Как понять что резина горбатая

Опубликовано: 15.05.2024

Вращающееся колесо испытывает на себе действие инерционных сил. Величина этих сил зависит от величины несовпадения оси вращения с центром масс его сечений, перпендикулярных этой оси. Присутствие таких несовпадений называется дисбалансом колеса. Дисбаланс в колесе компенсируется установкой на колёсном диске специальных балансировочных грузов с внешней и внутренней стороны диска. Эти массы обеспечивают создание инерционных сил, равных по величине и противоположных по направлению силам, вызванных дисбалансом. Но это, так сказать, формальная сторона вопроса. Необходимо различать природу дисбаланса в определениях:

А – «КЛАССИЧЕСКИЙ ДИСБАЛАНС» как неравномерное распределение массы, не являющейся следствием нарушения линейности вращения колеса

В - «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ДИСБАЛАНС». - Дисбаланс, усугублённый геометрическим отклонением.

Хорошая балансировка определяется отсутствием биения колеса в любом диапазоне скоростей, и важнейшей предпосылкой для этого является его безупречная геометрия. Она обусловлена тремя факторами: геометрией шины, диска и отношением положения шины к диску. Масса балансировочных грузиков – это второстепенный критерий. При выборе в установке колеса на переднюю ось автомобиля, отдаётся предпочтение колесу с лучшей геометрией (предпочтительно с менее выраженным осевым биением). Все эти нюансы хорошо видны мастерам в процессе балансировки. На переднюю ось желательно ставить равномерно изношенные по протектору шины. Разумеется, так же нельзя пренебрегать и соображениями безопасности. Запрещается ставить на переднюю ось колёса со значительной стёртостью протектора, а так же после их серьёзного ремонта. Комфорт не должен идти в ущерб безопасности вождения. В свете вышесказанного становится понятным, чтобы произвести качественную балансировку, при установке колёс на переднюю и заднюю ось, важно выбрать их по геометрии. Здесь имеют преимущества те шиномонтажи, у которых есть возможность вывесить машину сразу на 4 опоры.

В чём опасность геометрического дисбаланса? Объясню сразу на примере. Даже отбалансированое в 0\0 колесо будет «бить», если на колесе «восьмёрка». Почему так получается? Потому что колесо не крутится по воздуху, оно взаимодействует с дорогой. Даже если балансировка была произведена надлежащим образом, нарушенная геометрия колеса изменила линейность его вращения. В СОПРИКОСНОВЕНИИ колеса с дорогой, машину по вектору вращения колеса, начинает таскать из стороны в сторону. Это ощущается даже вибрацией кузова! Начинают работать более пластичные элементы системы (подмятие шины, стойка. ) это чревато не только неравномерным износом резины. Это убивает ходовую! К тому же колесо с нарушенной геометрией не обеспечивает равномерное сцепление с дорогой. Это опасно при торможении и манёвре на больших скоростях. Но если всё же вы решили сэкономить на ремонте диска (если в этом причина), ставьте такие колёса назад, поскольку там нет таких чувствительных узлов. Но имейте ввиду, что такая экономия не покроет затраты на ремонт машины)).

Чем вы больше требуете от своей машины, тем тщательнее должны относиться к своим колёсам. Весь потенциал машины раскроется только с хорошими колёсами. Когда они все ровные и правильно отбалансированы - машина поёт как струна!

Меня иногда спрашивают какой профиль шины лучше ставить. Мне кажется выбирать нужно что-то среднее между понтовством и практичностью. Заниженная резина конечно лучше сохраняет свою форму. Чем ниже профиль шины, тем меньше вносит она свой дисбаланс в общую картину. Но, и в то же время, в меньшей степени способна сглаживать огрехи диска. А ведь именно на заниженной резине диски и страдают больше всего от ударов. Это актуально на наших дорогах.

Есть несколько способов улучшить геометрию колеса: Компьютерная программа "Оптимизация". Смысл её сводится к тому, чтобы дисбаланс диска уравновешивать дисбалансом резины, т.е. найти такое оптимальное положение шины относительно диска, которое позволяет уменьшить осевое биение, что в результате уменьшает и массу балансировочных грузиков. Так же будет не лишней тратой денег прокатать диск, если это необходимо.

Зачастую дисбаланс бывает следствием того, что шина не до конца села на диск, на своё посадочное место. Это можно заметить на балансировке по характеру вращения колеса. Увы. даже совершенно новая резина не всегда садится на борта диска как надо. Поэтому в некоторых случаях линейность становятся лучше только после некоторого времени обкатки. (Это как новые ботинки, которые нужно разносить). После обкатки, сами корректирующие груза начинают давать дисбаланс, поэтому рекомендуется перебалансировать такие колёса после 500 км. пробега. Что можно попробовать сделать в этом случае? Отжать борта и смазать диск машинным маслом вместо пасты (масло имеет лучшее скольжение в отличии от пасты). Накачать колесо до 3 атм. и при избыточном давлении простучать у борта диска резиновой кувалдой. В некоторых случаях геометрия так и не восстанавливается, если, например, по каким-то причинам резина уже потеряла свою форму. Во многом залог хорошей балансировки - это руки мастера. Хороший мастер всегда определяется умением из г**на сделать конфетку!

Причиной биения колёс может стать отсутствие центровочных колец. По поводу необходимости центровочных колец вопрос уже неоднократно поднимался на разных автофорумах. Повторюсь. Как мы все знаем, окончательная центровка колеса осуществляется болтами или гайкой, поэтому формой шляпки болт должен максимально прилегать к впадинке болтового отверстия диска, исключая увод при затяжке. Понятно что округлая впадинка должна затягиваться гайкой или болтом сферической формы, а если в виде конуса, то конической. Ну естественно так же необходимо удостовериться что PSD диска соответствует миллиметр в миллиметр PSD ступицы. А так же убедиться, что ничто не мешает плотному прилеганию диска к ступице. Ничего нового я не сказал и Америку не открыл. Мне самому это не понятно))). Есть стандартный ряд дисков, комплектуемых производителем под конкретный автомобиль, у которых центральное отверстие DIA больше ступичного, либо оно вообще никак не выступает в отверстие диска, т.е. колесо центруется исключительно на одних болтах, и эксплуатация таких дисков без центровочных колец не вызывало у водителей никаких нареканий. Одно могу сказать точно, ибо сталкивались на практике. Когда на балансировке само колесо показывало исключительную геометрию, но по непонятной причине сохранялось биение - здесь вывод один: присутствует однозначная проблема с соосностью колеса и ступицы. Во многих случаях после установки центровочных колец вибрация пропадала. Так же в некоторых случаях вибрация пропадала даже после ослабления и перетяжки болтов. Не ругайте меня сильно, если вам покажутся мои доводы наивными. Я больше практик, а не теоретик. Если расстояние между ступицей и внутренним отверстием диска имеет зазор, мы рекомендуем ставить центровочные кольца.

Балансировка балансировке – рознь, друзья. Присутствие на цифровом дисплее 0\0 – ещё не факт по определению, качественной балансировки колеса. Исключительно важно произвести его правильную центровку. Какой бы не был навороченный аппарат, если центровка производится ненадлежащим образом, колесо нельзя считать отбалансированным. (В этом можно убедиться попросив ослабить крепление колеса на шпинделе балансировочного станка, и, повернув его на 180 градусов, отбалансировать снова. По нашему мнению наиболее правильная центровка возможна только с применением специальных балансировочных адаптеров Haweka. Не реклама это конечно - просто наше мнение. Ну и конечно же руки мастера – не последнее в этом подспорье.

Перед балансировкой колесо следует очистить от грязи. Любая грязь создаёт массу. Балансировка будет производиться с коррекцией на эту массу. Соответственно, когда грязь отвалится, колесо будет снова неотбалансированным.

Что должно быть понятно любому начинающему шиномонтажнику? То, что плоскостей коррекции у колеса только ДВА (по одной на каждую сторону), соответственно и грузики с каждой стороны должны устанавливаться всегда вряд, а не где попало (за исключением балансировки по программе SLIP, когда груза специально разделяются, чтобы их было можно спрятать за спицами диска). При балансировке легкосплавных дисков, для снижения веса балансировочных грузиков они должны располагаться максимально близко к ободам диска. Надо понимать что когда вместо набивных грузов используются клеящиеся на внутреннюю поверхность диска, то вес груза возрастает раза в полтора, за счет уменьшения рычага противовеса, особенно с внешней стороны диска. А так же если с третьей-четвёртой попытки не удаётся отбалансировать колесо, потому что масса грузов с каждым измерением постоянно меняется, значит внутри колеса вода или мусор. Без нервов бортируем шину, чистим всё внутри и балансируем колесо снова.

Ещё один распространённый бред на счёт того, что будто легкосплавные диски легче стальных. Возьмите сами в руки оба диска и сравните!)) Правда, среди них есть и очень лёгкие диски, но этот факт не стоит обобщать ко всему подряд, приписывая в этом абсолютное преимущество. Такие диски в общем отношении к обычному литью попадались мне очень редко.

Неравномерный износ протектора является одной из причин геометрического дисбаланса. Но дисбаланс ещё не самая большая неприятность, которую таит в себе шина, имеющая грыжу на беговой. Любая выступающая неровность шины начинает протираться в контакте с дорогой. Иногда настолько, что обнажается стальной каркас и проволока лезет наружу. Такое колесо непригодно для эксплуатации! Но некоторые особенно "бережливые" водители, вопреки всякому здравому смыслу, ставят камеры, рубашки какие-то. Друзья. Всей вашей экономии не хватит даже на похороны. Никому конечно такой участи не желаю, но в каждой шутке, как говориться, есть доля правды. Горбатая резина - это очень опасно! Если вдруг изменилась динамика машины, началась вибрация кузова и пр. – настоятельно советуем осмотреть все колёса на предмет дефекта шин.


В жизни автомобилистов нередко бывают случаи, когда одно из колес (или даже не одно) теряет свою изначальную идеально округлую форму из-за появления на резине дефектов в виде рельефного нароста, обычно в народе именуемого грыжей. О том, что колесо стало горбатым, может сигнализировать аномальный шум от покрышек на определенной скорости, стук и вибрации, отдающиеся в руль, и даже тряска всего автомобиля на относительно ровной дороге.

Если же грыжа возникла не на самом протекторе, а на боковой части покрышки, то такой дефект порой остается даже и не замеченным, ведь на ходовые качества авто он как будто и не влияет, ведь балансировка по ощущениям остается в норме. Определить такую кривую резину проще всего визуально, регулярно осматривая боковины шин на предмет выпуклостей - чаще всего "шишки" выскакивают на передних колесах, поскольку на них приходится больше нагрузки, в частности во время руления и торможения.

Причинами появления грыж на колесе прежде всего являются механические воздействия на покрышки от выбоин на дорогах или от бордюров, на которые многие водители любят опираться во время парковки. Подобного рода удары в определенном месте могут разрушить каркас шины, состоящий из металлических нитей, в результате чего собственно и образуется вздутие шины под воздействием внутреннего давления от накачанного воздуха. Иногда может иметь место и заводской брак, в таких случаях подобные дефекты колес проявляются в первые недели эксплуатации.

Стоит ли подробно рассуждать о том, насколько опасно ездить на подобного рода кривой резине, ведь место вздутия под нагрузкой может в любой момент лопнуть, что приведет к быстому спуску шины или даже к ее взрыву. И не факт, что даже опытный водитель в таком случае сумеет сохранить контроль над машиной, и дальнейшие последствия уже сложно предсказать: это может быть как кювет, так и лобовое столкновение со встречкой.

Кроме того, колесо с горбатым протектором сильно бьет по подвеске, если речь идет о передних колесах - то еще и по рулевому управлению, а в случае с ведущими - то еще и по ходовой части и в частности по трансмиссии. Так что езда на дефектной резине, что называется, "на авось" - типа "ведь я же аккуратный водила, а средств на замену колеса пока нет", может обернуться куда более дорогостоящим ремонтом, нежели траты на банальную замену колеса.


Каждая шина рассчитана на определенный срок эксплуатации и должна равномерно терять поверхностный слой резины. На протекторе есть скрытые метки, обнажающиеся с течением времени и показывающие, насколько пригодна покрышка для эксплуатации. По ним можно определять не только глубину протектора, но и степень и характер износа резины. И если метки открываются неравномерно или уже прослеживаются «лысеющие» участки колеса, то надо бить тревогу: автомобиль «подъедает» резину. Это указывает на возможные неисправности подвески или даже нарушения геометрии кузова.

Почему автомобиль портит резину?

Бывает, что резина стирается наискосок за пару-тройку лет. В других случаях шины «лысеют» буквально на глазах. За один летний сезон на краях образуются глубокие фаски и потертости, достигающие нитей корда. Естественно, такого быть не должно, пора отправляться в сервис на диагностику.


При первых признаках неравномерного износа шин необходимо осмотреть подвеску машины, проверить рычаги спереди, сайлентблоки и резинометаллические опоры стоек стабилизаторов, втулки и прочие детали. На пыльниках, закрывающих шрусы, на шаровых опорах и на других узлах подвески не должно быть трещин или порезов. Если обнаружились вмятины или потертости на рычагах, то нужно готовиться к дорогостоящему ремонту.

Неправильный сход

Пилообразный износ «елочкой» внутренней части покрышки свидетельствует о неправильном схождении колес. Он чаще всего встречается на задней оси, но может наблюдаться и спереди, особенно на заднеприводных автомобилях.

Схождение — это название настройки подвески, отвечающей за поворот колеса относительно хода движения. Правильное схождение компенсирует упругий ход деталей подвески и положительным образом влияет на устойчивость автомобиля на высоких скоростях. Возможно, проблему можно решить простой перенастройкой шасси.

Причиной повреждений могли быть частые удары во время поездок по плохим дорогам или неумело поставленные детали подвески, к примеру, пружины амортизаторных стоек. После каждого ремонта требуется повторная настройка схода и развала колес.


Битый рычаг

Если резина истирается с внутренней стороны только у одного переднего колеса, скорее всего, требует замены один из рычагов подвески спереди. Нарушение их геометрии приводит к незаметному повороту колеса, которое начинает тянуть машину в сторону, в то время как другие колеса следуют строго по своей траектории, то есть прямо. В итоге поврежденный рычаг заставляет колесо плужить и тереться об асфальт.

Неправильный развал

Если изнашиваются внешние стороны колес, то чаще всего причиной такой неприятности становится сбитый развал. Эта характеристика подвески отвечает за правильный наклон колеса в вертикальной плоскости, что положительно сказывается на управляемости и на реакциях автомобиля на команды рулем.

Правильно настроенные углы развала колес увеличивают площадь пятна контакта покрышки с дорогой, что способствует улучшению динамических характеристик машины.


Волны и бугры

Если колеса изнашиваются буграми с образованием на протекторе волнистой поверхности, значит, не отбалансирован диск. Колесо буквально скачет по дороге, а автомобиль трясется во время движения. Кроме того, такой же эффект дают вышедшие из строя амортизаторы.

Волны на протекторе появляются и из-за люфта в подшипниках ступиц или в шарнирах передней подвески. Это серьезно, так как болтающееся колесо негативно сказывается на безопасности движения.

Помятый кузов

Самая неприятная причина неравномерного износа шин кроется в нарушениях геометрии кузова.

Дело в том, что шасси крепится к силовому каркасу, интегрированному в кузов. Именно он задает точность расположения узлов подвески. После серьезных аварий реперные точки силового каркаса отклоняются от стандартных значений на несколько миллиметров в разные стороны, и этого вполне достаточно, чтобы вместе с ними отклонились и узлы подвески. На кривом кузове выставить правильные углы схода и развала колес невозможно. В итоге машина начинает портить резину. Починить кузов с нарушенной геометрией почти невозможно.

Деформация покрышек на автомобиле сказывается на безопасности и приводит к большим расходам. Такие поломки неприятны, особенно, если резина повредилась после незначительного пробега.

Существуют причины, по которым автошины идут восьмеркой. Это могут быть проблемы с установкой на диск, изготовителем или особенностями эксплуатации. Избежать этого можно с помощью своевременного сервисного обслуживания и регулярной проверки состояния колес.

Почему на машине портится резина

Каждая покрышка рассчитана на определенный срок, поэтому должна равномерно изнашиваться и терять верхний слой постепенно. Определить состояние резины можно по специальным маркерам – скрытым меткам, которые появляются во время эксплуатации. Они помогают выявить глубину протектора и характер износа. Если метки появляются неодновременно, стоит уделить внимание состоянию колеса.

Если езда на авто стала некомфортной, машину тянет в сторону или сильно раскачивает на высокой скорости, стоит провести техническое обслуживание и устранить возможные неисправности автомобиля. Почему ведет резину и покрышка вывернута восьмеркой?

На этот вопрос ответить однозначно сложно, поскольку причина может быть в:

  • Неправильном сходе, который отвечает за поворот колеса во время движения. Исправная подвеска компенсирует нагрузки, выравнивает автомобиль и удерживает его на траектории даже на высокой скорости.
  • Битом рычаге. Рычаг подвески, вышедший из строя, приводит к деформации колеса. Из-за нарушения геометрии одна из сторон изнашивается быстрее. Ездить с такой поломкой небезопасно, поскольку поврежденный рычаг не будет долго ходить, а неровная покрышка влияет на устойчивость машины.
  • Неправильном развале. Если колесо ходит восьмеркой, то причиной часто становится не выставленный развал. Из-за неправильно выставленного наклона, колесо становится винтом, что мешает ездить безопасно из-за раскачки и вибрации.
  • Нарушении геометрии кузова. Почему на это влияет деформированный кузов? Ответ в технологии крепления шасси к силовому каркасу автомобиля. Благодаря прямой фиксации, в случае аварии реперные точки начинает вести, и они сдвигают заводские размеры. Ездить с нарушенной геометрией небезопасно. Такие последствия снижают прочность кузова, портят состояние резины.

Популярные модели шин















Причины износа и разрушения шин

Существует функциональная и критическая деформация колеса. Если первая заложена производителем, отвечает за деформирование основания, снижение вибрации и постороннего воздействия на машину, то вторая приводит к разрушению резины. Критическая деформация может произойти на складе из-за неправильного хранения, при длительной стоянке автомобиля, езде на низком давлении, разрыве боковой части.

Рассмотрим основные причины выхода из строя колес и появления восьмерки:

Меры предосторожности

«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальна цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.

* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ

Сейчас непосредственно в сам процесс балансировки колёс из автолюбителей вдаются единицы. Работу обычно выполняют шиномонтажники – на современных компьютеризированных стендах. Качество выполнения таких работ стабильно высокое. Выехав из шиномонтажа, можно быть уверенным, что колёса на машине действительно качественно огружены, а значит, автомобиль может развивать без последствий максимально возможную для него и для его шин скорость.

Балансировка при современных скоростях движения почти всегда требуется даже абсолютно новым дискам с новыми шинами. Повлиять на поведение автомобиля может даже незначительный дисбаланс в пяток-десяток граммов. Абсолютно новые шины и диски изначально имеют небольшую неравномерность по весу и свою собственную развесовку. Одна сторона или борт всегда оказывается чуточку тяжелее или легче. При этом каждое из колёс имеет свой собственный дисбаланс. Иными словами, центры масс колёс без дополнительной огрузки не совпадают с осью вращения. Чем выше скорость движения автомобиля, тем активнее это проявляется. Более того, из-за высокой ширины автомобильных колёс им требуется динамическая балансировка – по внешней и по внутренней стороне.

По теме

Чтобы понять, к чему приводит разбалансировка хотя бы одного колеса машины, достаточно понаблюдать за барабаном стиралки, работающей в режиме перегруза. Да-да, автомобиль приплясывает по дороге точно так же, как стиралка в ванной! Только разбалансированных барабанов у автомобиля не один и даже не два – их может быть сразу четыре.

При разбалансировке одного или нескольких колёс автомобиль теряет ряд важных свойств. Он становится гораздо менее устойчивым, даже когда просто движется по прямой. Управляемость серьёзно ухудшается, появляется биение на руле. Увеличивается при дисбалансе и тормозной путь. При сильной разбалансировке возможна даже полная потеря контроля над автомобилем. И это – только ощущаемые водителем, видимые процессы.

Опасные вибрации не просто снижают ездовой комфорт. Они напрямую влияют на работу электронных помощников - ABS и ESP. Резина на неотбалансированных колёсах также ускоренно изнашивается. Притом неравномерно, проплешинами. Это часто приводит к расслоению силового каркаса и появлению грыж, а со временем – к полному разрушению покрышек.

По теме

При езде на высоких (негородских) скоростях частота вращения колёс возрастает настолько, что они могут войти в резонанс с кузовом. В этот момент ощущаются максимальные колебания, а шина начинает в буквальном смысле плясать по дороге, почти её не касаясь. Трясутся руль и педали, ослабляются крепления сидений, страдают все элементы – сайлентблоки подвески, шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники, пружины, амортизаторы и многое-многое другое. Первыми таких издевательств обычно не переживают ступичные подшипники – они начинают выть из-за износа шариков и обойм. Затем расшатывается рулевое управление. Падает точность на руле, увеличиваются люфты. Автомобиль начинает вести себя нестабильно в любых ситуациях, особенно при экстренном торможении. Безопасность эксплуатации такого транспортного средства серьёзно снижается. В конечном счёте это приводит не просто к дорогостоящему ремонту автомобиля, но и к возникновению аварийных ситуаций.

Пренебрегать балансировкой колёс чревато. Проверять колёса рекомендуется не реже раза в 15 тыс. км пробега или одного раза в год. Балансировать нужно не только передние, но и задние колёса. Стоит такая процедура сущие копейки, при этом она действительно помогает повысить комфорт и безопасность, а также избежать дорогостоящих ремонтов.

Читайте также: