Как прикрепить люк к покрышке

Опубликовано: 16.05.2024

Канализационный люк – это конструкция, которая монтируется на верхнюю часть смотровой или ревизионной шахты. Она обеспечивает полный доступ к системе трубопровода в случае необходимости, предоставляет возможность диагностирования, а также ремонта. Люки устанавливаются для того, чтобы защитить подземные сооружения от попадания в них нечистот и мусора, также они обеспечивают свободное движение пешеходов и транспорта и предотвращают возможные несчастные случаи попадания людей и животных в ассенизационную подземную систему. Данные конструкции обеспечивают доступ к сточным, ливневым, кабельным и трубопроводным подземным коммуникациям. Для того чтобы люк выполнял свои функции максимально эффективно, очень важно знать, как установить канализационный люк.

. Как установить канализационный люк своими руками

Если вы знаете, как установить канализационный люк, и можете осуществить правильный монтаж, то вы наверняка предотвратите возможные повреждения конструкции и увеличите ее эксплуатационный срок.

Устройство состоит из кольцевой горловины – стационарной части, которая крепится в самом колодце, а также крышки, которая может крепиться при помощи петель и быть откидной, а может быть съемной. Иногда устанавливают на устройство две крышки – одну защитную, а вторую запорную. Первая монтируется сверху, а вторая оснащается замком.

Как установить полимерный канализационный люк?

Полимерные конструкции отличаются повышенным удобством и простотой, они устанавливаются на приусадебных территориях частных домов и коттеджей, на промышленных объектах и в парках. Главные места установки: смотровые кабельных колодцев, инженерные сети, зоны зеленых насаждений, тротуары и пешеходные дорожки. Это альтернатива полимерпесчаным и чугунным устройствам. Полимер позволяет люкам быть легкими, прочными, долговечными и иметь приятный внешний вид.

Как установить полимерный канализационный люк

Установка полимерного канализационного люка предполагает следование определенной последовательности действий.

  1. В первую очередь, установите опорное кольцо люка на бетонное или же железобетонное перекрытие, которое отличается прочностью. Важно: данное перекрытие должно соответствовать имеющемуся государственному стандарту.
  2. Установленное опорное кольцо будет правильно перераспределять удельную нагрузку и препятствовать несвоевременному разрушению бетонных и железобетонных перекрытий.
  3. Для того чтобы соединить бетонные и железобетонные плиты с кольцами использует бетонный раствор.
  4. Подождите, пока бетон полностью затвердеет.
  5. Далее установите опорную плиту. Обратите внимание: нельзя устанавливать полимерный люк непосредственно на бетонную плиту перекрытия. Более того ни в коем случае нельзя применять растворы, кирпичи и другие подкладочные материалы.
  6. Обязательно учтите, чтобы крышка находилась с поверхностью грунтового или дорожного перекрытия на одном уровне.
  7. Как закрепить полимерный канализационный люк? Дополнительно создайте отмостку вокруг установленной конструкции с уклоном, для того чтобы обеспечить эффективный отвод избытка влаги.
  8. Верхнюю рабочую часть устройства смажьте литолом или солидолом во избежание образования коррозии.

Совет!

Не используйте опорные кольца, которые изготавливаются из некачественного материала или же с нарушением действующих норм, иначе у вас возникнут трудности с тем, как крепить полимерный канализационный люк.

Септик Экорос

Устройство,принцип работы,монтаж септика Экорос можно найти на этой странице

Устройство,принцип работы,монтаж септика Экосепт можно найти на здесь

Устройство,принцип работы,монтаж септика Фаст можно найти на этой странице

Для доступа к подземным коммуникациям через смотровые колодцы используют различные виды люков. Внешне они мало отличаются друг от друга, хотя преследуют одну цель – защитить прохожих от падения в канализацию. Чтобы понять, какие изделия следует устанавливать, нужно разобраться в материалах и способах закрытия, а также размерах и формах запорных конструкций.

Область применения канализационных люков


Крышка канализационного люка выполняет двойную функцию – защищает людей от падения в подземные лабиринты канализации, а также предотвращает засорение шахты мусором и посторонними предметами.

Применяются изделия везде, где необходимо закрыть доступ к смотровым колодцам:

  • ливневая канализация;
  • бытовые сточные воды;
  • электрический кабель;
  • телефонная линия;
  • газовые трубы;
  • теплотрасса;
  • водопровод.

В зависимости от предполагаемой нагрузки выбирается материал и способ открытия. На частных территориях устанавливают более простые в применении замки, так как вероятность, что устройство снимут – невелика. На собственном участке можно установить менее прочную конструкцию канализационного люка, так как потенциальная нагрузка на него будет небольшая.

На проезжей части нужны прочные изделия, например, из чугуна, который выдерживает постоянную нагрузку в виде проезжающих автомобилей.

Устройство колодцев


Канализационный люк представляет собой изделие, состоящее из корпуса и крышки. Оба выполнены из одного материала.

Производят запирающиеся и незапирающиеся конструкции. Первые устанавливают там, где есть доступ к различному дорогостоящему оборудованию внутри шахты и велика вероятность умышленного повреждения или хищения.

По форме колодцы могут быть круглые, прямоугольные или квадратные. В большинстве случаев применяют круглые канализационные люки, так как они наиболее практичны и экономичны.

В крышке имеется отверстие. Оно служит для открывания специальными крюками или для контроля, например, утечки газа в газопроводе.

Сама крышка делается немного выпуклой, чтобы в ней не скапливалась вода и в зимнее время не замерзала. Рельефность необходима, чтобы колеса автомобилей или прохожие не скользили по металлу.

Существует специальная маркировка для определения коммуникаций, к которым она ведет:

Маркируют люки сверху буквами или рисунками. К примеру, доступ к электрическому кабелю может обозначаться в виде молнии.

Размеры люков и диаметры крышек


Канализационные люки различают по классу нагрузок:

  • Для пешеходных зон частной территории подходят легкие малогабаритные люки. Маркировка по ЕН-124 – ЛМ (А15). Нагрузка не менее 15 килоньютон (1 тонна = 10 килоньютонам). Вес изделия 45 кг.
  • В пешеходных зонах общественных мест устанавливают легкие, но более массивные изделия весом до 60 кг. Номинальная нагрузка также равняется 15 кН. Маркировка – А15 Л.
  • Средний люк имеет запас прочности до 125 кН и весит 95 кг. Рекомендуется для парковок, тротуаров, парковых территорий. Маркировка С (В125).
  • Тяжелые канализационные люки применяются на трассах с интенсивным потоком легкового транспорта. Вес люка 120 кг, а номинальная нагрузка – 250 кН. Обозначение – Т (С250).
  • Тяжелые магистральные люки выдерживают нагрузку в 400 кН, имея массу в 140 кг. Применяются на автомагистралях междугородного сообщения, где кроме легковых автомобилей курсируют грузовые фуры и автобусы. Маркировка ТМ (D400).
  • Сверхтяжелые канализационные люки применяют при строительстве аэродромов и доков, где вес транспорта превышает 100 – 200 тонн. Нагрузки свыше 600 кН при весе изделия 155 кг. Маркировка – СТ (Е600).

В конструкциях тяжелых и сверхтяжелых изделий исключены элементы, которые вызывают концентрацию нагрузки в одной точке и провоцируют излом металла. Изготавливают такие люки на станках с числовым программным обеспечением, что обеспечивает плотное прилегание крышки к корпусу, исключая неравномерность нагрузок при наезде.

Размеры корпуса и крышек тем больше, чем больше нагрузки способно выдержать изделие.

Замки крышек


Замки предназначены для предотвращения несанкционированного проникновения в систему и кражи дорогостоящего оборудования или кабеля, который обычно изготавливают из цветных металлов. Такие отходы перепродают в пункты приема металлолома.

Замки предотвращают сдвиг крышки, которая при постоянной нагрузке может разрушиться. На автостраде это приводит к аварии, так как колесо автомобиля попадает в люк и подвеска ломается.

В пешеходных зонах обычно ставят две крышки – запорную и защитную. Запорная крышка располагается ниже и имеет замок с секретом, который выполняется в четырех вариантах:

  • Распорный механизм.
  • Крабовый (или лучевой).
  • Корпус и крышка соединяются с помощью резьбы.
  • Замок в виде флажка между корпусом и крышкой.

Самыми надежными считаются распорный и крабовый механизмы замка.

Разновидности по материалу изготовления

Канализационные люки изготавливают из следующих материалов:

  • чугун серый;
  • высокопрочный чугун, который по номинальной нагрузке в 4 – 5 раз выше серого;
  • полимерпесчаная смесь;
  • пластик;
  • композиты;
  • прочная резина;
  • железобетон или бетон.

Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки.

Чугунные изделия


Серый чугун – это сплав железа с углеродом. Характеризуется малой усадкой, то есть не сжимается и не расширяется под действием температур. Широко применяется в промышленности, так как стоимость его производства относительно невелика, а по характеристикам не уступает более дорогим сплавам и металлам.

Преимущества при эксплуатации чугунных люков:

  • долговечность;
  • выдерживание больших нагрузок;
  • устойчивость к резким перепадам температур.

Недостатком является большой вес изделий, а также возможность появления искры, что в некоторых сферах недопустимо. Например – при установке на газовой магистрали может произойти взрыв. Чугунные изделия часто становятся объектами хищения, поэтому требуется дополнительная защита от вскрытия замков.

Высокопрочный чугун отличается наличием в сплаве графита. Его используют в местах, где происходит интенсивное движение и номинальные нагрузки превышают 250 кН.

Пластиковые люки


Одним из преимуществ пластиковых канализационных люков является их низкая стоимость, так как они могут изготавливаться из вторичного сырья. С каждым годом промышленность предлагает все более прочные модели, которые не уступают металлическим.

Пластику можно придать любой цвет, добавив пигмент на этапе плавления. Особенно популярны пластиковые модели в частных септиках и ливневых канализациях. Устанавливают полимерные люки в пешеходных зонах без опасения, что они могут быть похищены – пластик не представляет ценности для грабителей.

Синтетические материалы не подвержены воздействию температур и не выгорают под действием ультрафиолета. Внешний вид участка сохранится длительное время. Если не превышать нагрузки, то пластик прослужит долго.

Единственный недостаток – такие материалы не подходят для автомагистралей с большим движением, так как быстро разрушаются.

Полимерпесчаная смесь


Представляет собой сочетание песка – 70% и пластиковых отходов – 30%. Качество готовой смеси зависит от чистоты сырья – отсутствия в ней технических масел. После измельчения и плавления компонентов из смеси можно отлить изделие любой формы. После застывания приобретает следующие характеристики:

  • не подвержена воздействию агрессивных жидкостей, поэтому может использоваться в колодцах с бытовыми и промышленными отходами;
  • устойчива к низким и высоким температурам;
  • мало весит;
  • не вызывает искру, поэтому изделие безопасно.

Люки не представляют материальной ценности по сравнению с чугуном или железом.

Из-за непрочного компонента в составе – песка – канализационные люки из полимерпесчаных смесей не выдерживают больших нагрузок. Они применяются в частных септиках, зеленых и пешеходных зонах.

Люки из композитного материала


Пользуется популярностью композитный материал премикс. Производство основано на применении наноматериалов, которые позволяют хорошо смешивать компоненты в составе композита.

  • стекловолокно;
  • кальцит;
  • полиэфирные смолы;
  • другие добавки.

Материал получают методом нагревания до 100 градусов, после чего отливают из него изделия нужной формы. Люки из композита выдерживают нагрузки до 40 тонн, имеют легкий вес и отличные показатели долговечности. Не представляют ценности для грабителей, поэтому служат дольше.

Цена композитного канализационного люка достаточно высокая – это единственный недостаток.

Резиновые канализационные люки


Чугунные конструкции вполне можно заменить высокопрочной армированной резиной. Такой материал не ржавеет, не трескается. Специально подготовленная резина устойчива к высоким и низким температурам, агрессивным жидкостям.

Резиновые крышки применяются в различных системах – пожаротушения, водоснабжения и водоотведения в частном и промышленном секторах. Грабители их не трогают, поэтому в общественных местах такие модели ставить безопасно.

Для качественной установки необходимо подготовить основание – залить его бетоном. Крышка монтируется на один уровень с асфальтом или грунтом.

Бетон и железобетон


Для изготовления бетонных и железобетонных люков применяется качественный цемент – устойчивый к влаге и механическим нагрузкам. Применяется в сочетании с бетонными кольцами: после установки верхней плиты с отверстием для люка. Для удобства в бетон заливаются металлические ручки.

Недостатки кроются во внешнем виде изделия – придать определенный цвет бетону не получится из-за плохой адгезии с красящими веществами.

Установка и закрепление


Легкие полимерные или полимерпесчаные люки можно установить самостоятельно. Тяжелые чугунные или бетонные конструкции потребуют помощи других людей или техники. На пешеходных дорожках крышки должны находиться вровень с покрытием. Если люк размещен на клумбе, его лучше немного поднять над уровнем земли, чтобы грязь не попадала в колодец.

Этапы работ по установке своими руками:

  1. Вначале устанавливается опорное кольцо на прочное основание – опалубку. Для точности необходимо пользоваться уровнем. Если монтаж будет произведен под уклоном, то конструкция со временем придет в негодность и разрушится. Для соединения бетонных колец с опорным кольцом люка используется раствор цемента. Когда он полностью затвердеет, работу можно продолжать.
  2. Монтируется крышка. Как это делать, зависит от модели.
  3. Заключительный этап – заливка отмостки. Делается на расстоянии 1,5 м от центра люка. Используется раствор цемента. Чтобы отмостка имела аккуратный вид, края отгораживают кирпичом или гнущимся металлом, дно засыпают песком и заливают бетоном. Когда застынет – приспособления убирают.

После установки канализационного люка его можно украсить искусственным камнем или прикрыть слоем синтетической травы. В крышках иногда обустраивают клумбы, чтобы растительность скрывала присутствие септика на участке.

Необходимо помнить, что в любой момент может понадобиться обслуживание колодца, поэтому верх крышки нельзя сильно загромождать.

Цены на различные виды люков

Самыми дешевыми будут изделия, на которые нельзя давать большую нагрузку. Это люки из пластика или полимерпесчаных смесей. Низкой стоимостью, но более высокими эксплуатационными характеристиками отличается резина. Если речь идет об установке на дачном участке или вблизи частного дома, то переплачивать за чугунные изделия нет необходимости.

Более высокой стоимостью отличаются композитные материалы и высокопрочный чугун. Эти материалы выбирают, если на люк будет ежедневно воздействовать давление, например, канализационный колодец находится в зоне движения автомобиля. Цена чугунного канализационного люка сравнима со стоимостью синтетического материала.

Для выгребной ямы подойдут обычные автомобильные покрышки

Если вы являетесь владельцем загородного дома или дачи, то, наверняка, задумывались над тем, чтобы создать в них все условия комфортабельности, то есть, перенести частичку комфорта из городской квартиры.

Естественно, первая мысль – это наличие канализации, ведь абсолютно всем не нравится постоянно выносить сточные воды на улицу в огород, в частности, зимой. Поэтому большинство современных людей предпочитают сразу задуматься о проведении канализации.

Но, к сожалению, многие просто не могут себе позволить современные канализационные системы, в силу их дороговизны. К тому же такая система подразумевает наличие сточного колодца, который тоже может обойтись в копеечку.

Сегодня существует оптимальный вариант – это выгребная яма из покрышек своими руками, которая отличается простотой монтажа и экономичностью.

Кроме того, такую яму вы сможете оборудовать самостоятельно, даже не имея каких-либо определенных строительных навыков. Прежде чем перейти, непосредственно, к рассмотрению особенностей монтажа такой выгребной ямы, следует, обратить внимание на все ее преимущества и недостатки.

Можно использовать и тракторные покрышки для выгребной ямы

Можно использовать и тракторные покрышки для выгребной ямы

Достоинства и недостатки выгребной ямы из автомобильных покрышек

Сразу стоит сказать, что такая яма является наилучшим решением, если объем сточных вод будет не слишком велик. К примеру, вы устанавливаете ее на даче, куда приезжаете по выходным.

Если яма планируется в доме, где вы постоянно живете, у вас семья из нескольких человек, и постоянно используется вода, то, возможно, что такой ямы может быть недостаточно.

Прежде чем решиться конкретно на этот вариант, необходимо хорошенько взвесить все «за» и «против».

Выгребная яма из покрышек фото 1

Выгребная яма из покрышек фото 1

Итак, к основным достоинствам выгребной ямы из покрышек относят:

  • монтаж достаточно прост и легок;
  • такая яма обойдется совсем недорого, в отличие, от ямы из кирпичей или бетонных колец;
  • шины могут использоваться абсолютно любые, как от обычных легковых машин, так и грузовых машин, шины которых превышают диаметр более одного метра.

Выгребная яма их покрышек фото 2

Выгребная яма их покрышек фото 2

Что касается недостатков, то на них, безусловно, не стоит не обращать внимание. Если вы приняли решение отдать предпочтение выгребной яме из покрышек, тогда должны во всех тонкостях знать ее недостатки, к которым можно отнести:

  • достаточно короткий срок эксплуатации, такая яма прослужит не более 10-15 лет;
  • не слишком надежная герметизация ямы, которая легко может нарушиться;
  • в этом случае, необходимо соблюдать расстояние между скважинами и колодцами, которое должно составлять около 30 метров;
  • не исключается вероятность появления неприятного запаха из ямы;
  • что касается проведения ремонтных работ и демонтажа, то здесь достаточно сложный и кропотливый процесс.

Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция

Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек

Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек

  • для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки. Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;

Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы

Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских

  • после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы. Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней. Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;

выгребная яма из покрышек

Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри

  • как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;

Нужно сделать "дырку" в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт

  • в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;

Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину

Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину

  • после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;

Выгребная яма из покрышек

Выгребная яма из покрышек

  • теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;

Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы

Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы

  • укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;

Выгребная яма фото

Выгребная яма фото

  • яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.

Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек

Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!

Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.

Николай Федоренко


Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Виды сливных ям

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

Схема ямы из покрышек

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Сливная яма с дренажем

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

Выбор покрышек

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Внутренние стенки ямы

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Выбор места под сливную яму

При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.

Планировка участка

Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  1. Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  2. До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  3. Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  4. Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  5. Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.

Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

Ассенизаторская машина

Технология сооружения выгребной ямы из шин

Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

Процесс устройства сливного сооружения из старой автомобильной резины включает ряд традиционных этапов:

Первоочередная задача сооружения автономной очистной системы из покрышек – расчет объема сливного резервуара для определения количества и габаритов используемых шин. Объем камеры зависит от числа проживающих людей в доме.

Согласно нормативным данным один взрослый человек расходует в день порядка 170-200 л воды (для купания, стирки, приготовления пищи и т.д.). Если взять за условие, что семья состоит из трех людей, то суточный объем стоков составит около 600 л (0,6 куб.м).

Расчет объема ямы

Значит, полученная величина (0,6 куб.м) умножается на три. Итого, емкость резервуара должна составлять 1,8 куб.м. Однако для точности расчетов следует учесть тип грунта. При обустройстве выгребной ямы на пористом субстрате объем «резинового» бака допустимо уменьшить на 20%. В случае плотного грунта – увеличить на 10%.

Для подсчета количества покрышек необходимо определить объем одной шины. Это легко сделать, зная диаметр и высоту автопокрышки.

Объем покрышки

Для самостоятельного сооружения поглощающей ямы и подвода к ней коммуникаций следует запастись инструментами и материалами. Земельные работы выполняются с помощью разных видов лопат.

Совковая лопата. Благодаря конструкции изогнутого черпака удобно подгребать и вынимать землю из канавы. Если металлическое полотно лопаты выгибается, его можно усилить дополнительными бортами.

Штыковая лопата. Используется в начале копки, поэтому подойдет инструмент с рукояткой стандартной длины (1,5 м).

«Землекоп». Лопата-рыхлитель с длинным держателем, по конструкции напоминает двойные вилы. Инструмент предназначен для рыхления твердых пластов грунта.

Лопата рыхлитель

Ориентировочный список материалов:

  1. Покрышки. Подойдут шины от трактора, грузового транспорта или легковых автомобилей. При высоких грунтовых водах лучше применять изделия большого диаметра – удастся получить нужный объем без углубления до грунтовых вод.
  2. Щебень, гравий и песок. Материалы нужны для обустройства фильтрующего дна башни из автопокрышек.
  3. Трубы канализации. Для сборки трубопровода подойдут двухслойные полиэтиленовые или пропиленовые трубы диаметром 110 мм. Дополнительно надо приобрести гофры, тройники, заглушки и фитинги.
  4. Крышка. Подойдет пластиковая утепленная модель канализационного люка. Диаметр подбирается в соответствии с габаритами сливной ямы.
  5. Пленочная гидроизоляция и бетонный раствор. Материалы необходимы для обеспечения герметичности резервуара – раствором обмазываются наружные щели «пирамиды», а пленкой выстилается внутренняя поверхность стенок.
  6. Пластиковая или бетонная труба. Углубляется в дренажный слой и выполняет роль фильтрующего элемента.

Для монтажных работ понадобятся: резак или электролобзик, рулетка, строительный уровень, садовый бур, лестница, ведро и веревка.

Организация локальной очистной системы начинается с обустройства выпуска. Впоследствии выполняется сборка стояка в доме, подключение тройников и отводящих труб. В старой постройке вывод канализационного трубопровода осуществляется через подполье или погреб.

Если в новом доме заранее не предусмотрен выпускной канал, то придется демонтировать пол и делать отверстие в фундаменте.

Подвод канализации

Глубина залегания трубопровода на выходе из дома должна составлять не менее 60 см, оптимально – 1 м. Если в некоторых участках глубина траншеи составляет меньше 90 см, то трубопровод надо утеплить. Подробнее о глубине залегания канализационных труб читайте далее.

В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

Продолжать рытье глубокого котлована проще лопатой с длинной рукояткой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», потом собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в выработку опускается лестница.

Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.

Рытье котлована

По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

Однако сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы – полезный объем резервуара значительно сокращается, а в образованных «карманах» очень быстро скапливаются отходы. При этом качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.

Заготовка покрышек

В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

Ход выполнения работы:

  1. Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
  2. Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  3. Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.

После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.

Дренажная скважина

На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее дренажную трубу. Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.

Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить.

По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.

Укрепление стен траншеи

фото2

При прокладке инженерных коммуникаций в загородном доме важную роль играет обустройство канализации. Главным ее элементом является септик, в который будут направляться все стоки.

Существует несколько технологий, позволяющих соорудить отстойник. Предлагаем рассмотреть, как сделать септик из покрышек.

Канализация из шин: плюсы и минусы

Колодец из покрышек имеет свои технические особенности. Положительные и отрицательные стороны:

Плюсы

Минусы

Особенности конструкции

Данный канализационное устройство будет нуждаться в откачке по мере оседания твердых частиц и его заполнения.

Сама конструкция состоит из двух сооружений, расположенных рядом. Дно емкости обязательно засыпается слоем из щебня и песка. Нередко могут обустраиваться дополнительные фильтрационные поля.

Колодец из автомобильных шин должен соответствовать таким требованиям:

  • Чтобы не нарушить его герметизацию, глубина шахты не должна быть большой.
  • От уровня поверхности глубина залегания грунтовых вод должна быть не меньше 5 метров.
  • Рекомендовано перерабатывать несильно загрязненные стоки. Например, умывальники, стиральные машины, ванны, бани, душевые кабины и прочее.

Где можно взять, какие лучше использовать?

фото3

Есть несколько источников, где взять бесплатно автошину. Например, можно обратиться в сервис по техобслуживанию автомобилей. Нередко их там выбрасывают.

Также можно обратиться на завод по их утилизации. Хотя здесь бесплатно вам их никто не отдаст, но по дешевке купить получится. Возможно, ваш сосед или знакомый меняет автомобильные колеса. Можно попросить и забрать ненужные покрышки.

Ориентир в выборе автомобильных шин для септика, делается, исходя из потребностей и предполагаемого объема стоков. Если речь идет о резине с легкового транспорта, то потребуется до 8 шт, с крупной техники, может быть достаточно и 5 шт.

Правильное место

Следует отталкиваться от существующих норм и стандартов:

  • От дома септик должен находиться на расстоянии не ближе 5 м. В противном случае это приведет к подмыванию фундамента.
  • От питьевого колодца должно быть не меньше 30 м. Если почва преимущественно глинистая, то минимальное расстояние 25 м.
  • От растущих деревьев и кустарников – на расстоянии не ближе 3 м.
  • До забора, разграничивающего соседей, – не ближе чем 2 м.
  • Слив должен находиться в месте, куда сможет подъехать ассенизаторская машина.

Инструменты и материалы

Чтобы выкопать яму под автомобильные колеса, потребуется такой инструмент:

  • Лопата.
  • Ведро.
  • Тачка для вывоза земли.
  • Надежная веревка для поднятия грунта.
  • Лестница для подъема из септика.

Для монтажных работ нужно подготовить:

  • Лобзик.
  • Проволоку.
  • Герметик (жидкий).
  • Емкость для замеса бетонной подушки.
  • Люк.
  • Материал для обустройства крышки люка.
  • Дрель.
  • Болгарку.

Как сделать своими руками

Изготавливая канализацию из покрышек, следует учесть советы и рекомендации:

  1. На семью из трех человек рекомендованное количество шин 7 штук.
  2. В процессе, желательно опускать шину в яму, чтобы сразу видеть, где есть расхождения и с какой стороны необходимо удалить грунт.
  3. Чтобы выравнивать стенки котлована, используется штыковая лопата.
  4. Построить отстойник лучше всего с подветренной стороны, чтобы исключить попадание неприятных запахов в дом.
  5. Близкое расположение ямы к дому требует установки высокой трубы, чтобы все неприятные запахи поднимались выше уровня окон. В среднем она должна превышать постройку на 0,6 м, если речь идет о близком расположении.
  6. Обязательно устанавливается крышка, чтобы контролировать уровень стоков.
  7. Сточный септик из покрышек рекомендуется использовать только для слабозагрязненных стоков.

фото4

Необходимо четко следовать инструкции и рекомендациям. В то же время многие дачники допускают распространенные ошибки, приводящие к снижению эффективности сооружения.

Например, некоторые устанавливают перфорированную трубу в маленькую скважину. При таком случае стоки не будут проходить дополнительную фильтрацию. Более того, это также негативно скажется и на загрязнении окружающего грунта.

Этапы проведения работ

Предлагаем пошагово рассмотреть три варианта изготовления септика из колес:

  1. С фильтрующей системой.
  2. С отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем.
  3. С фильтрующей системой и дренажной трубой.

С фильтрующей системой

Это наиболее дешевый вариант обустройства отстойника с использованием покрышек от автомобиля. Выкапывается котлован, укладываются шины, и подготавливается дно. Принцип сводится к следующему:

  • Стоки направляются по трубопроводу в септик.
  • Изготовленный дренажный слой из щебня останавливает твердые включения.
  • В грунт проникает только вода.

С другой стороны, сделать такой септик легко и просто. Но при этом все равно образуется иловый слой, который постепенно увеличивается, и фильтровать стоки дренаж уже не будет.

  1. Выкапывается котлован.
  2. Одну на одну укладываются покрышки.
  3. Предварительно дно засыпается щебнем.
  4. Сверху сооружается крышка, и устанавливается люк.

С отстойником и фильтрующим колодцем

Данный колодезный септик из покрышек сложнее в реализации, так как сооружается две емкости. В одной происходит отстаивание, в другой осуществляется фильтрация стоков после перелива. Далее они попадают в грунт.

Принцип действия данного отстойника сводится к следующему:

  • Стоки попадают в первую емкость.
  • На одно постепенно оседают твердые и тяжелые включения.
  • По смежной трубе во вторую емкость попадают легкие включения и вся жидкая масса.
  • Здесь происходит процесс фильтрации благодаря слоям из гравия и песка. Только после этого вода поступает в грунт.
  • Посредством щебня задерживаются легкие фракции стоков.

Откачку не придется осуществлять часто, ведь налаживается качественная схема перелива и фильтрация всех сточных вод. Здесь процесс монтажа сводится к следующему:

  1. Выкапывается котлован соответствующего диаметра.
  2. На дно насыпается слой песка и щебня.
  3. Рядом выкапывается второй котлован, и изготавливается аналогичная подушка.
  4. Между емкостями следует проложить трубу под соответствующим углом.
  5. По ней будет осуществляться перелив.
  6. При укладке шин необходимо вырезать соответствующие отверстия для монтажа трубы.
  7. Соединения трубы с покрышкой должны быть герметичными. Для этого используется жидкая мастика и специальные герметики.
  8. Также все соединения между колесами должны быть герметичными. Поэтому обязательно используется специальный герметик.
  9. Обязательно устанавливается фановая труба, посредством которой из емкости удаляются неприятные запахи.
  10. Обустраивается люк для возможной откачки всех масс.

С фильтрующей системой и дренажной трубой

фото5

Использование резины для организации септика на дачном участке, – емкости с выводом, как показала практика, – это не самое лучшее решение. В работе всей системы дренажная труба особо важной роли не выполняет.

Принцип этой системы сводится к следующему:

  • В емкость стекают все стоки.
  • Все вещества, которые имеют большую и твердую фракцию, оседают на дренажном слое из щебня.
  • Далее очищенная вода по дренажной трубе направляется к щебню и грунту.

Основная функция трубы сводится к тому, чтобы отводить все стоки из колодца. За счет этого исключается наполнение щебня илом. С другой стороны, она сравнительно быстро забивается и выходит из строя. Поэтому делают ее крайне редко.

Совет! Независимо от вида ямы, особое внимание стоит уделить скреплению шин. В момент пучения или движения грунта они могут сдвинуться. Для предотвращения этого рекомендуется скреплять между собой покрышки проволокой или стяжками.

Также для увеличения полезного внутреннего объема можно обрезать края колесных шин. В местах срезов обязательно продеваются затяжки или проволока, а все стыки промазываются специальным герметиком. Смотрите на фото:

Чтобы продеть затяжки, предварительно потребуется дрелью просверлить соответствующие отверстия. Сделать их по-другому представляет собой сложную задачу. В целом инструкция сборки емкости стандартная во всех случаях.

Важным элементом является крышка, которая позволит обслуживать слив. Можно приобрести полимерные люки. Их диаметр должен быть соответствующим, чтобы можно было установить на верхнюю покрышку. Поэтому самую последнюю шину обрезать не придется.

Эксплуатация и обслуживание

фото6

Если вы изготовили самодельный септик, то для продолжительной эксплуатации крайне важно производить время от времени его обслуживание.

Прежде всего рекомендуется проверять уровень стоков. Это важно, чтобы поддерживать емкость в рабочем состоянии. Если через какое то время вы заметили, что данного объема на частный дом не хватает, можно выкопать вторую емкость и модернизировать существующий приемный колодец.

Если необходимо, то выполняется откачка воды. Можно подождать, пока крупные частицы осядут и откачать все фекальным насосом. Если имеется отстойник и стоки сравнительно чистые, то воду можно использовать для полива огорода. Но в этом случае должен быть слив только серой массы, исключив фекальную. Схема изготовления подобного септика была подробно описана выше.

Когда откачать возможности нет, то можно использовать специальные бактерии, которые будут расщеплять и растворять всевозможные стоки. Или вызвать машину для откачки, если объем стоков большой.

Плюс ко всему в процессе эксплуатации возникает потребность проверять герметичность соединения колес. Это очень важно, чтобы исключить вероятность загрязнения окружающей среды.

Вывод

Читайте также: