Что лучше фрикционная или шипованная резина

Опубликовано: 13.05.2024

Долго не буду тянуть кота за хвост и перейду сразу же к сути: оказалось что многие не в курсе про самые, казалось бы очевидные для меня, факты про зимние шины, и про них ходит куча разнообразных мифов.

Решил поделиться некоторыми из этих мифов и развенчать их, потому что сам занимался неоднократно тестированием шин на испытательных полигонах, треках, с профессиональным оборудованием и вот это вот все, плюс личный опыт.

Разберем некоторые мифы относительно различий фрикционных и шипованных шин:

0. Липучка - прилипает. Это не так, если бы она прилипала, автомобиль никуда бы не поехал. Нешипованные шины зимние называются фрикционными и только так! Называются так потому что работают по принципу трения.

1. Фрикционные шины лучше тормозят на асфальте чем шипованные - якобы шипы мешают и не дают протектору работать. Это не так - состав фрикционных шин более мягкий и имеет больше ламелей, что сказывается на торможении - по замерам тормозной путь на шипованных шинах при прочих равных будет короче, чем на фрикционных шинах. Причем чем выше температура, тем больше разрыв.

2. Фрикционные шины лучше подходят для асфальта, для мягкой зимы, для городов где хорошо чистят, и в межсезонье, когда уже тепло, чем шипованные шины. Нет, это не так - по той же причине.

3. Шипованные шины хуже на мокром асфальте. Это не так - фрикционные шины имеют такой состав резиновой смеси, что не могут работать по мокрому так же хорошо. Поэтому на мокром асфальте шипованные шины лучше.

4. Современные фрикционные ничуть не хуже чем шипованные шины. Это не так - практически по всем параметрам (кроме акустического комфорта, по понятным причинам) даже лучшие фрикционные шины оказываются в лучшем случае на уровне средних не шипованных, но как правило - на уровне посредственных шипованных шин.

5. Для города лучше фрикционные шины, для загорода, небольших городов, деревень. Делаем краткий вывод по использованию зимних шин и замерам: шипованные покрышки для льда, фрикционные - для заснеженных дорог. Поэтому именно для города, где часто асфальт, много обледенелых участков, накатанные дворы, лучше, на самом деле, подойдут шипованные шины. Для небольших городов, для загородного неинтенсивного движения - фрикционные шины подойдут лучше - так как часто эти дороги заснежены и шипы не так актуальны - работает протектор.

6. Фрицкионные шины работают одинаково хорошо и при нуле и при морозе -30. Это не так - чем теплее погода, тем хуже работают фрикционные шины и разница между ними и шипованной резиной будет больше. Особенно это заметно на недорогих шинах, на топовых разницы замечено не было.

7. На фрикционных шинах можно ездить круглый год. Фрикционные шины крайне чувствительны и чувствительны в гораздо большей степени чем шипованные шины, к температуре окружающего воздуха. летом, на жаре, когда асфальт раскаляется, фрикционные шины будт очень плохо работать - автомобиль неприятно управляется, плохо тормозит, легко срывается в скольжения, плохо противостоит аквапланированию. Кроме того сэкономить, не покупая летние шины так же не выйдет: фрикционные шины при положительных температурах крайне быстро изнашиваются, намного сильнее чем шипованные. Впрочем на шипованных летом ездить даже законодательно запрещено.

8. Фрикционные шины более универсальны чем шипованные. Это не так и по выводам выше ясно что шипованные шины универсальнее и меньше зависят от температуры, работаю более в широком диапазоне температур и их свойства меняются меньше чем у фрикционных. Но за это придется заплатить шумом.

9. Шипованные шины ничем не отличаются от фрикционных шин кроме наличия самих шипов. И когда шипы выпадут, будет работать как обычная фрикционная шина. Это совсем не так - рисунок, количество ламелей, пятно контакта, состав резины, и многое другое различны и если шипованная шина лишается шипов, она не будет работать так же как фрикционная. Тем не менее по большей части шипованные шины работают как нешипованные фрикционные.

10. Фрикционные шины можно ставить пораньше, а шипы желательно попозже - ближе к снегопадам. На самом деле никакой разницы нет: есть неустойчивая погода и возможность гололеда - ставим зимние шины! По износу разницы никакой - все равно большую часть большинство автомобилей ездят по асфальту и твердому покрытию, и нынешние шипы уже не имею таких проблем как раньше с преждевременным вылетанием.

10. Ну и напоследок - летние шины на холоде не работают, в отличии от зимних. Это не так, на сухом, без льда и снега, асфальте летние шины работают все равно лучше зимних.

Резюмируя, скажу так: прогресс не стоит на месте и шины эволюционируют, и разница между шипованными и фрикционными шинами сокращается, особенно это заметно в топовом сегменте и менее очевидны в бюджетном сегменте. Тем не менее универсальнее и безопаснее все же шипованные шины, но главный их минус в другом - шум от шипов, от которого нельзя избавиться. По акустическому комфорту фрикционные шины намного лучше. Есть еще минусы шипованных шин - они разрушают асфальтовое покрытие, которое у нас и так то не очень устойчивое, а так же пыль от асфальта воздействуют на здоровье. Так же не могу не сказать о том что фрикционные шины более технологичные, и более сильно различаются в зависимости от цены и качества. Поэтому дешевые фрикционные шины это крайне сомнительное приобретение.

Самое главное это то что бы шины у вас были не изношены и по сезону. А какие они будут уже не так важно, если вы будете думать и возить аккуратно, думая о себе и окружающих.

А что выбирать дело каждого, и его предпочтений и условий эксплуатации. Сам в последнее время предпочитаю фрикционные шины - выезжаю за пределы России, где (кроме Скандинавии и некоторых стран) шипованные шины запрещены, на них комфортнее на дальняках, и интереснее ездить. Для внедорожников предпочитаю шипы - проходимость на них выше. Кому интересно - живу в Пермском крае, пятая-шестая снеговая зона. Если интересно кому, то считаю вот эти шины лучшими зимними шинами:

И если не трудно, ответьте что предпочитаете и напишите в комментариях - почему и какие именно.

Лайф подготовил обзор моделей зимних колёс сезона 2020/21. Какие лучше выбрать: шипованные, фрикционные европейские и скандинавские?

<p>Фото © Shutterstock</p>

Чем зимние шины отличаются от летних?

Главное отличие сезонных шин — в составе. Зимняя резина не дубеет при низкой температуре, поэтому остаётся мягкой, сохраняет высокие сцепные свойства. Пользоваться летней резиной при минусовой температуре опасно. Она твердеет, теряет сцепление с дорогой, автомобиль становится неуправляемым.

Какими бывают зимние шины?

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Существует два основных вида шин — шипованные и фрикционные, или липучки. Вторые делятся на два подтипа — европейские и скандинавские.

1. Шипованные шины

Это резина со встроенными металлическими шипами. Она обеспечивает наилучшее сцепление и самое эффективное торможение на заснеженной и ледяной дороге. Каждый производитель тратит огромные ресурсы на то, чтобы придумать инновационные и высокотехнологичные шипы. Они должны надёжно держать дорогу и быть долговечными. Никто из автомобилистов не хочет остаться без половины шипов через пару сезонов, поэтому при выборе обращают внимание на технологии и материалы производителя. Ведь при нормальной езде без экстремальной нагрузки зимняя резина способна прослужить пять-шесть сезонов.

Шипы подойдут тем, кто ездит преимущественно за городом по плохо расчищенным дорогам или твёрдому сухому льду. При езде по сухому асфальту они быстро стираются. Если в городе зимой мокрые дороги, то машина на шипах может скользить, резко увеличивая тормозной путь, появляются боковые сносы при скоростных поворотах. Ещё один минус шипов — они очень шумные.

Но зато на рыхлом снегу машина останавливается и маневрирует гораздо лучше, чем без металла в протекторе колёс.

2. Фрикционные шины скандинавского типа

У этого типа покрышек, которые ещё называют арктическими, шипы отсутствуют. При этом их состав также ориентирован на низкие температуры: под действием мороза они не теряют эластичности.

Скандинавские шины более грубые по своему составу, в отличие от европейских. Кроме того, у скандинавских более мягкий и скруглённый боковой блок. Весь протектор данной резины состоит из ламелей, которые работают как присоски и прилипают к ледяной дороге или укатанному снегу. Есть также каналы для отвода воды и талого снега. Но скандинавская резина может прослужить в условиях российской зимы только два-три сезона.

Примеры моделей: Nokian Hakkapeliitta R2, Michelin X-ice Xi3, Continental ContiVikingContact 5, Yokohama Ice Guard IG60, Bridgestone Blizzak Revo GZ.

3. Фрикционные шины европейского типа

Своё название получили из-за зимней погоды, характерной для большей части Европы. Это мягкие и влажные зимы, часто отсутствие снега, околонулевая температура. Они ориентированы для езды по влажным асфальтовым дорогам, мокрому снегу.

Профиль боковых блоков имеет ярко выраженную кромку. По своему составу эти шины мягче скандинавских, они менее устойчивы на льду по сравнению со скандинавской резиной, но могут прослужить четыре-пять сезонов.

Примеры моделей: Bridgestone Blizzak LM-32, Nokian WR D3, Michelin Alpin A4, Continental ContiWinterContact TS850.

Какой тип шин выбрать?

Фото © Shutterstock

При выборе зимних покрышек нужно ориентироваться на климатические и дорожные условия. Например, в восточной части России снега много, может образовываться наледь или снежная каша — лучше брать шипованную резину, а на юге — мало, здесь подойдут липучки.

Для Москвы лучше фрикционные шины. В последние годы зимой выпадает мало снега, а дороги преимущественно асфальтированные, поэтому максимальное сцепление необязательно.

Также важно учитывать собственный опыт. Для пользования фрикционной резиной водитель должен быть уверен, что справится с управлением при сложных сценариях, например на резких поворотах. Для городских автолюбителей подойдёт липучка.

Как подобрать параметры шины?

Фото © Shutterstock

В инструкции по эксплуатации автомобиля содержится информация о рекомендуемых размерах шин. Однако в сервисном центре вам могут посоветовать другие.

В пределах определённых показателей можно менять некоторые параметры. Например, высоту профиля. На зиму можно поставить колёса меньшего радиуса с более высоким профилем и меньшим пятном контакта с дорогой, так улучшится сцепление. Поэтому, если вам предлагают другой размер, стоит соглашаться, нет причины использовать строго то, что прописано производителем.

Фото © ТАСС

Десять оптимальных моделей шин для России

Лайф изучил актуальные обзоры шин в изданиях "Авторевю", "За рулём", Auto Bild, ADAC и выбрал наиболее подходящие модели для российской зимы. В описании шин приведены средние рыночные цены на покрышки с радиусом R16, шириной профиля 205 мм и высотой 55 мм.

Фото © Shutterstock

MICHELIN Pilot Alpin 5

Тип: шипованные.

Цена: от 7550 рублей.

Рассчитаны на легковые машины и паркетники. Подходят для езды по плохо расчищенным дорогам и смеси снега с водой.

Шины разработаны так, чтобы автомобиль справлялся с работой в самых сложных условиях. На протектор добавлен рисунок с водоотводящими каналами. Они хорошо выбрасывают снег и не дают ему наглухо забить углубления.

Yokohama Ice Guard IG60

Тип: фрикционные скандинавского типа.

Цена: 4560 рублей.

В последнем поколении рисунок протектора стал сложнее, что улучшило водоотведение. Основные канавки особенно широкие и поэтому не закупориваются снегом.

Модель выделяется технологией Orange Oil S. С ней в химический состав резины добавляется смесь масла из кожуры апельсинов — так создаётся микропузырчатая структура наружного слоя. С ней покрышки не перемерзают и сохраняют комфортную для езды мягкость, а значит, сцепление будет надёжным.

Bridgestone Blizzak Revo GZ

Фото © VK / "Bridgestone Россия"

Тип: фрикционные скандинавского типа.

Цена: 4232 рубля.

Строго городская резина, рассчитанная на езду по асфальту. Даёт хорошее торможение, эффективное сцепление на разгоне, достойную управляемость и низкий уровень шума.

Для езды по гололёду или снегу она не подходит. В первом случае сцепление недостаточно эффективное, во втором — не подходит рисунок протектора, канавки слишком узкие и быстро закупорятся снегом.

Tigar Winter

Тип: фрикционные скандинавского типа.

Цена: 3600 рублей.

Ключевая особенность этих шин — универсальность. Это шины для легковых автомобилей, при этом производитель использовал в них рисунок протектора, ранее применённый на внедорожниках SUV. Так компания нашла баланс между эффективной работой на асфальте и по снегу, позволив покрышкам эффективно самоочищаться почти в любых условиях. Недостаток шин — расход топлива увеличивается из-за высокого сопротивления качению.

Nokian Hakkapeliitta 9

Тип: шипованные.

Цена: 7960 рублей.

Легендарные шины с самой высокой топливной экономичностью на асфальте. По результатам тестов их принято называть городскими, хотя изначально линейка ориентирована на езду по льду и снегу.

Nokian Hakkapeliitta 9 уверенно чувствуют себя почти в любых условиях — цепляются и за лёд, и за асфальт. При низкой температуре резина остаётся эластичной, поэтому торможение будет мягким.

«Шиповки», в целом, отличаются от фрикци­онок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками — с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки — около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.

А еще шипованные шины вредны для любой дороги — от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.

В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.

Чем цепляются за лед фрикционки?

Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction — трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе — ламелям.

Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.

Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак» на льду снижается.

Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель — удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки — стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.

ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ

Какая шина лучше по ездовым свойствам — с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску — как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, — Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины разных типов.

Здесь все просто: зимние шины созданы для снега. Однако в США и Канаде считают, что самые лучшие зимние шины это шипованные, но без шипов — вроде как углубления под шип помогают работать на снегу. В России наоборот считают, что шип помогает шине лучше грести на снегу. Закончив тесты и при -27 С и при 0 С я не получил разницы в результатах на торможении. Шипованные и нешипованные шины тормозят почти одинаково – в этом случае, все зависит только от модели шин.
Снег. Комплексное сцепление (разгон, повороты, торможение)

А вот на снежной дороге с поворотами, совсем небольшое преимущество, но все же имеют фрикционные шины за счет большого количества ламелей. Лучший круг на трассе, что при 0 градусов, что при -30 оставался за нешипованной шиной.
Лед. Торможение
Лед — сложное покрытие: ветер или солнце могут серьезно изменить сцепление на льду. Благо замеры я делал в тоннеле, защищенном от солнца и ветра.
На торможении при -15 результаты были близки, однако на разгоне фрикционные шины все же проигрывают.

При минус пяти фрикционные уже проигрывают по 25-30% относительно шипованных, и чем теплее будет становиться, тем больше будет разница в сцепных свойствах.
Лед. Комплексное сцепление (разгон, повороты, торможение)

Бытует мнение, что при -20 лед становится настолько твердым, что шип не может его проткнуть. Жалко, что этих людей нет на ледовых гонках в -30 градусов.
Повезло, на тестах при заездах по ледовой трассе на VW Golf температура за бортом была -23, самое время проверить эту гипотезу. Чудес не случилось: шипованные шины, все также в лидерах, но фрикционные в такие суровые морозы показали себя неплохо. Самое главное, ехать на нешипованных шинах по-асфальтовому, без скольжений, иначе вытянуть машину из заноса в несколько раз сложнее, чем на шипованных шинах. Шипованные шины дают больше контроля в случае неожиданного заноса или сноса – поэтому в случае выбора фрикционных шин, на автомобиле желательна система стабилизации (ESP) и ABS.

Обычно при слегка минусовой температуре, в городе образуется лед, например, как у меня по дороге из дома на работу. И именно в таких условиях фрикционные шины выглядят слабее всего. Две Лады Весты, на одной установлена фрикционная шина, на другой шипованная того же производителя – разница в сцеплении была такая, словно шипованная Веста имеет полный привод. Фрикционная Веста, словно корова на льду, через три круга Веста нагнала ее снова и пролетела мимо. Лед (-2 — 0C) с большой водяной пленкой на поверхности – противопоказан фрикционным шинам.
Сухой асфальт

Измерительный прибор Racelogic показал, что тормозной путь у шипованных и нешипованных шин различается на десятки см, другими словами, в пределах погрешности измерений. Сказывается то, что у шипованных шин более твердая резиновая смесь, чем у фрикционных, да и сами шипы нормально роют асфальт при экстренном торможении.
А вот в повороте разница действительно есть, независимо от модели шин шипованные хуже едут в повороте, чем любые фрикционные шины, их чуть раньше срывает. При движении на скоростях 110 км/ч на шипованных шинах необходимо особенно мягко обходиться с рулем и резко им не дергать даже на прямой дороге.

Мокрый асфальт
У фрикционных шин водобоязнь – это связано с тем, что производителю необходимо, чтобы шины как-то цеплялись за лед без шипов, для этого производитель делает специальную резиновую смесь, которая по своим свойствам плохо работает на мокрой поверхности. Как говорят сами шинные инженеры: либо супер на льду, либо круто на мокром асфальте, либо на обоих покрытиях средне. Поэтому, если шина великолепно тормозит на льду, значит показатели торможения на мокрой поверхности не могут быть также лучшими!

Итоги:
Итоги по всем покрытиям говорят, что шипованные шины более универсальны и не так зависят от разных температур, чем фрикционные шины. Но за это приходиться платить шумом!

Автовладельцы знают, что главным критерием правильного вождения считается безопасность, особенно это касается зимнего времени. Для этого необходимо подготовить транспортное средство, и важнейшая часть этого процесса – выбор резины. Есть два основных ее типа: фрикционная и шипованная. Попробуем разобраться, что лучше: шины липучка или шипы, и почему.

Фрикционные или шипованные шины лучше

Особенности шипованных шин

Основное предназначение шипованной резины – беспроблемное движение по льду, плотному снегу. Шипы, сделанные из металла, без усилий пробивают верхний слой. В итоге происходит замедление передвижения, но при этом контроль над ТС остается прежним.

Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения шипов на колесе, их точка монтажа является результатом серьезных испытаний и расчетов.

Шипованные шины

Достоинства и недостатки

К плюсам шипованной резины относят хорошее сцепление с участками трассы, покрытыми снегом и льдом, а также проходимость по рыхлому снежному покрытию.

Но надо учитывать, что рабочие характеристики ошипованных шин зависят от состояния шипов, что накладывает определенные требования.

Например, новыми их необходимо обкатывать. В это время важно не допускать резкого разгона и торможения, а также придерживаться умеренных скоростей – не выше 70 км/ч – как минимум первую тысячу пробега.

К недостаткам относят:

  • Вибрирующий руль;
  • Высокий уровень шума;
  • Уменьшенный эксплуатационный срок (в среднем не больше 3-х сезонов).

Основной же отрицательной стороной является не слишком качественное сцепление с асфальтом. Выступающие элементы уменьшают площадь контакта с полотном.

Если в регионе всего несколько по-настоящему морозных дней с обледенением, то лучше отказаться от установки шипованных изделий.

Фрикционные шины

Представим, что автомобиль передвигается в крупном городе, где зима достаточно мягкая Дорожное покрытие обрабатывается различными реагентами, вызывающими таяние льда. После таких манипуляций на асфальте остается мягкая грязь или масса из снега.

Именно для таких ситуаций и предназначены «липучки». На рынке они появились сравнительно недавно.

Шины липучки

Главное различие состоит в строении протектора. У нешипуемыз шин он обладает увеличенным количеством грунтозацепов, а ламели, разделяющие их, расположены под крутым углом. Фрикционные покрышки призваны обеспечить качественное сцепление с рыхлым снегом.

Принято выделять два вида липучек:

  1. Скандинавский – отличный вариант для жестких российских условий. Мягкая резина протектора отвечает за сцепление со снегом. На асфальте демонстрирует повышенный тормозной путь.
  2. Среднеевропейский – разработан для теплой и сырой зимы. Предпочтение в этом случае отдается городским условиям, где практически отсутствует обледенение дорог.

Плюсы и минусы липучек

Преимущества нешипованных шин:

  • Протектор наделен самоочищающимися свойствами, то есть отводит воду;
  • При производстве берется мягкая резина, как правило, в условиях серьезного минуса она не дубеет;
  • По сравнению с шипованными аналогами, наблюдается меньшая степень шумности, что сказывается на комфорте передвижения.

Несмотря на все плюсы, существует и обратная сторона:

  • Не столь надежное сцепление с проблемной дорогой – если на ней лед или прикатанный снег;
  • Фрикционные покрышки нельзя эксплуатировать круглогодично;
  • На сухом асфальте наблюдается ухудшение управляемости.

Что выбрать

Решая, какие шины лучше – с шипами или без, надо учитывать, что выбор будет зависеть от стиля вождения, разновидности транспортного средства и условий передвижения.

Липучки выбирают, если:

  • Авто используется в регионах с незначительным количеством осадков;
  • Водитель любит плавную езду без шума и на высокой скорости.
  • Если автомобиль с задним приводом;
  • Владелец – приверженец спортивной манеры езды;
  • ТС эксплуатируется по льду, укатанному снегу, при частом передвижении по трассам и горным участкам.

В целом сделать решающий вывод, какие шины лучше: фрикционные или шипованные, практически невозможно, поскольку каждые из них хороши при правильном использовании.

Читайте также: