Люфт рулевого колеса урал 4320

Опубликовано: 14.05.2024

Рулевое управление автомобиля Урал

После окончания сборки рулевого механизма проверить легкость вращения вала рулевого управления, крутящий момент должен быть не более 1,2 кгс-м.
Разбирать узлы и механизмы рулевого управления необходимо только в случае крайней необходимости. Работу должны выполнять квалифицированные механики в условиях полной чистоты.

Разборка рулевого управления автомобиля Урал

Разборку рулевого механизма рекомендуется выполнять в следующем порядке:

  • снять рулевую сошку, опорные шайбы, набивку сальника скользящей вилки карданного вала, крышку корпуса золотника, отвернув болты;
  • вынуть радиальный подшипник и снять замковое и уплотнительное кольца, выпрессовать сальник при помощи выколотки;
  • выпрессовать наружную обойму подшипника из крышки, снять уплотнительное и опорное кольца плунжеров;
  • повернуть вал рулевого механизма в крайнее левое положение и, отогнув усики стопорной шайбы, отвернуть гайку, снять стопорные шайбы и отвернуть гайку;
  • снять упорный подшипник, подвижное кольцо плунжеров и крышку. При этом необходимо следить, чтобы не повредить уплотнительную прокладку;
  • снять корпус золотника вместе с плунжерами и золотником, уплотнительное кольцо, кольца плунжеров, упорный подшипник, после чего вынуть плунжеры и реактивные пружины. Плунжерные пары разметить;
  • снять боковую крышку, стараясь не повредить уплотнительную прокладку, регулировочные шайбы 6 и вынуть червячный сектор из картера;
  • вынуть через гнездо нижнего подшипника вал рулевого механизма вместе с червяком и подшипником, затем отвернуть гайку и контргайку крепления червяка;
  • снять с вала рулевого механизма нижний подшипник, уплотнительное кольцо, кольцо сальника, распорную втулку, упорное кольцо, после чего выпрессовать червяк;
  • выбить заглушку, снять замковое кольцо, вынуть наружную обойму подшипника, выпрессовать сальник с упорной шайбой;
  • снять замковое кольцо выпрессовать сальник вала сектора и игольчатые подшипники с распорной втулкой, вынуть наружную обойму подшипника, вывернуть пробку обратного клапана, вынуть пружину и шарик.

Учитывая, что безопасность эксплуатации автомобиля в значительной мере зависит от технического состояния рулевого управления, детали при наличии износа или повреждения, как правило, не ремонтируют, а выбраковывают и заменяют новыми.
Если осевое перемещение вала сектора в крайних положениях меньше, чем в среднем положении, или заметен износ конусных шлицев вала сектора, заменить червяк и сектор. Замену производить только комплектно.

Корпус золотника, золотник и плунжеры подбирают на заводе индивидуально, поэтому при повреждении или износе одной из указанных деталей следует заменить гидравлический распределитель в сборе.

Трубопроводы должны быть очищены, промыты керосином, продуты сжатым воздухом и осмотрены. При наличии повреждений трубопроводы заменяют. Все трубопроводы, а также шланги высокого давления необходимо проверить на герметичность давлением масла 100 кгс/см2. При установке трубопроводы необходимо закрепить, не допуская вибрации и контакта их с подвижными деталями автомобиля.

Собирать рулевой механизм в порядке, обратном разборке. При этом необходимо обращать внимание на следующее.

Если рулевой механизм смонтирован правильно, зазор между упорным штифтом в картере и ниткой червяка должен быть 0,20-0,45 мм. Зазор проверяют щупом. На новом рулевом механизме зазор между торцом червячного сектора 18 и упорным штифтом 4 должен быть 0,37-0,67 мм. В процессе эксплуатации этот зазор изменяется из-за износов пары червяк-сектор и прогиба вала червяка и сектора. Полное отсутствие указанного зазора недопустимо. Этот зазор не может быть измерен непосредственно на рулевом механизме, поэтому его величину определяют при сборке рулевого механизма по следующим признакам:
на новом рулевом механизме плоскость сектора должна быть ниже плоскости фланца картера на 1,02-1,12 мм. При эксплуатации указанные размеры изменяются, но выступание плоскости сектора над плоскостью фланца недопустимо;
торец штифта должен выступать над плоскостью боковой крышки на 1,15-1,35 мм. Толщина прокладки должна быть 0,8 мм.

В правильно собранном золотниковом устройстве зазор между торцевыми поверхностями подвижного кольца 37 и корпусом распределителя должен быть 1,08-1,20 мм. Для проверки этого зазора вал рулевого управления вывернуть до упора по часовой стрелке. Общее перемещение золотника между крайними положениями относительно корпуса должно быть 2,16-2,40 мм. Момент затяжки болтов крепления корпуса золотника и крышки 4,5-5,0 кгс-м.
Рулевую сошку установить по меткам. Распределительное устройство после окончательной сборки с рулевым механизмом проверить на герметичность давлением масла 100 кгс/см2. Для этого к распределительному устройству подключить силовой цилиндр и, создавая сопротивление на штоке, довести давление до требуемого. Я Утечки масла в плоскостях разъема и болтовых соединениях не допускаются. Разборка, контроль деталей и сборка насоса гидроусилителя.

Разборка. Закрепить насос в тиски, отвернуть гайку-барашек, спять крышку с уплотнительным кольцом, заливной фильтр с обоймой и сетчатый фильтр. Отвернуть болты крепления бачка с коллектором и снять бачок и коллектор с уплотнительными прокладками. Снять держатель магнита с магнитом.
Установить насос вертикально, шкивом вниз. Снять крышку вместе с уплотнительным кольцом и перепускным клапаном.
Вынуть перепускной клапан из крышки, закрепить его в тиски с прокладками из мягкого металла, вывернуть седло предохранительного клапана с регулировочными прокладками, вынуть предохранительный клапан и направляющий стержень с пружиной.
Осмотрев клапан, поставить детали на место и ввернуть седло с комплектом регулировочных прокладок. Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять его со шпилек. Вывернуть из паза корпуса уплотнительное кольцо.

Обернув ротор салфеткой и придерживая лопасти от выпадания из пазов, снять ротор со шлицев вала. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шкива, спрессовать шкив с вала, снять конусную втулку, вынуть шпонку из паза вала.

Снять стопорное кольцо подшипника с помощью круглогубцев и выпрессовать из корпуса насоса подшипник в сборе с валом оправкой под прессом. Спрессовать с вала подшипник и снять упорную шайбу. Вынуть из гнезда корпуса проставку и сальник, выпрессовать игольчатый подшипник.
Контроль деталей. Детали, входящие в комплекты ротор-статор-лопасти и крышка насоса-золотник перепускного клапана подбирают на заводе по группам, поэтому при разборке эти комплекты нарушать нельзя, а при повреждении или износе одной детали заменяют весь комплект.

Наличие на торцевых поверхностях корпуса распределительного диска, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и задиров недопустимо.
Собирать насос гидроусилителя в порядке, обратном разборке. При этом обратить внимание на следующее.

Детали насоса должны быть чистыми. Внутренние каналы и отверстия деталей промыть и продуть сухим сжатым воздухом. Не допускается протирка деталей во избежание засорения каналов. Лопасти насоса должны перемещаться в пазах ротора без заеданий.

При сборке все сопрягаемые поверхности деталей насоса смазать маслом, применяемым для гидроусилителя. Статор на корпус насоса устанавливать по меткам, нанесенным при разборке.

При сборке предохранительного клапана необходимо проверить его работу. При подводе масла к каналу предохранительный клапан должен открываться под давлением 65-70 кгс/см2 и пропускать непрерывную струю. Давление регулируется изменением количества прокладок.
Перепускной клапан проверяют в сборе с крышкой.
При закрытом отверстии и давлении в полости нагнетания 60 кгс/см2 утечка масла через отверстие должна быть не более 150 см3/мин. Перепускной клапан должен открываться при давлении 1,2-1,8 кгс/см2; проверяется при закрытом отверстии и открытом отверсти. Температура масла при испытаниях должна быть 20-25° С.
После пробега 1000 км необходимо снять с насоса батистовый фильтр.

Разборка, контроль деталей и сборка рулевых тяг.
Разборку выполнять в следующей последовательности:

  • отвернуть стяжные болты, отсоединить наконечники от тяг, вывернуть пресс-масленки и, вынуть стопорное кольцо из наконечника при помощи круглогубцев, предварительно сжав пружину;
  • снять заглушку, пружину и обойму, вынуть верхний вкладыш и шаровой палец, выпрессовать из головки наконечника нижний вкладыш.

Контроль деталей. Шарниры рулевого привода требуют ремонта или замены, если в них обнаружен чрезмерный износ рабочих поверхностей. Свободный ход шарового пальца в шарнирах тяг устраняют установкой металлической прокладки толщиной до 2,5 мм между обоймой и верхним вкладышем. Если указанной толщины прокладки недостаточно для устранения свободного хода, то заменяют шаровой палец в комплекте с вкладышами. Заменять при большом износе только шаровой палец или вкладыши не рекомендуется, так как в этом случае нельзя получить хорошее сопряжение сферы пальца и вкладышей.
Собирают шарниры рулевых тяг в порядке, обратном разборке.

При установке рулевых тяг гидроусилителя на автомобиль корончатые гайки шаровых пальцев затягивать с приложением момента 15-20 кгс-м.
Разборка, контроль деталей и сборка гидроусилителя. Для разборки гидроусилителя необходимо:

  • снять с шаровых пальцев детали уплотнения, снять хомуты, защитную муфту, отвернуть стяжной болт и вывернуть наконечник штока;
  • отвернуть гайку наконечника, вывернуть наконечник цилиндра, вынуть кольцо, отвернуть гайку, выдвинуть поршень со штоком из цилиндра, вынуть нажимное кольцо, манжет, опорное кольцо и уплотнительное кольцо;
  • снять уплотнительные кольца поршня, отвернуть гайку, выпрессовать поршень, снять опорные полукольца и вывернуть штуцеры.

Разборка шарниров наконечника аналогична разборке шарниров рулевых тяг.
Контроль деталей. Уплотнительные шевронные манжеты заменяют, если при затяжке подвижной гайки не устраняется течь масла по штоку. Уплотнительные резиновые кольца должны быть эластичными, без заметного износа.

Необходимо обратить внимание на состояние защитного чехла: при наличии порывов, трещин, затвердеваний чехол заменяют.

Цилиндр гидроусилителя при наличии износа и задиров можно хонинговать до размера не более 70,2 мм.
Прогнутость штока цилиндра недопустима.
Собирать гидроусилитель рулевого управления в последовательности, обратной разборке. При этом обратить внимание на следующее.

Рабочие поверхности штока и поршня должны быть соосны в пределах 0,05 мм. На заводе для обеспечения этого требования введена обработка поверхности поршня в сборе со штоком.

Уплотнительные манжеты устанавливать при помощи оправки.

Межцентровое расстояние между шаровыми пальцами (при полностью выдвинутом штоке) должно быть 730+5 мм.
Собранный гидроусилитель проверяют на свободное перемещение поршня при давлении масла 7 кгс/см2 (не более) и на герметичность давлением масла 100 кгс/см2.

Установите передние колеса автомобиля в положение для прямолинейного движения и пустите двигатель. Поверните рулевое колесо на величину свободного хода в левую сторону, не нарушая положения управляемых колес.

Установите люфтомер (рис. 1) так, чтобы его стрелка находилась против нуля. Поверните рулевое колесо на величину свободного хода в правую сторону, не нарушая положение управляемых колес, и по шкале люфтомера определите угловую величину свободного хода рулевого колеса, которая не должна превышать 12°.

Если свободный ход окажется больше допустимого, необходимо определить, за счет какого соединения он увеличился. Для этого надо проверить:
-состояние рулевых тяг. При обнаружении зазоров в шарнирах тяг замените их новыми или отремонтированными;
-затяжку болтов крепления рулевого механизма и рулевой сошки;
зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, для этого покачайте вал рукой в радиальных направлениях. Если имеются зазоры в шарнирах или шлицевом соединении, изношенные детали замените;
-регулировку подшипников ступиц колес и состояние шкворневого соединения.

Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, проверьте регулировку рулевого механизма. Смажьте через пресс-масленки литолом-24 с помощью шприц-пресса шарниры продольной и поперечной тяг, гидроусилителя рулевого управления (рис. 2).



СМЕНА МАСЛА В ГИДРОУСИЛИТЕЛЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Прогрейте двигатель, температура масла в гидросистеме рулевого управления должна быть не менее 20 °С. Поднимите домкратом передний мост. Поверните управляемые колеса влево до упора. Отсоедините шланги гидравлического усилителя: передний от штуцера на раме, задний - от штуцера гидравлического усилителя.
Снимите крышку 2 (рис. 3), фильтр 1 и промойте его. Слейте масло из гидравлического усилителя рулевого управления, для чего поверните управляемые колеса вправо до упора.
После того как масло стечет из бачка насоса, опустите запасное колесо для слива масла из штоковой полости гидравлического подъемника.

Подсоедините шланги гидравлического усилителя к штуцеру на раме и к штуцеру гидравлического усилителя. Удалите остатки масла из бачка насоса, установите сетчатый фильтр и крышку бачка на место.

Залейте в бачок 1,5 л чистого масла Р и пустите двигатель. На режиме холостого хода поверните два-три раза колеса в обе стороны до упора и установите их в крайнее левое положение. Долейте в бачок масло до верхней метки мерной линейки, поднимите и опустите несколько раз запасное колесо. Снова слейте масло из системы и залейте в бачок 1,5 л чистого масла.

Пустите двигатель, на режиме холостого хода удалите воздух из гидросистемы, вращая рулевое колесо до упора в обе стороны до прекращения выделения пузырьков воздуха в бачке.

Два-три раза поднимите запасное колесо. Проверьте уровень масла, доведите его до нормы и установите пробку заливной горловины в крышке бачка на место.

Рулевое управление автомобиля «Урал-4320-31» по общему устройству и принципу действия аналогично рулевому управлению автомобиля КамАЗ-43114, но имеет ряд конструктивных особенностей.

3.2.1. Рулевая колонка

Рулевая колонка состоит из рулевого колеса 11 (рис. 3.20) с валом и подшипниками, закрепленного с помощью хомутов 10 к панели кабины, двух карданных валов 7 и 9, промежуточной опоры 23, закрепленной в передней панели кабины.

Промежуточная опора имеет вал 23, два закрытых шариковых подшипника 20, установленных в корпусе 19 опоры, которые фиксируются стопорными кольцами 22. Между подшипниками 20 установлена распорная втулка 21. Вал 23 зафиксирован относительно подшипников стопорным кольцом 24.

Устройство карданных валов аналогично ранее рассмотренным. Крепление вилок карданных шарниров на валах производится с помощью шпонки 25 и стяжного болта 28.

Рулевое управление автомобилем «Урал-4320-31»

Рис. 3.20. Рулевое управление автомобилем «Урал-4320-31»:

I — масляный насос; 2 - рулевой механизм; 3 — бачок; 4, 5 - рукав низкого давления; 6, 12, 13 — трубопровод высокого давления; 7,9- карданный вал; 8 - промежуточная опора; 10 - хомут;

II - рулевое колесо; 14,15 - рукав высокого давления; 16 - силовой цилиндр; 17 - продольная рулевая тяга; 18 - сошка; 19 - корпус опоры; 20 - шариковый подшипник; 21 - втулка; 22, 24 - стопорное кольцо; 23 - вал промежуточной опоры; 25 - шпонка; 26 - гайка; 27 - пружинная

шайба; 28 - стяжной болт; 29 - вал рулевого механизма; 30 - вилка карданного шарнира

3.2.2. Рулевой механизм

На автомобиле «Урал-4320-31» установлен червячно-секторный рулевой механизм, который имеет рулевую передачу типа цилиндрический червяк - боковой сектор. Передаточное число рулевой передачи 21,5.

Цилиндрический двухзаходный червяк 1 (рис. 3.21) установлен на шлицах рулевого вала 2 и вращается в картере 3 на двух роликовых подшипниках 4. Благодаря роликовым цилиндрическим подшипникам вал 2 перемещается в осевом направлении, что необходимо для нормальной работы распределителя рулевого усилителя.

Червячно-секторный рулевой механизм

Рис. 3.21. Червячно-секторный рулевой механизм: 1 - двухзаходный червяк; 2 - рулевой вал; 3 - картер; 4 - роликовый подшипник; 5 - упор; 6 - боковая крышка картера;

7 - регулировочная шайба; 8 - боковой сектор; 9 — сошка

Боковой сектор 8 выполнен за одно целое с валом сошки 9 и установлен в картере на роликовых подшипниках. При вращении рулевого вала зубья сектора перемещаются по винтовой линии червяка, поворачивая вал сошки. Зубья бокового сектора находятся в зацеплении сразу с несколькими витками червяка, что обеспечивает достаточно малое давление на зубья при передаче больших усилий.

Для регулировки зазора в рулевой передаче между боковой крышкой 6 картера рулевого механизма и торцевой поверхностью вала сошки устанавливается регулировочная шайба 7. Замена шайбы на шайбу другой толщины при регулировке приводит к изменению зазора в зацеплении рабочей пары рулевой передачи.

При движении автомобиля рулевая передача большую часть времени находится в положении для движения прямо, что приводит к увеличенному износу средних зубьев сектора. При регулировке зацепления рабочей пары рулевой передачи с помощью шайбы приближают боковой сектор к червяку, компенсируя износ. Это могло бы приводить к заклиниванию рулевой передачи в крайних положениях, поскольку износ крайних зубьев меньше средних. Для предотвращения заклинивания рулевой передачи после выполнения регулировки крайние зубья сектора выполняют меньшей толщины, чем средние. Данное конструктивное решение приводит к увеличенному зазору в новой рулевой передаче при крайних положениях колес, что не сказывается отрицательно на свойствах рулевого механизма, поскольку данный режим используется редко и на малой скорости. Для предотвращения деформации рулевого вала и нарушения зацепления рулевой передачи при максимальной нагрузке в картере, напротив зоны зацепления рабочей пары установлен упор 5.

Для снижения трения в рулевой передаче в картер рулевого механизма через заливное отверстие в верхней части картера заливается масло ТМЗ-18 при температуре окружающего воздуха до -30 °C или ТМ5-12рк всесезонно в объеме 1,48 л.

Рулевой механизм отличается высокой надежностью, прост по конструкции, может передавать большие усилия.

3.2.3. Рулевой привод

Общее устройство рулевого привода аналогично КамАЗ-43114. Трубчатая продольная рулевая тяга имеет два шаровых шарнира (рис. 3.22), по устройству аналогичных КамАЗ-43114. Шарниры нерегулируемые. В защитную муфту 12 устанавливается для улучшения герметизации шарнира губчатый наполнитель, пропитанный смазкой.

Поперечная тяга прямая с двумя шаровыми шарнирами, унифицированными с шарнирами продольной рулевой тяги. Резьбовые наконечники тяги имеют разную резьбу: один левую, другой правую. Это позволяет регулировать схождение колес без снятия наконечника тяги путем вращения тяги с помощью газового ключа при предварительном ослаблении стяжных болтов наконечников. Схождение колес должно быть в пределах 1—3 мм.

Шаровой шарнир продольной рулевой тяги

Рис. 3.22. Шаровой шарнир продольной рулевой тяги:

  • 1 - палец шаровой; 2 - корпус наконечника; 3 - пресс-масленка;
  • 4 - пружина; 5 - заглушка; 6 - кольцо стопорное; 7 -уплотнитель; 8 - обойма пружины; 9,10 - вкладыш;
  • 11 - накладка; 12 - муфта защитная; 13 - шайба
  • 13 12 II Ю 9 8 7
  • 3.2.4. Рулевой усилитель

Рулевой усилитель автомобиля «Урал-4320-31» гидравлический полувстроенный. Это означает, что силовой цилиндр выполнен отдельно, а рулевой механизм и распределитель - в едином блоке.

Рулевой усилитель состоит из масляного насоса (рис. 3.23), силового цилиндра, распределителя, смонтированного в верхней части рулевого механизма, трубопроводов и рукавов низкого и высокого давления.

Масляный насос лопастной, двойного действия, по устройству аналогичен насосу КамАЗ-43114, но имеет ряд особенностей.

Он установлен с левой стороны двигателя, приводится от носка его коленчатого вала клиновым ремнем. Натяжение ремня регулируется путем поворота насоса относительно оси крепления с помощью регулировочного винта.

Бачок насоса установлен отдельно и соединен с входным патрубком 3 коллектора резинотканевым рукавом. В верхней части бачка (см. рис. 3.24) крепится крышка 7 со сливным патрубком, под которой расположен фильтр 2 с сетчатым секционным фильтрующим элементом.

Масляный насос рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»

Рис. 3.23. Масляный насос рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»:

  • 1 - болт крепления коллектора; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - входной патрубок; 4 - прокладка; 5 - крышка корпуса; 6 - клапаны (перепускной и предохранительный); 7 - распределительный диск; 8 - ротор; 9 - лопасти;
  • 10 - статор; 11. 14 - подшипник; 12 - манжета; 13 - обойма; 14 - корпус;

/5 - шкив; /6 - стопорное кольцо; /7-втулка; 18 - шайба; 19 -гайка;

20 - вал насоса; 21 - шпонка

Заправка масла в бачок производится через заливную горловину 3, пробка 5 которой оснащена указателем уровня масла.

Силовой цилиндр является исполнительным устройством рулевого усилителя, в котором преобразуется давление поступающего от распределителя масла в усилие, которое через шток передается к управляемым колесам, облегчая управление автомобилем. Силовой цилиндр шарнирно связан с левым лонжероном рамы (см. рис. 3.20), а его шток через шаровой шарнир соединен с поворотным рычагом, установленным на левом поворотном кулаке. Устройство силового цилиндра показано на рис. 3.25.

Бачок масляного насоса рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»

Рис. 3.24. Бачок масляного насоса рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»:

  • 1 - бачок; 2 - фильтр; 3 - заливная горловина;
  • 4 - прокладка; 5 - пробка; 6 - уплотнитель;
  • 7 - крышка

Рис. 3.25. Силовой цилиндр рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»:

  • 1 - наконечник цилиндра; 2,6- кольцо уплотнительное; 3 - гайка; 4 - цилиндр;
  • 5 - поршень со штоком в сборе; 7 - кольцо опорное; 8 - манжета; 9 - кольцо нажимное; 10- гайка; 11 - муфта защитная; 12 - болт; 13 - наконечник штока

При работающем двигателе масляный насос постоянно подает в систему усилителя масло в объеме 9,5-20 л/мин. Это масло поступает в распределитель, предназначенный для управления исполнительным механизмом — силовым цилиндром. Если рулевое колесо неподвижно, то распределитель направляет масло, поступающее от масляного насоса, одновременно в обе полости силового цилиндра и затем обратно в бачок. Если водитель начинает поворачивать рулевое колесо, распределитель направляет все масло, подводимое от насоса, в одну из полостей силового цилиндра в зависимости от направления поворота. При этом противоположная полость силового цилиндра соединяется через распределитель со сливом в бачок.

Распределитель рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31» (рис. 3.26) золотниковый с осевым золотником, реактивными плунжерами и центрирующими пружинами.

Распределитель рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»

Рис. 3.26. Распределитель рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31»:

I - реактивный плунжер; 2 - центрирующая пружина; 3 - упорный подшипник; 4 - золотник; 5 - корпус распределителя

Устройство и принцип действия распределителя аналогичны устройству и принципу КамАЗ-43114, но имеют ряд особенностей. В распределителе нет дополнительного предохранительного клапана, ограничение максимального давления в системе производится клапанами насоса. Реактивные плунжеры, обеспечивающие силовое следящее действие (чувство дороги), парные.

Превышение длины золотника над длиной корпуса (размер Б) составляет 2,08-2,27 мм с каждой стороны. На указанное значение золотник смещается при повороте рулевого колеса при включении рулевого усилителя. В этом случае цилиндрический червяк рулевого механизма, вращаясь, перемещается по зубьям неподвижного в первый момент бокового сектора в пределах указанного зазора (Б) и через рулевой вал смещает золотник распределителя.

Работа рулевого усилителя автомобиля «Урал-4320-31» на различных режимах аналогична работе рулевого усилителя КамАЗ-43114.

3.2.6. Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля «Урал-4320-31»

Обслуживание рулевого управления автомобиля «Урал-4320-31» заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, пальцев тяг, сошки и рычага поворотного кулака, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, смазывании шарниров рулевых тяг, проверке уровня масла в бачке насоса рулевого усилителя.

При ЕТО следует визуально проверить состояние рулевого управления на предмет отсутствия повреждений, нарушения затяжки крепежных соединений рулевого механизма, привода и подтеканий рабочих жидкостей.

При ТО-1 необходимо выполнить следующие операции:

  • - проверить уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя;
  • - добавить смазку в шаровые шарниры тяг, до выхода свежей смазки через зазоры.
  • - проверить свободный ход рулевого колеса, схождение управляемых колес, затяжку и шплинтовку гаек шаровых пальцев, затяжку гаек крепления рулевого механизма, гаек силового цилиндра, крепления рычага поворотного кулака;
  • - промыть фильтр бачка насоса рулевого усилителя;
  • - проверить уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя и рулевом механизме.

Проверка свободного хода рулевого колеса проводится при работающем на режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен быть в снаряженном состоянии установлен на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Гидросистема должна быть заправлена, и воздух из рабочих полостей усилителя удален.

Проверяют свободный ход рулевого колеса покачиванием рулевого колеса в одну и другую сторону, от среднего положения до начала поворота управляемых колес. Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25° (для нового автомобиля 12°). При несоответствии свободного хода указанным значениям в первую очередь следует проверить крепление рулевого механизма и деталей рулевой колонки и привода, люфты в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Если перечисленные проверки не выявили отклонений от нормы, то нужно снять рулевой механизм и произвести его регулировку в ремонтном подразделении.

Глава 11. Рулевое управление - Работа рулевого управления автомобиля Урал-4320-31

Article Index
Глава 11. Рулевое управление
Рулевой механизм
Рулевой привод
Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-3151
Рулевое управление КамАЗ-43114
Рулевая колонка
Рулевой механизм КамАЗ-43114
Рулевой привод
Рулевой усилитель
Работа рулевого управления автомобиля КамАЗ-43114
Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля КамАЗ-43114
Рулевая колонка
Рулевой привод
Рулевой усилитель
Работа рулевого управления автомобиля Урал-4320-31
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Работа рулевого управления автомобиля Урал-4320-31

Работа рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31 на различных режимах аналогична работе рулевого усилителя КамАЗ-43114.

11.3.6 Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля Урал-4320-31

Обслуживание рулевого управления автомобиля Урал-4320-31 заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, пальцев тяг, сошки и рычага поворотного кулака, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, смазывании шарниров рулевых тяг, проверке уровня масла в бачке насоса рулевого усилителя.

При ЕТО визуально проверить состояние рулевого управления на предмет отсутствия повреждений, нарушения затяжки крепежных соединений рулевого механизма, привода и подтеканий рабочих жидкостей.

При ТО-1 необходимо выполнить следующие операции:

проверить уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя.

Добавить смазку в шаровые шарниры тяг, до выхода свежей смазки через зазоры.

- проверить свободный ход рулевого колеса, схождение управляемых колес, затяжку и шплинтовку гаек шаровых пальцев, затяжку гаек крепления рулевого механизма, гаек силового цилиндра, крепления рычага поворотного кулака;

- промыть фильтр бачка насоса рулевого усилителя;

- проверить уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя и рулевом механизме.

Проверка свободного хода рулевого колеса проводится при работающем на режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен быть в снаряженном состоянии установлен на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Гидросистема должна быть заправлена и воздух из рабочих полостей усилителя удален.

Проверяют свободный ход рулевого колеса покачиванием рулевого колеса в одну и другую сторону от среднего положения до начала поворота управляемых колес.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25° (для нового автомобиля 12°). При несоответствии свободного хода указанным значениям в первую очередь проверить крепление рулевого механизма и деталей рулевой колонки и привода, люфты в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Если перечисленные проверки не выявили отклонений от нормы, снять рулевой механизм и произвести его регулировку в ремонтном подразделении.

Для поглощения и смягчения ударов и толчков, которые появляются при движении машины по неровной поверхности, служит подвеска.

Грузовые машины оснащаются зависимыми подвесками. В такой конструкции оба колеса одного моста упруго связаны с рамой. Если одно колесо наезжает на неровность, то его перемещение передается другому колесу относительно рамы.

На машинах различают переднюю и заднюю подвески. Первая связывает раму с передним мостом. Вторая – связывает с рамой задний и промежуточный мосты одновременно.

Конструкция передней подвески Урала-4320 зависимая. Она имеет телескопические амортизаторы. Рессорная. Пружина набрана из десяти листов. Пара верхних одинаковой длины, третий лист загнут на заднем конце. Основной буфер (резиновый) зафиксирован вместе с накладкой в середине рессоры. Стяжка соединяет между собой задние рессорные кронштейны.

Амортизаторы (гидравлические телескопические двустороннего действия) предназначены для быстрого гашения вибрации или колебаний рамы. Амортизатор верхней проушиной крепится при помощи пальца и резиновых втулок к кронштейну рамы. Нижняя его проушина фиксируется к кронштейну балки моста.

Подвеска задняя зависимая, балансирная, рессорная. Основными частями ее являются пара перевернутых рессор, пара балансиров, одна ось общая, по паре кронштейнов осей и кронштейнов подвески задней, шесть штанг реактивных, четыре буфера резиновых.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля Урал

При ежедневном техническом обслуживании осуществляют общий контроль систем, узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, проводят работы по заправке и поддержанию надлежащего технического состояния автомобиля. На автомобиле Урал-375К проверяют также работу колесных кранов.

При контрольном осмотре перед выездом на линию необходимо:

  • осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, проверить уровень масла в картере двигателя и уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, заполнить водой бачок насоса омывателя ветрового стекла;
  • проверить работу генератора по показанию амперметра, действие приборов освещения и сигнализации, работу контрольных приборов и стеклоочистителя, состояние зеркал заднего вида;
  • убедиться в исправности стояночного и рабочих тормозов, а также рулевого управления;
  • проверить исправность замков дверей кабины и бортов платформы, надежность крепления надрамника и седельно-сцепного устройства, а также исправность тормозной системы полуприцепа.

При возвращении с линии необходимо:

Урал­4320­10, Урал­4320­31 и их модификации. Руководство по эксплуатации

Эксплуатация любого автомобиля Урал 4320 невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту Урал 4320 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту Урал 4320 разделено на главы: Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля); Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения); Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге); Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания); Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Урал 4320); Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Урал 4320).

Любая из процедур ремонта Урал 4320 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) автомобиля Урал

При проведении ТО-1 необходимо выполнить все работы ежедневного технического обслуживания, смазать узлы согласно карте смазки и, кроме того, выполнить следующие работы. На двигателе проверить соединения и крепления трубопроводов системы выпуска газов и глушителя.

В течение первых 6000 км пробега автомобиля подтягивать болты крепления головок цилиндров при каждом ТО-1, в дальнейшем — через одно ТО-1. После затяжки всех болтов дополнительно затянуть болты. После каждой подтяжки болтов крепления головок цилиндров проверять и при необходимости регулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами.

Через одно ТО-1 проверить и при необходимости подтянуть крепления двигателя, проверить натяжение приводных ремней при нажатии с усилием 3-4 кгс, слить отстой из фильтра-отстойника, очистить фильтр центробежной очистки (центрифугу) и воздушный фильтр.

В трансмиссии через одно ТО-1 проверить и при необходимости отрегулировать величину свободного хода педали сцепления.

В ходовой части автомобиля через одно ТО-1 следует проверить и при необходимости подтянуть гайки клиньев фиксации пальцев передних рессор, гайку болта ушка передних рессор, гайки пальцев реактивных штанг.

В системе рулевого управления проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.

В системе тормозов автомобиля отрегулировать зазоры между колодками и барабанами и проверить крепление кронштейна компрессора.

В системе электрооборудования через одно ТО-1 промыть чистым бензином контакты прерывателя проверить плотность и уровень электролита, степень заряженности аккумуляторных батарей.

Неисправности и ремонт

Основные неисправности и ремонт Урала-4320:

Инструкция по эксплуатации автомобиля урал 4320

  1. Не запускается подогревательное устройство. Причина поломки может быть связана с нарушением температурного режима в корпусе вентилятора. Нужно отогреть корпус и жидкостный насос. В некоторых случаях может потребоваться разборка системы двигателя.
  2. Неисправное рулевое управление становится следствием износа рулевых тяг, ослабленного крепления, наличия воздуха в системе. В этом случае следует заменить все износившиеся детали, устранить негерметичность и затянуть крепления.
  3. Если слышен посторонний шум во время работы раздатки, необходимо отрегулировать подшипники, заменить поврежденные элементы, зачистить поверхность шлицев.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) автомобиля Урал

При техническом обслуживании № 2 необходимо выполнить объем работ ТО-1, смазать узлы согласно карте смазки и дополнительно провести следующие операции. На двигателе проверить крепление вентилятора и радиатора, разобрать и промыть топливный фильтр тонкой очистки. Через одно ТО-2 снять головки цилиндров и очистить от нагара камеры сгорания, клапаны и поршни, очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя и соединительную трубку.

В трансмиссии проверить люфт в шлицевых соединениях и крестовинах карданных валов и крепление их фланцев. При ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтянуть их и законтрить загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта. При значительных радиальном и торцевом зазорах в подшипниках крестовины следует разобрать шарниры и в случае необходимости заменить подшипники и крестовины.

Подтянуть крепления шаровых опор, коробки передач, коробки отбора мощности, крышек подшипников всех валов. Проверить затяжку болтов крепления картеров редукторов главной передачи к картерам мостов. Через одно ТО-2 проверить и при необходимости отрегулировать подшипники шкворней переднего моста. Через два ТО-2 проверить и при необходимости отрегулировать осевой люфт ведущего и промежуточного валов раздаточной коробки и положение муфты переключения передач, отрегулировать редукторы ведущих мостов. В ходовой части проверить крепление кронштейнов реактивных штанг, подтянуть крепление седельно-сцепного устройства и гайки стремянок передних и задних рессор.

Через одно ТО-2 проверить состояние рамы: лонжеронов, поперечин, кронштейнов, а также болтовых и заклепочных соединений. Ослабленные или срезанные заклепки заменить болтами.

Затянуть гайку крепления балансира до отказа, а затем ослабить ее так, чтобы можно было повернуть балансир от руки. Затянуть стяжной болт гайки балансира.

В системе рулевого управления проверить крепление рулевого механизма, гидроусилителя, поворотных рычагов и рулевых тяг, подтянуть ослабленные резьбовые соединения.

Проверить величину свободного хода рулевого колеса и величину схождения передних колес. В системе тормозов через одно ТО-2 снять пневмоусилители, все детали промыть в керосине, детали главного цилиндра промыть в спирте. Манжеты с рисками и выхватами заменить.

При сборке покрыть детали пневмоусилителя слоем смазки ЦИАТИМ-201, детали главного цилиндра — касторовым маслом или тормозной жидкостью. С целью сохранения установочных размеров шток с поршнями разбирать только при необходимости замены манжетов.

Снять тормозной кран для разборки и проверки. Снять крышки цилиндров, вынуть поршни, очистить и смазать.

Осмотреть и очистить рабочие тормоза, для чего снять колодки, очистить оси и втулки колодок и смазать, разобрать рабочий цилиндр, внутреннюю поверхность и детали промыть в спирте. Перед сборкой поршни и зеркало цилиндров смазать смазкой ДТ-1 или касторовым маслом. При осмотре проверить надежность крепления тормозных щитов и рабочих цилиндров, затяжку гаек опорных пальцев и состояние тормозных колодок.

При замасливании тормозных накладок снять барабан и промыть их бензином.

Через два ТО-2 снять барабан стояночного тормоза, очистить оси и кулак, перед сборкой смазать.

Через три ТО-2 снять головку компрессора, очистить поршни, клапаны, седла, пружины и проверить герметичность клапанов. Клапаны, не обеспечивающие герметичности, притереть к седлам, а изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.

В системе электрооборудования проверить состояние контактов прерывателя и при необходимости зачистить их Отрегулировать зазор между электродами свечей. При необходимости очистить корпус и юбочку от нагара. Провести первую проверку регулятора напряжения или реле-регулятора, в дальнейшем проводить ее через два ТО-2. Осмотреть ротор и крышку датчика-распределителя и в случае загрязнения протереть хлопчатобумажной тряпочкой, смоченной в бензине. Проверить установку фар и направление их светового потока. Через одно ТО-2 снять генератор с автомобиля, удалить пыль, проверить состояние щеточного узла, контактных колец, шарикоподшипников. Проверить распределитель и стартер. Данные для проверки указаны в технической характеристике. Проверить крепление кабины и платформы.

Техническое обслуживание УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, для уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей, а также выявления их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или периоды работы автомобиля.

Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает постоянную техническую готовность автомобиля и снижает потребность в ремонте. Для качественного выполнения работ техническое обслуживание рекомендуется проводить на специальных постах, оборудованных необходимыми инструментами и приспособлениями.

Работы, связанные с регулированием и обслуживанием приборов системы питания двигателя, электрооборудования, гидравлических систем, должны выполнять квалифицированные специалисты.

Виды технического обслуживания

Техническое обслуживание по периодичности и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

— техническое обслуживание в начальный период эксплуатации;

— первое техническое обслуживание (ТО-1);

— второе техническое обслуживание (ТО-2);

— сезонное обслуживание (СО).

Периодичность технического обслуживания

Ежедневное обслуживание выполняется перед выездом автомобиля на линию и по его возвращении.

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется после первых 1000 км пробега (50 часов работы двигателя).

Сезонное обслуживание выполняется два раза в год — весной и осенью и совмещается с очередным техническим обслуживанием.

Периодичность технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля и климатических районов согласно ГОСТ 21624-81 и «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», Москва, Транспорт 1986 год. Для первой категории условий эксплуатации первое техническое обслуживание (ТО-1) выполяется через каждые 4000 км пробега (125 часов работы двигателя), второе техническое обслуживание (ТО-2) — через каждые 16 000 км пробега (500 часов работы двигателя).

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Содержание работ Технические требования Рекомендуемые оборудование, приспособления и инструмент
Осмотрите автомобиль и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, утечек воздуха. При необходимости устраните неисправности. Осмотрите двигатель, при необходимости очистите его от пыли и грязи. Проверьте уровень тормозной жидкости, при необходимости долейте.
Перед пуском двигателя:

— проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите до нормы;

При заметном перемеще­нии стрелок двухстрелочного манометра или при загорании сигнализатора 4 на панели приборов при больших утечках воздуха устраните неисправность в пневматической части привода

— клиньев фиксации пальцев передних рессор;

— ушков передних рессор;

Смазочные работы по силовому агрегату

— в корпусах пово­ротных кулаков перед­него ведущего моста (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей);

— в ступицах задней балансирной подвески (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей);

— в картере раздаточной коробки (см. раздел «Трансмиссия. Раздаточная коробка» и карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)

Техническое обслу­живание стартера про­водите согласно инст­рукции по эксплуатации на двигатель ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Смазку клеммовых соединений проводите по карте смазочных материалов и рабочих жидкостей

Читайте также: