Срок эксплуатации автомобильных шин в рб

Опубликовано: 02.05.2024

При выборе шин автолюбители уделяют много внимания не только их характеристикам, но и ресурсу в целом. С характеристиками все более-менее понятно: обычных и сравнительных тестов в сети достаточно. Но как быть с определением ресурса?

С этим частенько возникают проблемы: отзывы одних пользователей могут гласить о ресурсе порядка 40 тыс. км, в то время как другие сообщают о возможности эксплуатации и до 80 тыс. км. «Правильный» ответ будет где-то посередине, поскольку на ресурс прямым образом влияют множество факторов вроде условий эксплуатации, модели автомобиля и просто стиля вождения.

Тем не менее, нормы эксплуатационного пробега шины в белорусском законодательстве все же оговорены в ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания».

Устами ТКП

Согласно тексту документа эксплуатационной нормой пробега шин в РБ следует считать пробег шин аналогичной конструкции и соответствующей модели. Под аналогичностью конструкции стоит понимать обозначение шины. Говоря простым языком, за норму необходимо считать уже имеющийся опыт.

Если его нет, законодательство предлагает воспользоваться временными нормами, которые уже посчитаны.

Впрочем, сколько бы таблиц составлено не было, считать их абсолютным ориентиром будет неправильно. В ТКП допускается возможность уменьшения или увеличения нормы эксплуатационного пробега по приказу руководителя организации.

К примеру, снижение нормы пробега рекомендовано для машин такси, скорой помощи, «маршруток», учебных автомобилей, а также для еще нескольких видов машин со специфическими условиями эксплуатации. Снижать норму пробега на 10% рекомендуется также для зимних шин с ошиповкой или без нее. Еще один интересный пункт – страна производства: для шин из РБ и стран СНГ также допустимо снижение нормы. Однако вне зависимости от количества всех факторов, снижение не должно превышать 30%.

Как быть обычным автолюбителям?

Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.

Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.

alt="Дмитрий Дударенко" width="70" height="70" />
Дмитрий Дударенко 21.08.2020 | 3662 0 Добавлено в Последние новости

Правильная эксплуатация и хранение автомобильных шин – важное условие, обеспечивающее безопасность во время выполнения транспортных и т.п. работ.

Для решения этих задач владельцами транспортного средства должны устанавливаться эксплуатационные нормы пробега шин на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели, а также обеспечиваться учет и правильное хранение шин.

В первую очередь согласно требованиям п. 9.1 ТКП «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», владельцем транспортного средства назначается ответственный за учет работы шин,

О назначении ответственных за учет работы шин

На основании требований ТКП «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным и введеным в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-ц,

1. Назначить ответственным за учет работы шин механика гаража Петрова П.П.

2. Механику гаража Петрову П.П. осуществлять контроль за пригодностью шин к дальнейшей эксплуатации, на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, вести карточки учета работы шин и своевременно вносить в них соответствующие записи.

3. Контроль за учет работы шин возложить на главного инженера Демьяновича В.Г.

С приказом ознакомлены:

Кроме того, владельцами транспортного средства должна назначаться комиссия по учету и списанию шин.

О назначении комиссии по учету и списанию шин

На основании требований ТКП «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным и введеным в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-ц,

1. Назначить комиссии по учету и списанию шин в следующем составе:

Заместитель председателя комиссии –

2. Комиссии по учету и списанию шин:

2.1. при выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей устанавливать причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя;

2.2. составлять соответствующие заключения по рассмотрении причин преждевременного выхода шины из строя и по рассмотрению рекламации на шину;

2.3. в заключении по рассмотрении причин преждевременного выхода шины из строя указывать причины выхода шины из строя, давать предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль;

2.4. определять лиц, виновных в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями;

2.5. при преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам составлять рекламационный акт на шину, не выдержавшую гарантийного пробега, установленного государственными стандартами.

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы.

работы автомобильной шины

(новой, восстановленной, бывшей в эксплуатации – нужное подчеркнуть)

Обозначение шины ____________ Модель шины _____________________ Заводской номер _________________

Эксплуатационная норма пробега ____________ тыс. км.

Стоимость шины ________________ рублей.

Изготовитель новой шины или организация, восстановившая шину

Наименование эксплуатирующей организации _______________________

Модель автомобиля (прицепа), государственный номер

Пробег шины, тыс. км

Техническое состояние шины при установке

Причины снятия шины с эксплуатации

установки шины на ходовое или запасное колесо автомобиля

с начала эксплуатации

Ответственный за учет работы шины _____________ _______________

подпись инициалы, фамилия

Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации

Председатель комиссии ___________________ ________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссии ___________________ ________________

подпись инициалы, фамилия

В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.

Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором «Электроклеймо». Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра. Допускается маркировка любым другим методом, обеспечивающим идентификацию шины и не влияющим на безопасность движения.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора.

В карточку учета работы шины вносится фактический пробег транспортного средства по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Большое значение при эксплуатации шин имеет правильное их хранение. Неправильное хранение шин может повлечь за собой преждевременное старение покрышки, её разрушение, деформацию либо потерю эксплуатационных качеств.

В соответствии с ГОСТ 24779-81 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение», шины должны храниться в закрытых складских помещениях.

Складские помещения должны быть свободными от посторонних предметов, затемненными, соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать возможность применения грузоподъемных механизмов.

При наличии в складских помещениях окон стекла должны быть окрашены красной или оранжевой краской.

Отопительные устройства, находящиеся в складских помещениях, следует экранировать.

При хранении шин допускаются колебания температуры воздуха от минус 30 до плюс 35 °С и относительной влажности 50-80%.

Шины при хранении должны быть не ближе 1 м от отопительных устройств.

Шины, пакеты шин, бескамерные шины и покрышки должны храниться в вертикальном положении на стеллажах, поддонах или ровном полу.

Грузонесущая поверхность стеллажа должна быть ровной, без острых ребер.

Допускается хранить шины сроком не более 1 месяца в штабелях высотой не более 2 м.

При хранении бескамерных шин должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

Через каждые 3 месяца шины и пакеты шин поворачивают, меняя зону опоры.

Покрышки, бывшие в эксплуатации и пригодные для дальнейшего использования, перед хранением должны быть тщательно очищены.

Допускается хранить шины и пакеты шин на открытом воздухе сроком не более 1 месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений).

Так же при хранении шин следует учитывать требования Инструкции о порядке хранения веществ и материалов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 26 апреля 2018 г. № 24, в п. 26 и 27 которой указывается, что при складировании автошин следует соблюдать следующие требования:

автошины должны храниться в одноэтажных складских зданиях. Хранение их в подвальных и цокольных этажах не допускается;

при складировании автошин в штабели не допускается складывать их «колодцем» на пол без подтоварников (поддонов), допускается укладка автошин на пол без подтоварников (поддонов) на ребро при условии обеспечения возможности их быстрой эвакуации с помощью погрузо-разгрузочных механизмов, авто- и электротранспорта. Не допускается хранение автошин навалом;

не допускается хранение других горючих веществ, материалов и изделий в одном помещении (секции) с каучуком и резиной.

Допускается хранение автошин, а также иных горючих веществ, материалов и изделий из них под навесом или на открытых площадках только в закрываемых контейнерах, исключающих воздействие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Почему надо устанавливать эксплуатационные нормы пробега шин? Правила заполнения карточек учета пробега шин

Бухгалтерский учет шин имеет свои особенности. Связано это с сезонностью использования шин, с необходимостью контроля за их пробегом и другими индивидуальными характеристиками. Информация по эксплуатации шин записывается в специальные карточки. Каковы требования к их заполнению и почему установленные правила надо соблюдать, поясняет автор статьи.

К числу наиболее часто используемых автомобильных шин относятся пневматические шины, предназначенные для установки на транспортные средства категорий М, N, O.

Нормы и правила их обслуживания установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденном приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (с учетом изменений от 21.07.2017 № 233-Ц).

Согласно нормам данного документа в комплектацию автомобиля должно входить запасное колесо в сборе для временного пользования, шины, пригодные для эксплуатации в спущенном состоянии. Поэтому шины транспортных средств, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, учитываются в составе основного средства и включаются в его первоначальную стоимость. Шины, приобретаемые организацией в запас, для замены требующих ремонта или пришедших в негодность, учитываются в составе производственных запасов организации |*|.

Пять важных правил ведения карточки учета пробега шин

1. На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации (в т.ч. на запасную шину), заводится карточка учета работы автомобильной шины и утверждаются эксплуатационные нормы ее пробега. Данную карточку можно вести в электронном виде.

Если организация осуществляет перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд, то карточку учета работы автомобильной шины можно не вести и утверждать эксплуатационные нормы пробега шин не обязательно (пп. 9.1 и 10.1 ТКП 299-2011). Вместе с тем в организации должен быть налажен первичный учет затрат по эксплуатации таких транспортных средств, в т.ч. и шин, с целью их правильного списания.

2. В организации назначается ответственный за учет работы шин и создается комиссия по их учету и списанию.

В карточках шины учитываются по заводским номерам со всеми буквами и цифрами, указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке». После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке (п. 9.3 ТКП 299-2011).

3. Фактический пробег шин записывается в карточку по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» в карточке записывают ее полный пробег, техническое состояние, а также куда направляется шина – в ремонт, на восстановление или в утиль.

4. При направлении шины на восстановление или в утиль карточку учета ее работы подписывают председатель комиссии и члены комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег (п. 9.6 ТКП 299-2011).

5. На шины, поступившие после восстановления, следует заводить новые карточки учета их работы.

Приведем пример заполненной карточки учета шин:


Почему надо устанавливать эксплуатационные нормы пробега шин

В организации приказом руководителя устанавливаются эксплуатационные нормы пробега шин, которые предназначены:

– для планирования потребности в шинах;

– осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов;

– определения уровня тарифов;

– обеспечения расчетов по налогообложению.

Эксплуатационные нормы пробега шин определяет и утверждает организация – владелец транспортного средства в соответствии с методикой, изложенной в приложении М к ТКП 299-2011. При необходимости можно воспользоваться услугами специализированной организации.

Рекомендуемый срок эксплуатации автомобильных шин, за исключением восстановленных шин и шин с регулируемым давлением, – до 7 лет с даты изготовления (п. 10.3 ТКП 299-2011).

В случае отсутствия утвержденных эксплуатационных норм пробега разрабатываются и применяются временные эксплуатационные нормы пробега, которые приведены в приложении М (п. 10.2 ТКП 299-2011). Если организация использует шины, которые не приведены в приложении М, то при определении эксплуатационных норм пробега автомобильных шин следует руководствоваться методикой, утвержденной Минтрансом Республики Беларусь. Временная эксплуатационная норма пробега действует в течение 24 месяцев со дня ее утверждения. После окончания действия временной эксплуатационной нормы пробега допускается повторное ее установление по методике приложения М.

Временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ:

– для шин легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов – на 10 %;

– шин автобусов – на 20 %;

– шин автомобилей – на 30 %.

Величина снижения или повышения нормы пробега шин устанавливается приказом руководителя организации.

ТКП 299-2011 предусмотрены дополнительное снижение и повышение временной эксплуатационной нормы при работе в определенных условиях.

Важно! Эксплуатационная норма или временная эксплуатационная норма пробега шин служит для вычисления нормы износа шины (комплекта: покрышка, камера, ободная лента) Zни, % на 1 000 км пробега:

где Zэн – эксплуатационная норма или временная эксплуатационная норма пробега шин.

Пример. Определение нормы износа шины

Эксплуатационная норма пробега шины – 56 000 км. Учетная стоимость шины – 160 руб. (без НДС). Вследствие местного повреждения шина снята с автомобиля и оприходована на склад для проведения ремонта. Фактический пробег шины по показаниям спидометра на момент снятия – 32 000 км.

Стоимость недопробега шины: 160 руб. / 56 000 км × (56 000 км – 32 000 км) = 68,57 руб.

Норма износа шины (Zни) = 32 000 / 56 000 × 100 = 57,14 %.

Как определяется цена автошины, снятой с автомобиля

К бухгалтерскому учету автомобильные шины принимают в следующей оценке:

– новые – по цене приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов (фактическим затратам на их приобретение);

– шины, снятые со списываемых транспортных средств и прицепов, годные к эксплуатации, приходуют по стоимости, соответствующей их остаточному пробегу.

Цена автошин, снятых с автомобилей и требующих ремонта для устранения местных повреждений или восстановления наложением протектора, определяется на основании данных, содержащихся в карточке учета работы шины: учетной цены, фактического пробега, эксплуатационной нормы пробега шины до списания.

Цена, соответствующая остаточному пробегу, определяется по формуле

где Цаш – цена автошины, соответствующая остаточному пробегу;

УЦ – учетная цена автошины;

ЭНП – эксплуатационная норма пробега автошины;

ФП – фактический пробег автошины.

Когда фактический пробег снятых с автомобилей шин, требующих ремонта или восстановления, равен или превышает эксплуатационную норму пробега шины до снятия, цена на такие шины равна цене возможного их использования. Цену возможного использования определяет комиссия, исходя из учетной цены и процента годности автомобильной шины либо исходя из залоговой цены покрышки, подлежащей восстановлению.

Шины, снятые с транспортных средств и прицепов и непригодные для их дальнейшей эксплуатации, сдают в переработку на регенерат или организациям по переработке вторсырья по цене возможного использования или цене утильной резины. Допускается автомобильные шины, полностью изношенные (100%-й пробег), непригодные к ремонту и восстановлению, подлежащие сдаче в утиль, учитывать на складе только количественно |*|.

Для того чтобы шины служили как можно дольше, владельцу автомобиля необходимо обеспечивать за ними регулярный уход. Если Вам необходима консультация по вопросам, касающимся срока эксплуатации шин, вы можете обратиться к специалистам сертифицированного автосервиса.

Дата публикации: 21-09-2011

Подбор шин по автомобилю

Вас обслуживает ООО "Автобот Сервис" - у нас можно купить шины в Минске.

УНП 191348275

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдано Минским горисполкомом 8.04.2010г. в Едином государственном регистре юр. лиц и индивидуальных предпринимателей за №191348275.

Интернет - магазин Аvtobot.by зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь 13.09.2010г. Регистрационнный номер в Торговом реестре Республики Беларусь: 146026

Юридический адрес: 220015 , Беларусь , г.Минск, ул.Харьковская, д.90, 2-й эт., ком.11

  • 185/60 R15
  • 185/65 R15
  • 205/65 R15
  • 205/60 R16
  • 215/55 R16
  • 215/60 R16
  • 215/65 R16
  • 225/55 R16
  • 215/50 R17
  • 215/55 R17
  • 225/45 R17
  • 225/50 R17
  • 225/55 R17
  • 225/60 R17
  • 235/65 R17
  • 195/70 R15C
  • 225/70 R15C
  • 195/75 R16C
  • 235/65 R16C
  • 225/40 R18
  • 225/45 R18
  • 245/40 R18
  • 235/60 R18
  • 245/45 R18
  • 255/55 R18
  • 255/50 R19

Aenean malesuada luctus pellentesque. Nullam purus ante, elementum nec consectetur non, vestibulum at mi. Nunc adipiscing bibendum fermentum. Vestibulum quis risus sit amet sapien bibendum blandit eu non nisl. Cras et est ac enim tristique faucibus at posuere mi. Duis porta pulvinar dolor, ut tincidunt mi auctor non. Suspendisse neque nibh, lacinia nec rhoncus sit amet, porttitor id nisl.

Pellentesque pulvinar, felis id ultrices dapibus, felis orci consequat enim, a tincidunt enim purus sed magna. Sed vel nibh gravida lectus aliquam consectetur eu vitae turpis. Sed tempus malesuada convallis. Donec elit orci, imperdiet vel faucibus a, pharetra non ipsum. Donec in rutrum nulla. Proin nec diam orci. Aenean ut suscipit lacus.

Шины имеют обыкновение стареть независимо от того, эксплуатируются они или где-то лежат. Резина с течением времени начинает окисляться и на ней появляются трещины, её эксплуатационные характеристики ухудшаются. Если покрышки новые, то срок годности хранения шин ограничен 5-6 годами.

В последнее время в русскоязычном Интернете появилось много статей со ссылкой на американских экспертов, которые заявляют, что срок хранения и эксплуатации шин надо ограничить 10 годами. Но не следует сравнивать дороги стран СНГ и американские дороги. Это разные уровни. Ближе к истине немецкие эксперты. Они предлагают ограничить срок годности автошин, в том числе новых, 6 годами. В наших условиях, безусловно, срок годности новых и эксплуатируемых покрышек необходимо ограничить 5-6 годами. В некоторых случаях указанный период нужно сократить. Специалисты компании Continental рекомендуют использовать резину не более 4 сезонов, в то время Michelin гарантирует надежность своих шин 10 лет. Большое значение имеют условия хранения шин, как новых, так и снятых с автомобиля до следующего сезона. Если хранить покрышки в тёмном, сухом и прохладном помещении, то их старение замедлится. А ускоряется данный процесс влажностью и температурными перепадами. Но даже правильное хранение только замедляет старение резины. Старые зимние автошины при низкой температуре теряют свою эластичность, а небольшая глубина их протектора уменьшает тягу на дороге. Летние автопокрышки с возрастом также ухудшают свойства, необходимые для нормальной езды. Нельзя доводить шины до «лысого» состояния. Глубина протектора должна быть не менее 4 миллиметров, иначе авторезина может Вас в критическую минуту подвести. Иногда у водителя возникает о своих шинах ошибочное хорошее мнение. Скажем, машина редко эксплуатируется, и покрышки выглядят совершенно новыми, хотя их возраст 5-6 лет. Но в шинах могут появиться скрытые дефекты, связанные с окислением резины, с её растрескиванием. В подобных случаях следует подстраховаться, и либо проверить автомобильные шины, либо заменить.

Срок эксплуатации резины зависит ещё от следующих факторов:

1. От машины, её загруженности: насколько она тяжела с грузом для стоящих на ней покрышек.
2. От размеров шин. Низкопрофильные автопокрышки на камнях чаще стукаются о диск и меньше служат. У слишком широкой резины при поворотах увеличивается трение (особенно зимой).
3. От манеры езды водителя. Чем чаще происходит резкое торможение или слишком стремительный набор скорости, тем короче период службы автомобильной шины.
4. От состояния дорог, по которым больше всего приходиться ездить.
5. От частоты использования машины и расстояний, проходимых на ней регулярно.

Читайте также: