Как правильно менять шины парами или по одной

Опубликовано: 01.05.2024

Споры о необходимости ротации положения колес ходят уже давно. Одни автолюбители постоянно сохраняют шины на своем месте, а другие стремятся регулярно менять их местами. Однозначного ответа на этот вопрос мне найти не удалось, поэтому я сам решил заняться изучением вопроса. Для объективности мнения я проконсультировался со специалистом из шиномонтажа, который высказал свое мнение о необходимости процедуры.

Важность смены положения колес связывают с несколькими факторами. На моноприводных автомобилях такой подход якобы позволяет продлить срок службы комплекта резины за счет равномерности износа. Как известно, колеса, расположенные на ведущей оси, получают более высокую нагрузку. Резина быстрее изнашивается, а шипы могут вылетать при резких стартах на асфальте.

К тому же, неравномерный износ резины может негативно сказываться на управляемости автомобиля. Полноприводные машины подвержены этому явлению не столь сильно, но и на них рекомендуют менять шины местами при смене сезона, что обусловлено разницей в нагрузке на переднюю и заднюю ось при отключенной системе 4WD. Но будет ли от этого польза на самом деле? Давайте разбираться.

Специалист шиномонтажа рассказал мне, что к ним часто приезжают люди с подписанными колесами и просят поменять их местами. При этом, далеко не все автолюбители знают об особенностях модели их резины. Некоторые водители просят поменять колеса по диагонали, как этого многие советуют в Интернете. При этом, они имеют резину с направленным протектором, которую нельзя переместить по диагонали. На объяснение всех нюансов специалистам приходится тратить много времени.

Алгоритмов ротации расположения шин на автомобиле много. Одни автовладельцы меняют местами передние и задние колеса, другие — по диагонали, а некоторые вовсе регулярно задействуют «запаску», чтобы полностью исчерпать ресурс одного комплекта шин.

Некоторые автолюбители вовсе не подписывают колеса, а просят лишь сотрудников шиномонтажа оценить износ резины и поставить наиболее сохранившуюся на ведущую ось. Но не все знают, что при потере сцепления с дорогой на другой оси также повышается риск заноса. Ротация расположения колес необходима исключительно для сохранения резины на более долгий период.

В целом специалисты рекомендуют менять шины местами, но не стоит преувеличивать пользу от такого подхода. Ошибочно думать, что «лысая» резина еще походит один-два сезона на задней оси, если будет использоваться на переднеприводном автомобиле. Если два колеса из комплекта сильно изношены, а остальные два еще в нормальном состоянии, то есть смысл заменить пару на новую, тем самым обеспечить себе максимальный уровень безопасности.

К сожалению, разрыв одной из шин может привести к 1000 и 1 проблемой, каждая из которых наверняка заставить вас понервничать. Просто поехать на шиномонтаж, купить новую покрышку и забрать машину через 15 минут, забыв о произошедшем, — не вариант.

Любой опытный специалист скажет вам, что для уверенного управления автомобиля, сбалансированности колес и предсказуемого поведения автомобиля при ускорении, торможении и поворотах, желательно менять как минимум два колеса (на одной оси), как максимум — очевидно, все четыре.

Но «желательно» — не значит обязательно. Так можно ли заменить только одну шину без дальнейшего ущерба безопасности движения? Разбираемся.

Основное правило

У большинства новых покрышек глубина рисунка протектора — от 8 мм до 10 мм. И если остальные три шины потеряли 3 мм (или меньше) начальной глубины, то менять можно только поврежденную шину. Но и в этом случае бывают исключения.

Полноприводные автомобили

Помните, мы говорили о рекомендациях производителей? Так вот, в этом случае они тоже есть. Некоторые заводы в руководстве пользователя отмечают, что если и менять, то сразу все четыре колеса, а не одно-два-три. Причина проста: диаметр новой покрышки будет больше остальных и, соответственно, шины, глубина протектора которых хоть немного изменилась, будут крутиться быстрее. А это, в свою очередь, приведет к тому, что система полного привода может включиться на сухом асфальте и привести к ее повреждению.

То есть на полноприводном автомобиле рекомендуется менять сразу все шины, чтобы их диаметр и качество сцепления не отличались.

Неполноприводные автомобили

С передне- и заднеприводными автомобилями так же. Если стерлась половина (и больше) основной глубины протектора на всех четырех колесах, то замена только одной покрышки приведет к тому, что одно колесо будет вращаться медленнее остальных. Автомобиль может расценить это как сигналы в антиблокировочную и противобуксовочную систему.

Получается, что для в передне- или заднеприводных автомобилях желательно менять хотя бы покрышки на одной оси. При этом, если протектор заметно стерся, идеально будет менять все четыре колеса.

Как выбрать шину для замены?

Если же вы все-таки решились поменять только одну шину, выбирайте покрышку той же модели, размера и с таким же рисунком протектора, как у трех остальных. Иначе — придется постоянно беспокоиться о разном сцеплении колес с асфальтом, скорости их вращения и, конечно, собственной безопасности. Вряд ли вы этого хотите.

Смешивать шины или менять комплект целиком?

Почти каждый автовладелец при замене шин на своем автомобиле сталкивается с некоторыми затруднениями: менять весь комплект или только пару покрышек, какой тип шин выбрать и можно ли смешивать покрышки разных производителей. Ясность в разрешение этих вопросов попробовали внести эксперты компании «Continental».

Конечно, ситуация, когда все покрышки изнашиваются одинаково и одновременно, служит подтверждением тому, что условия и тип вождения в совокупности со своевременным ТО автомобиля идеально совпали с его техническими характеристиками. И ответ на поставленный вопрос здесь очевиден – менять все четыре покрышки на новый комплект шин, рекомендованных автопроизводителем. Но такая картина, увы, встречается редко, особенно в российских реалиях, по причине влияния многочисленных факторов.

Даже в случае, когда шины изношены неравномерно, и существует необходимость замены только части покрышек, оптимальным решением все равно будет покупка целого комплекта новой резины. Это гарантирует необходимую безопасность на дороге. Единственный минус такого подхода для большинства водителей – это затраты. И если в целях экономии вы все-таки решили заменить только половину колес, то обратите внимание на нижеприведенные рекомендации:

  1. При замене только двух покрышек новые шины нужно устанавливать на заднюю ось, а не на переднюю, как бы это не показалось странным для отечественных автомобилистов, особенно владельцев переднеприводных автомобилей. Дело в том, что изношенные шины, естественно, обеспечивают меньшее сцепление с дорогой, и, установленные на заднюю ось, они снижают сопротивление заносам, а это приводит к неуправляемости автомобилем на мокрой или скользкой поверхности. Установленные же на передней оси, изношенные покрышки не так заметно влияют на устойчивость и управляемость автотранспортным средством.
  2. При выборе модели шин лучше покупать те же, что были установлены при оригинальной комплектации автомобиля. Таким образом типоразмер, конструкция и рисунок протектора будут полностью совпадать с заменяемыми покрышками, гарантируя лучшую управляемость и безопасность вождения.
  3. Подходящим вариантом могут быть 2 новые шины из той же категории, что и две б/у покрышки, которые вы пока не планируете менять. В таком случае обязательным должен быть соответствующий типоразмер и индекс скорости новой резины. Особенно это подойдет тем автовладельцам, которые хотят получить тех. характеристики, отличные от заводских, для использования шин в конкретных климатических условиях. Так, например, для северных территорий России самым подходящим вариантом в зимних условиях будут шипованные шины, а для городов с более мягким зимним климатом подойдут фрикционные покрышки скандинавского типа, имеющие улучшенное сцепление на сухих и мокрых дорогах.
  4. Выбор шин в сторону более низкой производительности будет неправильным! Единственный случай, когда это может быть оправданно – экстренная и кратковременная замена в неотложной ситуации.
  5. Главное правило, которое должен помнить каждый водитель – шины не должны смешиваться ни на каких транспортных средствах, за исключением тех случаев, когда это допустимо автомобильным или шинным производителем. Устанавливать покрышки с разным рисунком протектора, отличающиеся конструкцией или размером также не рекомендуется, если только автоизготовителем не предусмотрено специальное использование разных колес на передней и задней осях. Ни в коем случае нельзя смешивать зимнюю резину со всесезонной, и уж тем более с летней, а также устанавливать обычные шины вперемежку с шинами, изготовленными по технологии «RunFlat», предусматривающей движение автомобиля при полной потери давления в покрышке.

В заключение добавим, что несоблюдение перечисленных рекомендаций может привести к разбалансировке автомобиля в самый неподходящий момент, особенно в плохую погоду. Не забывайте, что шины выполняют важную функцию в обеспечении безопасности водителя и пассажиров. Поэтому вернее всего будет использование покрышек, идентичных в каждой детали, включая и модель, и размер, и глубину протектора, и шинный бренд. Все остальное – компромисс.

И если сегодня вы стоите перед выбором новой «обувки» для своего автомобиля, то обязательно проконсультируйтесь со специалистами специализированного шинного центра, такого, как «Колеса Даром», где всегда помогут с правильным и безопасным выбором.

Разрыв шины может создать множество проблем. Вы полагаете, что просто отправитесь в шиномонтаж и купите там новую шину, которую вам заменят.

Однако во многих случаях вам скажут, что требуется заменить все четыре шины. Это нужно для того, чтобы автомобиль был сбалансирован и вел себя предсказуемо при ускорении, торможении и поворотах.

В такой ситуации у многих автовладельцев возникает вопрос о том, а можно ли заменить лишь одну шину. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть некоторые факторы, которые влияют на это решение.

Большинство новых шин имеют глубину протектора от 8 до 10 мм. Если другие шины автомобиля потеряли только до 3 мм их первоначальной глубины протектора, то может быть заменена только поврежденная шина. Однако у этого правило могут быть исключения, относящиеся к полноприводным автомобилям.

Полноприводные автомобили

Некоторые производители полноприводных автомобилей рекомендуют заменять все четыре шины, а не только одну или две, потому что новая шина будет иметь больший диаметр, чем остальные. Шины, которые потеряли даже небольшую часть глубины протектора, будут вращаться быстрее, чем новая, и это может привести к тому, что система полного привода включится на сухом асфальте и, возможно, повредит систему.

Таким образом, на полноприводном автомобиле в идеале должны заменяться все четыре шины одновременно, чтобы они имели одинаковый диаметр и одинаковое сцепление.

Неполноприводные автомобили

Для передне- или заднеприводных автомобилей действуют аналогичные правила. Если половина или более глубины протектора на всех четырех шинах стерлась, то замена только одной шины приведет к тому, что одно колесо будет вращаться с меньшей скоростью, чем другие, возможно, посылая ложные сигналы в антиблокировочную или противобуксовочную системы. Это также приведет к тому, что одна шина будет иметь больше или меньше сцепления на поворотах, чем другие, что может повлиять на поведение транспортного средства.

Таким образом, на переднее- или заднеприводных автомобилях правильным подходом будет замена пары шин на одной оси. Однако лучше заменить все четыре шины, если протектор на старых шинах значительно изношен.

Выбор шин для замены

Если вы решили заменить только одну шину, то новая шина должна быть той же модели и размера, а также иметь такой же рисунок протектора, что и у остальных шин. Шина другой модели будет иметь различия в сцеплении и скорости вращения, тем самым быстрее изнашиваясь.

На передних колесах при поворотах больше изнашиваются боковые плоскости протекторов. На задних — середина. Износ также зависит от особенностей регулировки развала/схождения (наклона) колес. Выровнять износ поможет простая перестановка передних колес назад и наоборот.

Как менять местами колеса для равномерного изнашивания

Регулярная перестановка колес по разным схемам (передние — назад, левые — направо и наоборот) может увеличить срок службы покрышек в 1,5-2 раза, иногда и более. Если на одной стороне шины стираются с внешней стороны, а на другой изнутри, их надо менять местами.

Это пример очевидного износа, видного невооруженным глазом, и логика порядка замены здесь очевидна. Если ничего не предпринимать, шины могут быстро стереться, причем одни с внутренней стороны, другие с внешней или посередине. Своевременная перестановка колес обеспечит равномерный износ и бесспорно, продлит срок службы резины.

Как правильно менять колеса на машине местами

Как менять колёса местами для равномерного износа

Кроме очевидных случаев неравномерного износа, есть рекомендованные схемы ротации колес. Их проводят не глядя, даже не замеряя глубины протекторов и степень износа. Рекомендуются следующие схемы.

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Для полноприводных и заднеприводных автомобилей

Меняют местами задние и передние колеса, причем левые ставят направо и наоборот. Проще говоря, замену проводят по диагонали в форме буквы Х.

Для переднеприводных автомобилей

Задние колеса ставят вперед, не меняя местами левые и правые. То есть заднее правое колесо ставят вместо переднего правого. Но передние колеса ставят назад, меняя местами левое и правое колесо.

Включение в ротацию запасного колеса

Если все пять шин изначально были в одинаковом состоянии, желательно использовать в замене и запаску. При этом запаску ставят взамен наиболее изношенного колеса. Если износ равномерный, замену проводят по «конвейеру» — по рекомендованной схеме, но каждый раз откладывая в запаску левое заднее колесо.

Таким образом, при регулярной замене будут равномерно изнашиваться все 5 колес, включая запаску, а износ замедлится на 20%.

Когда требуется замена колес местами

Если протектор стирается явно очень быстро одной полосой, перестановка колес поможет выровнять износ, но не решит проблему.

«Узкое» стирание протектора происходит чаще всего из-за неправильного угла регулировки развала/схождения. Колесо просто сильно наклонено и контактирует с дорогой не всей плоскостью, а одной узкой полосой. В таких случаях вместе или вместо перестановки рекомендуется правильно отрегулировать углы развала/схождения.

Иногда такой ускоренный износ может быть по причине износа подвески, что также требует диагностики и устранения вышедших из строя элементов подвески.

Как менять местами ассиметричные шины

Ротация обычных шин проста. Их можно разворачивать не только при замене колес местами, но и при бортировке на диски в шиномонтаже. Несколько сложнее с ассиметричными и направленными шинами. Направленные шины имеют стрелку, указывающую направление вращения. Переставлять такую резину нужно так, чтобы стрелка показывала в обратную сторону — категорически нельзя.

Ассиметричные шины имею неоднородный протектор, который значительно отличается с внутренней и внешней стороны. Причем отличия могут быть как в рисунке протектора, разного внутри и снаружи, так и в свойствах резины. Например, она может быть мягче для внутренней стороны.

Ассиметричные шины переставляются по тем же схемам, что и обычные. Отличие в том, что их нельзя перебортировать на диске другой стороной так, чтобы внутренняя сторона оказалась снаружи.

Такие шины обязательно имеют маркировку из нескольких слов, обозначающую внешнюю и внутреннюю сторону. Слова на английском или языке производителя, могут отличаться.

Как пример: Side Facing Outwards (в переводе «Сторона, обращенная наружу») и Side Facing Inwards («Сторона, обращенная внутрь»).

Нужно ли менять колеса местами при переобувке

При замене резины рекомендуются устанавливать колеса на новые места согласно рекомендованным выше схемам. Для этого при снятии колес (предыдущей замене) желательно делать пометки маркером, какое колесо где стояло.

Можно ли менять колеса местами с датчиками давления

В большинстве случаев датчики давления сразу или после 2-3 км пробега восстанавливают связь (прописываются) автоматически при любой ротации колес. Иначе проблемы возникали бы и при сезонной замене резины, что стало бы проблемой владельцев и репутации конкретного бренда.

По опыту, иногда требуется накачать переставленные колеса до повышенных значений давления – 2,3-2.6, а затем спустить до нормы, чтобы восстановиться работу датчиков.

Во всех случаях наиболее точные рекомендации изложены в Инструкции по эксплуатации каждой конкретной модели автомобиля.

Читайте также: