Нужно ли проверять давление в шинах перед сход развалом
Опубликовано: 03.10.2024
Нормальное схождение колес очень важный фактор в устойчивости автомобиля, схождение передних колес определяют с помощью расчета разницы между кромками ободьев колес, если разница отличается от рекомендованной, то схождение требует регулировки.
Причиной нарушения или же неустойчивости автомобиля часто выступает неточная либо неправильная регулировка углов установки колес. Для проверки развал-схождения может быть множество причин, мы перечислим основные:
- замена шин на автомобиле
- неравномерный износ покрышек
- увеличение расхода топлива
- частые поездки по плохой дороге либо наезд на большую яму
- замена деталей ходовой части
- автомобиль плохо держит дорогу, ухудшилось управление
Точно отрегулировать развал-схождение колес можно только на специальном стенде, на сегодняшний день большинство оборудования, которое используют на СТО- компьютерное, соответственно все работы производятся с очень большой точностью.
После даже небольшого ДТП выполнить развал-схождение просто необходимо, удар может привести к деформации рычагов, деталей рулевого управления, повестки и тяг. Наиболее распространенная причина, которая приводит к нарушению развала-схождения, это износ рулевого управления и подвески. Не случайно, для правильной регулировки углов установки колес, одним из основных условий служит исправность данных узлов автомобиля. Кроме того, перед регулировкой развал-схождения необходимо проверить и отрегулировать люфт в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах.
Не стоит пренебрегать процедурой регулировки развал-схождения колес. При неправильной регулировке либо нарушении сход-развала в первую очередь ухудшается управляемость автомобиля, его начинает тянуть в сторону, бросает на неровностях, а руль становиться менее информативным. Кроме этого повышается нагрузка на ступичные подшипники, шарниры подвески и они раньше времени выходят из строя. Увеличивается также износ покрышек, из-за этого резину приходится менять чаще.
Сделать диагностику и отрегулировать сход-развал автомобиля вы всегда можете в нашем сервисе. Современное оборудование и опыт наших специалистов позволяют выполнить все работы качественно и с высочайшей точностью.
Ребята споро забортовали шины и поставили их на машину. Артем отъехал от шиномонтажки, взглянул на часы — времени еще было с избытком. Но тут, в этот самый момент он почувствовал неладное. На ровном участке дороги он вдруг ощутил, что автомобиль тянет вправо. Знаете, такое знакомое ощущение, словно спустило правое переднее колесо. Артем остановился, проверил давление. Давление было в норме и даже таким же, как в остальных трех шинах. Артем посмотрел по сторонам. Дорога прямая и уклон тут явно не при чем. И ветра не было. Колеса — новенькие, только что отбалансированные. Что тут может быть? Надо сказать, Артем слыл среди друзей опытным автомобилистом, он знал про балансировку, сход и развал и даже умел выговорить слово «стехиометрическая». Но тут он никак, никак не мог понять, почему вдруг машину стало так сильно тянуть вправо. Не могла же замена шин сбить углы установки колес?! Вот когда он решил, что сошел с ума. Тут уж не до одноклассницы…
«Машину тянет в сторону»
Но как же могли нарушиться углы установки от замены шин? Да никак не могли. Тем не менее факт налицо: машину тянет вправо. Делать нечего: пришлось срочно ехать в сервис, отмахнувшись от супруги, не до тебя, мол, раз такие дела.
uploads-2002-11-44282
И вот машина на посту «развал-схождение». Если верить распечатке, углы установки почти вписываются в нормы, есть лишь небольшие отклонения. Мастер решил, что именно эти отклонения и стали причиной увода. Ну, кастер, например: правая сторона отличается от левой почти на полградуса! Не откладывая дело в долгий ящик, он тут же предложил попробовать поменять детали подвески: вдруг что изменится? И пояснил, дескать, углы установки современного автомобиля не регулируются, лечить машину можно только заменой деталей.
Гаражный ответ
Надеяться на «вдруг» Артем не стал, вместо этого поехал к старому знакомому, гаражному мастеру дяде Игорю. У него есть собственный стенд «развал-схождение», старенький, оптический, но надежный. Надежды на дядю Игоря были, потому как слухами земля полнилась, что ему удавалось решить проблемы, которые были не по зубам крутым сервисам.
Дядя Игорь выслушал подробный рассказ о том, как появился злополучный увод, повертел в руках распечатку и вынес вердикт: никакого сумасшествия нет, машина исправна, а виновник бед — «силовая неоднородность» шины. В доказательство своих слов он переставил местами колеса на передней оси. И автомобиль потянуло в другую сторону, влево.
А победили болезнь просто: бракованное колесо поставили назад. Увод, разумеется, пропал. А вместе с ним и дежавю. Артем облегченно вздохнул и уехал восвояси счастливый. Хоть и не успел к однокласснице.
Комментарии специалиста
Постоянный участник форума «За рулем» WHEEL:
Силовая неоднородность шины — это отклонение от нормы динамических свойств шин: разброс радиальной и поперечной сил, конусность, угол бокового увода шины, радиальное и боковое биения, выпуклости по боковине. Наименее известный автолюбителям фактор — силовая неоднородность протектора и боковин шины по ее окружности (см. рис. 5 ниже) — отдельные участки покрышки с разной жесткостью. (Подробнее о силовой неоднородности ранее писал журнал « За рулем ». )
Выявить силовую неоднородность шины на посту «развал-схождение» не получится. Тут нужен специальный дорогущий балансировочный стенд, который диагностирует снятое с автомобиля колесо, моделируя качение колеса с помощью прижимного барабана. Однако такой стенд пока очень редко встречается в автосервисах.
Силовая неоднородность может проявляться в новых шинах, а может появляться или исчезать в процессе эксплуатации. Если увод, вызванный силовой асимметрией шин передней оси автомобиля, достаточно мал, то дефект будет проявляться в виде отклонения спицы руля от положения «ровно» при прямолинейном движении.
В реальной эксплуатации автомобиля углы установки колес остаются стабильными дольше, чем межсервисный пробег, или нарушаются в любой момент, например при наезде на неровности, при ударах по колесам и т.д. Можно довериться дилеру и проверять углы при ТО, а можно — раз в год или при сезонной замене шин. Но лучше ехать на регулировку тогда, когда появится один из следующих признаков:
1. Износ шин ускоренный и неравномерный.
2. Отклонение спицы руля от положения «прямо» при прямолинейном движении.
3. Увод автомобиля при прямолинейном движении, когда для сохранения траектории приходится удерживать руль с ощутимым усилием.
Кроме того, регулировка обязательна после ремонта элементов шасси.
Шасси современного автомобиля не предусматривает регулировки большинства углов (и линейных параметров) установки колес, однако регулировка углов схождения колес передней управляемой оси предусмотрена всегда. Есть немало автомобилей (с независимой подвеской колес задней оси) с регулируемыми углами схождения колес задней оси. Часто на автомобилях, не имеющих механизмов регулировки некоторых углов установки колес, есть возможность изменения этих углов специальными методами (перемещением деталей подвески, установкой дистанционных шайб, установкой измененных деталей подвески). Если изменения углов произошли в результате деформации деталей подвески (или кузова), возврат углов (и линейных параметров) к нормальным значениям возможен правкой кузова.
Если колеса одной оси будут иметь разные вылеты дисков (справа и слева), то спица руля при прямолинейном движении не будет стоять в положении «прямо», неправильно будут измерены некоторые углы (линейные параметры) шасси.
Разная степень износа протектора шин, установленных на одном автомобиле, разный рисунок протектора не повредят результату измерений углов установки колес на стенде, если эта разница протекторов не вызовет заметного перекоса осей автомобиля.
Сейчас все больше автомобилей оснащены усилителями руля. Современные усилители имеют изменяемый коэффициент усиления, искусственную обратную связь на руле в околонулевой зоне. Эти системы управляются сложной электроникой, и в ее работе возможны сбои. Даже простой гидравлический усилитель руля может иметь неисправности, при которых на руле может создаваться вращающий момент, приводящий к самопроизвольному повороту руля. У электро- и электрогидравлических усилителей руля такой дефект встречается чаще.
Неисправности рулевых механизмов, имеющих электронное управление, диагностируются на постах компьютерной диагностики систем автомобиля. После ремонта рулевого механизма может возникнуть необходимость калибровки датчика положения руля (датчик SAS). Процедура эта выполняется с использованием специальных диагностических сканеров на посту «развал-схождение» или на посту компьютерной диагностики электронных систем автомобиля.
Словом, не надо доводить свой автомобиль до такого состояния, до которого довели свой Adler Trumpf Junior гайдаевские Трус, Балбес и Бывалый.
Все четыре колеса на автомобиле должны быть установлены под определенным углом. Если мы посмотрим на машину спереди или сзади и увидим, что колеса расположены не строго параллельно друг-другу, а под значительным углом, то у них не отрегулирован развал. А если посмотреть на машину сверху и заметить аналогичную неровность, то очевидно, что у колес нарушено схождение.
Правильная настройка углов установки колес, что в обиходе и называется «развал-схождением», обеспечивает при движении автомобиля оптимальный контакт шины с поверхностью дороги. От этого зависит не только преждевременный износ «резины», но самое главное — устойчивость машины и ее управляемость, а следовательно — безопасность дорожного движения.
Миф 1: раз в сезон
Не верьте официальным сайтам автосревисов, которые рекомендуют регулировать развал-схождение строго раз в сезон. Чем чаще к ним будут обращаться клиенты, тем им выгодней. Но это имеет смысл только в одном случае — когда у летних и зимних колес разный размер. Например, если летом ваш автомобиль обут в низкопрофильные 19-дюймовые шины, а зимой — в практичные 17-дюймовые, вам действительно придется тратиться на развал-схождение раз в межсезонье. А при одинаковых размерах сезонных покрышек регулировать углы необязательно.
Миф 2: самостоятельная настройка
Многим приходилось слышать байки, как водители старшего поколения в советские времена умудрялись своими силами настраивать углы установки колес у своих «ласточек». Но речь в таких случаях идет о «Жигулях» или старинных иномарках с простой подвеской.
Самостоятельно сделать развал-схождение в современных машинах где-нибудь в гараже у подавляющего большинства автовладельцев не получится. Для этого требуется специальное оборудование и умение им пользоваться, поэтому лучше не экономить на такой процедуре и не отдавать машину всякого рода гаражным мастерам. К тому же не стоит забывать, что перед регулировкой рекомендуется пройти полноценную диагностику подвески.
Миф 3: идеальная настройка — 0 градусов
Как уверяют эксперты, «нулевой» угол развала обеспечивает максимальное пятно контакта колеса с дорогой только в положении руль прямо. То есть в этом случае на прямой траектории машина управляется оптимально. Однако при повороте колесо наклоняется на несколько градусов, пятно контакта уменьшается, и складывается противоположный эффект: машина уже менее устойчива и хуже тормозит. Так что идеальные углы колес на «легковушках» действительно близки к нулю, но редко, когда совпадают с этим параметром.
Что будет, если постирать ключ зажигания автомобиля в стиральной машине
Почему в России не выгодно строить дороги, не требующие ремонта
Для каждой конкретной модели размеры рассчитываются отдельно в зависимости от ее массы, габаритов, технических характеристик двигателя, подвески, тормозной системы, предполагаемых режимов эксплуатации автомобиля и многого другого.
В программное обеспечение специального компьютерного оборудования для регулировки развала-схождения заложены заводские параметры определенных моделей, и мастеру остается выбрать нужные настройки.
Когда необходима регулировка
Самым распространенным признаком неотрегулированного развал-схождения считаются неравномерно стертые шины с наружной или внутренней стороны. Обычно это сопровождается следующим явлением: во время движения по ровной дороге машина «рыскает» или ее тянет в сторону, несмотря на то, что руль удерживается в прямом положении. В случае торможения автомобиль также заметно уводит в бок или даже заносит. Иногда при поворотах руль тяжелеет и требует дополнительного усилия. Все это можно считать явными сигналами для необходимости проверить у специалистов настройки угла колес.
Кроме того, регулировка развал-схождения требуется после замены рулевых тяг или наконечников, стоек стабилизатора, рычагов, ступичных или опорных подшипников, шаровых опор или после любого другого ремонта ходовой части, затрагивающего эти узлы.
Схождение и развал – это два самых важных параметра подвески любого автомобиля. Оба они влияют на управляемость, износ шин и устойчивость машины на дороге.
Развал
Это угол, который можно представить между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Развал может быть положительным, когда верхняя часть колес выходит наружу или отрицательным, когда верхняя часть колес уходит внутрь автомобиля.
Схождением
Называют такой параметр, который отвечает за угол между плоскостью вращения и направлением движения автомобиля. Схождением измеряется в градусах, миллиметрах и минутах.
Оба эти параметра можно настраивать, как на передних, так и на задних колесах. Но чаще всего настраивают именно передние колеса.
Существует и третий параметр, который не так популярен среди автомобилистов, но тоже влияет на управляемость машины. Это угол кастера . Он отвечает за возвращение руля в исходное положение после выхода из поворота.
Угол кастера
измеряется в виде угла, который можно увидеть между проекцией оси поворота колеса и вертикалью. Угол кастера больше популярен среди автомобилей немецких марок, но можно встретить и на таких авто, как Митсубиши Аутлендер. Кстати, именно угол кастера позволяет ездить на велосипеде без рук.
Регулировки сход-развала необходимо производить после каждого серьезного вмешательства в подвеску автомобиля. Сегодня разберем такие вопросы, как влияние развал-схождения на поведение автомобиля, а также узнаем, в каких случаях необходимо производить регулировку.
Положительный и отрицательный сход-развал
Как ранее было сказано, эти параметры могут быть положительными или отрицательными. Вообще, когда применяют эти определения, то по большей части имеют в виду именно развал. Дело в том, что развал определяет устойчивость автомобиля на дороге.
Отрицательный развал увеличивает устойчивость автомобиля при прохождении поворотов, кренов в одну или другую сторону и противостоит опрокидыванию кузова.
Положительный развал напротив, препятствует управляемости, однако подходит грузовым автомобилям, когда их ось разгружена. Ведь при загрузке развал станет сбалансированным или изменится в отрицательную сторону, повышая управляемость грузовика.
Схождение определяет поведение рулевого управления. По умолчанию схождение колес в неподвижном положении должно быть положительным, а вот при разгоне угол меняется, и схождение становится отрицательным.
Так законы физики и правильная регулировка влияет на жизнь подвески и устойчивость автомобиля.
Неправильные регулировки сход-развала
Неправильные регулировки этих двух параметров обязательно несут в себе неприятные последствия. Рассмотрим каждый случай по отдельности.
В случае с отрицательным развалом может наблюдаться повышенный износ внутренней части покрышек, так как основная масса автомобиля будет приходиться именно на эту часть. При положительном развале, наоборот, наружная часть покрышек. Все это – ускоренный износ резины, а значит, ранняя замена, что экономически нецелесообразно.
При регулировке развала должен достигаться такой баланс, при котором углы постановки колес будут ровными, когда за рулем находится водитель.
Схождение накладывает неприятный отпечаток на рулевое управление. Меняя постановку колес относительно руля, можно менять траекторию автомобиля, не прибегая к помощи того самого рулевого колеса. То есть, если автомобиль должен двигаться прямолинейно, при отпускании рук с руля, то он будет уходить с заданной траектории.
Впрочем, неважно, как было настроено схождение, отрицательное оно или положительное, если оно настроено неправильно, то автомобиль слушаться руля будет очень плохо.
Частый признак неправильного схождения колес – это визг шин на поворотах, даже когда скорость незначительна.
Нужен ли сход-развал после замены амортизаторов?
Амортизаторы уменьшают раскачку, которая возникает при работе пружин и удерживают кузов автомобиля, чтобы колеса не потеряли сцепление с покрытием.
Амортизаторы не оказывают никакого влияния на положение колес относительного автомобиля и дорожного покрытия. Поэтому сход-развал делать после их замены не нужно.
Совсем другая история обстоит со стойками. В данном случае речь идет о подвеске типа МакФерсон, где стойка является основной частью, удерживающей поворотный кулак. В данном случае делать сход-развал нужно.
Нужно ли делать сход-развал после замены резины?
Многие водители настолько трепетно относятся к своему автомобилю, что у них возникают вопросы и о том, а настраивают ли подвеску после замены резины.
Нет, резина вообще не оказывает никакого влияния, особенно, если колеса штатные.
Нужно ли делать сход развал после замены стоек стабилизатора?
Стойки стабилизатора необходимы для соединения стабилизатора с рычагами автомобиля. Сам стабилизатор нужен лишь для уменьшения кренов в поворотах.
Сама по себе стойка – это просто втулки, причем подвижные, и их перемещение зависит от перемещений подвески, поэтому никакого влияния на положение колес они не оказывают. Сход-развал делать в этом случае точно не нужно.
Нужно ли делать сход-развал после замены шаровой опоры?
Шаровая опора предназначена для удерживания колеса в вертикальной плоскости. Кроме того, шаровая опора обеспечивает беспрепятственный поворот колес для изменения траектории движения.
Многих интересует, а нужно ли делать сход-развал после замены шаровых опор? Вообще, это зависит от автомобиля. В некоторых машинах шаровые могут быть обслуживаемые и имеют определенный износ. Если шаровая опора сильно изнашивается, меняется положение колес. После установки новой опоры, колеса принимают уже другой угол.
Вообще, если есть сомнения, то после замены можно просто проверить развал схождения и узнать точно.
Нужен ли сход-развал после замены рулевых наконечников?
А вот рулевые наконечники оказывают огромное влияние на схождение колес. Дело в том, что они являются одним из исполнительных механизмов рулевого управления, и при замене наконечников схождение колес может меняться.
Существует два способа замены – в первом нужно закрутить наконечник на одинаковую длину относительно старого и второй – установить визуально ровно, а затем приступать к настройке схождения колес.
Рулевые наконечники являются ключевыми деталями при постановке колес относительно подвески и дорожного покрытия.
Нужен ли сход развал после замены пружин?
Пружины обеспечивают плавность хода подвески, поглощают дорожные ямы и задают клиренс автомобиля. Пружины натягивают подвеску и кузов между собой.
Со временем данный элемент подвески проседает. Каждый раз мы настаиваем сход-развал под новое положение пружин, однако это приводит к тому, что при установке новой пружины клиренс меняется и тащит за собой остальные элементы подвески. Таким образом, сбивается развал колес. Так что после замены пружин делать развал-схождение настоятельно рекомендуется.
Нужен ли сход-развал после замены рычагов?
Вот мы подошли к последнему элементу подвески автомобиля, и это рычаг. Рычаг является основной часть подвески наравне со стойками и поворотным кулаком. Рычаг задает развал автомобильных колес.
От того, как рычаг будет выпирать, зависит то, в какую сторону будет выгибаться нижняя часть колес. После замены рычагов, настройка развал схождения является обязательной, но только в автомобилях, в которых данная процедура предусмотрена. К примеру, авто марки Рено не имеют в настройках подвески регулировку развала колес. У них регулируется только схождение. Впрочем, у них и шаровая отдельно от рычага никогда не меняется.
Регулировка развала в данном случае выполняется путем подкладывания специальных шайб между рычагом и подрамником автомобиля. Они разной толщины и влияют на выпирание рычага от кузова.
Вообще, если вы не знаете свой автомобиль настолько хорошо, то вместо регулировки можно выполнить проверку развал-схождения, которая стоит не очень-то и дорого. В любом случае, не прогадаете. А уже на основании полученных результатов можно принимать решение о том, делать развал самому или доверить профессионалу.
А можно ли сделать сход-развал самостоятельно?
Помимо использования услуг автосервисов, развал схождения можно настроить и самостоятельно. И хотя эта процедура довольно трудоемка и имеет множество нюансов, все же она выполнима.
Данную процедуру необходимо выполнять не только после вмешательства в подвеску автомобиля, но и каждые 10-15 тысяч километров, чтобы исключить возникновение неравномерного износа автомобильных шин или появление незаметных неисправностей в машине.
Регулировку развала-схождения выполняют только на исправной подвеске, поэтому перед процедурой нужно выполнить полную диагностику ходовой части автомобиля и произвести соответствующий ремонт, если это потребуется. Кроме того, нужно проверить давление в шинах и довести до номинала.
Регулировку развала выполняют следующим образом: к колесу подвешивают отвес и выставляют колеса ровно в соответствии со значениями завода изготовителя. Для более точной настройки можно усадить кого-нибудь за руль, чтобы он имитировал привычные для машины характеристики загрузки. Ведь это оказывает большое влияние на развал.
Для отведения развала в отрицательную сторону между рычагом и подрамником на болт крепления рычага накладывают специальные шайбы. Они увеличивают зазоры и способствуют отведению рычага. Чтобы сделать развал положительным, шайбы нужно убрать или поставить меньшие по толщине.
Регулировка схождения более сложная операция. По умолчанию схождение должно быть слегка положительным, чтобы компенсировать настройки на скорости. Ведь при разгоне угол будет меняться и при достижении средней скорости движения должен быть таким, чтобы колеса передние, относительно колес задних, стояли ровно.
Достигается это при помощи нитки, натянутой по переднему колесу до задних колес. Выглядит это следующим образом:
На гоночных машинах устанавливаются специально сконструированные шины. Они подразделяются на пять типов в зависимости от оптимальной рабочей температуры: "мягкие"(soft) (112 °C) и "жёсткие"(hard) (114 °C) шины для сухой погоды, "промежуточные"(intermediate) (107 °C) шины с небольшим протектором для влажной трассы, "дождевые"(rain) (104 °C) со средним протектором, "ливневые"(monsoon) (102 °C) с развитым протектором. Основное правило заключается в том, что чем мягче компаунд (химический состав резины – прим. переводчика), тем выше сцепные свойства покрышек. Но при этом мягкая резина сильнее подвержена перегреву и поэтому быстрее изнашивается. Дождевые шины, как правило, делают мягче сухих, с тем, чтобы обеспечивать сцепление с дорогой в условиях мокрой трассы, поэтому не следует оставаться долгое время на сухом асфальте на дождевых покрышках, так как они быстро перегреются и пойдут пузырями.
Поскольку шины являются единственной деталью автомобиля взаимодействующей с дорожным полотном, можно извлечь уйму полезной информации, измеряя температуру каждой покрышки в процессе заездов. Это самый важный индикатор работы подвески. Измерения производятся в трех местах поверхности шины: на внешней и внутренней сторонах, а также по центру. На изображённом на рисунке экране меню "давление в шинах и развал колёс" (Tire pressure and Camber) можно видеть значения температуры соответствующих покрышек. Значения указаны так, как если смотреть на колесо сверху: наружная температура сверху над правым колесом и снизу под левым колесом. Используя эти значения можно точно настраивать угол развала колёс, давление в шинах, а также получать информацию об эффективности пружин и амортизаторов. Когда все три значения на одном колесе равны, это значит, что покрышка контактирует с дорогой всей поверхностью на протяжении всего круга.
Покрышки обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при оптимальной температуре, соответствующей их типу. Чем выше температура, тем большие нагрузки прикладываются на колесо при трансфере веса. Меньшая температура означает, что колесо нагружается не достаточно (или слишком сильно разгружается).
Развал колёс и давление в шинах (Tire pressure and Camber)
Настройка угла развала колёс и давление в шинах позволяет точно отрегулировать пятно контакта покрышки с дорогой. Регулировка развала определяет, насколько вертикально установлено колесо относительно дороги за счёт наклонения верхнего края колеса к кузову либо от него. Это позволяет даже регулировать износ каждого колеса по отдельности на основе измерения температуры внутри и снаружи покрышки. Вот примеры двух максимальных вариантов развала:
Развал передних колёс +2 градуса Развал передних колёс -6 градусов
На левом рисунке показан максимальный положительный развал +2 градуса (развал измеряется в градусах угла наклона колеса). Развал считается положительным, когда верхние края колёс наклонены в сторону от кузова. Но не будем лукавить: вероятно, вам никогда не придётся использовать положительный развал на гоночной машине Формулы-1. При таких настройках внешняя часть передней покрышки несёт на себе основную нагрузку, из-за этого она нагревается быстрее остальной поверхности шины. И этот нагрев означает сильный износ с внешнего края колеса, не говоря уже о том, что пятно контакта и сцепление с дорогой значительно меньше. Помните, что основной целью является достижения максимального сцепления с дорогой, о чём сигнализирует одинаковая температура всей поверхности шины.
На соседнем рисунке показано максимальное значение отрицательного развала. Развал считается отрицательным, когда верхние края колёс наклонены к кузову машины. В нормальных условиях такой экстремальный отрицательный развал приведёт к перегреву внутреннего края колеса, неравномерному износу покрышки и уменьшению сцепления с трассой. Однако небольшой отрицательный развал является наиболее эффективной настройкой для получения максимального сцепления. Когда машина поворачивает с небольшим поперечным креном, вес переносится на внешнее колесо. Оно в свою очередь принимает на себя основную нагрузку в процессе поворота. Негативный развал позволяет внешнему колесу принимать вертикальное положение под воздействием нагрузок.
Одно важное замечание: при измерении температуры покрышки следует учитывать количество пройденных кругов и то, на сколько агрессивно пилотировалась машина. При установленном отрицательном развале внутренняя часть колеса будет сильнее нагреваться на прямых. Однако этот нагрев (и соответственно износ) не соизмерим с тепловыми нагрузками на шину при жёстком прохождении поворотов. Здесь надо учитывать одно интересное наблюдение. Если установить отрицательный развал, затем выехать на трассу и пройти два круга, атакуя на 80% возможностей машины, значения температуры могут дать неверную информацию, показывая более высокую температуру внутри покрышки, чем она могла бы быть при более активной езде. Для наилучших результатов следует пройти не менее трёх кругов, атакуя не менее чем на 95% возможностей автомобиля.
Давление в шинах позволяет увеличивать или уменьшать температуру средней части покрышки по отношению к краям. В высокотехнологичных гонках колёса накачивают нитрогеном вместо воздуха. Нитроген – это инертный газ и его давление меньше зависит от изменения температуры. Также он меньше способствует конденсации влаги внутри колеса (что может привести к разбалансировке).
Борта формульных колёс достаточно жёсткие, так что если давление в шине слишком низкое, колесо имеет тенденцию изгибаться в сторону (по направлению статического веса машины) и вдавливает середину покрышки внутрь, к колёсному диску. В этих условия внешние края нагреваются значительно сильнее, так как они соприкасаются с дорогой гораздо сильнее центра. Если колесо перекачано, центральная часть покрышки будет выступать вверх сильнее краёв. В этом случае покрышка не соприкасается всей поверхностью с дорожным полотном. Результат – повышенная температура и износ.
Понимание связи между давлением в шинах и углом развала колёс не возможно недооценить. Необходимо постоянно контролировать температуру шин при изменении регулировок, и, что более важно, анализировать температуру после каждого круга.
Все эти факторы одинаково влияют на работу подвески. Если пружины недостаточно жёсткие это повлияет на величину развала колёс. Так как более мягкие пружины могут поглотить больше веса, статический дорожный просвет уменьшится. При сжатии подвески колёса начнут наклоняться, а рычаги перемещаться вверх. Это в свою очередь приведёт к необходимости изменять развал, чтобы вернуть колёса в вертикальное положение. И так далее. Но не волнуйтесь, когда поведение машины начнут вам нравиться всё больше, изменения в настройках будут делаться всё меньше.
" При настройке машины от пилота и его команды, требуется добиться того, чтобы шины работали в наилучших условиях. Только таким способом можно заставить колёса, являющиеся главным компонентом болида Формулы-1, достичь предела их возможностей".
Из книги Айртона Сенны "Принципы гоночного вождения".
Схождение колёс – это статический угол между их продольными осями, если смотреть на машину сверху. Может быть направлено внутрь (если передние края колёс направлены к кузову, то схождение считается отрицательным ) или наружу (если передние края колёс направлены в сторону от кузова, схождение считается положительным). Причиной, по которой на большинстве машин передние колёса устанавливаются с небольшим отрицательным схождением, является обеспечение стабильности при движении по прямой. Машина с нулевым схождением передних колёс, будет вести себя очень нервно на прямой, рыская и блуждая из-за малейшей кочки, трещины или ямки на дороге. При установке отрицательного схождения, каждое колесо всё время пытается "довернуть" машину к центру траектории. За счёт этого на рулевом колесе возникает ощущение центрирования автомобиля и обеспечивается стабильность при прямолинейном движении.
Нужно ли устанавливать схождение задних колёс – это вопрос спорный. Отрицательным моментом схождения задних колёс является увеличение и неравномерность износа шин, что снижает преимущества, достигаемые за счёт этого схождения. Но с другой стороны, некоторые умники советуют устанавливать небольшое положительное схождение задних колёс, для больше стабильности задней оси при ускорениях.
Но будьте разумны. Слишком сильное отрицательное схождение приводит к повышенному нагреву внешних краёв шин, создаёт дополнительное трение, и несколько снижает скорость. Соответственно слишком большое положительное схождение приводит к перегреву внутреннего края колеса. Эти последствия следует устранять небольшими корректировками угла развала
Читайте также: