Что делать если колесо болтается

Опубликовано: 16.05.2024

ремонт колеса

Во время езды велосипедист нередко замечает странное подрагивание одного из колёс. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо незамедлительно спешиться и внимательно осмотреть повреждение. Для этого нужно снять колесо, взять его за ось и покрутить сначала в одну, потом – в другую сторону. Взяв тонкие гаечные ключи, надо отрегулировать зажатие контргайки и проверить наличие люфта.

Проблема с шатающимся колесом традиционно связывается с люфтом. Люфт или зазор, как правило, образуется между взаимосвязанными механическими деталями, вращающимися в непосредственной близости друг от друга. Иными словами, один элемент системы приходит в движение, а второй при этом остаётся неподвижным. На колесе такое происходит из-за того, что его плоскость смещается по отношению к втулке или оси вращения. В последнем случае колесо смещается в одну либо другую сторону и начинает «биться», двигаясь по восьмёрке.

регулировка

Кто виноват?

Если у вас стало ощутимо шататься колесо, скорее всего, произошло одно из трёх:

  • велобайк работал на пределе возможностей и часто подвергался большим нагрузкам;
  • на велосипеде были установлены некачественные детали;
  • детали пришли в негодность из-за длительной эксплуатации.

На «микроуровне» могло произойти стирание какой-либо детали, приведшее к образованию люфта. Погрешности вращения обычно бывают вызваны следующими техническими или механическими неисправностями:

  • втулка колеса стирается;
  • изнашивается конус, из-за чего приходят в негодность дорожки качения подшипников;
  • стираются насечки контргайки, приводящие к слишком плотному сцеплению контргайки с конусом.

Что делать?

Если вы обнаружили износ или повреждение деталей, достаточно просто заменить их на новые. И гайки, и втулку можно приобрести в любом специализированном магазине.

Если же дело в простом разбалтывании гаек, решить проблему поможет гаечный ключ. Поджатие между радиусной гайкой (конусом) и контргайкой ослабляется, зазор между контргайкой и рамой велосипеда заполняется гравёром или шайбой.

Устройства переднего и заднего колеса отличаются друг от друга, поэтому об этапах осмотра каждого из них нужно сказать отдельно.

Шумит переднее колесо

Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:

  1. Снять колесо с велорамы.
  2. Подетально разобрать втулку, почистить её.
  3. Проверить наличие повреждений.
  4. В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
  5. С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
  6. Вернуть ось назад.
  7. Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
  8. Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
  9. Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
  10. Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
  11. Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
  12. При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.

установка колеса

Неисправно заднее колесо

Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

  1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
  2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
  3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
  4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
  5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
  6. Закрутить контргайки, конусы.
  7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
  8. Поставить трещотку на прежнее место.
  9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
  10. Установить колесо на раму.

Что будет, если «не лечиться»?

Если запустить проблему, колёсная втулка полностью выйдет из строя, что приведёт колесо в нерабочее состояние. Обнаружить люфт может любой велосипедист даже без осмотра специалиста, поэтому для нормального самочувствия «железному коню» вполне достаточно хорошего хозяйского пригляда, предусматривающего от одного технического осмотра в год.

Велосипед только на первый взгляд кажется примитивным транспортным средством, в устройстве которого нет ничего сложного. На самом деле только слаженная и безупречная работа всех его механизмов может гарантировать удовольствие от процесса езды. Поэтому так важно своевременно производить диагностику в мастерской либо самостоятельно обслуживать велик, чтобы исключить такую распространенную проблему, как люфт заднего колеса.

Что это такое?

люфт колеса велосипеда

Говоря техническим языком, люфт колеса велосипеда – это свободный ход одного элемента, не приводящий в движение другой компонент системы.

Появляется этот момент в результате расшатывания контргаек и конусов на оси втулки. Как правило, сам по себе люфт не возникает. Скорее всего, компоненты были отрегулированы неправильно изначально либо механизм сильно загрязнился песком, водой и другими частичками, в результате чего разбиваются шарики и появляются дорожки на конусах, что в конечном итоге и приводит к образованию люфта втулки заднего колеса велосипеда.

Люфтящее колесо может свободно вращаться и до определенного момента оно не причиняет никаких неудобств. Проблема заключается в том, что в дальнейшем любая, даже самая незначительная неровность на дороге стремительно разрушает поверхность конусов и чаши внутри втулки.

Чтобы определить наличие неисправности, достаточно покачать колесо из стороны в сторону. Свободный ход чувствуется сразу, если есть проблема. Если элемент стоит жестко, то причин для опасений нет. Можно также попробовать качнуть непосредственно саму ось (не эксцентрик). Если вы заметили, что заднее колесо на велосипеде шатается – лучше отдать велосипед в мастерскую. Чем раньше вы обнаружите проблему, тем лучше – возможно, достаточно будет почистить, смазать и отрегулировать втулку. Но если вы катаетесь с таким колесом давно – будьте готовы к замене механизма.

Почему шатается заднее колесо велосипеда

Возникновение люфта может быть обусловлено несколькими причинами:

  • длительный срок эксплуатации (даже самый износостойкий материал не может бесконечно противостоять времени);
  • разрушение радиусных гаек (только замена);
  • стирание насечек (интенсивные нагрузки на велосипед всегда приводят к подобным поломкам);
  • появление пространства между контргайкой и рамой велосипеда.

Проще говоря, возможные причины можно объединить в 4 группы:

  • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
  • длительный срок эксплуатации;
  • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
  • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.

Необходимый инструмент

инструмент для устранения люфта колеса

Если вы предпочитаете самостоятельно ремонтировать свой байк, то все необходимое, скорее всего, будет под рукой. Понадобятся гаечные ключи нескольких размеров – это точно. Если причина возникновения люфта кроется в износе деталей, то, соответственно, пригодятся новые запчасти. Если вам кажется, что без разбора колеса здесь не обойтись, то понадобится также специальный съемник трещотки или кассеты (так называемый хлыст).

Как устранить люфт заднего колеса велосипеда

устранить люфт заднего колеса велосипеда

  1. Снять поджимающие гайки и достать колесо.
  2. Снять звездочки. Действуем следующим образом:
    1. Трещотка. Фиксируем и проворачиваем в противоположном направлении движения колеса. Здесь нужно применить силу.
    2. Кассета. Также зафиксировать хлыст, а затем в специальное отверстие кассеты продеть съемник и прокручивать до тех пор, пока не открутится гайка-фиксатор.
    3. Втулка на шариковых подшипниках. Снять промежуточные элементы (следите за последовательностью всех компонентов). После этого поддеть и снять пыльник, вытащить шарики, убрать старую смазку и осмотреть детали на предмет наличия дефектов.

    как убрать люфт переднего колеса

    • снять колесо;
    • разобрать втулку и почистить все детали;
    • проверить состояние запчастей. Если дефектов нет – смазать чистой смазкой и установить подшипники;
    • закрутить с одной стороны оси конус и накрутить контргайку;
    • установить ось на свое место, накрутить конус и контргайку с другой стороны;
    • натянуть подшипники и зафиксировать их контргайками. Следите за тем, чтобы натяжение было одинаковым с обеих сторон;
    • вернуть колесо на место и накрутить гайки. Если есть, убрать зазор;
    • проверяем степень натяжения подшипников.

    Остается только проверить качение и результат проделанной работы. Покачайте колесо: если свободного хода нет – вы все сделали верно.

    Нюансы

    Иногда убрать люфт не представляется возможным. Наиболее распространенные причины:

    1. Потерялся подшипник, шарик или любая другая мелкая деталь.
    2. Сложно подобрать оптимальный зазор при подтягивании конусов или контргаек.
    3. Не получается снять трещотку или кассету.

    В этом случае лучше отдать велосипед толковому мастеру, который в кратчайшие сроки устранит проблему и вернет вам абсолютно здоровый велосипед.

    Заключение

    Теперь вы знаете, что делать, если люфтит заднее колесо. Проблема эта легко устраняется, если вовремя обратить на нее внимание и не допускать прежних ошибок. Следите за состоянием важных узлов и механизмов велосипеда и старайтесь бережно относиться к своему другу. Не пренебрегайте рекомендациями опытных мастеров – регулярное ТО перед началом сезона и после него поможет быстро выявить люфт и другие неисправности.

    Юлия Салтрукович

    Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

    Велосипед только на первый взгляд кажется примитивным транспортным средством, в устройстве которого нет ничего сложного. На самом деле только слаженная и безупречная работа всех его механизмов может гарантировать удовольствие от процесса езды. Поэтому так важно своевременно производить диагностику в мастерской либо самостоятельно обслуживать велик, чтобы исключить такую распространенную проблему, как люфт заднего колеса.

    Проверка состояния втулки колеса

    Про люфт колеса

    Классически люфтом называют — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью.

    Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке. По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

    Как образуется люфт

    Люфт образуется в результате раскручивания контргаек и конусов на оси втулки. По идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может прийти в негодность.

    Проверка шатания колеса

    Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.

    Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будьте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.

    Причины возникновения люфта колес велосипеда

    Возможные причины можно объединить в 4 группы:

    • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
    • длительный срок эксплуатации;
    • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
    • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.

    Шатается переднее колесо

    Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:

    Устройство втулки колеса

    1. Снять колесо с велорамы.
    2. Подетально разобрать втулку, почистить её.
    3. Проверить наличие повреждений.
    4. В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
    5. С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
    6. Вернуть ось назад.
    7. Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
    8. Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
    9. Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
    10. Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
    11. Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
    12. При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.

    Внимание! Сильное зажатие не позволит колесу крутиться, слабое – приводит к люфту (шатанию).

    Если люфтит заднее колесо

    Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

    Регулировка втулки заднего колеса

    1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
    2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
    3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
    4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
    5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
    6. Закрутить контргайки, конусы.
    7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
    8. Поставить трещотку на прежнее место.
    9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
    10. Установить колесо на раму.

    В процессе использования велосипеда рекомендуется делать ежегодное техническое обслуживание. Во время ТО можно выявить люфт и своевременно его устранить.

    Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

    В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

    Велосипедные прогулки и велотуризм набирают все большую популярность. Многие пересаживаются на велосипед вместо автомобиля и получают огромное удовольствие.


    Однако в процессе эксплуатации случаются и негативные моменты, связанные с неисправностями различных деталей и механизмов. Одной из часто встречающихся проблем является люфт колеса. При несвоевременном ремонте это может привести к выводу из строя велосипеда.

    Что такое люфт?

    Классически люфтом называют небольшой зазор между механическими деталями, которые вращаются относительно друг друга и взаимосвязаны. Проще говоря, свободный ход одного элемента, не приводящий к движению другой элемент системы.

    Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке.

    По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

    Причины возникновения

    К основным причинам возникновения люфта можно отнести следующие:

    • истирание втулки колеса;
    • изнашивание радиусной гайки (по-другому конус) и повреждение дорожек качения подшипников;
    • истирание специальных насечек на контргайке, которые служат для более плотного контакта с радиусной гайкой. Высокая степень сцепления между гайками препятствует раскручиванию;

    Чаще всего данные причины возникают при активной эксплуатации с предельными нагрузками на колеса и велосипед в целом. Не меньшую роль играет и срок использования, и качество деталей.

    В этих трех случаях ремонт осуществляется заменой износившихся деталей. В любом веломагазине можно с легкостью найти и купить данные запасные части в отдельности.

    Следующие причины устраняются без замены деталей:

    • ослабление поджатия между радиусной и контргайкой. Требует элементарного подтягивания ключом:
    • зазор, появляющийся после установки колеса на свое место, между рамой велосипеда и контргайкой. Необходимо заполнить пустое место с помощью шайбы или гравера;

    Как убрать люфт?


    Для устранения люфта в первую очередь необходимо определиться с причиной его появления. Чтобы это сделать следует снять колесо, взять за один край оси и подвигать его вверх и вниз. Если наблюдается шатание, берем два ключа (тонкие, рожковые) и подтягиваем радиусную и контргайку с двух сторон.

    Внимание! Сильное зажатие не позволит колесу крутиться, слабое – приводит к люфту (шату).

    После регулировки зажатия проверяем наличие люфта, так же взявшись за ось. Если проблема не исправлена, следует полностью разбирать втулку и искать причину внутри.

    Переднее и заднее колесо велосипеда частично отличаются по конструкции, поэтому рассмотрим их по отдельности.

    Заднего колеса

    1. В первую очередь снимаем колесо. В конструкцию задней втулки чаще всего входит трещотка. Ее тоже необходимо предварительно снять, поскольку под трещоткой расположен конус и контргайка. В противном случае обслужить втулку не получится.
    2. Разбираем втулку и протираем все детали от старой смазки и грязи.
    3. Просматриваем радиусные гайки, дорожки качения и сами подшипники. При наличии механических повреждений заменяем изношенную деталь на новую.
    4. После проверки все части втулки ставим на место, закладываем новую смазку. Накручиваем радиусные и контргайки.
    5. Поджимаем конус и контргайку со стороны трещотки, а с другой стороны регулируем натяжение подшипников. Зачастую происходит расслабление подшипников, при зажимании второй пары гаек. Для того чтобы этого избежать можно воспользоваться рамой велосипеда или позвать помощника.
    6. Устанавливаем на место трещотку. Проверяем легкость вращения, фиксируем.
    7. Колесо собрано, и теперь необходимо установить его на раму. Если возник зазор между контргайкой и рамой, то его необходимо заполнить с помощью толстой шайбы.
    8. Прижимаем колесо зажимной гайкой со стороны трещотки. Теперь необходимо проверить правильное натяжение подшипников. После этого зажимаем колесо с другой стороны.
    9. Проверяем легкость качения и наличие люфта. Если все сделано правильно колесо будет крутиться плавно, а люфт – отсутствовать.

    Переднего колеса


    В конструкции переднего и заднего колеса есть небольшие отличия, поэтому рассмотрим переднее колесо детально:

    1. Для начала снимаем колесо с рамы. Разбираем втулку и чистим детали от старой смазки и грязи.
    2. Проверяем износ и повреждения деталей. Если все в порядке закладываем новую смазку и устанавливаем подшипники (сепараторные или 9 шариков по отдельности).
    3. Закручиваем с одной стороны оси конус и накручиваем контргайку.
    4. Помещаем ось на место. Накручиваем конус и контргайку с другой стороны. Необходимо проследить, чтобы концы оси с резьбой были одинаковой длины.
    5. Выставляем нормальное натяжение подшипников и фиксируем контргайками. Следим за одинаковым натяжением с обеих сторон. Зажимать гайки сначала следует со стороны дискового тормоза (если колесо им оборудовано). Работу следует производить двумя ключами. Можно приобрести специальные тонкие рожковые ключи в специализированном магазине.
    6. Устанавливаем колесо на раму. Накручиваем зажимные гайки. При необходимости устраняем зазоры при помощи шайб.
    7. Проверяем правильное натяжение подшипников. Используя тонкие ключи, подтягиваем или ослабляем конусы и контргайки.
    8. Затягиваем зажимные гайки. Проверяем качение и люфт. Взяв за колесо, подвигайте его вправо и влево. Если свободного хода нет, значит, проблема устранена.

    Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

    В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

    Что делать если люфтит велоколесо

    В любом транспортном средстве все узлы и детали функционируют в тесном взаимодействии друг с другом. Велосипед не является исключением. Нередко незначительная неисправность может привести к серьезной поломке велобайка. Среди таких дефектов наиболее часто встречается люфт колес. О том, что делать, если шатается колесо на велосипеде и чем опасна эта неисправность, можно узнать из этой статьи.

    Возможные причины появления зазора

    Велоколесо на ремонте

    Механики называют люфтом любой небольшой по размеру зазор между взаимосвязанными элементами, вращение которых осуществляется относительно друг друга. Велолюбители под этим понятием подразумевают смещение основной плоскости колеса по отношению к его оси вращения. По этой причине велосипед начинает двигаться неравномерно, колесо смещается вправо или влево, возникает биение. Не стоит эксплуатировать такой велосипед до полного устранения дефекта, так как он может спровоцировать более серьезную поломку велобайка.

    Среди основных причин возникновения зазора специалисты называют:

    • износ втулок, установленных на велосипед. Дефект, при котором влеоколесо начинает вращаться с люфтом, неизбежен при длительной эксплуатации байка;
    • износ гаек, которыми колесо комплектуется для свободного хода шариков подшипника или выход из строя его дорожек. Неисправность устраняется заменой поврежденных элементов;
    • износ насечек на контргайке, препятствующих их раскручиванию.

    Названные выше причины возникают при регулярных повышенных нагрузках на ходовую, а также при длительной эксплуатации велобайка. Дефект достаточно просто устраняется путем замены изношенной детали.

    • ослабление соединения между радиусной гайкой и контргайкой, установленными на колесо. Чтобы устранить неисправность, требуется подтянуть оба элемента ключом;
    • возникновение зазора между контргайкой и велосипедной рамой. Велосипед ремонтируется путем установки шайбы или гравера.

    Инструмент, необходимый для ремонта

    Для устранения зазора не требуется специального инструмента. Для ремонта нужны:

    • ключи разных размеров;
    • съемник.

    Как устранить люфт

    Основные способы ликвидации зазора зависят от причины его появления. Переднее и заднее велоколеса также ремонтируются по-разному.

    Как ремонтируется заднее колесо

    Заднее велоколесо

    Чтобы избавиться от биения следует:

    • надежно зафиксировать велосипед;
    • аккуратно открутить все гайки и снять колесо;
    • произвести демонтаж звезд, которыми укомплектовано колесо:
        если на велотранспорт установлена трещотка, необходимо зафиксировать ее хлыстом и проворачивать для демонтажа против часовой стрелки;
      • если велосипед комплектуется кассетой, также производится ее фиксация хлыстом. Затем в специальное отверстие вставляется кассетный съемник, который необходимо проворачивать до тех пор, пока не открутится гайка, примыкающая к самой маленькой звездочке;

      Соблюдение рекомендованной последовательности действий гарантирует избавление от зазора и позволяет эффективно использовать велосипед.

      Как можно отремонтировать переднее колесо

      Переднее велоколесо

      Как переднее, так и заднее колесо, установленные на велосипед, имеют свои конструкционные особенности, поэтому ремонтировать их также приходится по разным схемам. Зазор в данном случае устраняется в следующей последовательности:

      Последствия для велобайка

      Опытные райдеры не рекомендуют эксплуатировать велотранспорт, на котором имеется люфт. При первых симптомах следует попытаться установить причины расшатывания колеса и попытаться устранить его самостоятельно либо доставить велосипед к специалисту. Длительная эксплуатация велобайка с дефектом может привести к:

      • деформации оси;
      • поломке конусов;
      • повышенному износу дорожек подшипника качения;
      • выходу из строя подшипников.

      В результате потребуется полная замена обода и втулки.

      Итоги

      Чтобы избежать подобных неприятностей, не стоит эксплуатировать велосипед с любыми проявлениями люфта. При нехватке опыта в проведении ремонта, устранить неисправности можно в ближайшей веломастерской. Ежегодное проведение технического обслуживания предоставляет возможность выявить дефект на начальной стадии и устранить его, не прибегая к дорогостоящему ремонту.

      Читайте также: