Зачем кольцо на колесе трактора

Опубликовано: 13.05.2024

Крупногабаритные шины в сельскохозяйственной технике из-за сложных условий эксплуатации чрезвычайно уязвимы для повреждений. Если пострадала резина хотя бы на одном колесе, придётся потратить около 5000 рублей на незапланированный ремонт. Это средний показатель, который может меняться в зависимости от радиуса колеса и набора сопутствующих услуг. Поврежденные шины можно починить почти всегда. В каких случаях стоит потратиться на ремонт шины трактора, а когда всё же лучше заменить повреждённую шину?

Решение о необходимости приобретать новые шины, безусловно, зависит от типа и масштаба полученного повреждения. Например, если гвоздь попадает в область протектора, то залатать небольшое повреждение вполне возможно самостоятельно, не прибегая к услугам шиномонтажа. Кстати, двигаться на спущенной резине категорически нельзя. Это может вызвать необратимые повреждения, для устранения которых потребуется дорогостоящий ремонт.

Если для восстановления повреждённых шин потребуется сохранить свойства резины, то в этом случае без вулканизации не обойтись. В нынешних непростых экономических условиях, замена тракторной шины рассматривается как крайняя мера. И это правильно, поскольку возможный ремонт обычно стоит в 2-3 раза ниже по сравнению с ценами на новые крупногабаритные шины для трактора.

Какие повреждение шин на тракторе можно починить?

Процесс вулканизации позволяет эффективно устраняют различные повреждения крупногабаритных шин, используемых на сельхозтехнике. Практически любой прокол или порез в части протектора шины не является для них проблемой. Иногда есть также шанс отремонтировать поврежденное плечо шины или зону боковых полос. Это возможно, если диаметр прокола небольшой, нанесён, например, гвоздём или стальным тросом.

После консультации в шиномонтаже следует объективно оценить прейскурант предлагаемых услуг по восстановлению тракторной шины. Если чек велик, то от ремонта лучше отказаться. Оплатив всю стоимость работ по ремонту, всегда остаётся высокий риск того, что проблема вновь даст о себе знать. Поэтому следует внимательно относиться к заверениям в мастерской, когда там утверждают, что способны починить любую шину. Некоторые дефекты устранить действительно невозможно.

Хотя к каждому повреждению тракторной шины необходимо подходить индивидуально, можно выделить несколько категорий дефектов, ремонт которых невозможен или экономически не оправдан:

  1. Вулканизатор не поможет, когда проколотые шины уже старые и, на первый взгляд, достаточно прочные, но при этом повреждения является сквозным.
  2. Если была повреждена одна из боковин шины. Чаще всего это связано с сильным ударом колеса о камень, бетонное препятствие или другой острый край. Это приводит к «разрезанию» шин между ободом и объектом и, как следствие, к провисанию или, наоборот, вздутию шины. В таких ситуациях ремонт либо невозможен, либо позволяет лишь немного продлить срок службы шины.

Технологии, используемые для ремонта шин

Процесс вулканизации лежит в основе «холодной» технологии ремонта шин. Данный процесс не является затратным и его охотно применяют в шиномонтаже. Он позволяет укрепить резину в месте повреждения. Кроме того, вулканизация незаменима при ремонте относительно небольших порезов и проколов. Но данная технология абсолютно бесполезна при восстановлении сильно повреждённой шины.

Однако, существуют предприятия, которые освоили и успешно применяют дополнительно более дорогую, но при этом гораздо эффективную технологию ремонта - Tap Rap, широко известный как «горячий» ремонт и «пересадка для шин». Суть его заключается в ликвидации дефектов, при котором сохраняет эластичность областей вмешательства, а также гарантируется 100-процентная прочность.

Последним инновационным технологическим решением TAP RAP являются пластыри для ремонта боковой части. Они применяются для замены поврежденной стальной нити корда. В отличие от традиционного метода ремонта, это позволяет максимально восстановить первоначальные свойства шины, заявленные производителем.

Данная технология предназначена для ремонта шин на основе каркаса из стальной проволоки (радиальные шины), но использование соответствующих ремонтных латок позволяет расширить сферу применения на ремонт диагональных шин, в том числе с текстильным каркасом и сетчатой пленкой.
Но даже современные технологии не помогут, если диагональная шина имеет более четырёх внутренних или наружных порезов. Однослойные радиальные шины, которые имеют подобные дефекты, восстановлению не подлежат. Поэтому обещания о «ремонте любых повреждений» следует воспринимать с особенной осторожностью.

Что еще стоит знать о тракторной шине?

Если шина на тракторе повреждена, технику нельзя использовать, пока резина не будет заменена или отремонтирована. Продолжение эксплуатации машины с проколотой шиной может лишь усугубит ситуацию и приведёт необратимому повреждению колеса.

Если используются дорогие, высококачественные шины, стоит обратиться в вулканизирующую компанию, предлагающую доступ к клиенту в случае необходимости. Когда один из них выходит из строя или выходит из строя, сервис прибывает в поле или другое указанное место, затем разбирает шину и забирает ее для ремонта. Важно помнить, что шина является одним из важных элементов конструкции трактора. Она должна выдерживать полную массу тяжелогружённой техники. Поэтому, от её состояния зависит эффективность эксплуатации и степень производительности сельхозтехники.

Как провести ремонт трактора, если его колеса «колебают» и «рыскают»

Любая техника в процессе работы постепенно изнашивается. Естественно, периодически она нуждается в ремонте. В свою очередь любая неисправность может быть вызвана рядом причин. Если вы заметили посторонние шумы, другие несвойственные действия, стоит в обязательном порядке обратить на это внимание и произвести своевременный ремонт.

С тракторами также часто возникают различные сложности, которые требуют внимания механизатора. К примеру, передние направляющие колеса со временем начинают «вилять» и колебаться. Особенно это происходит при движении на большой скорости. Чаще всего это говорит об ослаблении затяжки упорных подшипников золотникового гидроусилителя или об их значительном износе.

В данном случае нужно снять крышку распределителя и отрегулировать упорные подшипники золотника сферической гайкой. Ее следует затянуть моментом не больше 20 Н*м (2 кгс*м), а далее отпускают до совпадения ближайшей гайки прорезина с отверстием в резьбовой части червяка и шплинтуют.


Если колебания уменьшились, но не полностью исчезли, то следует отрегулировать шарниры рулевых тяг. Каждые 1000 ч работы трактора нужно проводить регулировку шарнирных соединений рулевых тяг. Данная проверка осуществляется покачиванием от руки или поворотом рулевого колеса.

Для того, чтобы отрегулировать шарнирное соединение рулевой тяги, нужно выполнить следующие действия:

  1. От наконечника отсоединить контровочную проволоку 33.
  2. Завернуть гаечным ключом пробку 32 таким образом, чтобы убрать зазор в шарнирном соединении.
  3. Обратно законтрить пробку контровочной проволокой.


Виляние передних направляющих колес также может быть вызвано из-за повышенного люфта в конических подшипниках передних колес.

Каждые 1000 ч работы трактора нужно регулировать подшипники ступиц передних колес. В то же время если в процессе работы будет осевое смещение колеса, то его следует незамедлительно устранить, ведь это вызывает ускоренный износ шин и поломку подшипников.

Нормальный осевой зазор в подшипниках составляет 0,08-0,20 мм.

Чтобы определить осевой зазор, нужно поднять колесо и покачать его в вертикальной плоскости, которая перпендикулярна плоскости вращения. После того, как вы увидите повышенный зазор, или почувствуете усложненное вращение колеса, отрегулируйте подшипники следующим образом:

  1. Открутите болты и снимите колпак 1.
  2. На 1/8 оборота ослабьте гайку 2.
  3. Подтолкните колесо рукой и посмотрите как оно свободно вращается. Если вращение тугое – найдите и уберите неисправности – может заедать манжета, быть поломанным подшипник и прочее.
  4. При проворачивании колеса от руки, нужно затянуть его до появления повышенного сопротивления вращения колеса. Далее отвинтите гайку на немного, лишь чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием в полуоси под шплинт.
  5. Снова проверьте легкость оборачиваемости колеса.
  6. Теперь можно обратно зашплинтить гайку, на место поставить колпачок, ранее смазав его.

Виляние передних колес еще может быть из-за нарушения сходимости передних колес.

При заводской регулировке на тракторах МТЗ-80 пределы сходимости передних колес составляют 2-6 мм, для тракторов с ПВМ – 4-8 мм.


Через каждые 500 ч работы нужно проверять и регулировать сходимость колес, также в случае изменения их колеи. Перед самой проверкой следует в обязательном порядке регулировать зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг.

При регулировке сходимости колес нужно в следующем порядке:

Редко происходит колебания (виляние) передних направляющих колес вследствие увеличенного осевого перемещения поворотного вала гидроусилителя. Эта неисправность устраняется с помощью регулировочного болта на крышке гидроусилителя. После регулировки не забудьте зафиксировать болт контгайкой.

Виляние передних направляющих колес может быть и следствием ослабленой затяжки гаек крепления сошки или поворотных рычагов. Указанные гайки необходимо затянуть.

Многие детали ходовой части гусеничных машин в процессе работы испытывают большие контактные нагрузки и подвергаются абразивному изнашиванию. В результате некоторые из них изнашиваются на значительную величину, а потеря металла для одной детали доходит до 30-40%, что необходимо учитывать при выборе способа восстановления.

Опорные катки, поддерживающие ролики и натяжные колеса

Основные дефекты деталей:

  • износ рабочих поверхностей
  • трещины обода и спиц
  • износ поверхности посадочных мест под наружные кольца подшипников

У поддерживающих роликов с резиновыми бандажами происходит износ или разрушение бандажей, которые заменяют новыми.

Опорные катки и направляющие колеса выбраковывают при изломе более двух спиц и одновременном износе обода до толщины менее 10 мм, а также при наличии двух трещин на ободе.

При восстановлении опорных катков и направляющих колес трещины заваривают электродуговой сваркой электродом Э-42.

Изношенные рабочие поверхности поддерживающих роликов, ободьев опорных катков и направляющих колес тракторов класса тяги 3 восстанавливают автоматической наплавкой проволокой Св-08 под флюсом АНК-18, проволокой Нп-65Г под флюсом АН-348А, порошковой проволокой ПП-АН122 или порошковой лентой без последующей механической обработки.

В условиях мелкосерийного производства для восстановления опорных катков и поддерживающих роликов этих тракторов применяют бандажирование. Рабочую поверхность детали протачивают до выведения следов износа. Из полосовой стали толщиной 8-10 мм изготавливают кольцо, напрессовывают после нагрева на обод натягом 0,15—0,25 мм и приваривают по торцу. Долговечность катков, восстановленных бандажированием, составляет 50—60% от уровня новых. На специализированных ремонтных предприятиях опорные катки восстанавливают зкектрошпаковой наплавкой. Опорные катки, восстановленные этим способом, по износостойкости не уступают новым.

Для восстановления опорных катков и поддерживающих роликов в условиях специализированных предприятий может быть использована заливка жидким металлом (чугуном или сталью).

Изношенное отверстие под ось в ступице катка трактора класса тяги 3 восстанавливают холодным обжатием ступицы в специальном приспособлении на прессе.

При восстановлении опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес тракторов Т-4А и Т-130 требуется обработка наплавленных поверхностей. В зависимости от твердости наплавленного металла применяют электроконтактную (разновидность анодно-механической обработки) или токарную обработку поверхностей. Наплавленные под слоем флюса проволокой Нп-50, Нп-65Г беговые дорожки роликов, опорных катков и направляющих колес после обработки на токарных станках до нормального размера закаливают с нагрева НВЧ на глубину 5 мм до твердости НКС 45.

Ведущие колеса

При текущем ремонте ведущие колеса гусеничных машин с односторонним и?носом переставляют с одной стороны на другую. Если зубья изношены с двух сторон, в условиях мелкосерийного производства их наплавляют ручной электродуговой сваркой. При ручной наплавке на ступице колеса закрепляют шаблон (используют новое зубчатое колесо). Вначале зуб наплавляют по кромкам с обеих сторон электродами УОНИ- 15/35, а затем по всему профилю электродами ОМЧ-1.

На специализированных предприятиях ведущие колеса восстанавливают приваркой накладок.

Детали гусеничной цепи

У звена гусеничной цепи изнашиваются отверстия проушин, беговые дорожки, почвозацепы, цевки в местах соприкосновения с зубьями ведущего колеса. Деформированные звенья правят на гидравлическом прессе, небольшие трещины заваривают.

Износ проушин допускается до толщины стенки 3 мм, а износ цевки — до 7 мм. Изношенные пальцы заменяют новыми.

При восстановлении звеньев гусениц тракторов класса тяги 3 наибольшее распространение получили способы пластического деформирования (обжатие), заливка жидким металлом, элекгро-дуговая наплавка. Наилучшие показатели качества обеспечивает способ пластического деформирования многосекционными пуансонами на специализированных линиях.

С помощью электрической дуги угольным электродом в стенке проушины со стороны наибольшего износа прожигают технологическое отверстие, в проушину вставляют технологический стержень и закупоривают ее с обеих сторон огнеупорной глиной. Металл расплавляют в тиглях или с помощью ТВЧ и заливают в проушины через технологические отверстия. Он заполняет полость проушины и, кристаллизуясь, образует вкладыш, удерживаемый за счет неравномерно изношенной поверхности проушины и металлом, застывшим в технологическом отверстии.

Проушины звеньев восстанавливают также кузнечно-сварочным способом. Изношенные проушины нагревают в горне до температуры 800-900°С, разрубают и обжимают на оправке молотком. Место стыка заваривают электродуговой сваркой и наплавляют слой металла для получения нормальной толщины стенки.

При ремонте гусеничной цепи трактора Т-130 изношенные втулки и пальцы не восстанавливают. Втулки и пальцы, имеющие односторонний износ, поворачивают на 180°, а при двустороннем — выбраковывают. При значительном износе отверстий под втулки и пальцы звенья заменяют. Беговую дорожку звена восстанавливают наплавкой. Изношенные почвозацепы башмаков наплавляют под слоем флюса в специальных приспособлениях. Разбирают и собирают гусеничную цепь с помощью гидравлического пресса.

У звеньев гусеничных цепей экскаваторов изнашиваются боковые дорожки, гребни и отверстия в проушинах.

Беговые дорожки, изношенные более чем на 6 мм, восстанавливают автоматической наплавкой под слоем флюса. Изношенные поверхности гребней звеньев наплавляют вручную по шаблонам электродами ОЗН-250У или ОЗН-ЗООУ. После наплавки зачищают гребни шлифовальным кругом. Звенья, имеющие значительный износ отверстий в проушинах, выбраковывают.

Сварка и обкатка агрегатов ходовой части

Для сборки применяют специальные стенды и приспособления. Каретки тракторов класса тяги 3 собирают на том же стенде, на котором их разбирали (ОПР-1402М). Конические подшипники осей регулируют изменением толщины набора прокладок. При правильно отрегулированном зазоре в подшипниках ось туго вращается от руки. Опорные катки устанавливают попарно с учетом их фактических размеров. Это объясняется тем, что по диаметру катков установлены широкие отклонения. Установка их попарно с минимальной разницей в диаметре повышает ресурс ходовой части, поскольку дает возможность равномерно распределить нагрузку на опорные катки и тем самым уменьшить износ беговых дорожек опорных катков и звеньев гусениц.

После сборки и заправки смазкой каретки обкатывают для выявления дефектов сборки и приработки уплотнительных колец и других деталей в течение 15 мин при частоте вращения катков 150 мин-1. Во время обкатки проверяют отсутствие течи масла, надежность креплений деталей.

Тележки гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 собирают на специальной подставке или стенде. Сборку начинают со сборки рамы, установки амортизатора рессоры и опорных катков. У тележек тракторов Т-100М и Т-130 однобортные катки устанавливают по краям и в середине, между ними — двубортные. У тележек трактора Т-4 первым, третьим и пятым по ходу трактора должны быть установлены двубортные катки, а вторым, четвертым и шестым — однобортные. После монтажа опорных катков на их беговые дорожки накладывают линейку (рейку). Зазор между линейкой и минимальным по диаметру катком не должен превышать 1,5 мм. Допускается установка прокладок под ось катка в местах ее крепления. Смещение катков относительно продольной оси тележки не должно превышать 1,5 мм. После сборки тележки обкатывают на специальном стенде. Гусеницы тракторов класса тяги 3 в условиях мастерских хозяйств собирают вручную на специальных подставках. Соединительные пальцы устанавливают головками на наружную сторону звеньев. С противоположной стороны — шайбы и шплинты. На специализированных предприятиях для сборки гусеничных цепей используют гидрофицированный стенд ОР-7748, обеспечивающий запрессовку (выпрессовку) пальцев и дискретное перемещение гусеницы на один шаг.

При сборке гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 используют пресс ПБ-002 и специальное приспособление. Втулки пальцев гусениц после напрессовки звеньев должны выступать на 6 мм. Втулки замыкающих пальцев выступают над наружными торцами звеньев на 0,5 мм. Моменты затяжки болтов гаек башмаков должны быть 140-150 Нм.

В TikTok набирает популярность новый челлендж: подростки по всей России скручивают колпачки с колес автомобилей и хвастаются своим уловом. Разбираемся, наносит ли это вред автомобилю и какое наказание может грозить за такую "шалость" всем желающим прославиться в Сети.


Автомобильный "улов"

Российские подростки нашли новое развлечение, помогающее поймать хайп в Сети. Они снимают ролики о том, как воруют колпачки с колес автомобилей. После "охоты", как называют процесс сами подростки, они выкладывают видео с добычей в TikTok и хвалятся, кто собрал больше.

"Вот улов за три часа, – рассказывает молодой тиктокер. – Это я скрутил с "Мерседеса", это – с BMW X6. Одиннадцать железных колпачков и один пластмассовый, мне друг подарил. Завтра тоже будет видео, как мы скручиваем колпачки". Другой хвастается своей драгоценной коллекцией, собранной с разных машин.

Подростки также делятся советами, в каких машинах лучше искать эксклюзивные колпачки, снимают на видео "Мерседесы", "Феррари" и тонированные "Приоры". Судя по роликам, за один день подросток может утащить порядка 20–40 колпачков. Но и обычными черными колпачками тоже не брезгуют – для количества.

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал Москве 24, что простые колпачки не выполняют технически важных функций. "Во всех современных автомобилях они просто защищают от грязи, не более того. На характеристики автомобиля никак не влияют", – объяснил он. Однако для водителя "по-человечески это крайне неприятно", добавил эксперт.

По мнению Субботина, для современных подростков это некий способ показать себя, однако этот челлендж быстро угаснет.

Самые обычные колпачки на колеса стоят порядка 2–5 рублей, брендовые на дорогих машинах – в десятки раз дороже. Кроме того, есть колпачки, которые измеряют давление в шинах, такие устройства стоят порядка 1,5–2 тысяч рублей, сообщил автоэксперт.


Фото: телеграм-канал LIFE SHOT

Что грозит за скручивание колпачков с машин

За, казалось бы, "невинную шалость" может последовать вполне реальное наказание, рассказал Москве 24 автоюрист Лев Воропаев. По его словам, подростки от 16 лет могут быть наказаны в рамках статьи 7.27 КоАП о мелком хищении. Им грозит штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, пояснил юрист.

При этом за подобный поступок, совершенный подростком до 16 лет, будут отвечать родители, объясняет Воропаев.

Кроме того, необходимо будет возместить имущественный и моральный ущерб, если пострадавший подаст иск в суд, продолжает юрист.

Школьники по всей России начали скручивать колпачки с колес автомобилей

Объяснить ребенку, что это воровство

Как отмечает детский психолог Наталья Наумова, дети идут за таким адреналином, чтобы доказать свою значимость другим. "Чтобы добыть колпачок, они идут на риск: хозяин машины может увидеть и наказать. Им хочется показать другим ребятам, какие они смелые и отважные", – рассказала специалист в диалоге с Москвой 24.

По мнению психолога, необходимо объяснить ребенку, что это воровство.

Наумова советует родителям подойти к ребенку с вопросом: "Если ты взял чужое, не воровство ли это?" "Ребенок порассуждает на эту тему и поймет, что он ворует. Очень важно задать верные вопросы, тогда ребенок остановится и перестанет делать так, как все, не задумываясь", – подчеркнула психолог.

Эксперт также рекомендует родителям уделять больше внимания детям, находить им интересные задания, вовлекать в игру. Хорошим вариантом на лето будут тематические лагеря, созданные по принципу квеста. По мнению психолога, дети будут заняты там целый день, почувствуют себя востребованными и уже не станут искать возможность получить адреналин за счет челленджей в Сети.

Конструкция колес трактора состоит следующим образом. На обод надета пневматическая шина, которая наглухо соединена с диском. Также есть еще ступицы, к ним болтами закрепляется диск. Сами же пневматические шины состоят из 2-х частей:

  • покрышка;
  • камера.

Покрышка – это своего рода чехол для камеры изготовленный из толстого слоя резины. А камера на тракторе – это замкнутая кольцом трубка, которая изготовленная из эластичной резины. В ней есть вентиль, через который камеру накачивают воздухом и спускают его.

Разделяют 2 вида шин:

  1. Радиальные. Эти шины имеют особенную конструкцию, благодаря чему они стоят на порядок дороже. Они отличаются повышенными сцепными свойствами и хорошей эластичностью.
  2. Диагональные – состоят из каркаса с несколькими слоями корда расположенных накрест.

Что стоит учитывать при выборе резины?

Залогом долговечности для любой сельхозтехники, в том числе и тракторов, являются правильно подобранные шины. Поскольку такое оборудование подвергается различным нагрузкам, используется в любых климатических условиях, то и соответственно все это сказывается на производительности колес трактора. При выборе резины для трактора стоит смотреть обладает ли она такими качествами, как:

  • хорошее сцепление;
  • надежная проходимость;
  • устойчивость к проколам и порезам;
  • неплохие самоочистные свойства;
  • работать с минимальным давлением на почву.

Особенности сдвоенных шин

Для колесных тракторов часто приобретают шины с системой сдвоенных колес. Преимущество таких колес заключается в следующем:

  • увеличивается тяговое усилие;
  • сниженная пробуксовка;
  • лучшее сцепление протекторов;
  • остается меньший след от колеи.

Схема трансмиссии

Трансмиссия трактора нужна для передачи крутящего момента движка на ведущие колеса и к механизмам ВОМ. Именно она изменяет направление и частоту вращения колес. Трансмиссия – это целая система механизмов, которые взаимодействуют между собой. Поэтому вот вам отдельные схемы каждого из них.

Читайте также: