Попал в яму колесом передним последствия

Опубликовано: 15.05.2024

Российские дороги понемногу превращаются из простых направлений в асфальтированные субстанции. Некоторые трассы и действительно стали хорошими, но назвать этим прекрасным словом совершенно все хайвэи нельзя. Ямы и неожиданные неприятности есть практически везде, так что ездить приходится осторожно, с оглядкой на все детали российской традиционной системы дорог. Иногда избежать наезда на препятствие просто невозможно. И в этом случае возможны самые неприятные последствия. Автомобили по-разному реагируют на большие неприятности дорожного покрытия. В одном авто можно сосчитать количество зубов при их контакте друг с другом, а в другом - не будет даже дискомфортных звуков. Но это не значит, что во второй машине с подвеской все будет нормально. На самом деле, чем мягче подвеска, тем больше шансов вывести ее из строя наездом на неожиданные препятствия.


Следует знать, какой комплекс диагностических работ важно проводить при наезде на яму. Понимание этих вопросов поможет предотвратить опасные и серьезные поломки, которые негативно влияют на безопасность поездки и серьезно ухудшают состояние вашей машины в целом. Снова нужно делать оглядку на тип ходовой части, возраст автомобиля и некоторые другие факторы. Среди самых опасных дорожных препятствий можно выделить неправильно сооруженные «лежачие полицейские», глубокие ямы с резким обрывом края, места ремонта или укладки нового асфальта, резкие обочины и другие места с большим перепадом уровня. В таких случаях машина вынуждена перепрыгнуть через препятствие и испытать серьезный удар по подвеске. Страдают не только элементы непосредственно рулевой части. Разрушения могут быть более серьезными и ощутимыми. Так что стоит понимать комплекс проверочных работ.

Как не попадать в ямы на дороге - советуют эксперты

Первым делом стоит научиться избегать неровностей дороги. Сделать это можно несколькими способами. Самый простой - выбирать всегда знакомые маршруты. Конечно, и в этой ситуации вы не всегда застрахованы от неприятностей. Но в целом намного проще ехать по покрытию, по которому вы ездите несколько раз в день или неделю, чем исследовать незнакомый маршрут. Также можно выделить и другие дельные советы о том, как не попасть в неприятности в дороге:

  • читайте отзывы о трассе перед длительной поездкой - на различных сервисах и форумах водители постоянно делятся информацией о состоянии дорог, говорят об опасных местах;
  • выбирайте комфортный скоростной режим - по новой и неизведанной дороге стоит ехать не слишком быстро, чтобы успеть среагировать на любую неприятность на вашем пути;
  • тормозите даже перед небольшими неровностями дороги, так как на большой скорости сложно определить реальную опасность данных проблем с покрытием и оценить их масштабы;
  • всегда будьте на чеку, не стоит отвлекаться от управления автомобилем, следует помнить о необходимости полного внимания на дорогу и понимания всех опасностей отвлечения;
  • регулярно диагностируйте подвеску - полностью исправный автомобиль не подведет вас даже при наезде на очень неприятные неровности трассы, так что держите авто в порядке.


Зачастую при сильных ударах и других неприятностях автомобили демонстрируют свои давние проблемы, увеличивая их интенсивность. К примеру, у вас давно выл подшипник ступицы, но вы не меняли его. После удара подшипник разлетелся, колесо заклинило, произошли другие неприятности. Поэтому стоит содержать автомобиль в полном порядке, всегда во время ТО диагностировать состояние ходовой части и других важных деталей безопасности и комфорта поездки.

Резина и диски - оцениваем визуальный ущерб

Наезд на большие неровности первым делом сказывается на состоянии колес автомобиля. Не стоит продолжать движение, если вы въехали в глубокий кратер на дороге, не сбавив скорость. Лучше всего в такой ситуации остановиться, выйти из автомобиля и убедиться в том, что нет визуальных неприятных последствий вашего дорожного приключения. Внешне можно оценить состояние резины и металлических дисков. Убедитесь в том, что отсутствуют такие повреждения:

  • резина прорезана на месте удара, колесо спущено и выглядит так, что восстановить его уже невозможно, в этом случае нужно установить запаску и ехать за новой парой колес;
  • резина визуально целая, но на боковой части вылезла шишка - это довольно распространенное явление для покрышек со слабой боковиной и не самой лучше технологией производства;
  • резина визуально не повреждена, но колесо спущено и при накачивании не набирает давление - стоит съездит на шиномонтаж и попробовать восстановить колесо после повреждения;
  • диск погнут в месте удара - продолжат движение на таком колесе стоит осторожно, при возможности лучше заменить его на запаску и ехать на ближайший сервис монтажа колес;
  • металлическая часть диска треснула - в этом случае не стоит продолжать движение на данном колесе, иначе могут возникнуть неприятности с автомобилем, которые приведут к трагедии.


Шишки и порезы на колесах - проблемы российских дорог. Производители резины даже стали делать особые серии для российских условий эксплуатации. Это резина с усиленной боковиной, которая обладает меньшим комфортом, но при этом не образует шишки и другие проблемы. Диски также стоит выбирать осторожно. По плохим дорогам лучше ездить на штампованных колесах без дизайнерских изысков. А про дешевые китайские легкосплавные решения лучше и вовсе забыть.

Рулевое управление и углы установки колес

Также удар по глубокой яме может вызвать и другие неприятности в системах автомобиля. В частности, страдает рулевое управление. Наконечники могут потерять четкость крепления, тяги легко гнутся при сильных ударах, рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки, требуя их капитального ремонта или замены. Проверить после удара следует такие детали рулевого управления:

  • рулевые тяги и наконечники - их осмотр следует производить на сервисе, так как самостоятельно выяснить возможные проблемы будет очень сложно, а порой и невозможно;
  • крепления системы рулевого управления, которые нередко выбиваются из нормального состояния и оказываются подвержены негативным воздействиям даже минимальных неровностей;
  • рулевая рейка - просто покрутите рулем на заведенном авто и на заглушенном, почувствуйте стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которые должны отсутствовать;
  • стабилизационная система, которая также связана с рулевой, часто страдает в процессе ударов на дороге, так что ее тестирование обязательно потребуется при проблемах с наездом на яму;
  • места основных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной и даже с рулевым колесом, чтобы убедиться окончательно в отсутствии проблем и неприятных воздействий.


Такой комплекс диагностики рекомендуется на каждом ТО, даже если вы не помните наезда на серьезные препятствия. Проблема в том, что множество мелких неровностей также вызывают самые неожиданные проблемы с автомобилем. Поэтому очень важно проводить достойное тестирование, если вы эксплуатируете авто на потенциально неровной и неидеальной дороге. Хорошая проверка поможет избежать неприятных последствий.

Ходовая часть - что ломается чаще всего на ямах?

На российских ямах и горбах, которые по сей день украшают многие дороги, есть множество рисков для подвески. Ходовая часть каждого автомобиля устроена с определенными особенностями, так что важно учитывать качество и тип подвески. Традиционные варианты страдают довольно однотипно, так что на сервисе быстро могут посмотреть наличие или отсутствие негативных влияний. Осмотрите такие узлы вашего авто:

  • опоры стоек - именно на них приходится больше всего неприятностей в процессе эксплуатации, так что опоры диагностировать следует в первую очередь, а лучше менять при сомнении;
  • стойки и пружины - это еще один узел, на который происходит прямое влияние при наезде на яму, так что их осмотр и слежение за состоянием деталей нужны обязательно;
  • различные сайлентблоки, количество и тип которых зависит от конструкции подвески, но особенно обратите внимание на сайлентблоки передних рычагов в подвеске McPherson;
  • стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы, которые также легко выходят из строя при серьезных неровностях дороги и других возможных повреждениях;
  • полуси, шрусы и другие детали привода, которые также могут деформироваться, выходить из строя, выпадать и получать различные неприятности, которые делают поездку невозможной.


Но осмотреть все эти детали самостоятельно невозможно. Для этого нужно приехать, как минимум, в гараж и спуститься в яму, чтобы получит информацию о состоянии ходовой части автомобиля. Но в большинстве ситуаций это невозможно сделать прямо на месте неприятного происшествия. Проще заехать на ближайшее СТО и провести недорогую поверхностную диагностику ходовой части. Так вы убедитесь в том, что ехать дальше можно безопасно и без особых проблем.

Предлагаем посмотреть видео о самостоятельной диагностике ходовой части авто:

Подводим итоги

Как видите, вариантов повреждений и неприятностей в современных автомобилях более чем достаточно. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны контролировать качество дорожного покрытия, выбирать оптимальную скорость для передвижения и гарантировать безопасное прохождение тех или иных неприятностей. Такие возможности значительно улучшают качество эксплуатации автомобиля, увеличивают его долговечность и продлевают срок службы без проблем и лишних затрат. Кстати, контролировать дорогу и ее качество - это выгодно, так как вы не будете тратить тысячи рублей на восстановление дорогостоящих деталей авто.

Интересно, что качественные современные системы подвески очень быстро могут выходить из строя при наезде на препятствия. Так что возможны самые неприятные особенности повреждения, если яма оказалась неожиданной или незамеченной. Разбив подвеску ВАЗ, вы можете восстановить ее сами в гараже, купив запчасти любого уровня качества. Но вот после проблем с подвеской Lexus, к примеру, придется ехать на сервис и выкладывать десятки тысяч за более или менее качественный ремонт. Будьте внимательны на дорогах и не упускайте из виду очень важные и неприятные неровности. А вы когда-нибудь попадали в неприятные ямы или на незамеченные «лежачие полицейские».


Итак, некий гражданин М., двигаясь на БМВ по городу Уфе со скоростью 50-60 км/ч, попал колесом в яму. Шины и диски правых колес, бампер, подкрылок, рычаг передний правый, подшипник ступицы переднего правого колеса, амортизатор передний правый – это только то, что явно было повреждено. То, что увидел эксперт-оценщик. И было бы это обычным делом, но …

«Но» заключается в том, что эксперт-оценщик, только лишь на основании неких указаний дилера по замене рулевого механизма после аварий, включил в список поврежденных деталей и узлов полностью рулевой механизм, и сумма ущерба возросла неимоверно.

Если верить дилеру, то установить повреждения рулевого механизма он не может, сложно и дорого это для него, но если у вас, например, кто-то царапнул диск колеса, то смело взыскивайте с него и на новый рулевой механизм. Точнее,
«при авариях или аварийных ситуациях может произойти повреждение рулевого механизма под влиянием ударных нагрузок. Рулевой механизм может внешне выглядеть неповрежденным. Тем не менее, у него могут иметься с трудом обнаруживаемые дефекты. Такие дефекты очень опасны, потому что могут привести к выходу рулевого управления из строя. Проверка отдельных деталей рулевого механизма сопряжена с большими затратами и поэтому не оправдана. Однако о состоянии рулевого управления можно судить по деталям и узлам, которые лучше поддаются проверке».
Короче, машина немецкая, а скрепы наши, русские – на всякий случай взыскать (обыскать, осудить, конфисковать, …), а там видно будет. Странно даже, что владелец дороги с ямой эти скрепы не понял и платить за чужие ямы и возможные повреждения не захотел.

Экспертная задача

Экспертам надо было отделить результат именно этой ямы от результатов всех предыдущих ям.

Как правило, в нашем судопроизводстве, считается, что причинно-следственная связь между ненадлежащим содержанием дороги и наступившими последствиями может быть подтверждена фотографиями, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы, справками ГИБДД. Яму сфотографировали, свидетель слышал громыхание, справка ГИБДД есть? Да какой трасолог, а их везде тучи, скажет «стоп, ребята»? Однако, затормозить научно-технический прогресс еще никому не удавалось. Даже трасологам. Давайте научно рассмотрим колесо автомобиля, оказавшееся над ямой.

При движении перед ямой упругая часть подвески колеса сжата так, что силы упругого сжатия равна нагрузке на колесо, то есть зависит от массы автомобиля и его загрузки. Когда колесо проезжает край ямы, то оно не может сразу же упасть на дно, хотя вниз на него действует сила упругого сжатия подвески, которая становится все меньше по мере расжатия и меньше давит на колесо. В другую сторону действует сила, вызванная перетеканием жидкости или газа из одной полости амортизатора в другую. Эта сила зависит от скорости перемещения колеса – чем больше скорость, тем больше вязкое сопротивление.


То есть сила, действующая на колесо, оказавшееся без опоры, с одной стороны пропорциональная сжатию подвески с учетом коэффициента ее упругости E, с другой стороны – скорости расжатия подвески с учетом ее вязкости (демпфирования) D. Или, согласно второму закону Ньютона, масса колеса с иными деталями, умноженная на его ускорение, в каждый момент времени равна силе сжатия, зависящей от сжатия в данный момент, плюс силе вязкого сопротивления, зависящей от скорости расжатия. А это описывается дифференциальным уравнением, которое можно проинтегрировать, так как коэффициенты упругости и демпфирования известны для каждого автомобиля.



Оказывается, что колесо вначале набирает скорость вниз, но по мере расжатия подвески скорость уменьшается, а затем начинает падать. В данном ДТП за время проезда ямы глубиной 14 см колесо успело опуститься вниз на не более чем на 5.8 см. Это расстояние невелико, и тогда известна остаточная сила упругого сжатия при ударе о противоположенный край ямы. Величина этой силы меньше, чем нагрузка на колесо при полностью загруженном автомобиле, или не превышала эксплуатационную нагрузку.

То есть эта конкретная яма могла вызвать повреждения диска и шины в силу их непосредственного контакта с краем ямы. А все остальное нажито на других ямах.

Итоги

Эта статья развеяла миф о том, что наезд на яму обязательно сопровождается опусканием колеса на дно ямы и огромными ударными нагрузками на подвеску автомобиля.

Суд взыскал с организации, обслуживающей дорогу, за диск и шину, а с потерпевшего – за эту экспертизу. Мораль – как в той басне, когда голодная Лиса два часа гналась за вкусным Зайцем, который быстро бегает. Не догнала. Тогда она съела грязного скользкого дождевого червяка, который медленно ползает.

Для адвокатов и юристов в этой статье показан еще один способ борьбы с потребительским экстремизмом или защиты своих прав и обоснования требований, в зависимости от ситуации. Для экспертов – способ расчета движения колеса, оставшегося без опоры.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Весна приносит не только радость в виде солнца и долгожданного тепла. Сходит снег, а вместе с ним и… асфальт. Перепады температур в околонулевой зоне начинают разрушать покрытие, проваливается грунт, а легковой и особенно грузовой транспорт довершают чёрное дело. Под небольшой лужей может скрываться чуть ли не Марианская впадина, а потому именно во время смены сезона мы часто наблюдаем печальную картину: автовладелец на обочине меняет колесо «железному коню». Но можно компенсировать понесённый ущерб!

1. Вы попали в яму. Что делать?
Лужа, удар, пробили колесо или сломали подвеску? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Пункт 1.2 ПДД РФ

Поэтому порядок действий должен быть точно таким же, как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то, согласно пункту 2.6.1, водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.

Далее нужно позвонить в полицию. Скорее всего, «гаишники», узнав об отсутствии пострадавших, предложат приехать к ним в отделение для оформления документов. Вы можете воспользоваться этим предложением, но отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. В противном случае звоните в дежурную часть ГУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру.

Очень хорошо, если есть свидетели — ими могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшего в яму транспортного средства. Если вы вызвали сотрудников ДПС, то проследите за тем, чтобы в протокол попало максимальное количество сведений: в собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за качеством составления схемы, а также добивайтесь подробного описания повреждений. И не забудьте вместе с сотрудниками ДПС измерить яму (если решили не дожидаться экипаж, то зафиксируйте всё самостоятельно).

2. Зачем измерять яму?
В Российской Федерации есть ГОСТ, устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см
ГОСТ Р 50597-93, пункт 3.1.2

«Убить» колесо или, тем более, элемент подвески в такой скромной ямке практически невозможно. Потому и нужно тщательно измерить выбоину, отразив параметры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм. И обязательно приложить фотографии. Важный момент — ГИБДД может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства
Пункт 10.1 ПДД РФ

Поэтому в объяснительной нужно писать, что препятствие появилось внезапно, и вы не имели возможности избежать наезда. Или что яма была скрыта лужей. А если инспектор всё же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно написать жалобу руководителю подразделения, указав все имеющиеся доказательства. Не лишней будет и запись с видеорегистратора. Главное, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП.

3. Экипаж ДПС уехал. Что дальше?
Дальнейшие действия зависят от типа страховки и имеющихся повреждений. Если вы просто повредили машину, и у вас имеется полис КАСКО, то достаточно получить справку о ДТП на месте или в отделе ДПС и приехать на осмотр в страховую компанию. Там автомобиль осмотрят и на предмет скрытых повреждений. Хуже, если полиса КАСКО нет. В этом случае придется проводить независимую техническую экспертизу, причём чинить транспортное средство до осмотра крайне нежелательно.

4. Кому предъявлять претензии?
За любой участок дороги ответственность несёт конкретная организация. Для ее поиска нужно обратиться в ГИБДД к инспектору по организации движения. А дальше начинается самое интересное — будьте готовы к постоянному «переводу стрелок» с одного юридического лица на другое.

Когда организация, эксплуатирующая данный участок дороги, будет установлена, лучше вызвать её представителя на экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы или письма с обязательным уведомлением о вручении. Текст может быть произвольным. Например: «30 марта 2016 года в ООО “Дорожная организация” по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, 1, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на ул. Липецкой 12 марта 2016 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью».
С юридической точки зрения экспертиза в любом случае окажется легитимной, но неприбытие на неё уведомлённых представителей эксплуатирующей организации может дать дополнительное преимущество в суде.

Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Фиксируйте всё это в письменном виде и составляйте досудебную претензию с помощью юриста. Если сумма ущерба невелика, то есть вероятность решить всё мирным путём. Однако чаще всего приходится обращаться в суд. И не исключено, что может быть назначена судебная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы вы не можете отремонтировать автомобиль и ездить на нём.

Этот факт, а также отсутствие уверенности в выигрыше дела и приводит к тому, что подавляющее большинство водителей предпочитают устранить полученные повреждения за свой счёт. Особенно, если пострадало только колесо. Но именно этим и пользуются дорожные службы, халатно относящиеся к своим обязанностям! Чем больше будет водителей, обратившихся в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше.

Как не попасть в яму?
Следите за погодой. Больше всего ям появляется, когда стрелка термометра пляшет возле нулевой отметки (вода тает днём и замерзает ночью).
Снижайте скорость перед лужами. Это полезно со всех точек зрения: меньше риск аквапланирования, ниже вероятность попадания в яму, да и пешеходы будут благодарны.
Увеличивайте дистанцию. Больше расстояние до впередиидущей машины — больше места для манёвра. Особенно в ночное время или дождливую погоду, когда видимость хуже.
Снижайте скорость, заметив признаки ремонта дороги. Обычно множество заплаток и наспех заделанных ям — верный признак того, что «у них тут гнездо». Вероятно, это участок с нестабильным грунтом или некачественно уложенным асфальтом. Поэтому новые колдобины могут появиться даже на недавно отремонтированном полотне.
Отпускайте педаль тормоза перед самой ямой. Так вы хоть и немного, но снизите нагрузку на подвеску.

Попал в яму на дороге, что делать? какие последствия?

Всем известно про две проблемы в нашей стране: дураки и дороги. Разговор пойдет о последних. Ежегодно ремонту подвергаются значительные участки дорог как в мегаполисах, так и в небольших городах. К сожалению, эффект от этого не всегда заметен, ведь ямы, выбоины, открытые канализационные люки и прочие препятствия попадаются с завидным постоянством.

Как избежать попадания в яму

Лучше, конечно, в такую ситуацию не попадать вовсе. Избежать проблем помогают проверенные советы от автоэкспертов:

На практике сделать это гораздо сложнее. Многие водители теряются или инстинктивно совершают действия противоположные описанным. Все это может привести к серьезным поломкам автомобиля или даже угрозе жизни водителя.

Последствия попадания колеса в яму

попал в яму на дороге что делать (рис 1)

При проезде через небольшие ямы и выбоины последствий может и не быть вовсе. Наиболее распространенная поломка – это потеря балансировки колес. Решить эту неполадку можно, посетив развал-схождение. Реже встречаются и более серьезные последствия:

  • разрыв шины и различные деформации дисков;
  • поломки ходовой части (например, разрыв рулевой тяги);
  • отрыв колеса;
  • деформация лонжеронов;
  • удары по днищу авто (деформация поддона двигателя и КП, пробив топливного бака и т.д.).

Все эти поломки требуют дорогостоящего ремонта, а иногда и полной замены деталей или целого узла.

Попал я в яму на дороге: что делать

С такой ситуацией сталкивался каждый водитель, но что делать при попадании колесом в яму, знает далеко не каждый. Если выбоина небольшая, при этом вы уверены, что она не причинила вред автомобилю, можете спокойно ехать дальше. Если яма большая, она вызвала явную поломку транспортного средства, при этом вы застряли и не можете продолжать движение, необходимо следовать определенному алгоритму. Дело в том, что попадание в яму, согласно ПДД, расценивается как ДТП, поэтому и ваши действия должны быть соответствующие:

  1. Найдите очевидцев. Если вследствие ДТП нет пострадавших, то вам необходимо немедленно заняться поиском свидетелей. Они смогут подтвердить, что вы двигались с допустимой скоростью, не нарушали ПДД, а яма является следствием вины коммунальных служб. Это могут быть как водители, так и обычные пешеходы. Возьмите их номера телефонов и запишите имена.
  2. Если водитель попал в яму на дороге, то следующим шагом будет фото- и видеофиксация происшествия. Видеорегистратор значительно упростит ситуацию. Он отобразит не только последствия, но и движение авто до попадания в ДТП. Если ваша машина не оснащена этим устройством, используйте обычный мобильный телефон (портативную камеру). Снимайте на ближней и средней дистанции с максимальной детализацией всех аспектов, которые могут пригодиться в суде.
  3. Вызовите ГИБДД. Не стоит тянуть с этим мероприятием. Постарайтесь вызвать сотрудников гос. автоинспекции как можно быстрее. Они обязаны составить схему ДТП и протокол. Ни в ком случае не покидайте место происшествия до их приезда!
  4. Если вы получите подтверждение о том, что ДТП произошло из-за ненадлежащего состояния дорог, то вы вправе требовать возмещения ущерба от коммунальной службы. Узнайте у сотрудников ГИБДД, кто несет ответственность за данный участок трассы. Эта организация будет выступать в роли ответчика в суде.
  5. Подсчитайте ущерб. При значительных повреждениях желательно воспользоваться услугами оценщика. При незначительной поломке будет достаточно справки о фиксации повреждений от сотрудника ГИБДД.
  6. Досудебное урегулирование или судебное разбирательство. Первый вариант актуален при минимальных повреждениях авто. Ответчику проще не дотягивать до суда. В случае серьезной поломки транспортного средства, конечно же, дело редко обходится без судебного разбирательства.

Если вы попали в яму, не нужно бояться отстаивать свои права. Следуйте алгоритму, описанному выше, обращайте внимание на детали, при этом боритесь за свою правоту. При правильной организации процесса виновникам не уйти от возмещения финансовых убытков, которые вы понесли в результате ДТП.

Да, снова весна, снова ямы. Эту проблему мы планируем рассмотреть с разных сторон, но сегодня поговорим именно о действиях водителя на дороге – как ему быть, чтобы избежать проблем?

Время повышенной ухабистости


Весной ямы растут как грибы после дождя. Причина – в резких перепадах температуры, подтапливании улиц талой водой. В итоге асфальт, особенно в местах "латок", стыков и колодцев, активно разрушается. Ямы появляются быстро и часто становятся неожиданной проблемой для водителей, которые еще вчера ехали по ровной дороге.


Дополнительная напасть – ямочный ремонт. Все мы отлично знаем, как это бывает: вырезанные квадраты с острыми краями по своей вредности не уступают самим ямам. При этом рукотворное "минное поле" может оставаться открытым часами и целыми днями, особенно во дворах. Хорошо, если при этом будут выставлены предупреждающие знаки.

Чем чревато попадание в ямы?


Во-первых, есть риск повредить автомобиль. В первую очередь под ударом оказываются колеса – можно повредить диски и шины. На последних могут появиться "грыжи", а иногда дело доходит и до бокового пореза. Также существует вероятность повреждения узлов подвески и рулевого управления. Даже если сразу после сильного удара все вроде в порядке, через какое-то время вы можете столкнуться с люфтом шаровой опоры или рулевого наконечника, и порой это оказывается следствием того самого наезда на неровность.

Во-вторых, попадание в яму, особенно в повороте, грозит риском потери контроля над автомобилем – его может развернуть, довернуть, переставить. Кроме того, попытка объехать яму может спровоцировать потерю курсовой устойчивости. Все это уже чревато аварийной ситуацией.

Ошибки водителя


Первая и порой ключевая: водитель выбирает такую скорость и дистанцию, что замечает яму в последний момент и уже не может избежать попадания в нее. Здесь совет банальный, но очень эффективный: не расслабляйтесь за рулем, держите большую (временным интервалом не менее 2 секунд) дистанцию до едущей впереди машины, а в темное время суток выбирайте такую скорость, которая позволит остановиться в пределах видимости в направлении движения (последнее, к слову, является требованием п.87.1 ПДД).

Вторая ошибка проистекает из первой: увидев яму в последний момент, водители часто пытаются оттормозиться перед ней – и попадают в яму с загруженными в клевке при торможении колесами. Поскольку в этот момент пружины и так сжаты, ход амортизаторов частично выработан, удар оказывается более сильным, чем при равномерном движении, что увеличивает риск повреждений автомобиля.


Третья ошибка схожа со второй, только возникает при попытке объехать яму. Если это не удается, то в нее попадают как раз нагруженные колеса (внешние по отношению к повороту, ведь мы пытаемся уехать от препятствия в сторону). В итоге снова более жесткий удар – и выше риск повреждения автомобиля. К тому же сильный удар по вывернутому колесу грозит более серьезными последствиями.


Наконец, четвертая ошибка заключается в том, что водители часто недооценивают те опасности, которые представляют собой лужи, даже небольшие по площади. Под водой могут скрываться те же ямы, открытые колодцы, крупные предметы – камни, арматура и т.д. Поэтому влетать в лужу на полном ходу чревато.

Увернуться, разгрузить, не навредить

Если можно избежать попадания в яму или лужу, лучше так и поступить – объехать препятствия или снизить скорость до минимальной. При этом не стоит забывать о том, что рядом с вами или позади могут находиться другие участники дорожного движения, для которых ваши маневры наверняка будут неожиданными и могут спровоцировать аварийную ситуацию. Но вряд ли у вас будет время все это обдумывать – вы будете действовать на рефлексах или как привыкли.

Несколько лет назад мы снимали видео на тему того, как правильно объезжать ямы, люки и прочие мелкие препятствия. Посмотрите или пересмотрите - не будет лишним перед выездом на весеннюю дорогу

Именно по этой причине рекомендовать приемы разгрузки колес можно лишь с оговоркой, что вам они известны, вы их в свое время отработали в безопасных условиях и можете применять эффективно и на "автомате". В противном случае вреда может быть больше, чем пользы.

Если нет возможности оттормозиться или увернуться, яму лучше проезжать по прямой (если все происходит на дуге, то для этого надо сломать траекторию: поворот – прямо – поворот), с ровным "газом". Существует рекомендация резко увеличить "газ" перед неровностью, так как это позволит разгрузить передние колеса. Все так, но увеличение тяги при проезде неровности грозит обернуться ударными нагрузками на трансмиссию, а в случае с задним приводом увеличивает риск заноса.

Рекомендация с предварительной загрузкой передних колес при помощи сброса "газа" или короткого торможения перед ямой с активным "газом" затем как раз относится к тем специальным приемам, которые требуют предварительной отработки и закрепления навыков. В противном случае вы рискуете влететь в яму именно с загруженными колесами.


Та же история с боковой разгрузкой: можно облегчать проезд неровностей с помощью крена в активном повороте. Но здесь важно правильно построить траекторию, чтобы над ямой оказалось как раз внутреннее по отношению к повороту колесо. Опять же нужно не только понимание процесса, но и тренировки, в противном случае также можно "напортачить".

Что делать, если все-таки побил машину в яме?

Этот вопрос мы задали нашему юристу Евгению Грачеву. Кому звонить и на кого подавать иск в суд?

"Повреждение автомобиля, который попал в яму на дороге, трактуется как дорожно-транспортное происшествие.

п. 2.18. дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;

Поэтому в такой ситуации необходимо руководствоваться п.31 Главы 6 ПДД – остановиться, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Дальше вызываем ГАИ, которая должна зафиксировать обстоятельства произошедшего и составить схему ДТП.

Очень важно понимать, что не всякое такое происшествие может являться страховым случаем. Однако по нормам гражданского законодательства, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме тем, кто этот вред причинил (ст. 933 ГК РБ). Поэтому если страховое возмещение не полагается, то ущерб придется взыскивать через суд.

Дороги находятся на обслуживании у определенных субъектов хозяйствования, и они отвечают за их состояние. Если со своей задачей организации не справились, то должны отвечать за причиненный автовладельцам вред".

Наш вердикт


Что вытекает из всего сказанного выше ? Прежде всего помните, что на дорогах сейчас могут быть "сюрпризы". Поэтому будьте к ним морально готовы: избегайте езды "вслепую" с малой дистанцией или быстрой езды в условиях недостаточной видимости. Ямы и лужи в идеале стоит объезжать или преодолевать на минимальной скорости. Не получается? Не суетитесь, не усложняйте себе жизнь лишними маневрами. Торможение – только до препятствия, с заблаговременным отпусканием педали. Далее руль прямо и ровный "газ". И будем надеяться, что "пронесет".

Нежнее, еще нежнее. Пневмоподвески в базе объявлений Автобизнеса

Читайте также: