Чем занимается шинный завод

Опубликовано: 07.05.2024


Производство автомобильных шин является ведущей отраслью химического комплекса и конечным результатом полного цикла (цепочки) нефтепереработки. Шинные заводы – это высокотехнологичные производства, бесперебойная и слаженная работа которых зависит от множества сопутствующих факторов.

Шинная промышленность связана с другими отраслями, например, нефтепереработкой и автомобилестроением. Игроки последней являются основными потребителями шин. В этой связи размещение заводов сконцентрировано в районах с развитыми нефтеперерабатывающими и автомобильными комплексами.

Изготовление шин является одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. Из-за этого в мире прослеживается тенденция по отказу от традиционных производственных процессов в пользу более экологичных и безопасных. Это требует значительных инвестиций, направленных на модернизацию заводов и строительство новых линий.

Мировой выпуск автомобильных шин продолжает развиваться. Экономисты и промышленники прослеживают закономерную тенденцию роста показателей отрасли в зависимости от успехов автомобилестроения. В последние годы производство транспортных средств находится на подъеме. Однако любые спады в этом сегменте негативно сказываются и на шинной промышленности.

Ведущими мировыми производителями автомобильных шин в настоящее время являются США, Япония, Китай, Южная Корея, Франция, Германия, Россия.

Сырье, используемое в шинной промышленности

Для производства шин применяются натуральные, а также синтетические материалы, выпущенные химической и нефтехимической промышленностью. Среди них следует выделить:

  • Каучук

Является основой для изготовления резиновой массы. Относится к группе полимеров, характеризующихся водонепроницаемостью и эластичностью. Выделяют природный и синтетический каучук.

Для получения натурального материала используется млечный сок каучуконосных растений. Это гевея – вечнозеленый однолетник, произрастающий в условиях тропического климата. Крупнейшие плантации этого растения находятся в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Также для получения природного каучука применяются некоторые другие однолетние побеги. Ареал их произрастания – регионы с достаточно теплым климатом.

Искусственный каучук получают из углеводородного сырья путем углубленной переработки нефти. Именно этот материал и используется по большей части в современной шинной промышленности из-за его доступности и меньших затрат при производстве.

  • Технический углерод

Применяется для улучшения эксплуатационных свойств готовых изделий. По сути, он представляет собой сажу – побочный продукт промышленной переработки. В последнее время мировые производители отказываются от него в пользу кремниевой кислоты – вещества более экологичного.

  • Вулканизационные агенты

Представляют собой различные материалы, используемые для вулканизации – химического процесса, который обеспечивает превращение сырого каучука (естественного или синтетического происхождения) в резиновую массу. К ним относятся оксиды различных металлов, производные углеводородов, смолы и так далее.

Особенности шинного производства

Изготовление автомобильной резины – сложный технологический процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

  • Подготовка составляющих частей изделия

Здесь осуществляется выпуск:

  • резиновой ленты;
  • каркаса и брекера;
  • боковых частей.
  • Сборка шины

Делается путем наложения друг на друга составных частей будущего изделия. Для этого используется специальный сборочный барабан.

  • Вулканизация

Важна для получения необходимых эксплуатационных свойств. Осуществляется на специальном оборудовании (вулканизаторе) путем нагнетания в заготовку сжатого пара, содержащего вулканизирующие агенты и катализаторы.

  • Формирование рельефа протектора

Для этого используется соответствующий пресс. Данный этап завершает процесс изготовления автомобильной шины.

Шинная промышленность

Общий обзор состояния шинной промышленности в России

Производство автомобильной резины хорошо развито в Российской Федерации. Это объясняется как наличием необходимой сырьевой и производственной базы, так и расширенным потребительским рынком.

Так, по статистическим данным, в 2018 году в России было выпущено более 60 млн автошин. Среди них для легковых транспортных средств – 49 млн. Несмотря на то что производство показывает стабильный рост, оно не покрывает внутренних потребностей, в связи с чем порядка 35 млн шин было импортировано. В основном Россия закупает их у стран СНГ.

Стоит отметить, что вышеупомянутое не касается резины для грузовых автомобилей. Ее производство полностью покрывает внутренние потребности и обеспечивает определенную долю экспорта за рубеж.

История развития отрасли и ее перспективы

Первая в мире шина была изобретена в 1846 году британским ученым Робертом Томсоном. Это были несколько соединенных между собой полотен парусины, пропитанной каучуком, полученной из сока гевеи.

Свое развитие шинная отрасль получила в 1895 году, когда начало формироваться машиностроение. Чуть позже был изобретен процесс вулканизации. В Советском Союзе производство шин началось в начале 30-х годов.

До середины XX века основным сырьем в данной отрасли служил натуральный каучук. С развитием нефтепереработки постепенно его начали вытеснять синтетические полимеры.

Наибольшего роста отечественная шинная отрасль достигла к 1990 году. После распада Советского Союза производство в значительной мере было сокращенно. Это связано с кризисом автомобилестроения. В 2000 г. выпуск резины в стране начал увеличиваться благодаря иностранным инвестициям.

На сегодняшний день отрасль успешно развивается. В РФ действуют как отечественные производители, так и иностранные, разместившие в ряде регионов локализованные производства. Основой задачей является увеличение объемов продукции для полного удовлетворения внутреннего спроса.

Значимые игроки в отрасли

Среди крупнейших отечественных производителей следует выделить:

Иностранные производители, имеющие заводы в России:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Шинные заводы.

Шинная промышленность России — отрасль российской химической промышленности.

Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Производствоы шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено прежде всего сырьевому фактору, второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва. [1]

Со времени появления пневматической шины прошло почти 160 лет: в июне 1846 г. патент на ее изобретение получил шотландец Роберт Уильям Томсон. Первые шины накладывались на колеса с деревянными спицами. Камера шины изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. Пневматические шины на автомобилях первыми стали использовать французы Андре и Эдуард Мишлен (1895 г.). [2]

Современные автомобильные шины различаются по разным показателям. [3]

По типу рисунка протектора шины делятся на дорожные (летние), всесезонные (универсальные), зимние (в том числе шипованные), повышенной проходимости, спортивные (скоростные, гоночные), карьерные. [4]

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины безопаснее, их легче монтировать. [5]

По расположению нитей корда (своеобразной укрепляющей арматуры) в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. Диагональные шины относительно дешевы и имеют более прочную боковину. Шины, предназначенные для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием, изготавливаются диагональными. В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, пониженным теплообразованием, их использование позволяет сократить расход топлива. [6]

Крупнейшие мировые производители шин — «Мишлен» (Франция), «Гудьир», «Файрстоун» и «Гудрич» (США), «Бриджстоун», «Сумитомо» и «Иокогама» (Япония), «Данлоп» (Великобритания), «Континенталь» и «Метцелер» (Германия), «Пирелли» (Италия). [7]

По данным Росстата, в 2004 г. общее производство шин в России составило 39,3 млн штук. Это наиболее высокий уровень производства с 1990 г. Одним из основных направлений структурной перестройки автомобильной промышленности в последние годы стало развитие производства малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т («Газель» и ей подобные модели), что повлекло переориентацию шинных заводов на изготовление легкогрузовых шин. [8]

Доля зарубежных марок на российском рынке легковых шин составляет не более 15 %, и в ближайшем будущем она вряд ли вырастет. Ведь на российских шинных заводах отмечается рост производства, улучшается качества шин, используются современные технологии. Росту импорта препятствуют высокие ставки импортных пошлин на восстановленные шины и шины для легковых автомобилей. [9]

Россия ввозит шины, но и экспортирует их. Около 15 % всех производимых в России покрышек для легковых автомобилей идет за рубеж, в основном в страны СНГ. Экспорт российских легковых шин в промышленно развитые страны мира в обозримом будущем вряд ли приобретет сколько-нибудь заметное значение. А вот грузовые шины из России успешно конкурируют на внешних рынках. [10]

Содержание

Шинная промышленность России в 2002 г. включала 12 предприятий. Шинные производства имеются во всех экономических районах страны, кроме Северного, Северо-Кавказского и Дальневосточного. [11]

Крупнейшее предприятие отрасли — Нижнекамскшина (торговая марка «Кама») создано в 1968 г. В последние годы предприятие вводит в эксплуатацию новые производственные мощности, этому в немалой степени способствует поддержка хозяина — компании «Татнефть». Предприятие является основным поставщиком КамАЗа, а также поставляет шины на АвтоВАЗ. [12]

Ярославский шинный завод — первое в России и, пожалуй, самое известное предприятие отрасли (c 1932 г.). Многим оно знакомо по названию ярославской футбольной команды «Шинник». Завод занимает первое место в стране по выпуску шин для сельскохозяйственной техники. Потребители продукции — УАЗ, Липецкий и Минский тракторные заводы, а также МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, авиационные заводы. [13]

Омский шинный завод был введен в эксплуатацию в 1942 г. Изначально он был ориентирован на выпуск грузовых шин, но в последние годы ассортимент выпускаемой продукции изменился в сторону производства шин для легковых автомобилей. При омском предприятии в 1995 г. было создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина». Оно специализируется на производстве легковых радиальных автопокрышек по словацкой технологии. [14]

Кировский шинный завод был открыт в 1943 г. для обеспечения потребностей фронта. В настоящее время предприятие сотрудничает с ГАЗом, УАЗом, ЗИЛом, ИжАвто, Арзамасским машиностроительным заводом, «Павловским автобусом». В феврале 2002 г. между владельцем завода — компанией «Амтел» и финской компанией «Nokian Renkaat» был подписан контракт о начале совместного производства шин в России. [15]

Волгоградский шинный завод (ОАО «Волтайр») основан в 1964 г. Это предприятие — признанный лидер в производстве шин для сельхозтехники. Сельскохозяйственные шины марки «Волтайр» эксплуатируются во всех странах ближнего зарубежья и во многих других странах Европы, Азии, а также Африки. [16]

Воронежский шинный завод был пущен в эксплуатацию в 1950 г. Впервые в стране завод освоил производство двухцветных велосипедных шин и крупногабаритных шин для строительно-дорожных машин. [17]

Московский шинный завод вступил в строй в ноябре 1945 г. Около 60 % производимой продукции реализуется в Москве и Московской обл. Само расположение завода в районе Дубровки, вблизи крупнейших столичных автопроизводств, предопределяет тесный характер технологических связей. Шинами московского завода (торговый знак «Таганка») комплектуются автозаводы ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, ИжАвто, СеАЗ. [18]

Датой основания Уральского шинного завода считается 1943 г., когда было запущено оборудование эвакуированного в Свердловск Московского опытного шинного завода. Предприятие производит диагональные шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, электропогрузчиков и электротележек. Предприятие поставляет свою продукцию на Урал, в Сибирь, в Центральную Россию. В 2001 г. произведен пуск новой линии радиальных грузовых шин, открылось производство радиальных легковых шин. [19]

Барнаульский и Красноярский шинные заводы, помимо автомобильных шин, выпускают широкий ассортимент шин для авиации. В 1993 г. в Красноярске было создано ОАО «Супершина» для производства крупногабаритных шин для БелАЗов (сказывается близость угледобывающих и горнопромышленных районов Красноярского края, Кемеровской и Иркутской обл., Хакасии). [20]

Петербургский завод «Петрошина» в 1990 г. вышел из состава объединения «Красный треугольник». Предприятие специализируется на выпуске шин для мотоциклов, велосипедов, мопедов. [21]

В последние два-три года в России возникли еще два совместных предприятия отрасли. Во Всеволожске (Ленинградская область) открылся завод финского концерна «Нокиан» (сходство природных условий в России и Финляндии повышает популярность зимних шин этого известного брэнда). В подмосковной деревне Давыдово (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) пущен шинный завод «Мишлена». [22]

В 2000 году ОАО «Нижнекамскшина» произвело свыше 8,6 млн штук шин, что на 329,5 тыс. штук больше, чем в 1999 году.

По итогам работы в 2004 году ОАО Нижнекамскшина произвело 11230,9 тыс. штук шин, что на 6,1 % больше, чем в 2003 году.

Даже самый красивый автомобиль без хороших покрышек может превратиться в металлолом. С виду непривлекательная конструкция шины – стоит на одной позиции вместе с двигателем. Если исключить человеческий фактор, то поведение автомобиля на дороге полностью зависит от сцепления шин с поверхностью. Для производства резины используют высокотехнологичные операции.

Резиновая смесь – основа шинного производства

Для получения нужного сцепления производят разные модели протекторов под различные типы поверхностей. Свойства резиновой смеси напрямую диктуют поведение покрышки на трассе. Для обеспечения безопасности на трассе при производстве шин учитываются критерии:

  • Истираемость – она зависит от твердости резины. Чем выше эта характеристика, тем дольше будет эксплуатационный срок протектора.
  • Эластичность – она характеризует амортизационную способность.
  • Реакция протектора на окружающую температуру.

Влияние температурного режима на резину стало основанием для разделения её на два вида: летнюю и зимнюю. Каждый сезонный класс оснащается дополнительными критериями при производстве, таких как: скоростные качества морозоустойчивость, прочность и др.

Сырьевые ингредиенты

Состав резины включает множество компонентов. И все они призваны улучшить качество шин.

Силика и масла

За сцепление с мокрой поверхностью отвечает важный компонент в резине – диоксид кремния (силика). Он способствует морозоустойчивости и эластичности. В состав резины включают и масла. Они нужны для придания однородности и мягкости смеси. В процессе развития шинной промышленности одно масло сменяло другое. От высокоароматичных нефтяных масел, которые использовались в бюджетных моделях, постепенно отказываются. Сегодня отдаётся предпочтение в пользу натуральных масел.

Широкое применение у шинников находит рапсовое масло. Производители продолжают искать новые технологии. Так, например, Йокохама использует экзотическое апельсиновое масло неслучайно. Его химическое строение, похожее на строение каучука, позволяет идеально смешиваться с каучуком.

Каучук

Основной компонент резиновой смеси – натуральный продукт каучук. Объект добычи – дерево гевея. В связи с тем, что природный ареал каучукового дерева – только Южная Америка и Азия, с 30-х годов прошлого столетия стали производить синтетический каучук. Диапазон его положительных свойств растёт год от года.

Но уникальные свойства натурального продукта держат лидерские позиции, поэтому производители не готовы полностью менять свои предпочтения. Некоторые параметры, такие как сцепление во время сильного мороза и эластичность, которые проявляет натуральный каучук, искусственному пока не по плечу.

Углерод, сера и другие компоненты

Огромную роль в составе резины играют наполнители. У технического углерода (сажи) в составе резины свои задачи – он выполняет связующую функцию. Чёрный цвет шин – тоже его заслуга.

Чтобы сырую аморфную резину превратить в прочную и упругую, в состав резины посредством вулканизации включают серу, стеариновые кислоты, оксид (окись) цинка и другие компоненты.

Каждый ингредиент в резине, а их в составе десятки, нацелен на улучшение качества протектора. Наделяет шину такими свойством, как сверхвысокое сцепление с дорожным покрытием.

Изготовление составляющих деталей

Технологический процесс производства шин проходит в несколько этапов:

  • Экструзия – приготовленную расплавленную резиновую смесь под давлением пропускают через специальную узкую форму. Получают резиновые ленты.
  • Производят элементы каркаса. Материал – длинные синтетические и стальные нити.

Резиновые ленты для центральной части и боковой изготавливают по отдельности.

Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Производствоы шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено прежде всего сырьевому фактору, второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва.

Со времени появления пневматической шины прошло почти 160 лет: в июне 1846 г. патент на ее изобретение получил шотландец Роберт Уильям Томсон. Первые шины накладывались на колеса с деревянными спицами. Камера шины изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. Пневматические шины на автомобилях первыми стали использовать французы Андре и Эдуард Мишлен (1895 г.).

Современные автомобильные шины различаются по разным показателям.

По типу рисунка протектора шины делятся на дорожные (летние), всесезонные (универсальные), зимние (в том числе шипованные), повышенной проходимости, спортивные (скоростные, гоночные), карьерные.

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины безопаснее, их легче монтировать.

По расположению нитей корда (своеобразной укрепляющей арматуры) в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. Диагональные шины относительно дешевы и имеют более прочную боковину. Шины, предназначенные для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием, изготавливаются диагональными. В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, пониженным теплообразованием, их использование позволяет сократить расход топлива.

Крупнейшие мировые производители шин — «Мишлен» (Франция), «Гудьир», «Файрстоун» и «Гудрич» (США), «Бриджстоун», «Сумитомо» и «Иокогама» (Япония), «Данлоп» (Великобритания), «Континенталь» и «Метцелер» (Германия), «Пирелли» (Италия).

По данным Росстата, в 2004 г. общее производство шин в России составило 39,3 млн штук. Это наиболее высокий уровень производства с 1990 г. Одним из основных направлений структурной перестройки автомобильной промышленности в последние годы стало развитие производства малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т («Газель» и ей подобные модели), что повлекло переориентацию шинных заводов на изготовление легкогрузовых шин.

Шинная промышленность России в 2002 г. включала 12 предприятий. Шинные производства имеются во всех экономических районах страны, кроме Северного, Северо-Кавказского и Дальневосточного.

Крупнейшее предприятие отрасли — Нижнекамскшина (торговая марка «Кама») создано в 1968 г.
В последние годы предприятие вводит в эксплуатацию новые производственные мощности, этому в немалой степени способствует поддержка хозяина — компании «Татнефть». Предприятие является основным поставщиком КамАЗа, а также поставляет шины на АвтоВАЗ.

Ярославский шинный завод — первое в России и, пожалуй, самое известное предприятие отрасли (c 1932 г.). Многим оно знакомо по названию ярославской футбольной команды «Шинник». Завод занимает первое место в стране по выпуску шин для сельскохозяйственной техники. Потребители продукции — УАЗ, Липецкий и Минский тракторные заводы, а также МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, авиационные заводы.

Омский шинный завод был введен в эксплуатацию в 1942 г. Изначально он был ориентирован на выпуск грузовых шин, но в последние годы ассортимент выпускаемой продукции изменился в сторону производства шин для легковых автомобилей. При омском предприятии в 1995 г. было создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина». Оно специализируется на производстве легковых радиальных автопокрышек по словацкой технологии.

Кировский шинный завод был открыт в 1943 г. для обеспечения потребностей фронта. В настоящее время предприятие сотрудничает с ГАЗом, УАЗом, ЗИЛом, ИжАвто, Арзамасским машиностроительным заводом, «Павловским автобусом». В феврале 2002 г. между владельцем завода — компанией «Амтел» и финской компанией «Nokian Renkaat» был подписан контракт о начале совместного производства шин в России.

Волгоградский шинный завод (ОАО «Волтайр») основан в 1964 г. Это предприятие — признанный лидер в производстве шин для сельхозтехники. Сельскохозяйственные шины марки «Волтайр» эксплуатируются во всех странах ближнего зарубежья и во многих других странах Европы, Азии, а также Африки.

Воронежский шинный завод был пущен в эксплуатацию в 1950 г. Впервые в стране завод освоил производство двухцветных велосипедных шин и крупногабаритных шин для строительно-дорожных машин.

Московский шинный завод вступил в строй в ноябре 1945 г. Около 60% производимой продукции реализуется в Москве и Московской обл. Само расположение завода в районе Дубровки, вблизи крупнейших столичных автопроизводств, предопределяет тесный характер технологических связей. Шинами московского завода (торговый знак «Таганка») комплектуются автозаводы ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, ИжАвто, СеАЗ.

Датой основания Уральского шинного завода считается 1943 г., когда было запущено оборудование эвакуированного в Свердловск Московского опытного шинного завода. Предприятие производит диагональные шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, электропогрузчиков и электротележек. Предприятие поставляет свою продукцию на Урал, в Сибирь, в Центральную Россию.
В 2001 г. произведен пуск новой линии радиальных грузовых шин, открылось производство радиальных легковых шин.

Барнаульский и Красноярский шинные заводы, помимо автомобильных шин, выпускают широкий ассортимент шин для авиации. В 1993 г. в Красноярске было создано ОАО «Супершина» для производства крупногабаритных шин для БелАЗов (сказывается близость угледобывающих и горнопромышленных районов Красноярского края, Кемеровской и Иркутской обл., Хакасии).

Петербургский завод «Петрошина» в 1990 г. вышел из состава объединения «Красный треугольник». Предприятие специализируется на выпуске шин для мотоциклов, велосипедов, мопедов.

В последние два-три года в России возникли еще два совместных предприятия отрасли. Во Всеволожске (Ленинградская обл.) открылся завод финского концерна «Нокиан» (сходство природных условий в России и Финляндии повышает популярность зимних шин этого известного брэнда). В подмосковной деревне Давыдово (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) пущен шинный завод «Мишлена».

Доля зарубежных марок на российском рынке легковых шин составляет не более 15%, и в ближайшем будущем она вряд ли вырастет. Ведь на российских шинных заводах отмечается рост производства, улучшается качества шин, используются современные технологии. Росту импорта препятствуют высокие ставки импортных пошлин на восстановленные шины и шины для легковых автомобилей.

Россия ввозит шины, но и экспортирует их. Около 15% всех производимых в России покрышек для легковых автомобилей идет за рубеж, в основном в страны СНГ. Экспорт российских легковых шин в промышленно развитые страны мира в обозримом будущем вряд ли приобретет сколько-нибудь заметное значение. А вот грузовые шины из России успешно конкурируют на внешних рынках.

Российское производство шин*
2002 г., тыс. штук

* Включая шины автомобильные, автобусные, для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров.

В промышленности по переработке резины эксплуатируются разнообразные отечественные и импортные машины, аппараты, линии и автоматизированные системы для производства шин и резиновых технических изделий.

Схема размещения основных цехов завода для производства шин

Завод по переработке резины — это сложное предприятие с большим числом разнообразного оборудования, мощным энергохозяйством, оснащенное системами автоматики и контрольно-измерительными приборами.

Завод принимает и отправляет ежедневно сотни тонн различных по характеру грузов и, следовательно, нуждается в развитой сети складов с механизированными средствами приема, хранения и транспортирования этих грузов.

Производство резиновых изделий является весьма энергоемким. Завод должен располагать энергохозяйством, способным бесперебойно снабжать производство электроэнергией, паром, водой и справляться с пиковыми нагрузками. Установленная мощность потребителей электроэнергии на шинном заводе достигает десятков киловатт на одного работающего при числе работающих, составляющем несколько тысяч.

Завод должен иметь эффективные и надежно работающие системы очистки выбросов в атмосферу и сточных вод, предотвращающие загрязнение окружающей среды.

Широкое использование на заводе мощных и точных машин, систем автоматики, контрольно-измерительных приборов, наличие большого парка пресс-форм для вулканизации обусловливает большую потребность завода в квалифицированном обслуживающем и ремонтном персонале. Однако не все процессы шинного производства можно механизировать и автоматизировать. Большую роль в основном производстве играют рабочие высшей квалификации, в частности сборщики покрышек. Завод обычно состоит из производственных и вспомогательных цехов, различных служб и отделов.

Цехи завода организуют по принципу единства или общности технологических процессов, что и предопределяет более или менее однородный характер технологического оборудования цеха. На рис. 1 представлены основные технологические цехи шинного завода и показана их связь между собой.

Склады, подъездные пути и погрузочно-разгрузочные средства являются важной составной частью предприятия. Система складов сырья имеет разнообразное оборудование, приспособленное для приема большого числа штучных грузов (каучуки, полуфабрикаты в виде текстильного и металлического корда и некоторые ингредиенты), а также сыпучих (технический углерод, мел, тальк) и жидких (пластификаторы, мягчители, растворители) материалов.

Особую сложность представляют прием, хранение и транспортирование технического углерода вследствие его высокой дисперсности. При небольшом ассортименте и значительном потреблении технического углерода для его храпения применяют специальные бункерные склады, в которых технический углерод хранится в герметичных емкостях (бункерах) объемом 200 — 300 м 3 . Технический углерод на склад подается с помощью закрытой системы скребковых и винтовых транспортеров и элеваторов. Применяются и пневматические системы подачи, но в этом случае нужны сложные устройства очистки воздуха.

Гранулированный технический углерод можно транспортировать в мешках или в мягких контейнерах вместимостью несколько кубических метров, в этом случае контейнеры могут подаваться непосредственно к аппаратам для развески.

Прием и хранение сыпучих компонентов имеют свои особенности. Главной задачей при хранении высоко дисперсных материалов является предотвращение сводообразования или зависания их в бункерах и течках. Для борьбы с этим явлением применяют специальные устройства.

Жидкие компоненты хранят в емкостях, а к местам потребления перекачивают насосами. Для уменьшения вязкости перекачиваемых материалов емкости и трубопроводы оборудуют системами обогрева и теплоизолируют.

Для обеспечения минимального простоя вагонов на заводских путях динамические характеристики складов сырья должны быть такими, чтобы производительность их транспортных систем по приему сырья в 4—5 раз превышала производительность при подаче его в производство.

Сырье со склада направляется в подготовительный цех, где его подготавливают к дозированию, производят его развеску, смешивают и получают резиновую смесь в виде листов, гранул или лент, используемых для дальнейшей переработки. В подготовительных цехах приготавливают клеи и пропиточные композиции.

Основное оборудование цеха составляют смесители, вальцы, развешивающие устройства, агрегаты для подсушки и просеивания дисперсных компонентов, установки декристаллизации каучуков, ножи для резки каучуков, клеемешалки, грануляторы, пластикаторы. Большую часть оборудования составляют механизмы, транспортирующие материалы со склада и между цехами. Из подготовительного цеха смеси и другие материалы подаются в каландровый цех, цех автокамер и т. д.

В каландровом цехе производятся пропитка и обрезинивание корда, раскрой его и подготовка к передаче в сборочный цех. В этом же цехе могут изготавливаться протекторные заготовки. Основное оборудование цеха составляют каландровые линии для пропитки и обрезинивания корда, диагонально-резательные и продольно-резательные машины, линии для производства протекторов, оборудованные червячными машинами или профильными каландрами, агрегаты для производства бортовых колец и системы транспортирования с промежуточными складами. В цехе могут устанавливаться вальцы для разогревания смесей и другое вспомогательное оборудование.

В сборочном цехе из полуфабрикатов н заготовок собирают покрышки, которые затем отправляют на вулканизацию. Оборудование цеха составляют сборочные станки и линии сборки покрышек, оснащенные средствами транспортирования.

В цехе вулканизации производится формование сырых покрышек и их вулканизация. Основным оборудованием этого цеха являются форматоры-вулканизаторы и (или) линии вулканизации покрышек, устройства для окраски покрышек, средства транспорта.

В автокамерном цехе изготавливают заготовки автокамер, устанавливают и опрессовывают вентили, стыкуют камеры и производят их вулканизацию и контроль. В этом цехе обычно производят варочные камеры и диафрагмы для вулканизационного оборудования.

Производственный цикл заканчивается балансировкой покрышек, их комплектованием, техническим контролем и передачей на склад готовой продукции.

Контроль качества продукции обеспечивают технологическая служба, отдел технического контроля и заводская лаборатория.

Руководство производственным процессом осуществляет служба главного технолога предприятия.

Основное производство обеспечивают службы главного механика, главного энергетика, служба КИП (контрольно-измерительных приборов) и центральная заводская лаборатория. Технической политикой на заводе руководит главный инженер. Производство включает службы снабжения и сбыта, а также финансовые и вспомогательные службы. Общее руководство предприятием осуществляет директор.

Завод резиновых технических изделий (РТИ) отличается от шинного завода, как правило, гораздо большей номенклатурой выпускаемых изделий и, следовательно, большим разнообразием технологических процессов, рецептур, а также видов и типоразмеров технологического оборудования. Заводы этой отрасли имеют большое число цехов, в которых сосредоточены: производство формовых изделий методами прессования и литья под давлением; производство транспортерных лент, приводных ремней различных типов, неформовых изделий; рукавные производства, а также изготовление изделий из латексов и др. На территории этих заводов размещены подготовительные отделения, состоящие из большего, чем на шинных заводах, числа независимых агрегатов приготовления смесей (для обеспечения изготовления большого ассортимента их), парки вулканизационных прессов и литьевых машин, агрегаты и линии для изготовления изделий всех типов, предусмотренных производственной программой. Создать единые производственные потоки на этих заводах труднее, чем на шинных, вследствие большего разнообразия производства.

Читайте также: