Какая резина на зил 130

Опубликовано: 29.04.2024

Завод имени Лихачева — одно из старейших автомобилестроительных предприятий России. Грузовые автомобили марки ЗИЛ приобрели большую популярность и выпускались огромными, массовыми партиями.

В этой статье будут описаны основные особенности шин для автомобилей ЗИЛ, представлена пошаговая инструкция разбортировки колес на ЗИЛ-131, указано описание вездехода ЗИЛ-132 с арочными колесами, также дана подробная характеристика колес для ЗИЛ-130.


Колесо на ЗИЛ

Основные особенности автошин на грузовые автомобили ЗИЛ

На шины для автомобилей марки ЗИЛ, помимо стандартного надежного сцепления колес с дорожным покрытием, возлагается ряд дополнительных требований:

  • выдерживать большой вес автомобиля и груза (до нескольких десятков тонн);
  • обладать высокой проходимостью.

Размер резины на данный автомобиль

ЗИЛ разработал и выпустил свыше 35 моделей грузовых автомобилей.

Как подобрать нужный диаметр

Чтобы не ошибиться в выборе диаметра колеса на автомобиль Завода им. Лихачева, необходимо свериться с инструкцией по эксплуатации, где четко прописаны все параметры, касающиеся устройства грузовика.

Как разбортировать колесо на ЗИЛ-131

На автомобиле установлены дисковые взаимозаменяемые колеса с размером обода колеса ЗИЛ 131 — 228Г508, с разрезанными бортовыми кольцами. Размер шин для ЗИЛ-131 — 12.00R20 или 12.00-20 (для радиального и диагонального корда соответственно). То есть диаметр колеса для ЗИЛ-131 равен 20 дюймам.

При ручной разборке надо выполнить следующие операции:

  • Снять колесо с автомобиля.
  • Спустить весь воздух из покрышки и положить колесо на ровную горизонтальную площадь, замочной частью обода вниз.
  • Снять внутренний борт автошины с обода. Для этого понадобится две монтировки. Изогнутый конец лопатки нужно вставить между бортовым кольцом и ободом диска и оттянуть бортовое кольцо вниз. В образовавшееся пространство вставить монтировку с плоским концом и вытащить первую монтировку. Таким образом, последовательно продвигаясь по всей окружности обода, снять один борт шины с обода.
  • Перевернуть шину на другую сторону и снять второй борт с обода тем же способом.
  • Снять замочное и бортовое кольца. Для этого вставить плоскую монтировку в промежуток на конце замочного кольца, а второй лопаткой поддеть.
  • Далее нужно встать обеими ногами на боковины напротив вентильного отверстия. В эту зону вставить две лопатки с плоскими концами на расстоянии 15-20 см друг от друга. Притягивая монтировки к низу, вывести часть борта шины наружу. Одной монтировкой продолжать удерживать демонтированную часть шины, другую переставить на расстояние 10 см и вывести еще часть шины наружу. Повторяя данные действия, полностью демонтировать один борт шины.
  • Поставить колесо вертикально. Извлечь диск из покрышки.


Разбортовка колес на ЗИЛ-131

Таким образом резина ЗИЛ-131 снимается с диска.

Полезные советы

Для разборки и сборки колёс в комплект инструмента, прилагаемого к автомобилю, входят две монтажные лопатки: с плоским концом и кривым захватом. Последняя одновременно служит рычагом домкрата.

Согласно инструкции по эксплуатации и руководству по ремонту 131-го автомобиля, для сохранения бортов шин и облегчения всех операций демонтаж шины с колеса может проводиться только на специализированном стенде для демонтажа шин и только в исключительных случаях — вручную.

ЗИЛ-132 6х6 с арочными шинами

ЗИЛ-132 — это легендарный советский вездеход с колесной формулой 6×6. Автомобиль оснащен тремя равноудаленными осями, которые находятся на расстоянии 2,5 метра друг от друга, и широкими арочными покрышками, чтобы тяжелый вездеход (масса автомобиля без малого 10 тонн) не проваливался в грунт. Тем самым, созданный в начале 60-х годов XX века 132-ой вездеход противопоставлялся машинам на гусеничном ходу, поскольку до его создания только гусеничные вездеходы обладали высокой проходимостью.

Объемные покрышки также обеспечивали мягкость езды, поскольку подвеска, на которую обычно возлагается эта функция, отсутствовала: автомобиль строился с жестким креплением дисков к раме без упругого элемента.


ЗИЛ-132

На ЗИЛ-132 ставились восьмислойные арочные шины с рисунком протектора «косая расчлененная елка». Поворотными являются передние и задние колеса, для этих целей оборудованные гидроусилителями.

Давление воздуха в шинах регулировалось в зависимости от состояния дорожного покрытия. Для этого вездеход снабдили центральной системой регулирования давления воздуха в шинах. Минимальное давление использовалось при перемещении в условиях особо сложных бездорожий. Существовала возможность менять давление в шинах с левой и правой стороны независимо друг от друга.

Колеса на ЗИЛ-130

Автоколесо автомобиля ЗИЛ-130 включает в себя следующие элементы:

  • диск с ободом;
  • покрышка;
  • камера;
  • ободная лента, предохраняющая камеру от механического воздействия со стороны обода;
  • замочное кольцо.


Колеса ЗИЛ-130

На ЗИЛ-130 ставят шины 260-508, что соответствует дюймовому значению 9-20, где 9 и 260 — обозначение ширины профиля шины, а 20 и 508 — обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах и миллиметрах соответственно). Шины пневматические.

Значение допустимого давления воздуха в шинах равняется для передних пар 0,53 МПа, для задних и запасного — 0,6 МПа или 5,3 и 6 кгс/см² соответственно.

Задние сдвоенные колеса крепятся одной гайкой. Все гайки крепления взаимозаменяемые.

Таким образом, массовые автомобили марки ЗИЛ оснащены прочными и надежными колесами разной размерности, которые способны обеспечивать безопасную езду в условиях труднопроходимой местности.

На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливаются дисковые колеса 260-508Р (9,0R20), с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107-79.

Колесо состоит из обода и диска, приваренного к ободу, замочного и бортового колец, ободной ленты, камеры и покрышки (см. рисунок 1).

На автомобиле ЗИЛ-130 используются шины модели 260-508Р, техническая характеристика которых приведена в таблице 1.

Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.

Колесо автомобиля ЗИЛ-130 с шиной

Рисунок 1 - Колесо автомобиля ЗИЛ-130 с шиной: 1 - дисковый обод колеса 2 - замочное кольцо; 3 - ободная лента; 4 - бортовое кольцо; 5 - камера; 6 - покрышка

Диск колеса автомобиля ЗИЛ-130 имеет центральное отверстие под колпак ступицы, и восемь отверстий для крепления колеса гайками на шпильки ступицы.

Камера колеса удерживает сжатый воздух внутри шины. Она представляет собой эластичную резиновую оболочку в виде замкнутой трубы. Для плотной посадки (без складок) внутри шины размеры камеры несколько меньше, чем внутренняя полость покрышки. Толщина стенки камеры обычно составляет 2,5…5 мм для шин грузовых автомобилей.

Для накачивания и выпуска воздуха камера имеет специальный вентиль. Он позволяет нагнетать воздух внутрь камеры и автоматически закрывает его выход из камеры.

Вентиль шины

Рисунок 2 - Вентиль шины: а, б - металлические; в-металлический с обрезиненной пяткой; 1 - колпачок; 2 - золотник; 3 - втулка; 4 - клапан; 5 - стержень; 6 - пружина; 7 - скоба; 8 - корпус; 9 - гайка; 10 - камера

На автомобилях ЗиЛ - 130 используются камеры с металлическими вентилями с обрезиненной пяткой (рисунок 2, в). Вентиль (рисунок 2, а) состоит из корпуса 8, золотника 2 и колпачка 7. Корпус металлического вентиля (рисунок 2, а, б) представляет собой изогнутую латунную трубку. Для крепления вентиля на камере имеется специальная площадка овальной или круглой формы, привулканизированная к камере. Внутрь корпуса ввернут золотник 2 с резиновой уплотнительной втулкой 3. Через золотник проходит стержень 5 с клапаном 4 и скобой 7. Клапан через резиновое кольцо плотно прижимается к золотнику пружиной 6. При накачивании камеры клапан открывается под давлением воздуха, пропуская его внутрь камеры. Для выпуска воздуха из камеры необходимо нажать на стержень и открыть клапан. На верхний конец вентиля навертывают колпачок 7, который предохраняет вентиль от загрязнения и одновременно служит ключом для ввертывания и вывертывания золотника.

Давление воздуха в шинах автомобиля ЗИЛ-130 должно составлять: на передних колесах 3,5 (4,5) кгс/см 2 , на задних 5,0 (6,0) кгс/см 2 [5].

Ободная лента 3 (см. рисунок 1) шины предохраняет камеру от повреждений и трения об обод колеса и борта покрышки. Лента исключает также возможность защемления камеры между бортами покрышки и ободом. Она выполнена из резиновой профилированной ленты и имеет форму кольца, внутренний диаметр которого несколько больше диаметра обода колеса. В ободной ленте имеется отверстие для вентиля камеры. Ободная лента устанавливается между ободом колеса и камерой шины.

При сборке колеса все поверхности покрышки, камеры, ободной ленты и обода, которыми эти детали соприкасаются одна с другой, припудривают тальком, для того чтобы исключить трение этих поверхностей друг об друга.

На колесах автомобилей ЗИЛ-130, может появляться статический дисбаланс, предельно допустимый дисбаланс равен 0,3 Н·м [5]. Дисбаланс устраняется путем установки грузиков, на обод колеса, определенной массы.

Бортовые автомобили-тягачи (ЗИЛ-431510 - длиннобазный; размеры на схеме в скобках), выпускаются Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1986 г. Представляют собой модернизированные автомобили семейства ЗИЛ-130, выпускавшегося с 1962 г. С 1977 г. выпускался автомобиль ЗИЛ-130-76, а с 1980 г. - ЗИЛ-130-80. Кузов - деревянная платформа с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусмотрена установка надставных бортов и тента с каркасом. На ЗИЛ-431510 боковой борт состоит из двух частей. Кабина - трехместная, расположена за двигателем. Сиденье водителя - регулируемое по длине, высоте и наклону спинки.

Модификации автомобилей:

ЗИЛ-431411 и ЗИЛ-431511 - исполнение "ХЛ" для холодного климата (до минус 60°С);
ЗИЛ-431416 и ЗИЛ-431516 - для экспорта в страны с умеренным климатом;
ЗИЛ-431417 и ЗИЛ-431517 - для экспорта в страны с тропическим климатом;
ЗИЛ-431917 и ЗИЛ-432317 - с экранированным электрооборудованием для экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом;
ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-431710 - газобаллонные автомобили, работающие на сжатом природном газе и на бензине;
ЗИЛ-431810 - газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе (на базе 431410).

Кроме того, выпускаются шасси автомобилей:

Двигатель.

Трансмиссия.

Колеса и шины.

Подвеска.

Передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя - на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Тормоза.

Рулевое управление.

Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, гидроусилитель - встроенный, передат, число 20, давление масла в усилителе 65-75 кгс/см. кв.

Электрооборудование.

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-90ЭМ, генератор 32.3701 с регулятором напряжения 201.3702, стартер СТ230-К1, распределитель зажигания 46.3706 с центробежным и вакуумным регуляторами, катушка зажигания Б114-Б, транзисторный коммутатор ТК102-А, свечи зажигания А11. На часть автомобилей может устанавливаться бесконтактная система зажигания.

Завод имени Лихачева — одно из старейших автомобилестроительных предприятий России. Грузовые автомобили марки ЗИЛ приобрели большую популярность и выпускались огромными, массовыми партиями.

В этой статье будут описаны основные особенности шин для автомобилей ЗИЛ, представлена пошаговая инструкция разбортировки колес на ЗИЛ-131, указано описание вездехода ЗИЛ-132 с арочными колесами, также дана подробная характеристика колес для ЗИЛ-130.



Колесо на ЗИЛ

Ключевые особенности

К шинам ЗИЛ предъявляются особые требования, которые помимо указаний по обеспечению надежного сцепления колес с дорожным покрытием, включают:

  • грузовую способность автомобиля;
  • проходимость транспортного средства.

Колеса ЗИЛ

Колеса ЗИЛ должны выдерживать не только конструкцию автомобиля, но также груз, который на нем перевозят. Что касается проходимости, она должна быть достаточной для того, чтобы грузовик смог проехать в труднодоступных местах с не самым качественным дорожным покрытием.

ЗИЛ-132 6х6 с арочными шинами

ЗИЛ-132 — это легендарный советский вездеход с колесной формулой 6×6. Автомобиль оснащен тремя равноудаленными осями, которые находятся на расстоянии 2,5 метра друг от друга, и широкими арочными покрышками, чтобы тяжелый вездеход (масса автомобиля без малого 10 тонн) не проваливался в грунт. Тем самым, созданный в начале 60-х годов XX века 132-ой вездеход противопоставлялся машинам на гусеничном ходу, поскольку до его создания только гусеничные вездеходы обладали высокой проходимостью.

Арочные шины — это разновидность шин повышенной проходимости с профилем в виде арки большой ширины.

Объемные покрышки также обеспечивали мягкость езды, поскольку подвеска, на которую обычно возлагается эта функция, отсутствовала: автомобиль строился с жестким креплением дисков к раме без упругого элемента.



ЗИЛ-132

На ЗИЛ-132 ставились восьмислойные арочные шины с рисунком протектора «косая расчлененная елка». Поворотными являются передние и задние колеса, для этих целей оборудованные гидроусилителями.

Давление воздуха в шинах регулировалось в зависимости от состояния дорожного покрытия. Для этого вездеход снабдили центральной системой регулирования давления воздуха в шинах. Минимальное давление использовалось при перемещении в условиях особо сложных бездорожий. Существовала возможность менять давление в шинах с левой и правой стороны независимо друг от друга.

Таким образом, автомобиль ЗИЛ-132, оснащенный арочными шинами, был способен преодолевать заснеженные участки глубиной 1 метр, входил в брод глубиной 1,5 метра.

Размер резины

За время работы завода с конвейеров было выпущено свыше 35 моделей грузовых транспортных средств. Каждая марка грузовика ЗИЛ имеет свой размер колесных дисков и покрышек. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, как подбирается диаметр и как происходит установка колес на грузовик в случае замены.

Коротко о подборе диаметра

Чтобы не ошибиться с выбором подходящего диаметра шины на грузовик ЗИЛ-131, владельцу ТС необходимо внимательно изучить инструкцию по использованию автомобиля. В руководстве подробно прописаны все характеристики и параметры.

В автомобилях модели ЗИЛ-131 используются колеса ЗИЛ 131-228Г508, в которых предусмотрено два вида колец, обеспечивающих надежную эксплуатацию. Максимальный размер шин, а именно – диаметр колеса – достигает 20 дюймов.

Диск ЗИЛ

Характеристики

На грузовики ЗИЛ предлагался огромный выбор дополнительного оборудования, что делало автомобиль универсальным для всех областей эксплуатации. Машина могла использоваться для перевозки грузов, а версия с краном могла эксплуатироваться для строительных и коммунальных нужд.

В грузовик устанавливался двигатель, объёмом 6.0 литра, V-образной формы, имеющий 8 цилиндров и двухкамерный карбюратор. Выдаваемой мощности в 150 л.с. хватало для грузоподъёмности 6 тонн, и она позволяла уверенно выполнять функции среднетоннажного грузовика.

Дальнейшие модификации грузовика выпускались с доработанной версией двигателя ЗИЛ-130. Усовершенствования в большинстве заключались в адаптации мотора к различным условиям (ускоренный разгон, большая грузоподъёмность и др.).

Как разбортировать колесо?

Перед снятием диска с автошины необходимо предварительно спустить воздух. В противном случае может произойти аварийная ситуация. Если разбортирование осуществляется вручную, владельцу транспортного средства потребуется:

  1. Снять колеса с грузовика.
  2. Выпустить воздух, который находится в покрышке. После необходимо переложить колесо на ровную горизонтальную поверхность. Важно, чтобы замок обода смотрел вниз лицом.
  3. Демонтировать борт с внутренней стороны автошины. При этом снимать рекомендуется с обода изделия. Для демонтажа стоит использовать две монтировки.
  4. Изменить положение шины. Для этого ее нужно перевернуть на другой бок.
  5. Удалить второй борт так же, как и первый, с использованием монтировок.
  6. Снять оба кольца диска. Делается это с помощью вставки монтировки с плоским кольцом в промежуток между кольцами.
  7. Осторожно вывести часть борта колеса наружу. Чтобы добиться нужного результата, следует упереться ногами в боковину, расположенную напротив отверстия вентиляции, и просунуть внутрь две лопатки. При этом важно выдержать расстояние между лопатками в 15-20 сантиметров. Во время демонтажа борта следует придерживать уже снятую часть шины и одновременно с этим переставлять другую часть, выдерживая расстояние в 10 сантиметров.
  8. Изменить положение колеса на вертикальное и извлечь диск, который находится в покрышке.

Так резина ЗИЛ-131 снимается с колеса.

Как установить диск?

Когда вышедшее из строя колесо будет снято, потребуется установить новое. Диск необходимо монтировать на чистой поверхности, при этом обод колеса должен лежать стороной замочной канавки наверх. Монтаж подразумевает выполнение предыдущих действий в обратном порядке.

Для сборки колес в комплекте инструментов, которые прилагаются к грузовику, предусмотрены две монтажные лопатки. Одна из них имеет плоский конец, вторая – кривой захват. Последняя лопатка используется одновременно в качестве рычага домкрата, позволяя поднять колесо и провести качественный монтаж изделия.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 оборудован колесами дискового типа. Крепление колес осуществляется с помощью гаек на 8 болтах. Запаска находится на откидном кронштейне под платформой.

ЗИЛ – известный автомобиль, который производят на знаменитом заводе имени Лихачева. Завод работает в России уже давно и славится выпуском надежных транспортных средств. ЗИЛ-131 – одна из популярных моделей предприятия.

Замена

Чтобы заменить штатные колёса ЗИЛ, идеально подходят следующие варианты, зарекомендовавшие себя только с положительной стороны:

  • Омскшина Н142Б-1 – идеально подходящие шины ЗИЛ-130. Всесезонные покрышки, отвечающие всем современным требованиям к надёжности в грузоперевозках. Отлично показали себя на грузовиках и поэтому являются одними из самых популярных на рынке.
  • Кама 218 – покрышки для легкогрузового транспорта (ЗИЛ Бычок). Отличная курсоустойчивость, невысокая цена и отличная управляемость – а что ещё требуется от хороших покрышек?
  • ForwardTraction – одна из лучших покрышек для ЗИЛ-4331. Обеспечивает превосходное сцепление с дорожным покрытием и высокую курсоустойчивость и придаёт автомобилю отличные ходовые характеристики.
  • М-93 – шина, зарекомендовавшая себя только с лучшей стороны. Размеры идеально подходят для ЗИЛ-131, а ходовые характеристики полностью соответствуют требованиям этого автомобиля. Уникальный рисунок протектора придаёт покрышке высокую проходимость и делает резину одной из лучших на рынке.
  • АЛТАЙШИНА ИД-304 – ещё одна покрышка для 131. Невысокая стоимость и отличные характеристики делают эту шину достойным конкурентом среди аналогов. Несмотря на то, что рисунок протектора универсальный – он придаёт автомобилю высокую курсоустойчивость и сопротивление аквапланированию.


Итог можно подвести следующий: чтобы легендарный грузовик продолжал ездить и выполнять свои прямые функции – за его состоянием требуется следить, и один из главных элементов, за которыми нужен постоянный контроль – шины. Если должным образом следить за покрышками – автомобиль отплатит за это долгим сроком службы и доедет в любое необходимое место!

Время на чтение: 5 минут

Завод имени Лихачева — одно из старейших автомобилестроительных предприятий России. Грузовые автомобили марки ЗИЛ приобрели большую популярность и выпускались огромными, массовыми партиями.

В этой статье будут описаны основные особенности шин для автомобилей ЗИЛ, представлена пошаговая инструкция разбортировки колес на ЗИЛ-131, указано описание вездехода ЗИЛ-132 с арочными колесами, также дана подробная характеристика колес для ЗИЛ-130.

Читать дальше: Двигатель 1 5 16 клапанов

Ключевые особенности

К шинам ЗИЛ предъявляются особые требования, которые помимо указаний по обеспечению надежного сцепления колес с дорожным покрытием, включают:

  • грузовую способность автомобиля;
  • проходимость транспортного средства.

Колеса ЗИЛ должны выдерживать не только конструкцию автомобиля, но также груз, который на нем перевозят. Что касается проходимости, она должна быть достаточной для того, чтобы грузовик смог проехать в труднодоступных местах с не самым качественным дорожным покрытием.

Размер резины

За время работы завода с конвейеров было выпущено свыше 35 моделей грузовых транспортных средств. Каждая марка грузовика ЗИЛ имеет свой размер колесных дисков и покрышек. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, как подбирается диаметр и как происходит установка колес на грузовик в случае замены.

Коротко о подборе диаметра

Чтобы не ошибиться с выбором подходящего диаметра шины на грузовик ЗИЛ-131, владельцу ТС необходимо внимательно изучить инструкцию по использованию автомобиля. В руководстве подробно прописаны все характеристики и параметры.

В автомобилях модели ЗИЛ-131 используются колеса ЗИЛ 131-228Г508, в которых предусмотрено два вида колец, обеспечивающих надежную эксплуатацию. Максимальный размер шин, а именно – диаметр колеса – достигает 20 дюймов.

Подбор

Какие характеристики шин требуется соблюдать при выборе покрышек на грузовики? Чтобы правильно подобрать покрышки, необходимо соблюдать рекомендованный размер шин ЗИЛ, а при эксплуатации строго следить за показателем давления в шинах ЗИЛ. Соблюдая два этих правила, резина прослужит долгое время, не требуя замены.

Типоразмер

Размер требуется подбирать в соответствии с выбранной комплектацией и кузовом. Для определённых условий заводом подобраны специальные размерности колёс, которые обеспечивают проезд в определённых условиях (внедорожные и др.). Найти информацию можно в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Для самых распространённых моделей типоразмер составляет:

  • ЗИЛ-130 (4х2) – 9.00-20 (260-508);
  • размер шины ЗИЛ-131 (6х6) – 12.00R20 (320R508);
  • ЗИЛ Бычок 5301 (4х2) – 225/75R16;
  • ЗИЛ-157 (6х6) – 12.00R18 (320R457);
  • ЗИЛ-4331 (4х2) – 9.00R20 (260R508).

Необходимо соблюдать указанные типоразмеры, чтобы центр тяжести не смещался, и не происходило быстрого стирания покрышек.

Читать дальше: Поменять права в люберцах

Давление

Ещё один из главных показателей, которые нужно соблюдать при эксплуатации – давление. От характеристики давления зависит работа и мягкость подвески, срок службы покрышек и ещё целый ряд параметров. Необходимо помнить, что при полной загрузке шины требуется подкачивать или спускать, чтобы машина не просела под грузом и не «зажевала» покрышку.


Для популярных моделей давление должно составлять:

  • ЗИЛ-130 – 4.5 передние и 6.0 задние колёса;
  • ЗИЛ-131 – 3.0 для переда, 5.8 задние шины;
  • ЗИЛ Бычок 5301 – 4 атмосферы;
  • ЗИЛ-4331 – 6 атмосфер для всех колёс;

Из-за большого возраста для ЗИЛ-157 давление подбирается индивидуально.


Важно: значения указаны автомобилей без нагрузки, эксплуатирующихся в летнее время года!

Как разбортировать колесо?

Перед снятием диска с автошины необходимо предварительно спустить воздух. В противном случае может произойти аварийная ситуация. Если разбортирование осуществляется вручную, владельцу транспортного средства потребуется:

  1. Снять колеса с грузовика.
  2. Выпустить воздух, который находится в покрышке. После необходимо переложить колесо на ровную горизонтальную поверхность. Важно, чтобы замок обода смотрел вниз лицом.
  3. Демонтировать борт с внутренней стороны автошины. При этом снимать рекомендуется с обода изделия. Для демонтажа стоит использовать две монтировки.
  4. Изменить положение шины. Для этого ее нужно перевернуть на другой бок.
  5. Удалить второй борт так же, как и первый, с использованием монтировок.
  6. Снять оба кольца диска. Делается это с помощью вставки монтировки с плоским кольцом в промежуток между кольцами.
  7. Осторожно вывести часть борта колеса наружу. Чтобы добиться нужного результата, следует упереться ногами в боковину, расположенную напротив отверстия вентиляции, и просунуть внутрь две лопатки. При этом важно выдержать расстояние между лопатками в 15-20 сантиметров. Во время демонтажа борта следует придерживать уже снятую часть шины и одновременно с этим переставлять другую часть, выдерживая расстояние в 10 сантиметров.
  8. Изменить положение колеса на вертикальное и извлечь диск, который находится в покрышке.

Так резина ЗИЛ-131 снимается с колеса.

Колеса на ЗИЛ-130

Автоколесо автомобиля ЗИЛ-130 включает в себя следующие элементы:

  • диск с ободом;
  • покрышка;
  • камера;
  • ободная лента, предохраняющая камеру от механического воздействия со стороны обода;
  • замочное кольцо.

На ЗИЛ-130 ставят шины 260-508, что соответствует дюймовому значению 9-20, где 9 и 260 — обозначение ширины профиля шины, а 20 и 508 — обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах и миллиметрах соответственно). Шины пневматические.

Значение допустимого давления воздуха в шинах равняется для передних пар 0,53 МПа, для задних и запасного — 0,6 МПа или 5,3 и 6 кгс/см² соответственно.

Задние сдвоенные колеса крепятся одной гайкой. Все гайки крепления взаимозаменяемые.

Таким образом, массовые автомобили марки ЗИЛ оснащены прочными и надежными колесами разной размерности, которые способны обеспечивать безопасную езду в условиях труднопроходимой местности.

Зил -130

Автомобильные шины

Автомобильные шины

Пневматические шины.

Являются весьма ответственными деталями. И их назначение многообразно. Шины несут весовую нагрузку, обеспечивают сцепление с дорогой, воспринимают тяговые и тормозные усилия, поглощают толчки и удары, возникающие при движении автомобиля.

Сложность и величина нагрузки, испытываемая шинами при работе, вызвали повышенные требования к их конструкции и качеству материалов, из которых они изготовляются.

Автомобильные шины изготовляют из резины, специальной ткани и стальной проволоки. Резина приготовляется из синтетического или натурального каучука, смешанного с рядом других веществ, называемых ингредиентами: сажей, каолином, серой, мелом и др.

Сырая резина, т. е. смесь каучука с ингредиентами, подвергается так называемой вулканизации нагреву до температуры 130—145° С, в процессе которого происходит химическое соединение каучука с серой. После вулканизации сырая резина приобретает новые механические свойства: она становится очень эластичной (при растяжении удлиняется почти в 10 раз), упругой и ‚достаточно прочной. Существует много сортов резины, несколько из них используется для изготовления шин.

Изготовление шин

Изготовление шин

Для шин применяются также специальные ткани: корд прорезиненная ткань, в которой нити расположены параллельно и не переплетаются, и ткани полотняного переплетения — чефер для крыльев и усилительных ленточек бортов покрышек, модестик и бязь — для обертки колец покрышки.

Корд, нити которого изготовляются из вискозы, полимерных материалов или хлопка, применяется для основной и наиболее ответственной части покрышки — ее каркаса. Для особо прочных и ответственных шин корд выполняют из сплетенных металлических нитей (металла корд) и из специально изготовленных полиамидных материалов.

Разработаны и применяются шины различной конструкции‚ обеспечивающие работу автомобилей в различных эксплуатационных условиях(табл. 16).

Наиболее распространены шины низкого Давления, называемые баллонами. Они создают небольшое удельное давление на дорогу, а на мягких грунтах улучшают проходимость автомобиля.

Бескамерные шины

Бескамерные шины

Бескамерные шины

Позволили сократить расход каучука и уменьшить эксплуатационные расходы. В этих шинах роль камеры выполняет воздухонепроницаемый каучуковый слой толщиной 2—3 мм, привулканизированный к внутренней поверхности покрышки Этот герметизированный слой находится в сжатом состоянии.

Поэтому при проколе шины отверстие вокруг вонзившегося в нее предмета затягивается, и воздух выходит из шины медленно, что повышает безопасность движения.

Бескамерные шины
Бескамерные шины Жгут для ремонта шин
Жгут для ремонта шин

Для обеспечения герметизации между ободом и шиной на внешних сторонах бортов шины делаются уплотнительные кольца из мягкой резины. Обода, на которые монтируются бескамерные шины, надежно герметизируются и должны иметь не погнутые закраины.

Виды шин

Виды шин

Бескамерные шины выпускаются для легковых и грузовых автомобилей. Для автомобилей повышенной проходимости созданы шины с регулируемым внутренним давлением воздуха. Конструкция шины и специальное устройство на автомобиле позволяют на ходу изменять внутреннее давление воздуха в ней, снижая его до 0,5 кг/см, при этом площадь опоры шины на грунт увеличивается, чем обеспечивается лучшая проходимость автомобиля.

Автомобили, имеющие оборудование для централизованной накачки шин могут некоторое время продолжать движение даже при поврежденных шинах, так как количество воздуха, накачиваемое в шину, позволяет поддерживать их в несколько накаченном состоянии.

Широкопрофильные шины

Широкопрофильные шины

Широкопрофильные шины

Применяются на грузовых и специальных автомобилях. По сравнению с обычными, они имеют большую ширину профиля при том же наружном диаметре. Эти шины устанавливаются на задней оси автомобиля, и каждая заменяет две обычные.

При использовании широкопрофильных шин улучшаются эксплуатационные качества автомобиля: снижается расход топлива, повышаются проходимость и плавность хода, а общий вес шин снижается.

Широкопрофильные шины

Широкопрофильные шины

Арочные шины

Это бескамерные шины в поперечном сечении напоминающие арку с закрепленными концами. Они предназначаются для работы преимущественно в условиях бездорожья. Ширина профиля арочных шин в 2—25 раза больше, чем обычных.

Увеличенная ширина профиля и специальная форма его а также низкое внутреннее давление воздуха допускают большую деформацию шин, что значительно увеличивает площадь контакта их с дорогой и уменьшает давление на грунт. При наезде на препятствия камень выступы ‚ дороги и т. п.) арочные шины, деформируясь, как бы обтекают их.

Арочные шины

Арочные шины

Большое распространение на автомобилях арочные шины не получили из—за необходимости применения специальных широких ободов и значительного веса колес. Шины типа Р имеют радиальное (меридиональное), направленное к центру колеса расположение нитей корда в каркасе (рис. 247).

Основное отличие шин типа Р от стандартных состоит в том что у них более тонкий каркас и гибкая боковина. В каркасе число слоев корда уменьшено. В брекере же, наоборот, увеличено иногда до 6—8 вместо двух в стандартных шинах. При использовании металлокорда число слоев брекера составляет 3—4. Гибкость каркаса и жесткость брекера повышают износостойкость шины.

Арочные шины

Арочные шины

Применение шин типа Р дает следующие преимущественно уменьшается вес, повышается проходимость и увеличивается комфортабельность автомобиля. Шины типа Р, предназначенные для грузовых автомобилей, не разрешается устанавливать на автобусы:

У шин типа РС (рис. 248) радиальное расположение нитей корда в каркасе. Они бывают составными, сборными и со съемными протекторными кольцами. Каркас шин изготовляется так же, как и шин типа Р протекторные кольца в основании армированы металлокордом.

Шины типа РС

Шины типа РС

Съемные кольца образуют протектор шины. Кольца укрепляются в канавках, имеющихся в беговой части покрышки. Протектор заменяется без съема колеса. В настоящее время разработаны шины с одним кольцом.

Эксплуатационные преимущества Шин типа РС велики. Имея комплект протектора с разными рисунками легко приспособить автомобиль к работе в различных дорожных условиях. Срок службы шин резко увеличивается так как каркас (наиболее дорогая часть шины) используется полностью. Шины типа РС, не разрешается устанавливать на автобусы и автомобили, предназначенные для перевозки людей.

Конструктивные особенности шин типов Р и РС требуют, чтобы при их эксплуатации строго соблюдались нормы внутреннего давления в шинах. Снижение внутреннего давления воздуха против нормы ухудшает устойчивость автомобиля и приводит к ускоренному разрушению боковин каркаса и бортов покрышек, к усиленному неравномерному износу протектора‚ а на шинах типа РС, кроме того, к смещению и даже утере протекторных колец. Смещение колец вызывает повреждение канавок корпуса шины и перетирание обкладочной резины металлокорда протекторных колец.

На проселочных дорогах с глубокой колеей на каменистых разбитых дорогах переездах, при крутых поворотах, при съездах и въездах на обочину, при резком маневрировании рулем автомобиль, оборудованный шинами РС должен двигаться особенно осторожно, так как возможны смещения и выпадения колец. После прохождения трудных участков дороги следует проверить сохранность протекторных колец на всех колесах. На шинах типа Р и РС боковины каркаса тонкие.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Шины для грузовых автомобилей подразделяются на обычные и повышенной грузоподъемности. Шины повышенной грузоподъемности имеют размеры, соответствующие принятым в международной практике. Их изготовляют, из высокопрочных материалов. Такие шины рекомендуется монтировать на уширенные обода с коническими полками.

Чтобы удовлетворять разнообразным условиям эксплуатации, шины выпускаются с различным рисунком протектора. Шины с дорожным рисунком протектора предназначаются для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием, с универсальным рисунком протектора для дорог с различным покрытием, шины с рисунком повышенной проходимости— для работы в условиях бездорожья, преимущественно на мягких грунтах. Отдельные модели шин, имея один и тот же тип рисунка протектора, различаются размерами рисунка.

Прочность каркаса покрышки зависит от числа слоев корда. Она может оцениваться также условным измерителем—нормой слойности, определяющей соответствие шины максимально допустимой нагрузке. Так, при одной и той же норме слойности фактическое число слоев каркаса шины может быть различным в зависимости от прочности применяемого корда.

Заводские и торговые обозначения шин и ободов. Покрышки, выпускаемые отечественными шинными заводами, имеют маркировку на боковинах. `В обозначение входят римские и арабские цифры. В серийном номере (он ставится только на покрышках и на бескамерных шинах) буква, стоящая вначале обозначает сокращенное наименование завода-изготовителя; первые две цифры (римские или арабские) месяц выпуска; следующие две цифры—год выпускай остальные цифры составляют серийный номер шины. ‚

Маркировка шин

Маркировка шин

Например, обозначение ЯV1170197782 расшифровывается так: Ярославский шинный завод, июль 1970 Г покрышка № 197782; обозначение Л0469200747 Ленинградский шинный завод, апрель 1969 г. покрышка: № 200747.

На покрышках для легковых автомобилей ставится несмываемой краской балансировочная метка; которая, обозначает самую легкую часть покрышки. При монтаже шины эту метку следует совмещать с вентилем.

В торговой маркировке шин обычно указывают два размера: ;ширину профиля условно принимаемую равной высоте профиля и внутренний посадочный диаметр. Размеры указываются в дюймах или в миллиметрах

В стандартах на шины, введенных в действие с 1965; и 1967 гг., размеры шин приводятся в миллиметрах и в дюймах.

Примеры обозначения шин: 130—330 (520—113); 180—508 (6,50—20), где 130 и 180—условное обозначение ширины профиля шины, в мм; 330 и 508+ условное обозначение— посадочного диаметра обода, в мм;(5,20—13) и (6,50—20) старое обозначение шин, в дюймах; встречается также и смешанное обозначение например 200—20.

Шины 700—15; 500—16; 600—16; 650—16; 7,50— 1‚16; 200—20; 825—20; 260—20; 1000—18 и 11,00—20 как неперспективные сохраняют старое обозначение, в дюймах, или смешанное. Эти шины не должны применяться на вновь проектируемых автомобилях.

Шины обычной грузоподъемности дополнительно маркируются буквой «у» .

Шины, вышедшие из строя при пробеге до 10 тыс км, обмениваются заводом- изготовителем безвозмездно. При пробеге более 10 тыс. км, но менее гарантируемой нормы завод изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шины. Замена шин или оплата стоимости километра недопробега их производится в течении трех лет с момента их изготовления (включая в этот срок и время складского хранения). Указанные гарантии и обязательства выполняются при условии соблюдения правил эксплуатации хранения шин.

Гарантийный пробег шин должен соответствовать среднему эксплуатационному пробегу, который равен в тыс км.

Безвоздушные шины

Безвоздушные шины

Эксплуатация шин.

Эксплуатация и хранение шин осуществляются в соответствии с «Правилами эксплуатации автомобильных шин», утвержденными в 1967 г.

Эти правила являются обязательными для всех министерств. Места стоянки автомобилей должны быть чистыми.

Необходимо следить, чтобы масло и бензин не попадали на шины, так как нефтепродукты разрушают резину.

Автомобиль не должен стоять на опущенных шинах, также более двух суток с полной нагрузкой. Если невозможно разгрузить автомобиль, то его следует установить на подставки. Ненагруженный автомобиль также ставится на подставки, если находится на стоянке более 10 дней.

Читайте также: