Подсветка дисков автомобиля штраф

Опубликовано: 11.05.2024

Любое вмешательство в конструкцию автомобиля может повлиять на его работу и безопасность. Правила дорожного движения и другие нормативные акты запрещают самостоятельное изменение конструкции автомобиля.

НОРМАТИВЫ

Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать на транспортном средстве передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого. Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

ГОСТ 8769–75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» определяет перечень внешних световых приборов. К ним относятся:

Теперь рассмотрим дополнительную светотехнику, наиболее часто устанавливаемую на автомобиль.

1. Дневные ходовые огни (ДХО)

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — Регламент; утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720) определяет порядок и режим работы ДХО, а также места их установки. Регламент не говорит о самостоятельной установке ДХО, а всего лишь указывает на то, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. То есть, если на конкретной модели предусмотрены ДХО, но на машине в конкретной комплектации световые приборы не установлены, это можно сделать самостоятельно (например, ГОСТ Р 41.48–2004 к факультативному огню относит огонь, установка которого производится по усмотрению предприятия-изготовителя). Если установка ДХО на автомобилях конкретной модели заводом не предусмотрена, то их монтаж требует согласования и внесения изменений в регистрационные документы.

2. Подсветка регистрационного знака специальными рамками

Освещение номерного знака относится к внешним световым приборам. Поэтому управление автомобилем с нестандартной подсветкой переднего регистрационного знака чревато наказанием по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ — лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. За нестандартную подсветку заднего — штраф 500 рублей.

3. Светящиеся форсунки стеклоомывателей, подсветка днища автомобиля и колесных дисков

С точки зрения нормативов светящиеся форсунки, как и подсветка колесных дисков и днища автомобиля, не являются внешними световыми приборами. А раз так, то и наказывать за подобную иллюминацию по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ сотрудники ГИБДД не вправе. Но не все так просто. Если эта иллюминация не предусмотрена заводом-изготовителем и требует подключения к электрической сети автомобиля, то ее установку необходимо согласовать с ГИБДД. Эксплуатация такого автомобиля без разрешения ГИБДД запрещена (пункт 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), наказание — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

4. Синий свет фар, самостоятельная установка ксенона

ПДД и технические регламенты допускают использование спереди световых приборов только белого, желтого или оранжевого цветов. Иное прямо запрещено Кодексом об административных правонарушениях и грозит лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. То же касается ксеноновых фар. Если завод-изготовитель не предусмотрел установку подобных фар, то устанавливать их самостоятельно нельзя — это считается внесением изменений в конструкцию. Управление автомобилем с такими фарами, установленными без согласования, также грозит лишением водительского удостоверения.

Подсветка колес автомобиля – одна из разновидностей тюнинга, на который не многие соглашаются ввиду разных причин. Кто-то опасается штрафа, а кто-то – сложностей монтажа. И те и другие изменят своё мнение после детального ознакомления с темой. Этой статьёй мы постараемся заинтриговать автолюбителей, предоставив им несколько весомых доказательств в пользу подсветки колес.

Виды подсветки

Огромный ассортимент светодиодной продукции и фантазия автомобилистов, соединенные воедино, позволяют изобретать самые непредсказуемые виды подсветок, в том числе для автомобильных колес. Рассмотрим основные виды, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

Подсветка на ниппель

подсветка на нипиль

Самый простой способ сделать подсветку автомобильных колес заключается в установке led-колпачков на ниппель или золотник. Колпачок состоит из двух частей: стального корпуса с резьбой для фиксации и отсеком для батареек, а также прозрачного пластикового корпуса со светодиодами. Изделие не пропускает воду и устойчиво к вибрационным нагрузкам. Вращение колес на малой скорости приводит к периодическому замыканию контактов, создавая эффект мигания. С повышением скорости светодиоды начинают светиться постоянно, в результате чего проявляется эффект «огненного колеса». Визуальная толщина светящегося обода определяется длиной колпачка и количеством светодиодов. Светодиоды, в свою очередь, могут быть как одного цвета, так и разных цветов, выстроенные по вертикали. Разноцветные модели создают светящийся обод, сформированный из нескольких окружностей разного цвета.

В зависимости от модификации цветные led-колпачки могут быть оснащены датчиком света и поддерживать управление с пульта дистанционного управления. Это позволяет исключить расход энергии батареек в солнечные дни, когда эффект от свечения незначителен.

Светодиодная лента

LED подсветка колеса

Подсветка дисков автомобиля с помощью светодиодной ленты изменит его облик, придав выразительности и неповторимости. Благодаря широкой гамме цветов, выбор свечения подбирается индивидуально. Монтаж RGB-ленты даст возможность управлять яркостью и цветом свечения с пульта. Питание светодиодная лента получает от бортовой сети 12В. Использовать можно исключительно герметичные модели с IP67–68. В противном случае велика вероятность короткого замыкания на участке со светодиодами во время дождя (снегопада). Последовательность подсоединения светодиодной ленты к дискам для её применения в качестве «огненного кольца» будет рассмотрена ниже.

Видеопроекция

Подсветка колес автомобиля проекционным методом является одним из ярких достижений в области тюнинга. Видеопроекция колес непросто вызывает удивление среди прохожих, но и заставляет задуматься о том, как такое возможно? Работает эта революционная технология следующим образом.

На колесо крепится специальный модуль, внутри которого встроена микроконтроллерная плата с возможностью перепрошивки через USB-порт и питанием от 4 батареек. Исполнительным органом является RGB светодиодная линейка, с помощью которой формируется красочный рисунок. Доступные вариации закачиваются сначала на flash-накопитель с ноутбука, а затем копируются в модуль. Выбирать и изменять тип изображения можно во время поездки непосредственно из салона.

Светодиодная подсветка на базе видеопроекции имеет свои особенности и недостатки:

  • режим работы каждого колеса задаётся отдельным пультом ДУ;
  • стабильность отображения на скорости 30–100 км/ч;
  • быстро садятся батарейки;
  • легко демонтируются. Поэтому лучше не оставлять без присмотра;
  • класс защиты от воды не всегда соответствует заявленному значению.

Стоимость

Цена подсветки может сильно варьироваться и зависит от типа и способа установки. Дешевле всего обойдется покупка одноцветных колпачков на золотник. В этом случае украсить 4 колеса можно за 500 рублей, ничего не переделывая и не переплачивая за установку.

Дороже выйдет подсветка на основе светодиодной ленты. Все необходимые детали есть в свободной продаже, но стоимость погонного метра герметичной ленты начинается с 10$. К тому же немало времени займут монтажные работы, а если довериться сервисному центру, то общие затраты удвоятся. Если использовать многоцветную ленту, то к стоимости придётся добавить ещё 1000–1500 рублей – это цена RGB-контроллера.

Светодиодный проектор – самая дорогая из представленных подсветок. При заказе из Китая программируемое проекционное устройство обойдётся в 50$ для одного колеса. Стоимость такого же устройства в Москве с установкой и гарантией начинается от 100$ за колесо.

Подсветка дисков и закон

Принимая решение об установке подсветки колес на авто, не следует забывать о её сомнительной законности. Ни в одном нормативном документе не разрешен монтаж дополнительных осветительных приборов, кроме тех, которые перечислены в ГОСТе 8769–75 «Внешние световые приборы. Количество, расположение, цвет».

Основанием для наказания нарушителя служит п.3.1 «перечня неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать транспротное средство» ПДД РФ 2016. В нём сказано, если внешние световые прибора ТС не соответствуют требованиям конструкции по какой-либо причине, то его эксплуатация противоречит действующим Правилам.

Получается, что инспектор имеет полное право вынести предупреждение и даже выписать штраф размером до 500 р. Избежать наказания можно, если включать подсветку колёс в заранее проверенных районах, подальше от глаз инспектора.

Тюнинг своими руками

Как сделать подсветку колес рассмотрим на примере со светодиодной лентой. Кроме неё понадобится алюминиевый плоский профиль, арочный перфорированный профиль, нейлоновые стяжки, провода и инструмент. Подсветка колес автомобиля своими руками производится следующим способом. На базе профилей собирают конструкцию, напоминающую простейшее колесо, где спицы – это 3 алюминиевых полосы, а обод – строительный профиль для арок. Размещают каркас за тормозным диском, чтобы скрыть источник излучения, оставив на обзор исключительно свет.

К отрезку со светодиодами припаивают питающие провода, а место контакта заливают термоклеем. К внешней части перфорированного обода приклеивают led-ленту, а затем усиливают крепление стяжками. Провод прячут в пластиковую гофру и с помощью стяжек крепят к рычагам, расположенным на днище.

Провода, разъёмные соединения и места пайки должны надежно герметизироваться.

Подключение к аккумулятору производят через отдельный выключатель, для которого следует продумать место в салоне. Если планируется установка RGB-ленты, то нужно найти место для контроллера. Из-за скачков в бортовой сети рекомендуется установить мощный стабилизатор на 12В, который защитит все светодиодные модули, используемые для подсветки автомобиля.

Однозначного ответа нет по нормативным документам есть противоречие.

Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации автомобиль не может эксплуатироваться при таких обстоятельствах, более того, колпачки не предусмотрены паспортом по эксплуатации Вашего авто.

Пока правилами это не запрещено.

К сожалению, не можете, так как при использовании любых световых устройств не являющихся штатными эксплуатация транспортных средств запрещена.

В конце ПДД Перечень неисправностей с которыми запрещается эксплуатация.. .

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Этот пункт Перечня спорный, т.к. именно конструкцией практически любого транспортного средства предусмотрена резьба для накручивания колпачка ниппеля. о том, каким именно должен быть этот колпачок - нигде не сказано ни слова. и уж тем более - светящийся он или ещё какой-нибудь причудливой формы.

Законом не запрещено.

Можете использовать, светящиеся люминесцентные колпачки никак нельзя отнести к внешним световым приборам. Это декоративная отделка, предназначенная исключительно для украшения и не несет на себе функций, световых, указательных приборов. Она конструкционно ничего не может осветить, лишь только обозначиться на автомобиле, ввиду своей малой мощности.

Какую подсветку можно ставить основные нормативно-правовые акты, регулирующие подсветку автомобиля, являются: 1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195 от 30.12.2001, редакция от 21.11.2011 2. Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") № 1090 от 23.10.1993, редакция от 06.10.2011 3. Постановление Правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011, 4. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» 5. ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 2 статьи, регулирующие подсветку автомобиля: 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена Указанные статьи со ссылкой на ПДД запрещают передние осветительные приборы иных цветов кроме белого, желтого и оранжевого, задние осветительные приборы иных цветов кроме красного, желтого и оранжевого (исключение – белая подсветка номера). Статья содержит запрет на использование дополнительного освещения не предусмотренных цветов спереди и сзади автомобиля. Статьи со ссылками на ПДД и ГОСТ Р 51709-2001 указывают на то, что нарушением также является следующее: «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», косвенно говоря речь идет о запрещении ксенона в фарах и плохой регулировке фар. Однако, если в комплектации автомобиля предусмотрены фары с ксеноном, то это не будет нарушением ГОСТа Р 51709-2001, а значит нет оснований для вынесения штрафа. Запрещение использования световых и звуковых спец-сигналов косвенно указывает на запрет стробоскопов. Кроме указанных видов подсветки автомобиля, ни в одном из законов не говорится о регулировании других, наиболее популярных видов декоративной подсветки. Все нарушения, связанные с выплатой штрафа или лишением прав, связаны с внешними световыми приборами. ГОСТ 8769-75. Пункт 1.1 определяет следующие типы внешних световых приборов: — фары дальнего света; — фары ближнего света; — противотуманные фары; — передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1 а и 1 б, стояночные огни); — задние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 2 а и 2 б, сигналы торможения категорий и, огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни); — боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни); — фонарь освещения номерного знака; — световозвращатели; — дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п); — опознавательный знак (фонарь) автопоезда. Список исчерпывающий. Однако, здесь не описаны такие популярные виды подсветки, как подсветка днища автомобиля, подсветка дисков, эквалайзеры (если кто не знает, эквалайзеры это - вот такая штука ). На практике сотрудники ГИБДД придираются к подсветке синего цвета. Учитывая этот факт, можно предположить, что они относят подсветку днища к осветительным приборам, расположенным спереди, либо сзади автомобиля. Подобное решение более чем спорное, учитывая реальное месторасположение подсветки. Часть сотрудников указывала на то, что существует полный запрет на использование подсветки днища. Вероятно, в данном случае, речь идет о попытке связать подсветку с постановлением правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011. Очевидно, что это решение не правомерно. В Постановлении речь идет о спец сигналах представителей госучреждений, к которым подсветка днища не относится. В определенном смысле к ним могут быть отнесены стробоскопы, но и это достаточно дискуссионный вопрос, который должен рассматриваться исключительно в судебном порядке. Наиболее дискуссионный вопрос в области регулирования декоративного освещения автотранспорта касается ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» Глава 3. Определения, содержит следующий пункт 32 в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации. Именно на этот пункт чаще всего ссылаются сотрудники ГИБДД, осуществляя административное взыскание за наличие декоративной подсветки, приравнивая ее к световым приборам, которыми запрещено пользоваться. Исключение делается только для сигнализации. Очевидно, что и это решение неправомерно, так как нет четких критериев отнесения декоративной подсветки к категории специальных сигналов. Таким образом, вопрос о подсветке днища в РФ не регулируется ни одним из действующих нормативно-правовых актов. Незнание этого факта владельцами автотранспорта, а также недостаточный уровень компетенции сотрудников ГИБДД являются ключевыми факторами в создании прецедентов неправомерного наложения административных взысканий по отношению к добросовестным автовладельцам. Наличие подсветки дисков и эквалайзеров также не является основанием для применения административных взысканий и, на данный момент, данный факт пока не опровергается ГАИ. Однако, учитывая низкий уровень компетенции отдельных сотрудников ГИБДД, я не исключаю возможности, по аналогии с подсветкой днища, определения их как боковые и задние фонари соответственно. Подобные решения неправомерны и должны быть обжалованы в судебном порядке. Важно помнить, что осуществление проверки осветительных приборов (как и тонировки) возможно только на стационарных постах ГАИ с использованием специального оборудования и с привлечением специалиста. Даже в случае с запрещенным ксеноном данное условие сохраняется. Несоблюдение порядка проверки осветительных приборов ведет к неправомерности решения сотрудников ГИБДД. В случае возникновения с представителями ГИБДД спора о праве (что вполне возможно, учитывая недостаточный уровень компетенции некоторых его сотрудников) следует осуществлять защиту своих прав, в том числе в судебном порядке. Если хотя бы в одном случае дело дойдет до Верховного суда РФ, есть шанс, что вопрос с декоративным освещением будет, наконец, урегулирован. Таким образом, изучив правовой аспект вопроса установки подсветки днища, я как юрист, делаю вывод о том, что она не запрещена вне зависимости от цвета и т.д. То же самое касается эквалайзеров и других элементов автотюнинга. Чем больше автовладельцев будут знать этот факт, тем меньшее количество неправомерных действий будет совершаться представителями ГИБДД.

Сергей, добрый день!

В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к ПДД), указано "количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства".

Однако, думаю, что светящиеся колпачки на колесах не относятся внешним световым приборам и в принципе вообще к прибора не относятся.

Другой нормы, так ли иначе запрещающей использование светящихся колпачков на колесах, нет.

Можете ездить со светящимися колпачками на колесах, поскольку нет нормативных актов запрещающих.

Похожие вопросы

При перевозке транспортной компанией комплекта автомобильных колес было утеряно одно колесо. ТК согласна возместить стоимость утерянного колеса. Диски, входящие в комплект колес, восстановить нельзя, т.е. остается три колеса с тремя дисками. Использовать данный комплект в полном объеме не представляется возможным. Вопрос: возможно ли возмещение вреда с ТК за полный комплект или придется довольствоваться малым (возмещением за одно колесо)

Приветствую всех. Для того, чтобы раз и навсегда разобраться с тем — действительно ли подсветка автомобиля разрешена законом или всё таки имеет какие-либо ограничения, мы обратились к помощи профессионального юриста. Предлагаем вашему вниманию статью, раскрывающую с точки зрения нашего законодательства этот вопрос. Советую распечатать и возить с собой.

В последнее время проблема некомпетентности правоохранительных органов в области регулирования правил дорожного движения принимает все более значительные формы. Сегодня я хотел бы рассмотреть правомерность различных видов декоративной подсветки автомобиля. Сайт ГосАвтоИнспекции МВД России содержит исчерпывающий перечень нормативно правовых актов, связанных с автотранспортом (рекомендую, всем без исключения автомобилистам, ознакомится с ними).

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие подсветку автомобиля, являются:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195 от 30.12.2001, редакция от 21.11.2011;
2. Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") № 1090 от 23.10.1993, редакция от 06.10.2011;
3. Постановление Правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011;
4. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;
5. ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 2 статьи, регулирующие подсветку автомобиля: 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси, 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Указанные статьи со ссылкой на ПДД запрещают передние осветительные приборы иных цветов кроме белого, желтого и оранжевого, задние осветительные приборы иных цветов кроме красного, желтого и оранжевого (исключение – белая подсветка номера). Статья содержит запрет на использование дополнительного освещения не предусмотренных цветов спереди и сзади автомобиля. Статьи со ссылками на ПДД и ГОСТ Р 51709-2001 указывают на то, что нарушением также является следующее: «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», косвенно говоря речь идет о запрещении ксенона в фарах и плохой регулировке фар. Однако, если в комплектации автомобиля предусмотрены фары с ксеноном, то это не будет нарушением ГОСТа Р 51709-2001, а значит нет оснований для вынесения штрафа. Запрещение использования световых и звуковых спец-сигналов косвенно указывает на запрет стробоскопов. Кроме указанных видов подсветки автомобиля, ни в одном из законов не говорится о регулировании других, наиболее популярных видов декоративной подсветки. Все нарушения, связанные с выплатой штрафа или лишением прав, связаны с внешними световыми приборами.
ГОСТ 8769-75. Пункт 1.1 определяет следующие типы внешних световых приборов:
— фары дальнего света;
— фары ближнего света;
— противотуманные фары;
— передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1а и 1б, стояночные огни);
— задние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 2а и 2б, сигналы торможения категорий и, огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни);
— боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);
— фонарь освещения номерного знака;
— световозвращатели;
— дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п);
— опознавательный знак (фонарь) автопоезда.

Однако, здесь не описаны такие популярные виды подсветки, как подсветка днища автомобиля, подсветка дисков, эквалайзеры. На практике сотрудники ГИБДД придираются к подсветке синего цвета. Учитывая этот факт, можно предположить, что они относят подсветку днища к осветительным приборам, расположенным спереди, либо сзади автомобиля. Подобное решение более чем спорное, учитывая реальное месторасположение подсветки. Часть сотрудников указывала на то, что существует полный запрет на использование подсветки днища. Вероятно, в данном случае, речь идет о попытке связать подсветку с постановлением правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011. Очевидно, что это решение не правомерно. В Постановлении речь идет о спец сигналах представителей госучреждений, к которым подсветка днища не относится. В определенном смысле к ним могут быть отнесены стробоскопы, но и это достаточно дискуссионный вопрос, который должен рассматриваться исключительно в судебном порядке. Наиболее дискуссионный вопрос в области регулирования декоративного освещения автотранспорта касается ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» Глава 3. Определения, содержит следующий пункт 3.2в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации. Именно на этот пункт чаще всего ссылаются сотрудники ГИБДД, осуществляя административное взыскание за наличие декоративной подсветки, приравнивая ее к световым приборам, которыми запрещено пользоваться. Исключение делается только для сигнализации. Очевидно, что и это решение неправомерно, так как нет четких критериев отнесения декоративной подсветки к категории специальных сигналов. Таким образом, вопрос о подсветке днища в РФ не регулируется ни одним из действующих нормативно-правовых актов. Незнание этого факта владельцами автотранспорта, а также недостаточный уровень компетенции сотрудников ГИБДД являются ключевыми факторами в создании прецедентов неправомерного наложения административных взысканий по отношению к добросовестным автовладельцам. Наличие подсветки дисков и эквалайзеров также не является основанием для применения административных взысканий и, на данный момент, данный факт пока не опровергается ГАИ. Однако, учитывая низкий уровень компетенции отдельных сотрудников ГИБДД, я не исключаю возможности, по аналогии с подсветкой днища, определения их как боковые и задние фонари соответственно. Подобные решения неправомерны и должны быть обжалованы в судебном порядке. Важно помнить, что осуществление проверки осветительных приборов (как и тонировки) возможно только на стационарных постах ГАИ с использованием специального оборудования и с привлечением специалиста. Даже в случае с запрещенным ксеноном данное условие сохраняется. Несоблюдение порядка проверки осветительных приборов ведет к неправомерности решения сотрудников ГИБДД. В случае возникновения с представителями ГИБДД спора о праве (что вполне возможно, учитывая недостаточный уровень компетенции некоторых его сотрудников) следует осуществлять защиту своих прав, в том числе в судебном порядке. Если хотя бы в одном случае дело дойдет до Верховного суда РФ, есть шанс, что вопрос с декоративным освещением будет, наконец, урегулирован. Таким образом, изучив правовой аспект вопроса установки подсветки днища, я как юрист, делаю вывод о том, что она не запрещена вне зависимости от цвета и т.д. То же самое касается эквалайзеров и других элементов светотюнинга. Чем больше автовладельцев будут знать этот факт, тем меньшее количество неправомерных действий будет совершаться представителями ГИБДД.

Любое вмешательство в конструкцию автомобиля может повлиять на его работу и безопасность. Правила дорожного движения и другие нормативные акты запрещают самостоятельное изменение конструкции автомобиля.

НОРМАТИВЫ

Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать на транспортном средстве передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого. Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

ГОСТ 8769–75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» определяет перечень внешних световых приборов. К ним относятся:

  • фары ближнего и дальнего света
  • противотуманные фары
  • передние фонари (габаритные огни, указатели поворота, стояночные огни)
  • задние фонари (габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможения, огни заднего хода , стояночные огни, противотуманные огни)
  • боковые указатели поворота
  • фонари освещения номерного знака
  • световозвращатели
  • дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели).

Запрещается самостоятельно вносить изменения в конструкцию транспортных средств. (Изменение конструкции — это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного автомобиля предметов оборудования, влияющих на безопасность .) Есть и перечень оборудования, которое можно устанавливать без согласований.

Теперь рассмотрим дополнительную светотехнику, наиболее часто устанавливаемую на автомобиль.

1. Дневные ходовые огни (ДХО)

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — Регламент; утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720) определяет порядок и режим работы ДХО , а также места их установки. Регламент не говорит о самостоятельной установке ДХО, а всего лишь указывает на то, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. То есть, если на конкретной модели предусмотрены ДХО, но на машине в конкретной комплектации световые приборы не установлены, это можно сделать самостоятельно (например, ГОСТ Р 41.48–2004 к факультативному огню относит огонь, установка которого производится по усмотрению предприятия-изготовителя). Если установка ДХО на автомобилях конкретной модели заводом не предусмотрена, то их монтаж требует согласования и внесения изменений в регистрационные документы.

2. Подсветка регистрационного знака специальными рамками

Освещение номерного знака относится к внешним световым приборам. Поэтому управление автомобилем с нестандартной подсветкой переднего регистрационного знака чревато наказанием по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ — лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. За нестандартную подсветку заднего — штраф 500 рублей.

3. Светящиеся форсунки стеклоомывателей, подсветка днища автомобиля и колесных дисков

С точки зрения нормативов светящиеся форсунки, как и подсветка колесных дисков и днища автомобиля, не являются внешними световыми приборами. А раз так, то и наказывать за подобную иллюминацию по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ сотрудники ГИБДД не вправе. Но не все так просто. Если эта иллюминация не предусмотрена заводом-изготовителем и требует подключения к электрической сети автомобиля , то ее установку необходимо согласовать с ГИБДД. Эксплуатация такого автомобиля без разрешения ГИБДД запрещена (пункт 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), наказание — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

4. Синий свет фар, самостоятельная установка ксенона

ПДД и технические регламенты допускают использование спереди световых приборов только белого, желтого или оранжевого цветов. Иное прямо запрещено Кодексом об административных правонарушениях и грозит лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. То же касается ксеноновых фар. Если завод-изготовитель не предусмотрел установку подобных фар, то устанавливать их самостоятельно нельзя — это считается внесением изменений в конструкцию. Управление автомобилем с такими фарами, установленными без согласования, также грозит лишением водительского удостоверения .

Автор: Сергей Смирнов

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!

Читайте также: