Как самому сделать деревянное колесо для телеги

Опубликовано: 17.05.2024

koleso_gl

Нам повезло – настоящее колесо от телеги мы смогли раздобыть. Но одного оказалось мало – колёса удачно вписываются в дизайн дачного участка. Поэтому мы решили попробовать сделать ещё одно деревянное колесо своими руками. Если получится – можно потом и тележку декоративную построить, и люстру оригинальную смастерить.

Итак, посмотрели на старинный экземпляр и принялись за работу.

ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ

Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри просверлили отверстие диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для украшения участка .

brusok

На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.

chertez

Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.

spicy

Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.

spica

Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.

frezer

Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.

kosyak

Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.

kosyaki

Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.

Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.

otverstiya_v_kosyake

С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.

stupica

Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.

primerka

Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.

sborka

Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.

schkanty

Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.

klin

Дальше шлифовальной машиной уберём все выпуклости, сделаем колесо от телеги ровным и гладким. Щели можно замазать герметиком по дереву.

koleso_sobrali

Деревянное колесо готово к покраске. Мы своё изделие обработали сначала чёрной морилкой, состарив его, а в завершении покрыли двумя слоями бесцветного лака.

krasim

Чтобы колесо со временем не рассохлось, скрепим его жестяной лентой, прикрутив её на саморезы.

obruch

Деревянное колесо от телеги готово. Поставим его к декоративному забору . Учитывая совершённые ошибки, со временем можно сделать своими руками ещё несколько штук – место применения для них всегда найдётся. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

Деревянное колесо своими руками

Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом. Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.
Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.

Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.

Правила изготовления деревянных колес

Ранее деревянные колеса изготавливались согласно ГОСТа, который жестко ограничивал размеры: наружные диаметры колес для одноконных телег должны были иметь диаметр 630 и 720 мм передних колес и 900 задних, а для пароконных повозок передние диаметры были 900 мм, а задние – 1080 мм.

Деревянное колесо, которое чаще всего использовалось для гужевых повозок, состояло из цельногнутого обода или было цельноободным (из единого деревянного бруска). Также встречались собранные из секций (косяковые) колеса и колеса с цельнодеревянными спицами и ступицей. Иногда деревянные колеса укрепляли металлическими поковками.

Процесс изготовления деревянного колеса

Изготовление деревянных колес состоит из следующих этапов: подготовки заготовок, обработки, сборки и оковки колес.

В качестве заготовки для колеса обычно мастера используют кленовую древесину. Раньше дерево рубили, нарезали на чурбаки по 30 сантиметров и больше (до двух метров), а потом заготовки сохли до нужной кондиции. Далее их кололи топорами на косяки или пилили двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

сделать деревянное колесо своими руками

Заготовки распаривали и изгибали на круге: один конец деревянной заготовки закрепляли вместе с железным ободом в специальной выемке между упором и кругом, а за второй конец двое мастеров с силой жали руками. После того, как закрепленный конец немного сгибался, свободный конец закрепляли цепью или тросом с жердью и продолжали сгибать заготовку.

Конец заготовки окончательно догибали ручным воротом, а затем концы обода связывали лыком или проволокой и оставляли на круге на пол часа для остывания.
В этом процессе обычно участвовало 3 работника – двое гнули обод, а третий следил за правильным сгибанием заготовки на круге. За одну смену при определенной сноровке удавалось согнуть 40-45 ободов.

Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.
Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.

Изготовление ступицы

Ступица является центральной частью колеса, которая через спицы соединяется с ободом. По стандарту ее длина равна 280 мм, а диаметры 190 и 167 мм.
В старину ступицы обрабатывали в ножных самодельных токарных приспособлениях. Одной ногой рабочий качал маятник, и заготовка вращалась на скорости 30-40 оборотов в минуту. В качестве резца использовали длинное приспособление в виде лопатки, которое обрезало распаренное дерево.

Для ступиц использовали заготовки из твердых лиственных пород диаметром 20-25 см. Деревянные полена распиливали на отрезки по длине ступицы. Диаметр заготовки мог быть от 200 до 250 мм с шагом в 10 мм. Заготовки до 210 мм шли на ступицы диаметром 167 мм, а остальные размеры были для ступиц с диаметром 190 мм.

Предварительно ступицы обрабатывались топором, а потом их дорабатывали на токарных станках. Затем в центре в продольном направлении сверлили отверстие для оси повозки, а в утолщении посредине делали гнезда для спиц в количестве 10-11 штук для переднего колеса или 11-12 шт. для заднего колеса. Места гнезд размечали по шаблону.

сделать деревянное колесо своими руками

Затем на ступицу надевали 4 металлических обруча: на утолщенные конец и на более тонкий.

Изготовление спиц

Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе. Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия. Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.

  1. Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
  2. Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
  3. Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
  4. Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
  5. Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм

Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.

Сборка деревянного колеса

Он представлял собой стол с крышкой, в которой вырезано кругло отверстие с железной окантовкой.

Отверстие было соединено с продольным вырезом в крышке стола – туда вставляли несколько прокладок из дерева. Ступицу со спицами укладывали на это приспособление так, чтобы сама ступица находилась в круглом отверстии, а одна из спиц – над прорезью в крышке. Затем на репей накладывали обод, причем так, чтобы одно из его гнезд находилось напротив спины, расположенной над продольной прорезью в столе. Между прокладками забивали деревянные клинья и насаживали гнездо обода на шип спины.
Потом колесо поворачивали так, чтобы следующая спица оказывалась над прорезью и гнездо обода насаживали на ее шип.

Оковка деревянного колеса

Для большей крепости и надежности колеса, его внешнюю сторону обхватывали металлической полоской шириной 45-60 мм и толщиной 8-12 мм. Эту шину закрепляли на ободе в 3-4 местах болтами. Для того, чтобы обод не растрескивался, его боковые стороны спиц проклепывали – сверлили отверстие в ступице и забивали туда бронзовую или чугунную втулку.

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

четверг, 10 сентября 2020 г.

Как сделать деревянное колесо для телеги

Сейчас на дорогах всё реже и реже можно встретить телеги на деревянных колёсах (как и вообще телеги). А когда-то это был основной тип колёс. В советское время, как и полагается, был ГОСТ на изготовление колёс. Последний, насколько знаю, был ГОСТ 705-77 "Колеса деревянные конных повозок. Технические условия". А на сами телеги был ГОСТ 1142-90 "Повозки конные грузовые. Общие технические условия".


Сразу хочу сказать что колёса в разное время, в разных странах делали по разному. Поэтому ниже будет только основная информация про изготовление деревянных колёс.

Гнутье обода деревянного колеса

Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.

Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.

Косяковое колесо

Косяковое колесо состоит из выполненных из дерева ступицы, спиц и сегментов обода, а также из стальных втулки, бандажей ступицы и бандажа обода колеса.

Прежде, чем приступить к изготовлению колеса, на куске фанеры (или на чертежной бумаге) придется начертить колесо в масштабе 1:1, чтобы убедиться, что спицы, входящие в ступицу, действительно там разместятся, не мешая друг другу, и чтобы узнать действительные размеры сегментов и спиц. Обычное число сегментов и спиц - по 12 штук.

Вырезают все детали колеса из сухой древесины (желательно твердых пород дерева). Изготовленное из недосушенной древесины колесо со временем может развалиться.

Бандажи лучше сделать из стальной полосы толщиной 4 мм, для чего, оттянув ее концы "на нет", соединяют их внахлестку(края отверстий диаметром 10-12 мм, проделанные в одном конце полосы, приваривают к концу другой полосы стыка). Можно также сделать бандажи для ступиц из трубы. Но тогда следует начинать работу с бандажей и подгонять уже деревянный обод под стальной бандаж.


Косяковое колесо
1 - ступица; 2 - сегмент обода; 3 - спица; 4 - втулка; 5 - бандаж ступицы; 6 - бандаж обода

Обработка ступицы

Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время заготовка вращалась со скоростью 30 - 40 оборотов в минуту. А резцом служило длинное приспособление в форме лопатки, которое обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.

После этого на ступицу деревянного колеса насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.

Обработка спиц

При работе колеса наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.

Сборка деревянного колеса

Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). Если есть металлическая втулка, то сначала ставятся она. а если есть и бондаж на ступицу, то он ставится сразу после установки втулки.

После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.

Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках - колеснях.

Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок. Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола. Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.

Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.

Сборка деревянного колеса для телеги

Установка бондажа

Необходимо, чтобы нагретый бандаж имел внутренний диаметр, как минимум равный диаметру обода колеса, на который его насаживают. Если хотите облегчить себе процесс насаживания бандажа, просто нагрейте его немного побольше.
Мерить диаметр деревянного обода колеса и диаметр бандажа, после чего на этих замерах строить изготовление бандажа - бесполезно, так как каждый очередной замер диаметра будет давать разные значения из-за овальности и обода, и бандажа. Поэтому необходимо измерять не диаметр, а окружность обода или бандажа, причем делать это необходимо жесткой (не текстильной) рулеткой. Таким образом, диаметр колеса или обода не замеряют, а подсчитывают, разделив длину окружности на число π=3,14.
Вариант расчёта бондажа дан ниже

Вариант расчёта бондажа


Вот полезное видео

Владельцы загородных домов и дач стремятся оригинально декорировать свой участок. Одним из способов является создание деревенского интерьера с телегой или деревянным колесом у дома. Найти оригинальное изделие не так уж просто, поэтому выходом станет самостоятельное изготовление колеса.


Краткое содержимое статьи:

Модель колеса без ступицы

На первом этапе работы необходимо на миллиметровой бумаге изобразить чертеж будущей конструкции колеса. На его основе и с помощью инструкции, как сделать деревянное колесо своими руками, должны проводиться все манипуляции.










Изготовление обода

По чертежу с диаметром колеса 700 мм следует изготовить 4 лекала для последующего вытачивания элементов обода. По лекалам переносится рисунок на деревянную заготовку и выпиливаются электролобзиком 4 дуги заданного размера. Когда эти элементы будут готовы, их необходимо скрепить между собой при помощи клея ПВА. Для прочности фиксации используют дополнительно металлический профиль или маячки, которые затем надо будет снять.


Заменитель ступицы и спицы

Чтобы уменьшить трудозатраты при изготовлении ступицы, рекомендуется изготовить два круга с диаметром до 100 мм:

  • из деревянной доски толщиной 30 мм;
  • из бруса толщиной 55-60 мм.


Далее изготавливаются 8 спиц, длина которых зависит от диаметра самого колеса. Форма сечения может быть разной – квадратная, круглая или прямоугольная.


Когда клей на ободе полностью высохнет, необходимо с внутренней стороны обустроить гнезда для спиц. Размер должен соответствовать сечению. При этом желательно, чтобы спица вставлялась не слишком легко, а требовались удары киянкой.


Гнезда изготавливаются при помощи киянки со стамеской. Применение перьевого сверла или фрезы с насадкой существенно облегчит работу.


Крепление деталей

Изготовленные посадочные гнезда обрабатываются клеем и в них вбиваются планки спиц. При правильном закреплении все они сходятся в центре.


Возможно появление зазоров между ними вследствие погрешностей в работе. Чтобы их устранить, изготавливаются колышки нужных размеров и крепятся в центре в промежутках между спицами при помощи ПВА.


В центр обода с двух сторон к спицам приклеиваются изготовленные ранее круги, которые будут имитировать ступицу. Один из них, крепящийся с внутренней стороны колеса, можно зафиксировать саморезами к спицам. Так будет обеспечена большая прочность конструкции. В центре целесообразно сделать декоративное отверстие, как в ступице.






















Шлифовка и покраска

Придают поверхности колеса гладкость и устраняют недостатки при помощи шлифовальной машины, а в труднодоступных местах – наждачкой. Для облегчения работ некоторые детали шлифовать можно еще до сборки, например спицы.


Конструкцию желательно обработать морилкой, выбрав состав по наиболее устраивающему вас цвету. Это средство будет служить защитой для древесины. На последнем этапе колесо покрывают лаком.


Конструкция со ступицей

Независимо от модели колеса, приступать к работе нужно, начертив макет конструкции на бумаге и выверив все размеры. Например, можно ориентироваться на диаметр 600 мм.


Ступица

Изготовить эту деталь можно на токарном станке. Для этого следует подготовить заготовку сечением 100х100 мм и длиной 600 мм. Из нее должно получиться 6 деталей с круглым сечением, похожих на шайбу. Диаметр таких болванок 90-95 мм. Внутри каждой детали просверливается отверстие с диаметром 50 мм.


Спицы

Для колеса диаметром 60 мм с заданной шириной обода необходимо будет изготовить 8 спиц длиной около 190 мм. Для этого берутся бруски 50х50 мм длиной 230 мм. Разница в длине по 20 мм с обеих сторон необходима для обустройства шкантов, обеспечивающих крепление на ступицу и обод. Каждую деталь аккуратно обрабатывают рубанком, как это видно на фото деревянного колеса.


Чтобы оформить шканты, потребуется с обоих краев отметить расстояние 20 мм от края и пропилить на глубину 15 мм. При помощи ножа лишняя древесина удаляется, а шкантам придается цилиндрическая форма.


Закрепив спицы струбциной на верстаке или табуретке, фрезерным устройством срезают края заготовки. В результате все восемь деталей становятся более округлыми.


Изготовление косяков

Чтобы соорудить круг колеса, необходимо выпилить восемь дугообразных заготовок – косяки. Для этого по чертежу делается макет из бумаги, а затем он переносится на заготовку. По отметкам выпиливаются детали, которые должны быть равными по форме и размеру. В нижней их части (внутренней поверхности будущего колеса) в центре высверливаются гнезда для спиц. Диаметр и глубина отверстий по 20 мм. Гнезда должны находиться в точке пересечения диагоналей.


На ступице проделывают аналогичные гнезда по отметкам с использованием транспортира. Их число должно совпадать, а размер также равен 20 мм.


Предварительное тестирование

Конструкция колеса собирается без использования клея. Все детали прикладываются друг к другу согласно чертежу. Спицы, косяки можно менять местами, стремясь добиться наибольшего соответствия и прилегания деталей.


При необходимости можно дополнительно их обработать. Добившись нужной точности, пронумеруйте детали.


Крепление

Соединять конструктивные детали друг с другом рекомендуется мебельным клеем или ПВА. Для большей прочности косяки скрепятся шкантами мебельного типа. Их вставляют в предварительно высверленные отверстия в боковых сторонах косяков. Иногда после полного завершения сборки выявляются неточности и зазоры. Их закрывают при помощи клина-вставки.


Окончательная обработка

Собранное колесо шлифуется, стыки закрываются герметиком. Затем следует поверхность обработать морилкой и вскрыть лаком. Конструкции надо дать высохнуть, а затем установить в нужном месте на территории загородного участка. В целях декорирования можно изготовить несколько колес, создав композицию.

Телега своими руками
Телега для лошади

На первом этапе работы необходимо на миллиметровой бумаге изобразить чертеж будущей конструкции колеса. На его основе и с помощью инструкции, как сделать деревянное колесо своими руками, должны проводиться все манипуляции.






Как сделать телегу для лошади

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, — ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине — до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

Материалы и инструменты

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • молоток;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.

Порядок работ

Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.

Телега своими руками


Телега своими руками

Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

Изготовление обода

По чертежу с диаметром колеса 700 мм следует изготовить 4 лекала для последующего вытачивания элементов обода. По лекалам переносится рисунок на деревянную заготовку и выпиливаются электролобзиком 4 дуги заданного размера. Когда эти элементы будут готовы, их необходимо скрепить между собой при помощи клея ПВА. Для прочности фиксации используют дополнительно металлический профиль или маячки, которые затем надо будет снять.


Заменитель ступицы и спицы

Чтобы уменьшить трудозатраты при изготовлении ступицы, рекомендуется изготовить два круга с диаметром до 100 мм:

  • из деревянной доски толщиной 30 мм;
  • из бруса толщиной 55-60 мм.

Далее изготавливаются 8 спиц, длина которых зависит от диаметра самого колеса. Форма сечения может быть разной – квадратная, круглая или прямоугольная.

Когда клей на ободе полностью высохнет, необходимо с внутренней стороны обустроить гнезда для спиц. Размер должен соответствовать сечению. При этом желательно, чтобы спица вставлялась не слишком легко, а требовались удары киянкой.

Гнезда изготавливаются при помощи киянки со стамеской. Применение перьевого сверла или фрезы с насадкой существенно облегчит работу.


Деревянная телега в дизайне сада

Деревянная телега декоративная под цветы

Старая телега в саду фото

Самый простой способ, при котором не нужно что-то придумывать и изобретать, – это поставить декоративную телегу в огороде или в саду. Внутри у нее достаточно много свободного места, которое можно использовать в своих целях, например, в качестве подставки для цветов. Если телега имеет решетчатые бортики, то землю в нее невозможно насыпать, зато поставить туда бочки или бидоны – запросто. Например, если положить бочку на бок, вырезать вверху отверстие и засыпать ее землей, то в этом отверстии вырастут цветы. Не нужно сажать много цветов, пару ветвистых стебельков, которые со временем закустятся, будет вполне достаточно. Нужно же, чтобы было видно не только цветы, но и саму бочку!

Деревянная бочка и деревянная телега сочетаются великолепно, но не менее удачным сочетанием станет телега из дерева и металлические бидоны, установленные в нее. Опять-таки, если откинуть крышку и засыпать бидоны землей, то получится прекрасное место для выращивания цветов. Но также садовые горшки для цветов можно поставить вокруг бидонов внутри телеги, а сами металлические емкости никак не задействовать, они будут просто стоять в ней.

Вообще в телегу можно поставить все что угодно, например, декоративные скульптуры, а также посадить деда с бабой или большие куклы. А еще один вариант, который встречается несколько реже – это использование старой телеги в качестве склада для дров. Что может быть проще, чем поставить такое оригинальное приспособление возле стационарного мангала и складывать в него дрова? Главное следить, чтобы телега не стояла слишком близко к источнику открытого огня.

Крепление деталей

Изготовленные посадочные гнезда обрабатываются клеем и в них вбиваются планки спиц. При правильном закреплении все они сходятся в центре.


Возможно появление зазоров между ними вследствие погрешностей в работе. Чтобы их устранить, изготавливаются колышки нужных размеров и крепятся в центре в промежутках между спицами при помощи ПВА.


В центр обода с двух сторон к спицам приклеиваются изготовленные ранее круги, которые будут имитировать ступицу. Один из них, крепящийся с внутренней стороны колеса, можно зафиксировать саморезами к спицам. Так будет обеспечена большая прочность конструкции. В центре целесообразно сделать декоративное отверстие, как в ступице.

Как правильно запрягать лошадь в телегу?

Чтобы запрячь лошадь, нужно знать о всех деталях упряжки и их предназначения. В зависимости от индивидуального строения лошади и количества животных, хозяин выбирает необходимый вид упряжи. Важно, чтобы упряжь не причиняла дискомфорта животному и в то же время не болталась на нем.


Каждый вид упряжи, а их три, имеет свои особенности, поэтому посмотрите видео, как запрягать лошадь в каждой из них.

Шлифовка и покраска

Придают поверхности колеса гладкость и устраняют недостатки при помощи шлифовальной машины, а в труднодоступных местах – наждачкой. Для облегчения работ некоторые детали шлифовать можно еще до сборки, например спицы.




Шило своими руками — простая инструкция как сделать сапожный и строительный инструмент


Зарядное устройство своими руками для зарядки автомобильного аккумулятора — инструкция по проектированию и созданию устройства (105 фото и схем)


Ящик своими руками: мастер-класс простого и быстрого изготовления деревянного ящика

Конструкцию желательно обработать морилкой, выбрав состав по наиболее устраивающему вас цвету. Это средство будет служить защитой для древесины. На последнем этапе колесо покрывают лаком.


Спицы

Для колеса диаметром 60 мм с заданной шириной обода необходимо будет изготовить 8 спиц длиной около 190 мм. Для этого берутся бруски 50х50 мм длиной 230 мм. Разница в длине по 20 мм с обеих сторон необходима для обустройства шкантов, обеспечивающих крепление на ступицу и обод. Каждую деталь аккуратно обрабатывают рубанком, как это видно на фото деревянного колеса.


Чтобы оформить шканты, потребуется с обоих краев отметить расстояние 20 мм от края и пропилить на глубину 15 мм. При помощи ножа лишняя древесина удаляется, а шкантам придается цилиндрическая форма.





Кормушка своими руками: лучшие идеи как изготовить красивую кормушку (80 фото)


Прихватки своими руками: схемы, выкройки и мастер-класс по пошиву оригинальных и удобных прихваток (85 фото)

Закрепив спицы струбциной на верстаке или табуретке, фрезерным устройством срезают края заготовки. В результате все восемь деталей становятся более округлыми.


Изготовление деревянного колеса для телеги

Практически любое сборное колесо представляет собой кольцеобразный обод, внутри которого размещены спицы и центральная ось.

Для изготовления обода необходимо предварительно изготовить шаблон в натуральную величину. Для этого понадобится лист фанеры, ДСП или ОСП достаточного размера. На нем следует разметить окружность, диаметр которой будет равен диаметру обода колеса.


Рисование круга большого диаметра может вызвать определенные трудности. Для облегчения процесса поступим следующим образом:

  1. разметим на заготовке ее центр, расположенный на пересечении диагоналей (в том случае, если заготовка прямоугольная) или примерно на равном удалении от кромок;
  2. забьем в полученную точку гвоздь № 40 или 50 на глубину 15-20 миллиметров;
  3. в тонкой рейке достаточной длины просверлим два отверстия диаметром 5 и 8 миллиметров. Расстояние между отверстиями равно диаметру размечаемой окружности.
  4. меньшим отверстием установим рейку на гвоздь, а в большее плотно вставим карандаш, и выполним разметку круга, вращая рейку вокруг гвоздя.

Далее через центр круга проведем два взаимно перпендикулярных диаметра – отрезка, соединяющих точки круга. После этого разметим еще два диаметра, смещенных относительно первых на угол 45о. Таким образом мы разделили круг на 8 равных частей.


Для изготовления обода понадобятся восемь деревянных остроганных дощечек 30х80, длина которых должна превышать расстояние между точками пересечения окружности соседними диаметрами. Торцы отпилите под углом 67,5о, контролируя необходимую длину деталей по шаблону. Пиление удобно выполнять с помощью торцовочной пилы, лучковой пилы с регулируемым поворотным столиком или после предварительной разметки с помощью шаблона.

Изготовление косяков

Чтобы соорудить круг колеса, необходимо выпилить восемь дугообразных заготовок – косяки. Для этого по чертежу делается макет из бумаги, а затем он переносится на заготовку. По отметкам выпиливаются детали, которые должны быть равными по форме и размеру. В нижней их части (внутренней поверхности будущего колеса) в центре высверливаются гнезда для спиц. Диаметр и глубина отверстий по 20 мм. Гнезда должны находиться в точке пересечения диагоналей.


На ступице проделывают аналогичные гнезда по отметкам с использованием транспортира. Их число должно совпадать, а размер также равен 20 мм.


Правила производства деревянных колес

ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.

Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.

Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.

По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.

Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.

Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.

Предварительное тестирование

Конструкция колеса собирается без использования клея. Все детали прикладываются друг к другу согласно чертежу. Спицы, косяки можно менять местами, стремясь добиться наибольшего соответствия и прилегания деталей.


При необходимости можно дополнительно их обработать. Добившись нужной точности, пронумеруйте детали.





Копчение своими руками: ТОП-10 основных способов приготовления копченого мяса


Стул своими руками — 90 фото идей и подробная инструкция изготовления простых и надежных конструкций

Крепление

Соединять конструктивные детали друг с другом рекомендуется мебельным клеем или ПВА. Для большей прочности косяки скрепятся шкантами мебельного типа. Их вставляют в предварительно высверленные отверстия в боковых сторонах косяков. Иногда после полного завершения сборки выявляются неточности и зазоры. Их закрывают при помощи клина-вставки.


Сборка колеса

Подготовив таким образом все детали нашего колеса приступаем к его сборке. Соединение элементов осуществляем на клею в следующей последовательности:

  1. устанавливаем спицы в отверстия, просверленные в оси колеса;
  2. вторые концы спиц вставляем в отверстия в деталях обода;
  3. смазываем торцы частей обода колеса, стыкуем их и стягиваем на плоском основании прочным шнуром или ременной ваймой. Во избежание коробления рекомендуем прижать готовое изделие сверху.

После склеивания удалите излишки клея и зачистите все поверхности деталей колеса наждачной бумагой. Окончательную отделку декоративной телеги выполняйте после сборки всего изделия. Сохранить и подчеркнуть натуральный цвет древесины поможет лакирование, придать материалу тот или иной оттенок способна отделка различными морилками и другими подобными составами.

Полностью скрыть рисунок дерева, придать тележке яркий вид можно, применяя атмосферостойкие красители на масляной или нитрооснове.

Видео: изготовление деревянного колеса

Читайте также: