Зачем менять резину на летнюю

Опубликовано: 22.04.2024

Зимние и летние шины имеют несколько важных отличий, которые в первую очередь сказываются на безопасности движения автомобиля.

  • Рисунок протектора

Рисунки протектора на шинах выполняют особые функции, напрямую связанные с погодными условиями того или иного сезона:
У летних шин рисунок протектора служит для эффективного отвода воды из-под колеса в условиях сырой погоды. В зимних условиях данный тип протектора будет бесполезен.
На зимних же покрышках рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе. В летнее время в дождливых условиях зимний протектор не справится с таким явлением, как аквапланирование (по-другому «водяной клин»).

  • Разные составы

Зимняя резина имеет более мягкий состав, чтобы сохранять эластичность в любые морозы. Следовательно, зимняя резина летом становится мягкой и расплывается по асфальту. Последствия: в разы увеличивается износ самой шины, увеличивается расход топлива. Кроме того, есть опасность, что зимняя покрышка выстрелит прямо во время движения из-за большого объема и давления разогретого воздуха.
Летние шины более жесткие по составу и на морозе моментально "деревенеют".
Последствия: полностью теряют свои свойства, коэффициент сцепления с дорогой падает до 10 раз, что является серьезной опасностью, особенно на трассах с приличной скоростью движения.

Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю?

Производить замену зимних шин на летние рекомендуется, когда среднесуточная температура на улице колеблется в пределах +5-7 градусов по Цельсию. Не забудьте, что в ночное время не исключены заморозки, в результате которых на дороге образуется корочка льда. Поэтому если Вы ездите лишь утром и вечером, смело ориентируйтесь на ночную температуру.

А ТАКЖЕ:
Не забывайте про глубину протектора! Глубина протектора летних шин не должна быть меньше 1,6 мм. Чем глубже рисунок протектора, тем более эффективна шина на мокром покрытии.

Шиномонтаж в Автоцентре АНТ от 1000 руб.
(без расходных материалов)

Бронируйте запись прямо сейчас!
Звоните по тел.: +7(3852) 29-00-29

Кое-кто из читающих сейчас этот текст наверняка вспомнит, что еще совсем недавно заголовки автомобильных СМИ пестрели упоминаниями о введении в России запрета на эксплуатацию зимней резины летом. Да, существует пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Он утверждает, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период — в течение июня, июля и августа». То есть, касается только машин с шипованой резиной. Не нешипованых, фрикционных, колесах летом можно кататься сколько заблагорассудится даже с точки зрения закона.

А на деле и «на шипах» в летнюю жару можно, не опасаясь никаких наказаний, перемещаться абсолютно по всем дорогам. Просто потому, что в ПДД никакого запрета на подобную езду не прописано. Соответственно, и в КоАП не предусмотрен штраф «за шипы летом».

Разобравшись с законами, переходим к практике. Считается, что зимняя резина летом хуже держит машину на траектории, увеличивает тормозной путь, быстро изнашивается и так далее. Собственно, из-за всего этого автовладельцы и меняют по весне зимние колеса на летние. Но далеко не все. Те автомобилисты, кто часто сидит за рулем, наверняка вспомнят, что даже в самый разгар лета совсем не редкость услышать на дороге характерное цоканье шипованой резины по асфальту от проезжающей мимо легковушки.


То есть принцип «летом на зиме» достаточно распространен в широких автомобильных массах. Это явление имеет несколько объяснений. Прежде всего, сразу же приходит на ум тезис о невысоких доходах автовладельца. Мол, не нашел денег на летнюю резину и вынужден даже по теплу перемещаться на зимней. Но оно не единственное.

Довольно часто водитель понимает весной, что зимние колеса его машины уже не смогут отработать до конца весь следующий холодный сезон. Все равно придется скоро покупать новые. И ради экономии ресурса имеющегося у него комплекта летних покрышек, он просто «добивает» старую зимнюю резину летом. Существует и иная категория ездоков по жаре на летних шинах. Это, назовем их условно, «полуподснежники».

Такие автовладельцы вообще мало ездят на своих авто. Например, всего несколько раз за лето проделывая путь до дачи и обратно, да изредка выезжая в супермаркет. Поэтому повышенный износ на жаре мягкой «зимней» резиновой смеси они практически не замечают. Зато ценят внедорожные свойства зубастой зимней покрышки, помогающей легко добраться от асфальтрованного шоссе до родного огорода по отвратительной грунтовке. Не лишенный логики подход. К тому же позволяет экономить приличные суммы, которые их коллеги по два раза в год тратят на оплату шиномонтажа и сезонное хранение покрышек.

Конечно, экономить на зимних шинах в наше время мало кто отважится. Но стоит ли в целях той, же экономии продолжать ездить на изношенных зимних шинах летом? Каждое лето этот вопрос встает, как говорится, «во весь рост» перед каждым автомобилистом.

И куда девать еще приличные на вид, но уже не способные нормально передвигаться по снегу и льду шины? Выбрасывать, как делают богатенькие европейцы? Или «докатать» летом?

Не секрет, что производители зимних шин допускают использование их в летний период после того, как шина становится непригодной для эксплуатации зимой, то есть стирается мягкий эластичный слой и глубина рисунка протектора остается меньше 4-х мм. Многие владельцы машин именно так и поступают, причем, вполне сознательно, успокаивая себя тем, что зимняя «резина» мягче, а, значит, и подвеска, и водитель с пассажирами меньше страдают от ям на дорогах. А то, что стирается зимняя шина быстрее, так ее ведь все равно выбрасывать.

Для того, чтобы ответить на поставленный в начале нашей статьи вопрос, нужно разобраться, чем принципиально отличаются зимние шины от летних.

Необходимость разделения автошин по сезонной применяемости возникла вследствие большой разницы температур в летнее и зимнее время года (колебания температуры летом и зимой составляют от -40оС до +40оС и более!). Для обеспечения сцепных свойств шины на асфальте и на снегу (или на льду) требуются совершенно разные технологические решения. Слишком большая разница внешних температур приводит к тому, что шина не может в полной мере отвечать предъявляемым к ней требованиям при круглогодичном использовании.

Во-первых, для рисунка протектора летних шин характерно наличие четко выраженных продольных канавок, которые выполняют функцию отвода воды из пятна контакта шины с дорогой и защищают автомобиль от аквапланирования, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие ламелей.

Во-вторых, при производстве летних шин используются более жёсткие каучуковые соединения. Как результат, летние шины гораздо лучше держат сцепление и имеют лучшие разгонные характеристики автомобиля на сухом асфальте.

Если вы приняли решение «дожечь» зимние шины летом, то нужно иметь ввиду следующие особенности поведения шин:

Благодаря слишком мягкому составу резиновой смеси, при повышении температуры на сухом асфальте зимняя шина начинает перегреваться и размягчаться. Она «плывет» при торможении, в поворотах, гарантируя автомобилю замедленные, нечеткие реакции на поворот руля и нажатие педали тормоза, что влечет за собой нарушение курсовой устойчивости и резкое увеличение тормозного пути. А в протектор при этом легко проникают мелкие твердые предметы. Для наглядности поведения зимних шин на асфальте можно провести аналогию с обувной щёткой – попробуйте провести ей по твёрдой поверхности с большим усилием – примерно так же ведут себя и зимние шины на асфальте.

Шашки протектора зимних шин изрезаны ламелями – поперечными прорезями, которые служат для дополнительного сцепления на снегу и на льду, но в летнее время они буквально «разъезжаются» на асфальте, что очень негативно влияет на тормозные свойства и поперечную устойчивость автомобиля.

На сухом асфальте разница в тормозном пути летних и зимних шин доходит до 4 м – это больше, чем, например, ширина пешеходного перехода, то есть может случиться так, что на хороших шинах вы оттормозитесь до перехода, на который внезапно вышел человек, а на плохих – можете и не успеть остановиться.

Материалы корда зимних шин также не предназначены для эксплуатации в условиях высоких температур и больших скоростей — вследствие перегрева шина может получить деформацию корда или просто лопнуть на трассе при высокой скорости.

Традиционно наиболее важными являются характеристики поведения автомобиля на самых скользких покрытиях: летом это мокрый асфальт, особенно со слоем воды. При проверке тормозных свойств шин на влажном асфальте тормозной путь у изношенной зимней покрышки в среднем на 60% больше, чем у летних шин. Это особенно опасно при экстремальных торможениях на мокром покрытии в плотных транспортных потоках. Так, в момент остановки автомобиля, тормозящего на хороших летних шинах со скорости 80 км/ч, скорость аналогичной машины, тормозящей с такой же скорости на изношенной зимней резине, будет составлять почти 50 км/ч. Это скорость, на которой можно вдребезги разбить автомобиль. А если в качестве препятствия будет пешеход?

Самое опасное в процессе движения – аквапланирование, при котором машина становится неуправляемой. Это может произойти при въезде в глубокую лужу на высокой скорости, когда между шиной и дорогой остается слой воды, которая не успела уйти в стороны по канавкам протектора, и шина начинает плыть по воде в направлении сил инерции. Естественно, чем больше износ у шины, тем сложнее ей справляться с отводом воды из-под пятна контакта, значит выше риск аквапланирования. По этому пункту изношенные зимние шины также не являются оптимальным вариантом для летнего использования.

Кстати, если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами, спровоцируют занос.

Чтобы оценить объемы воды, с которыми справляются летние шины, достаточно привести данные компании Nokian Tyres: летняя шина Nokian Hakka, оснащенная полированными дренажными канавками, вытесняет 43 (!) литра воды в секунду, не подвергаясь эффекту аквапланирования, при скорости движения автомобиля 75 км/ч и толщине водного покрытия 10 мм.

Если говорить о факторах опасности, которые должны преодолевать летние шины, стоит упомянуть об эффекте скольжения. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей — дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. В такой ситуации на счету бывает каждый сантиметр тормозного пути.

Кроме того, зимние шины на асфальте интенсивно изнашиваются и издают повышенный шум. Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних. Хотя этими аргументами водители часто пренебрегают – все равно ведь выбрасывать.

Получается, что зимние шины годятся для эксплуатации летом только при условии медленной и спокойной езды. Но наши отечественные автодороги достаточно непредсказуемы – сегодня все вынуждены объезжать многочисленные выбоины и препятствия, возникающие в самых неожиданных местах как на городских дорогах, так и на междугородних. Для этого обычно нет ни времени, ни дистанции для торможения, однако есть возможность совершить экстремальный объезд препятствия. Но летние и зимние шины ведут себя по-разному – одни четко следуют той траектории, которую задает водитель рулем, другие же не могут удержать автомобиль на заданной траектории, поэтому безопасно объехать препятствие практически не удается.

Не стоит рисковать и приспосабливаться – изношенные зимние шины лучше все же заменить на летние и испытать неповторимое удовольствие и уверенность от езды на «правильных» колесах. В конечном итоге дешевле обойдется…

Смену покрышек надо проводить два раза в год, меняя летнюю резину на зимнюю и наоборот. Это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а также чтобы избежать штрафов за нарушение правил использования зимней резины.

Зачем менять резину с зимней на летнюю

У большинства автолюбителей не возникает сомнений в том, что надо по сезону менять на автомобиле летние шины на зимние и наоборот. Несмотря на это, есть ещё много людей, которые не знают, зачем необходимо менять резину.

Замена резины с летней на зимнюю

Есть несколько основных различий между летней и зимней резиной, которые влияют на безопасность движения:

  1. Рисунок протектора. Он оказывает непосредственное влияние на характеристики шины. Для разных погодных условий, а также для разных сезонов протектор будет отличаться. Рисунок на летней резине обеспечивает эффективный отвод воды в сырую погоду. На зимних шинах протектор обеспечивает более высокие сцепные характеристики. Благодаря чему улучшается устойчивость авто и его управляемость. Во время движения на зимней резине по мокрой дороге протектор не справляется с аквапланированием и автомобилем сложно управлять.
  2. Состав резины. У зимних шин более мягкий состав, поэтому в мороз они всё равно остаются пластичными. Летом же они начинают размягчаться, а это ухудшает управляемость авто на скорости и увеличивает расход топлива. Летняя резина более жёсткая и на морозе затвердевает. Это приводит к ухудшению сцепления с дорожным покрытием и может привести к ДТП. Коэффициент сцепления с дорогой у летней резины по сравнению с зимними шинами, в холодное время года хуже в 8–10 раз.

Менять надо одновременно все четыре шины, хотя некоторое любители считают, что достаточно сменить резину только на ведущих колёсах.

Когда пора менять резину на летнюю в 2019 году

Для того чтобы знать, когда надо менять летнюю резину на зимнюю, сначала надо определиться, какими законами этот процесс регулируется. Некоторые автомобилисты считают, что это есть в ПДР, но там о смене резины ничего не сказано.

По закону

Регулирование в сфере замены летней резины на зимнюю выполняется следующими законодательными актами:

    Техрегламент ТР ТС 018/2011;

Техрегламент

Согласно п. 5.5 Приложения 8 к Техрегламенту зимние шипованные покрышки нельзя эксплуатировать в летние месяцы, то есть июнь, июль, август. Это означает, что если до 1 июня вы не поменяли шипованные шины, то таким образом, нарушаете закон.

Во втором абзаце этого пункта сказано, что нельзя управлять авто, на котором нет зимней резины в зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. То есть устанавливать летние шины нельзя до 1 марта, так как это нарушение закона.

Относительно не шипованной зимней резины никаких требований нет. Это означает, что её можно использовать на протяжении всего года.

Рекомендации по температуре

Если говорить о температурном режиме, то менять зимнюю резину на летнюю можно при достижении среднесуточной температуры более +5–7 С°.

Смена зимних шин на летние позволяет не только экономить топливо, но и ресурс резины. Зимние покрышки более тяжёлые и в тёплое время года быстрее изнашиваются.

Не надо спешить снимать зимние колёса, как только растает снег. Надо учитывать возможность появления ночных заморозков. Если в городе дороги посыпают реагентами, то за городом или на шоссе они ночью ещё могут покрываться льдом. Надо дождаться, пока плюсовая температура будет днём и ночью.

Рекомендации специалистов

Есть три вида зимних покрышек, которые отличаются своими характеристиками. Исходя из них, очевидно, что менять резину с каждым сезоном стоит:

  1. Шипованные. Они предназначены для заледенелых дорог, так как улучшают сцепление с поверхностью и помогают быстрее затормозить. Недостаток в том, что иногда шипы могут вылетать, а также постепенно они стачиваются.
  2. Фрикционные. Позволяют ездить как по снегу, так и по льду. Их ещё называют «липучки». Протектор имеет много ламелей, поэтому сцепление с дорогой улучшается. На сухом покрытии в тёплое время года они размягчаются и «плывут».

Фрикционные шины

Всесезонные шины

Видео: когда менять летнюю резину на зимнюю

Опыт автолюбителей

На лето стоит переобуваться, когда утром(при выезде из гаража или стоянки) температура выше +5. При температуре ниже +5С — +7С летняя резина дубеет и плохо держит дорогу. А зима при температуре выше +10 может «поплыть» на высокой скорости от перегрева.
Я бы поехал на зиме, тем более она не шипованная.

Troll

Резину меняют, когда температура воздуха поднимается до +7 гр. Иначе зимнюю за 2000 км.- дорога «скушает».

Ёлка

Еврозима это шины для мокрого асфальта, на котором иногда бывает каша, и всё залито реагентом по самые ступицы… и никакого льда ни под каким соусом, а заезд в снег глубже пары см — только на цепях.

Андрей Владимирович

Как по мне — однозначно шипованная. Ездил одну зиму на всесезонке и на шипованной — разница огромная. С 4-мя шипованными колёсами машина очень уверенно держится на дороге! Тем более разница в стоимости между шипованной и не шипованной небольшая.

Barik

Техрегламент единого Таможеного Союза : Если в течение нескольких дней столбик уверенно двигается выше +7 градусов, а ночная температура на 0, то менять резину уже можно;

Олег

Универсальных шин пока не придумали, поэтому в наших климатических условиях лучше всего менять летние колёса на зимние и наоборот. Это обеспечивает безопасность на дороге, а также увеличение ресурса используемой резины.

Всего одна теплая неделя – и настоящей суровой зимы как не бывало! Снег быстро сошел, на дорогах – сухой асфальт. Пора переходить на летние шины? Не торопитесь!

Снег может вернуться


Во-первых, снегопады еще могут вернуться. Достаточно напомнить, что знаменитый "Хавьер" в 2013 году прошел над Беларусью 15 марта. За неделю-другую до того снежный покров практически сошел, дороги были сухие и чистые. Да и в принципе, как показывает практика, снег и заморозки в марте, а порой и в начале апреля – история для Беларуси привычная, особенно в северных районах страны и в ночное время суток.

Гололед и гололедица? Легко!

Вообще, если посмотреть на предыдущие годы, то оказывается, что среднемесячная температура в марте находится на уровне +2,5..+4°С. Исключение составил 2018 год, когда было явно холоднее (-3°С). Но средняя температура – это как средняя зарплата: крайние значения могут очень сильно отличаться от установленного показателя. А если на улице "минус", велик риск гололеда (образуется при выпадении осадков при отрицательной температуре) и гололедицы (замерзание талой воды на поверхности).


При этом околонулевые температуры тоже представляют опасность, особенно в тех местах, где возможно продувание дороги ветром, то есть на мостах и путепроводах, на открытых участках в равнинной местности без естественных или искусственных препятствий. В таких местах также вероятно образование льда даже при отсутствии осадков.

Напомним про разницу

Здесь самое время заметить, что зимние шины отличаются от летних не только более агрессивным рисунком протектора и возможностью "грести" по снегу. Во-первых, резиновая смесь более мягкая и остается такой в условиях низких температур. Во-вторых, сам рисунок протектора спроектирован таким образом, чтобы обеспечить лучшие фрикционные качества. Поэтому на снежно-ледовом покрытии зимние шины будут вести себя надежнее летних.


В чем это проявляется? Самое очевидное – в величине тормозного пути. На снегу и тем более на льду преимущество зимних шин перед летними видно невооруженным глазом: разница в дистанции при торможении с 40 км/ч до 0 может составлять несколько корпусов автомобиля, при торможении со скорости 100 км/ч это уже десятки метров. Кроме того, не забудем про роль шин в поддержании курсовой устойчивости: чем лучше "зацеп", тем ниже риск срыва колес в скольжение, то есть возникновения сноса или заноса.

А вот на асфальте летние шины будут предпочтительнее. Правда, при положительной температуре окружающего воздуха. При околонулевых температурах резиновый состав летних моделей может быть слишком жестким, что скажется на их сцепных качествах, и здесь лучшими окажутся всесезонные шины, или "еврозима". Впрочем, многое зависит от модели шин, а также от их состояния.

Не панацея, но все же

Некоторые скажут, что не надо полагаться только на шины, водителю надо еще и голову включать. И они во многом правы! Действительно, ключевую роль в обеспечении безопасности играет именно человеческий фактор – то, как водитель оценивает текущие условия, какие риски видит или прогнозирует, соответственно какую скорость выбирает, какие маневры готов или не готов выполнять, как вообще управляет автомобилем.


На самом деле "поскользнуться" на превратившейся в лед луже можно и на "скандинавских" шинах. Но и геройствовать на летних шинах в снегопад тоже глупо: да, при должной осторожности, при наличии навыков доедете, даже в сугробе запаркуетесь. Но это будет дольше, сложнее, вы элементарно будете мешать другим из-за медлительности. Поэтому скажем так: если сохраняется большая вероятность отрицательных температур, снега, льда, пусть даже на короткий период, лучше оставаться на зимних шинах.

Так когда же менять шины?

Когда температура воздуха будет стабильно выше +7°С, причем не только в дневные часы. Как правило, в нашей стране эти условия достигаются в апреле, хотя год на год не приходится. При этом важно понимать: самый точный прогноз погоды дается на сутки. Более-менее достоверным он может быть максимум на 2-3 дня, а далее вероятность сильно снижается, так что неделя, две и уж тем более месяц – это слишком дальний горизонт для синоптиков.


В общем, ехать на шиномонтаж лишь потому, что прогноз погоды на ближайшие недели благоприятный, слишком опрометчиво. Обычно рекомендация такая: если в течение одной-двух недель стабильно тепло, ночная температура не опускается до околонулевых значений, можно "переобуваться". В крайнем случае, если и случится аномально морозный день или снегопад в мае, его можно и "пересидеть".

А если оставить зимние шины на лето?


Некоторые так и делают. Здесь есть даже бонус: если выбираетесь на природу, то на гравийных и грунтовых дорогах получаете лучшую проходимость и более надежную управляемость. Плюс чуть лучшую плавность хода. Но в остальном это сплошные минусы.

Начнем с экономики: на зимних шинах расход топлива выше, сам износ резины интенсивнее, особенно у активных водителей. Если ездите много и агрессивно, к зиме можете остаться без протектора. Как правило, зимняя резина еще и более шумная – минус для акустического комфорта.


Конечно, если вы спокойный водитель и ездите совсем немного, эти недостатки несущественны. Но мы ведь про безопасность. Так вот, важно помнить, что летом на горячем асфальте зимние шины ведут себя хуже, чем летние: это касается и тормозного пути, и управляемости, так как слишком мягкий состав резиновой смеси в условиях высоких температур ведет себя хуже, а тонко нарезанные ламели протектора на твердом покрытии играют в минус.

Наш вердикт

В идеале под каждый сезон – свои шины, их использование должно быть своевременным. Не торопитесь с переходом на летний комплект, пока не установится стабильно теплая погода без заморозков. Слишком ранний переход создает риск, что внезапный снегопад в апреле застанет вас врасплох. Но и ездить на зимних шинах в летнюю жару не самое лучшее решение. Как с точки зрения экономики, так и в плане безопасности.

Спешить с "переобувкой" не надо, а купить комплект уже можно. Шины в базе объявлений Автобизнеса

Читайте также: