Как не поцарапать диск при шиномонтаже

Опубликовано: 23.04.2024

Переобувка колес – процедура привычная. Но многие ли из нас интересуются, кто и чем будет бортировать колеса нашего автомобиля? Между тем от опыта шиномонтажника и от оборудования, находящимся в его распоряжении, зависит сохранность дисков и резины, а также точность балансировки.

Необходимость замены покрышки или устранения пробоя возникает чаще всего непредсказуемо. Одно дело, когда это случается на привычных и знакомых маршрутах, где каждая шиномонтажная мастерская известна. Но ведь часто бывает так, что мы вынуждены обращаться в совершенно незнакомые сервисы.

Текучка кадров в шиномонтажах огромная. На «станке» обычно долго не задерживаются. Зачастую подмастерья шиномонтажки через полгода-год идут на повышение, поступая в распоряжение механиков, автослесарей, электриков, ходовиков и т.д. Квалифицированные специалисты шиномонтажа предпочитают контролировать процесс, что называется, на расстоянии.

А на ком же в таком случае учатся стажеры? Правильно – на наших с вами колесах. В принципе ничего страшного в этом нет, ведь под присмотром добросовестного мастера качество обслуживания пострадать не должно. Но бывают и исключения, результатом которых становится поцарапанный диск, подорванная покрышка или разбалансированное колесо. Кстати, балансировка у нас вообще вещь условная. Водитель никогда не сможет доказать, что заплатил за качественный «баланс», если, конечно, это не была «контрольная закупка».

Как же уберечься от непредвиденного вредительства со стороны шиномонтажников? Прежде всего, нужно обращать внимание на внешний вид мастерской. Если все в ней аккуратно, не считая небольшого «творческого беспорядка», то так же аккуратно обойдутся и с вашим колесом. Если же вы попали в захламленный гараж, интерьер которого выдержан в стиле «пепелаца» из фильма «Кин-дза-дза», то лучше колесико приберечь. Уж чего-чего, а шиномонтажей у нас хватает – выбор есть!

Находясь в незнакомом шиномонтаже, очень важно принимать активное участие в процессе. Наряду с добросовестными мастерами в придорожных мастерских часто встречаются, мягко говоря, обленившиеся индивидуумы. Незнакомого клиента они могут воспринять как повод стараться вполсилы. Залетный – он и есть залетный! Даже писать об этом мерзко, но никуда от действительности не деться. Итак, первое правило в таком случае – тщательный контроль со стороны клиента. Даже, если вы ничего не понимаете в действиях монтажника, даже если вы «блондинка». Поверьте, эффект от надзирательства обязательно будет. Если вам покажется, что с колесом обращаются не достаточно аккуратно, – не стесняясь, делайте замечания.

Самая распространенная оплошность шиномонтажников – царапание легкосплавных дисков. Если ваши диски в идеальном состоянии, то даже небольшой скол или царапина на защитном слое непременно испортят настроение. Но ничто не мешает сразу обратить внимание шиномонтажника на состояние дисков и попросить, чтобы оно оставалось таким же. После установки колес внимательно осмотрите диски на предмет царапин и сколов. Если они имеют место, то шиномонтажнику будет сложно отвертеться, поскольку свежий скол со старым не спутать. Но до этого вряд ли дойдет, поскольку мастер был предупрежден и знает о том, что работу будут принимать с особым пристрастием. На самом деле разбортировать колесо и не поцарапать при этом диск отнюдь не является высшим пилотажем.

Принимая работу обращать внимание нужно и на саму резину. Ее необходимо обследовать на предмет наличия подреза в районе обода диска. Подрезанные баллоны опасно эксплуатировать.

Если вы переобули колеса в другие покрышки, то изменение звука при езде – совершенно нормальное явление. Другое дело, если машину вдет в сторону или бьет руль. В первом случае возможно в колоссах одной оси неодинаковое давление воздуха. Ехать так нельзя – нужно привести давление в норму. Что касается биения руля, то это явный признак неправильной балансировки. А бывает, что ученик не затянет болты крепления колеса, и тогда раздается характерный стук. В таком случае нужно остановиться и проверить затяжку штатным ключом. Но лучше взять себе за правило контролировать все этапы шиномонтажа лично, ведь колеса для машины – это, как крылья у самолета.

Когда-то давно работал на шиномонтаже, поэтому знаю все тонкости этого дела. В этой статье поделюсь не большими нюансами и хитростями, о которых водители, приезжающие на сезонную смену резины могут не знать. В основном это относится к балансировке колес. Но и при смене резины, установке другой покрышки на диск, тоже есть не большие нюансы. Например, борта старого диска, которые могут быть повреждены, лучше помазать специальным герметиком, это даст гарантию того, что бескамерная шина не будет спускать. Если в шине есть трещины, которые заклеить сложно либо не возможно, то можно установить в нее камеру и продлить срок службы.

На новых шинах есть специальные желтые точки в определенных местах, они называются балансировочными метками.

Этой точкой метится самое легкое место на шине. При установке его на диск, эта метка совмещается с соском, то есть с самым тяжелым местом на диске. Нужно это для того, что бы колесо правильнее и проще отбалансировалось. Бывало, что неопытный шиномонтажник устанавливал его не по метки, но если колесо будет правильно отбалансировано на станке, то можно на это закрыть глаза.

Что такое балансировка колес, максимально просто.

Балансировкой добиваются правильного распределения веса по высоте и ширине колеса. Есть два вида балансировки колес статическая и динамическая.

Статическая балансировка это когда колесо уравновешивают по высоте. Этим добиваются совпадения центра масс колеса с осью вращения. Динамическая балансировка помогает правильно распределить вес по ширине колеса с разных сторон.

Обычно рекомендуется их балансировать после 5 тысяч километров пробега и при каждой сезонной смене. Если этого вообще не делать либо делать, но не вовремя, то резина может изнашиваться не равномерно.

При неправильной балансировке колес на скорости выше 60 километров может появится вибрация, которая будет усиливаться с повышением скорости.

Многие не знают, но колесо которое было отбалансировано на стенде, еще нужно правильно установить на ступицу. То есть отбалонсировать его совместно со ступицей. Для этого нужно по вращать его в разные стороны и отметить мелом те места в которых оно само останавливается. Если эта метка постоянно находится в одном месте, то нужно переставить колесо на болтах, и добиться того, что бы метки были распределены по окружности колеса. Таким образом производится окончательная балансировка колеса на ступице. Ну конечно это редко кто делает.

И еще в некоторых литых дисках устанавливаются центровочные кольца, нужны они для того, что бы колесо точно стало на ступицу, то есть по центру. Бывает, что после переобувки они смещаются, деформируются либо вылетают из диска. Без них может начаться вибрация на скорости. То есть нужно за этим проследить.

Колесные диски разных типов существенно отличаются не только по характеристикам, но и по типам повреждений. Самые доступные по цене и распространенные — штампованные. Литые диски стоят дороже, но и выглядят при этом лучше, имея, впрочем, не так много преимуществ перед штампованными. Самые дорогие диски — кованые — прослыли вечными, хотя сломать можно и их.

Все современные колесные диски рассчитаны на бескамерные колеса. Чтобы не нарушалась герметичность шины, кромки дисков должны быть ровными и иметь идеальную круглую форму. Но именно кромки дисков подвержены повреждениям больше всего.

Износ при частом шиномонтаже

Причиной повреждений становится частая перебортировка колес. Большинство из нас делает ее два раза в год, меняя летнюю резину на зимнюю и обратно. Подобная манера наиболее опасна для штампованных дисков — рано или поздно шиномонтаж приводит к отслоению краски и появлению ржавчины на кромках. Это приводит к тому, что полностью исправные шины начинают подтравливать воздух. Первое время после шиномонтажа спасает герметик, наносимый на край боковин шин, но со временем он теряет свои свойства, открывая воздуху дорогу. Маркером такой неисправности служит неравномерное спускание колеса: чем ниже становится давление в шине, тем медленнее оно падает.

Найти место стравливания воздуха несложно, но для этого требуется снять колесо и положить его в воду либо налить немного жидкости по ободу лежащего на боку колеса и посмотреть, где образуются пузырьки. И так с обеих сторон. Впоследствии в местах, где проходил воздух, следует восстановить поверхность, удалив ржавчину и обновив краску. Сделать это можно самостоятельно с помощью наждачки и распыляемой из баллончика краски.

Правильным решением следует признать наличие двух комплектов дисков при двух имеющихся комплектах шин. Такие колеса хранят в сборе и просто устанавливаются на автомобиль без шиномонтажа, но с предварительной балансировкой, если она необходима.

Последствия ударов

Другой распространенной, но менее частой причиной разгерметизации является деформация колесного диска. Этой напасти также больше подвержены штампованные диски. В результате ударов их края заминаются, открывая дорогу рвущемуся наружу воздуху. Такое повреждение можно получить при проезде на большой скорости по ямам с вертикальными краями, местам среза асфальта, при ударах о бордюры и так далее. У литых дисков при подобных ударах края не заминаются, а откалываются, либо появляются трещины, через которые будет выходить воздух. Здесь следует отметить, что литые диски гораздо прочнее штампованных и повредить их сложнее. Там, где «штамповка» замнет края, литой диск останется невредим, но многое зависит от резины — низкопрофильные шины хуже защищают диск от ударов. К слову, высокая прочность литых дисков часто приводит к серьезным повреждениям шин при ударах. Следовательно, препятствия нужно проезжать аккуратно, независимо от того, какие диски у вашего автомобиля.

Литой диск, как и штампованный, тоже можно купить в единственном экземпляре. Но имейте в виду, что штатное «литье» и китайские аналоги имеют существенные отличия, например, по массе, что обусловлено использованием несколько иного сплава. А потому новый диск должен не просто выглядеть, как остальные, но и быть выпущенным той же фирмой.

Повреждения кованых дисков, благодаря особой технологии изготовления, в подавляющем большинстве случаев исправляются при помощи специального оборудования. Трещины и сколы на кованых дисках не появляются никогда. При ударах диск просто деформируется, и если он не смялся в блин, его обязательно восстановят. В процессе ремонта свойства кованого диска не изменятся. Еще проще ремонтируется лицевая сторона диска, поврежденная о бордюр. В случае искривления спиц их геометрию обязательно восстановят. Здесь следует оговориться, что ремонт кованого диска будет стоить недешево. Обычно цена сопоставима со стоимостью нового литого диска, а при серьезных повреждениях может превышать 100 тыс. рублей.

Береги ниппель!

Повреждения дисков не ограничиваются заминами, сколами, трещинами и деформацией. В каждом диске для бескамерного колеса есть ниппель, который несложно повредить. Речь не только о золотнике, который можно подтянуть или заменить самостоятельно за три секунды и три копейки, но и о месте крепления ниппеля к диску.

Повредить ниппель легче всего в лесу и на бездорожье. Конечно, при этом должно здорово не повезти, чтобы какая-нибудь ветка настолько ловко и сильно смогла угодить в ниппель. Немного легче повредить его, буксуя в колее, либо на гальке, зарываясь выше ободов колес. Такой случай тоже следует признать редким. А вот повреждения ниппеля зимой — достаточно частое явление. Сталкиваются с этим фанаты любительского дрифта на свежем снегу.

Снег «за воротник»

Чаще любители зимнего дрифта рискуют столкнуться с другой проблемой — попаданием снега в зону контакта шины и диска с последующей разгерметизацией колеса. При заносе шина деформируется с уводом вбок, а в это время перед идущим боком колесом собирается сугроб, снег из которого набивается в образовавшуюся щель. Там снег уплотняется и становится похожим на лед. Впоследствии, когда боковой увод исчезает, плотный снег продавливает резину и открывает ход воздуху. Но это уже проблема не дисков или шин, а водителя.

В общем вот и продолжение истории к предыдущей записи о шиномонтаже с подробностями.

После шиномонтажных работ я всегда подкачиваю "холодные" колёса на следующий день, особенно на зимний сезон, т.к. накачивают их изначально в теплом боксе, а на улице уже минус. Разница в 20-30 гр. сказывается примерно на 0.2-0.3 бара давления в колесе. Этот раз не стал исключением. Правда на следующий день после шиномонтажа я сделать это не успел, торопился на работу утром. В этот же день позвонили из клиентской службы Техинкома (всегда звонят спрашивают об впечатлениях визита на сервис), но и с ними разговаривать у меня не было времени, попросил перезвонить в другой раз.

И вот по прошествии ещё одного дня (через день после шиномонтажа) утром я таки решил подкачать колёса…

На двух левых колёсах вот такие царапаны вокруг грузиков, сложилось такое ощущение, что место под них шкурили. Технологии)) На правых колёсах грузики были с дальней стороны диска и рассмотреть не представлялось возможным.

И… ровно через 15 минут после того, как я обнаружил повреждения на дисках — перезванивают из клиентской службы (в предыдущий день разговор так и не состоялся). Естественно на свежих впечатлениях я всё им высказал :) попутно через пару часов дополнил предыдущий пост с диферамбами о шиномонтаже.

На следующий день звонит директор сервисного центра, мы с ним уже знакомы. Именно он решал вопросы, когда мне уделали салон на предсервисной мойке и взяли "немножко" больше денег на шиномонтаже. Пригласил меня приехать и разобраться в ситуации.

Собственно в эту пятницу я туда и поехал. На въезде немного подпортил настроение хамящий охранник на шлаг-бауме. Много раз там был, но этого перца либо не было, либо не приходилось вести диалог. Ну да ладно, там на территории несколько дилеров, к Техинкому он скорее всего вообще никакого отношения не имеет.

Встретились с директором и пошли смотреть машину. Чтобы не ползать на карачках по парковке, пытался показать ему фото, где четко видно царапины, на что он мне ответил, что уже их видел. "Откуда? 😳" — спросил я. "Ну вы же выложили уже это в вашем блоге!" — ответил он. Вот тут я действительно удивился. Дилер читает мой блог про машину :) Похвально! Не каждая крупная компания настолько интересуется своими клиентами и следит за социальными сборищами типа drive2.

ИТОГ: Собственно закончилось всё без разборок и прочего, как и должно быть в уважающей себя конторе. Сняли все 4 диска, осмотрели — повреждения были только на двух (остальные видимо решили не шкурить или не чистить металической щеткой 😄). Поврежденные диски заменили на новые и сделали бесплатно повторный шиномонтаж на мою резину с балансировкой.

Два раза в год езжу на шиномонтаж. У меня нет второго комплекта дисков, поэтому каждый раз мне снимают летние шины и надевают на диски зимние, и наоборот.

Попал в неприятную ситуацию. На трех дисках после шиномонтажа появились одинаковые царапины длиной по 5—7 см.

Что мне делать, если я приеду в автосервис и после работ по замене резины увижу, что диски испорчены? Как доказать свою правоту и получить компенсацию?

Владислав, шиномонтаж должен компенсировать повреждения дисков или заменить их на новые. Главное — доказать, что диски испортили во время ремонта, а до него царапин не было.

До сдачи автомобиля

Если во время ремонта работники автосервиса повредят машину, понадобятся доказательства их вины. Поэтому заранее подготовьтесь.

Сфотографируйте автомобиль. Должно быть видно, что фото сделаны в момент передачи автомобиля в ремонт. Поэтому сфотографируйте машину в автосервисе и проверьте, чтобы дата фотографий совпадала с датой, когда вы отдали авто в ремонт.

Сохраните замененные детали. Попросите рабочих сложить в багажник старые детали и упаковки от новых. Так вы удостоверитесь, что запчасти заменили. Также они понадобятся как доказательства вины работников сервиса. Например, если мастера неправильно установят новые детали или снимут старые, со временем может произойти поломка. На экспертизе замененные детали станут главным доказательством.

Установите видеорегистратор. Если регистратор зафиксирует момент, когда мастера повредят авто, доказать вину будет легко. Например, если работники сервиса будут перегонять машину и заденут стену.

Подпишите акт приема-передачи. Когда отдаете автомобиль в сервис, вместе с представителем осмотрите его и зафиксируйте недочеты в акте приема-передачи. Вмятины, сколы и царапины отметьте на схематичном изображении машины или укажите, что их нет.

Иногда в автосервисе предлагают заполнить заказ-наряд . Это документ, в который вносят информацию о владельце, автомобиле, перечень ремонтных работ и предварительную цену. Если информации о сколах и вмятинах в нем нет, вы не защищены и в дальнейшем доказать вину автосервиса будет сложно. Требуйте зафиксировать недочеты или их отсутствие в отдельном приложении к заказу-наряду или составить акт приема-передачи.

Поговорите с мастерами. Попросите рабочих быть аккуратнее с автомобилем. Если меняете резину, предупредите о дисках. Если боитесь за новый видеорегистратор, предупредите, что проверите его, когда будете забирать авто. Знаю случаи, когда к машине относились неаккуратно только потому, что она была выпущена в 90-х годах. Якобы раз авто и так в плохом состоянии, еще одна царапина не будет заметна.

Приемка автомобиля

Когда забираете автомобиль из сервиса, проверяйте качество ремонта и состояние машины. Не подписывайте акт приема-передачи без осмотра: если потом обнаружите повреждения, доказать вину автосервиса будет сложно.

Повреждения могут быть явными или скрытыми. Царапина на кузове — это явное повреждение, ее легко заметить при осмотре. А если эту царапину закрасят, она станет скрытым повреждением: в глаза не бросается, и при осмотре незаметно. Чаще скрытые дефекты обнаруживают со временем при использовании автомобиля. Например, если мастера не использовали динамометрический ключ и закрутили винты не до конца, со временем деталь расшатается, отпадет или навредит другим деталям.

Доказать вину мастерской при видимых дефектах тяжелее, чем при скрытых. Поэтому при приемке важно не пропустить явные повреждения.

Читайте также: