Нужно ли менять местами колеса

Опубликовано: 22.04.2024

Споры о необходимости ротации положения колес ходят уже давно. Одни автолюбители постоянно сохраняют шины на своем месте, а другие стремятся регулярно менять их местами. Однозначного ответа на этот вопрос мне найти не удалось, поэтому я сам решил заняться изучением вопроса. Для объективности мнения я проконсультировался со специалистом из шиномонтажа, который высказал свое мнение о необходимости процедуры.

Важность смены положения колес связывают с несколькими факторами. На моноприводных автомобилях такой подход якобы позволяет продлить срок службы комплекта резины за счет равномерности износа. Как известно, колеса, расположенные на ведущей оси, получают более высокую нагрузку. Резина быстрее изнашивается, а шипы могут вылетать при резких стартах на асфальте.

К тому же, неравномерный износ резины может негативно сказываться на управляемости автомобиля. Полноприводные машины подвержены этому явлению не столь сильно, но и на них рекомендуют менять шины местами при смене сезона, что обусловлено разницей в нагрузке на переднюю и заднюю ось при отключенной системе 4WD. Но будет ли от этого польза на самом деле? Давайте разбираться.

Специалист шиномонтажа рассказал мне, что к ним часто приезжают люди с подписанными колесами и просят поменять их местами. При этом, далеко не все автолюбители знают об особенностях модели их резины. Некоторые водители просят поменять колеса по диагонали, как этого многие советуют в Интернете. При этом, они имеют резину с направленным протектором, которую нельзя переместить по диагонали. На объяснение всех нюансов специалистам приходится тратить много времени.

Алгоритмов ротации расположения шин на автомобиле много. Одни автовладельцы меняют местами передние и задние колеса, другие — по диагонали, а некоторые вовсе регулярно задействуют «запаску», чтобы полностью исчерпать ресурс одного комплекта шин.

Некоторые автолюбители вовсе не подписывают колеса, а просят лишь сотрудников шиномонтажа оценить износ резины и поставить наиболее сохранившуюся на ведущую ось. Но не все знают, что при потере сцепления с дорогой на другой оси также повышается риск заноса. Ротация расположения колес необходима исключительно для сохранения резины на более долгий период.

В целом специалисты рекомендуют менять шины местами, но не стоит преувеличивать пользу от такого подхода. Ошибочно думать, что «лысая» резина еще походит один-два сезона на задней оси, если будет использоваться на переднеприводном автомобиле. Если два колеса из комплекта сильно изношены, а остальные два еще в нормальном состоянии, то есть смысл заменить пару на новую, тем самым обеспечить себе максимальный уровень безопасности.

Мнение автомобилистов по вопросу смены колес на машине местами расходятся. Первая группа утверждает, что процедура бесполезна, вредит покрышкам. Вторая категория постоянно пользуется процедурой по убеждению, что это позволяет максимально сохранить равномерность износа шин. Оба утверждения по-своему верны, но в отдельных случаях.

На легковых авто менять покрышки нужно постоянно. Требование обусловлено неравномерной нагрузкой на разные колеса и как следствие отличающимся износом. Требование в особенности актуально для грузовиков. Здесь при переобувании машины и прицепа требуется менять покрышки обязательно. Нагрузка тягача и фуры сильно отличается.

поменять шины местами


Ограничение процедуры накладывается на автомобили, оборудованные системой контроля давления. Блок управления определяет что, с какой стороны стоит и при проколе показывает водителю место пробоя. Если перепутать диски местами, возможно появление ошибок бортовой системы.

Переброс шин делается по определенной схеме. Если ставить свои колеса неправильно необходимый эффект не будет достигнут.

Как правильно менять местами колеса на автомобиле

Правильно менять скаты местами необходимо по определенной схеме. Последовательность действий отличается для каждого типа привода. Есть нормы, общие для всех авто:

  • переставляются все элементы одновременно;
  • процедура выполняется после пробега 8-9 тысяч километров;
  • направленный протектор недопустимо переставлять накрест;
  • шины с ненаправленным рисунком переставляются по диагонали.

Схема

Схема замены шин



На рисунке указана последовательность действий для разных приводов, типов покрышек.
  1. Передний.
  2. Задний.
  3. Полный.
  4. Метод перестановки при наличии асимметричного протектора. Не зависит от конструкции ходовой части машины.

По схеме замена выполняется таким образом.

  • задние колеса переставляют крестом на перед;
  • передняя ось смещается параллельно на кормовую часть.

Для заднего привода смена покрышек выполняется зеркально инструкции, где указан носовой ведущий мост. В случае с автомобилями 4х4, все скаты переставляются диагонально.

Если же используется резина с асимметричным протектором, перестановка выполняется исключительно параллельно. Перед на зад и наоборот.

Как менять резину местами по сезону

Летние шины



Сезонная замена покрышек выполняется каждый год. Если необходимо переставить зимние шины на летние, все действия выполняются по указанной выше схеме. Для того чтобы поменять колеса правильно, опытные автолюбители рекомендуют перед складированием делать на резине метки, указывающие на прежнее расположение скатов.

Как правильно менять местами зимнюю резину

Зимние шины


Зимние модификации не выделяются особенными требованиями к последовательности замены. Так, симметричную шипованную версию или липучку нужно переставлять по стандартной схеме с соблюдением направления протектора.

Некоторые покупатели задают вопросы, можно ли переставлять шипованную резину. Ответом служит то, что металлические вставки не влияют на износ самой резины.

Отзывы

Мнение автомобилистов о процедуре.

Переставляю покрышки два раза за сезон. Начал после того как заметил, что на задней оси немного поджирает внешнюю сторону протектора. Теперь износ более равномерный и резины хватает на дольше.

Переставляю колеса на фуре каждый месяц. Если этого не делать, задняя ось вытирает покрышки значительно быстрее и приходилось постоянно докупать две шины раньше срока замены.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

На передних колесах при поворотах больше изнашиваются боковые плоскости протекторов. На задних — середина. Износ также зависит от особенностей регулировки развала/схождения (наклона) колес. Выровнять износ поможет простая перестановка передних колес назад и наоборот.

Как менять местами колеса для равномерного изнашивания

Регулярная перестановка колес по разным схемам (передние — назад, левые — направо и наоборот) может увеличить срок службы покрышек в 1,5-2 раза, иногда и более. Если на одной стороне шины стираются с внешней стороны, а на другой изнутри, их надо менять местами.

Это пример очевидного износа, видного невооруженным глазом, и логика порядка замены здесь очевидна. Если ничего не предпринимать, шины могут быстро стереться, причем одни с внутренней стороны, другие с внешней или посередине. Своевременная перестановка колес обеспечит равномерный износ и бесспорно, продлит срок службы резины.

Как правильно менять колеса на машине местами

Как менять колёса местами для равномерного износа

Кроме очевидных случаев неравномерного износа, есть рекомендованные схемы ротации колес. Их проводят не глядя, даже не замеряя глубины протекторов и степень износа. Рекомендуются следующие схемы.

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Для полноприводных и заднеприводных автомобилей

Меняют местами задние и передние колеса, причем левые ставят направо и наоборот. Проще говоря, замену проводят по диагонали в форме буквы Х.

Для переднеприводных автомобилей

Задние колеса ставят вперед, не меняя местами левые и правые. То есть заднее правое колесо ставят вместо переднего правого. Но передние колеса ставят назад, меняя местами левое и правое колесо.

Включение в ротацию запасного колеса

Если все пять шин изначально были в одинаковом состоянии, желательно использовать в замене и запаску. При этом запаску ставят взамен наиболее изношенного колеса. Если износ равномерный, замену проводят по «конвейеру» — по рекомендованной схеме, но каждый раз откладывая в запаску левое заднее колесо.

Таким образом, при регулярной замене будут равномерно изнашиваться все 5 колес, включая запаску, а износ замедлится на 20%.

Когда требуется замена колес местами

Если протектор стирается явно очень быстро одной полосой, перестановка колес поможет выровнять износ, но не решит проблему.

«Узкое» стирание протектора происходит чаще всего из-за неправильного угла регулировки развала/схождения. Колесо просто сильно наклонено и контактирует с дорогой не всей плоскостью, а одной узкой полосой. В таких случаях вместе или вместо перестановки рекомендуется правильно отрегулировать углы развала/схождения.

Иногда такой ускоренный износ может быть по причине износа подвески, что также требует диагностики и устранения вышедших из строя элементов подвески.

Как менять местами ассиметричные шины

Ротация обычных шин проста. Их можно разворачивать не только при замене колес местами, но и при бортировке на диски в шиномонтаже. Несколько сложнее с ассиметричными и направленными шинами. Направленные шины имеют стрелку, указывающую направление вращения. Переставлять такую резину нужно так, чтобы стрелка показывала в обратную сторону — категорически нельзя.

Ассиметричные шины имею неоднородный протектор, который значительно отличается с внутренней и внешней стороны. Причем отличия могут быть как в рисунке протектора, разного внутри и снаружи, так и в свойствах резины. Например, она может быть мягче для внутренней стороны.

Ассиметричные шины переставляются по тем же схемам, что и обычные. Отличие в том, что их нельзя перебортировать на диске другой стороной так, чтобы внутренняя сторона оказалась снаружи.

Такие шины обязательно имеют маркировку из нескольких слов, обозначающую внешнюю и внутреннюю сторону. Слова на английском или языке производителя, могут отличаться.

Как пример: Side Facing Outwards (в переводе «Сторона, обращенная наружу») и Side Facing Inwards («Сторона, обращенная внутрь»).

Нужно ли менять колеса местами при переобувке

При замене резины рекомендуются устанавливать колеса на новые места согласно рекомендованным выше схемам. Для этого при снятии колес (предыдущей замене) желательно делать пометки маркером, какое колесо где стояло.

Можно ли менять колеса местами с датчиками давления

В большинстве случаев датчики давления сразу или после 2-3 км пробега восстанавливают связь (прописываются) автоматически при любой ротации колес. Иначе проблемы возникали бы и при сезонной замене резины, что стало бы проблемой владельцев и репутации конкретного бренда.

По опыту, иногда требуется накачать переставленные колеса до повышенных значений давления – 2,3-2.6, а затем спустить до нормы, чтобы восстановиться работу датчиков.

Во всех случаях наиболее точные рекомендации изложены в Инструкции по эксплуатации каждой конкретной модели автомобиля.

Большинство водителей обычно не замечают свои шины, пока не получат прокол шины. В шинах нет изящества технологии автономного вождения, впечатляющей мощности или фактора комфорта от автоматического экстренного торможения и систем контроля слепых зон.

Но ротация шин такой простой инструмент, и очень важный, когда речь идет о поддержании производительности и безопасности вашего автомобиля. Ваши шины, в буквальном смысле, взаимодействуют с дорогой, поскольку пятна контакта ваших шин с дорожным покрытием используются во время каждой поездки и при любых погодных условиях. Ухоженные шины обеспечивают безопасность.

Когда менять шины местами

В зависимости от того, каким автомобилем вы управляете - передний, задний или полноприводный, шины будут изнашиваться с разной скоростью. Ведущие колеса требуют больше работы и часто изнашиваются быстрее. Например, автомобиль с передним приводом использует свои трудолюбивые передние колеса для управления, торможения и снижения мощности на асфальте (при этом неся дополнительный вес переднего двигателя и коробки передач).

Выполняя ротацию шин, вы даете им шанс выровнять их износ и продлить срок службы шин. Специалисты крупнейшего онлайн-магазина США Tire Rack рекомендуют менять шины местами примерно каждые 5000-7500 км или, по крайней мере, каждый раз, когда вы идете на замену масла . Если в руководстве по эксплуатации указано, что вашему автомобилю не нужно менять масло так часто, то планируйте замену шин не реже одного раза в шесть месяцев .

Правильная ротация не только помогает выровнять износ и продлить срок службы ваших шин, но и дает прекрасную возможность убедиться, что все четыре колеса находятся в хорошем рабочем состоянии.

Поскольку мы выходим из лета и приближаемся к зиме, это хорошее время, чтобы осмотреть шины снаружи и изнутри на наличие повреждений, особенно выбоин. Это также хорошее время, чтобы проверить состояние ваших колесных дисков, которые могут быть погнуты при сильных ударах с выбоинами - иногда только на внутренней стороне обода, где вы не можете легко их увидеть.

Распространенная проблема с шиной, которая может появиться во время осмотра, включает образование грыж, в том числе боковых.

Следуйте этим советам, чтобы шины работали дольше, а автомобиль - лучше

Шины - единственная связь автомобиля с дорогой. Чтобы продлить срок их службы, меняйте автошины местами.

виды протектора шин

Автомобили бывают заднеприводные, как у BMW 5 серии и Mercedes С-класса, переднеприводные, как Toyota Prius и с полным приводом, это в основном джипы типа VW Touareg. Если авто переднеприводный, крутящий момент двигателя передается на колеса спереди, в заднем приводе на колеса сзади, а в полном и на передние, и на задние одновременно. В зависимости от привода автомобиля - передний, задний или полный, шины будут изнашиваться с разной скоростью. Основная нагрузка ложится на ведущие колеса - у них больше сила трения при старте машины и торможении, а значит и изнашиваются они быстрее. При этом колеса спереди также испытывают дополнительную нагрузку от веса двигателя и коробки передач, стоящих в передней части машины.

Поменяв автошины местами выравнивается их износ и продлевается срок службы. Менять их рекомендуют каждые 5000 - 8000 километров или, хотя бы, каждый раз, когда меняется масло в двигателе машины. Если автомобиль эксплуатируется только по выходным, меняйте шины местами не реже одного раза в шесть месяцев.

Вначале снимите колеса и убедитесь, что они не стерты до дыр, на них нет шишек и повреждений. Проверьте не деформированы ли колесные диски от сильных ударов при попадании в выбоину на асфальте. Чаще всего деформация происходит на внутренней стороне обода. От быстрой езды по плохой дороге диск может стать яйцевидной формы - невооруженным глазом этого не заметить. Изогнутые диски не поддаются балансировке, поэтому попросите отбалансировать колеса при замене на шиномонтаже, если диск изогнут, мастер сообщит об этом и предложит выровнять колесные диски за дополнительную плату.

Виды износа шин

износ шин

При осмотре шин может наблюдаться их неравномерный износ, т.е. неравномерная потертость протектора в разных местах (см. картинку). Такое чаще встречается в старых автомобилях с системами подвески, которые изнашиваются и требуют ремонта, при частом агрессивном торможении и несоосных колесах. Шина не смотрит прямо, поэтому протектор изнашивается неравномерно, а это влияет на рулевое управление и способность транспортного средства тормозить. Если протектор неравномерно изношен по внутренней или внешней стороне, вероятно машине требуется выровнять сход-развал. Как это сделать самому читайте здесь. Проверять сход-развал рекомендуют каждые 30 тысяч километров пробега.

Волнистая боковая стенка - грыжа на боку автопокрышки- может возникнуть в результате попадания в глубокую яму. Шина защемляется, внутри происходит разрыв и в слои резины попадает воздух, в результате вылезает шишка. Оставленная без внимания грыжа на колесе может привести к проколу колеса или внезапному сдуванию, а, следовательно, потере управления и аварии.

Как менять шины местами

Есть три варианта замены шин местами. Они подходят только для автомобилей с колесами одинакового размера и одного сезона. Шины должны быть не однонаправленные, то есть не те, которые ставятся в определенном направлении, указанном производителем на боковине, исходя из рисунка протектора. Если поставить однонаправленную шину неправильно и она будет вращаться в противоположную сторону, это приведет к ее быстрому износу и повреждению ходовки автомобиля.

схема замены шин местами

Схема замены для переднеприводных автомобилей: передние автошины ставятся назад по той же стороне, а задние в противоположный передний угол, например, правая задняя ставится на место левой передней.

Схема замены для автомобилей с задним приводом: задние шины ставятся вперед по той же стороне, а передние в противоположный задний угол, например, правая передняя ставится на место левой задней.

Схема замены для полноприводного автомобиля: крест-накрест все четыре автопокрыши - правую переднюю на левую заднюю, левый переднюю на правую заднюю, левый заднюю на правую переднюю и правую заднюю на левую переднюю.

Автомобиль с полным приводом не означает, что покрышки не нужно менять местами. Бытует заблуждение, что на полноприводных автомобилях протектор изнашивается равномерно. Это неправда. Полноприводные системы не всегда приводят в движение все колеса. Раздаточные коробки и дифференциалы с электронным управлением могут переключать мощность между передними и задними колесами, в зависимости от условий дорожного покрытия и режима привода, который выбрал водитель. Разница в весе автомобиля между передней и задней частью также влияет на износ автошин.

Отдельно остановимся на правиле замены местами покрышек разного размера (например, в тюнингованных версиях BMW 5 серии задняя резина ставится шире передней) и однонаправленных покрышек, которые должны вращаться только в определенном направлении. Если колеса разного размера, то менять их нужно правое на левое, а левое на правое. Если колеса однонаправленные, то о замене крест на крест не может быть и речи. Однонаправленные шины меняются правое заднее с правым передним, а левое заднее и левым передним.

однонаправленные шины

При замене покрышек местами, если вы делаете это самостоятельно, при затяжке крепежных болтов используйте динамометрический ключ, чтобы не "перетянуть болт" или не дай Бог "не дотянуть". Примерный диапазон затяжки 80-140 Нм, зависит от модели автомобиля. Нужный момент затяжки ищите в руководстве пользователя.

Если есть сомнения относительно правильного направления вращения шин, обратитесь к руководству пользователя, в дилерский центр или поговорите с экспертом, который знаком с автомобилем. Старайтесь менять колеса местами хотя бы раз в сезон - это поможет автошинам продержаться дольше и сэкономит деньги.

Читайте также: