Вибрация на переднем колесе мотоцикла

Опубликовано: 25.04.2024

Кроме скользячки, легендарной асфальтной болезни, существует еще одно, крайне неприятное явление – Wobbling. В простонародье его называют «расколбас», «руль колбасит». Сленговое выражение, которое неожиданно имеет несколько стадий, хотя обычно любые колебания руля начинают называть Wobbling.

Как бы необычно было проводить параллели между терминами мотомира и танцами, но первая стадия называется - shimmy. «Шимми» - термин взялся из известной тряски бедрами в восточных танцах. Ключевое понятие «тряска». Легкая вибрация руля, появляющаяся на увеличении скорости, когда переднее колесо пытается стабилизироваться самостоятельно. Иногда оно появляется, когда покрышка деформирована или уже отслужила свой срок. Явление короткое и не опасное, если пилот сам не делает грубых ошибок. Явление шимми возникает на ровном покрытии, к дефектам дороги это не относится, часто встречается на гоночных треках.

Вторая стадия – сильные колебания, которые заставляют руль достаточно серьезно отклоняться. Wobbling – качание, раскачивание чего-либо. Когда вы влетаете на повороте и покрышка попадает под неудачный угол, критически уменьшая пятно контакта, или резко увеличиваете скорость, нагружая при этом переднюю вилку, причины воблинга сводятся к алгоритму.

Представьте себе колесо в движении, так как без динамики чуда не случится - на статичном мотоцикле мы с вами воблинг не поймаем. Покрышка реагирует на неровности дороги. Чем меньше пятно контакта, тем больше вероятность, что колесо наклонится в сторону дефекта покрытия. Но так как все происходит в движении, на колесо влияет гироскопический эффект, придающий устойчивое положение в момент вращения и он же старается выровнять колесо обратно. По сути, воблинг в упрощенном понимании представляется как сопротивление управляющего колеса между воздействием окружающей обстановки (качества покрытия, характера езды, угла наклона) и гироскопическим эффектом, которым оно обладает.

Получается, что колесо повело, а эффект гироскопа старается сохранить плоскость вращения, выровнять его обратно. А вы видите, как ваш руль забился в конвульсиях. Отсюда логичный вывод, что если с перепугу вы хватаетесь за руль и пытаетесь с ним бороться, то вибрации передадутся на весь мотоцикл через ваше тело. Управлять воблингом можно, регулируя скорость, силу хвата руля и нагрузку на переднюю вилку.

Tank slapper – крайняя стадия, когда руль просто сходит с ума, вибрации начали переходить на весь мотоцикл. А если вы жестко схватились за руль, да еще отпустили ноги с подножек и бултыхаетесь за рулем из стороны в сторону, то пиши «пропало».

Что же делать, когда руль рвется из рук?

Если мыслить трезво, то действуют два алгоритма:

  • Повысить скорость и снять нагрузку с передней вилки
  • Снизить скорость и повысить нагрузку на вилку

Хватка руля не должна быть жесткой, так как при воблинге любой степени вы получаете подобие замкнутой трапеции, где основание руль, боковые стороны - руки и плечевой пояс - верхняя часть. Все ваши последующие колебания через руки от руля передадутся в корпус, а как только ваша амплитуда раскачивания совпадет с движениями руля, про баланс и устойчивое пятно контакта придется только мечтать. Мотоцикл завиляет так сильно, что падение неизбежно.

А теперь о двух вариантах с регулировкой скорости. Вспомним, что торможение передним тормозом нагрузит переднюю вилку, а увеличение скорости нагрузит заднюю часть мотоцикла. Помните об этом, как о дне рожденья подружки, когда-нибудь это может серьезно помочь.

Если у вас есть возможность для разгона и дорога впереди не самая отвратительная, то прибавляя газу, мы регулируем баланс телом, а руль придерживаем без фанатизма, чтобы колесо под ускорением стабилизировалось самостоятельно.

Второй вариант, когда ускоряться некуда или дорога оставляет желать лучшего на обочине. Мы сбрасываем скорость, но вес смещаем вперед за счет опоры на подножки. Почему? Потому что если мы с силой вцепимся в руль, вместо его остановки начнем раздавать колебания, от которых пытаемся избавиться. Опора на подножки подействует как дополнительная стабилизация.

От воблинга никто не застрахован, хотя не секрет, что мотоциклы с короткой и прямой рулевой системой слишком чувствительны к колебаниям, что легко доказывается на гоночных треках. Отсюда актуальность приспособления – рулевого демпфера. Он не панацея, но сглаживает часть вибраций. Также от воблинга часто страдают кроссмены из-за агрессивной езды по плохой дороге, где приземление переднего колеса бывает неудачным.

В любом случае, экстренные ситуации под контролем пилота, только стиль управления водителя способен спасти его от беды.

Что значит воблинг, почему произошел «расколбас» руля

Появление колебаний руля означает, что внешние обстоятельства и манера управления транспортным средством критично сложились для водителя.

Воблинг опасен для жизни. Необходимо тщательно контролировать техническое состояние транспортного средства.

Обязательные условия, при которых может произойти эффект шимми:

  • движение на высокой скорости;
  • появление наклона колеса.
  • неровное дорожное покрытие;
  • отсутствие балансировки колес;
  • недостаточная жесткость боковых поверхностей шин;
  • изношенность протектора;
  • другие.

Происходит отрыв колеса от поверхности, например, из-за ямки или кочки на дороге. Приземляется колесо под некоторым углом, то есть уже не создает 90 0 с дорогой. Соответственно, наклон имеет и вилка, которая передает импульс, толкающий руль в противоположную сторону. Транспортное средство стремится стабилизироваться. При медленном движении это действительно срабатывает, но высокая скорость и общий вес усиливают импульс и уводят руль чуть дальше, чем нужно. Это происходит неоднократно, все интенсивнее, и ведет к разрушению системы.

Усиление колебаний также связано с тем, что часть импульса, стремящегося выровнять руль, уходит в раму и амортизатор, который по принципу «груз, подвешенный на пружине» начинает раскачивать систему. Возникает положительная обратная связь – система молниеносно реагирует на внешние изменения, которые не прекращаются. В результате биение усиливается. Если водитель не предпримет кардинальных действий, остановить процесс будет невозможно.

Что делать при воблинге на мотоцикле, велосипеде, машине

При воблинге нельзя сразу тормозить, это только ускорит биение.

На мотоцикле вначале необходимо ослабить хватку руля и ускориться. Это разгрузит вилку. Кроме того, надо постараться перенести вес на заднюю ось мотоцикла. После стабилизации положения, применить задний тормоз.

Когда места для маневра недостаточно, водитель вынужден уйти в поворот, но выработанной тактики в этом случае нет.

Если поймал воблинг на велосипеде, действия должны быть аналогичными. Чтобы избежать «расколбаса», нужно обеспечить хорошее давление в шине переднего колеса и жесткость его амортизатора. Боковые поверхности шин не должны быть мягкими.

Падение на велосипеде

Необходимо регулярно проверять техническое состояние велосипеда.

Конструкции современных автомобилей предусматривают защиту от колебаний:

  • демпфирование передней подвески;
  • контроль развал-схождения колес;
  • тщательная балансировка колес;
  • установка рулевого демпфера на скоростных автомобилях и внедорожниках.

Таким образом, воблинг на машине может проявиться крайне редко. Этому способствуют плохая дорога, высокая скорость, перегруз автомобиля, агрессивная манера вождения.

Падение на мотоцикле

Безопасность на дороге во многом зависит от стиля вождения.

Польза демпфера в борьбе с воблингом

Демпфер гасит вибрацию, тем самым не только защищает от воблинга, но и продлевает работоспособность узлов. Дополнительно его устанавливают на рулевую рейку.

  • роторный;
  • телескопический (штоковый).

Телескопическое устройство бывает одностороннего и двухстороннего действия.

На мотоциклы обычно устанавливают роторные демпферы, на автомобили – телескопические.

Видео с трагическими падениями из-за шимми доказывают, что словить воблинг может не только неопытный водитель или девушка.

Согласны, что причиной могут стать технические неполадки и лихачество?


На передний тормоз вашего мотоцикла в значительной степени полагаются практически на каждый тормозной маневр, встречающийся на дороге или трассе, что делает его важной частью работы машины. При возникновении проблем в цепи переднего тормоза ваша безопасность, а также способность мотоцикла тормозить, подвергаются риску. Подробное описание симптомов, таких как мягкий тормозной рычаг, необычные шумы или вибрация, поможет вам точно определить проблему. Эти примечания также помогут технику мотоцикла определить правильный ремонт, если вы не сможете самостоятельно устранить неисправность переднего тормоза мотоцикла.

    • 0.1 Симптом: мягкий тормозной рычаг
    • 4.1 Симптом: вибрация или шум

    Симптом: мягкий тормозной рычаг

    Шаг 1

    Осмотрите передний тормозной шланг и его фитинги на главном цилиндре, расположенном на правом руле, и тормозной суппорт переднего колеса. Обратите внимание на очевидные признаки повреждения, такие как трещины или утечки, которые могут привести к попаданию воздуха и грязи в тормозной контур. Замените тормозной шланг и фитинги, если они повреждены.

    Шаг 2

    Осмотрите главный тормозной цилиндр переднего тормоза на наличие утечек. Обратите особое внимание на область сопряжения вокруг бачка с тормозной жидкостью и на поршень под тормозным рычагом. Замените тормозной поршень или бачок для жидкости, если есть какие-либо признаки утечки в любой части.

    Шаг 3

    Открутите бачок для жидкости в главном тормозном цилиндре с помощью крестообразной отвертки. Поднимите мембрану бачка из главного цилиндра и проверьте состояние тормозной жидкости. Слейте и промойте тормозной контур, если тормозная жидкость темно-коричневого цвета или загрязнена мусором.

    Шаг 4

    Отверните суппорт тормоза от передней вилки, используя торцевой гаечный ключ. Снять суппорт с переднего тормозного диска. Осмотрите наружную поверхность суппорта на наличие признаков утечки в тормозном шланге. Осмотрите внутреннее крепление суппорта на наличие утечек вокруг поршней тормозных колодок. Замените суппорт тормоза, если он поврежден.

    Промойте тормозной контур. Заполните бачок тормозной жидкости главного цилиндра новой тормозной жидкостью. Поместите пластиковую трубку над сливным клапаном на переднем тормозном суппорте. Откройте выпускной клапан, повернув его против часовой стрелки на пол оборота с помощью гаечного ключа. Потяните тормозной рычаг и удерживайте его на месте. Закройте выпускной клапан, повернув клапан по часовой стрелке с помощью гаечного ключа. Медленно отпустите тормозной рычаг. Повторяйте, пока жидкость, попавшая в пластиковую трубку, не станет чистой и свободной от осадка или пузырьков.

    Симптом: вибрация или шум

    Шаг 1

    Отверните суппорт тормоза от передней вилки, используя торцевой гаечный ключ. Снять суппорт с переднего тормозного диска.

    Шаг 2

    Осмотрите тормозные колодки суппорта, обращая особое внимание на неравномерный износ материала обеих тормозных колодок. Замените тормозные колодки и осмотрите передний тормозной диск, если колодки изношены неравномерно. Измерьте оставшееся количество материала прокладки, используя цифровые штангенциркули, если на прокладках нет следов неравномерного износа. Замените тормозные колодки, если осталось менее 1 мм материала колодки.

    Шаг 3

    Осмотрите внутреннюю и внешнюю поверхность переднего тормозного диска на наличие рубцов или признаков явного повреждения. Замените передний тормозной диск, если повреждение достаточно глубокое, чтобы зацепить ноготь.

    Поднимите переднее колесо от земли, используя подставку для мотоцикла. Медленно вращайте переднее колесо и наблюдайте за диском переднего тормоза на наличие признаков или деформации или искажения. Замените передний тормозной диск, если он деформирован или искажен каким-либо образом.

    Раздражающие вибрации - один из факторов, с которым постоянно борются конструкторы мотоциклов. Для японских рядных «четвёрок» задача не столь актуальна – ведь сама схема изначально хорошо сбалансирована. А вот для «одностволок» и V-твинов борьба с вибрациями – необходимость. Именно поэтому применяют балансирные валы в двигателях, подвеску двигателя на сайлент-блоках и другие ухищрения. Однако все эти способы не дают стопроцентного эффекта. Во-первых, если убираются вибрации на основной частоте, то остаются ещё гармоники (т.е. частоты, кратные основной). Во-вторых, помимо двигателя вибрации создают и другие узлы, например ходовая при проезде по неровностям. Все эти вибрации передаются пилоту, вызывая дискомфорт и повышенную утомляемость при длительных поездках. Точки соприкосновения, через которые передаются вибрации – это сиденье, подножки и руль. С первым проблема решается просто – более мягкое сиденье поглощает почти все вибрации. Самый проблемный участок здесь – это руль. На некоторых мотоциклах вибрации пытались убирать, крепя руль к траверсе через резиновые проставки (те же сайлент-блоки), но это ухудшает управляемость мотоцикла (из-за худшей обратной связи между передним колесом и руками пилота). Тогда стали применять дополнительные грузики , устанавливаемые на законцовках руля. (Например, такие, как на рис.1)
    грузики

    Рисунок 1
    Напрямую вибрации они не убирают, но идея состоит в том, что при утяжелении руля меняется его резонансная частота. При этом она выходит за диапазон частот, в котором создают вибрации двигатель или ходовая. Как это выглядит практически? Перестают дрожать зеркала, картинка в них обретает чёткость. После длительных поездок меньше утомляются руки райдера, исчезает противный зуд в мышцах рук, который бывает после многочасовой поездки. В общем, повышается комфорт и безопасность.
    Для того, чтобы данный эффект проявился в максимальной степени, необходимо подобрать грузики именно для Вашего мотоцикла. Их масса может значительно отличаться в зависимости от обычных рабочих оборотов двигателя и других факторов. Если готовых рекомендаций для Вашей модели мотоцикла нет, то придётся подбирать экспериментально.

    Началась тут у меня какая-то странная хрень. Допустим, разгоняюсь по трассе, на 40км/ч втыкаю четвертую - и чувствую мощную вибрацию двигла. Стоит скорости перевалить за 50. 55 км/ч, как вибрация резко исчезает, и я вообще перестаю чувствовать под собой мотоцикл - идет абсолютно не вибрируя. На других передачах происходит та же хрень. Сперва все как обычно, затем, в определенном диапазоне вибрация, а затем - идеальная "тишина". В чем тут может быть дело? Зажигалка с ума сошла? Карбы?

    на 40 кмч надо третью втыкать :)

    Всю жизнь втыкал 4ю)) И не было никаких проблем

    ээээ, я обычно вторую втыкаю на 40 ))

    Карбы настрой, у тебя рассинхронизация на определенных оборотах

    Хз. Если ручку просто открутить и не шевелить ей, то вибрация также будет в определенном узком диапазоне оборотов, по мере их набора. Порог перешел - вибрация исчезла. Двигла вообще будто между ног нету - если вокруг шумно и себя не слышно, то такое ощущение бывает, что я заглох и накатом качусь. Т.е. это врядли рассинхрон заслонок.

    У меня Урал 810310 колясыч . все стоит родное . такая же ерунда в опред. диапазоне оборотов в р-не 40 . 50 км.ч вибрация ,потом проходит , стал замечать ее как перешел на 92 бенз (раньше с 80 м не замечал ее ) думаю это легкая детонация в опред . диапазоне --думаю ничего страшного , . а вот греется с 92-м немного больше

    да может просто это - неравномерный износ ЦПГ или голОв, соот-но разные режимы работы на том или ином положении ручки. мерь компрессометром. если перекос есть - знать оно. отсинхрить невозможно - отсинхришь на холостых, на средних не айс(на больших вообще). отсинхришь на средних на больших тряска ещё и тупит. отсинхришь на больших - разгоняешься с вибрацией и тупит. короче помню едешь и крутишь карбы всю дорогу :-). причём заменой колец можно сказать практически не решается(может не на долго).

    Может маховик не затянут? А еще вибрация может быть из-за износа отверстий под пальцы на ведущих дисках сцепления. При этом диски начинают смещаться в какую-нибудь сторону и, соответственно, нарушают балансировку маховика. Устраняется данное явление повторной балансировкой маховика вместе с дисками - проверенно.

    Ну вот это правдоподобно звучит. Посмотрю маховик. Отверстия в ведущих дисках - действительно разбитые, но затянуто все хорошо было.

    такая же хрень была разобрал двигатель оказалось задний подшипник КВ немного болтался в крышке,заменил крышку вибрации уменшились но полностью не исчезли.
    Думаю что это уже детонация.

    а вибрация сопровождалась лязгом?

    у меня сопровождается лязгом рычагов тормоза и сцеплеия на руле)))

    а вообще, получается, зажигание позже поставить и все ?

    затяни верхнее крепление двигателя!!

    Все, причина установлена)) Глушак от колена отошел))) Все вернул на место, затянул хомутом, и теперь двигло слегка вибрирует во всем диапазоне оборотов.

    Кстати, с отвалившимся глушителем никакой мощи на низах.

    Задумался: а вот бы 2 глушака и клапан. На низких - выхлоп через глушитель, а на высоких - через пустую трубу.

    Чтобы не плодить тем.
    Ехал вчера с работы, было всё отлично: движок ровненько попёрдывает прямотоком, скорость 90-95. В момент сброса газа появилась вибрация. Внезапно. Будто выключателем включили. Смотрел по тахометру, вибрирует только при наборе оборотов от 1500 до 2500-2700. Под нагрузкой чувствуется сильнее, не зависимо от скорости и педерачи. Следовательно, это не ходовая.
    За 30 км до начала вибрации, ремонтировал автомат опережения: отломился край неподвижной пластины, к которому крепится пружина и разболталась приклёпанная к этой пластине ось. Лечилось это всё сваркой с аккуратным шлифованием болгаркой. Сегодня обнаружилось, что шторка(приварена к родному автомату опереж.) немного попилилась Холлом. После подгибания шторки всё путём.
    Интересно, было ли у кого что-нибудь похожее и что это могло так резко завибрировать?
    Как-то так.

    Да тема актуальна для всех , самого давно мучит вопрос данный , так же есть вибрация при разгоне , но после 70 км/ч. мот едет просто отлично . Стоит верховой распред , автотехнология и 4 ускоренная . Всё думал что синхрон, карбы , маховик и т.д. . но вот наблюдения : иногда вибрация есть на всех передачах при разгоне , в определённом диапазоне всё как у всех , но вибрации может и не быть если газу ввалить нормально , ну и в моём случае если втыкаю 4ю,( ускоренную ) рано .т.е. на 45-50 то вибрация ужасная - если на 3ей разгоняться до 60 то потом 4ю мотор подхватывает и вытягивает нормально , но тут уже хз .. т.к на 60км/ч на 3ей обороты высокие, соответственно раскрученный двиг минутет тот вибрирующий диапазон , так что не понятно от нагрузки он вибрирует или от чего , но как то залил АИ 80 и 92 где то 50/50, и все вибрации исчезли мотор стал работать мягко . вот теперь думаю заморочиться с зажиганием , покрутить его под каждый бензин .

    Кстати ещё можно пробовать менять прокладки между головкой и цилиндром , тонкие аллюминивые или толстые паранитовые . просто у меня были бешенные детонации с 92 бензом сферическим поршнем и тоненькой прокладкой

    При чем тут мат часть я говорю что конкретно на моем двигателе замечал .

    Заметил сегодня ещё одну особенность. Когда во время набора оборотов и вибрации чуть выжимаешь сцепление(буквально пару мм после того как выбрался своб. ход), вибрация становится почти вполовину меньше.
    Что место поиска локализовалось-это хорошо. Осталось теперь определить что это: само сцепление ху. ичает или маховик чуть открутился?

    Читайте также: