Надо ли балансировать колеса на скутере

Опубликовано: 30.04.2024

Если вы едите по трассе и при достижении скорости, хотя бы в 60 км/ч, начинаете ощущать, что мотоцикл ведёт себя не так уверенно как на более низкой скорости, появляется вибрация передней вилки, нестабильность в управлении – возможно, стоит проверить, как отбалансированы ваши колёса.

Проверить это очень просто – поставьте мотоцикл на центральную подножку, так, чтобы проверяемое колесо не касалось земли, ослабте тормоза, раздвинув чем нибудь колодки, отсоедините трос спидометра - главное, чтобы колесо свободно вращалось, ни за что не цепляясь и не тормозя ( возможно если это заднее колесо, понадобится скинуть со звёздочки цепь)

А теперь крутаните колесо и сделайте на нём отметку в том месте, где оно остановилось у земли. Если при последующем кручении колеса оно всё время останавливается почти в одном месте – значит в том месте оно тяжелее всего и его необходимо отбалансировать.

Все наверное видели на колёсах авто маленькие свинцовые грузики, а на каждой шиномонтажке надпись «балансировка». Но попробовав туда сунуться со своим мотоциклом мы как правило получаем отказ.

Оказывается, можно сделать балансировку и самому.

Для этого понадобятся свинцовые грузики для балансировки, подходящие под ваш обод. Они бывают разной формы и веса.
Я обошёлся тремя номиналами в 15, 25 и 35 грамм. Добыть их можно, подъехав на шиномонтажку и попросив продать пару штук. Или купив на авторынке.
Ещё понадобится насос и десять минут свободного времени.

И так, проверяя нужно ли балансировать колесо, мы определили, в каком месте оно тяжелее всего и сделали отметку.
Теперь, снизив давление в шине, чтобы язычок грузика легко вошёл под край покрышки, располагаем тяжёлое место горизонтально и ровно напротив отметки ставим грузик, стараясь как на весах уравновесить более тяжёлую сторону.
После того, как мы подобрав вес грузика, уравновесили колесо, проверяем что у нас получилось – вращаем колесо и если оно останавливается в разных положениях, работа завершена.
Для большей точности, если один груз слишком лёгкий, а следующий тяжёлый, можно от тяжёлого откусить кусачками лишнее.
Мне на переднее и на заднее колесо понадобились грузики по 25 грамм.
После установки грузика, я чуть простукиваю его молоточком, чтобы он точно принял форму обода и плотно к нему прилегал.
Остаётся только накачать до необходимого давления шины и не забыв отбалансировать второе колесо, прокатится по трассе.
Чувствуете, как плавно теперь идёт мотоцикл? Он как будто летит над дорогой, повысилась устойчивость при скорости более 60км/ч, которую легко набирает любой современный мопед или скутер.
Хочу напомнить, что балансировать нужно при каждой смене покрышки, прокола и ремонта камеры. И пусть это не профессиональная балансировка на станке, тем не менее, она обеспечивает приемлемое качество результата, что повышает комфортабельность езды.
Рекомендую,
С уважением,
Ingvar2

Для чего нужна балансировка колес

Практически всегда центр массы колеса не сходится с его геометрическим центром. Такая шина при движении вибрирует и передает вибрацию всему транспортному средству, а это приводит к понижению удобства управления скутером и к износу деталей рулевого управления и составляющих подвески колеса, а также увеличивает изнашивание шины. Масса колеса должна распределятся однородно относительно центра шины, и тогда вибрации будут минимальными.

Колесо на балансировочном станке

Таким образом дисбаланс колеса приводит к таким неприятным последствиям:

Виды и методы балансировки

Схематическое изображение типов дисбаланса колеса

Статическая балансировка

Статистическая балансировка производится при проявлениях признаков статического дисбаланса колеса. Статический дисбаланс образуется в случае, когда ось вращения колеса параллельна оси инерции и центр тяжести вообще не находится на оси вращения (масса колеса неравномерно распределена по длине окружности).

Динамическая балансировка

Динамический дисбаланс возникает, когда центр тяжести располагается на оси вращения, но ось инерции не совмещается с осью вращения, пересекая ее под некоторым углом (масса колеса неровно распределена по его ширине). В силу малой массы и ширины колеса скутера, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка шин им не нужна.

Как узнать нужна ли балансировка

Предельно допустимые биение шины и масса компенсирующих грузов при балансировке колеса в соответствии с ГОСТ 4754-97

Диагональны й (все размеры)

Балансировка колес своими руками

Балансировку колеса можно проводить двумя способами:

В любом случае последовательность действий одинаковая и с применением станка для балансировки и без него.

Для балансировки потребуется балансировочный станок в виде опрокинутой буквы «П» (50 евро в каталоге Louis), на который укладывают ось с балансируемым колесом. Чтобы ось независимо вертелась, с каждого конца предусмотрена пара подшипников.

Станок для балансировки колес

Достоверность статической балансировки при помощи данного приспособления очень большая, никак не хуже, чем на специализированных станках. Балансировочные станки для шиномонтажа предназначены в основном на автомобильные колеса, так что балансировка своими руками может оказаться более точной.

Балансировку колеса скутера надо проводить в сборе с тормозными дисками. На резине есть отметка, отмечающая ее самое легкое место. Перед установкой колеса на станок для балансировки необходимо забуртовать колесо так, чтобы эта отметка совпала с расположением ниппеля.

По сути дела, процесс балансировки дисков очень прост. Необходимо достигнуть, остановки вращающегося колеса случайным образом, а не одним и тем же участком книзу. Крутим неподвижное колесо на 90°, отпускаем и смотрим за его вращением и остановкой. Разбалансированность колеса очевидна, если наиболее тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

Как только колесо остановилось, наклеиваем на верхнюю часть диска балансировочные грузики. Сначала лучше фиксировать грузики их на скотч для балансировочных грузиков, чтобы выбрать правильный вес. Важно учитывать, что балансировочный груз обязан быть равномерно распределен по двум краям обода колесного диска.

Грузики для балансировки

Наклейкой грузов необходимо достигнуть условия, когда колесо после поворота на 90° остается недвижимым. Это совершенный баланс, который в большинстве случаев на практике не нужен. Можно остановиться на очень медлительном перемещении колеса в сторону наиболее тяжелой точки диска.

Перед завершающим фиксированием грузиков необходимо обезжирить плоскость диска. Пригодится бензин, средство для очистки тормозных дисков, растворитель.

Чтоб не пачкать обезжиренную поверхность, предпочтительно наклеивать грузики в одноразовых перчатках из целлофана. Для этого снимаем предохранительную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось только провести испытательную поездку, чтоб удостовериться, что все действительно в порядке.

Балансировка колес своими руками на видео

Вот Вы и узнали и увидели на фото и видео как делают балансировку. Удачи!

Статическую балансировку мотоколес необходимо делать после шиномонтажа. При шиномонтаже желательно проверять целостность и биение диска. Если диск поврежден или деформирован, его надо ремонтировать перед балансировкой. Для балансировки необходимо вывесить колесо на горизонтальной, свободно вращающейся оси. Для этого удобно использовать специальный стенд. Колеса балансируются с накаченной резиной и тормозными дисками. Заднее колесо иногда балансируется еще и со звездой, если она жестко крепится к диску (точную информацию смотрите в мануале конкретной модели мотоцикла).

Статическая балансировка

1) Качните колесо. Когда оно остановится, самая тяжелая точка колеса будет внизу (точка Х1).

2) Поверните колесо на 90 градусов и отпустите. Убедитесь, что точка Х1 в том же месте. Если она будет смещена, сделайте операцию несколько раз, чтобы выбрать среднее положение. Такое бывает если диск деформирован.

3) Установите груз напротив самой тяжелой точки Х1. Лучше начинать с самого маленького и приклеивать его не полностью, чтобы было легче снять.

4) Поверните колеса на 90 градусов и отпустите. Если груз будет возвращаться вверх, значит точка Х1 его перевешивает, и надо добавить груз. Добавляйте грузы пока колесо не будет двигаться при повороте на 90 градусов.

5) Если колесо в различных положениях статично (не двигается), снимите тестовые грузы и приклейте новые, предварительно обезжирив поверхность. Идеально использовать грузы на центральное ребро диска (для спицованных колес - грузы на спицы), но такие грузы у нас не продают. Поэтому клеить грузы надо симметрично по обеим сторонам диска.

6) Если колесо не статично в некоторых положениях, рекомендуется сделать балансировку еще раз с нуля. Причины могут быть в том, что колесо недостаточно жестко зафиксировано на оси; диск или резина имеют деформации; резина установлена не соосно вентилю; подшипники сильно изношенны; если колесо спицованное, оно может иметь динамическое биение из-за плохо протянутых спиц.

В видео процесс показан более наглядно! Переднее колесо от BMW K1100LT имеет небольшую вмятину, но это не помешало добиться статического баланса. Заднее колесо от R6 2004 балансируется со звездой!

aprilia-

В силу малой массы и ширины мотоциклетных колес, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка мотоциклистов не интересует. Впрочем, необходимость в динамической балансировке может возникнуть при использовании спицованных колес. Однако в этом случае проблему лучше решить на корню: устранить биения колеса правильной подтяжкой спиц. Ну и, конечно же, кривые и плохо выправленные диски не рассматриваем: они не могут балансироваться в принципе.

баланс

Внимание! Первое: балансировать колесо нужно в сборе с тормозными дисками. Второе: на резине есть отметка, обозначающая ее самое легкое место. Нужно забортовать колесо так, чтоб эта метка совпала с положением ниппеля.

Сам процесс балансировки очень прост. Необходимо добиться, чтобы вращающееся колесо останавливалось случайным образом, а не одним и тем же участком вниз. Поворачиваем неподвижное колесо на 90 градусов, отпускаем и наблюдаем за его вращением и остановкой, сопровождаемой затухающими колебательными движениями. Несбалансированность колеса очевидна, если определенная, самая тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

01

Как только колесо остановилось, клеим на верхнюю часть диска балансировочный груз. Если у вас есть на набор грузов на 5, 10, и 20 г., лучше для начала фиксировать их на скотч, чтобы подобрать правильный вес. В плане точности балансировки один груз на 20 г. будет всегда лучше четырех пятиграммовых. Важно учесть, что балансировочный груз должен быть поровну распределен по двум сторонам обода колесного диска. То есть, при общем весе 20 г. потребуется два груза по 10 г.

Наклейкой грузов нужно добиться ситуации, когда колесо после поворота на 90 градусов останется неподвижным. Это идеальный баланс, который в большинстве случаев практически не нужен. Можно остановится и на очень медленном движении колеса в сторону самой тяжелой точки диска.

Итак, найден нужный вес балансировочного груза и точка, куда его следует приклеить. Слегка раскручиваем колесо, чтобы долго не ждать, пока оно остановится. Наблюдаем за его поведением. Идеально отбалансированное колесо будет останавливаться случайным образом, отбалансированное близко к идеальному после первоначальной остановки будет медленно стремится повернуться тяжелой стороной вниз.

Раскручивание колеса необходимо, чтобы убедиться, что балансировочная ось не кривая, закреплена ровно. а подшипники балансировочного станка свободно вращаются. В итоге, мы ищем подтверждение тому, что колесо отбалансированно правильно, а не просто не движется вследствие проблем с инструментом.

02

Перед окончательным фиксированием грузиков нужно обезжирить поверхность диска. Подойдет бензин, средство для чистки тормозных дисков, ацетон и прочее.

Чтобы не пачкать обезжиренную поверхность, лучше клеить грузики в одноразовых перчатках из полиэтилена. Для этого снимаем защитную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось провести тестовую поездку, чтобы убедится, что все действительно в порядке.

  • 1 Шаг 1
  • 2 Шаг 2
  • 3 Шаг 3
  • 4 Шаг 4
  • 5 Шаг 5
  • 6 Шаг 6
  • 7 Шаг 7
  • 8 Предметы, которые вам понадобятся

Шаг 1

Попросите опытного наездника доставить ваш скутер на открытую тренировочную площадку, например, на большую парковку или в открытый гараж.

Шаг 2

Запустите скутер и наденьте шлем. Убедитесь, что он плотно прилегает и не двигается на голове без необходимости. Всегда надевайте шлем, когда едете на скутере, и всегда надевайте его, прежде чем забраться на самокат, чтобы не забыть.

Шаг 3

Проведите одной ногой по самокату или пройдите через отверстие в раме, чтобы вы сидели на сиденье, положив обе ноги на землю. Наклоните скутер из стороны в сторону, чтобы почувствовать его вес.

Шаг 4

Для начала слегка поверните ручку газа на руле, пока самокат не начнет двигаться. Поднимите ноги и поместите их на платформу перед собой.

Шаг 5

Если скутер наклоняется вправо, поверните руль вправо, чтобы противостоять его наклону. Если скутер наклоняется влево, поверните руль влево. Это удерживает скутер в вертикальном положении только на двух колесах из-за «граблей» и «следа» передней вилки. Потренируйтесь ехать по прямой линии, насколько это возможно, на разных скоростях, прежде чем делать преднамеренный поворот.

Шаг 6

Когда вы можете ехать последовательно по прямой линии, попробуйте несколько легких поворотов. Сосредоточьтесь на том, чтобы делать только один поворот за один раз, наклоняя свое тело в нужном направлении. Как правило, нет необходимости поворачивать штанги с какой-либо силой, поскольку вес самоката сделает это за вас. Сосредоточьтесь на поддержании постоянной скорости на протяжении всего вашего хода.

Шаг 7

Тренируйтесь начинать и останавливаться во время поворота, чтобы отточить свои навыки гонщика. Иногда такие движения будут необходимы на дороге, например, на знаках остановки и светофорах.

Когда вы едете по дороге в первый раз, полезно, чтобы опытный гонщик следовал за вами, чтобы указывать дорогу. здесь нет замены опыту, так что не превышайте уровень своих способностей на улице в любое время.

Читайте также: