Как проверить колесо на велосипеде

Опубликовано: 08.05.2024

Спицевое колесо смело можно назвать одним из самых классических элементов вашего байка, так как его устанавливают на большинстве современных велосипедов. Конфигурация такого колеса включает в себя:

  • Центральную втулку
  • Обод
  • Спицы

В процессе длительной эксплуатации колесо подвергается значительной нагрузке и со временем может быть деформировано. Поэтому каждый велолюбитель должен уметь самостоятельно устранить несложные неполадки.

Что такое восьмерка?

Деформация колеса носит название «восьмерка» в том случае, если часть обода отклоняется от плоскости вращения. При такой неисправности вы можете ездить на велосипеде, однако удовольствия от такой прогулки никакого не будет. Более того, со временем восьмерка приведет к тому, что обод полностью придет в негодность и его необходимо будет заменять на новый. Поэтому лучше не затягивать и устранять проблему сразу же после ее выявления.

Как правильно выявить наличие восьмерки?

Если вы начинаете подозревать, что колесо деформировано, в первую очередь необходимо найти место искривления обода. Это можно сделать двумя методами:

  • Визуальным
  • Контактным

В первом случае, вы просто интенсивно раскручиваете колесо и определяете искривленный участок. Он будет постоянно отходить в сторону от плоскости вращения. В этот момент необходимо схватить колесо рукой и пометить деформированный участок маркером.
Отдавая предпочтение контактному методу вы берете маркер и вращая колесо проводите им по ободу. Маркер должен сделать полноценный круг и после этого вы четко увидите место деформации.



как выявить восьмерку

Как правильно устранить восьмерку?

После того как вы определили участок деформации дело остается за малым – устранить восьмерку. Вы легко сможете сделать это самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам.
Существует два основных способа устранения восьмерки:

  • Силовой метод
  • Метод подтяжки

Исправление восьмерки силовым методом

  • Вы не сможете устранить небольшие выпуклости
  • Есть риск выгнуть обод в другую сторону
  • Устранять восьмерку таким методом очень неудобно
  • Некоторые обода просто не подвергаются силовому воздействию человека

Устранение регулировки методом подтяжки спиц

Этот метод более популярен среди велолюбителей, ведь позволяет добиться прекрасного результата в виде идеально ровных колес. Для работы вам обязательно понадобится специальный спицевой ключ, который свободно можно приобрести в любом магазине велотехники.
В большинстве случаев искривление обода происходит из – за общего ослабления спиц. В этом случае поочередно подтягиваем их примерно на один оборот. Если спицы ослабились конкретно в месте деформации, аккуратно подтягиваем те, что находятся в непосредственной близости от искривления. Начинаем с центра. Крутить спицы необходимо в сторону, противоположенную выпуклости.
Овладев этим нехитрым методом единожды, во сможете быстро и аккуратно устранить неисправность и спокойно наслаждаться стремительной ездой на любимом велосипеде!




устранение восьмерки методом подтягивания спиц


Наверное, каждый, кто ездит на велосипеде, хоть раз, да прокалывал колесо. Дело это неприятное, хлопотное и даже немного обидное. Самое интересное начинается, когда прокол происходит в дали от цивилизации, а ничего, кроме воды ты с собой не брал.

Прогресс, однако, на месте не стоит и предлагает нам множество решений этой проблемы, которая в августе, кстати, в некоторых регионах, становится стихийным бедствием. Всему виной сезон цветения “колючек”. Впрочем, проколоться можно и любыми другими способами. Их намного больше, чем способов борьбы с ними.

В общем, есть проблема — есть и решения. Мы поделимся с вами 11-ю способами борьбы с проколами велосипедных колес.

1. Не выезжать на велосипеде

Способ, указанный под номером 1 действует безотказно. Она работает в любое время года и лишает велосипедиста огромного количества хлопот, связанных с латанием камер. Лишает способ и звания велосипедиста. Так что, если такой способ вам не подходит, то двигаемся дальше, к пункту 2.

2. Залей герметик

Герметики бывают разные по цене, качеству и составу. Для шоссейных покрышек он один, чтобы мог работать при высоких давлениях. Для МТБ покрышек он совсем другой, к нему предъявляется меньше требований. Бывают для камер герметики, а бывают и для бескамерных покрышек. Они отличаются друг от друга составами и проницаемостью.
Изготавливаются герметики на водной основе и содержат в себе наполнитель. В некоторых составах он выполнен в качестве мелкой резиновой крошки, в некоторых составах это мелкий ворс.

Когда колесо прокалывается, герметик начинает вытекать через прокол увлекая за собой наполнитель. Он, в свою очередь, перекрывает отверстие, делая его площадь меньше. Далее начинает действовать состав жидкости, она загустевает и превращается в подобие резины. Колесо при таком сценарии потеряет какое-то количество давления, но на практике часто получается так, что оно не успевает спуститься слишком заметно и райдер узнает о проколе только на месте стоянки, когда увидит мокрое пятно на резине.
На практике, если после пары лет эксплуатации слить герметик и накачать колесо, то окажется, что оно походит на решето. Дырок там будет очень много. Переживать не стоит, пока вы будете ехать, ни одна из них не даст о себе знать. Даже простой велосипеда не повлияет на проявление проколов. А вот выпуск всего воздуха и повторное накачивание на следующий день всё покажет. Хотя и тут достаточно колесо покрутить, чтобы герметик растекся и прекратил все утечки.

3. Антипрокольные покрышки

Если вы еще не перешли на антипрокольные покрышки, то очень даже зря. Они дарят ощущение спокойствия в дороге на годы. Да, годы без проколов и без ограничения в движении. Такое бывает, уверяю вас.

Антипрокольная резина от обычной по составу не отличается. Она точно такая же. Хотя стоит отметить, что антипрокольность отзывается лишним весом покрышки, от этого не уйти. Дело в том, что в беговую дорожку встраивается дополнительный слой материала, устойчивого к проколам. Нельзя сказать, что пробить его невозможно. Возможно все. Тем не менее, пробиваемость колес резко падает после установки таких покрышек.



Schwalbe Marathon Plus – универсальная покрышка с очень хорошей защитой от проколов. Доступна почти во всех возможных размерах. Где купить: Украина, Россия, Великобритания

Защита, разумеется, бывает разной и зависит это от дисциплины, в которой шина применяется. Для гоночных шоссейных колес есть много требований по весу и толщине, антипрокольность на хорошем уровне, но уступает круизным покрышкам. Последние весят в 5-7 раз больше шоссейных, в том числе благодаря хорошей защите от проколов. Располагается защита не только на беговой дорожке, но и она боковинах, хотя и далеко не у всех моделей.

4. Бескамерные покрышки

Мотоциклы и автомобили уже давно осуществили переход на бескамерные покрышки. Переходят на них и велосипеды. Пока не очень быстро, хотя динамика положительная развивается из года в год.

Преимущество бескамерной резины в том, что там нет камеры, которая прокалывается.
Нет, конечно, сама покрышка всё равно пробивается и грозит снижением давления до нуля. Именно поэтому в велосипедные колеса заливается герметик. То есть, если прокол произошел, он сразу закупоривает отверстие. Не любое, это да, но ведь закупоривает! Технология бескамерных покрышек и ободьев для велосипедов становится с каждым днем доступнее. Есть в продаже, как ободья без отверстий под спицы с внутренней стороны, так и комплекты, которые позволяют из обычного обода сделать бескамерный. Правда, стенки обода таки должны быть подготовлены под бескамерный режим.

Личный опыт подсказывает, что при желании можно использовать бескамерно даже обычную покрышку, только очень осторожно и терпеливо. Ей надо будет дать некоторое время на заклеивание пор по всей площади.

Автомобили и мотоциклы ездят без герметика. Если там происходит прокол, то для его устранения существуют специальные комплекты из “червячка” сырой резины и шила, которым “червяк” вставляется в отверстие. Думаю, что и на велосипеде такой прием сработает.

5. Замена камеры

Не спешите нас осуждать за такой способ борьбы с проколами. Речь идет о замене камеры из бутиловой резины на латексную. Последняя очень эластична и менее подвержена проколам. Значит это, что при соприкосновении с острым предметом камера старается его “обнять” не прокалываясь. Полноценной защиты от проколов такая камера не обеспечит, но жизнь упростит.



Латексные камеры выпускаются для любых размеров колес. Купить

С другой стороны, латексные камеры славятся еще и необходимостью постоянно подкачиваться. То есть, бутиловую камеру подкачивать надо, например, раз в две-три недели, а латексную раз в два-три дня. Такая вот у них особенность. Еще один вариант касается обычных бутиловых камер с герметиком внутри. Такую камеру можно приобрести в готовом виде, а можно в обычную камеру закачать герметик. Сути это не меняет.



Если нет желания заливать герметик самостоятельно – помогут камеры от Slime. Где купить: Украина, Россия, Великобритания

6. Полнотелые или жесткие покрышки

Речь идет о покрышках, которые внутри не имеют пустоты. Такие покрышки мне помнятся из детства, они стояли на трехколесном велосипеде. Да, вообще, они много, где используются.
Ярким и едва-ли ни единственным представителем таких покрышек для велосипедов является компания Tannus. Их продукт позволяет напрочь забыть о насосе и просто наслаждаться поездкой. Конечно, за такое решение приходится платить сложностями при бортировке колеса и жесткими колесами, давление которых нельзя отрегулировать под условия дорожного покрытия.


7. Накачай колёса

Вопреки распространенному мнению, колеса с низким давлением чаще подвержены проколам. Хорошо накачанные колеса, напротив, обладают высокой стойкостью к проколам. Наибольшая опасность в спущенных покрышках заключается в возможности получить прокол “змеиный укус”. Он происходит при наезде на бордюр, например. Покрышка сминается, и камера внутри зажимается между оной и ободом. Получается две точки контакта с ободом, а значит и два прокола, заклеить которые на практике практически нереально. То есть, латки вы поставите, но давлением камеру все равно начнет рвать дальше или попросту подорвет латки.
Чтобы накачать колеса грамотно, необходимо иметь манометр и внимательно почитать информацию на боковине шины. Там всегда прописаны минимальные и максимальные значения давления в покрышке.
Кстати, о давлении воздуха в покрышках велосипеда мы написали отдельную статью, рекомендуем ознакомиться.

8. Проверяй покрышку на износ

Изношенные покрышки прокалываются чаще. Дело в том, что толщина резины становится меньше, острым предметам становится легче достигать внутренностей колеса. Так что. проверяйте свои покрышки почаще, тогда вы заранее сможете увидеть кусочки стекла застрявшие или колючки, которые еще не успели пробить покрышку окончательно.
Наиболее выраженно проявляется износ покрышек, в контексте проколов, на МТБ. Здесь всё очевидно — высокий протектор просто не давал основе касаться земли. Когда протектор стёрт под 0, то и основа уже подвержена влиянию острых предметов.
Кроме того, вы всегда будете знать, когда необходимо менять покрышку.

9. Смотри на дорогу

9. Избегайте выезда в мокрую погоду

Вода действует, как лубрикант для предметов, которые нацелились проникнуть в вашу покрышку. Не знаю, что тут еще можно добавить. Разве что информацию о статье, где мы рассказываем о действиях в случае, если вы попали под дождь.

11. Подготовься к проколу



Монтажные лопатки для снятия покрышки, насос и набор с латками и клеем для ремонта камер

Придется сходить в веломагазин и купить себе набор для латания камер в дороге. Современные наборы размером со спичечный коробок, так что место найдется для него. Хуже дела обстоят с насосами. Они громоздкие. Нет, ну, есть, конечно, совсем маленькие. у меня один такой имеется. Я пробовал им качать шоссейное колесо. Один раз. Больше не хочу. Давления он не дает и качать приходится невероятно долго, зато длинной он всего 10-15 см и имеет встроенный шланг, что очень удобно в дороге.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Проверять велосипед перед покатушкой, или хотя бы раз в неделю – это отличная идея. Сегодня мы расскажем, на какие узлы стоит акцентировать своё внимание и какие неисправности могут вас поджидать.

В статье мы говорим о том, как проверить:

  1. Колёса и втулки
  2. Тормоза
  3. Покрышки
  4. Подвеску
  5. Кокпит
  6. Раму
  7. Шатуны, педали и привод
  8. Седло и подседельный штырь

1. Колёса и втулки

Как проверить колесо

Проверка крепления колёс к раме и вилке станет вашей первоочередной задачей, особенно, если вы используете быстросъемные оси с эксцентриками. Согласить, будет очень неприятно, если во время вилли (езда на заднем колесе) у вас отвалится переднее колесо. Мало того, вы наверняка пострадаете, если это случится во время прыжка с поребрика или на вылете.

Эксцентрик на такой втулке либо крепится гайкой, либо вкручивается в раму. Подробнее о стандартах осей мы рассказывали в соответствующей теме. Проверьте, чтобы эксцентрик был плотно затянут.

Затем возьмитесь за колесо, стоит убедиться, что втулки в хорошем состоянии. Слегка пошатайте колесо вправо-влево и убедитесь в том, что во втулке нет люфта. Поднимите велосипед и покрутите колёса, прислушайтесь, нет ли шума от подшипников из втулки? Если есть, то стоит провести инспекцию втулки и её сервис, об этом мы писали здесь, здесь и здесь.

2. Тормоза

Проверка тормоза на станке

Пока колесо крутится, стоит проверить обод и тормозной диск на предмет повреждений и изогнутости. Убедитесь, что нет восьмёрки и биения колеса, а колодки не трут об обод или тормозной диск. Если с тормозами всё-таки беда, то нужно их отрегулировать. Загляните в соответствующие статьи, если у вас ободные тормоза, гидравлические, или механические дисковые тормоза.

Наконец проверьте тормозные ручки. Если у вас гидравлические тормоза, а ручка заметно прожимается при нажатии, то скорее всего их стоит прокачать. На этот случай у нас тоже есть тема.

Если у вас механические дисковые тормоза, и тормозная ручка туго ходит или не достаточно схватывает тормозной диск, то вам потребуется либо замена троса с рубашкой, либо настройка тормоза.

3. Покрышки

Порез на боковине покрышки

Покрышки должны быть корректно установлены на ободе, а сосок торчать перпендикулярно ободу. Не допускайте поворота камеры внутри колеса, когда сосок стоит слегка под углом к ободу, на низких давлениях в колесе это может быть чревато пробоем камеры в районе соска или полным его отрывом. А правильно установленная в пазы на ободе покрышка избавит вас из-за биения или так называемого «яйца», когда с одной стороны покрышка находится глубже в ободе, чем с другой, и велосипед начинает подпрыгивать на хороших скоростях.

Когда вы убедились, что проблем с этим нет, проверьте боковые стенки и протектор на предмет порезов или посторонних предметов в виде колючек и гвоздей. Лучше сразу устранить эти неисправности, чтобы не оказаться в неприятной ситуации вдалеке от дома и латок. Как купить, заменить и заклеить камеру вы узнаете в соответствующих статьях.

В отличии от автомобилей, у велосипедов нет никакого ограничения по «лысости» протектора, за исключением здравого смысла. Если вы видите, что на покрышке дорожного велосипеда появилась проплешина или из неё уже лезет корд, то её нужно заменить. На горном велосипеде ориентиром можно брать состояние шипов, ведь без них покрышка становится практически бесполезной.

4. Подвеска

Проверка основных узлов подвески

Проверьте вилку на предмет видимых повреждений. Царапины и коцки на рабочей поверхности ноги никогда не добавляли вилке срока эксплуатации, про штаны можно сказать то же самое. Проверьте дропауты и корону вилки, убедитесь, что нигде нет трещин. Убедитесь, что нет жирных подтёков масла на вилке и амортизаторе. Да и сэг тоже стоит периодически проверять.

5. Кокпит

Кокпит

Зажмите передний тормоз и убедитесь в отсутствии люфта в рулевой колонке. Мы рассказывали о том, как его определить и устранить на резьбовой рулевой и на обычной.

Проверьте, хорошо ли держится вынос на штоке вилки. Зажмите ногами переднее колесо и пошатайте руль вправо-влево. Никакого изменения положения руля быть не должно. Проверьте и крепление руля, тормозов, переключателей и грипс. Ничего не должно разболтаться!

6. Рама

Проверка рамы

Проверьте швы и стыки на раме на предмет трещин. Если у вас подвес, то убедитесь в отсутствии люфтов в подвеске и надёжном креплении амортизатора. В цикле статей об устранении различных шумов мы рассказывали как это сделать.

7. Шатуны, педали и привод

Привод велосипеда

Покрутите шатуны в обратном направлении, они должны вращаться плавно, без лишних рывков и залипаний. Если чувствуете, что что-то не так, то нужно перепроверить каретку, на этот случай у нас тоже есть статья. Проделайте то же самое и с педалями. Хорошая педаль должна свободно вращаться, но не должна делать это очень долго, т.к. наличие смазки внутри должно её остановить. А вот узнать, как устранить люфт в педалях, вы можете здесь. Если у вас контактные педали от Shimano, то рекомендуем ознакомиться с этой статьёй.

Убедитесь, что цепь хорошо вращается, а её звенья отлично изгибаются на маленьких звёздах. Если в каком-то месте соединение звеньев изгибается не до конца, это может свидетельствовать о повреждении цепи и её стоит заменить. Сами передачи должны чётко переключаться, если это не так, то воспользуйтесь нашей статьей по настройке переднего и заднего переключателя.

8. Седло и подседельный штырь

Регулируемый подседельный штырь

Здесь всё просто, если седло не скрипит, а подседельный штырь свободно двигается вверх-вниз, то нужно только протереть штырь и внутреннюю часть подседельной трубы от старой смазки и нанести свежую. Не забывайте использовать специальную смазку для карбоновых рам и подседельных штырей.

Итог

Наша цель – найти неисправности и атипичные шумы, которые стал издавать ваш велосипед. Регулярные проверки велосипеда до и после покатушек крайне важны. Они позволят своевременно выявить проблемы с байком ещё на этапе их образования, что поможет сэкономить время, деньги и не переживать за своё здоровье.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Образовавшаяся «восьмерка» на колесе – досадная неприятность. Во время движения может ощущаться колебание, виляние или биение колеса, что в конечном итоге чревато поломкой. Чтобы не обращаться в сервис каждый раз при образовании искривления, важно знать, как убрать восьмерку на колесе велосипеда. Существует два эффективных способа.

Причины появления дефекта

причины появления восьмерки

Колеса байка постоянно подвергаются нагрузкам. Они бывают:

  1. статическими;
  2. динамическими.

Первые относительно стабильны – это степень натяжения спиц или давление воздуха в камере. Данный тип нагрузки либо не изменяется вовсе, либо изменения происходят очень плавно. В свою очередь, динамические нагрузки делятся на три типа:

  1. растяжение;
  2. сжатие;
  3. скручивание.

Следует рассмотреть каждый тип в отдельности, чтобы определить причину образования восьмерки и способы устранения дефекта.

Постоянные нагрузки

Степень натяжения спиц – это статическая нагрузка, которая обеспечивает относительно стабильное состояние колеса. Это возможно благодаря совокупности нескольких факторов: равнозначная степень натяжения всех спиц, отсутствия трещин, деформаций и признаков «усталости» металла на ободе, а также целостности фланцев втулки.

Это интересно! Идеально собранное колесо способно выдерживать колоссальные нагрузки, например, на 36 спиц – около 350 кг.

Большое значение имеет давление в камере. Этот фактор зависит от типа колес и модели велосипеда.

Это важно! При протяжке колесо может издавать незначительное потрескивание. Это нормальное явление, которое не обязательно свидетельствует о наличии неисправности.

Если спицы натянуть неравномерно, то после накачивания колеса обод может деформироваться именно «восьмеркой». Порой для исправления ситуации приходится заново перетягивать непосредственно все колесо.

Динамические нагрузки

торможение велосипеда

Они оказывают воздействие на колесо в процессе движения, что в конечном итоге приводит к деформации обода и спиц. Примеры динамических нагрузок на колесо:

  • Вес ездока. Даже если не выезжать за пределы гладкого асфальта, то со временем в любом случае возникает такое явление, как «усталость» металла. Даже если просто сесть на велосипед, то две верхние спицы будут испытывать максимальную нагрузку, а две нижние – минимальную.
  • Торможение. Данный процесс вызывает торсионные нагрузки, в ходе которых суммарное натяжение спиц перераспределяется.
  • Преодоление препятствий. Радиальная нагрузка, при которой нижние и без того нагруженные спицы испытывают еще большее напряжение, а верхние еще больше ослабляются.
  • Поперечные нагрузки. Они возникают на поворотах.

Эти факторы в полной мере отвечают на вопрос о том, почему образуется «восьмерка». Отдельное внимание следует обратить на заднее колесо, поскольку здесь часто встречаются конструкции с параллелограммным переключателем. Чтобы правильно установить систему звезд, необходимо располагать спицы в асимметричном порядке, чтобы они не мешали друг другу и процессу переключения передач.

Возможные типы изгибов

тип изгиба колеса яйцо

Их можно разделить на 2 группы: обратимые и необратимые. Чаще встречаются 3 разновидности обратимых искривлений:

  1. Восьмерка – искривление одного из участков колеса.
  2. Яйцо – процесс, при котором обод приобретает форму овала.
  3. Зонт – колесо отклоняется от центральной части вилки.

К необратимым дефектам можно отнести вмятины обода, которые могут появиться как в поперечном, так и в продольном направлении. Возникают они чаще всего после сильного механического воздействия (например, после удара или столкновения). В таком случае выпрямить колесо не получится, остается полностью менять обод, спицы, втулку, то есть выполнять комплексный ремонт.

«Восьмерка»

Этот дефект представляет собой отклонение одного из участков обода от вертикальной плоскости. В результате происходит ослабление и перетяжка некоторых спиц. Различают несколько степеней:

  • Легкая. При данном дефекте обод остается целым и спицы тоже – достаточно только отрегулировать их натяжение. Биение при этом находится в пределах 3 мм. Причиной может послужить типичная усталость металла. Нужно только натянуть спицы должным образом.
  • Средняя. Отклонение в данном случае уже превышает 3 мм, но спицы и обод остаются невредимыми. Возникает такой дефект при незначительных ударах или столкновениях.
  • Сильная. Дефект настолько серьезен, что обод и спицы повреждены тоже. В этом случае остается только переспицовывать колесо, меняя поврежденные элементы.

Необходимые инструменты

спицевой ключ

Самый главный инструмент для устранения восьмерки – это спицевой ключ. Если есть, пригодится стойка для велосипеда, которая позволит надежно зафиксировать байк и спокойно заниматься работой в домашних условиях. Если ее нет, можно просто поставить велик на руль.

В любом случае основным инструментом остается спицевой ключ. Есть две его разновидности: фрезерованный и штампованный. Первый вариант является более предпочтительным, поскольку такая модель имеет более четкие грани, да и качество его изготовления заметно выше.

Методы определения искривлений

Если у вас возникли подозрения, остается только определить местонахождение дефекта, после чего выровнять восьмерку. Для этого нужно зафиксировать байк в специальной стойке или перевернуть его верх тормашками и поставить на руль, надежно закрепив его. Существует два метода определения:

  1. Визуальный. Позволяет обнаружить дефекты средней и большой степени. Нужно как можно сильнее крутануть колесо. Дело в том, что на незначительной скорости вращения даже самые грубые 8-ки можно и не заметить. Заднее колесо так вообще можно прокрутить педалями. Как правило, искривленные участки уходят от вертикальной плоскости вращения в сторону. Присмотритесь как можно внимательней, и схватитесь за место наибольшего отклонения колеса. Это не самый лучший способ, поэтому имеет смысл воспользоваться другим методом.
  2. Контактный. Заключается в обозначении искривленной области мелком. Для этого нужно прокрутить колесо и медленно провести мелком по ободу. Первым делом он коснется края выпуклой области. После того, как нашлась «верхушка айсберга», остается только еще сильнее раскрутить колесо и продолжить рисовать мелком. Так определится вся область искривления. Для удобства дефектные места лучше выделить жирной линией.

Определить «восьмерку» можно с помощью ватных палочек, маркера и скотча. Палочки нужно прикрепить по кругу на перьях задней вилки, а затем раскрутить колесо. Точки соприкосновения с ободом – и есть искривления, которые нужно отметить маркером.

как убрать восьмерку на колесе

Силовой метод

Пошаговая инструкция для выпрямления:

  • Демонтировать колесо, а покрышку вместе с камерой не трогать.
  • Развернуть колесо вмятиной к себе, взяться за него с обеих сторон так, чтобы угол между коленом и центром искривления составлял 60 .
  • Прижать колено к кривому участку и с силой надавить его к себе.

После всех проведенных манипуляций колесо нужно поставить на место и проверить его траекторию движения. Понятно, что силовыми методами идеально выровнять колесо у вас не получится. Поэтому имеет смысл познакомиться со вторым методом.

Регулировка спиц

регулировка спиц

Она сводится к поочередному натягиванию и/или ослаблению спиц. Начинают всегда с «центральной» спицы в восьмерке, а затем регулируют поочередно боковые элементы:

  • На 3 спицы: затянуть центральную на четверть оборота, немного ослабить боковые, приблизительно на 1/8 (ослабление должно быть в 2 раза меньше силы натяжения).
  • На 7 спиц: натянуть центральную на 1/5, ослабить боковые на четверть 2 и 3 спицы, на 1/8 затянуть 4 и 5. Ослабить крайние (6 и 7) спицы на 1/8.

После этого нужно поставить колесо обратно и оценить результат проделанной работы.

Это важно! После ремонтных работ необходимо проверить, насколько надежно закреплены непосредственно все спицы. Если этого не сделать, в процессе движения могут возникнуть аварийные ситуации, которые чреваты еще большими потерями для колеса.

Профилактика

техническое обслуживание велосипеда

Избежать появления восьмерки практически невозможно. Однако вполне реально оттянуть этот момент до максимально поздних сроков. Профилактикой появления восьмерок являются следующие факторы:

  • аккуратная и спокойная езда;
  • при преодолении бордюров, лестниц и других препятствий следует спешиться;
  • большие колеса спицовать лучше качественными элементами;
  • используйте двойные обода (актуально для частого образования восьмерок);
  • регулярное ТО, которое позволяет выявить дефект еще на ранних стадиях.

Заключение

Восьмерка колеса – это достаточно распространенный дефект, который существенно влияет на поведение велосипеда. Оставлять ситуацию без внимания нельзя. Определить место образования дефекта и устранить его можно и самостоятельно, но лучше отдать велик в мастерскую, где ему смогут оказать полноценную помощь.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Прокол колеса (точнее, его камеры) всегда случается внезапно. Если неприятность настигла вас недалеко от дома или любого другого жилья, не так сложно найти инструменты и заклеить место прокола. Если же рядом оказался велосипедный сервис или магазин, то там всегда подскажут, как поменять камеру на заднем или переднем колесе велосипеда, а за отдельную плату вообще все сделают сами. Но вот если прокол произошел на природе, вдали от любых благ цивилизации, придется рассчитывать только на собственные силы и имеющийся ремонтный комплект.

На фото – велопарковка с насосом для накачки колес

Ремонтный комплект

При частых поездках вдали от цивилизации именно собственный ремонтный комплект – единственное, что поможет при проколе. Подбирать его нужно внимательно.

На фото – ремонтный комплект для устранения проколов

Визуальный осмотр

И вот настал неприятный момент – колесо велосипеда пробито. Начать следует с визуального осмотра покрышки. В некоторых случаях, если дырка очень большая, это помогает сразу определить место прокола. Для удобства это место можно сразу пометить ручкой, маркером, кусочком угля, мела или любым другим подходящим образом. Даже если предполагаемое местоположение дырки обнаружено, рекомендуется все равно полностью проверить все колесо, очистив его от мусора. Вполне может быть, что проколов несколько.

На фото – покрышка с засевшими в ней колючками

Снимаем покрышку

После осмотра нужно снять колесо (используя соответствующий ключ из ремонтного комплекта). Теперь с обода надо снять покрышку и достать из нее камеру. Сделать это без бортировок, входящих в описанный выше ремкомплект, будет затруднительно. Нужно вставить бортировки между покрышкой и ободом и тянуть за них, постепенно снимая покрышку. Достать камеру обычно не составляет труда, но, если покрышка слишком жесткая, может потребоваться вновь воспользоваться бортировками по той же схеме, только теперь их нужно будет вставлять не между ободом и покрышкой, а между покрышкой и камерой. Если на предыдущем шаге предполагаемое место прокола уже найдено и отмечено, рекомендуется дополнительно пометить этот же участок и на камере. Нагляднее, как снять или поменять покрышку с камерой на велосипеде, показано в этом видео:

Поиск прокола и очередной осмотр

Когда камера снята, на ней нужно найти место прокола. Если оно уже отмечено, искать будет проще, но все равно нужно проверить камеру полностью. Для этого ее нужно накачать и на слух определить, откуда выходит воздух. Если дырка достаточно большая, то сделать это несложно, а вот если она очень маленькая, придется действовать по-другому. Понадобится емкость с водой. Удобнее всего использовать тазик, но в полевых условиях найти его затруднительно. В таком случае подойдет любой водоем: река, озеро, водохранилище и т. д. В воду нужно поместить накачанную камеру и проверить, из какого места выходят пузырьки воздуха. Это и есть место прокола. Важно помнить, что для ремонта нужно сначала дать камере высохнуть. Но это еще не все. Пока сохнет камера, рекомендуется тщательно проверить внутреннюю поверхность покрышки. Там могут быть частички стекла, колючки, другие подобные элементы, которые и сделали в камере дырку и могут сделать новую. Их нужно убрать.

На фото – место прокола камеры, определяемое при помощи воды

Заплатка

Когда дырка обнаружена, не остается других вариантов, кроме как установить заплатку или поменять камеру велосипеда. С заменой все просто: вынимаем пробитую камеру, меняем на новую и устанавливаем обратно. А вот с заплаткой ситуация сложнее. В первую очередь необходимо тщательно обработать место прокола и все вокруг него наждачной бумагой. Шероховатая поверхность позволит лучше зафиксировать заплатку. Теперь капаем клей. Достаточно одной капли, которую следует растереть тонким слоем вокруг дырки в радиусе около 2 см. Затем клею нужно дать немного подсохнуть и повторить эту же процедуру несколько раз, пока слой клея из глянцевого не станет матовым. Только теперь можно клеить заплатку. Если они есть в наличии разного размера и непонятно, какой на самом деле размер прокола, лучше брать заплату побольше. После того как клей высохнет, камеру рекомендуется накачать, чтобы проверить, нет ли других дырок и не пропускает ли воздух заплатка. Если все нормально, можно устанавливать камеру в покрышку и надевать последнюю на обод колеса.

На фото – приклеенная на место прокола камеры заплатка

Полезные советы

Чтобы сделать ремонт прокола камеры колеса велосипеда более комфортным, учитывайте небольшие хитрости.

  1. Есть вероятность того, что заплатка приклеится к покрышке. Избежать этого можно, слегка присыпав заплатку сверху тальком, мелом или просто дорожной пылью, если больше ничего под рукой нет.
  2. Вместо наждачной бумаги можно использовать шершавый камень или просто кусок асфальта.
  3. Возвращая покрышку с камерой на обод после ремонта, участок, где находится ниппель, нужно ставить на место в последнюю очередь. Так процесс установки пройдет намного легче.

Ремонт покрышек невозможен. Их можно только заменить на новые. С другой стороны, они довольно редко пробиваются настолько сильно, чтобы потребовалась замена. Обычно покрышки меняют по мере износа, когда протектор полностью стерся. Реже замена требуется в тех случаях, когда покрышки сильно повреждены из-за проколов, ударов, воздействия химикатов и других факторов. А вот камеру можно менять реже. Она способна пережить очень большое количество проколов, но после очередной дырки, когда живого места на ней уже нет, ее все же лучше заменить. Также менять камеру придется, если повредился ниппель, в этом случае ремонт тоже невозможен.

Подведем итог: при поездках, особенно на дальние расстояния, нужно всегда иметь с собой полный ремкомплект и помнить о хитростях, о которых мы рассказали в этой статье.

Читайте также: