Что делать если пробил колесо на каршеринге

Опубликовано: 30.04.2024

Каршеринг сломался на даче, спустило колесо и другие проблемы. Что делать?

Всем привет, каршеринги давно являются частью нашей жизни, но ездили ли вы на этих машинах на дачу? А ведь ещё бывают поломки, пробитые колёса и другое. У меня всё это было, короткий рассказ внутри. Поехали!


Проблему с вызовом технички мне так никто и не смог объяснить: меня переводили на разных операторов, связь прерывалась, постоянно обещали, что теперь точно в течение часа ко мне приедут. В итоге мне позвонил сотрудник поддержки через 2,5 часа после моего первого звонка. Он мне сказал, что ему только что-то прислали заявку. Напомню, что мастер за 2 минуты всё попровал, но я ждал оооочень долго.

Кстати, даже в этом случае я остался доволен: машину сделали (правда спустя 5,5 часов) и вернули часть денег назад (700 руб). Вернули именно ту сумму, которую я потратил поверх оплаченных суток. Но (!) возврат тоже происходил не быстро. А целых 10 дней: написал на специальную почту и ждал, ничего не произошло за неделю, я написал снова и позвонил для контроля моего опроса. Деньги потупили почти сразу. Кстати, мне предложили вернуть мою сумму обратно на карту или пополнить ими виртуальный счёт у Делимобиля.

Важно, баллами можно оплачивать не более 50% от стоимости поездки.


Пробитое колесо у Яндекса. Если у вас спустило колесо, то оператор через чат или голосом предложит вам завершить аренду (в зоне разрешённой парковки) и даже поможет забронировать машину поблизости. Как-то я решил арендовать машину, а при осмотре заметил, что колесо вообще без воздуха. Я просто скинул фото колеса в чат и уже через минуту получил 100 руб на счёт и бесплатно отменённое бронирование.

Когда вы не можете завершить аренду и приложение постоянно выдаёт ошибку. То нужно позвонить оператору и объяснить свою проблему. Обычно всё связано или с интернетом, или с потерей связи со спутниками навигации.

В Белке вы просто всё объясняете оператору и говорите время, когда пытались завершить аренду. Оператор всё фиксирует, помогает закрыть и через несколько минут компенсирует деньги на внутренний счёт.

В Делимобиле: фиксируют и помогают, но потом нужно написать письмо с рассказом о проблеме на специальный электронный адрес. А затем ждём зачисления баллов в приложении.

В Яндексе и YouDrive у меня таких проблем не было. В Я.Драйве временами приходилось нажимать на «Закрыть» по несколько раз, но это не такая уж и проблема, как мне кажется.

Важно: не стесняйтесь звонить в службу поддежки! Так вы экономите нервы и деньги, а часто ещё и получаете бонус на счёт.

Ещё важнее: всегда внимательно осматривайте машины каршеринга, чтобы не платить за непрофессионализм предыдущего водителя. Всем лайк!

Штрафы ГИБДД за каршеринг придется платить так же, как и на личной машине. Кроме административных наказаний есть и штрафы от самого оператора, например за порчу оборудования или мусор в салоне. Рассказываем, как и какие штрафы ГИБДД должны платить пользователи каршеринга, как их проверить и сколько придется отдать в случае ДТП.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

Что такое каршеринг

Каршеринг — это почасовая аренда машины через мобильное приложение. Брать и оставлять автомобиль можно в любом месте в пределах зоны, которую ограничивает оператор.

Крупные операторы предоставляют услуги сразу в нескольких городах: «Яндекс.Драйв», «Ситидрайв», «Делимобиль» и BelkaCar.

Кто оплачивает штрафы в каршеринге

Штрафы ГИБДД. Если нарушение водителя в каршеринге зарегистрировала камера, штрафы ГИБДД каршеринг оплачивает сам. Затем сумму штрафа списывают с привязанной карты. Камера не видит, кто за рулем — она ориентируется на госномер и отправляет штраф владельцу авто.

Если машину каршеринга останавливает ГИБДД — штраф выпишут не владельцу, а водителю. Оплачивать его будет арендатор напрямую. Инспектор, в отличие от камеры, может установить личность нарушителя по правам.

Некоторые компании берут комиссию за оплату штрафов ГИБДД — такое есть, например, в п. 7.6 раздела «Ответственность» в договоре аренды «Делимобиля». Если арендатор превысит скорость и его оштрафуют на 500 рублей, со счета снимут 550 рублей.

Штрафы каршеринга. В каждом договоре каршеринга есть раздел со штрафами за неисполнение правил пользования авто. Например, в договоре BelkaCar сказано, что если в ДТП виновен водитель, он обязан заплатить 30 000 рублей. Штраф за отключение или повреждение терминала управления — 400 000 рублей. Если водитель был пьян и его остановил инспектор, помимо лишения водительских прав его накажет оператор — на 50 000 рублей.

Прочитайте договор перед тем, как арендовать авто, особенно раздел об ответственности водителя.

Как проверить штрафы ГИБДД для каршеринга

Штраф на машине каршеринга будет виден в мобильном приложении, либо сервис отправит уведомление на электронную почту.

Самые распространенные штрафы ГИБДД в каршеринге

Превышение скорости. Штраф зависит от величины превышения — чем выше разница между разрешенной и фактической скоростью, тем больше штраф. Например, за превышение на 20 км/ч от разрешенной штраф будет 500 рублей. Если водитель превысил скорость более чем на 80 км/ч, его могут лишить прав.

Выезд на полосу для пассажирского транспорта. В Москве и Петербурге за такое оштрафуют на 3000, в остальных городах — на 1500 рублей. Когда на такую полосу заезжать можно, кто и как фиксирует нарушение — в статье о штрафе за выделенную полосу.

Движение по обочине. Штраф за такие маневры — от 1000 до 5000 рублей. Подробнее читайте в статье о штрафах за езду по обочине.

Штраф за курение или разговор по телефону за рулем. За курение в салоне ГИБДД не штрафует. Зато оператор может — например, BelkaCar штрафует за такое нарушение на 5000 рублей.

За телефонный разговор во время вождения, без гарнитуры или громкой связи ГИБДД может оштрафовать на 1500 рублей. О том, как фиксируются такие нарушения и можно ли пользоваться во время поездки планшетом или умными часами, читайте в статье о штрафе за использование телефона за рулем.

Штраф за парковку. За неправильную парковку, например на пешеходном переходе, заплатит арендодатель, а потом вычтет с карты пользователя. Если машину забрал эвакуатор, придется заплатить два штрафа:

  • за неправильную парковку — от 500 до 5000 рублей;
  • за работу сотрудника каршеринга — ему придется самостоятельно забирать авто со спецстоянки. Например, «Яндекс.Драйв» за такое берет 6150 рублей в Москве и 3650 рублей — в Казани.

Что касается платных парковок, за них водитель не платит, пока он арендует машину. Исключения — платные парковки со шлагбаумом.

Несоблюдение знаков и разметки. За такое положен штраф 500 рублей. Этот штраф могут выписать, если водитель повернул налево или развернулся там, где это запрещает знак.

Выезд на встречную полосу. Здесь все по закону — от штрафа 1000 рублей до лишения на полгода. Подробнее об этом нарушении и о том, когда на встречку выезжать можно, читайте в статье о штрафе за выезд на встречную полосу.

Непристегнутый или отсутствующий ремень безопасности. Штраф за такое от 500 до 3000 рублей. Если не пристегнулся сам водитель — он получит штраф 1000, не пристегнул ребенка — 3000 рублей. Обо всех подобных наказаниях — в статье о штрафе за непристегнутый ремень.

Размеры штрафов ГИБДД для каршеринга

Штрафы те же, что и для остальных участников дорожного движения. ГИБДД никак не выделяет авто и водителей каршеринга.

Штрафы в случае ДТП

Машины каршеринга застрахованы по ОСАГО и каско. Это значит, что если водитель арендованной машины попадет в ДТП, материальный вред обеим сторонам будет возмещать страховая. Однако если в ДТП виноват арендатор, он все же обязан возместить ущерб оператору. Пока машину ремонтируют, она простаивает и компания теряет деньги.

У разных операторов суммы отличаются, но начинаются в среднем с 30 000 рублей. Например, «Делимобиль» назначил для автомобиля «Ниссан Кашкай» компенсацию до 75 000 рублей, если сумма убытков менее 100 000 рублей.

Как приходят штрафы ГИБДД на каршеринге

Общее правило: если нарушение зафиксировал инспектор, штраф оплачивает водитель, ведь протокол оформлен на его имя. Если зафиксировала камера — сначала штраф заплатит арендодатель, потом снимет с банковской карты водителя. Если на карте нет денег, долг будет расти. Если денег на карте так и не будет, организация подаст на водителя в суд.

Работники каршеринга почти всегда успевают оплатить штраф в льготный период — первые 20 дней со дня постановления. Это значит, что водителю не придется платить полную сумму штрафа — только половину. Такие правила работают у «Яндекс.Драйва» и BelkaCar.

Сроки оплаты. Если нарушение заметил инспектор и выписал протокол, на оплату дается 70 дней со дня постановления.

Способы оплаты. Деньги оператор спишет с карты с учетом скидки, если оплата была в льготный период, и комиссии, если это есть в договоре.

За что водителя могут оштрафовать операторы каршеринга

Таких пунктов в договоре аренды много. Вот несколько примеров из договора BelkaCar:

Нарушение

Штраф, руб.

царапина на кузове

пустой бак при завершении поездки

парковка на закрытой территории

арендованная машина мешает
на парковке остальным водителям

отключение или повреждение
встроенного компьютера

от 150 000
до 400 000

неверные данные для договора
или регистрации в приложении

новый арендатор не смог доказать
повреждений до начала поездки

вождение после лишения прав

попытка заработать на арендованой машине

от 10 000
до 50 000

кража или повреждение документов,
которые были в салоне авто, госзнака

Каршеринг дает не только положительные стороны, иногда в нем возникают проблемы . Что свести их к минимуму необходимо понять, как действовать правильно в различных экстремальных ситуациях, которые происходят с водителями не каждый день.

Иногда случаются проблемы, при которых необходимо эвакуация транспортного средства. Понятное дело, что расходы на эти вопросы ложатся на арендатора. При этом не имеет значение время эвакуации. То есть она может быть проведена хоть в период аренды, хоть после времени ее окончания. Если на месте происшествия вас нет, то о ситуации вам сообщит менеджер каршеринга.

тим кар

Если с транспортным средством возникают проблемы, то компании по каршерингу предлагают клиентам два варианта решения вопроса:

  • Пригнать транспортное средство самостоятельно. В данном случае все расходы по содержанию стоянки для автомобиля, эвакуатору, убыткам компании лежат на клиенте. Преимуществом такого варианта является то, что клиент не бросил автомобиль, поэтому не оплачивает дополнительный штраф;
  • Оплатить штрафные санкции компании, а также полностью компенсировать расходы на транспортировку транспортного средства. Такой вариант будет более затратным, так как вы оплачиваете все услуги первого, но еще дополнительно платите штраф. В некоторых ситуациях на клиента оформляется протокол, после чего его вызывают в ГИБДД. Поэтому здесь увеличиваются не только финансовые затраты, но и временные.

Поэтому лучше самостоятельно решить проблему как можно скорее. То есть сделать так, чтобы компания не наложила на вас дополнительные штрафы, которые в случае эвакуации очень весомы.

штрафы

Особенности поездки

Перед арендой автомобиля важно подробно изучить правила, так как в большинстве компаний разрешено передвигаться только в черте города. Есть и исключения, однако их немного. Максимальная удаленность может быть 250 км. В большинстве случаев автомобили уже предлагаются с заправленным баком, поэтому вам не придется тратить время.

После того как вы благополучно добрались в конечный пункт назначения необходимо припарковаться в положенном месте, а в приложении отметить завершение поездки. После этого с вашей карты будут списаны денежные средства. Многие компании в Москве договорились с парковками, поэтому клиентам компании нет необходимости их дополнительно оплачивать. Парковаться в торговых центрах нельзя, так как стоянка там запрещена.

Перед арендой автомобиля важно подробно изучить правила, так как в большинстве компаний разрешено передвигаться только в черте города.

Что делать, если не все пошло гладко?

Каждый сервис имеет техническую поддержку пользователей. В любой непонятной ситуации вы всегда можете обратиться за помощью или советом. Поддержка имеет круглосуточный доступ, поэтому ждать до утра вам нет необходимости.

При возникновении непонятной для вас ситуации сразу же напишите в чат либо позвоните по указанным телефонам. Далее сотрудники компании рассмотрят ваше обращении и помогут разрешить возникшие трудности.

Что делать, если вы попали в ДТП?

В первую очередь не надо впадать в панику. Сразу же включите аварийную сигнализацию, чтобы другие участники дорожного движения были осведомлены о ситуации. Установите знак аварийной остановки на дороге.

Он есть в багажнике каждого транспортного средства. Затем сразу же вызовите полицию по номеру «002».

Если в ДТП есть пострадавшие, то следует немедленно вызвать скорую помощь и постараться оказать первую помощь до их приезда. Пока вы ожидаете приезда компетентных органов следует сообщить о ситуации в компанию каршеринга. Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД для оформления и подписания протокола.

дтп

Все необходимые документы вы получите от патрульных, которые будут оформлять. Положите их в автомобиль. После этого вы можете завершить аренду и далее разбираться в ситуации.

Действия при повреждении транспортного средства

Если автомобиль получил повреждения при пожаре, стихийном бедствии или от хулиганов, то следует немедленно сообщить об этом в полицию и уведомить службу поддержки. Далее необходимо дождаться сотрудников и оформить произошедшее. Документы следует оставить в бардачке машины, закрыть ее и завершить поездку при возможности.

Что делать, если авто эвакуировали?

Помните, что перед тем, как совершить первую поездку важно изучить инструкцию и запреты. Это связано с тем, что многие люди сталкиваются со штрафами и проблемами именно по причине того, что не прочли требования к парковке. Если транспортное средство припарковано в неположенном месте, то его могут эвакуировать. Такой прокол случается со многими водителями, которые пользуются услугами впервые.

эвакуация

В такой ситуации клиенту придется самостоятельно забирать машину со штрафплощадки и оплачивать штрафа. При этом компания подготовит необходимые документы о нарушениях. Если вы не вернете автомобиль, то получите еще один дополнительный штраф за эвакуацию. Как показывает практика, его сумма очень весомая. Во избежание таких ситуаций заблаговременно узнайте все нюансы аренды.

Действия водителя при эвакуации арендованного автомобиля

  • Уведомить владельца транспортного средства о произошедшей ситуации;
  • Уведомить компанию, где автомобиль был взят в аренду. Для этого можно позвонить в информационный отдел либо написать в службу поддержки клиентов;
  • Сотрудник передаст вам всю необходимую документацию и даст рекомендации о разрешении проблемы;
  • Затем необходимо поехать на штраф площадку и забрать документы с автомобиля;
  • После получения всех документов следует обратиться за разрешением забрать транспортное средство. При нарушениях на вас будут составлены соответствующие протоколы, которые следует оплатить;
  • После решения всех вопросов вы получите разрешение на возврат машины;
  • Автомобиль необходимо пригнать на согласованное с операторов место и отдать документацию.

Если вы не вернете автомобиль, то получите еще один дополнительный штраф за эвакуацию.

Почему лучше забрать авто самостоятельно?

Это легко рассчитать, ведь если вы откажитесь забрать транспортное средство самостоятельно, то компания выставит вам штраф в размере 10 000 рублей. Если же вы самостоятельно вернете машину и компенсируете убытки, то штраф на вас накладывать не будут. В противном случае компания забирает автомобиль самостоятельно, но все расходы ложатся все равно на вас. При этом сотрудники могут забрать авто не сразу, а сутки нахождения на штраф площадке стоят около 1000 рублей.

Нюансы подхода к решению проблемы зависят от каждой конкретной компании, но суть одинакова. Поэтому при возможности необходимо решать проблему максимально быстро. Таким образом вы снизите свои финансовые затраты и сможете быстро разрешить проблему.

каршеринг поездка

Что делать если вы нарушили ПДД?

Здесь все очевидно. Хоть вы это сделали на своей, хоть на арендованной машине придется оплатить штраф. Сервис в автоматическом режиме снимет с вас деньги на его погашение с карты.

Что делать если автомобиль сломался?

В такой ситуации в первую очередь необходимо уведомить службу поддержки. В некоторых ситуациях такую проблему компании решают в удаленном режиме. Если это невозможно, так компания предложит вам завершить аренду этого автомобиля и взять другое доступное транспортное средство.

Выводы

Автопрокат набирает популярность и востребованность. Ведь арендовать машину в нужный момент гораздо проще, нежели постоянно ее содержать, а использовать крайне редко. Пользователи лишены проблем с прохождением технического обслуживания, ремонтом, страховыми полисами и другими нюансами. Они получают готовое авто. Даже если выбранный вами автомобиль вам не понравится или покажется грязным, вы легко можете взять другой.

каршеринг авто

Конечно, до вас этой машиной кто-то пользовался и необходимо подстроить ее под себя. Однако это минимальные затраты времени, если учесть сколько проблем решается без вашего непосредственного участия.

Низкая стоимость, ухоженное авто и возможность взять его в любую минуту компенсируют этот маленький недостаток. По сути, вы получаете персональный автомобиль, о котором не надо заботиться, во временное пользование. Это очень удобно, выгодно и практично.

Сегодня каршеринг существует не только в мегаполисах, но и активно развивается в небольших городах. Им пользоваться очень удобно и выгодно. Единственное, что вам необходимо сделать, это заблаговременно узнать все нюансы и правила компании, с которой вы планируете сотрудничать.

Жители крупных российских городов ежемесячно совершают 3 миллиона поездок на каршеринге. Плюсы: не нужно переживать за бензин, мойку, страховку и содержание автомобиля и платить за парковку. При этом траты в случае ДТП существенно выше, чем при происшествии с личным автомобилем, — и это главный минус.

Мы проанализировали договоры популярных сервисов для аренды автомобилей и готовы рассказать, сколько стоит попасть в ДТП на машине из каршеринга и как заплатить меньше, если была авария.

Как работает страховка в каршеринге

Водители арендуют такие авто для быстрых поездок по городу. Стоимость аренды — от 3 до 50 рублей за минуту. Автомобили для коротких поездок, где ты платишь за время не располагают к медленному и спокойному вождению. Риск попасть в ДТП выше, чем за рулем собственного автомобиля.

Чтобы пользователю не пришлось выплачивать полную стоимость автомобиля в случае ДТП, каршеринговые сервисы используют поминутную страховку. По такому договору водитель застрахован по всем рискам каско и ОСАГО, но платит только за время, в котором управляет автомобилем.

В случае аварии, если повреждений немного, пользователь оплачивает весь ремонт. При более серьёзных авариях водитель платит фиксированную сумму за франшизу, остальное покроет страховая компания. У разных каршеринговых компаний эта сумма разная.

👉Яндекс-Драйв. Для любой машины автопарка Яндекс-Драйва это 30 000 рублей.
Если машина получила меньше повреждений — пользователь заплатит меньше.

👉YouDrive. По умолчанию в машинах этого сервиса нет каско. Опцию нужно подключать в приложении перед поездкой, при этом тарифы аренды повысятся на рубль для Smart и Skoda, и на два рубля для более дорогих моделей. Если случится ДТП, пользователь должен будет выплатить только 15 000 рублей, — остальным ущербом займётся страховая.

👉Белка-кар. В приложении Белка-кар нет опции каско, — все автомобили уже застрахованы, подключать что-то отдельно не нужно. Если при ДТП сумма ущерба превышает 30 000 рублей, пользователь платит дополнительный процент от общей суммы.

Что в итоге

"Если водитель не виноват", он ничего не платит. Главное — не уезжать с места ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД и не ошибиться при оформлении документов.

Водитель скрылся с места ДТП. Независимо от того, виноват водитель или нет, если он скрылся, по правилам он платит штраф и возмещает весь ущерб. Страховая в таком случае ничем не сможет помочь.

Ущерб меньше 30 000 рублей. Пользователь возмещает его в полном размере.

Ущерб больше 30 000 рублей. Пользователь выплачивает эту сумму полностью и иногда фиксированный процент от общей суммы ущерба. Остальное покрывает страховая компания.

В разных компаниях сумма франшизы разная. У Яндекс-Драйва это 30 000 рублей, а YouDrive — 15 000 тысяч рублей. Эта цифра также зависит и от стоимости аренды: чем дороже плата за минуту, тем ниже порог.

Как заплатить меньше, если случилась авария

По нашим данным, 70% пользователей каршерингов владеют личными автомобилями. Они разбираются в нюансах эксплуатации и ответственно подходят к вождению. Поэтому мы запустили услугу «Отмены франшизы каршеринга».

Вот как она работает: водитель оформляет каско на личный автомобиль в «Ренессанс страхование». Если во время использования каршеринга он попадает в ДТП, мы полностью покрываем расходы на оплату ущерба до 50 000 рублей.

Опция «Отмена франшизы каршеринга» стоит 1700 рублей и доступна при покупке каско на нашем сайте.

На сайте можно оформить каско с франшизой на личный автомобиль. Франшиза — простой способ сэкономить на покупке полиса. Есть разные условия и тарифы: в каких-то франшиза применяется не с первого страхового события, в каких-то страховка покрывает только большие риски — угон или уничтожение автомобиля.

Какие тарифы есть

«За полцены». В стоимость входит угон, ущерб, полная гибель автомобиля, франшиза 75 000 рублей и больше ничего. Зато и стоимость меньше стандартного каско ровно в половину. Такой полис можно показать в банке как страховое обеспечение при покупке автомобиля в кредит.

«Стандарт». Помимо угона, ущерба и полной гибели автомобиля в тариф входят базовые опции:

— Эвакуация автомобиля,
— Ремонт техцентре,
— Замена стеклянных элементов без справок 1 раз.
— Франшиза на 10 000 рублей.

«С ограничением пробега». Все те же условия, что и в стандарте, но дешевле. Годовой пробег ограничен в 12 000 километров — мы устанавливаем в автомобиль телематическое устройство, которое будет отслеживает пробег и присылает отчет вам на мобильный телефон.

«С отменой франшизы каршеринга». Тот тариф, про который мы говорили в начале статьи. Все условия, франшиза 15 000 рублей, есть возможность отменить франшизу каршеринга и вызвать автоконсьержа в Москве.

«Для кредитных автомобилей». Условия аналогичны предыдущим, но франшиза меньше — 10 000 рублей.

Наша страница на DRIVE2:

Комментарии 454

То есть мало того, что головная боль от поминутной аренды, так ещё и фотосессии не забыть по полной провести. А не то… — комфортным такое может быть только с украденным аккаунтом, где вину в случае чего спишут на кого-то другого. Да и то — очень относительным.
Я не знаю, конечно, как за границей с этим обстоит, но подозреваю, что там страхование нормально работает и не выставляет людей должниками. В той же Франции, слышал, люди на СВОИХ авто паркуются, расталкивая друг друга бамперами! Можете себе представить подобное у нас? — сколько визгу, крику и геморроя у людей будет…
А причина этого, я подозреваю в том, что мы на фоне французов — как бы это помягче сказать — что-то вроде бомжей, для которых машина это вся жизнь, причём единственная — если судить по тому как мы над ней трясёмся. Но трясемся-то трясемся, а даже осаго и то норовим неоформить. Про каско я уже молчу. А как вам, например, французский ценник на осаго… в 10 раз выше? Что, дорого? Значит, вы — автобомж, как, наверное, 99 процентов автовладельцев в России, для которых машина не просто средство передвижения, а фетиш и продолжение… хм… — в общем, не будем продолжать. Достаточно сказать, что произойдёт если вас кто-то случайно заденет на парковке и, не заметив, удалится. Так вы будете громко возмущаться и скорее всего добьётесь лишения прав за оставление места страшного ДТП, так ведь? — разумеется, если вычислите негодяя. А француз даже не поймёт про какое ДТП вы там лепечете. Ибо у них там цивилизация.
Ну а у нас… каршеринг — такой же людоедский как и все остальное. Увы.

Ладно, за часть слов первых извини, а так все же сервис хороший и интересный, жаль что народ у нас не готов еще к этому зачастую, нет культуры вождения, уважения к другим (по свински парковаться) и прочие нюансы.((

Ну если это личная "боль" и такое было то я искренне сочувствую, дело то не в карщеринге, а в том что люди быдло зачастую, и не думают где и как припарковаться, а ездить все учатся когда то, кто на своей, кто на чужой, тут не кто не застрахован и уехать мог любой…


Распространение каршеринговых сервисов, которые сейчас со всех сторон готовы поддерживать муниципальные власти (льготами на абонементы для парковки), продавцы автомобилей (финансовыми программами и дисконтами) и сами пользователи, которые быстро получают неплохой денежный бонус при продаже собственного автомобиля, избавляясь от старого посконного вещизма при переключении на блага уберизации, приводит к тому, что пользователи автомобилей не очень хорошо понимают, c чем они связываются. И в чем все-таки существенные, но неочевидные отличия каршеринга от автовладения. Сразу поясню, что в силу разных обстоятельств машины у меня сейчас нет, в основном я живу в Москве, в каршеринге у меня несколько сотен поездок — от коротких до длиной в несколько дней. Но поскольку региональные каршеринги, как правило, это дочки московских компаний, мой опыт вполне можно распространить и на Самару, Екатеринбург и Уфу. Лично я каршерингом пользовался в Сочи, Нижнем Новгороде, Москве (шестью штуками) и Санкт-Петербурге.

Начну с очевидного. Каршеринг похож на гостиничный бизнес: если вам время от времени надо где-то переночевать, нет смысла связываться ни с долгосрочной арендой жилья (в случае с автомобилем это был бы лизинг), ни с его покупкой. Проще арендовать номер в гостинице или жилье, расплатиться за потраченное время и забыть.

Если вы решили купить автомобиль в собственность, то вам придется заниматься его техобслуживанием, оформлением страховок, устранением возникших в ходе эксплуатации проблем — минимум это один-два дня каждый сезон. Для человека, который пользуется автомобилем 30 дней в году, эти временные расходы выглядят непропорционально большими по сравнению с теми, кто ездит на машине 200-300 дней в году. Допустим, вы решили из-за этого избавиться от собственного автомобиля. И вот с чем вы столкнетесь, хотя про это даже не думали раньше.

Автомобиль перестанет быть вашим личным пространством

Каждый раз при посадке в автомобиль вы будете настраивать зеркала, руль, сиденье, любимую музыку. Происходить весь этот процесс настройки будет за ваш счет: у большинства каршерингов нет бесплатных минут на проверку автомобиля и подстройку посадочного места под пользователя: счетчик включается после того как вы открываете машину.


Последствия очевидны: вы будете ездить с не самой лучшей регулировкой сидений, руля и зеркал. Вы будете тратить время на поиск радиостанции или слушать не самую любимую музыку.

Все, что вам нужно в процессе вождения и перемещения по городу (топливные карты, дисконтные карты, зарядники для телефона, салфетки, перчатки, зонтик, кружка-термос, обувь для вождения и так далее), вам необходимо будет носить с собой: все ухищрения автоинженеров по хранению вещей в автомобиле в бардачках, полочках и нишах теперь не для вас. Детские кресла, если у вас есть дети, надо снимать и уносить с собой. Трудоемкость этой операции приводит к мысли, что с детьми без машины и на общественном транспорте вообще проще, чем с каршерингом.

Как это можно решить? Проблема с радиостанцией устраняется «умной» магнитолой и привязкой музыкальных предпочтений к профилю пользователя, что, возможно, даже не требует существенного усложнения оборудования, которое оператор каршеринга ставит в машину.

Регулировку руля, зеркал и сиденья, конечно, тоже можно теоретически делать дистанционно. На практике это требует заточенности автопроизводителей под выпуск именно каршеринговых автомобилей, сами операторы такую доработку уже не потянут — дорого.

У вас резко снизится возможность выбора типа и марок автомобиля для использования

Это не так страшно, если вы любите KIA Rio или Hyundai Solaris. Но внедорожник в каршеринге суперредкий зверь — я видел только один VW Amarok в питерском Streetcar, который ныне почил в бозе. Еще небольшое количество Audi Q3 есть в Anytimecar, пожалуй, на этом все. Даже появившиеся сразу в нескольких сервисах Renault Kaptur представлены в переднеприводных версиях.


Любите легковые Subaru, Alfa Romeo, Volvo? Забудьте — их ни у кого нет. Единственная экзотика — электрокары BMW i3 в одном из московских каршерингов — доступны далеко не всем.

Эта проблема не решается никак — каршерингам проще и выгоднее унифицировать свой автопарк, что упрощает обслуживание.

Малейшая поломка или пробой колеса будут означать прекращение поездки

В каршеринговых машинах нет скребков, монтировок, запасных колес — компании опасаются их воровства.


Я лично прерывал поездку в арендованной машине из-за неисправного «дворника», что в своей машине я бы исправил на ближайшей бензоколонке с магазином. То же самое произошло, когда я пробил колесо: машину пришлось бросить, сообщив в техподдержку о проблеме. Поскольку дело происходило в лесах Московской области, суммарное потерянное время составило несколько часов, хотя в своей машине я мог бы поменять колесо за десять минут.

Проблемы ремонта едва ли можно массово решать руками пассажиров, но интересно было бы попробовать части пользователей давать статус суперчестного и профессионального энтузиаста, который может сделать что-то мелкое вроде той же замены «дворников» или заливания «омывайки» — это использование «попутного» труда может удешевить процесс обслуживания. Ведь заправка в большинстве каршерингов именно таким образом и работает. Но выделение из общей массы таких ответственных и полезных пользователей — это не самая тривиальная задача, ее решения каршеринги, как мне кажется, избегают.

Отсутствие же скребков (а иногда и снеговых лопат) в машине в зимний период делает совершенно невозможным начало использования автомобиля после снегопада при отсутствии добрых самаритян, которые позволят воспользоваться своим инструментом. В Москве, Питере и Сочи эта проблема возникает несколько недель в году, а то и не возникает вообще, но при продвижении каршерингов в континентальную часть России она будет обостряться.

Ваша жизнь станет намного внезапнее

Существенной добавленной частью каршеринговых машин является оборудование оператора, c помощью которого можно дистанционно заглушить двигатель, открыть и закрыть двери. Управление автомобилем происходит через интернет.

При отказе любой из этих систем вы рискуете остаться рядом с автомобилем с крайне глупым видом. Случай из собственного опыта: в новогоднюю ночь каршеринговая машина, на которой я планировал доехать из Подмосковья до поезда, перестала «ловить» интернет. На поезд я опоздал, поскольку быстро автомобиль на радарах не появился.

Машину мне открыли при первой возможности, уехал я с опозданием на 12 часов, билет на поезд пришлось покупать заново и за свои деньги, разумеется.

Подобные ситуации будут происходить при любом отказе интернет-каналов, вашего телефона, приложения оператора, сотовой связи в целом, оборудования оператора.

Вы внезапно столкнетесь с тем, что машины нет на том месте, где она должна быть. Варианты того, где она, могут сильно отличаться: от «просто» нет, до «едет на эвакуаторе от места неправильной парковки на штрафстоянку».

Вы неожиданно обнаружите, что аренда не завершилась или не закрылась дверь, и машина «едет», а не «припаркована», и за ночь вам «набежало» несколько тысяч рублей.

Вы неожиданно выясните, что в машине сломана шторка видовой крыши, которая болтается где-то сзади и перекрывает обзор через зеркало заднего вида.

Вы можете обнаружить, что кабель для подзарядки телефона (который обещан каршерингом) выдран с корнем, а ваш телефон «умирает» в процессе поездки, после чего вы ищете любую возможность его зарядить, чтобы прекратить аренду и списание денег.

Я перечислил только то, с чем сталкивался лично. По моим ощущениям, проблемных поездок где-то 5–10% от общего их числа. Это намного больше, чем в случае с собственным автомобилем.

Бывают еще более удивительные проблемы, о которых я знаю из вторых рук: например, это внезапное получение пользователем каршеринга уведомления о том, что ему отказывают в сервисе. Причина не была названа. Также я видел упоминания об отключении двигателя, произошедшем в движении. Об авариях из-за этого я не слышал, но мысль о том, что из-за чего-то у тебя машина может оказаться с выключенным двигателем (а значит, и без АБС, и без ГУР) на приличной скорости на дороге — меня не вдохновляет.

Это не решается никакими другими мерами, кроме жесткого контроля за состоянием парков каршеринговых автомобилей или как минимум предупреждения пользователя о наличии у автомобиля недостатков, которые не мешают езде, но еще не устранены. Я думаю, тут есть возможность для сервисных компаний создать новые и весьма доходные подразделения: в одной Москве уже несколько тысяч каршеринговых машин, их же надо обслуживать и держать в хорошем состоянии.

Нельзя просто так брать и пользоваться каршерингом. Вам постоянно придется с кем-то общаться по поводу ваших поездок

Из-за возникающих проблем вам постоянно придется связываться с техподдержкой. Время на это общение никто не компенсирует. Самые частые причины для обращений со стороны каршерингов: кончилась банковская карта, надо вбить новую, почему-то не прошел платеж, надо вбить новую карту, зачем-то внезапно понадобилось ваше селфи, зачем-то внезапно, уже сильно после регистрации, нужно ваше селфи с паспортом.

Со своей стороны приходится регулярно звонить в случае проблем на заправке, когда топливная карта каршеринга вдруг оказывается заблокированной или ее вообще нет в бардачке. Внезапно может оказаться, что ваш паспорт подозрителен, и только контакт с руководством каршеринга позволяет разобраться с причиной недовольства службы безопасности и стать новым пользователем. Как из таких ситуаций выкручиваются люди, не знакомые с управляющими каршерингов, я не знаю.

Я думаю, что компаниям необходимо сводить количество таких моментов к минимуму, это просто повышает их расходы и нервирует потребителей. Также хотелось бы, чтобы письма или SMS о невозможности списать 200–300 рублей выдерживались в более спокойном и дружественном ключе: у некоторых сервисов сообщения о задолженности выглядят, мягко говоря, по-хамски. Злоумышленника, решившего прокатиться без оплаты, грубым тоном все равно не напугать, а нормальных пользователей такое отношение оскорбляет. Мне кажется, что лучше этого избегать.

Вы не знаете о состоянии автомобиля, вам постоянно приходится привыкать к новой машине

Если техническое состояние автомобиля компании как-то могут поддерживать на должном уровне, то с эргономикой и обычным износом конкретных моделей владельцы ничего поделать не могут. Не спасает даже приверженность только к одной и той же модели: например, «Делимобиль», где долгое время были исключительно Hyundai Solaris, внезапно обновил парк до Renault Kaptur. YouDrive регулярно добавляет в парк новые модели Smart, которые хоть и не значительно, но отличаются друг от друга в управлении. В Anytime две базовые модели: KIA Rio и Hyundai Solaris, но еще по несколько десятков Skoda Octavia, Audi, Nissan Qashqai и есть даже «каблук» Renault Kangoo. Монобрендовые каршеринги на сегодня редкость: из крупных это Belka Car (KIA Rio), Lifcar (Lifan X50) и «Карусель» (Lada Granta на «автомате»).

Если с расположением педалей и руля водители чаще всего разбираются, то кнопки подогрева сидений в автомобилях Lifan, например, располагаются в крайне неочевидном месте — проще в интернете узнать, где они, чем найти самостоятельно.

Привыкнуть к управлению музыкой в машине практически невозможно. В реальных условиях я предпочту скорее отказаться от радио или музыки в короткой поездке вообще, чем буду рисковать разбираться с устройством магнитолы.

Зимой к этому добавляется то, что вы не знаете, на какой резине сейчас автомобиль, и как она себя ведет в повороте и при торможении. Двигаться по снегу лучше всегда на небольшой скорости и соблюдать дистанцию.

Автотуризм и каршеринг далеко не всегда сочетаются

Наличие у вас регистрации в каком-то из сервисов каршеринга не означает того, что вы можете ездить на машине где угодно — часть каршерингов ограничивает территорию использования Московской областью, часть — расстоянием 200–250 километров от МКАД. То есть съездить на выходные в Нижний Новгород может и не получиться, даже если вы оформите посуточную аренду.

Анекдотичной выглядит ситуация с проездом в Серебряно-Прудский район Подмосковья, в который формально нельзя ехать по трассе М4 в тех сервисах, где запрещено выезжать на машине за пределы Московской области. М4 по дороге к Серебряным Прудам пересекает небольшую часть Тульской области.

При этом длительная аренда автомобиля при значительном пробеге очень сильно увеличивает стоимость использования сервиса, из-за чего классический прокат зачастую оказывается выгоднее, чем каршеринг.

Так зачем это все?




По моему мнению, каршеринг не заменяет машину тому, кому она нужна постоянно: получается слишком дорого, неудобно и хлопот больше, чем со своей. При этом такси в регионах стоит ненамного дороже каршеринга (десятки процентов), а в МСК даже двукратная разница на маршрутах «точка — точка» вряд ли существенна для пользователей каршеринга.

Таким образом, остается несколько основных типов пользователей каршеринга.

Первый. Нерегулярные водители, которым транспорт нужен редко, но метко. В моем случае взять машину, объехать родителей в области на выходных и вернуться в город выйдет сильно дешевле, чем такси, и намного быстрее, чем общественный транспорт. Типовая поездка у меня в разы дороже стандартных 200–300 рублей.

Второй. Люди работающие в центре Москвы, где с бесплатной парковкой есть сложности, но которым удобно добираться до дома-работы на автомобиле.


Третий. Любители конкретных марок, не имеющие денег на их приобретение. В YouDrive хватает тех, кому нравятся Smart или очень хочется попробовать электрический BMW i3, доступный активным юзерам сервиса.

К ним можно добавить людей, временно оказавшихся без автомобиля и использующих каршеринг как сервис подменного автомобиля. Но это не основной контингент — он как начинает пользоваться каршерингом, так и перестает.

Промежуточное положение каршеринга между такси, общественным транспортом и личным автомобилем означает только одно: несмотря на то, что пользователей у такого сервиса много, каршеринг, вероятнее всего, реже будет подходить среднему жителю мегаполиса, чем остальные способы перемещения.

Читайте также: