Когда менять шины липучки

Опубликовано: 21.04.2024

В большинстве своем наши автолюбители сознательны, и им не надо лишний раз объяснять, что менять шины по сезону необходимо.

Однако страна у нас большая, и где-то снег выпадает рано, а где-то его может и не быть вовсе. Потому разумно предположить, что каждый регион должен сам определять период, когда нужно переходить на сезонную «обувь».

Обычно шины рекомендуют менять, когда температура воздуха стабильно держится возле отметки + 7 градусов. Если столбик термометра опускается ниже, ездить на летних шинах уже чревато аварией. Резиновая смесь при низких температурах дубеет, и ее тормозные свойства ухудшаются.

Ориентируясь на погодные условия пяти крупных городов России, расположенных в разных частях страны, мы решили разобраться, когда водителям следует подумать про сезонную смену шин и какие колеса выбрать — шипованные, нешипованные или всесезонных шин будет вполне достаточно.

Калининград

Город расположен на берегу Балтийского моря. Благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим зимы тут теплее, чем в средней полосе России. Преобладает облачная и пасмурная погода.

Ориентируясь на таблицу, можно увидеть, что о сезонной смене резины водителям нужно задумываться в октябре. Мягкий климат способствует тому, чтобы выбрать нешипованную резину. Водители так и делают. По опросу портала drom«липучки» в Калининграде выбирают 78,4% водителей, а всесезонные — 16,2%. Шипы тут непопулярны — им отдают предпочтение всего 2,7% водителей.

Краснодар

Климат Краснодара переходный, от умеренно-континентального к влажному субтропическому. Он схож с итальянским Миланом. Зимы тут мягкие.

Водители Южного региона России переобуваются редко. Еще бы — скажем, в районе Сочи снега зимой может и не быть вовсе, а температура воздуха стабильно держится выше +10 градусов. В итоге летняя резина вполне подходит для поездок в зимние месяцы. Нешипованные шины ставят те, кто часто выезжает в горы, куда-нибудь на Красную Поляну.

Но существует и обратная сторона медали. В Сочи снег выпадает редко, но когда это случается, он становится стихийным бедствием. Общественный транспорт ходит с перебоями, на дорогах множество аварий. Мокрый снег — основная причина образования наледи на дорогах.

В Краснодаре зима холоднее и снега бывает больше, потому большинство водителей все-таки переобувают свои автомобили. Ориентируясь на среднюю температуру, делать это надо в ноябре. Нешипованные и всесезонные шины вполне подойдут. Но, покупая всесезонку, надо помнить, что универсальных шин, одинаково хорошо работающих в мороз и жару, не бывает. Потому смотрите на боковину покрышки. Если там стоит значок снежинки, как, скажем. на всесезонке от Yokohama , эти покрышки можно смело использовать зимой.

Напоследок совет от местных жителей. Таксисты в этом городе переобувают свои машины всегда. Так что в случае плохой погоды можно воспользоваться их услугами, а свой автомобиль на летней резине оставить дома.

Москва

Климат столицы влажный, умеренно-континентальный, с четко выраженной сезонностью. Сильные холода и палящий зной непродолжительны. Морозы в зимний период стоят не более двух-трех недель.

Ориентируясь на прошедшие несколько зим, можно утверждать, что в столице это время года преподносит автовладельцам немало сюрпризов. Наступление холодов всегда неожиданно и сопровождается длинными очередями на шиномонтажи. Меняют шины чаще всего в октябре, когда столбик термометра стабильно показывает +6–8 градусов.

Дороги зимой бывают как сухими, так и заваленными снегом. Может пройти и ледяной дождь. В последнем случае без шипов не обойтись. Посему мы советуем выбирать шипованную резину. Да, на «гвоздях» будет шумнее, но и возможных неприятностей меньше. По опросу dromмосковские водители так и делают. В среднем 51,3% столичных автомобилистов выбирают шипованные шины и только 38% — «липучки». Есть и те, кто передвигается на летней резине. Но таких немного, всего 5,1%. Видимо, убедить этих товарищей, что смена шин необходима, смогут только штрафы.

Сибирский город славится морозной зимой. Среднегодовая температура +2,1°C. Среднегодовое количество осадков — 400 мм.

Смена сезонов, похолодание или потепление связаны с заменой резины автомобилей. Владельцы машин оказываются перед выбором вида шин, задаются вопросом, при какой температуре можно ездить на липучке и как обеспечить оптимальные условия для безаварийного вождения.
Летняя резина рассчитана на плюсовые температуры. Зимние шины используются при 7°С и ниже. Основные различия заключаются в качестве резины, а также в рисунке протектора.

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

«Зимняя» резиновая смесь обеспечивает сокращенный тормозной путь, хорошее сцепление со снежным покровом и ледяными поверхностями. Для протектора характерны высокая плотность ламелей, направленный рисунок, расширенные канавки. При выборе следует учитывать разницу между традиционными шипованными моделями и липучкой.

Шипы и липучка

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

Нешипованные «липкие» колеса изготавливаются из мягкой резины, имеют разветвленную сеть бороздок на протекторе. Вода с дорожного покрытия распределяется по ламелям и «впитывается». Увеличивается трение между колесом и поверхностью, автомобиль «прилипает» к дороге.
По результатам тестирования обоих вариантов, которое проводилось в сложных условиях, средний тормозной путь авто с липучкой на 15-17% меньше шипованных машин.

Температурные режимы и условия эксплуатации

Тормозной путь зависит от температуры, дорожных условий, состояния льда. Автомобиль проходит одинаковое расстояние от нажатия педали тормоза до полной остановки на шипах или липучке при -15°С. При понижении температуры целесообразно надевать «мягкую», повышении – ошипованную резину.
Липучка подходит для шершавого льда, потому что ламели цепляются за неровное покрытие. На гладком ледяном поле более устойчивым будет автомобиль с шипами. Если солнце растопило поверхность, также эффективнее окажутся шипованные покрышки.
При снижении температуры до -20°С тормозной путь машины на шипах на 20% длиннее липучки. Поэтому во время сильных холодов лучше использовать «мягкую» резину.

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

В диапазоне от -5°С до 0°С тормозной путь машины на шипах будет короче. Талая вода приводит к скольжению липучки. Чем больше воды, тем хуже сцепление колес. На лужах снижается эффективность любой резины. Но шипованные покрышки лучше подходят для скользких поверхностей.
При выборе шин прежде всего следует учитывать климатическую зону региона проживания. На промороженных дорогах, во время суровых зим лучше использовать липучку. Шипы больше подходят для мягкого климата, оттепелей и гололеда.

Когда обувают липучку

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

Стандартное условие для смены резины – снижение среднесуточной температуры ниже 3°С. Следует учитывать разницу между городом и пригородом. На городских улицах может быть сухо, а в сельской местности дороги покрыты гололедом. Поэтому смена необходима, если дневная температура не превышает 3°С.
Мягкая зимняя резина теряет эффективность при 10°С и выше. Увеличивается тормозной путь, повышается вероятность аварий, снижается комфортность поездок. Оптимальный период для замены – с середины октября до 15-20 ноября. Первый «звонок» – выпавший снег или заморозки.

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

Как правило, машина должна быть подготовлена до появления снежного или ледяного покрытия на дороге. Если ожидается резкая смена температур, а автомобиль интенсивно используется, липучку ставят при 9°С. В таких случаях необходимо избегать резких маневров, выбирать щадящий скоростной режим, соблюдать увеличенную дистанцию.
Если авто используется нерегулярно, оптимальная температура для замены – 0°С. Чтобы не попасть в аварии, можно пользоваться общественным транспортом и дождаться благоприятных погодных условий.

Смена резины и законодательство

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

Покрышки должны иметь маркировку "М+S", "M&S" или "M S", определенный рисунок протектора. Требования относятся к легковым автомобилям категории B и грузовым машинам. Сроки обязательного использования зимней резины могут быть увеличены региональными постановлениями.
Разница между шипами и липучкой заключается в разрешенном периоде эксплуатации. Ошипованные модели используются только с сентября по май. Покрышки без шипов можно эксплуатировать круглый год. Необходимо переобуваться с летней резины без маркировки на зимнюю в период сентябрь-ноябрь.

Плановая замена резины

При какой температуре лучше надевать зимнюю резину

Глубина протектора зимней шины не должна быть меньше 4 миллиметров. За эксплуатацию изношенной резины могут оштрафовать или вынести предупреждение. Штраф выписывают только при эксплуатации авто на ледяном или снежном покрытии.
Владельцу машины в межсезонье необходимо учитывать такие факторы, как климатическая зона, нормативный срок замены, состояние шин. Зная, при какой температуре можно ездить на липучке, водитель предотвратит аварийные ситуации, повысит безопасность и комфортность вождения.

На дорогах России все меньше снега, и все меньше проку от зимних шин. Пора уже задуматься о том, чтобы менять резину на летнюю. Многие до сих пор задаются вопросом о том, когда именно нужно заняться этим, и по закону, и по погоде. Когда же нужно переобуваться и стоит ли это делать вообще?

В статье мы разберем все вопросы, связанные со сроками замены шин, а также поговорим о том, нужно ли бояться штрафов, если припоздниться с ежесезонной переобувкой машины.

Зачем переобуваться на лето?

Для замены шин на летние существует множество причин, которые не ограничиваются простой необходимостью действовать в рамках требований закона.

К сожалению, до сих пор остаются владельцы автомобилей, которые до последнего откладывают посещение шинного центра, а то и вовсе забывают менять шины на новый сезон. Есть и такие, кто сознательно отказывается менять резину на летнюю, думая, что если они не будут лихачить, то и обувать новые колеса – это вещь лишняя, придуманная продавцами, чтобы взять с них еще больше денег за платные услуги. И не убедишь их, что не просто так летние шины получили такое название, ибо они намного качественней цепляются за дорожное покрытие и управляются в критических ситуациях, когда от каждой секунды зависит жизнь и здоровье. В конце концов, самые упертые могут просто поставить на автомобиль всесезонные покрышки и успокоиться на долгие годы.

Мы же руководствуемся фактами, а они таковы: летние и зимние шины – просто небо и земля по своим полезным свойствам, и ставить их на одну доску, чтобы заявить безапелляционно: они, мол, одинаковые, – не очень умно.

Отличие между ними бросается в глаза с первого взгляда. Это рисунок протектора – их главный рабочий элемент, который взаимодействует с дорожным покрытием и обеспечивает надежное сцепление на ледяной и заснеженной дороге. Устройство протектора зимних шин отличается крупными блоками, «расписанными» трехмерными ламелями, и глубокими канавками для дренажа воды, снега и слякоти. У шипованных моделей на блоках также присутствуют шипы – дополнительный аргумент для работы с обледенелыми дорогами. Элементы протектора работают в комплексе и благодаря этому обеспечивают приличную управляемость и торможение на ледяном и снежном покрытии.

Летняя резина – иной случай. Для условий мокрой дороги и высушенного на солнце асфальта не нужны шипы и большое количество ламелей, они летом будут только мешать. Для нее важна хорошая дренажная система, которая будет выводить воду из пятна контакта и не давать аквапланированию подчинить себе колеса машины.

Но дело не только во внешнем устройстве шины. Важнее то, по какой технологии создана шина, из каких компонентов состоит ее резиновая смесь. Для зимней резины компаунд выполняет задачу защиты от низких температур – он не должен твердеть на морозе, терять свои сцепные свойства и разрушаться, именно поэтому он значительно мягче, чем его летний собрат. Тот в свою очередь наоборот значительно тверже зимнего варианта, менее восприимчив для воздействия иссушающей жары и эффективней цепляется за влажную и сухую трассу.

Не в свой сезон, что летние, что зимние колеса полностью теряют все свои полезные свойства, начинают сильно шуметь и изнашиваться (об этом поговорим ниже). Летние покрышки начинают сдавать уже при 0 оС. Ездить на них крайне не рекомендуется даже в том случае, если на улице нет снега, но при этом термометр показывает отрицательную температуру.

В какие сроки можно менять резину на летнюю по закону в 2021 году?

Чтобы понять, когда нужно ехать в шинный центр, можно обратиться к официальной информации на 2021 год – к закону, где зафиксирован период, когда необходимо менять резину на летнюю. Смотрим в регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» пункт 5.5 Приложения №8, где закрепляется необходимость использовать зимние шины в зимний период – с декабря по февраль 2021 года. Зимними закон признает только те покрышки, на боку которых есть метка в виде снежинки на фоне горной гряды или значок M+S. Про летний период в этом же пункте также есть несколько строк, но говорится там сугубо о шипованной резине – ее нельзя использовать в летний период (с июня по август).

Внимательный водитель может прочитать закон таким образом, что он запрещает ездить летом лишь на шипованной резине, а вот насчет шин «липучек» в этом регламенте нет ни слова, и будет прав. Действительно, буквальное прочтение законодательного акта запрещает в летнее время только шипованные модели, ничего не говоря о фрикционных покрышках, на поверхности которых нет ни грамма железа. Если идти этой тропой еще дольше, то разрешенной окажется и шипованная резина, которая за долгий период своей эксплуатации лишилась всех шипов – ее тоже можно использовать смело.

Резюмируем эту информацию: ограничение на шипованные шины действует с 1 июня, а запрет летней резины зимой до 1 марта – это и есть искомые данные. Смена резины ограничена законодательством с 1 марта до 1 июня 2021 года. Если у вас шипованные покрышки, то последний день езды на них – это 31 мая 2021 года.
В законодательстве, однако, есть уточнение, что эти сроки могут отличаться от региона к региону, так как в некоторых областях чиновники сами устанавливают границы сезонного периода, и водителю следует быть более внимательным, осуществляя замену зимней резины с приходом весны. В Москве и Московской области действует стандартные требования смены резины – с 1 марта по 31 мая 2021 года включительно. Жителям других регионов, особенно это касается округов со сложными погодными условиями, нужно искать информацию на местных административных сайтах, на ресурсе дорожной службы или в СМИ. Как правило, вся актуальная информация о последних изменениях местного законодательства на 2021 год публикуется там.

Когда менять резину на летнюю по погоде?

Официальные сроки теперь не секрет, но это, конечно же, не значит, что нужно бежать в шинный центр менять колеса уже в первых числах марта – на дорогах еще лежит снег, да и температура далека от той, при которой принято эксплуатировать летнюю резину.

Когда переобуваться на лето – это владелец автомобиля может понять сам, просто наблюдая за погодой за окном. Видите, что тепло уже входит в свои права, снег и лед уже практически полностью сошли на нет – это знак того, что вскоре придется тот самый момент, когда пора собираться обувать новые покрышки. Оптимальная температура для этого – 5-7 оС, которая держится примерно неделю-две. Уверены, что снега и холода больше не вернутся, проверяем прогноз погоды и отправляемся менять резину на летнюю. Обычно лучшее время для этого – начало-середина апреля. Если вы живете в южных регионах, куда весна приходит значительно раньше, то для вас период переобувки машины – это март. У тех, кто живет севернее, все может затянуться и до мая, но предел один для всех – 1 июня.

Штрафы за езду в зимних шинах летом

А вот теперь самое интересное. Несмотря на то, что зимняя (шипованная) резина формально запрещена для использования в летние месяцы, за нее не положено никаких санкций. Не верите? Давайте заглянем в Административный Кодекс РФ.

Правила для использования шин и наказание за их неисполнение изложены в ст. 12.5 КоАП РФ, где дается ссылка на «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». В этом документе в число неисправностей автомобиля входят повреждения протектора – разрывы, проколы, разрезы и др. повреждения, которые делают колеса особо опасными. Ничего про зимнюю резину – ни про шипованную, ни про фрикционную – здесь не говорится. А руководствуясь принципом «все, что не запрещено, то разрешено», легко сделать вывод, что все штрафы за зимние шины (шипованные или «липучки») будут незаконными.

Сколько будет продолжаться такая половинчатая ситуация, сказать сложно. Поправки к Административному законодательству уже приняты к разработке, но когда мы увидим новые положения – неизвестно. Что понятно точно – на 2021 года все останется по-прежнему.

В этом году можно получить штраф за поврежденный протектор – за это по ст. 12.5 КоАП РФ придется заплатить 500 руб. или можно обойтись предупреждением (как правило, на последнее можно не рассчитывать). Поврежденным протектор считается, если на его поверхности не только есть видимые повреждения, но и если он уже истерт до экстренного состояния – глубина дренажных канавок составляет 1,6 мм и меньше.

Также предусмотрены санкции за несоответствие шин размерности автомобиля: на машине стоят покрышки не того диаметра, индекса скорости или грузоподъемности. Штрафуются машины, у которых на одной оси стоят летние шины, а на другой зимние, или же шипованные и фрикционные одновременно.
За все нарушения предусмотрено одно наказание – по ст. 12.5 КоАП РФ придается платить 500 руб. или получить предупреждение.

Насколько опасно ездить летом на зимних шинах?

Если у кого-то из читателей возникла крамольная мысль «сэкономить» на летней резине для автомобиля и кататься на исключительно зимней весь год (ведь все равно не оштрафуют!), таким стоит подумать еще раз.
Как только зимние шины выйдут из своих температурных условий и начнут эксплуатироваться в теплую погоду, с ними может произойти все, что угодно. Мы уже писали про то, что они полностью потеряют свои сцепные свойства – повторим еще раз: про грамотную управляемость, торможение и тем более какую-либо защиту от аквапланирования можете забыть. Уже поездках на автомобиле в 100 км/ч не может быть и речи.

Но если кто-то думает, что все это можно пережить, если ездить медленно, то вот вам еще одна причина потратить лишний час в шиномонтаже – увеличенный износ. При каждодневной эксплуатации шин они сотрутся в ноль в течение сезона и уже с наступлением холодов станут бесполезным еще и по своему прямому назначению: на снегу и льду на такой резине лучше вообще не показываться. Добавим также, что вы при этом станете объектом повышенного внимания со стороны инспекторов ГИБДД – наказание по ст. 12.5 в 500 руб., о котором мы говорили выше, вам гарантировано.

В итоге никакой выгоды от использования зимних шин в летний период нет и быть не может. Законодательство в России постепенно совершенствуется и скоро ездить на зимних шинах летом будет запрещено уже официально и с наложением штрафов на особо «экономных» водителей.

Потепление уже приходит на улицы наших городов, поэтому в ближайшие недели двери всех шиномонтажных мастерских будут широко открыты для водителей, которые хотят менять резину на летнюю. Не избегайте этой важной процедуры, иначе потеряете всякий комфорт и уверенность во время управления автомобилем.
Следите за погодой за окном и как только на вашем градуснике будет стабильно держаться 5-7 оС, а солнышко окончательно уничтожит все признаки снега и льда, запасайтесь хорошей летней резиной и вперед в шиномонтаж – менять зимнюю резину на летнюю.

Сегодня в интернет-магазине BlackTyres у вас есть отличная возможность купить шины с выгодой. За комплект Nokian мы дарим денежную карту, а за Continental вы можете получить промокод на бесплатное топливо. Новинки и модели, проверенные временем, ищите в нашем каталоге. Вы можете отсортировать их по сезонности, марке и производителю и выбрать ту резину, которая идеально подойдет запросам вашего автомобиля.

Ставь 👍, если понравилась статья, и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!

Зачем нужна зимняя и летняя резина

Можно ли ездить на «липучке» летом? Споры по этому поводу не прекращаются. Некоторые дискуссии выливаются в парадоксальные и сомнительные выводы, в которых полностью игнорируются аргументы технических специалистов. Поэтому имеет смысл еще раз поговорить о летнем использовании зимних шин, чтобы новички на дороге поняли, что от рекомендаций производителя зависит не только их безопасность, но и сохранность других водителей.

Что говорит закон

В России законы, касающиеся сезонной эксплуатации автомобильных шин, за последние несколько лет значительно изменились. В частности, в 2016-м за счет принятия технического регламента Таможенного союза в российском законодательстве появилось понятие «зимняя резина». Были определены сроки перехода с летнего типа на зимний и обратно. Законодатели сослались на сезонность и погодные показатели, под контроль попали следующие моменты:

Липучка Dunlop Graspic DS-3 подойдет для летнего времени

  • Глубина протектора на шине для разных видов транспорта.
  • Техническое состояние покрышек: износ, повреждения, порезы.
  • Правильная маркировка на шинах, соответствующая сезону.
  • Величина штрафов за нарушения закона.

Большинство автолюбителей переходят на летнюю резину в середине марта. Однако законодатели не стали устанавливать для России точных сроков по причине большого разнообразия климатических условий на территории страны. При этом каждый регион может самостоятельно устанавливать сроки в зависимости от температурных показателей.

Какие штрафы предусмотрены за езду на зимней резине летом

Изначально в правительстве России предлагали установить штраф за несоответствие автомобильных покрышек сезону в размере 2 000 рублей. Во время обсуждения законодательства речь даже заходила о размере в 3 000 рублей. Но в итоге большинство проголосовало за штраф в 500 рублей.

Езда на липучках может окончиться штрафом

Такая же сумма ожидает тех автолюбителей, которые не следят за состоянием покрышек на своем автомобиле. Он будет налагаться на тех, у кого машина обута в резину, находящуюся в неудовлетворительном состоянии.

Можно ли ездить летом на липучках: данные ПДД

Езда на липучке летом - что разрешено?

По мнению большинства автолюбителей, липучки летом эксплуатировать можно. Действительно, до недавнего времени законодательных запретов этому не было. В 2016 году законодательство было изменено. Из технического регламента было убрано упоминание о зимней шипованной резине и оставлено понятие «зимняя резина» в целом. В результате возник запрет на эксплуатацию липучек с начала июня по конец августа. Полиция больше не будет спускать с рук подобные нарушения. Нарушителю для начала выдадут предупреждение, а затем полагающийся штраф.

Технические характеристики таких шин

Ездить на липучках летом небезопасно. Для каждого сезона производители шин выпускают покрышки с определенным составом. Летние покрышки отличаются от зимних скоростью износа при минусовых и плюсовых температурах, рисунком, жесткостью и качеством.

Главные отличия:

Разрешена ли езда на липучке зимой и стоит ли так поступать?

  • Зимняя резина более мягкая. Это свойство обеспечивает шинам отличную устойчивость на заснеженных и обледенелых дорогах, но на голом асфальте она уменьшается.
  • Зимняя резина на морозе не «дубеет». Летняя резина более жесткая. Она не плывет в жару и обеспечивает надежное сцепление с трассой.
  • Рисунок протектора. У липучек он представлен традиционной «елочкой», обеспечивающей лучшее сцепление с обледенелой дорогой. Нарезки на них более глубокие и их больше. На летней резине рисунок не так ярко выражен.

Как видите, липучки ни по рисунку протектора, ни по жесткости не предназначены для летней эксплуатации.

Что будет, если пренебречь запретом

Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.

Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.

Зимняя резина летом - почему ее не стоит применять

Другая проблема заключается в увеличении тормозного пути. Чем сильнее разогрето дорожное покрытие, тем он длиннее. Это объясняется тем, что липучки при летних температурах становятся слишком мягкими.

Любителям экономить на летней резине нужно задуматься об экономии на топливе. Можно ездитьи на липучках, но придется больше платить за топливо. Статистика показывает, что такая эксплуатация к перерасходу бензина. В среднем, расход на 100 км возрастает на 1,5 — 2 литра. Итого за лето придется переплатить примерно 10 000 рублей., а это как раз стоимость неплохих летних покрышек.

Наконец, липучки летом очень быстро изнашиваются и имеют склонность к аквапланированию. Если на мокрой дороге они ведут себя как обычные покрышки, то при попадании в лужу мгновенно утрачивают связь с дорожным покрытием и делают машину неуправляемой. Чем выше скорость, тем больше риск попасть в аварию.

Видео от экспертов

Вывод

Что бы кто ни говорил, липучки не являются универсальной резиной. Не стоит покупать такие покрышки в расчете на всесезонную эксплуатацию. На них нельзя ездить летом не только по требованию законодательства, но и по соображениям безопасности.

Для производства зимних покрышек используются резиновые смеси с добавками, придающие мягкость и эластичность протектору при низких температурах воздуха. Даже при минус 20 градусах эластичность такой резины остается, как при нуле. А это значит, что протектор обволакивает поверхность сухого асфальта, расстилается по нему, создавая увеличенное пятно контакта. Чашуйки-ламели, то есть поверхностные насечки, под давлением расходятся, как присоски у осьминога, и прилипают к поверхности, создавая лучшей зацеп колеса. Площадь соприкосновения шины с дорогой увеличивается, отчего растет зацеп.


Семь лет — это срок

Существуют технические требования к производителям шин. Согласно техническому регламенту Таможенного союза, работать над восстановлением шин старше семи лет запрещается. На них нельзя наваривать новый протектор. Этот срок назван неслучайно. Именно он указывается в технических заданиях на разработку новых моделей покрышек. Исходя из 7-летнего срока эксплуатации рассчитываются рабочие свойства резины и ее сопротивляемость техногенным, климатическим и температурным факторам.

К примеру, во время частых поездок по городу резина впитывает в себя масла, химикаты, остатки омывающих жидкостей и прочие вещества, обильно разливаемые по дорогам проезжающим транспортом. Резина подвергается и воздействию солнечного излучения. В результате меняется консистенция присадок, искусственный каучук разрушается и изменяется структура рабочего слоя покрышки. Шина попросту «дубеет» и со временем теряет эксплуатационные свойства.

Неэластичный протектор уже не сможет так же хорошо обволакивать поверхность асфальта и не обеспечивает надежного сцепления. Поэтому даже если покрышка имеет небольшой пробег по городу, то по истечении 7 лет она должна быть заменена на новую.

Езда в холода

Как правило, «липучки» служат гораздо дольше, чем «шиповки». Шипованная резина может сохранять полный комплект шипов максимум в течение двух сезонов. Затем удерживающий твердый внутренний слой теряет хватку, и шипы выпадают. Через три года шиповки могут не досчитаться уже до трети шипов. А это значит, что колеса постепенно превращаются в обыкновенные «липучки». В среднем шипы служат до 30 тысяч километров.


Зимние колеса с ламелями и без шипов служат до 100 тысяч километров пробега, до тех пор, пока не изотрется протектор.

Нешипованные колеса хороши для мест с мягкой зимой. Их можно использовать в городах, где регулярно проводится уборка снега. Они также лучше совместимы с электронными системами ABS и ESP.

Если ездить на «липучках» лишь пять холодных месяцев в году, то есть с ноября по апрель, то шины именитых иностранных фирм проходят все семь сезонов. Если кататься на них еще и при летней погоде, которая нередко случается в октябре и в апреле, то срок службы шин резко сокращается. При температурах свыше 10 градусов зимняя резина становится слишком мягкой и при каждом торможении оставляет черные следы на асфальте. При теплой погоде срок эксплуатации сокращается вдвое.

Некоторые водители экономят на летних шинах и стараются ездить на «липучках» даже летом. Правилами дорожного движения это не запрещено. Однако нешипованная зимняя покрышка летом размягчается настолько, что трется, как ластик о бумагу. Проходит она от силы пару лет.


Глубина протектора

В целом, согласно приложению к ПДД по безопасности эксплуатации Транспортных средств, использовать зимние нешипованные шины можно до того момента, пока высота их протектора не станет меньше 4 мм. Если канавки имеют уже меньшую глубину, то колеса необходимо менять. В этом случае эксплуатация транспортного средства запрещена.

Если сотрудники ГИБДД при остановке автомобиля на досмотр измерят глубину протектора и зафиксируют несоответствие требованиям, то они вправе, согласно части 1 статьи 12.5 КоАП, выписать штраф в 500 рублей.

Читайте также: