Как разбортировать колесо на белазе

Опубликовано: 26.03.2024

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 декабря 2019. Время чтения 6 мин.


Слесарная бригада способна заменить колесо на БелАЗе за 1-2 часа. Если с разбортовкой и забортовкой, то потребуется не менее 1 суток, так как после ремонта необходимо проверить герметичность соединений. Строение диска и его крепление к ступице довольно схожи с конструкцией аналогичных узлов на шоссейных самосвалах. Но для кантовки 5-тонной шины стоимостью до 5,2 млн руб. требуется погрузчик со специальным захватом, а для замены покрышки используется шиномонтажный стенд.

Белорусский автомобильный завод – это крупнейший производитель карьерной техники в мире и единственный в СНГ. Ежегодно БелАЗ собирает 800-1100 машин, таких как самосвалы, фронтальные погрузчики, аэродромные тягачи. В процессе эксплуатации транспорта шины подвергаются износу, и требуется периодическая «переобувка». Простым людям сложно представить, как меняют колёса на БелаЗЕ, ведь самосвальная резина R63 весит 5 128 кг. Примерно такая же масса у обода. Но ещё труднее вообразить процесс шиномонтажа гигантской покрышки, стоимость которой достигает 5 млн руб.

Для сравнения! Стандартная резина шириной 145-185 мм для легковушки весит 5,1-7,7 кг.

Устройство

На БелАЗы установлено 6 колёс: 2 ‒ на передней оси, 4 ‒ на задней. Последние сдвоены в пары. Они крепятся к ступицам самосвала при помощи прижимов и гаек.

cdn12.img.sputnik.by

Конструкция без диска состоит из таких элементов, как:

  • покрышка;
  • обод;
  • воздушный вентиль;
  • кольца:
    • бортовое;
    • клиновое;
    • посадочное;
    • замочное;
    • распорное (между ободьями задних колёс).

    Форма обода коническая, для центрирования и фиксации на ступице. Замочное кольцо незамкнутое (по типу стопора). На обечайке и посадочном обруче выделяются конусные полки для насаживания бортов шины.

    Замена колес на Белазе кто бортирует огромные колеса

    Покрышки бескамерные, применяются как радиального, так и диагонального типа. Различаются по конструкционному строению корда: первый ‒ продольный, второй – крест-накрест. Уплотнение обода со съёмным посадочным кольцом осуществляется резиновым соединительным обручем.

    Таблица 1. Стоимость покрышек для самосвала БелАЗ: 7517-7571 (г/п., 160-430 т.).

    Производитель Размер Цена, руб.
    Goodyear RM-4A+ (E-4) 59/80R63 5 260 104
    MICHELIN XDR 59/80R63 5 187 800
    Goodyear RM-4A+ (E-4) 33.00R51 1 400 000
    Bridgestone VRDP E-4 33.00R51 1 300 000
    Белшина ФТ-116АМ E-4 33.00R51 685 500

    Источники: gigant-tiretssz

    Где и как происходит замена

    БелАЗы работают на открытых участках по добыче руды, угля, каменной породы. Как правило, рядом с местом разработки базируется автоколонна с цехами для внутрикарьерного транспорта. Здесь трудятся бригады слесарей, которые обслуживают самосвалы, другую технику. Меняют шины также в ремзоне карьера. Обода разборные. При помощи инструмента и погрузчика колёса разбортовывают, забортовывают и переставляют местами.

    a.d-cd.net

    Демонтаж

    Для «переобувки» самосвал загоняют в цех. Иногда замена проводится на улице. Если t -40°C и ниже, работать на открытом воздухе запрещено. Под машину устанавливают гидравлическую подставку (домкрат), страховочный упор.

    Сначала с шины стравливают воздух, во избежание несчастных случаев. Дело в том, что при эксплуатации в замочном кольце появляются трещины, и при демонтаже шина может внезапно разорваться. Если предстоит менять заднее колесо, то давление снижают из сдвоенной колёсной пары.

    После того как воздух стравлен, слесарь приступает к откручиванию гаек по периметру обода. Для этого он использует пневмоинструмент. Как правило, крепёж насчитывает 25 прижимов (БелАЗ-7517). В процессе отвинчивания колесо поддерживается чалочным приспособлением (трос или цепь с крюком). То же самое для задней пары.

    kolesa.guru

    Далее к работе приступает погрузчик-манипулятор, оборудованный специальным горизонтальным захватом – лапами. Он захватывает шину за края, плавно снимает со ступицы, отвозит на шиномонтажный стенд. Иногда это ровная подготовленная поверхность на полу цеха.

    skrinshoter.ru

    Далее слесаря разбирают кольца обода. При помощи съёмника (паука) вынимают шину из сердцевины, и погрузчик увозит её на склад утилизации. Оставшиеся стальные элементы тщательно инспектируются на комплектность и техническое состояние. Происходит очистка от облоя, кусков резины. Не допускается повторно использовать кольца с трещинами, во избежание несчастных случаев, так как слабое крепление может способствовать внезапному разрыву.

    pbs.twimg.com

    Для монтажа требуются детали, у которых не нарушена окраска как с внешней, так и с внутренней стороны. Коррозия способна вызвать быструю поломку во время движения и повлечь несчастный случай. А ещё использование неокрашенных деталей затрудняет монтаж и последующий демонтаж, так как борта шины прикипают сильнее. Поэтому повреждённые детали зачищают от ржавчины, наносят несколько слоёв грунта, эмали.

    pbs.twimg.com

    После подготовки обода и остальных элементов начинается сборка. При помощи кран-захвата (паука) берут шину, предварительно смазанную по периметру посадочного канта, надевают на обод. Затем, используя кран-балку или таль, устанавливают кольца: бортовое, уплотнительное, клиновое, посадочное и замочное.

    skrinshoter.ru1

    В полость колеса подают небольшое давление воздуха 0,08–0,1 МПа для проверки точности сборки. Через 10-15 минут покрышку накачивают до рабочего состояния 6-7 МПа, выдерживают 24 часа. Далее инспектируют герметичность соединений, вентиля. Воздух должен остаться в неизменном объёме. Если испытания прошли успешно, то колесо спускают до 0,08–0,1 Мпа, снимают с шиномонтажного стенда, погрузчиком увозят в цех для установки на БелАЗ.

    pbs.twimg.com

    Монтаж

    Слесарь проверяет внутренность обода, он должен быть сухим, чистым, без облоя резины. Наличие посторонних объектов, веществ может затруднить следующий демонтаж. Также он инспектирует колесо на предмет трещин по галтелям буртов, посадочного кольца, по сварным соединениям замочной части обода и бортового основания обечайки, которые могли появиться при сборке. Для выявления изъянов слесарь использует цветную, магнитную или ультразвуковую дефектоскопию. Далее происходит установка:

    • Ступицу разворачивают пазом вниз, погрузчик надевает колесо после совмещения шлица обода с пазом ступичного цилиндра.

    pbs.twimg.com

    • Устанавливаются: верхний, нижний, а затем левый, правый прижимы, затягиваются гайками.
    • Вставляются остальные прижимы, закручиваются диаметрально противоположно (чтобы исключить дисбаланс колеса по боковине шины, допустимый ‒ не более 10 мм).
    • Все гайки протягиваются динамометрическим ключом, моментом: 1150–1300 Н.м. ‒ для передних колёс, 800–900 Н.м. ‒ для задних скатов.
    • Шину накачивают до 6-7 Мпа.

    sivator.com

    После первого рейса слесари повторно протянут гайки. Если биение по боковине будет более 10 мм, то затягивать прижимы придётся через каждые 2-3 ходки, пока дисбаланс не устранится.

    Белорусский автомобильный завод один из крупнейших производителей карьерной техники в мире. Его продукция впечатлит своими размерами людей, которые никогда до этого не встречались с карьерной техникой. Самый распространенный БелАЗ-7513 имеет следующие размеры: высота – 5.9 метров; ширина – 7 метров; длина – 11.5 метров . Грузоподъемность такого БелАЗа - 130-136 тонн , разница в 6 тонн обуславливается типом используемых шин. И тут мы с вами понимаем, как важен подход к выбору и монтажу резины на таком большом автомобиле.

    Кстати, модель 7513 можно считать «пони» в модельном ряду компании, так как самый большой самосвал имеет грузоподъемность 450 тонн! А это вес почти 3 самолетов Boeing 747 , который на протяжении 36 лет был самым большим пассажирским самолетом.

    Вернемся ближе к теме, к шинам. Масса автомобиля с учетом полной загрузки составляет примерно 236 тонн (110 автомобиль + 136 горные породы). Вся эта нагрузка распределяется на 6 колес, следовательно, на каждое колесо приходится почти 40 тонн груза. На российский рынок покрышки под такие параметры поставляют в основном Michelin, Bridgestone, Goodyear и Белшина.

    Существует 2 вида шин: радиальные и диагональные. Радиальные покрышки при работе разогреваются до 80 градусов , а диагональные аж до 90 градусов . Радиальные изнашиваются примерно за 100 тыс. км, а диагональные отхаживают в 2 раза меньше. Соответственно и разница в цене существенна, от 500 тыс. рублей до 1 500 000 рублей за штуку (без учета доставки)!

    Так как цена покрышек далеко не маленькая, то и к монтажу подходят ответственно. Для снятия колеса самосвал поднимают домкратом или специальным гидравлическим подъемником, после чего колесо захватывает специальный погрузчик-манипулятор и снимает его с машины (перед этим следует открутить 24 гайки ). После колесо помещается в специальную оснастку, по очереди подцепляют и снимают краном 4 кольца (бортовое, клиновое, посадочное, стопорное). Специальный «паук» снимает старую шину и ставит новую, дальнейшие действия те же, только в обратном порядке. Гайки затягиваются пневматическим инструментом, а затем затяжка проверяется динамометрическим ключом.

    Интересен тот факт, что покрышки используют до тех пор, пока не полезет 2-3 брекерный слой (слой, армированный металлом). И это не русская жадность и попытки на всем сэкономить, такой режим эксплуатации прописан в рекомендациях от самих производителей.

    БелАЗ, хоть и огромные, но все таки машины имеющие колеса и эти колеса периодически выходят из строя. Хотя не так просто «проковырять» такой толстый слой резины, но всякое случается :


    Конечно, учитывая такие большие размеры и вес колес, бортировать их не самая простая задача, поэтому специально для таких операций созданы различные навесные устройства и оборудования. Для каждого размера колес, такое навесное оборудование несколько отличается и можно назвать некоторые, как 31-53М, 31-67, 31-13, СКС-5.

    Вот для примера:


    Сама операция бортировки, выглядит так:

    Но когда «под рукой» нет специального оборудования, можно попытаться разбортировать колесо БелАЗа и вручную, конечно для этого нужно достаточно сильно постараться:

    Не стоит забывать, что БелАЗ, достаточно «живучая» техника. Поэтому потеря пары колес, не является препятствие для его самостоятельного передвижения:

    Постольку поскольку в вопросе не указана ни марка автомобиля, ни характер поломки, то начну с основополагающих вещей. В автомашине, по большому счёту, обычно бывает всего три неисправности. Первая - это когда автомобиль развалился на несколько частей. Здесь все понятно. Откуда что-то отвалилось, то и не исправно. Поэтому на этом долго задерживаться не будем. Две оставшиеся неисправности, говоря по простому - это нечему гореть и нечему поджигать. То есть в двигатель либо не поступает бензин, либо проблема лежит в области электрики автомашины. Здесь гораздо больше простора для творчества. И гораздо больше вещей которые необходимо проверить. А значит, первое, что нужно сделать, так это доподлинно проверить поступает топливо в двигатель или нет. Если нет - то начинаем последовательно проверять ключевые точки по направлению от двигателя к бензобаку. К примеру: карбюратор, воздушный фильтр, топливный фильтр, бензонасос, и так далее. Если-же топливо все-же поступает в двигатель, то надо проверять электрику автомобиля ориентируясь на характерные симптомы неисправности. Здесь все намного сложней и характеристики неисправности играют более важную роль. Если они не понятны, то необходимо начать с проверки заряда аккумуляторной батареи, и качества крепление на ней проводов питания. Ну, и далее нужно опять-же проверить ключевые точки, уделяя повышенное внимание качеству соединения проводов и прочих деталей. Предохранители в коробке предохранителей. Замок зажигания. Различные релюшки. Высоковольтные провода. Бегунок и трамблер, если они есть. Свечи. Стартер. Ну, и так далее, вплоть до победного конца. :о)))

    Никак. Только небольшие свищи можно заварить аргоном, потом опрессовать (проверить под водой под давлением).

    Подвохов бывает очень много, они как правило все прописаны в Правилах страхования или договоре, но так, что бы на них не обратили внимание. Важно, автостраховщика по какому виду страхования Вы выбираете, если Каско, то это ответственно и сложно, если ОСАГО не столь существенно. Во-первых, стоит поинтересоваться тарифом, во-вторых, способами урегулирования (деньги или ремонт), а если ремонт, то на какие СТОА отправляют ( с какими есть договоры). Тонкостей масса и лучше воспользоваться советами друзей, которые вынуждены были к страховщику обращаться, потому, что отзывы в инете, как правило, пишут недовольные. Надежнее, конечно, выбирать из первой десятки, поскольку рынок ждут крупные потрясения.

    Возможно шрус или подшибник передней ступицы ( это первые причины ). А также следует посмотреть саленблоки переднего нижнего рычага.

    в России с такими дисками на клиньях и с резиновым кольцом разбираем и собираем в ручную ! Сам работал на погрузчике Detvan-650 , там диск точно таковой же ! И будто мы желали о таком ! Но у нас такового манипулятора не было потому вылечивали эти колеса при помощи кувалды угольников и естественно крана !

    Можно былобы разуть колёса еще проще, спустить с обрыва!

    ху*ня экскаваторключ с рычагом, молот и 2лома

    Закономерный проблема: а будто вправду бортуют такие колёса?

    скока покрышка стоит?

    0:07-0:13 поглядите на фронтальное колесо,они реально задумываются что если(хз что за тягач )сорвётся с ручника то она приостановит его ?

    это где? точно не в России! наши все пердячим паром и с всеми знакомой е. а мама!

    ага. )))))))))))))ржу не могу)))))))))0это немцы будут этак мастерить. либо американцы. а наши вручную снимут,кувалдами разбортируют и поставят назад.

    Перед тем, как разбортировать колесо на тракторе следует проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистый, без забоин и ржавчины.

    Колесо трактора бортируют в определенной последовательности.

    1. Заводят один борт шины за кромку обода с помощью монтажных лопаток.

    2. Посыпают вытертую насухо камеру тонким слоем талька, кладут ее в покрышку и расправляют. Вентиль камеры вставляют в отверстие обода и накачивают шину до l/4—1/з нормального объема.

    3. Заводят за кромку обода второй борт покрышки, для чего надевают вначале часть борта, а затем при помощи лопаток перетягивают остальную часть. Перетягивание борта заканчивается у вентиля. При монтаже шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекосы его недопустимы, так как это может повлечь за собой пропуск воздуха у пятки вентиля или отрыв его от камеры.

    4. Накачивают шину до нормального давления. Проверяют, нет ли пропуска воздуха. При монтаже шин ведущих колес следует.

    Уважаемые друзья!

    ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Кировцы К-701 и К-700 таскают лес или Трейлеровка леса 2011 авто приколы так могут только русские ЛИМУЗИНЫ- САМОДЕЛКИ!РОССИЯ-УКРАИНА!СМЕШНО Трактор Т10МБ болотоход ЧТЗ Русская техника на бездорожье РУССКИЕ ДОРОГИ - РУССКАЯ ТЕХНИКА Воины бездорожья (2015) К 700 Жесть 3 Документальный фильм Этот старенький ЗИЛ не знает что такое "застрять". Бомба видео! Подборка Приколов Приколы 2014 Улетное Видео Подборка ТОП приколов 2014 с самой лучшей русской игрушкой, тут же Машины-монстры - Вездеходный кран Самые большие грузовики в мире - 3 ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Большой тест-драйв Советские тягачи трубовозы. Стоп Хам Монстры грузовики. Сделано в СССР. Болотные монстры УРАЛ ЖЕСТЬ МАШИНА Ваз 2106 против внедорожников на бездорожье!) Уаз и Гелендвагены на бездорожье Гелендваген против НивыТурбо(200л.с.)на бездорожье. Аварии грузовиков 2014 выехал сам, помоги другу. Грузовики,Фуры,дальнобойщики ДТП Грузовик чудом выехал из канавы! Класс! Суровые Дороги России. Камаз идёт.

    ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Кировцы К-701 и К-700 таскают лес или Трейлеровка леса 2011 авто приколы так могут только русские ЛИМУЗИНЫ- САМОДЕЛКИ!РОССИЯ-УКРАИНА!СМЕШНО Трактор Т10МБ болотоход ЧТЗ Русская техника на бездорожье РУССКИЕ ДОРОГИ - РУССКАЯ ТЕХНИКА Воины бездорожья (2015) К 700 Жесть 3 Документальный фильм Этот старенький ЗИЛ не знает что такое "застрять". Бомба видео! Подборка Приколов Приколы 2014 Улетное Видео Подборка ТОП приколов 2014 с самой лучшей русской игрушкой, тут же Машины-монстры - Вездеходный кран Самые большие грузовики в мире - 3 ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Большой тест-драйв Советские тягачи трубовозы. Стоп Хам Монстры грузовики. Сделано в СССР. Болотные монстры УРАЛ ЖЕСТЬ МАШИНА Ваз 2106 против внедорожников на бездорожье!) Уаз и Гелендвагены на бездорожье Гелендваген против НивыТурбо(200л.с.)на бездорожье. Аварии грузовиков 2014 выехал сам, помоги другу. Грузовики,Фуры,дальнобойщики ДТП Грузовик чудом выехал из.

    КАК БОРТИРУЮТ ТАКИЕ КОЛЕСА

    ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Кировцы К-701 и К-700 таскают лес или Трейлеровка леса 2011 авто приколы так могут только русские ЛИМУЗИНЫ- САМОДЕЛКИ!РОССИЯ-УКРАИНА!СМЕШНО Трактор Т10МБ болотоход ЧТЗ Русская техника на бездорожье РУССКИЕ ДОРОГИ - РУССКАЯ ТЕХНИКА Воины бездорожья (2015) К 700 Жесть 3 Документальный фильм Этот старенький ЗИЛ не знает что такое застрять. Бомба видео! Подборка Приколов Приколы 2014 Улетное Видео Подборка ТОП приколов 2014 с самой лучшей русской игрушкой, тут же Машины-монстры - Вездеходный кран Самые большие грузовики в мире - 3 ЛУЧШИЕ АВТО ПРИКОЛЫ Большой тест-драйв Советские тягачи трубовозы. Стоп Хам Монстры грузовики. Сделано в СССР. Болотные монстры УРАЛ ЖЕСТЬ МАШИНА Ваз 2106 против внедорожников на бездорожье!) Уаз и Гелендвагены на бездорожье Гелендваген против НивыТурбо(200л.с.)на бездорожье. Аварии грузовиков 2014 выехал сам, помоги другу. Грузовики,Фуры,дальнобойщики ДТП Грузовик чудом выехал из.


    Несмотря на обилие автосервисов и шиномонтажей, может возникнуть вопрос, как разбортировать колесо в домашних условиях. Потребность может возникнуть при выезде на дачу, в других ситуациях, например, когда осенью резко выпал снег. Шиномонтажи заняты, машина нужна уже сейчас, выход производить замену резины своими руками. Сделать работу вполне возможно.

    Каких видов бывают автомобильные шины

    Перед тем, как самостоятельно разобрать колесо следует учесть, покрышки бывают двух типов:

    • камерные;
    • бескамерные.

    Существуют другие варианты разделения по разновидностям, нам достаточно только этого.

    Камерные покрышки имеют внутри камеру, которая наполняется воздухом. При разбортировке следует учитывать, сосок является частью камеры, нужно его не повредить. Иначе придется покупать новую камеру. Непосредственно борт шины прилегает к диску менее плотно, упрощая процесс разборки колеса.

    Конструкция диска бескамерной покрышки позволяет эффективно удерживать повышенное давление. Они фактически прикипают друг к другу. Разобрать такое колесо сложнее.

    Правила разбортировки автомобильных колес с камерой

    Разборка камерного колеса

    Чтобы самому разобрать колесо с камерой потребуются следующие инструменты:

    • 2 монтажки;
    • отвертка;
    • стальной уголок;
    • молоток.

    Диск с шиной должен быть снят с автомобиля. Выполняется демонтаж в следующем порядке.

    • Выкручиваем золотник. Делают с помощью отвертки. Выкручивая золотник, вы гарантированно спустите весь воздух из камеры.
    • Обрабатываем места соприкосновения диска, покрышки проникающей смазкой по кругу. Можно использовать преобразователь ржавчины, силиконовую смазку, скипидар.
    • Поддевая монтажкой шину, необходимо обеспечить ее отсоединение от диска. Проделываем действие по кругу. Не нужно прилагать больших усилий, просто добейтесь разъединения покрышки и колеса.
    • Начиная от соска выводите борт покрышки из закранины. Самое сложное тут начало, стоит только «уцепиться» дело идет быстрее. Просуньте монтажную лопатку или монтировку за закраину, выведете борт наружу. Другой монтировкой проделайте такое же действие рядом. Первую монтажку извлеките, переставьте дальше. Проще работать с зимней резиной, она значительно мягче.
    • Как только один из бортов будет полностью выведен за пределы закраины, извлеките из покрышки камеру.
    • Похожий процесс производим с другим бортом. Возможно воспользоваться стальным уголком, так будет проще работать.

    При разбортировании будьте аккуратны, не повредите камеру. Особенно если она пригодится в дальнейшем.

    Сборка

    Разобравшись как разбортировать колесо переходим к сборке. Производится она в обратном порядке, имеются некоторые нюансы. Рассмотрим процесс монтажа более подробно.

    • Автошина обязательно осматривается изнутри. Шероховатости зачищаются. Не сделаете подобных действий, камера будет пробита уже на первых километрах пути.
    • Камеру густо смазывают тальком. Подобная предосторожность избавит от прилипания к покрышке.
    • Один из бортов с помощью монтажки надевают на диск.
    • Камеру раскладывают внутри шины. Смотрите, чтобы она была равномерно размещена. Сосок вставляют в отверстие.
    • Монтажками второй борт шины одевают на диск.

    Правила разбортировки бескамерных колес

    Этапы разборки

    Если у вас бескамерная резина, ее возможно разбортировать без станка. Хотя будет несколько сложнее. Лучше использовать специальный инструмент – приспособление для разбортировки. Купить его возможно в магазине, стоит 1200-1500 рублей. Подготовка к работе выполняется аналогично камерной покрышке.

    • Заводим «лапы приспособления за хамп, так шина отжимается от диска. Проходим по кругу. На самом деле требуется всего несколько раз.
    • С помощью монтажек выводим борт из-за хампа. Процесс аналогичен описанному ранее.
    • Снимаем второй борт покрышки.

    Не рекомендуется отбивать автошину при демонтаже. Может привести к повреждению каркаса, сделает покрышку неподходящей для дальнейшей эксплуатации.

    Еще один момент – при установке приспособления для демонтажа на колесо, не крепите его рядом с клапаном. Сосок легко повредить.

    Этапы сборки

    Разбортировать колесо недостаточно, монтаж бескамерной шины не менее сложен. Перед установкой на автомобиль потребуется сделать следующие действия.

    • Сначала надеваем один борт шины. Заправляем его за закраину с помощью двух монтажек. Переносите их за один шаг не более чем на 15 сантиметров.
    • Проводим такое же действие с другим бортом.
    • Остается на качать колесо, борт должен встать на хамп. На шиномонтажах используют резкую подачу воздуха в шину. В домашних условиях возможность отсутствует. Используем следующий метод, 2-5 миллилитра бензина, вливаем его через сосок в покрышку, поджигаем. Взрыв быстро поставит шину на место.

    Останется только накачать покрышку.

    Самостоятельный шиномонтаж колеса мера вынужденная. Занимаются такой работой в случае, когда нет других вариантов. Сделать разбортировку, монтаж в гараже без специальных станков вполне реально.

    Читайте также: