Вмятина на диске колеса что делать

Опубликовано: 15.05.2024

Несмотря на значительно хорошую устойчивость к механическим повреждениям литые диски нередко теряют геометрическую форму. В случае, когда диск имеет нарушенную геометрию, колесо становится неуравновешенным во всех осях симметрии.

Диск с нарушенной геометрией может иметь несколько видов смещения: радиальное, осевое и комбинированное (радиальное и осевое). Рассмотрим особенности каждого из смещений.

Радиальное смещение диска – смещение диска в вертикальной плоскости, загиб лицевой или задней части диска, так называемое «яйцо».

В этом случае происходит статический дисбаланс, и колесо бьёт вниз вверх. При вращении такого колеса создаётся переменный по направлению вращающий момент на оси, что ведет к необратимому повреждению подвески, покрышки и рулевого механизма.

Осевое смещение диска – смещение диска в горизонтальной плоскости, «восьмёрка» на диске.

При осевом смещении диска происходит неравномерное распределение масс в плоскостях, что приводит к быстрому износу протектора шины, подвески и рулевого механизма. неравномерному стиранию протектора шины и тем самым сокращает срок её эксплуатации.

Нарушенная геометрия у диска приводит к возникновению неуравновешенных центробежных сил с разными векторами приложения, что создает вибрацию колеса и разнонаправленные нагрузки на ступицу. Это, в свою очередь, приводит к следующим последствиям:

— Происходит ускоренный износ несущих узлов подвески и рулевого механизма из-за воздействия на них непредусмотренных автопроизводителем нагрузок (в первую очередь обычно страдают подшипники ступицы). При увеличении таких нагрузок возникает угроза их внезапного разрушения.
— Дискомфорт водителя — вибрация переднего колеса передается на руль, а заднего — на кузов.

— Покрышка значительно быстрее изнашивается по причине неравномерности нагрузки на протектор.

— Нестабильное пятно контакта шины — вибрирующее колесо имеет значительно худшее сцепление с дорогой. Это приводит к плохой управляемости и значительному увеличению тормозного пути.

Update:
Практически во всех случаях дискам можно восстановить правильную геометрию. Но есть несколько моментов которые стоит учитывать. Прокатывать литые диски нельзя. Катать можно только штамповки, а вот если прокатать литые диски, то их можно будет выбрасывать. После прокатки литые диски становятся небезопасными для эксплуатации, так как оказываемое давление на диск является непостоянным, а точечный нагрев разрушает саму структуру диска. Кроме того, такой «ремонт дисков» создает дополнительное напряжение в сплаве диска, что также сказывается на безопасности эксплуатации диска. Так называемая "прокатка дисков" нарушает структуру сплава, что влечет за собой ослабление литых и кованых дисков, делая их безопасную эксплуатацию в дальнейшем практически невозможной. Повторный удар в тоже место прокатанного литого или кованого диска может стать критичным как для диска, так и для авто. Конечно, можно ездить на дисках после их прокатки, но себе это будет "дороже"… в плане жизни!

Не только от неожиданных встреч с ямами или ухабами на дороге страдают колесные диски. Их легко повредить, прижавшись, например, к высокому бордюру. Да и реагенты, которыми поливают столичные дороги, не щадят лакокрасочное покрытие. Но косметические изъяны — это не страшно. Да, неприятно и некрасиво, но с этим можно ездить. В крайнем случае, диск отдают на перекраску. А вот если влетите на скорости в яму с острыми краями, последствия могут быть куда трагичнее. Вы не только «приговорите» шину, но и спишете диск. Особенно если он литой. Ведь такой диск имеет цельную структуру металла, и в случае повреждения восстановить ее полностью невозможно. Но обо всем по порядку.

Покраска

Начнем с наименьшего из зол — потери привлекательного внешнего вида дисков. Вернуть былое состояние может порошковая покраска. Перед процедурой диски моют абразивным чистящим средством и просушивают. Затем наждачной бумагой снимают прежнее покрытие. Спецраствором обезжиривают поверхность. Краску наносят пистолетом с электростатическим эффектом: частички краски прилипают к диску за счет статического заряда. Затем диск помещают в специальную печь, где выдерживают при температуре до 200 °C для достижения полимеризации краски. Процесс занимает около 15 минут.

Диски можно покрасить и акриловой краской. В отличие от порошковой, которая основана на сухом концентрате, акриловая — жидкая. И это существенно упрощает процесс. Плюс, если порошковой краской покрывают диски целиком, то акрилом можно окрасить часть поверхности, нанести определенный рисунок, к примеру. Для этого не обязательно обращаться к профессионалам. Краски продают в аэрозольных баллончиках, это позволяет работать в гаражных условиях.

порошковая окраска дисков

покраска диска

Покраска штампованных дисков почти ничем не отличается от окраски кузова. Поверхность очищают от грязи, моют, обезжиривают и высушивают. Затем грунтуют, красят и наносят лак.

Прокатка

Процедура следующая: диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии поверхности диска ведется с помощью лазерного измерителя.

remont-diskov

Свойство автомобильных дисков гнуться и ломаться часто является одной из больших проблем для владельца. Это характерно и для литых дисков, которые изначально являются более надежными на фоне своих аналогов, так как характеризуются малым весом и отличной балансировкой. Диск может треснуть или погнуться, от него может отвалиться определенный элемент или отколоться кусок. Эти повреждения первое время могут быть и незаметными, но со временем деформация увеличивается, из-за чего потребуется ремонт. И тут встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски?

Восстановление или рихтовка литых дисков может потребоваться в разных ситуациях, для этого необязательно ездить по некачественному дорожному покрытию, можно просто попасть в выбоину на повышенной скорости, что приводит к значительным повреждениям, а также неудачно припарковаться, ударив диск о бордюр. Это только краткий обзор возможных событий, которые могут стать причиной повреждения.

В самом лучшем случае можно увидеть царапину на поверхности диска либо вмятину обода, которая не очень заметна. Насчет этого можно даже не особо тревожиться. Однако иногда наступает неприятный момент, когда визит на станцию шиномонтажа заканчивается тем, что мастера обнаруживают сильное биение по оси. Особо сложные случаи сопровождаются тем, что диски лопаются на ободе или в лучах, иногда даже видны сколы цельных кусков металла. Можно сказать, что в случае поломки литого диска выходов из сложившегося положения всего два: либо просто заменить их на новые, либо ремонтировать. Если встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски, то тут можно сказать о существовании двух основных видах процедуры.

Прокатка литья

Когда повреждение не сильно заметно невооруженному глазу, можно отдать литой диск на прокатку, чтобы ему придали прежнюю точную геометрию. Это делается с применением того же оборудования, что и для обработки стальных дисков. Происходит вытягивание и прокатка посредством специального гидравлического пресса, оснащенного роликового профиля. Геометрия контролируется либо посредством маркировки поверхности, либо с помощью лазерного измерителя.

remont-diskov-4

Если обод погнулся не слишком сильно, а повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке, то поверхность колеса будет восстановлена именно посредством холодной прокатки. Если вмятина достаточно велика, то длительность прокатки составит часа полтора часа либо более. Иногда мастера не хотят возиться длительное время с одним колесом, поэтому применяют нагрев диска сваркой либо паяльной лампой, чтобы ускорить процесс. Этого делать нельзя, так как колесо в таком случае придет в негодность.

Особенность литого легкосплавного диска состоит в том, что он обладает цельной кристаллической структурой металла. Если нагревание до высокой температуры будет производиться в одном месте, то происходит безнадежное разрушение все структуры, что приводит к появлению напряжения в месте нагрева. С учетом того, с какой скоростью тяжелый диск вращается на оси во время движения автомобиля можно говорить о том, что при малейшем ударе точка напряжения может пострадать настолько, что в колесе появится раскол. Это очень опасно, так как в этот момент скорость движения вашего автомобиля может оказаться достаточно велика.


Сварка литого диска

Эта мера из всех является самой крайней, поэтому идти на нее не стоит. С технической точки зрения можно починить диск, имеющий любые повреждения, даже тот, что развалился на несколько кусков. Нет такой проблемы, которую невозможно решить, это только вопрос времени и денег. Существуют современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов, которые позволяют устранить трещины, имеющиеся в ободе диска, сварить лопнувшие лучи, а также наварить фрагмент обода, который по тем или иным причинам отсутствует.

Поврежденный участок диска или трещина прогревается на всю глубину, проваривается в двух сторон, а потом трещина заполняется металлом полностью. Далее требуется отшлифовать сварочный шов, а потом отполировать его. По завершению этой процедуры производиться балансировка колеса, которое потом вручается владельцу.

Если по каким-либо причинам легкосплавный диск лопнул или от него откололся кусок, то не стоит рисковать, а следует купить новый.

Рихтовка дисков

remont-diskov-2

Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих. Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток. Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.

Выводы

Следует максимально внимательно относиться к приобретению литых дисков, которые уже были в употреблении. Некоторые умельцы ремонтируют сломанные диски, восстанавливают покрытие посредством покраски, а потом реализуют их. Алюминиевый диск покрывается порошковой краской, чтобы скрыть следы сварки, шлифовки и полировки. Все следы нагрева металла скрываются этими средствами, а выявить их можно только при помощи дефектоскопа.

Многие автолюбители в России хорошо знакомы с такой услугой, как правка литых дисков. Всем известно состояние наших дорог, поэтому и опытный водитель может «поймать» яму или кочку во время езды. Из-за этого даже литой диск может потерять свою первоначальную форму.

Например, после сильного повреждения металлическая часть колеса деформируется из круга в восьмерку. В этом случае любой адекватный водитель отдает изделие на восстановление в сервис или покупает новый комплект.

В этой статье мы поговорим о самых популярных видах колесных дисков, рассмотрим их преимущества с недостатками. Также вкратце расскажем, как выпрямляют повреждения на СТО.


Разновидности

Производители выпускают несколько основных вариантов дисковых изделий, которые принято подразделять по материалу и способу изготовления:

  • Стальные штампованные – самый простой вариант. Такие колеса делают из стали по технологии штампования. Преимущество в цене и ремонтопригодности. Например, при наезде на яму стальной обод не раскалывается, а гнется. Такие вмятины можно легко прокатать на специальном станке. Основные недостатки шатмповок их большой вес и непрезентабельный внешний вид. Увеличенная масса приводит к повышенному расходу топлива, снижает управляемость автомобиля, чрезмерно нагружает элементы ходовой части. Кроме того, автовладельцу приходится регулярно красить штамповку антикоррозийным составом, использовать пластмассовые колпаки.
  • Литые – самый популярный вариант на рынке. Для изготовления легкосплавного обода применяют алюминиевые или магниевые сплавы. Расплавленный металл заливают под давлением в специальную форму. Как только изделие остыло, его извлекают для механической обработки на станках. Для увеличения прочности производители прокатывают ещё горячую заготовку. Такая технология называется «flow forming». Преимущества лекгосплавного обода в небольшом весе и высокой прочности. Это позволяет снизить расход топлива, уменьшить нагрузку на подвеску. Кроме того, технология литья позволяет выпускать изделия разного дизайна под любой автомобиль. Однако такие колеса очень сложно ремонтировать. Зачастую после повреждений на ободе появляются микротрещины, которые приводят к последующему расколу даже при незначительных ударах.
  • Кованные – самый прочный и легкий вариант. Делают обод из алюминиевых сплавов. Технология изготовления, по сути, штампование цельной заготовки с последующей механической обработкой. Преимущества – прочность, низкий вес. Как правило, при ударах обод не раскалывается, а гнется. Можно выпрямлять практически любые повреждения как на штамповке. Недостатки – высокая стоимость, ограниченность в дизайне.


Как выравнивают литые диски

Легкосплавный обод гораздо прочнее штамповки, поэтому восстановление исходной геометрии колеса довольно трудоемкая процедура. Если повреждения небольшие, то прокатку колесных дисков можно выполнить «на холодную». В случае существенной деформации – например, обод изогнулся восьмеркой, поврежденные места выравнивают только после предварительного нагрева.

Если после сильного удара появились трещины, для восстановления целостности обода используют аргонно-дуговую сварку. С её помощью свариваются места разрыва. С помощью сварки исправляют также и микротрещины.

Далеко не всегда использование автомобиля может быть комфортным и безопасным. Случается и так, что транспорт вызывает неприятные особенности поездки даже на ровной и идеальной дороге. Проблемы с дисками сразу дают о себе знать, но на дороге они проявляют себя очень осторожно. Особенно в том случае, если у вас хороший автомобиль с нормальными технологиями подвески. Тем не менее, неприятности с колесными дисками - это очень серьезная поломка, которую сразу же нужно решать. Снижение давления в покрышках из-за плохой герметичности прилегания резины станет самым простым и безопасным последствием таких проблем. Стоит помнить о том, что на машине с неровными дисками вы рискуете потерять управление, разгромить подвеску, разбалансировать колесо и получить множество иных неприятных особенностей эксплуатации.


Существует несколько способов решения проблемы, и все они могут помочь вам в данной ситуации. Можно использовать радикальные методы, но на них обычно придется потратить немало денег. Многие владельцы автомобилей обнаруживают, что колесные диски помяты, только на шиномонтаже в процессе сезонной смены резины. Оставлять эту проблему нельзя, иначе будут серьезные неприятности. Сегодня мы рассмотрим причины, по которым могут повреждаться колесные диски, последствия поездки на таких колесах, варианты решения проблемы с разных сторон бюджета. Так вы сможете без сложностей восстановить свой автомобиль, не затрачивая огромных денег. Стоит только уточнить, какие именно решения окажутся наиболее приемлемыми для вас в данной ситуации. Но для начала давайте поговорим о самой проблеме деформации колесных дисков.

Причины, по которым диски в автомобиле могут помяться

Сегодня очень сложно назвать список причин, по которым может произойти такая неприятность. Можно предположить, что во всем виновато качество дорог, а также имеют значение водительские привычки. На самом деле, ямы и выбоины на дорогах важны, и они часто приносят проблемы с деформацией колесных дисков, но и есть и другие ситуации. Следует помнить о недопустимости таких действий с вашим автомобилем в процессе эксплуатации:

  • перегрузка транспорта до недопустимых объемов и веса груза, это станет причиной проблем при наезде даже на небольшое препятствие, такое как железнодорожные рельсы;
  • недостаточное давление в шинах автомобиля - это вызывает плохую амортизацию небольших ударов, которые проходят на диски и оставляют мелкие отметины каждый раз;
  • слишком сильное давление в шинах - в таком случае амортизация отсутствует, а машина очень чувствительно реагирует даже на незначительные помехи на асфальтовом пути;
  • установка некачественных дисков - стоит покупать заводские или другие оригинальные колесные диски, откажитесь от приобретения неизвестных вам брендов и моделей;
  • пренебрежение скоростными режимами, которые оптимальны для конкретной дороги, а также неаккуратное вождение, это часто случается на служебных автомобилях без владельца.


Можно долго говорить о том, что водитель не виновен в образовании вмятин на дисках, но на деле это далеко не соответствует правде. Если соблюдены все условия эксплуатации авто, учтены все рекомендации, то пробить диск будет крайне сложно. Конечно, случаются всякие ситуации, есть реальная возможность попасть в очень серьезные проблемы в движении и получить испорченный диск без собственной вины. Но чаще происходят именно такие процессы, как указано выше.

Что будет, если ездить на испорченных колесных дисках?

Многие водители задаются вопросом, что может произойти, если ехать на испорченном диске. На самом деле, вариантов неполадок и неприятных ситуаций может быть очень много. Здесь все зависит от характера повреждений и некоторых иных ситуаций. Стоит заметить, что продолжать движение при серьезном повреждении диска не следует. Это может вызвать очень плохие последствия, которые начинают проявляться следующими показателями:

  • при поездке на ровной дороге происходит ритмичное подергивание руля, характер которого изменяется в процессе набора скорости или снижения интенсивности поездки;
  • давление в шине постоянно снижается, это может быть быстрый или медленный процесс, но он обязательно будет происходить, так что за давлением приходится постоянно следить;
  • автомобиль тянет в определенную сторону - отпустив руль на ровной дороге, вы сразу поймете, что пора ехать на шиномонтаж и заниматься ремонтом колесного диска;
  • уверенность в поездке пропадает, на большой скорости авто может выбрасывать на несколько сантиметров вбок, особенно это чувствуется на неровном дорожном покрытии;
  • есть проблемы, которые невидны невооруженным глазом, но в общем положении вещей они добавляют неприятностей водителю в процессе использования своего железного коня.


Как видите, неприятностей, связанных с неровными колесными дисками, очень много. И это не полный список, а только самые распространенные проявления, которые могут показаться последствием иных поломок. Часто люди перебирают всю ходовую часть, чтобы понять причину проблемы, и не находят никаких неполадок. Все это затрачивает ваше время и забирает деньги, так что стоит сразу проверить диски и не тратить средства на иные процессы.

Бюджетные варианты решения неполадок с колесными дисками

Первым делом, когда вы определили неприятность с колесами в автомобиле, стоит поехать на шиномонтаж, снять резину с диска и визуально осмотреть все неприятности. Перед этим можно поставить колесо на балансировочный станок и посмотреть, насколько изменилась центровка. Диск осматривается, а затем прокатывается на специальном оборудовании. Происходят такие действия, приносящие свои результаты при несложных повреждениях:

  • специалисты определяют, в какой именно части было смещение металла, находят конкретные повреждения и вмятины, которые мешают нормальной поездке на вашем авто;
  • далее происходит выравнивание этого слоя металла, такой процесс может занять немало времени и будет очень сложным в ряде случаев, это важная стадия восстановления;
  • если удалось избавиться от неровностей, специалисты ставят резину на диск и проводят попытку балансировки, при этом не должно быть навешено слишком много грузиков;
  • если разнос на балансировке слишком велик, диск можно отдать на выравнивание в профессиональные СТО со специальным оборудованием для прокатки дисков авто;
  • после этого стоит снова выполнить балансировку и поставить колесный диск на автомобиль, далее можно произвести тестовую поездку и понять, все ли неприятности устранены.


Практически все владельцы автомобилей пользуются данными возможностями для устранения проблем с дисками. Проблема в том, что после серьезной деформации стальные изделия уже никогда не будут столь же надежными. А легкосплавные или кованые варианты и вовсе могут пустить трещины и потребовать еще более серьезного ремонта. Варить же диски аргоном и восстанавливать после больших проблем не рекомендуется.

Оптимальное решение проблемы с неровными колесными дисками

Лучше всего приобрести новые колеса для вашего автомобиля, когда вы заметили неровности и неприятности в старом варианте изделий. Чтобы сэкономить деньги, многие покупают подержанные изделия. Но помните, что колеса - это тот элемент вашего автомобиля, который пережил большое количество неприятностей. Так что подержанные колеса могут оказаться не слишком удачным решением, пусть и экономят ваши деньги. Отдать предпочтение можно таким дискам:

  • заводской размер и желательно оригинальное производство колесных дисков - важный момент, который должен всегда соблюдаться, не стоит покупать большие колеса;
  • ширина, вылет диска, диаметр центрального отверстия и типы отверстия под болты всегда должны соответствовать заводским параметрам, иначе вы не установите колесо на авто;
  • можно приобрести простые стальные варианты дисков или купить легкосплавные, кованые изделия с индивидуальным дизайном и прекрасными характеристиками эксплуатации;
  • при покупке стоит обратить внимание на бренд, гарантию и прочие важные особенности данного изделия, иначе вы можете купить не самые удачные варианты колесных дисков;
  • дешевые изделия чаще всего не для российских дорог, так что китайские доступные диски не стоит покупать для активной эксплуатации, они не обеспечат нужной надежности.


Вы принимаете личное решение, но рекомендации стоит послушать. На плохих дисках по непредсказуемым дорогам можно проехать удобно и комфортно всего несколько километров. Простая неровность может полностью вывести продукцию из строя и заставить вас снова тратить деньги на ремонт или очередное приобретение. Так что порой лучше заплатить больше и купить изделия с гарантией качества. Кстати, вот видео с пояснением, как проходит правка литого диска на простом оборудовании:

Подводим итоги

Неприятности с дисками - это довольно важный момент для каждого владельца автомобиля. Колеса стали первым элементом авто, который принимает все удары дороги на себя. И если не следить за этим элементом достаточно хорошо, придется выполнить все сложные работы по восстановлению или приобретению новых дисков. Это неприятные расходы, которые часто не запланированы в бюджете владельцев автомобилей. Именно по этой причине стоит всегда помнить о возможных неприятностях и готовить колеса к эксплуатации. Это важный момент, который стоит учитывать всегда.

Если же поломка уже произошла, стоит хладнокровно отнестись к процессу выбора метода устранения. Первым делом, можно поехать на шиномонтаж и узнать мнение специалистов. Если можно восстановить диск за небольшие деньги, стоит это сделать. В ином случае следует отказаться от ремонта и приобрести новые колеса заводского происхождения или от другой известной фирмы. Это даст определенные преимущества и позволит дольше эксплуатировать диски без проблем в эксплуатации. Правда, такой вариант решения проблемы стоит достаточно дорого. А как вы восстанавливаете поврежденные колесные диски на вашем автомобиле?

Читайте также: