Когда лучше балансировать колеса

Опубликовано: 26.03.2024

Разбираем подробно, в каких случаях необходимо повторно балансировать колеса.
Ревин Алексей «За рулем»Эксперт
Для начала — небольшой ликбез. Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки. А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50–60 г на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.

Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?

Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.

Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.

Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Балансировка необходима в следующих случаях:

Правильно подобранные диски с шинами являются залогом безопасности на дороге.

Тяговые свойства автомобиля и маневренность во многом зависят от правильной посадки и баланса колес. Это также напрямую влияет на устойчивость и комфорт вождения.

Балансировка колес заключается в равномерном распределении обода и массы шины таким образом, что масса колеса на оси транспортного средства после установки распределяется вокруг центра вращения.

Балансировка колес

рис. Балансировка колес

Даже небольшой дисбаланс веса в отдельных частях колеса становится значительным при увеличении скорости. Поэтому при первых признаках разбалансировки, следует немедленно обратиться в сервисный центр или вызвать бригаду мобильного шиномонтажа.

В этой статье мы рассмотрим основные признаки и причины дисбаланса, а также кратко расскажем о том, как часто нужно обращаться за этой услугой.

Как распознать несбалансированные колеса?

Как правило, первые симптомы проблемы проявляются при повышении скорости.

Уже при 100-120 км / ч в руле чувствуется вибрация, создаваемая передними колесами.

С другой стороны, следствием дисбаланса колес задней оси может стать вибрация кузова, а также перебрасывание задней части автомобиля при быстром повороте.

Также неправильная балансировка является прямой причиной неравномерного износа протектора.

Неравномерный износ шин из-за дисбаланса

рис. Неравномерный износ шин из-за дисбаланса

Обычно это проявляется в той части шины, где отклонение веса больше, чем центр тяжести. Это означает, что протектор будет более абразивным в месте, где имеются явные диспропорции, например утолщение небольшого участка борта.

Кроме того, при движении с несбалансированными колесами водитель может распознать неравномерный шум. Причиной этого звукового явления является разница в давлении в шинах на поверхность земли.

При первых проявлениях дисбаланса, стоит обратиться в автомастерскую или вызвать бригаду выездного шиномонтажа на место. Специалисты компании ikoleso24 в течение 2 минут примут заявку и оперативно выедут на указанный объект, чтобы провести диагностику и выполнить балансировку колес.

Дискомфорт при езде вследствие разбалансировки колес

рис. Дискомфорт при езде вследствие разбалансировки колес

Итак, основными симптомами несбалансированных колес являются:

  • вибрация в руле;
  • подергивание кузова на высоких скоростях;
  • снижение маневренности;
  • некомфортная езда;
  • неравномерный шум;
  • неравномерный износ протектора.

Также результатом дисбаланса являются радиальные или поперечные биения.

Первый - это результат неправильной посадки оплетки на ободе или неточного расположения других компонентов, из которых была изготовлена шина. В результате этого, колесо начинает двигаться вверх и вниз во время вращения.

Другим следствием неравномерности массы шины является боковое биение, которое проявляется при повороте колеса из стороны в сторону. Кроме того, дисбаланс может возникнуть и на стороне шасси.

Основные причины неправильной балансировки колес

Есть две основные причины неправильной балансировки колес.

  1. Первыми могут быть пятна на шине, которые вызывают статический или динамический дисбаланс. Даже небольшое отклонение в весе шины относительно ее центра тяжести будет препятствовать равномерному качению колеса и начнет колебаться вверх и вниз во время вращения. Это типичный пример статического дисбаланса.
  2. Динамический дисбаланс возникает, когда центр вращения шины и колеса имеют разную массу. В этом случае колесо ведет себя неестественно и, как в случае статического дисбаланса, движется вверх и вниз.

Виды дисбаланса

рис. Виды дисбаланса

Иногда случается, что причиной движения колеса при езде является поврежденный алюминиевый обод. Состояние наших дорог далеко от идеального, поэтому совсем нетрудно согнуть или сломать обод из-за простого попадания в яму или наезда на кочку.

Если эта неисправность невелика, то она может ускользнуть при проведении вулканизации и внешнем осмотре. Вместе с тем, даже незначительной деформации обода хватит, чтобы с каждым километром начал увеличиваться дисбаланс колес.

Вождение по некачественным дорогам может привести к потере правильного баланса колес. Чаще всего причиной является вхождение на значительной скорости в яму, выбоину или наезд на бордюр.

В зависимости от силы, с которой колесо преодолевает препятствие, амортизатор или обод могут быть повреждены. Это обычно приводит к изменению центра тяжести и массы вокруг оси вращения.

В результате шины начинают тереться об обод, передаются вибрации на руль или кузов во время движения. Поэтому рекомендуется проверять баланс после каждого такого события. Это позволит вам избежать многих серьезных последствий.

Также перед каждой сменой и установкой шин следует тщательно проверить состояние дисков - большинство проблем с их состоянием легко устранить.

Проверка баланса при каждой смене шин

рис. Проверка баланса при каждой смене шин

Стоимость устранения деформации совсем невысока по сравнению с тем ремонтом, который может понадобиться вследствие длительной езды на разбалансированных колесах. Поэтому при первых признаках деформации или других неисправностей, лучше сразу вызвать сервис выездного шиномонтажа ikoleso24 в Москве.

Чем грозит дисбаланс?

Некоторые водители недооценивают важность балансировки колес.

Вместе с тем, если долго ездить на плохо балансированных колесах, это может привести к негативным последствиям:

  1. Повреждение рулевого колеса. Из-за неравномерного распределения грузов, значительно ухудшается управляемость автомобиля.
  2. Преждевременное и неравномерное истирание покрышки. Из-за разбалансировки колес, увеличивается тормозной путь и покрышка стирается неравномерно, что приводит к дополнительным расходам.
  3. Разрушение подшипников. Из-за увеличенных нагрузок, быстрее изнашиваются подшипники. К тому же, из-за возможной поломки подшипника велика вероятность потери самих колес.
  4. Повреждение подвески. Дисбаланс в распределении груза увеличивает нагрузку на подвеску, что приводит к быстрому ее износу.
  5. Дискомфорт при езде, быстрая утомляемость. Из-за нарушения стабилизации и маневренности, водителю приходится прилагать дополнительные усилия, что приводит к более быстрой утомляемости.

Учитывая такие негативные последствия, которые могут возникнуть в результате дисбаланса колес, возникает резонный вопрос, как часто нужно производить эту услугу?

При отсутствии явных симптомов, указывающих на дисбаланс, процедуру проверки необходимо производить при каждой сезонной смене шин. При использовании «всесезонных» покрышек – выполнять балансировку нужно каждый год.

При агрессивной езде, за услугой необходимо обращаться каждые 5-6 тысяч километров. Кроме того, могут возникнуть проблемы при наезде на бордюр, ямы. Также иногда дисбаланс может появиться вследствие мойки машины под высоким давлением.

Как проводится балансировка?

Данная услуга проводится специалистами на балансировочном станке.

Балансировка на станке

рис. Балансировка на станке

Каждое колесо имеет собственные грузы для правильного распределения баланса. Поэтому задачей мастера является выявление участка со смещенным грузом и исправление этого недочета.

Главным принципом балансировки является сбор колеса таким образом, чтобы существующие грузы на шинах сами уравновешивали.

После установки колеса на станок, мастер его раскручивает и с помощью компьютерной техники проводит мониторинг состояния. На экране появляются сведения о том, в каком именно участке колеса произошло смещение груза.

Выводы

Балансировка колес – важная часть эксплуатации авто. Вибрации рулевого колеса и кузова при движении на более высокой скорости могут быть признаком дисбаланса.

Помните, что плохо сбалансированные колеса ускоряют износ подвески и шин, а также ухудшают тяговые параметры автомобиля и снижают маневренность.

Одним из условий беспроблемной эксплуатации автомобиля является надлежащее состояние колёс, в частности своевременное выполнение их балансировки. Если же автовладелец пренебрегает такой процедурой, ухудшается управляемость, снижается безопасность автомобиля, появляется заметное биение на руле, а машину может уводить в сторону. Поговорим поподробнее о том, с какой периодичностью нужно выполнять балансировку колес.

По какой причине важно выполнять балансировку колес

Общеизвестно, что использование неотбалансированных колёс приводит к существенному ухудшению комфорта управления автомобилем, на руле ощущается сильная вибрация, при этом могут появиться заметные проблемы с управляемостью машины.

Проводить балансировку колёс необходимо по следующим причинам:

1. На неотбалансированных колёсах существенно увеличивается нагрузка на рулевое управление, появляются деформации и повышенный износ таких механизмов.

2. Начинает страдать подвеска, в итоге в скором времени приходится выполнять её сложный и дорогостоящий ремонт.

3. Тормозные диски и колодки быстро изнашиваются, тогда как при правильной балансировке они могут прослужить на протяжении многих десятков тысяч километров.

Автовладельцу необходимо своевременно выполнять такую процедуру балансировки колёс, при этом межсервисный интервал при выполнении такой работы зависит от различных факторов.

Как часто выполняют балансировку колес

В инструкции к автомобилю и техническом регламенте говорится о том, что выполнять процедуру балансировки колёс нужно каждые 20.000 километров пробега автомобиля. Однако подобное будет актуально лишь в тех случаях, когда машина эксплуатируется исключительно на ровной поверхности, не имеющей каких-либо серьезных дефектов. Тогда как на разбитых дорогах процедуру балансировки выполняют на пробеге в 10000 километров и менее.

Также считается, что балансировать колёса необходимо при сезонной замене покрышек. Из-за особенностей зимних шипованных шин они могут терять свои металлические элементы, что приводит к их разбалансировке. Поэтому следует наведываться в шиномонтаж и выполнять соответствующую процедуру с такими покрышками едва ли не каждые 5000 километров.

Большинство специалистов также отмечают, что правильная балансировка колес может нарушиться в том случае, даже если однократно попасть в яму на высокой скорости. Поэтому, чтобы избежать необходимости часто наведываться в сервис, всё же можем порекомендовать вам стараться избегать таких разбитых дорог, соблюдая аккуратность на дороге, чтобы не попасть на скорости в яму, разбив диск и существенно ухудшив состояние элементов подвески.

Где проводят балансировку

Часто автовладельцы попросту не задумываются о том, где следует проводить процедуру балансировки колес автомобиля. Они заезжают в первый попавшийся шиномонтаж, в подобном случае не стоит ожидать, что вся работа будет выполнена качественно. Дело в том, что правильность проведённого шиномонтажа во многом зависит от используемого для этой работы оборудования. В частных мастерских обычно в целях экономии приобретают либо старые установки, либо китайские станки, которые попросту не могут обеспечить качественную балансировку шин.

Поэтому можем порекомендовать вам всё же при необходимости выполнения такой процедуры и балансировки шин обращаться лишь в специализированные центры, в которых неизменно используют качественное оборудование и предлагают соответствующие гарантии на свою работу. Возьмите себе за правило наведываться в шиномонтаж каждый год, что и позволит решить имеющиеся проблемы с покрышками.

Подведём итоги

В процессе эксплуатации автомобиля может нарушиться балансировка колёс, в результате чего возникает заметное биение руля, увеличивается нагрузка на подвеску и тормозную систему, использовать такой автомобиль, в конечном счете, становится попросту небезопасно. Автовладельцу необходимо будет в зависимости от состояния дорог в его регионе выполнять такую балансировку шин каждые 10-15 тысяч километров и обязательно при сезонной замене покрышек.


Современный автовладелец особо не вдается в процесс балансировки колес. Он воспринимает его как некую обязательную процедуру при сезонной переобувке и даже не догадывается, насколько важно ее качество.

В действительности последствия дисбаланса вращающегося тела можно увидеть и дома. Попробуйте бросить в стиральную машинку кроссовки и запустить ее на отжим. Появившийся в барабане дисбаланс вызовет его биение, а с увеличением скорости стиралка будет грохотать и сотрясаться. Нечто похожее происходит и с автомобилем, колеса которого неотбалансированы.

Подвеска и ступичные подшипники, элементы рулевого управления даже при дисбалансе в 10-15 г получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть неощутимы для водителя, но действуют как перфоратор на бетон. Неумолимо разрушающе. Кроме того, нарушенный баланс увеличивает износ шин и делает его неравномерным.

Если учесть, что на каждом из колес дисбаланс будет разный, то при движении на высоких скоростях автомобиль становится менее устойчивым. Управлять им тяжелее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.


Итак, дисбаланс появляется при несовпадении центра масс колеса с осью вращения. Казалось бы, на абсолютно новых шинах или дисках такого быть не может, ведь они сделаны с соблюдением всех технологических требований.

Да, это так, но в любом случае в процессе производства шина не выходит идеальной. Какая-то ее часть может быть чуть толще и тяжелее, какая-то – тоньше и легче. Речь идет о миллиметрах и граммах, которые просто так не определить. После монтажа на диск, который также неидеален в силу тех же технологических причин, получается единая конструкция, имеющая общий центр масс. Именно поэтому колесо балансируется в сборе.

Если бы оно представляло собой условный тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое, и потому ему требуется динамическая балансировка, по внешней и по внутренней стороне.

Делается это при помощи специальных свинцовых или цинковых балансировочных грузов массой 5-60 г. На штампованных дисках они крепятся стальными клипсами-защелками, на легкосплавных – самоклеющимися полосками. Устранить дисбаланс самостоятельно невозможно. Для этого применяются специальные балансировочные станки.

По конструкции они разные – от самых простых до тех, что снабжены лазерными датчиками. Последние позволяют определить не только дисбаланс, но и кривизну диска или нарушение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке в силу ее невозможности.

Но даже наличие в шиномонтаже такого станка не даст никакой гарантии того, что колеса вашего автомобиля будут отбалансированы правильно. Во-первых, станок должен быть закреплен на прочном, лучше бетонном основании и стоять строго горизонтально.

Во-вторых, в его электронный блок нужно ввести корректные данные по типоразмеру шины и диска, а сам станок не должен иметь износа во вращающихся элементах и быть откалиброван. Наконец, мастер должен иметь соответствующую квалификацию и опыт – как показывает практика, 90% успеха зависит именно от этого фактора.


Например, если колесо требует значительного количества грузов, он должен знать, что поворот шины относительно диска может снизить дисбаланс, и грузов потребуется меньше. Правда, этому правилу следуют далеко не все, и вот почему.

Изменение положения шины относительно диска с целью уменьшить массу требуемых для балансировки грузиков далеко не всегда приводит к желаемому результату (результат заранее неизвестен!).

При этом значительно увеличиваются трудозатраты на балансировку и, как следствие, ее стоимость. В то же время очень большое количество грузов на колесе может говорить о низкой квалификации работника. С другой стороны, автопроизводители не указывают максимальную массу используемых при балансировке грузиков.

При прочих равных условиях, масса грузиков, требующаяся для компенсации дисбаланса, будет минимальной, если они устанавливаются на максимальном расстоянии от центра масс системы «диск-шина», т. е. на бортовых закраинах.

Установка же грузиков ближе к центру масс системы «диск-шина» (например, чтобы не портить внешний вид диска, клеящийся грузик размещают на внутренней поверхности обода) неизбежно приведет к необходимости увеличить их массу.

Также мастер должен очистить шину от мельчайших камней в протекторе, а диск – от налипшей грязи. В случае его деформации обязательно проинформировать владельца.


Один из важнейших моментов – крепление колеса на станке. В большинстве случаев оно крепится через центральное отверстие диска. С задней стороны колесо садится на конус, а спереди фиксируется фланцевым адаптером и зажимной гайкой. Такой способ увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальную центровку.

Улучшить ее помогают специальные адаптеры Haweka. Суть их в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных шпилек. При этом вероятность повредить лакокрасочное покрытие колесного диска минимальна. К тому же адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Точность балансировки в этом случае будет выше. Фланцевые адаптеры выпускаются под различную разболтовку и могут использоваться на любом балансировочном станке.

После установки грузиков нужной массы в указанных станком местах процедура проверки проводится еще раз. В случае необходимости грузики или добавляются, или снимаются, но их масса не должна быть более 5 граммов. Колесо считается отбалансированным, если показания на табло прибора будут нулевыми.

Так в каких случаях и как часто необходима балансировка колес? Как правило, в руководствах по эксплуатации автомобилей балансировка рекомендуется раз в 10-15 тысяч километров пробега. Но это при условии, что не производилось разбортирование колес.

То есть если при сезонной смене шин используются одни и те же диски – балансировка обязательна. Также она необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или были случаи попадания колеса в яму. Но в этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.


Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки.

А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50–60 г на каждую сторону.

Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.

Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.

Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?

Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.

Но это в теории, а на практике советуют следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.

Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.

Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.

Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.

Балансировка необходима в следующих случаях:

  • вы проезжаете за сезон больше 15 тысяч километров;
  • после последней балансировки колесо попадало на высокой скорости в глубокую яму;
  • в прошлом сезоне вы начали отмечать вибрацию, но отложили балансировку «на потом»;
  • если у вашего автомобиля нет антиблокировочной системы тормозов, а вы частенько тормозите «на юз» на асфальтовом покрытии;
  • вы — начинающий водитель, который не почувствует дисбаланса на колесах.

Основные виды дисбаланса и балансировки колес

Существует два вида дисбаланса колеса: статический и динамический.

Статический . Такой дисбаланс заключается в том, что ось вращения и ось инерции находятся параллельно друг другу, т.е. присутствует продольное биение колеса. В этом случае центр тяжести колеса смещается с оси вращения, при этом общая масса колеса распределяется по его длине неравномерно.
Увидеть такой дисбаланс не сложно – достаточно раскрутить диск с шиной (даже не сильно) на вращающейся оси и посмотреть каково будет вращение колеса.

Если присутствует статический дисбаланс, то вращение колеса будет «прыгающим» относительно оси вращения, т.е. по вертикали и само колесо быстро остановится

Второй вид — динамический . Он появляется при несовпадением оси инерции с осью вращения. В этом случае центр тяжести колеса не смещается с оси вращения, т.е. находится на ней, но ось вращения пересекается с осью инерции под некоторым углом. Иначе это можно объяснить так: вес колеса в этом случае неправильно распределен по ширине, а не по его длине, как при статическом дисбалансе.

Естественно, что динамический дисбаланс чаще присутствует на шинах с широким профилем.

Бывают случаи, что на колесе могут присутствовать оба вида дисбаланса одновременно. Но они легко устраняются при балансировке на балансировочных станках любого вида и типа, независимо от производителя оборудования. Качество балансировки больше зависит от квалификации специалиста, выполняющего балансировку, и состояния самого станка, т.е. за станком должен производиться регулярный уход, его обслуживание, калибровка и поверка.

Если эти условия не соблюдаются даже самый дорогой станок не покажет верных результатов. Оба эти дисбаланса устраняют при помощи специальных балансировочных грузиков, установленных в определенных при помощи балансировочного станка местах.

При повышенных требованиях к балансировке колес (например, на гоночных автомобилях) выполняется финишная балансировка. Производится она следующим образом: автомобиль подвешивается на специальном стенде и в таком состоянии колесо раскручивается до скорости в 90 километров в час.

Компьютер производит необходимые измерения и указывает место где необходимо установить соответствующий грузик. Однако такой вид балансировки не является альтернативой стационарной балансировки — балансировки на стационарных стендах. Стенд финишной балансировки предназначен только для статической балансировки, причем всего ступичного узла, т.е. ступицы вместе с тормозным диском и колесом.

При использовании такой балансировки , максимально допустимый вес балансировочного грузика, предназначенного для корректировки дисбаланса узла, не может превышать 15 граммов. Так же необходимо учитывать, что до проведения финишной балансировки колесо должно быть обязательно отбалансировано на стационарном стенде.

Такое оборудование очень редко присутствует на шиномонтажных участках. Для обычной эксплуатации автомобилей достаточно балансировки на обычном оборудовании.

Существует еще один вид балансировки — автоматическая балансировка. Она, как правило, применяется при балансировке на больших колес автобусов и грузовых автомобилей. Выполняется она следующим образом:

Внутрь колеса засыпаются специальные гранулы. В процессе движения они прилипают к внутренней стороне шины в нужных местах. Таким образом, происходит автоматическая балансировка.

На легковых автомобилях такая методика не применяется.

Нужно ли делать балансировку колес?

Давайте разберемся, для чего нужна балансировка колес и нужно ли их вообще балансировать.

Мало кто из автовладельцев сможет четко ответить на данный вопрос. Основными причинами выполнения этой операции служат требования обеспечения безопасности движения, продление сроков службы элементов подвески, комфорта при движении и так далее.

Каждый автовладелец должен понимать, что неотбалансированные колеса приводят к появлению центробежных сил, которых не должно быть. Эти силы передаются с колес на элементы подвески и далее непосредственно на сам кузов. Они действуют в разных направлениях в связи с чем при движении автомобиля появляется повышенная вибрация и чрезмерные нагрузки на автомобиль в целом.

Причем практически никто из водителей не задумывается о том, что ударная сила на подвеску достаточно сильная — дисбаланс 14-ти дюймового колеса всего лишь в 20 грамм при скорости движения автомобиля в 100 км/ч, по возникающим нагрузкам равен ударам кувалды весом 3 кг, которая ударяет по колесу с частотой 800 раз в минуту!

Решение о том балансировать ли колеса или нет каждый автовладелец принимает самостоятельно, и никто не в праве его заставить это делать. Но нужно помнить поговорку — «скупой платит дважды». Действительно, если не балансировать колеса, то результаты могут быть неутешительными и дорогостоящими. Приведу несколько примеров того, какой может быть результат при использовании неотбалансированных колес.

1. Повышенный износ шины, и как следствие этого снижение срока ее службы. Из-за постоянной вибрации колеса соприкосновение шины с поверхностью дороги получается не постоянным, а значит присутствует эффект «пробуксовки» шины. Получается, что из-за постоянной «пробуксовки» протектор шины быстро стирается. Следовательно, покрышку придется заменить намного раньше. А это дополнительные затраты.

2. Снижается безопасность движения. Объясню в чем это заключается. Практически не бывает того, что центробежные силы всех четырех колес действуют в одном направлении одновременно. Представьте себе как будет себя вести автомобиль если правое переднее колесо будет само на ровной дороге подпрыгивать вверх, а левое при этом вниз. А еще к этому добавьте задние колеса. А теперь примите во внимание то, центробежные силы действуют не только вверх и вниз, а на все 360 градусов вращения колеса, и что они на всех четырех колесах присутствуют в абсолютно разных направлениях. А еще нужно учесть что при движении автомобиля на таких колесах эти центробежные силы с каждым метром меняют свое направления прежде всего из-за присутствия «эффекта пробуксовки», причем на каждом колесе на свой угол смещения.

Как Вы думаете что будет с автомобилем? Совершенно верно, он будет трудно управляем, его движение в определенных ситуациях может быть непредсказуемо. При «эффекте пробуксовки» снижается эффективность тормозов — тормозной путь автомобиля существенно увеличивается. Последствия этого могут быть катастрофическими — потеря управляемости и ДТП. Наверняка найдется тот, кто возразит мне и скажет: «А я вот столько лет езжу на неотбалансированных колесах и ничего. » Да просто ему очень повезло, что он ни разу не попал в ситуацию, где счет идет на милисекунды и милиметры. И пусть никто из Вас никогда не попадает в такие ситуации. Но, к сожалению, никто из нас от них не застрахован. Автомобиль — это устройство повышенной опасности, а надо ли Вам эту опасность еще повышать.

3. Узлы подвески подвержены повышенному износу. Из-за постоянного вибрационного воздействия на несущие узлы подвески происходит их быстрый износ. В первую очередь, как правило, происходит износ подшипников ступицы, которые при определенных ситуациях могут разрушиться совсем.

4. Неотбалансированные передние колеса передают вибрацию на руль. Эта вибрация вызывает дискомфорт при управлении автомобилем и, как следствие этого, повышенная усталость водителя.

Думаю, этих причин более, чем предостаточно для своевременного выполнения балансировки колес.

Нужно ли балансировать задние колеса?

Среди автовладельцев бытует мнение, что задние колеса нет необходимости балансировать. Их доводы состоят в том, что на руль вибрация не передается, нет ощущения дискомфортной езды. Но это мнение в корне неверное. Балансировать необходимо как передние, так и задние колеса. Если водитель не ощущает явного дискомфорта от неотбалансированных задних колес, это вовсе не значит, что в автомобиле не присутствуют проблемы, описанные выше. Действительно, если неотбалансированы только задние колеса, то вибрационных колебаний будет меньше, но это вовсе не означает, не будет повышенного износа деталей автомобиля. Причем преждевременно будут выходить из строя не только детали задней подвески, но и передней, а так же всех четырех колес.

Давайте представим себе что произойдет с передними колесами при движении, если в этот момент по заднему колесу произойдет удар в направлении, противоположном движению автомобиля? Совершенно верно — произойдет пробуксовка переднего колеса, и, соответственно, этот удар передастся от переднего колеса на элементы передней подвески. А если такие удары происходят постоянно с частотой 800 ударов в минуту. Думаю дальше нет смысла что-то еще описывать — итак все ясно. Поэтому я предлагаю тем, кто балансирует только передние колеса еще раз задуматься и все оценить.

Часто ли делать балансировку?

Нередко, особенно у новичков, возникает вопрос — а как часто нужно балансировать колеса? В нормативной литературе нет четких требования к балансировке колес по времени или километражу. Но из нашего опыта можем предложить Вам некоторые рекомендации.

Балансировку желательно проводить:

  • При установке на диск шины, независимо новой или б/у.
  • Приблизительно через каждые 5000 километров пробега автомобиля.
  • После попадания автомобиля в большую яму или после пробоя подвески автомобиля.
  • При появлении вибрации кузова автомобиля и/или биения в руль при движении, чаще всего на скорости более 60 км/час.
  • При каждом ремонте колеса.

Правила хорошей балансировки

  1. Масса балансировочного грузика, навешиваемого на колесо при балансировке не должна превышать 60 грамм. Если эта величина больше, то необходимо проверить правильность сборки колеса или найти причину, из-за которой невозможно выполнить правильную балансировку, например, изношенная покрышка, погнутый диск и т.д.
  2. Если колесо отбалансированно правильно и снято со стенда, то при повторной установке этого колеса на балансировочный стенд допустимым считаются отклонения показаний в пределах 5 грамм на каждую сторону колеса.
  3. Чем больше и тяжелее колесо, тем сильнее ощущается влияние погрешности крепления колеса на стенде на качество балансировки.
  4. Естественно, что сделать идеальную балансировку колеса невозможно, а значит, если речь идет о сборке диск-шина, то качество колеса в сборе напрямую зависит от качества каждого из этих компонентов. Для этого предусмотрены специальные диапазоны значений — допуски. Если значение дисбаланса колеса попадает пределы допуска, то колесо считается отбалансированным. Максимально допустимым считается дисбаланс в 10 грамм для каждой стороны колеса.
  5. Перед балансировкой диск должен быть полностью очищен от грязи как со внутренней, так и с наружной стороны диска. В идеале колесо должно быть вымыто.
  6. Шина должна быть надета правильно и посажена до конца. Если же покрышка не встала на место, то даже качественно выполненная балансировка будет бесполезной, т.к. в результате движения покрышка все же встанет на место и на колесе появится дисбаланс.
  7. Установка пластмассовых колпаков на колеса, особенно низкого качества, могут влиять на качество вращения колеса на автомобиле и вызвать дисбаланс колеса.

Технология балансировки колес?

Балансировочный стенд, оснащенный специальным компьютером, автоматически определяет место установки балансировочного грузика. Тип балансировочных грузиков определяются согласно типа диска. Материалом для грузиков чаще всего выступает цинк или свинец, но стали появляться грузики из стали. Масса грузика зависит от величины дисбаланса. В нашей стране выпускаются грузики весом от 5 до 60 грамм с интервалом в 5 грамм для литых дисков и весом от 5 до 100 грамм для стальных дисков. Если при балансировке требуется большая масса грузика, чем имеется, то необходимо проверить геометрию колеса и правильность его сборки. На штампованные диски обычно устанавливают крепятся набивные грузики для стальных дисков. Они закрепляются на ребро диска методом набивки, отсюда и название — набивной балансировочных грузик. В случае, если диск легкосплавный, или их по другому называют литыми, используют набивные грузики для литых дисков, а так же самоклеящиеся — балансировочный грузик с клейкой основой, которые получили в народе еще одно название — липучки.

Липучки обычно крепятся с внутренней стороны диска, но в зависимости от формы диска бывают исключения. Липучки удобны тем, что они не видны на лицевой стороне диска, а значит и не портится внешний вид литого диска. Бытует мнение, что эти грузики менее надежные, чем набивные. Но это вовсе не так. Все зависит прежде всего от качества используемых материалов, а также чистоты поверхности, на которую приклеиваются эти грузики. Это все может определить мастер, выполняющий балансировку и предложить вариант наиболее подходящий для ваших дисков.

В результате получается, что игнорировать эту проблему – себе дороже. Да и есть ли в этом смысл? Сейчас имеется множество шиномонтажных мастерских или шиномонтажных участков на СТО, где за относительно небольшую плату Вам могут оказать данную услугу.

Как я уже писал выше, качество выполнения балансировки больше зависит от квалификации мастера, выполняющего работу, чем от производителя оборудования. Квалифицированный мастер даже на «древнем» оборудовании сделает Вам отличную балансировку, а если вы попадете к «специалисту» у которого «руки растут не оттуда», то он даже на супер современном оборудовании не сделает Вам балансировку даже просто хорошего качества. Поэтому будьте внимательны при выборе места проведения шиномонтажных работ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: