стаканы часто умирают только снизу. Верхний подшипник, как правило, остается в идеальном состоянии. Тогда как нижний имеет все признаки абразивного и коррозионного воздействия.

Подседельная труба, также весьма уязвима независимо от конструкции велосипеда. Нет, конечно, модные шоссейные крепления подседела многое решают. Но большинство велосипедистов не ездят зимой и по мокрым осенним-весенним дорогам на ракетах стоимостью с автомобиль. В большинстве случаев мы имеем алюминиевую раму с разрезанной подседельной трубой. В этот самый разрез водичка с песочком прекрасно проникают и делают свое дело. Если каретка не HollowTech II, то велика вероятность скопления воды в кареточном узле со всеми вытекающими последствиями. Сводятся последствия к медленной гибели подшипников каретки (ну, такая уже у них вот конструкция неудачная), и к прикипанию резьбы каретки к резьбе кареточного узла.

Выкрутить такое изделие всегда очень непросто, так как ржавчина расширяется и существенно уплотняет посадку резьбы. Кроме того, увеличивается коэффициент трения. Все это приводит к риску повреждения резьбы в кареточном узле рамы, и… выбросу рамы. Каретки HollowTech II выполняются из алюминия и этому эффекту не подвержены, только если не вкручены в стальную раму. Что же до уплотнения самой каретки внутри узла, то она довольно неплохая. Мне не приходилось видеть погибшие подшипники HollowTech II из-за попадания воды изнутри каретки.

Полноразмерные крылья с подсветкой. Не только спасут от грязи, но и сделают заметным ночью. Отличный выбор для города.

Где купить:

Еще один узел, который не любит грязь и влагу – амортизированные вилки. Точнее, если, то не выдерживают в первую очередь покрытия ног. В районе рабочей зоны ноги, где она обнимается пыльником итак повышенное трение, а если добавить песка, то можно считать, что потерли покрытие наждачкой. Так бывает, когда песок проникает внутрь манжеты. Характерные полоски на покрытиях ног часто свидетельствуют именно об этом.
Компания Manitou, кстати, по этой причине (так гласит легенда), свои вилки делает с обратной гориллой. То есть, всё, что прилетает в ноги на Fox или RockShox, на Manitou прилетает в гориллу. Простое техническое решение реально работает.

Трансмиссия, разумеется, тоже подвергается воздействию песка и влаги. Стоит ли говорить, что отсутствие крыльев на заднем колесе означает, что весь поток, который не прошел в подседельную трубу направится на передний переключатель, звезды и цепь?
В отдельной статье мы рассказывали, как помыть и настроить трансмиссию.

Кажется, что от темы крыльев мы ушли куда-то очень далеко. Однако все вышеописанные недуги легко предупредить установкой крыльев того или иного типа.

Эстетика

Народонаселение здесь делится на тех, кто крылья не признает, так как они уродуют велосипед и на тех, кто за крылья ратует не смотря ни на что. В первом случае есть доля правды. На МТБ крылья в основном не очень красивые. Или, сами-то брызговики могут быть очень красивыми, а на велосипеде будут смотреться ужасно. Увы и ах. Тем не менее, народ ездит.

Гравийные велосипеды (они же очень похожи на туринги и гибриды), ставшие сейчас очень популярными, часто комплектуются крыльями, которые, как это ни странно, велосипед не уродуют, а прекрасно дополняют. Крылья для шоссейных велосипедов тоже существуют. Мне известны два типа. Первый только для заднего колеса, второй для двух колес. Бытует мнение, что они сильно влияют на аэродинамику и тут спорить не буду. Даже соглашусь. Думаю, что в аэродинамической трубе проверок проводить не требуется, настолько этот факт очевиден. Впрочем, выглядят они вполне эстетично.

Виды крыльев на велосипед

Крыло на МТБ вилку (гориллу)

В общем-то да, крылья этого типа призваны защитить покрытие ног вилки и узел рулевого стакана. Они компактные, велосипед не уродуют и стоят довольно дёшево. Крепление осуществляется с помощью пластиковых хомутов (стяжек). Просто, легко, эффективно. К недостаткам можно отнести отсутствие защиты райдера из-за короткой длины.

Читайте также: