Как подбирать разноширокую резину правильно

Опубликовано: 30.04.2024

ТЮНИНГ И РАЗНОШИРОКИЕ КОЛЕСА
Tюнинг автомобилей становится все популярнее. Степень тюнинга может быть различной – от установки чисто декоративных спойлеров, фальш-крыльев и дополнительной светотехники до глубокой серьезной реконструкции, включающей доработку двигателя, подвески, тормозов, силовых элементов кузова, трансмиссии.

Из рис.1 видно, что переход на широкие низкопрофильные шины становится закономерным итогом всей цепочки доработок, повышающих динамику и улучшающих управляемость автомобиля. С другой стороны, многие серийные автомобили последних годов выпуска имеют двигатели мощностью 160-300 л. с., и даже выше. Такой автомобиль не нуждается в доработке двигателя, трансмиссии и тормозов. Реализовать в полной мере весь его потенциал на дороге можно, поменяв штатные шины и диски.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО?
— увеличивая ширину протектора шины, мы увеличиваем пятно контакта шины с дорогой;
— при разгоне можно передавать на ведущие колеса еще больший крутящий момент без пробуксовки;
— при торможении шина не срывается в юз, а всей площадью пятна контакта «цепляется» за дорогу;
— увеличивая диаметр обода колеса, мы одновременно снижаем высоту профиля шины, благодаря чему снижается ее масса и, как следствие, улучшаются условия работы подвески, повышается динамика автомобиля, эффективнее становится торможение;
— низкий профиль шины обеспечивает устойчивость автомобиля в поворотах и «переставках». При резком повороте или «переставке» центробежная сила стремится вынести автомобиль наружу траектории. При этом протектор широкой низкопрофильной шины остается в контакте с дорогой. Шина с высоким профилем может «подломиться», а в худшем случае даже соскочить с обода колеса. С широкими низкопрофильными и сверхнизкопрофильными шинами (см. «Классификация шин») такого не происходит.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ КОЛЕСА И ШИНЫ?

Статический диаметр колеса D (рис.2) – это диаметр диска в сборе с шиной, накачанной до номинального давления. Для каждого автомобиля этот параметр определен конструкцией кузова, трансмиссии, подвески, а также настройками двигателя, коробки передач и т.д. При переходе на другой типоразмер шины статический диаметр должен оставаться неизменным. Если статический диаметр колеса будет меньше или больше расчетного, то в современных автомобилях с электронным управлением системами двигателя и АКПП могут возникнуть проблемы. Достаточно сказать, что колеса со статическим диаметром, превышающим номинальный, при движении вызывают отклонения в работе спидометра: он показывает меньшую скорость, чем та, с которой реально движется автомобиль, иногда на 20 и более процентов. А это чревато не только штрафом за превышение скорости, но и возникновением реальной опасности – можно излишне разогнаться там, где делать это совсем не следует.

Как правильно выбрать шины нужного статического диаметра? Для этого попробуем рассчитать данный диаметр взяв, к примеру, колесо с шиной 195/65R15.
Сначала посадочный диаметр, указанный в дюймах, переведем в миллиметры: 15х25,4=381.
Затем рассчитаем в миллиметрах высоту профиля шины, которая составляет в данном случае 65 процентов от ширины (195 мм): 195:100х65=126,75.
Сложим две высоты профиля («сверху» и «снизу» диска, если посмотреть на колесо в разрезе, как на рис. 2): 126,75+126,75=253,5.
Сложим две высоты профиля и посадочный диаметр: 253,5+381=634,5.

Статический диаметр шины можно измерить и линейкой, но при этом шина должна быть установлена на обод колеса и накачана до номинального давления. Измерять статический диаметр шины следует только при снятии колеса с автомобиля либо при вывешивании колеса, установленного на автомобиль, до отрыва его от земли. Допускается погрешность измерений в «плюс» и «минус» в пределах 5 мм.

Теперь попробуем подобрать для нашего колеса с шиной аналоги того же или близкого статического диаметра. Примеры аналогов приведены на рис.3

Обратите внимание: с уменьшением высоты профиля шины и увеличением посадочного диаметра растет и ширина профиля шины, причем, значительно – со 195 до 255 мм. Это значит, что пропорционально ей должна расти и ширина обода колеса.
После того как параметры подходящих по размеру шин и дисков для данного автомобиля рассчитаны, осталось найти в продаже шины и диски нужных параметров.
У автомобилей с классическим задним приводом и полноприводных автомобилей со схемой передачи крутящего момента 30х70 (30% на переднюю ось и 70% на заднюю ось) имеет смысл дополнительно увеличить ширину протектора шин на задних колесах (при этом, естественно, снизив высоту профиля). Это позволяет передавать еще больший крутящий момент на ведущие колеса без пробуксовки, что дополнительно улучшит динамику автомобиля. Такая схема называется "спаркой". При установке низкопрофильных шин и дисков большого диаметра автомобиль приобретает спортивный, стремительный и агрессивный вид.

Параметры колесных дисков.
Очень важными параметрами при подборе колесных дисков являются ширина обода и вылет колеса (рис.4). Ширина монтажной полки выбирается исходя из ширины и высоты профиля шины. Для низкопрофильных шин ширина монтажной полки составляет обычно 0,9-0,95 от ширины профиля шины.

Не меньшее значение имеет и вылет колеса – расстояние от плоскости симметрии колеса до посадочной плоскости диска (т.е. до того места, которым диск соприкасается со ступицей). Подвеска автомобиля, особенно передняя, рассчитана на определенный вылет колеса. Вылет определяет плечо обката, и, соответственно, параметры управляемости автомобиля и нагрузку на подшипники ступиц.

На рис.5 приведены примеры положительной (А) и отрицательной (В) величины плеча обката. Если увеличить ширину шины и диска, но при этом сохранить вылет, то плечо обката не изменится и не потребуется изменение заводских настроек подвески. В любом случае при изменении заводской комплектации шин и дисков потребуется примерка. Сначала примеряются диски, чтобы посмотреть, останется ли достаточный зазор между тормозным суппортом и спицами диска, между суппортом и ободом, не задевает ли диск за тормозные шланги, трубки, элементы подвески. Затем устанавливается новое колесо в сборе с шиной, и также следует проверка: не задевает ли шина за стойки, за крылья, за бампер (причем проверить это надо и на подъемнике и на полу при нагруженной подвеске).
Если ставится "спарка", то следует обязательно тестировать автомобиль под нагрузкой. В свободном, ненагруженном состоянии автомобиля шина может не задевать ни за что. Необходимо посадить в машину столько людей, сколько у нее посадочных мест. Желательно еще покачать автомобиль вверх-вниз и повернуть рулевое колесо до упора вправо и влево.


Осматривая спортивный автомобиль на выставке, гоночном треке или в интернете, можно заметить, что некоторые модели имеют разноширокие колеса. Такой ход инженерной мысли не ускользает от взгляда. Широкая резина придаёт спорткару более агрессивный вид и сообщает нам о невероятной мощности силовой установки. И это действительно так. Разноширокие шины устанавливаются на автомобили для улучшения скоростных характеристик. Некоторые марки серийных авто, также оснащаются покрышками разной ширины для повышения динамики. Однако, визуально заметить разницу практически невозможно.

Что такое разноширокие колеса

разноширокие колеса

Как видно, покрышки для задней оси шире на 20 мм, а высота профиля ниже на 5 единиц. Низкий профиль снижает диаметр колеса, повышая крутящий момент. Такая формула расчёта используется многими автоконцернами в марках машин: BMW, Ford, Porsсhe (VW group), Lexus (Toyota) с двигателями от 200 л/с.

Некоторые размеры задних колёс довольно редкие. Если автовладельцу не удаётся купить необходимую резину, то приходится устанавливать все 4 колеса одного типоразмера.

Зачем производителя устанавливают разноширокие шины на машины

Разноширокие колёса устанавливаются на автомобиль со спортпакетом. Благодаря этому, на серийных машинах удаётся выровнять боковые оси колёс. Например, ширина передней оси Мercedes Вenz 203 на 25 мм шире задней. Соответственно, чтобы выровнять колею и облегчить управляемость на скорости, спереди ставят диски 7,5 дюймов, а с сзади 8,5 дюймов.


Сами водители, установившие разноширокие шины, говорят о заметных изменениях в динамике автомобиля. Практически все заявили о безопасности прохождения поворотов на скорости (траектория движения становится чётче) и снижении пробуксовки.

Задняя ось гоночной машины в драг-рейсинге может быть оснащена колесами, гораздо шире, чем спереди. В этом случае, шина существенно повышает сцепные качества с автодорогой. Площадь пятна контакта увеличивается, машина меньше буксует и мгновенно набирает скорость на старте.

На какие автомобили устанавливают разноширокие колеса

Более широкую резину ставят на ведущую ось. Как правило, этому подвержены только заднеприводные автомобили. Машина «обутая» в широкие колёса на задней оси, получает ряд технических преимуществ, среди которых:

  • динамичный разгон при резком старте. Центр массы смещается по инерции на заднюю ось, обеспечивая её дополнительной нагрузкой. Увеличенная масса снижает склонность колеса к пробуксовке. Этот эффект можно увидеть в драг-рейсинге, где спорткары нередко встают на дыбы.
  • рулевое управление становится более отзывчивым и снижается риск к заносу;
  • тормозной путь становится значительно короче, за счёт увеличенной площади пятна контакта задних покрышек.


Подобная схема установки колёс на переднеприводные автомобили, не даёт результата улучшения динамики. А в случае с полноприводными машинами, схема может стать критичной. Разный диаметр покрышек негативно сказывается на межосевом дифференциале, ускоряя износ узла.

Идея установить на свой автомобиль разноширокие колёса, может быть полезной, если ваш автомобиль заднеприводный с большой мощностью двигателя. Тогда автовладелец почувствует изменение динамики в лучшую сторону. Если вы владеете полноприводным или заднеприводным авто, то смысла экспериментировать нет.

Автопроизводители предпочитают стандартизировать свое производство, чтобы удовлетворить желания основных покупателей и сделать продукцию более доступной. Одна из главных частей автомобиля – колеса, поэтому им уделяется особое внимание. Стандартная компоновка подразумевает установку шин и дисков одинакового размера. При таком варианте сзади и спереди (слева и справа) монтируются идентичные покрышки.

идентичные покрышки

Однако у некоторых людей есть авто, которые имеют разноширокие диски. Дополнительно к этому им нужны разные шины, отличающиеся между собой по высоте и ширине. В некоторых ситуациях требуется подбирать разный посадочный диаметр. Подобная конструкция изначально применялась только на спортивных автомобилях, которые участвовали в гонках. Но со временем модификация разноширокими дисками и шинами стала пользоваться спросом у обычных автомобилистов.

Диски BMW

Чаще всего подобная компоновка встречается в топовой комплектации машин, например, определенные марки BMW. Базовые оснащаются классическими колесами одинакового размера на передней и задней осях.

Особенности широких колес

Разноширокие шины и диски чаще всего устанавливаются на спортивные автомобили. Это сделано не только для выделения внешнего вида при езде, но характеризуется технологической необходимостью. Гражданские авто редко встречаются с разным профилем покрышек, но некоторые владельцы хотят именно подобных модернизаций.

Широкие колеса

Такой выбор не кажется бесполезным, ведь увеличенная ширина колес положительно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля. Стандартная комплектация имеет сравнительно меньшее пятно контакта колеса с дорожным полотном. За счет его увеличения заметно улучшается время разгона, торможение происходит уверенней.

Каждый владелец спортивного авто, который хочет сделать апгрейд, должен понимать, что разноширокие шины и диски устанавливаются только на ведущую заднюю ось. В других конфигурациях данная технология не имеет смысла.


Комплект колес

Перед покупкой широкой покрышки необходимо предусмотреть подходящие диски. Они должны соответствовать характеристикам резины, иметь нужный диаметр и подходить под определенный профиль. В общем, данным вопросом должны заниматься профессионалы, но в статье приводится полезная информация. Если резина натянется на неподходящий диск, то конструкция будет нарушена. Это приведет к быстрой поломке или аварии.

Прежде чем внести изменения в заводскую комплектацию автомобиля, нужно купить новые колеса. Некоторые водители не могут самостоятельно подобрать правильные диски, поэтому обращаются к специалистам. Они помогают провести грамотный выбор и монтаж, ведь учитывается:

диски BBS

Только на основании приведенной информации можно сделать правильный тюнинг спортивной машины.


Плюсы разношироких колес


Автовладельцы, которые проехались на обновленном автомобиле, и эксперты, отмечают ряд положительных изменений:

Износ. Задние колеса авто с увеличенной шириной покрышки и низким профилем отличается большей площадью контакта с дорожным полотном. Благодаря такому эффекту значительно уменьшается износ протектора. Владельцу машины не приходится покупать новые покрышки несколько сезонов.

Внешний вид. Когда они установлены, то автомобиль кажется массивней, более брутальным и привлекательным. Количество взглядов прохожих сразу увеличивается. Благодаря такой конструкции внешний вид низкого профиля большого диаметра сравним с гоночной моделью. Люди не сильно разбирающиеся в автотематике по достоинству оценят такую модификацию.

Разгон. При резком старте центр тяжести смещается на заднюю ось, поэтому нагрузка на колеса в разы увеличивается. Смонтированная покрышка большей ширины на спортивную машину способствует отсутствию пробуксовки. Благодаря приобретаемым характеристикам крутящий момент увеличивается. Это не единственная причина, по которой авто с задним приводом пользуются спросом в гонках.

спортивные шины

Торможение. Много аварий происходит из-за того, что шины теряют сцепление с дорогой. Особенно эффект наблюдается при резком торможении. Колеса на задней оси создают большое пятно контакта, что делает езду более безопасной.

Управление. Установленные покрышки делают машину значительно послушней. Все действия водителя выполняются четко и быстрее. Снижается риск войти в занос, общая устойчивость на дороге повышается.

Необычность. Хотя разноширокие колеса редкость на гражданских машинах, при их наличии можно заметно выделить свое транспортное средство на фоне остальных.

разноширокие колеса

Несмотря на большое количество значимых достоинств, разные колеса на осях характеризуются несколькими недостатками.


Минусы разношироких шин и дисков


Рассмотрим основные моменты, почему их не стоит устанавливаться на свою спортивную машину, даже если это BMW:

Топливо. Большой контакт с дорогой негативно сказывается на расходе топлива. Водителю придется тратить больше денег на содержание своего «железного коня». Хотя этот момент не остановит настоящих ценителей.

Дороги. Комфортная езда на таких колесах возможна только по ровной дороге. Если подразумевается загородная поездка, она может привести к поломкам. Все неровности покрытия сказываются на качестве вождения. Широкие шины рекомендуется ставить только на автомобили, находящиеся в крупных городах, где качественные дороги.

желтые диски

Конструктивные особенности. Если изначально на авто не устанавливались разноширокие колеса, нужно подобрать правильный диаметр и высоту профиля. Придется потратиться на новые диски и резину. В процессе монтажа может понадобиться замена дополнительных приспособлений, поэтому лучше обратиться в хорошую мастерскую.

Вес. Хотя для спортивных автомобилей важно снижение веса, новые покрышки увеличиваются общую его массу. Из-за этого водителю приходится заново привыкать и менять стиль вождения. Опытные автовладельцы справляются с нововведениями за короткий промежуток времени.

Цена. Подразумевается, что на передней и задней осях будут установлены колеса разной ширины. Это отражается на стоимости обслуживания. На шиномонтаже придется отдавать большие суммы.

резина шиномонтаж

Незначительные минусы подобных дисков и покрышек никак не сказывается на их популярности. Специалисты BMW отмечают, что они положительно сказываются на тяге автомобиля за счет увеличения пятна контакта и крутящего момента. При резком старте не будет пробуксовки.

Подобные диски не оказывают негативного влияния на ступичный подшипник, ведь все они характеризуются разным вылетом.

На какие марки устанавливаются

Широкме колеса характерны для люсковых комплектаций спортивных машин таких производителей как Mercedes и BMW. Они стараются оборудовать ею свои заднеприводные модели, чтобы обеспечивалась безопасность при езде и улучшались динамические характеристики. Конструкцией предусматривается монтаж разношироких дисков на BMW 5, X5, X6, M5, X1 и т.д.

Mercedes резина

Обычно немецкие автопроизводители применяют данную компоновку. Не только инженеры БМВ применяют колеса разной ширины. Такое решение активно используется на марках Porsche и Mercedes-Benz.

Классическая компоновка автомобиля шинами подразумевает ситуацию, при которой одного размера шины и абсолютно идентичные диски ставятся на автомобиль на все четыре позиции (передняя левая, передняя правая, задняя левая, задняя правая). Однако существуют автомобили, для которых шины различаются по ширине и высоте. Диски, таких автомобилей, различаются по ширине, а в некоторых случаях и по посадочному диаметру.

Изначально такие автомобили принадлежали исключительно к спортивному сегменту, но в последнее время компоновка разноширокими шинами и дисками набирает все большую популярность. Нужно понимать, что опции, при которых размер шин и дисков между осями разнится, присутствуют, как правило, в топовых комплектациях автомобилей, в то время как базовые комплектации обладают стандартной классической компоновкой.

Примеры компоновки разноразмерными шинами
Mercedes E-класса допускает установку как одного одинакового размера на все позиции, так и двух размеров (при одинаковом посадочном диаметре) для установки на переднюю и заднюю оси.
Один размер для всех позиций:

Разноширокие шины на мерседес


Случай компоновки разноразмерными шинами можно увидеть у Mercedes AMG. В данном случае допускается не только установка двух разных размеров (с одинаковым посадочным диаметром) на разные оси, но и установка двух размеров (с разными посадочными диаметрами) на разные оси.
Два размера с одинаковым посадочным диаметром (AMG GT): 255/35 R19 (передняя ось) и 295/35 R19 (задняя ось).
Два размера c разным посадочным диаметром (AMG GT S): 265/35 R19 (передняя ось) и 295/30 R20 (задняя ось).

Выбор сезонных шин на разноширокие диски
С установкой летних шин все предельно понятно: необходимо придерживаться размеров первичной комплектации. Но, как правило, проблем с поиском летних шин не возникает, так как автомобили уже идут на летних шинах и, значит, эти автошины будут представлены на рынке замены.
Ситуация с зимними шинами для разношироких шин выглядит более сложной. Но и тут будет нелишним обратиться к руководству по эксплуатации или к официальному дилеру за пояснением.
Как правило, для автомобилей, на которых установлены шины и диски разных размеров на передней и задней осях, в зимний период доступны следующие решения.
Переход на меньший посадочный диаметр и установка его на все четыре позиции (требует покупки дисков соответствующего посадочного диаметра):
Например, для Mercedes GLE купе (вариант для 21-го посадочного диаметра):


Установка шин размера передней оси на все позиции (возможно, потребует покупки двух новых дисков, по размеру совпадающих с дисками передней оси):
Например, шины для BMW X5 (вариант для 19-го посадочного диаметра):


Установка более узких шин на заднюю ось (возможно, потребует покупки двух новых дисков, по размеру совпадающих с дисками передней оси):
Например, для Porsche Panamera Turbo S (вариант для 20-го посадочного диаметра):


Любителям спортивной езды разноразмерные шины помогают полнее раскрыть потенциал и достоинства автомобиля. Но стоит помнить, что шины на разноширокие диски рекомендуется подбирать и устанавливать исключительно в профессиональных шинных центрах, исходя из рекомендаций автопроизводителя.


Классическая компоновка автомобиля шинами подразумевает ситуацию, при которой одного размера шины и абсолютно идентичные диски ставятся на автомобиль на все четыре позиции (передняя левая, передняя правая, задняя левая, задняя правая). Однако существуют автомобили, для которых шины различаются по ширине и высоте. Диски, таких автомобилей, различаются по ширине, а в некоторых случаях и по посадочному диаметру.

Изначально такие автомобили принадлежали исключительно к спортивному сегменту, но в последнее время компоновка разноширокими шинами и дисками набирает все большую популярность. Нужно понимать, что опции, при которых размер шин и дисков между осями разнится, присутствуют, как правило, в топовых комплектациях автомобилей, в то время как базовые комплектации обладают стандартной классической компоновкой.

Примеры компоновки разноразмерными шинами

Mercedes E-класса допускает установку как одного одинакового размера на все позиции, так и двух размеров (при одинаковом посадочном диаметре) для установки на переднюю и заднюю оси.
Один размер для всех позиций:


Особо интересный случай компоновки разноразмерными шинами можно увидеть у Mercedes AMG. В данном случае допускается не только установка двух разных размеров (с одинаковым посадочным диаметром) на разные оси, но и установка двух размеров (с разными посадочными диаметрами) на разные оси.
Два размера с одинаковым посадочным диаметром (AMG GT): 255/35 R19 (передняя ось) и 295/35 R19 (задняя ось).
Два размера c разным посадочным диаметром (AMG GT S): 265/35 R19 (передняя ось) и 295/30 R20 (задняя ось).

Выбор сезонных шин на разноширокие диски

С установкой летних шин все предельно понятно: необходимо придерживаться размеров первичной комплектации. Но, как правило, проблем с поиском летних шин не возникает, так как автомобили уже идут на летних шинах и, значит, эти автошины будут представлены на рынке замены.
Ситуация с зимними шинами для разношироких шин выглядит более сложной. Но и тут будет нелишним обратиться к руководству по эксплуатации или к официальному дилеру за пояснением.
Как правило, для автомобилей, на которых установлены шины и диски разных размеров на передней и задней осях, в зимний период доступны следующие решения.
Переход на меньший посадочный диаметр и установка его на все четыре позиции (требует покупки дисков соответствующего посадочного диаметра):
Например, для Mercedes GLE купе (вариант для 21-го посадочного диаметра):


Установка шин размера передней оси на все позиции (возможно, потребует покупки двух новых дисков, по размеру совпадающих с дисками передней оси):
Например, для BMW X6 (вариант для 19-го посадочного диаметра):


Установка более узких шин на заднюю ось (возможно, потребует покупки двух новых дисков, по размеру совпадающих с дисками передней оси):
Например, для Porsche Panamera Turbo S (вариант для 20-го посадочного диаметра):



Установка шин, по размерам соответствующих летней комплектации:
Например, для Porsche Macan (вариант для 21-го посадочного диаметра):


Даже автомобили, укомплектованные одним размером на всех позициях, позволяют в некоторых случаях использовать другой размер в зимний период.
Пример размеров летних и зимних шин, разрешенных производителем для автомобиля Audi Q7:


Любителям спортивной езды разноразмерные шины помогают полнее раскрыть потенциал и достоинства автомобиля. Но стоит помнить, что шины на разноширокие диски рекомендуется подбирать и устанавливать исключительно в профессиональных шинных центрах, исходя из рекомендаций автопроизводителя.

Читайте также: