Как обкатывать новую резину на мотоцикле

Опубликовано: 07.05.2024

Правильная обкатка и увеличение жизни шин

Для того, чтобы правильно сел обод новых шин необходимо проехать примерно 100-200 километров. После этой дистанции все элементы обода приработаются к новому транспортному средству. Новая резина имеет очень гладкую поверхность. Обкаточная дистанция сделает их шероховатыми. Во время обкалывания новой резины следует помнить, что необходимо постепенно задействовать боковые стороны. Для этого нужно постоянно менять угол наклона при езде. В зимнее время инстанция обкатки значительно увеличивается и составляет примерно до 300 километров.
После того, как вы пройдете указанные дистанции, нужно тщательно проверить посадку новой резины Виатти на обод мотоцикла. Необходимо постепенно увеличивать скорость транспортного средства и тормозную силу. Не забывайте, что резина работает с максимальной эффективностью только тогда, когда наберет нужную температуру.

Увеличение жизни шин

Существует несколько простых правил, которые значительно увеличат срок службы новой резины. Придерживайте следующих правил:
1. Накачка шин должна быть максимально правильной. Давление должно полностью соответствовать рекомендациям самого производителя. Определенные виды резины требуют определенного уровня накачки.
2. Если вы достаточно часто ездите на мотоцикле, необходимо почаще появляться в шиномонтаже.
Рекомендации на зимнее время:
1. Если транспортное средство будет достаточно долгое время стоять на одном месте, резина может поменять свою форму, что приведет к ухудшению их характеристики. Для избежание подобной проблемы необходимо подвешивать колеса мотоцикла на время простоя. В худшем случае придется покупать новую резину.
2. Шины нужно обрабатывать специальным средством консервации. Это средство не даст резине высохнуть и потерять положительные свойства. Стоит помнить, что после зимнего простоя шины будут скользить первое время. Когда элементы средства консервации сотрутся, все вернется на место.


Обкатка новой резины несложный, но нужный процесс, чтобы новая моторезина села на ободе как положено, а сама резина привыкла к нагрузкам, верхний слой стерся. Относительно верхнего покрытия — он необходим, чтобы снять готовую покрышку с заводской матрицы без повреждения рабочей поверхности, а так же чтобы защитить ее в процессе транспортировки.

Способ обкатки состоит из постепенного увеличения скорости и угла наклона во время езды. Начинать нужно с малых скоростей с постепенным торможением. Отдельно советуют следить за состоянием сбалансированности колеса и давления внутри покрышки.


Логично, что мягкие шины обкатываются быстрее, чем жесткие. Средний диапазон обкатки до 150-200 км. Чем больше вы прикатываете покрышку, тем большие скорости вы можете использовать, улучшается торможение, мотоцикл становится более отзывчивым.

Если вам кажется, что обкатка свежей резины не нужна, потому что завод якобы уже провел некий магический ритуал экзорцизма, то как быть с тем, что вам самому нужно привыкнуть к поведению колеса на свежей резине?

Прогрев моторезины

Забавно, вот зачем прогревать зимой машину особо никто не спрашивает, а вот для чего прогревать резину это да, вопрос на миллион и три копейки. У моторезины есть оптимальная температура, при которой она готова вырабатывать максимум своих возможностей.

Процесс прогрева резины похож на обкатку, с момента выезда вы увеличиваете радиус поворота и максимальную скорость с течением времени. Первой прогревается середина покрышки, а боковые радиусы следом.


При холодной погоде, когда на улице царит межсезонье, прогреть резину достаточно проблематично. По большей степени, без дополнительных примочек типа шипованной резины или цепей на колесо в совершенно отвратительную погоду на обычной резине выезжать очень плохая идея, потому что даже если вы прогреете резину перед выездом на дорогу, то общая минусовая температура сведет прогрев на нуль, резина затвердеет, пятно контакта съежится, резина будет плохо управляться и далеко на ней вы не уедите.


Есть способы, для принудительного прогрева резины, такие как упражнения на езду с короткими поворотами руля, чтобы в наклоне боковые стороны резины прогрелись быстрее. В шоссейных гонках резину прогревают дополнительными грелками перед выходом на трек, после пробной езды покрышкам дают успокоиться, проверяя состояние колеса и уровень давления. Но стоит обратить внимание, что в шоссейных гонках используются более мягкие модели, которые прогреваются быстрее.

С увеличением температуры покрышки улучшается сцепление с покрытием дороги, пятно контакта становится более устойчивым, вот основная причина, по которой резину следует готовить к удачному выезду в город.

Сразу после покупки новых шин под любой из видов транспортного средства водителям не терпится испытать их в «боевых условиях». Делать этого категорически нельзя! Разберемся, как и сколько по времени должна происходить обкатка новых мотоциклетных и автопокрышек, чтобы в будущем колеса служили верой и правдой продолжительное время.

Обкатываем шины для мотоцикла

Новая мотоциклетная резина ни в коем случае не должна сразу эксплуатироваться «по полной». После установки она требуют раскатки, чтобы «притереться» к Вашему байку.

Чтобы правильно обкатать мотоциклетные шины, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • В зависимости от производителя мотоколеса требуют щадящего режима в первые 150-200 километров – не пренебрегайте скоростными нормами и не применяйте резких торможений с ускорениями;
  • Не давайте байку предельную нагрузку во время обкатки;
  • Старайтесь обьезжать лужи и грязь, чтобы обезопасить шины на мотоцикле от резкого охлаждения;
  • Не старайтесь срезать торочащиеся усики – это остатки технологического производственного процесса, которые со временем сотрутся сами;
  • Умеренная езда на мотоцикле – не только способ обкатать резину, но и возможность убедиться в правильности подобранного размера и установки.

Мотоциклетная резина на мотоцикле

Обкатка новых мотошин – это время, необходимое для удаления верхнего слоя специальной смазки, которой покрыта резина. Она помогает шине легко садиться на диск, после чего длительное время будет сохнуть. В этот период и следует быть максимально осторожным на дороге – нужно помнить, что мотоциклетные шины не являются обычной закругленной резиной.

Прежде всего, это очень сложное устройство технологического процесса, выполняющее сразу несколько важных функциональных обязанностей.

Главными среди них являются удерживание мотоцикла в нужном положении и обеспечение максимального уровня безопасности при езде на больших скоростях.

Понятие «щадящего режима» на протяжении 150-200 километров – чисто субьективное. Некоторые модели мотоциклов и производители шин будут требовать «намотать» и целых 500 км. перед тем, как использовать шины в полноценном эксплуатационном режиме. Все зависит от стиля вождения и опыта мотоциклиста, климатических условий и состояния дорожного покрытия.

Летняя резина на авто и эффективный «разогрев»

Летние автомобильные шины на дороге

Автомобильные шины летние состоят из полимеров с вместимостью каучука, текстильного волокна и специальной стали.

Для максимальной эффективности их совместной работы требуется определенное время, пока они смогут притереться друг к другу.

В отличие от мотошин, автомобильным покрышкам нужен пробег не менее 200-300 километров, чтобы защитная смазка поверхности протектора покинула его пределы. Пока она будет находиться на колесах, категорически не рекомендуется разгоняться до сверхвысоких скоростей, чтобы не подвергать опасности себя и других участников движения.

Смазка наносится на поверхность протектора еще для того, чтобы придать покрышкам максимально длительного срока хранения в свежести. Особенно это касается складов, где некоторые покрышки до продажи могут провести неопределенное время. Благодаря защитной смазке автоколеса не сохнут, а пыль и грязь не впитывается в середину протектора.

Все без исключения новые летние шины, приобрести которые предлагается в этом магазине: Bfshina.Ua, требуют тщательной обкатки. Если водитель проведет её по всем канонам шинного жанра, он может быть уверен – в будущем уровень безопасности и комфортности в путешествиях будет на самом высоком уровне.


Обкатка дорожной моторезины


Купив и установив на мотоцикл новую резину, не спешите проверять её сцепление на предельных скоростях и углах наклона. Каждая новая шина должна пройти обкатку, в ходе которой её каркас, бандаж и резиновый слой прирабатываются и выходят на расчетные характеристики. Считается, что расстояние 100 км. достаточно для обкатки нового колеса. Пройдя её, не забудьте проверить давление в колесе, а так же осмотреть его на предмет правильности посадки и возможного нарушения геометрии. Если никаких проблем не возникло – колесо готово к полноценной эксплуатации. Необходимо помнить, что большинство моделей моторезины до начала эксплуатации покрыты специальным составом, препятствующим её высыханию и старению во время хранения. Считается, что покрытая этим составом резина сохраняет свои свойства в течение пяти лет. Установив новое колесо, необходимо аккуратно стереть этот слой в ходе обкатки, постепенно увеличивая угол наклона мотоцикла до максимальных величин, используемых вами при эксплуатации. Но помните, что стерев защитный состав, вы запускаете процесс высыхания резиновой смеси. И через 2 года, вне зависимости от величины пробега, колесо нужно будет поменять. Необходимо помнить, что покрышки требует обкатки не только перед началом эксплуатации, но и после зимнего хранения. На поверхности колеса образуется слой высохшей резины, который необходимо аккуратно стереть во время первых поездок в новом сезоне.

Давление в колесах

Если вы покупали свой мотоцикл новым, в салоне официального дилера, то на нем обязательно должна быть наклейка с указанием рекомендованного давления для переднего и заднего колеса. Как правило, эту информацию размещают на заднем маятнике мотоцикла. В дальнейшем, большинство мотоциклистов ориентируются именно на указанные в ней цифры, наивно полагая, что имеют оптимальное давление на все случаи жизни. На самом же деле указанные на маятнике величины, в лучшем случае, подойдут для резины, которой мотоцикл комплектуется на заводе. В реальности, для того чтобы подобрать оптимальное давление в колесе, нам нужно учитывать не только модель мотоцикла, но и модель резины, вес пассажиров и багажа, а так же условия данной конкретной поездки. И первое, от чего нужно отталкиваться – модель резины, установленная на мотоцикл. Каждый производитель мотоколес размещает на своем сайте информацию о рекомендованном давлении в каждой из моделей его покрышек. В этих данных намного лучше учтены особенности не только типа интересующей нас моторезины (туристическая, спортивная, и т.д.), но и конструктивные особенности каждой модели и примененные в ней технологии. Особенно это актуально когда мотоцикл используется «не по прямому назначению».




Давление в кроссовой резине

Давление в шинах для мотокросса используется 1,2-0,8 BAR. Главное правило: чем мягче грунт, тем выше давление. При этом необходимо учитывать как свойства конкретной трассы, так и стиль гонщика. В классическом эндуро вместо камер используются муссы с различным давлением: 0,4-0,9 BAR в зависимости от типа трасс.

Подбор резины нестандартного размера

На различных форумах можно часто встретить вопросы начинающих мотоциклистов, касающихся возможности установки заднего колеса большей ширины, чем в стоковой комплектации мотоцикла. Чаще всего это объясняется тем, что в их глазах широкое заднее колесо выглядит более спортивно и привлекательно по сравнению с узким. Зачастую некоторые проводят аналогии с автомобильными колесами большего диаметра и ширины. Мы не будем рассуждать о том, что какое бы широкое колесо не стояло на старенькой «Супер-фуре», в глазах прекрасных незнакомок она всё равно не будет соперничать с блестящей и подсвеченной «Голдой». А просто постараемся понять физику процесса. Итак, чего нам ждать в случае если мы твердо решили установить на мотоцикл нестандартное заднее колесо большей ширины. Первая проблема, с которой мы столкнемся – колесный диск у нас остается той же ширины что и ранее. То есть колесо большей ширины, натянутое на узкий обод не становится шире. Оно сплющивается, и становится выше стокового. Растет его диаметр, спидометр начинает врать, немного приподнимается задняя часть мотоцикла. Но самое главное – тщательно рассчитанный производителем профиль покрышки нарушается. В 2012-ом году в российском чемпионате ШКМГ был утвержден единый тип и размер резины для всех классов и типов мотоциклов – 190/55/17. При том, что диск заднего колеса 600-кубовых спортбайков рассчитан на размер 180/55/17. Больших изменений в поведение мотоцикла такая замена не привнесла. Хотя некоторые спортсмены, например, Илона Сергеева, отметили худший держак на нестандартной резине в предельных углах наклона. Другим примером применения узкого колесного диска и широкой покрышки могут служить мотоциклы KTM RC 390 и KTM Duke 390. В стоке они комплектуются задним колесом размерности 150/60-17 При наклоне мотоцикла до скрежета подножек, на задней покрышке ещё остается почти сантиметровая полоска неиспользуемой резины. Это значит, что задействовать всю площадь поверхности покрышки нам не удастся, и пятно контакта будет ниже рассчетного для этой модели в данном размере. Всё это вызывает вопросы, касающиеся оптимальности выбранного размера резины. На этот нюанс мы обратили внимание ещё в мае 2014 года, во время теста KTM Duke 390. А в июле 2015, во время съемки RC 390 на картодроме Фирсановка, гонщик команды MotoRRika Иван Горев не учел эту особенность мотоцикла и отправил KTM в скользячку, упустив заднее колесо.



Если же нас не устраивает простая замена резины при сохранении стандартного диска, и мы решили идти дальше, установив на свой мотоцикл задний колесный диск большей ширины, то на нашем пути встают другие проблемы. Необхоимо, чтобы диск и колесо нормально расположились в маятнике и не задевали его при движении. Ведомая звезда нестандартного диска может быть смещена в сторону относительно ведущей звезды, что быстро «прикончит» цепь мотоцикла. Если все эти проблемы нам удалось обойти, то мы, как и планировали, получаем мотоцикл с задним колесом шире, чем у оригинала. Попытавшись проехать на таком мотоцикле, мы заметим, что его управляемость заметно ухудшилась. И теперь требуется больше усилий для того, чтобы «положить» мотоцикл в повороте. Почему так произошло? Дело в том, что мотоцикл с широким задним колесом для прохождения одного и того же поворота на одинаковой скорости приходится наклонять на больший угол, прикладывая при этом больше усилий. Именно поэтому инженеры и эксперты хорошо знают правило: чем уже установленные на мотоцикле колеса, тем охотнее он «ныряет» в поворот и легче рулится.



Поэтому даже на мощных «литровых» спортбайках, для которых каждый квадратный миллиметр сцепления колеса с асфальтом на вес золота, редко можно увидеть задние покрышки шире чем 190мм. или 200мм.

Маркировка колеса


Для чего нужна обкатка новых покрышек? Есть распространенное мнение: для того, чтобы не упасть в первые километры эксплуатации. Исходя из этой цели, появляются рекомендации насчет аккуратной езды первых 100..500 км, советов избегать резких торможений и разгонов. Находятся упоминания и про совсем шаманские ритуалы, типа откусывания технологических отходов производства по бокам покрышки, так называемое «бритье усиков». Но, как и в случае с обкаткой новых современных мотоциклов, появлявляются мнения, что обкатка не нужна, и новая современная покрышка может эксплуатироваться с полной нагрузкой с самого начала. При этом ссылаются на спортсменов ШКМГ, которые греют новый слик и тут же «валят на все деньги».

Конечно, удаление верхнего скользкого слоя покрышки – задача необходимая. Но этот технологический слой, который наносится для отделения покрышки от матрицы в процессе изготовления и последующей консервации, давно не такой уж и скользкий. Проблема в том, что покрышка – это не просто круглый кусок резины, который изготавливается вместе с колесом. После монтажа она должна как следует сесть на диск. Специальный монтажный гель, который используется для облегчения посадки покрышки на диск, должен успеть высохнуть. Кроме этого, нужно дать себе возможность убедиться, что покрышка правильно установлена, отбалансирована, и как это ни странно, накачана правильным давлением. Именно для этого поначалу нужно избегать ситуаций, когда проблема с покрышкой не оставит никаких вариантов, кроме падения. Сколько километров и что такое «ездить аккуратно» - это очень субъективные вещи, поэтому в качестве средней температуры по больнице, производители мотоциклетных покрышек рекомендуют что-то около 200 км. В реальности кому-то для этого понадобится 500 км пробега, а кто-то прохватит на парковке перед шиномонтажем и немедленно выявит наличие или отсутствие проблем.

Возвращаемся к спортсменам. На треках время жизни покрышек измеряется кругами. Что-то вроде 30 кругов для мягких покрышек, 50 для средних и 70 для жестких. Цифры условные, так как износ зависит от скорости, конфигурации трека, правильного выбора покрышки под погодные условия и прочих вещей, о которых мало кто задумывается. Но основная проблема в том, что там нет никакой возможности обкатывать покрышку 200 км – существуют покрышки, которые после такого пробега нужно выбрасывать. Ситуацию с полезностью разных составов покрышек, в зависимости от пробега, приблизительно показывает вот этот график

Соответственно, обкатывать гоночные покрышки тоже имеет смысл. Но, в связи с другими условиями эксплуатации, производители гоночных покрышек рекомендуют делать это следующим образом:

равномерно прогреть покрышку и колесный диск, минимум 1 час в грелках

первые несколько кругов с умеренной нагрузкой, постепенно увеличивая углы наклона в поворотах

несколько быстрых кругов, на которых покрышка достигает максимума рабочей температуры

после заезда в паддок покрышка оборачивается в выключенные грелки и медленно и равномерно остывает

покрышка пережила первый температурный цикл, обкатка завершена

Данный метод отлично укладывается в 20 минутную тренировочную сессию и сочетает в себе проверку работы покрышки, обточку верхнего слоя (некоторые ленивые типы даже не снимают с рабочего слоя наклейки) и первоначальную «прожарку» резины. Такая обкатка не только позволяет уверенно ездить сразу после снятия грелок все последующее время жизни покрышки, но и позволяет свести к минимуму риск холодного разрушения покрышки мягкого состава.

Как это может быть полезно для обычной уличной эксплуатации? Дело в том, что современные асфальтовые покрышки не далеко ушли от своих гоночных аналогов. Конечно, отличия есть: рабочая температура ниже, каркас покрышки мягче, они более жесткие и расчитаны на больший пробег. Но известные производители покрышек давно не стесняются сертифицировать гоночные лэйблы для дорожного использования. Примеры: Metzeler RaceTec K3, Dunlop GP Racer D211 Endurance, Michelin Power One (без буквенных обозначений), Bridgestone Battlax BT-003 Racing Street. Некоторые из них заявлены как специальные версии для дорожного использования, а некоторые полностью идентичны жестким гоночным составам.

Читайте также: