Шиномонтаж и шиноремонт разница

Опубликовано: 30.09.2022

Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают демонтаж и монтаж шин, текущий ремонт дисков колес и балансировку колес в сборе, а также ремонт камер. Ремонт покрышек, как правило, производится на специализированных шиноремонтных заводах или в мастерских.

Для вывешивания при снятии колес с шинами грузовых автомобилей применяют гидравлические подъемники, а для отвертывания гаек крепления дисков колес — электромеханические или пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту демонтажа при помощи тележек или электротельферов.

Для наружной очистки шин от грязи перед разборкой применяют скребки, щетки и смоченную водой ветошь. Демонтируют шины на стендах, описанных ранее.

Ручной борторасширитель модели 6108

Рис. Ручной борторасширитель модели 6108:
1 и 4 — штуцеры; 2 — трехходовой кран; 3 — воздушный шланг; 5 — поршень; 6 — корпус цилиндра; 7 — шток; 8 — неподвижная пластина; 9 — подвижная пластина

Разобранные шины дефектуют. Покрышки осматривают с применением ручных пневматических борторасширителей или спредеров. Для определения мест повреждений (проколов) камер их подкачивают воздухом, погружают в ванну с водой н следят за выходом пузырьков воздуха, показывающих место прокола. Ободья колес очищают от коррозии, спекшейся резины и грязи на стенде. Обод очищается вращающимся с большой скоростью (2000 об/мин) барабаном с кардолентой, при этом сам обод также вращается, но с меньшей скоростью (14 об/мин), что обеспечивает большую относительную скорость в месте касания и быструю очистку обода. После очистки ободья окрашивают.

Схема стенда для очистки ободьев колес

Рис. Схема стенда для очистки ободьев колес

Шины монтируют на стендах, после чего их накачивают воздухом до нормального давления и устанавливают на ступицы колес с применением указанных выше подъемников и гайковертов.

Во избежание несчастных случаев при накачивании шин (вследствие соскакивания запорного кольца), смонтированных на плоский обод, применяют различные предохранительные приспособления в виде скоб, вставляемых в отверстия в диске колеса, металлических клеток или «пауков».

Предохранительное приспособление для накачки шин

Рис. Предохранительное приспособление для накачки шин

Ремонт камер

Подлежащие ремонту участки камер зашероховываюг на карборундовом круге и очищают от пыли. Небольшие повреждения (размером до 30 мм) ремонтируют наложением заплат из невулканизированной резины, а большие — заплатами из вулканизированной резины. Заплату из невулканизированной камерной резины промазывают один раз клеем концентрации 1:8, накладывают на подготовленное к ремонту место повреждения и прикатывают роликом от середины к краям. Заплату из вулканизированной резины шерохуют по краю на ширину 40 — 45 мм, промазывают клеем концентрации 1:8, просушивают и обкладывают со стороны промазанной клеем плоской сырой камерной резиной шириной 8—10 мм. Подготовленную таким образом заплату наклеивают на камеру и прикатывают роликом.

Электровулканизационный аппарат модели 6131

Камеры вулканизируют при помощи паровых или электронагревательных аппаратов. Нагревательный элемент электроплиты состоит из керамической плитки и нихромовой спирали. Для поддержания постоянной температуры вулканизации (143°С) на поверхности плиты служит биметаллический терморегулятор, контакты которого включены в цепь обмотки промежуточного реле, размыкающего и замыкающего силовую цепь.

Ремонтируемую камеру накладывают заплатой на рабочую плиту и при помощи нажимного винта и прижимной плитки плотно прижимают, создавая давление в 4—5 кГ/см2. Продолжительность вулканизации — 15—20 мин.

При ремонте камер возможны замена и ремонт вентиля, изготовление и замена фланца под вентиль.

Отремонтированную камеру проверяют на герметичность. Проколы у бескамерных шин ремонтируют двумя способами. При малых проколах (не больше 2 мм) отверстие заполняют специальной пастой при помощи шприца, прилагаемого к комплекту шин. Перед шприцеванием давление воздуха в шппе снижают до 0,5 кГ/см2, а через 10-15 мин после введения пасты доводят давление до нормы.

Проколы диаметром 5 — 6 мм ремонтируют при помощи резиновых пробок, которые вводят в шину, не снимая ее с колеса, или при помощи грибков в снятом состоянии.

Планировка шиномонтажного цеха

На рисунке представлена планировка шиномонтажного цеха с постом для снятия и установки колес.

Правилами техники безопасности при шиномонтажных работах запрещается монтировать шины на обод колеса, имеющий вмятины или заусеницы или покрытой ржавчиной. Не допускается выбивание диска колеса кувалдой; исправление положения шины на диске колеса постукиванием молотком разрешается только после прекращения поступления в нее воздуха. Подкачивание шины, снятой с автомобиля, разрешается только с применением ограждающих приспособлений.

Паровые плиты для вулканизации камер должны быть укомплектованы исправными манометрами, которые следует проверять не реже одного раза в год и пломбировать. Запрещается работать на аппарате с неисправным манометром.

Воздухораздаточная колонка применяется при накачивании или подкачки шин автомобилей и автобусов в автоматическом режиме и отключения подачи воздуха при достижении заданного давления в шине.

Работает от отдельно стоящего компрессора, оснащенного системой очистки воздуха от влаги и механических примесей.

Оборудование для шиномонтажа обязательно должно включать в себя необходимый элемент шиномонтажного оборудования - компрессор. Компрессор - оборудование, предназначенное для сжатия воздуха и подачи его к шиномонтажному оборудованию - шиномонтажному стенду и пневматическому инструменту. Конструкция компрессора довольно проста - резервуар (ресивер) для сжатого воздуха, оснащенный нагнетающей головкой и приводом.

Манометр - прибор для измерения давления в шинах. В большинстве случаев встроен в пистолет для подкачки шин.

2. Оборудование для демонтажа / монтажа шин

Шиномонтажный станок

Он может быть автоматическим и полуавтоматическим. В полуавтоматическом варианте регулирование высоты шиномонтажной лапки производится вручную, методом нажатия на вал сверху. Фиксируется она с помощью механического устройства. При этом вращение стола происходит автоматически, оператору нужно лишь нажимать соответствующую педаль, поэтому данный тип станков относят к полуавтоматическим.

В другом типе станков - автоматическом - вращение стола и движение лапки осуществляется пневмоприводом. Такие станки экономят физические силы оператора, повышая производительность труда и уменьшая период обработки одного колеса.

3. Оборудование для ремонта шин

компрессор монтаж шина ремонт

Ручной инструмент для ремонта шин

Для ремонта покрышек Вам понадобится определенный ручной инструмент, в частности - спиральное шило с напильником, шило вводное для жгутов, ролик для заплаток, приспособление для вставки вентилей, скребок, нож для снятия самоклеющихся грузов и т.д. Шиномонтажной мастерской понадобятся такие вспомогательные материалы, как заплатки, сырая резина, нипели, грибки, жгуты, латки, шиномонтажная паста, клей, тальк, очиститель и т.д.

Нам предстоит выбрать место, в котором будет происходить процесс соединения покрышки с диском, а для части посетителей — перестановка колес в сборе. Шиномонтажные мастерские многочисленны, и работники в них большую часть года скучают, но вот дважды в году у них наступает «путина», а у автомобилистов — очереди, как за едой во времена перестройки.

Работы, проводимые в шинном сервисе, если не считать ремонта шин и колес в случае их повреждений, — это две процедуры: сам шиномонтаж (сборка шины и колесного диска в единый узел) и балансировка собранного колеса (совмещение его центра тяжести с осью вращения).

Оборудование для шиномонтажа

При посещении мастерской внимание в первую очередь стоит обратить на оборудование. Понятно, что неспециалист не определит по надписи на станке, хороший он или плохой, но можно оценить качество ухода за техникой. Например, если станки стоят в сыром неотапливаемом помещении или какие-то их части просто отломаны. Такой шиномонтаж лучше обходить стороной. Обязательно посмотрите, как вывешивают автомобиль для снятия колес. Все-таки очень неполезно вывешивать автомобиль, подводя домкрат только под одну точку порога и поднимать машину так, чтобы снять оба колеса. Неновый автомобиль может получить как местные деформации порога, так и общее искривление кузова. Лучше, если автомобиль вывешивают на подъемнике или уж снимают колеса по одному на домкрате. Итак, колесо снято. При отрыве покрышки от обода (преодолении хампов) особо впечатлительным автовладельцам лучше отвернуться. Шина испытывает значительные деформации, но, к счастью, обычно без необратимых последствий.

Для облегчения посадки шины на диск соприкасающиеся поверхности следует смазывать мыльным раствором. В некоторых мастерских покрышку и диск перед сборкой мажут маслом, то ли моторным, то ли отработанным. Если смажут несильно, то масло немного разъедает резину и покрышка лучше прилипает к диску. Правда, при разбортировке такого колеса может вырвать кусок резины из борта. Если же масла нанесли очень много, то получится совсем не смешная картина. При нажатии на тормоз в движении колесные диски останавливаются. А покрышки начинают вращаться относительно колесных дисков. Надо ли говорить, что такие шины долго не проживут?

Оскорбительно выглядят порой в шиномонтажных мастерских расчеты по прейскуранту. Приведу пример. Привез в шиномонтаж неновые диски и отдельно шины. Попросил заменить колесные вентили. Два движения, и вентиль заменен. Потом при расчете по прейскуранту пытались насчитать замену четырех вентилей. Но ведь в цену такой работы заложена разбортировка колеса (хотя бы частичная) и уж потом замена вентиля. А на «голых» дисках это должно стоить намного меньше. Ну я с тех пор в этот шиномонтаж ни ногой, хоть и рядом с домом расположен. Балансировка тоже момент ответственный. Можно, особо не вдаваясь в теорию, определить, добросовестно ли проведена работа. Так, на одной стороне колеса, например внешней, грузы (если их несколько) должны образовывать сплошной сегмент. Недопустимо, если они разбросаны по окружности, как звезды по южному ночному небу.

Сезонное хранение шин

Второй момент, легко выявляемый визуально, — способ затяжки колесного крепежа. Если работники мастерской используют исключительно ударный гайковерт и не проверяют затяжку колес динамометрическим ключом, то здесь, скорее всего, тоже лучше не останавливаться.

Чем грозит вам и вашему автомобилю посещение мастерской, оказывающей некачественные услуги? Плохая сборка колеса может привести к повреждению шины. В самом легком случае это вероятность выхода воздуха на стыке диска и шины, про худший и говорить не хочется. Некачественная балансировка способна привести к повышенной вибрации на высоких скоростях, износу шин и деталей подвески. Затяжка колесного крепежа, а особенно секреток, «от души» грозит сорванной резьбой, вытянутыми шпильками или болтами.

После посещения плохого шиномонтажа можно получить кучу неприятностей, связанных с непредвиденными затратами денег и времени на ремонт подвески и не только, замену преждевременно изношенных шин. Есть и более значительные риски — здоровье и жизнь, которые невозможно измерить никакими деньгами. И не надо думать, что это просто слова — лопнувшее на высокой скорости колесо может привести к крайне печальным последствиям.

Станция технического обслуживания

Чтобы не скучать во время переобувки, можно заглянуть в колесные арки и проверить износ тормозных дисков и колодок, состояние рычагов, рулевых тяг и ШРУСов, если, конечно, вы понимаете, о чем речь.

И не забывайте: высокая цена, объявленная за услуги, отнюдь не гарантия высокого качества выполненных работ. Цены к тому же очень варьируются от региона, в котором предстоит посещать шиномонтаж. Даже в Подмосковье расценки ощутимо ниже, чем в столице, а в соседних областях комплект колес порой можно переобуть за деньги, которые московский автомобилист отдает за одно колесо (правда, со снятием и установкой).

Из личного опыта

В заключение расскажу, с чем еще приходилось сталкиваться лично. Как-то раз возле шиномонтажной мастерской собралось несколько автовладельцев в очереди. Старый мастер (пока ученик работает) делится опытом: «Жгутиками колесо заделать нормально невозможно, слабые они». Так получилось, что именно в этот момент автор достает из багажника машины колесо, которое пришлось чинить в дороге жгутиками.

Отремонтированное колесо

Предыстория. На трамвайных путях вылетела плитка. В дождь и в темноте, в три часа ночи наскочил на нее колесом. Боковина пробита в двух местах. Запаска в подполье, а сверху в багажнике лежит такой груз, что его в одиночку и не вынешь. Хорошо, жгутики с инструментом для проталкивания были с собой. Компрессор поставил на непрерывную подкачку и давай устанавливать смоченные клеем жгутики. Первые удалось затолкать пальцами, остальные — приспособлением. Всего ушло 14 жгутиков. Загерметизировалась шина полностью и отлично накачалась. Оставшиеся несколько километров доехал без приключений и уже на другой день, поставив запаску, а приобретя покрышку, поехал к «профессионалам». Конечно, долго ездить на такой покрышке не стоит, но технологию установки жгутика в отверстие от самореза освоить очень советую.


Чем «шиномонтажка у дороги» отличается от шиноремонтной мастерской, а тем более шиноремонтного цеха?!

Многие пользователи как легковых, так и грузовых шин не видят разницу между «шиномонтажкой у дороги», шиноремонтной мастерской и уж тем более шиноремонтным цехом, а между тем это огромная разница, которая позволяет экономить деньги и при этом сохранять прежний уровень безопасности, при использовании такого дорогого и технологичного продукта как шины.

«Простая шиномонтажка у дороги», просто не в состоянии обеспечить надлежащий комплекс уровень и качество услуг шиноремонтажа и шиноремонта, по нескольким причинам:

  • Отсутствие всего спектра оборудования;
  • Отсутствие всего спектра материалов;
  • Отсутствие должного опыта и компетенций исполнителей;

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ «ПРОСТАЯ ШИНОМОНТАЖКА У ДОРОГИ»

  • Мелко-срочный ремонт;
  • Замену колес
  • Балансировку

Серьезные повреждения шины, мелко-срочным ремонтом не спасти, а при ее использовании, Вы будите подвергать себя опасности и не используете весь ресурс шины, так как она разрушится раньше времени.

Производители шин непрестанно ведут разработки, и каждый год радуют потребителей новшествами, увеличивая ресурс, уменьшая затраты на топливо и повышая безопасность при использовании шин, чтобы быть первыми на столь конкурентном рынке.

Естественно любой новый производственный цикл, не является бесплатным и в конечном результате, за него платит потребитель и рост цены пропорционален размеру шины.

Такое состояние дел, служит достаточной мотивацией для потребителя, чтобы использовать весь ресурс шин, даже при их повреждениях, благодаря чему активно развивается параллельный сервисный бизнес, связанный с «глубоким шиноремонтом».

ШИНОРЕМОНТНЫЙ БИЗНЕС

  • Производители шиноремонтных материалов;
  • Производители шиноремонтного оборудования;
  • Шиноремонтные центры;

КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ

Даже незначительный порез, может существенно сократить срок службы шины, так как может привести к коррозии корда, поэтому важно восстановить резиновую оболочку каркаса.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Грань между ремонтом и покупкой новой шины или даже целого комплекта, очень тонкая.

Такое решение должно приниматься коллегиально в составе заказчика, технико-коммерческого специалиста и мастера ремонтника.

Без помещения поврежденной шины, на смотровое оборудование ее растяжки, благодаря которой можно увидеть не только явные, но и скрытые повреждения, и оценить состояние внутреннего резинового слоя, подобное решение вынести не озможно.

  • Как долго покрышка уже эксплуатируется, о чем расскажет DOT (маркировка шины);
  • При каком давлении производилась эксплуатация;
  • Какое расстояние водитель проехал на поврежденной шине;
  • Состояние кордовых нитей;


БЫСТРАЯ ОЦЕНКА

  • Решающая часть первоначального контроля о ремонтопригодности шины открытие повреждений до корда, основного элемента каждой покрышки, что особенно важно, для грузовых шин, у которых на счету каждая нить корда.
  • В случае повреждения боковины необходимо удалить резиновый слой с внешней стороны, чтобы можно было увидеть части корда, измерить ширину и длину повреждения и сравнить его с таблицей подбора ремонтных пластырей.
  • В случае повреждений протектора рекомендуется отшлифовать внутреннее резиновое покрытие вплоть до корда и проверить состояние нитей корда на краях повреждения.
    Часто бывает так, что предмет, попавший в шину, может разорвать несколько кордовых нитей, а несколько лишь переломать, разорванные нити видны сразу, места перелома нужно искать.
  • Затем нужно измерить ширину повреждений и сравнить их с таблицей ремонтных пластырей,
    лимиты максимальной ширины повреждений одинаковы , практически у всех производителей до 40 мм. Одинаковые лимиты и для ширины повреждений на боковине, где могут появляться проблемы вздутия в месте ремонта.
  • Проблемы возникают и при ремонте повреждений протектора, так как он состоит из нескольких слоев корда, может иметь место расслоение. Для быстроты открытия используется шлифовальный аппарат и проволочная щетка.
  • В случае если размер повреждения превышает табличные нормы, шина не подлежит ремонту.


ОТ ТИПА ПОВРЕЖДЕНИЙ ЗАВИСИТ МЕТОД ВУЛКАНИЗАЦИИ «ГОРЯЧИЙ» ИЛИ «ХОЛОДНЫЙ»

  • Горячая вулканизация изобретена в 1839 году, Чарльзом Гудьиром в честь которого в 1898 году была международная компания по производству шин и резинотехнических изделий: Goodyear Tire and Rubber Company. Метод не менялся с момента изобретения и сводится к получению прочных, неразрывных соединений резинотехнического изделия и ремонтного материала на уровне молекулярных связей, путем нагревания.
    Требует доскональное соблюдение технологии и температурных режимов.
  • Холодная вулканизация изобретена в 1935 году Чарльзом Корнеллом, основателем компании по производству шиноремонтных материалов TECH International , как альтернатива горячей вулканизации. Суть процесса холодной вулканизации сводится к быстрому получению устойчивого и надежного соединения методом химической реакции.

ВИДЫ РЕМОНТНЫХ ПЛАСТЫРЕЙ

  • Диагональные;
  • Радиальные;
  • Металлокордные;
  • Арамидные;
  • Текстильные;

Во многих случаях заказчику приходится отказывать в проведении ремонта шины, по причине ее крайней изношенности или сложности повреждения. На практике заказчик приводит множество аргументов в пользу ремонта шины даже с повреждением не совместимым с дальнейшим использованием, в надежде на то, что шина отработает весь ресурс, при тех же эксплуатационных свойствах без ущерба для безопасности.

ЭТАПЫ ШИНОРЕМОНТНЫХ РАБОТ

  • Зона осмотра должна быть хорошо освещена;
  • Внимательный осмотр покрышки с внешней и внутренней стороны;
  • Поиск повреждений, для того чтобы определить, подлежит ли она ремонту;
  • Покрышка не ремонтируется, если имеется одно из следующих повреждений:
  • Шина эксплуатировалась в спущенном состоянии;
  • Повреждения покрышки находятся за пределами ремонтопригодности;
  • Нити корда борта видны, деформированы или порваны;
  • Боковая поверхность или протектор имеют трещину до самого корда;
  • Имеется сильное истирание боковой поверхности, через которое виден корд;
  • Есть несколько повреждений, которые разрушают одну и ту же нить (или нити) корда на радиальной шине;

2. Выявленные повреждения помечаются шиномонтажным мелом.
3. Удаление инородных предметов.
4. Определение размера повреждения, при помощи шила, с тупым концом;
5. Определение ремонтопригодности, путем измерения, размера повреждения с внутренней стороны, сверка с таблицей ремонтопригодности;
6. Очистка зоны повреждения, спец. жидкостью.
7. Удаление грязи скребком.
8. Удаление резины с внешней стороны, при помощи низкооборотной дрели;
9. Удаление сломанных нитей стального корда;
14. Обработайте покрышку с внешней стороны вокруг повреждения по периметру;
10. Обработка «распушившихся» нитей стального корда;
11. Удаление всех неровностей;
12. Создание нужной текстуры поверхности;
13. Обработка краев пореза, предание нужной текстуры;
15. Обработка канавок протектора;
16. Измерение глубины пореза;
17. Измерение максимального поперечное сечение поврежденного корда;
18. По сведениям, указанным на боковой поверхности покрышки, определяется ширина профиля покрышки и тип герметизации;
19. Подбор заплат по таблице;
20. Обработка повреждения с внутренней стороны по периметру;
21. Очистка пылесосом от стружки;
22. Обезжиривание поверхности;
23. Обработка грунтом и клеящим составом;
24.Расположение платформы из сырой резин, с внутренней стороны ;
25.Прикатка платформы;
26. Нарезка полосок из сырой резины;
27. Запрессовка сырой резины;
28. Прокатка сырой резины с внешней стороны;
29. Повреждение, заполненное сырой резиной;
30. Удаление с сырой резины, защитной пленки;
31. Расчет времени вулканизации;
32. Вулканизация;
33. Определение области повторной обработки под заплату;
34. Очистка спец.жидкостью;
35. Зачистка скребком;
36. Подготовка внутренней поверхности, под заплату;
37. Очистка пылесосом;
38. Обезжиривание;
39. Нанесение клея;
40. Частичное удаление защитного слоя;
41. Центровка и установка;
44. Удаление верхней защитной пленки;
42. Прокатка центра заплаты;
45.Нанесение герметика на заплату;
43. Полное удаление нижней защитной пленки, прокатка краев;
46. Удаление излишков резины с протектора;
47. Выравнивание нарезка;
48. Разметка протектора;
49. Нарезка протектора;








ЗИПШИНА шинная торгово-сервисная компания полного цикла, дилер лидеров отрасли производства шин: GOODYEAR, KAMA, может предложить всевозможные рациональные, экономически выгодные и безопасные решения в рамках шинной индустрии и выполнить весь спектр продаж и сервисных услуг, для частных лиц и автопарков.


Все мы очень любим, чтобы наши машины обслуживали грамотные специалисты, а не угрюмые гоблины с запахом перегара со стороны небритого лица. И оно бы ещё ничего, если бы эти гоблины хорошо работали… Нет, обычно у них ещё и руки растут не из правильного места. А бывает ещё хуже: внешне – человек как человек, а результаты работы – так себе. Понятно, что найти, например, хорошего моториста по своей машине можно хотя бы по отзывам. А как понять, что шиномонтаж, куда вы приезжаете в лучшем случае три-четыре раза в год, на самом деле не очень хорош, и лучше поискать другой? Не так уж это и сложно, если запомнить несколько простых правил.

Встречают по одёжке

Конечно же, первое, на что стоит посмотреть, – это то место, где работает специалист. Тут есть несколько не совсем очевидных замечаний, о которых я бы не подумал, если б не инсайдерская информация от очень близкого товарища с большим опытом.

Итак, первое: если речь идёт о небольшой мастерской, то хорошего специалиста проще встретить там, где нет продажи новых шин. В таких шиномонтажках делают ставку именно на услуги и стараются поддерживать их качество на высоком уровне. Иначе просто не выжить. Магазин же способен спасти шиномонтажку даже с плохими специалистами за счёт продаж. Правда, именно «переобувать» там обычно умеют.


Резюмируя: если хочется быстро и качественно «переобуться», в магазин ехать можно. Если требуется дорого, но хорошо отремонтировать колесо, лучше найти теплую ламповую мастерскую. Если всё вместе, то есть смысл найти здоровенный шинный центр на восемь подъемников и с толпой слегка седых специалистов.

Совсем маленькая шиномонтажка – палка о двух концах. Если там работает сам владелец, то есть вероятность, что это шиномонтажник с опытом, который продал все почки, которые были под рукой, поднакопил и поставил свою мастерскую. А вот если это явно наёмный сотрудник, то маловероятно, что он хороший профессионал. Мастер высокого уровня обычно хочет соответствующую зарплату, поэтому обычно быстро уходит в большую компанию.


Однако и крупная контора – не гарантия качества. Во-первых, у них есть свой бич – текучка кадров, и непонятно, на кого наткнётесь: на профессионала или на новичка. Во-вторых, не в каждой компании есть обучение в принципе, так что кое-кто может учиться прямо здесь и сейчас на ваших колёсах. Поэтому оцениваем мастерскую дальше.

Сразу можно уходить, если внутри всё замызгано грязью. Помещение, а тем более – станки должны быть чистыми. Да и сам шиномонтажник тоже должен быть в более-менее чистой спецовке. Понятно, что в сезон переобувки, когда стоят очереди и времени на уборку нет, какой-то небольшой свинарник допускается, но всё же. Ту же самую не стиранную полгода форму специалиста видно всегда.

Теперь переходим к станкам. Если их всего два (станок для шиномонтажа и баланса) – это плохой признак. Должны быть как минимум дископрав и вулканизатор, а в идеале – и мойка. Хорошая мойка стоит, как всё остальное оборудование, вместе взятое (не топовое, конечно), поэтому её наличие само по себе – хороший признак. Ну а более важный фактор – это невозможность без мойки сделать качественную балансировку, о чем я рассказывал в прошлой статье. Колесо на станке должно быть чистым, грязное вешать на балансировочный станок не имеет смысла вообще, и хороший специалист это знает. Работать там он не захочет, а клиент в такой «шинке» не сможет нормально отбалансировать колёса.



Теоретически в хорошей мастерской должен быть подъёмник. Но если она не очень большая, то домкраты на улице тоже допустимы. Конечно, при условии, что место внутри помещения занято набором станков, а не складом мусора.

Банальные советы – это не ездить туда, где в высокий сезон нет очередей. Скорее всего, тут либо дорого, либо плохо, либо всё вместе. И, конечно же, стоит почитать отзывы в Интернете (например, на Яндекс.Картах). Хороший собственник или сотрудник за ними следит, благодарит за хорошие слова, старается решить проблему недовольного клиента. Скидками, запугиванием, пытками, физическим устранением.

Допустим, внешне всё устраивает, вы въехали в чистую и светлую мастерскую, где вас встретил трезвый мастер в чистом комбинезоне. На что смотреть дальше? Конечно, на его работу.

«С чувством, с толком, с расстановкой»

Первое, что делает мастер, это снимает колесо. Казалось бы: что тут можно сделать не так? При желании можно. Откручивают его как правило гайковёртом и им умудряются повредить «секретку», если она есть. Сделана она чаще всего из прессованного риса (это тонкий намёк, да), высокой прочностью не отличается, и грани гайковёртом на ней сбить легко. Разумеется, после этого придётся ехать куда-то ещё и отдавать деньги за удаление этой «секретки». А это неприятно. Хороший мастер её не повредит.


Следующая процедура – это диагностика колеса. Конечно, опытный шиномонтажник увидит в шине саморез, ещё пока катит её от машины к станку, но он не станет орать на всю «шинку», что вот она, мол, причина несчастья. Причина может быть не в нём, а в кривом диске или диске с убитым ЛКП (когда воздух травит по ободу), в вентиле, золотнике или ещё одном саморезе. Поэтому при виде самореза хороший мастер вопить от радости не будет, а займётся полной диагностикой. Поиск утечки проходит по-разному: либо старым добрым погружением колеса в ванну, либо с помощью специальной химии, которую смешивают с водой и через распылитель наносят на шину. Химия дает обильную пену при утечке воздуха, и только после того, как причина установлена точно, мастер озвучит свой вердикт и предложит варианты ремонта.

Нормальное время разбора колеса – пара минут, не больше. Если мастер ковыряется минут пять, что-то пошло не так. Скорее всего, что-то не так с самим мастером.

Чаще всего, конечно, причина спуска – прокол. Например, тем же саморезом. Устранить его можно несколькими способами: жгутом, грибком или заплаткой. Жгут применяется в двух случаях: как временное решение (чтобы доехать до грибка или заплатки) или если шина настолько убитая, что нет смысла тратить деньги на качественный ремонт. Поэтому если вы знаете, что шина хорошая, а вам ставят жгут, лучше от такой «шинки» в дальнейшем отказаться. Тут работает очень ленивый человек, который, скорее всего, сидит на окладе и не стимулирован работать на совесть.


Конечно, стоять за плечом у шиномонтажника и смотреть, как он работает, опасно для жизни. Никто таких клиентов не любит, поэтому лучше специалиста лишний раз не нервировать. Но качество его работы можно хотя бы приблизительно оценить иначе – по времени. Следить можно издалека, а это намного проще.

Если лечится прокол заплаткой, то на это никак не может уйти всего две минуты. Так быстро получается только у тех, кто не соблюдает технологию ремонта и наносит только один слой клея. Слоев должно быть два (первый работает как грунтовка), так что за две минуты хорошо заклеить не получится.

С боковыми порезами сложнее. Тут возможны два способа ремонта: холодная вулканизация или горячая. Лучше, если шину «варят» – ремонтируют с помощью горячей вулканизации. В этом случае только на подготовку уйдёт минут двадцать, а весь ремонт занимает часа полтора-два. Если сделали быстрее, то использовали холодную вулканизацию, а это не всегда хорошо.

При правке диска что-то испортить сложно – он и так уже кривой. Конечно, при желании в процессе его можно перегреть, недогреть, и вскроется трещина. Можно наделать кучу лишних царапин. Можно на прокаточный станок поставить штамп с восьмеркой и запороть диск излишней прокаткой там, где вопрос решился бы тремя ударами кувалдой, потому что такой станок восьмерки не правит в принципе. Но всё это можно разглядеть, только если самому постараться вникнуть в технологию. А в нее и многие шиномонтажники не вникают. Проще говоря, если возникает желание все контролировать, лучше ехать в ту мастерскую, где такого желания не возникнет в принципе.


После сборки колеса хороший специалист обязательно проверит его повторно, а не покатит молча балансировать. «А баланс тебе делать? Давай метку поставлю, потом по ней соберу!». Слышали такое? Плохо, если слышали. Такой способ предлагают только лентяи или криворукие неучи. Колесо после любой сборки нужно балансировать. Об этом мы уже рассказывали подробно, поэтому повторяться не буду. Добавлю только одну деталь.

Бывает, что после балансировки на 16-дюймовом колесе оказывается граммов этак 120 грузиков. Это очень много. Скорее всего, шиномонтажник поленился провести оптимизацию. Теоретически выглядит она не сложно – как проворот шины на диске на 180 градусов. Бывает, что при монтаже совпадают самые тяжелые места на диске и на шине, и в таком случае дисбаланс будет максимальным, а количество грузов зашкаливающим. В большинстве случаев этого можно избежать как раз такой вот оптимизацией, которой брезгуют лентяи и раздолбаи.

Теперь осталось посмотреть, как мастер будет ставить колесо на машину. Сначала он должен убедиться в чистоте привалочных плоскостей и наживить гайки или болты рукой, уже потом завернуть их гайковёртом. Но не затягивать. Максимальный момент у гайковёрта доходит до запредельных для этой работы 1000-1500 Нм при норме в среднем до 180 Нм. Поэтому после закручивания гаек или болтов всё равно придётся использовать динамометрический ключ.

Интересно наблюдение: иногда мастера знают, что этот момент клиенты пытаются контролировать, и ключ в руки берут. Даже делают вид, что протягивают гайки. Но на самом деле они ничего не делают, потому что гайковёрт уже затянул гайки и болты так, что их в лучшем случае следующий раз не открутишь (в худшем они деформируются). Так что динамометрический ключ в руках и работающий динамометрический ключ – две большие разницы.

Ну и, конечно же, хороший специалист не будет смазывать крепёж солидолом или литолом. Для этого есть высокотемпературные смазки.


Теперь последний совет для внимательных людей, не лишенных актёрского таланта (и смелости). Зайдите в шиномонтаж и скажите мастеру: «У меня что-то резина спускает. Может, сосок травит, может, сам баллон. Вот эта резина – 17-го радиуса». Если в его глазах при словах «резина», «сосок», «баллон» и «радиус» зажгутся огоньки ненависти или презрения, если его рука потянется к мачете, перед вам стоит хороший специалист. Если он к тому же чистый и трезвый, доверять такому можно.

Читайте также: