Маркировка дисков бмв расшифровка

Опубликовано: 13.05.2024

Знакомимся с перечнем параметров автомобильных дисков.
Абсолютно все современных диски для автомобилей имеют маркировку параметров, по которой происходит их классификация и идентификация. Для того, чтобы определить, насколько соответствует диск Вашему автомобилю, необходимо сверить следующий перечень параметров:

А – это посадочный диаметр диска, который принято измерять в дюймах (1 дюйм равен 2,54 сантиметра). Имеется в виду диаметр кольцевой части обода, на которую после установки будет опираться шина колеса. Очень важно знать, что каждая шина имеет вилку допустимой ширины диска. То есть, на одну и ту же шину можно устанавливать диски разной ширины, хотя эта разница обычно не превышает 1 сантиметра. Самый оптимальный вариант выбора диска – чтобы его ширина доходила до середины допустимого диапазона. Не забывайте, что если ширина диска будет меньше или больше допустимых показателей, то это обязательно приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик шины, колеса и подвески в целом.

В – посадочная ширина обода диска, которая также измеряется в дюймах. Этот показатель указывает на то, какое расстояние должно быть между внутренними поверхностями бортовых закраин автомобильных колес. Иными словами, этот параметр определяет какой именно должна быть допустимая ширина профиля устанавливаемого диска. Стоит также отметить, что ширину диска измеряют не по его внешним сторонам, а по «полке диска», на которую непосредственно ложатся боковины шины. Логично, что как ширина диска, так и ширина шины должны полностью соответствовать, иначе последние во время езды могут сильно деформироваться и менять форму.

С — посадочной шириной обода диска и шины непосредственно связан показатель ширины профиля шины, о котором Вас также могут спрашивать в магазине автотоваров.

ЕТ (вылет) – параметр, который указывает на расстояние от плоскости колеса, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через середину посадочной ширины обода. Этот параметр, в отличии от предыдущих, измеряется в миллиметрах. Варианты допустимой установки колес у каждого производителя есть свои, может быть как «положительным», так и «отрицательным» (встречается практически только у внедорожников). ЕТ является непостоянной величиной и в зависимости от особенностей конструкции автомобильного диска, может колебаться в пределах 1 сантиметра, при чем, для одного и того же автомобиля. Показатель вылета у большинства современных легковых автомобилей составляет от 3 до 4 сантиметров.

При покупке и установке дисков стоит учитывать, что если он будет существенно отклоняться от рекомендуемого показателя, то шины в процессе езды могут задевать колесные арки или другие элементы автомобильной подвески. Если вылет будет значительно не дотягивать до предусмотренного показателя, то это приведет к существенному уменьшению устойчивости автомобиля на дороге и особенно на поворотах, соответственно повысится чувствительность рулевого управления ко всем неровностям дорог, могут возникнуть проблемы с торможением.

DIA – это показатель величины диаметра центрального отверстия диска. Этот параметр должен точно соответствовать диаметру центрирующего выступа на автомобильной ступице. Стоит помнить, что его величина измеряется в миллиметрах. Зазор между центрирующим выступом и диском должен быть минимальным, отклонение его величины допускается только в сторону увеличения. В таких случаях можно использовать для установки колес переходные установочные кольца, которых обычно входят в комплект к таким колесам.

Еще один интересный параметр, который иногда встречается на дисках – это hump. Он обозначает наличие на поверхности диска, предназначенного для установки на бескамерную шину, небольших по размерам кольцевых выступов. Такая незначительная мелочь дает возможность намного лучше фиксировать борт покрышки колеса на диске, особенно при вхождении автомобиля в поворот. Таким образом, не допускается разгерметизация колеса.

PCD – диаметр окружности центров крепежных отверстий автомобильного диска. Измеряется данный параметр также в миллиметрах. Любые отклонения от штатной величины приведут к тому, что надежная фиксация колеса на ступице будет попросту невозможной. Даже при таком незначительном отклонении, как 2 миллиметра, обязательно приведут к перекосу болтов, осуществляющих крепление колеса. Этот параметр можно очень просто рассчитать при помощи обычной линейки, измерив ею расстояние между центрами дальних крепежных отверстий:

— PCDдисков, на которых имеется 4 крепежных болта, соответствует показателю расстояния между центрами противоположных болтов (ну или гаек);

— Для того, чтобы рассчитать PCDдиска, на котором имеется 5 крепежных болтов, необходимо умножить расстояние между центрами двух любых дальних болтов (но не соседних) на коэффициент 1,051.

Таким образом, если правильно учесть и подобрать все вышеописанные параметры диска – он сядет на Ваше колесо как родной. Более того, заморочившись при покупке, Вы сможете значительно увеличить срок службы диска, и даже потратив не него уйму денег, ни разу об этом не пожалеете.

Маркировка дисков и ее расшифровка

Все параметры, которые мы описали выше, обязательно указываются на каждом колесном диске в виде маркировки. Эта маркировка являет собой ряд цифр и букв английского алфавита, правильное понимание которых обязательно поможет Вам выбрать нужный диск. Чтобы лучше в ней разобраться, рассмотрим следующий пример:
8,5Jx18 H2 5x120 ET20 d74,1

Самая первая обозначенная цифра – 8,5 – это ничто иное, как ширина диска. Не забываем, что она подана в дюймах, поэтому реальная цифра будет равна 21,59 сантиметра.

Вторая цифра – 18 – указывает на диаметр диска, который также приведен в дюймах. Соответственно в сантиметрах этот показатель будет составлять 45,72. Как видите, в первую очередь производитель обращает внимание на два самых главных параметра, после которых можно переходить к следующим.

5х120 – цифры, которые обозначают количество посадочных болтов на диске (здесь их число логично составляет 5), а также диаметр кольца, на котором они расположены. Как Вы наверное догадались, вторая цифра (120) – это PCD диска, которое подано в миллиметрах. На некоторых маркировках данный параметр так и обозначается буквами, хоты в приведенном примере они отсутствуют.

d74,1 – по первой букве можно догадаться, что цифра является диаметром центрального отверстия колесного диска, измерение которого осуществляется со стороны приввалосной плоскости. То есть, это описанный выше параметр DIA, который также измеряется в миллиметрах. Не забывайте, что если Вы не можете найти диск с необходимым Вам диаметром, можно воспользоваться центровочными (переходными) кольцами.

Как Вы заметили, в указанной маркировке присутствуют дополнительные знаки – Jи H2. Однако, Вам они будут совершенно бесполезными и не интересными, поскольку предназначены они исключительно для специалистов:

— J – это параметр, указывающий на особенности конструкции бортовых закраин обода колесного диска. Их имеется большое количество типов, поэтому на маркировке Вы также можете встретить следующие комбинации: J, JJ, JK, K, B, D, P;

— H2 – параметр конструкции хампов или же кольцевых выступов на посадочных полках обода колесного диска. Они также бывают довольно разными и могут обозначаться: H, H2, CH, EH2, EH2+, FH, FH2.

Все диски для маркировки имеют в своем распоряжении маркировку стандартного типа характеристик, не зависящих от каких-либо типов дисков, к примеру, как легкосплавные (литые) или же штампованные (стальные).

К примеру: 15 6.5 5?100 ET45 d54.1

Цифра 15 указывает на дисковый диаметр, который измеряется, в основном в дюймах (D)
Цифра 6.5 указывает на дисковую ширину, измеряющуюся в дюймах (B)

Цифры 5?100 показывают число болтов (или же гаек) в данном примере их 5. Этот диаметр, на котором непосредственно они располагаются, носит название PCD, расшифровывающее как Pitch Circle Diameter и в данном примере он составляет сто миллиметров.

При надобности PCD может быть рассчитано, если измерить начальное расстояние между дальними центральными отверстиями, а это можно произвести при помощи простой линейкой, которую даже не требуется снимать с автомобильного колеса.

У дисков с пятью гайками (или же болтами) крепежного типа, для непосредственного расчета числа PCD, начальное расстояние А необходимо перемножить на коэффициентный показатель, который равняется 1.051.

A х 1.051= PCD
У дисков с количеством четырех гаек (или же болтов) крепежного типа PCD будет рассчитываться, как
A= PCD

Вынос или вылет обозначается как ET45. ET45 считается расстоянием между центром дисковой ширины и плоскостью привалочного типа диска, расположенного на колесе (плоскость, прижимающая к ступице диск). ЕТ, то есть вылет, измеряется, главным образом, в миллиметрах и в данном примере он равняется 45-ти миллиметрам.

Надпись d54.1 расшифровывается как диаметр отверстия в центре, измеряющийся, главным образом со стороны плоскости привалочного типа. Этот диаметр замеряется в миллиметрах и в данном примере он равняется 54.1 миллиметров.

Наборы символов hump означает незначительные выпуклости на дисковой поверхности, которые сделаны для шины бескамерного типа. При непосредственных поворотах эти выпуклости улучшают бортовую фиксацию дисковых покрышек, в результате чего не допускают колесную разгерметизацию.

Большинство производителей, которые занимаются изготовлением дисков легкосплавочного типа, делают центральные отверстия побольше, а для центровки непосредственно на ступице применяют кольца переходного типа.

Шиновая маркировка. В данной главе мы поможем вам понять, как именно происходит маркировка шин, а также поведаем, что же обозначают надписи на шинах, расположенные сбоку.

Размер и тип. Он указывается на шине сбоку. К примеру: 195/65 R 15 91T

Число 195 означает ширину самой шины в миллиметрах.
Число 65 является отношением профильной высоты шины к её непосредственной ширине в процентах, в данном примере оно равняется 65%. Данная характеристика устанавливает высоту самой шины при данной ее ширине. Также необходимо обратить внимание, что при росте ширины самой шины, при одном и том же профильном значении, повышается и высота самой шины. Если сбоку шины данная цифра не присутствует, к примеру, 195/ R 15, то данная цифра равняется 80-ти процентам и эта шина носит название "полнопрофильная".
Буква R указывает на то, что конструкция самой шины является радиальной. Большинство автолюбителей неправильно считают, что буква R значит радиус самой шины. Легковые шины с конструкцией диагонального типа уже почти не производятся.
Цифра 15 обозначает дисковой диаметр, который измеряется в дюймах, то есть внутренний шиновый диаметр, как раз диаметр, а не ее радиус.
Цифра 91 является индексом нагрузки самой шины. С помощью данного индекса можно определить наибольшую нагрузку на саму шину.
При помощи таблицы можно разузнать о наибольшей нагрузке, измеряющейся, главным образом в килограммах. При действии данной нагрузки производитель шин ручается, что эта шина не развалится, и будет обличать все заданные заводские характеристики при ее непосредственном изготовлении.

На определенных шинах есть надпись MAX LOAD, которая означает предельная нагрузка, а дальше пишутся значения в фунтах и килограммах. Для небольших грузовиков и автобусов налажен выпуск усиленных, многослойных, специальных шин, на которых пишутся высокие нагрузочные индексы. Данные значения в зависимости от нагрузочного индекса обозначаются набором букв REINFORCED (шина усиленная, 6 слоёв) или же с помощью буквы "С" после диаметра самой шины, к примеру,195/70 R 15 C, (грузовая, восьмислойная шина). Буква T является скоростным индексом. Данный условный индекс показывает предельно позволительную скорость при движении машины, которая разрешена при применении этих шин.

Американская типоразмерность. Есть два маркировочных типа для американских шин.

Первый тип чрезвычайно аналогичен европейскому типу, только непосредственно перед самим типоразмером пишется буква "P", которая обозначает Passanger, преимущественно для мелкогабаритных автомобилей или же набор букв "LT", обозначающий Light Truck, преимущественно для малогабаритных грузовиков. К примеру, таких как LT 235/75 R 15 или же P 195/60 R 14.

И другие маркировочные надписи, которые в значительной степени различаются от маркировок в Европе.

К примеру, как надпись 31х10.5 R15 31 является внешним диаметром шины, который измеряется в дюймах. Цифры 10.5 являются непосредственной шириной самой шины в дюймах. Буквенное обозначение R показывает, что шина конструкции радиального типа. Цифра 15 является внутренним диаметром самой шины, который измеряется в дюймах.

Добавочные обозначения, которые применяются шиновыми производителями, которые носят название M&S, что в переводе обозначает грязь и снег. Это значит, что такие шины созданы специально как на зиму, так и на остальные сезоны.

Сочетание слов All Season на шинах обозначает, что эти шины подходят на все сезоны, а также ими можно пользоваться в течении всего года.

Слово Rotation обозначает, что шина является направленной, у которой вращательное направление на шине сбоку указывается дополнительной стрелкой.

Слова Inside и Outside или же Side Facing Inwards и Side Facing Out обозначают, что шины являются ассиметричными, а также при их непосредственной установке необходимо строгое соблюдение правил по установке на диск шины. Слово Outside, которое переводится, как наружная сторона должно находится только лишь на автомобиле с внешней стороны, а Inside является внутренней стороной, то есть должна находиться с внутренней.

Right или Left обозначает, что шины данной модели могут быть правые и левые. При установке этих шин необходимо строгое выполнение правил по их установке на машину, правые только лишь справа, а левые, должны устанавливаться, только лишь слева.

Слово Tubeless значит, что данная шина не имеет камер. А если же все-таки данная надпись отсутствует, то эта шина может применяться, только лишь вместе с камерой.

Tube Type обозначает, что шина должна применяться с камерой.

MAX PRESSURE обозначает предельно возможное в шине давление, которое измеряется в килопаскалях.

Надписи WATER, RAIN, AQUA или же значок "зонтика" обозначают, что данные шины проектировались специально для езды под дождем и располагают высокой степенью защиты от аквапланированного эффекта.

Маркировка дисков

Чтобы выбрать диски к своему автомобилю, мало знать нужный диаметр и количество болтов для крепления. Диск должен соответствовать целому ряду параметров. Полностью размер диска выглядит так: 6.5x16 5/100 ET48 d56.1. Умение расшифровывать условные обозначения на дисках поможет избежать ошибок при покупке и разочарований при установке на автомобиль.

6,5 — значение ширины обода. Указывается в дюймах. Если хотите узнать размер в миллиметрах, то 6,5 нужно умножить на 2,54 (1 дюйм).

j (может быть заменено на «Н2») — для рядовых потребителей эти значения не важны, т. к. являются служебными обозначениями для производителей и продавцов.

J — значение, в котором закодированы данные о конструктивных особенностях закраин бортов обода, такие, как углы их наклона, радиус/радиусы закругления и прочее.

Н2 (сокращение от Hump) — наличие этого обозначения указывает, что на полках обода есть кольцевые выступы (хампы), удерживающие бескамерную шину от соскальзывания с диска Буквенное обозначение Н означает одинарный (простой) хамп. Н2 - обозначает двойной хамп. Также есть плоский хамп (Flat Hump) - FH, комбинированный (Combi Hump) — CH, асимметричный (Asymmetric Hump) — AH. Если между обозначениями ширины диска и его посадочным диаметром стоит знак х (как в данном случае) - это означает, что обод диска неразъемный, без хампов.

5/100 — обозначают значение PCD колеса (Pitch Circle Diameter). Цифра «5» - количество на диске крепежных отверстий для гаек (болтов), и в миллиметрах «100» - диаметр, по которому расположены отверстия креплений. Если необходимо, а под рукой нет специальных приборов, замер можно сделать обычной канцелярской линейкой.

ВАЖНО: крепежные отверстия колеса могут располагаться на разных диаметрах, у которых очень жесткий допуск относительно центрального отверстия.

Предупреждение! У отверстий креплений может быть небольшой плюсовой допуск по диаметру, что визуально затрудняет точное определение PCD, если его отличия от штатного всего 2 миллиметра. К примеру, нередко на ступицу с значением PCD 4/100 устанавливают колесо PCD которого 4/98. ЭТО ОПАСНО. Полностью затянутой будет только одна гайка (болт). Крепежные отверстия остальных 3 гаек «уведет», в итоге они будут недотянуты или затянуты с перекосом. В итоге колесо будет не полностью посажено на ступицу. При езде его будет «бить», велик риск того, что гайки будут постепенно выкручиваться сами собой.

d — (пример: d 66.6) — в миллиметрах обозначается диаметр ступицы, либо значение диаметра центрального отверстия колеса. Важно точное совпадение данного параметра с диаметром посадочного цилиндра ступицы автомобиля. Сопряжение размеров обеспечит предварительное центрирование на ступице колеса, что облегчит установку болтов.

ET — буквенное обозначение вылета диска, т. е. расстояния в миллиметрах от привалочной плоскости колесного диска, устанавливаемого на автомобильную ступицу, и условной плоскостью, которая проходит посередине обода колеса.

ЕТ «положительный» - привалочная плоскость не выступает за границу условной.

ЕТ «отрицательный» - привалочная плоскость находится за воображаемой плоскостью.

В некоторых странах встречается и другое обозначение ЕТ - OFFSET или DEPORT.

Примеры обозначения вылета:

ЕТ 46 — положительный вылет, 46 миллиметров.

ЕТ-20 — отрицательный вылет, 20 миллиметров.

ЕТ 0 — вылет «нулевой».

Предупреждение! Опасно устанавливать на автомобиль колеса, вылет диска у которых отличается от штатного, рекомендованного заводом-изготовителем машины. Стремясь придать машине спортивный вид, некоторые автовладельцы ставят на нее диски с уменьшенным вылетом. Машина становится немного устойчивее на трассе, т.к. колесная колея становится шире. И вместе с тем повышается нагрузка на подвеску автомобиля и ступичные подшипники. И наоборот, невозможно увеличить вылет колеса - его колесный диск упрется в тормозной диск. Все это может привести не только к поломке автомобиля, но и к аварийной ситуации на дороге.

Также на колесе могут быть следующие обозначения:

-Дата изготовления — (пример: 0309) — означает, что дата выпуска диска — третья неделя 2009 года.

-ISO, SAE, TUV — клеймо, которое ставит контролирующий орган. Данная маркировка — подтверждение того, что колесо соответствует международным стандартам/правилам.

-MAX LOAD 2000LB — наиболее часто встречающееся значение максимальной грузоподъемности колеса (в фунтах или килограммах). В данном примере — максимально допустимый предел нагрузки - 2000 фунтов, т.е. 908 килограммов. - PCD 4/100 — параметры присоединительных размеров; - MAX PSI50 COLD — максимальный показатель давления воздуха в шине. В данном примере — не более 50 фунтов на дюйм квадратный (3,5 кгс/квадратн.см). «COLD» - переводится, как «холодный» - напоминание, что измерение давления надо производить в холодной покрышке.

Рекомендация специалистов интернет-магазина дисков Колеса Даром

Даже если есть ощущение, что технические термины для вас более-менее понятны, подбор дисков все же лучше делать, проконсультировавшись со специалистом непосредственно в момент покупки. Это, как минимум, экономия денег и времени. А, как максимум, избавит от ошибок и, как следствие, опасных ситуаций на дороге.

Маркировка, по которой специалист или Вы сами сможет понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль, наносится на сам диск и выглядит следующим образом: 6.5Jx15 H2 5/100 ET45 d54.1. Разберём последовательно все составляющие маркировки колёсных дисков на этом примере.

Размеры диска, обозначения

Обозначения внутри и на колесном диске

6,5 — ширина обода в дюймах (6,5 х 25,4=165мм).
15 — диаметр диска в дюймах.
x — данный знак между условными обозначениями ширины и посадочного диаметра указывает на то, что обод неразъемный.
J — закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п. — может быть JJ, JK, K или L);
Н2 — буква Н (сокр. от Hump) указывает на наличие хампов (кольцевых выступов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. Существуют: простой хамп Н, двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump) и т.д. Иногда обходятся и без хампов.

СПРАВКА:
Хампы (от англ. hump, (возвышение, бугор) — кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов — надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса. В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква Н. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже. Поэтому на некоторых дисках второй хамп делают как бы усеченным по высоте. Такие хампы называются плоскими (flat hump), в маркировке колеса они обозначаются буквой X.

Хампы колесных дисков

5х100. Цифра 5 — количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию. 100 — диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм. При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние (А) между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля).

СПРАВКА:
Отверстия крепления делают с допуском в плюс по диаметру. Поэтому можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров. Например, на ступицу с PCD 100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо! В этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия "уведет" и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет "бить ", кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой. 112- диаметр расположений отверстий крепления.

У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками) для получения значения PCD расстояние А нужно умножить на коэффициент 1.701, т.е. PCD = A х 1.701. У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками): PCD = Аx1.414. С тремя — 1,155.

Что такое PCD колесных дисков

ET45 — Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм. Производители, в зависимости от страны, могут заменять ЕТ на DEPORT или OFFSET.
В случае отрицательной величины вылета его длина помечается знаком "-". Например: ЕТ -15. Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса, является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же, разность расчетной (рекомендуемой) и реальной величин обуславливает образование плеча и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допустимым считается отклонение в пределах плюс-минус 5-7мм.
Формула расчета вылета диска: ЕТ = а — b/2, где а — расстояние от плоскости прилегания диска к фланцу ступицы до внутреннего "края", b — ширина диска

СПРАВКА:
Не рекомендуется ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Значительное уменьшение вылета делает колею колес шире, что немного повышает устойчивость автомобиля при поворотах и придает ему "спортивный" вид, но, вместе с тем, резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
Увеличить же вылет, то есть сузить колею, как правило, невозможно — диск начнёт упираться в элементы тормозной системы.

d54.1 — Диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы), который измеряется со стороны привалочной плоскости и обозначается как DIA. DIA измеряется в милиметрах и в нашем случае равен 54.1 мм.
Диаметр центрального отверстия должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.
Также на диске могут быть указаны:
Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года.
SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг)
PCD 100/4 – присоединительные размеры;
MAX PSI 50 COLD –означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см), словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

JWL и VIA — что значат эти аббревиатуры в маркировке колесных дисков?

Контроль качества и безопасности автомобильных колесных дисков всегда был очень важным. Именно по этой причине Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (MLIT)) создало и применило на практике «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей» и «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для грузовых автомобилей и автобусов». Эти стандарты имеют ряд требований, которым должен соответствовать колесный диск, а так же определяет степень нагрузки, которую должен выдерживать диск.

JWL-маркировка
Такие технические стандарты определяют, что производители автомобильных дисков самостоятельно проводят тестирование своей продукции и только в случае соответствия маркируют диск аббревиатурой JWL (для легковых автомобилей) и JWL-T (для грузовых автомобилей и автобусов).Сама аббревиатура обозначает – Японские Легкосплавные Диски и является обязательной только для автомобильных дисков, реализация которых производится на территории Японии. Все остальные производители могут наносить такую маркировку по желанию и производится она по заявке изготовителя.

VIA-маркировка
VIA – маркировка, которая может наноситься на автомобильный диск, только при позитивном прохождении испытаний в лаборатории Транспортной Инспекции Японии. VIA является зарегистрированной торговой маркой и ее нанесение без соответствующих пройденных тестов является закононаказуемым. В Японии создана целая система для регистрации легкосплавных дисков, производимых на территории государства.

Для того, чтобы зарегистрироваться в системе, производитель обязан пройти ряд тестов. Этот процесс контролируется Японским советом по тестированию автомобильных дисков. Только продукты, прошедшие регистрацию VIA, получают право на маркировку с соответствующей аббревиатурой.

В состав совета входят несколько организаций: Японская Алюминиевая Ассоциация (JAA), Отделение JAWA Комитета по контролю автозапчастей афтермаркет Ниппон (NAPAC), Независимая Японская Ассоциация Автоинспекции. Эти организации являются ключевыми в процессе контроля и стандартизации автомобильных колесных дисков.

Сравнение испытаний по нормативам JWL VIA и UNECE (Европейская экономическая комиссия ООН):

1) Расчет индекса нагрузки для испытаний
В UNECE является нагрузка транспортного средства, а в JWL VIA берется из норматив на основе диаметра центрального отверстия и PCD (Pitch Circle Diameter) что являет собой количество отверстий для крепления колеса и диаметр на котором они расположены.
Как пример, чтобы понять разницу, вы должны представить модель W2354 16x8 для Land Rover Defender, где PCD 5x165 и диаметр центрального отверстия 114 мм.
В случае JWL VIA нагрузка для испытаний составляет 765 кг, но техническими характеристиками данного автомобиля предусмотрена нагрузка в 1100 кг!

2) Формулы расчета прилагаемой нагрузки
Кручение на изгиб
а. Для JWL VIA по формуле M=Sm x F x (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и μ = 0,7. d является ET.
б. Для UNECE формула такая же, где M = Sm х F х (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и М = 0,9. d является ET.
Здесь есть разница F (которая обычно в UNECE больше) и μ, что в JWL равна 0,7 а в UNECE составляет 0,9 (разница 20%).
Самая большая разница, однако, в ходе испытания
В JWL она применяется к 100% нагрузки, рассчитанного на 100000 циклов вращения.
В UNECE наносят на 75% от расчетной нагрузки, но и для 200000 циклов вращения, а затем 50% нагрузки для 1800000 циклов вращения.

Испытание качением
где F является испытательной нагрузкой, Sr=2,5
б. Для UNECE формула такая же, как Q = Sr х F
где F является Sr испытательная нагрузка = 2
Имеем как разницу величину F (которая обычно в UNECE больше). Даже здесь имеем большую разницу в условиях испытаний: В JWL устанавливаются 100% нагрузки, вычисленной для 500000 циклов вращения.
В UNECE применяют 100% от расчетной нагрузки на 2000 км.

(!) Имейте в виду, что в среднем испытание по нормативам UNECE больше на 800000-900000 циклов, что почти в два раза больше чем в JWL VIA.

Испытание на удар
а. Для JWL VIA формула D = 0.6W + 180
где W является испытательной нагрузкой.
б. Для UNECE формула такая же D = 0.6W + 180
где W является тест нагрузки
Хотя тест идентичен, имеем разницу в W, которая обычно в UNECE больше.

Маркировка на китайских литых дисках:

TIRE SIZE DESIGNATIONS
(P) 205 / 55 R 16 91 W
W 速度代号 Speed symbol
91 载重索引 Load index
16 轮辋尺寸(英寸)Rim diameter code (inches)
R 轮胎结构(子午线)Tire construction code (radial)
55 偏平率 Nominal aspect ratio
205 整体宽度(毫米)Nominal section width (millimeters)
P 轿车-公制 PRMetric Designation (TRA Only)

Этот раздел поможет вам разобраться, как маркируются диски и какие основные параметры существуют у дисков.

Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).

Например: 15 6.5 5?100 ET45 d54.1

15 - Диаметр диска в дюймах (D)
6.5 - Ширина диска в дюймах (B)

5?100 - Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.

При необходимости PCD - можно рассчитать, измерив расстояние (А) между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):

У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние А нужно умножить на коэффициент 1.051.

PCD = A х 1.051
У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками):
PCD = A

ET45 - Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм.

d54.1 - Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 54.1 мм.

hump - это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.

Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.

Маркировка шин В этом разделе мы поможем вам разобраться, как маркируются шины и расскажем, что означают надписи на боковине шины.

Типоразмер Он написан на боковине шины. Например: 195/65 R 15 91T

195 - это ширина шины в мм.
65 - это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 65%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины. Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины. Если этой цифры нет на боковине шины (например 195/ R 15), то это значение равно 80% и такая шина называется "полнопрофильной".
R - означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно думают, что R - означает радиус шины. Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
15 - диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
91 - индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.
С помощью таблицы можно узнать максимальную нагрузку в килограммах, при которой производитель шины гарантирует, что шина не разрушится и будет показывать заданные заводом-изготовителем характеристики.

На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки - надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой "С" после диаметра шины, например: 195/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина). T - индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Американское обозначение типоразмера Существуют два типа маркировки американских шин.

Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы "P" (Passanger - для легкового автомобиля) или "LT" (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R 15.

И другая маркировка, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31х10.5 R15 31 - внешний диаметр шины в дюймах. 10.5 - ширина шины в дюймах. R - шина радиальной конструкции. 15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин M&S ( Mud + Snow - грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.

All Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

Rotation - направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - с внутренней.

Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Tubeless - бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.

Tube Type - шина должна эксплуатироваться с камерой.

MAX PRESSURE - максимально допустимое давление в шине, в кПа.

RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма "зонтик") - означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

В этом разделе мы дадим Вам несколько полезных советов, благодаря которым поездки на автомобиле будут более безопасны и Ваши шины (и диски) прослужат Вам дольше.

Эксплуатация шин 1. Новые шины необходимо "обкатывать"

При покупке новых шин, для получения от них максимальных сцепных свойств, шины нужно обкатать.

Обкатка длится примерно 200-300 км, в спокойном режиме. При обкатке старайтесь избегать резких разгонов, поворотов и торможений.

Особенно важно это при покупке зимних шипованных шин, поскольку шипы после ошиповки должны "сесть" на свои места и вероятность их вылета заметно уменьшится.

2. Берегите шины.

Долговечность шины в первую очередь зависит от правильности её эксплуатации. Срок службы одной и той же модели шины, но разных условиях может колебаться от 1-го до 4-х лет. На это влияет множество различных факторов таких как: стиль вождения автомобилем, мощность двигателя автомобиля, качество дорожного покрытия, скоростной режим и т.д. При "резкой" езде и больших скоростях, шина изнашивается намного быстрее. (К примеру, на скорости 120 км/ч шина изнашивается в два раза быстрее, чем на скорости 60 км/ч).

Особенно это касается зимних, как шипованных так и нешипованных (фрикционных) шин. Эти шины разработаны для обеспечения максимальной безопасности в суровых зимних условиях. Зимние шины гораздо мягче летних. В состав зимней шины введены специальные компоненты, которые помогают шине оставаться мягкой и эластичной при отрицательных температурах. Поэтому те нагрузки, которые могут легко выдержать летние шины, зимние шины выдерживают с трудом и изнашиваются при этом быстрее.

3. Внимательно и регулярно осматривайте шины

Внимательно и регулярно осматривайте шины или попросите осмотреть шины мастеров на станциях технического обслуживания или шиномонтажа.

Следите за тем, что бы на вентиле был колпачок, он защищает ниппель от грязи и пыли.

Посторонние предметы, торчащие в шине, (гвозди или другие острые предметы) могут нарушить её герметичность. Особенно это опасно при движении, когда их вылет влечёт за собой резкую потерю давления в шине.

Небольшие трещинки на боковой поверхности шины говорят о старении шины и потери её эластичности.

Пузыри на боковине шины (грыжи) свидетельствуют о необратимом нарушении внутренней конструкции шины (обрыве армирующих волокон).

Внимание! Из шины не должно торчать деталей конструкции шины (ниток, металлической проволоки). А так же не должно быть грыж или глубоких порезов. Такие шины очень опасны для эксплуатации и подлежат утилизации.

4. Проверяйте степень износа шины

Будьте осторожны при езде на сильно изношенных шинах в дождливую погоду, т.к. за счёт уменьшения высоты водоотводящих канавок на протекторе шины увеличивается вероятность так называемого эффекта аквапланирования. Когда автомобиль, попадая в лужу "всплывает" и теряет контакт с дорогой, что приводит к потере управляемости автомобилем. Так же, при сильном износе шины увеличивается вероятность прокола шины.

5. Проверяйте давление в шинах

Оно должно соответствовать давлению, рекомендуемому заводом-изготовителем автомобиля.

Внимание! Проверять давление нужно только на "холодных" шинах, т.е. до начала движения, поскольку при движении шины нагреваются, и давление в них возрастает.

Слишком высокое давление в шинах делает автомобиль жёстче. При этом увеличивается нагрузка на подвеску автомобиля и становится неравномерным износ самой шины. Так же ухудшается управляемость, поскольку шина деформируется и уменьшается пятно контакта шины с дорогой.

Слишком маленькое давление ведёт так же к неравномерному износу шины и сильно увеличивается вероятность "пробоя" шины и повреждения диска. Ухудшается управляемость, машина начинает "плавать" по дороге.

6. Храните шины в защищённом от солнечного света и атмосферных воздействий месте

Для сезонного хранения шин желательно использовать специальные полиэтиленовые пакеты. Шины, упакованные в пакеты медленнее "стареют" поскольку меньше подвержены атмосферным воздействиям и разрушительному солнечному излучению и прослужат вам дольше.

Читайте также: