Что такое колесная база мотоцикла

Опубликовано: 16.05.2024

Стоит отметить, что в истории встречались автомобили с еще большей или меньшей колесной базой, но они выпускались ограниченными партиями, а то и в единичных экземплярах.

Volkswagen Multivan T6

Нужно также сказать, что в зависимости от типа подвески длина колесной базы может быть как постоянной, так и переменной величиной. Например в 60-70-х годах была очень популярной подвеска на продольных рычагах, обычно она устанавливалась на заднюю ось и задние колеса могли смещаться относительно кузова в продольной плоскости, тем самым изменяя геометрию колесной базы. Такой тип подвески можно встретить на многих коммерческих автомобилях, например Volkswagen Multivan.

Были в истории автомобилестроения и модели с неравной колесной базой, то есть расстояние между центрами колес с правой стороны отличалось от расстояния с левой стороны. Самый яркий пример — Renault 16, который выпускался с 1965 по 1980 год. Разница в колесной базе слева и справа составляла 64 миллиметра. Данный автомобиль вначале даже рассматривался как основа для будущего ВАЗ 2101, правда руководство Волжского автозавода остановило свой выбор на Fiat 124, точной копией которого и являются наши современные «Копейки».

Как размер колесной базы влияет на ходовые качества?

Положительные стороны есть как у длинной, так и у короткой колесной базы.

Длинная колесная база

Длинная колесная база


Компоновка таких автомобилей позволяет создавать более комфортные условия для пассажиров. Как мы видим из списка, приведенного выше, автомобили более высоких классов относятся к категории бизнес и представительские. Пассажиры задних сидений могут спокойно разместиться на своих местах, не задевая коленями спинки.

Ходовые характеристики таких автомобилей отличаются плавностью, неровности дорожного покрытия не так сильно чувствуются. Из-за меньшего перераспределения веса такие авто более устойчивые на трассе, проявляют лучшую динамику при разгоне. На поворотах они меньше идут в занос.

Стоит также заметить, что машины с длинной колесной базой, как правило, переднеприводные, поскольку отпадает необходимость проводить длинный карданный вал к задней оси, что неизбежно приведет к увеличению массы, уменьшению комфорта. К тому же, заднеприводные автомобили более сложные в обслуживании.

Короткая колесная база

  • лучшую управляемость и маневренность в условиях города;
  • у них повышенная проходимость — выше угол рампы и угол съезда-въезда;
  • их легче вывести из заноса;
  • на больших скоростях более устойчивые и управляемые.

Благодаря высокому клиренсу, отсутствию больших передних и задних свесов, сравнительно короткой колесной базе и широкой колее, внедорожники и кроссоверы с легкостью могут ездить как по плохим городским дорогам (а их хватает на бескрайних просторах России, достаточно свернуть в сторону с федеральной трассы), так и по легкому бездорожью.

Для опытных водителей не секрет, что представительская Toyota Camry со своей базой в 2800 мм сядет на брюхо на самой простой горке, которую даже китайские псевдокроссоверы Lifan X60 или Geely MK Cross переедут с легкостью.

  • отношение колесной базы и общей длины кузова:
  • передняя и задняя колея;
  • дорожный просвет.

Если вы возьмете любой автомобиль, то увидите, что оно составляет 1,6-1,8. Например ВАЗ 2101 — база 2424 мм делим на колею переднюю 1349, получаем 1,79. Именно такое соотношение обеспечивает наилучшую управляемость. Интересно также и то, что такое соотношение лежит в пределах «Золотого Сечения» — пропорция типа 5/3, 8/5, 13/8 и так далее — и придумал все это никто иной, как Леонардо да Винчи. Вернее не придумал, а сформулировал, поскольку данный принцип использовался задолго до него в архитектуре и искусстве.

Обратите также внимание, что соотношение полной длины автомобиля и колесной базы измеряется в литрах — например в характеристиках многих машин так и пишут:

  • длина 4834;
  • колесная база 2776;
  • отношение длины к базе 1,74 литра.

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!


В обеих автомобильных и железнодорожных транспортных средствах , то колесная база этого расстояние по горизонтали между центрами передних и задними колесами. Для дорожных транспортных средств с более чем двумя осями (например, некоторых грузовиков) колесная база - это расстояние между управляемой (передней) осью и центральной точкой группы ведущих осей. В случае трехосного грузовика колесная база будет представлять собой расстояние между всеми активными гусеницами, полностью работоспособными (сумма = mpo), управляемой осью и точкой посередине между двумя задними осями.

Содержание

Транспортные средства

Колесная база из транспортного средства равна расстоянию между ее передней и задними колесами. В состоянии равновесия общий крутящий момент сил, действующих на транспортное средство, равен нулю. Следовательно, колесная база связана с силой, действующей на каждую пару шин, по следующей формуле:

где - сила, действующая на передние шины, - это сила, действующая на задние колеса, - это колесная база, - это расстояние от центра масс (CM) до задних колес, - это расстояние от центра тяжести до передних колес ( + = ), - масса транспортного средства, - гравитационная постоянная . Так, например, когда грузовик загружен, его центр тяжести смещается назад и усилие на задние колеса увеличивается. После этого автомобиль опустится ниже. Сумма раковина транспортного средства будет зависеть от счетчика действующих сил, как размер шин, давление в шинах, и жесткость пружины в суспензии . Если автомобиль ускоряется или замедляется, дополнительный крутящий момент передается соответственно на заднюю или переднюю шину . Уравнение, связывающее колесную базу, высоту CM над землей и силу, действующую на каждую пару шин, принимает следующий вид: F ж <\ displaystyle F_ > F р <\ displaystyle F_ > L <\ displaystyle L>d р <\ displaystyle d_ > d ж <\ displaystyle d_ > d ж <\ displaystyle d_ > d р <\ displaystyle d_ > L <\ displaystyle L>м <\ displaystyle m>грамм

F ж знак равно d р L м грамм - час c м L м а <\ displaystyle F_ = \ over L> mg- \ over L> ma> F р знак равно d ж L м грамм + час c м L м а <\ displaystyle F_ = \ over L> mg + \ over L> ma>

где - сила, действующая на передние шины, - сила на задних колесах, - расстояние от CM до задних колес, - это расстояние от CM до передних колес, - это колесная база, - это масса транспортного средства, - это ускорение свободного падения (примерно 9,8 м / с 2 ), это высота CM над землей, это ускорение (или замедление, если значение отрицательное). Итак, как принято считать, когда автомобиль ускоряется, задняя часть обычно опускается, а передняя - поднимается в зависимости от подвески. Точно так же при торможении передние носы опускаются, а зад поднимаются: F ж <\ displaystyle F_ > F р <\ displaystyle F_ > d р <\ displaystyle d_ > d ж <\ displaystyle d_ > L <\ displaystyle L>м <\ displaystyle m>грамм <\ displaystyle g>час c м <\ displaystyle h_ <см>> а

Из-за влияния колесной базы на распределение веса автомобиля размеры колесной базы имеют решающее значение для баланса и рулевого управления. Например, автомобиль с гораздо большей нагрузкой на заднюю часть имеет тенденцию к недостаточной поворачиваемости из-за отсутствия нагрузки (силы) на передние шины и, следовательно, сцепления ( трения ) с них. Вот почему при буксировке одноосного автоприцепа крайне важно распределить вес прицепа так, чтобы тяга вниз на буксирном крюке составляла около 100 фунтов силы (400 Н). Точно так же автомобиль может чрезмерно поворачиваться или даже "раскручиваться", если на передние шины оказывается слишком много силы, а на задние - недостаточно. Кроме того, при повороте на шины передается поперечный крутящий момент, который передает крутящее усилие, зависящее от длины расстояния между шинами и CM. Таким образом, в автомобиле с короткой колесной базой (SWB) короткое плечо рычага от CM к заднему колесу приведет к увеличению поперечной силы на заднюю шину, что означает большее ускорение и меньшее время для водителя, чтобы отрегулировать и предотвратить раскрутку или того хуже.

Колесные базы составляют основу одной из наиболее распространенных систем размерного класса транспортных средств.

Различная колесная база на заводской табличке

Некоторые роскошные автомобили предлагаются с вариантами с длинной колесной базой для увеличения простора и, следовательно, роскоши автомобиля. Эту практику часто можно встретить на полноразмерных автомобилях, таких как Mercedes-Benz S-Class , но ультра-роскошные автомобили, такие как Rolls-Royce Phantom, и даже большие семейные автомобили, такие как Rover 75, поставлялись с версиями «лимузин». Премьер-министру Великобритании Тони Блэру была предоставлена ​​длиннобазная версия Rover 75 для официального использования. и даже некоторые внедорожники, такие как VW Tiguan и Jeep Wrangler, выпускаются в моделях LWB.

В отличие от них, разновидности купе некоторых автомобилей, таких как Honda Accord , обычно имеют более короткую колесную базу, чем седаны, от которых они созданы.

Велосипеды

Колесная база на многих коммерчески доступных велосипедов и мотоциклов настолько коротка, относительно высоты их центров масс , что они способны выполнять stoppies и вилли .

Скейтборды

В скейтбординге слово «колесная база» используется для обозначения расстояния между двумя внутренними парами крепежных отверстий на деке. Это отличается от расстояния между центрами вращения двух колесных пар. Причина этого альтернативного использования заключается в том, что настилы продаются с готовыми отверстиями, но обычно без грузовиков и колес. Таким образом, легче использовать готовые отверстия для измерения и описания этой характеристики настила.

Распространенное заблуждение заключается в том, что на выбор колесной базы влияет рост скейтбордиста. Однако длина деки тогда была бы лучшим кандидатом, потому что колесная база влияет на характеристики, полезные на разных скоростях или ландшафтах, независимо от роста скейтбордиста. Например, дека с длинной колесной базой, скажем, 22 дюйма (55,9 см), будет медленно реагировать на повороты, что часто желательно на высоких скоростях. Дека с короткой колесной базой, скажем, 14 дюймов (35,6 см), будет быстро реагировать на повороты, что часто желательно при катании на заднем дворе бассейна или на другой местности, требующей быстрых или интенсивных поворотов.

Железная дорога

В рельсовых транспортных средствах колесная база соответствует аналогичной концепции. Однако, поскольку колеса могут быть разных размеров (например, на паровозе ), измерение проводится между точками контакта колес с рельсом, а не между центрами колес.

На транспортных средствах, в которых колесные пары (оси) установлены внутри рамы транспортного средства (в основном в паровозах), колесная база - это расстояние между самой передней и самой задней колесными парами.

На транспортных средствах с колесными парами, установленными на тележках (американские: грузовики) , можно выделить три размера колесной базы:

  • расстояние между точками поворота самой передней и самой задней тележек;
  • расстояние между самой передней и самой задней колесными парами транспортного средства;
  • расстояние между самыми передними и самыми задними колесными парами каждой тележки.

Колесная база влияет на способность рельсового транспортного средства преодолевать повороты. Автомобили с короткой колесной базой могут преодолевать крутые повороты. На некоторых локомотивах с большей колесной базой внутренние колеса могут не иметь фланцев для прохождения поворотов.

Колесная база также влияет на нагрузку, которую автомобиль оказывает на гусеницу, путевую инфраструктуру и мосты. При прочих равных условиях автомобиль с более короткой колесной базой представляет более концентрированную нагрузку на гусеницу, чем автомобиль с более длинной колесной базой. Поскольку железнодорожные пути рассчитаны на заранее определенную максимальную нагрузку на единицу длины (тонны на метр или фунты на фут), колесная база железнодорожных транспортных средств рассчитывается в соответствии с их предполагаемой полной массой. Чем больше полная масса, тем длиннее должна быть колесная база.

Смотрите также

Рекомендации

  • колесная база (P3039) (см. использование )


Можно бесконечно твердить, что мотоцикл настолько уникальное творение инженерной мысли, что его характеристики зависят от сотни условий и показателей. Одним из таких условий, влияющих на управляемость, становится длина мотоцикла.

Кто-то не дальновидный может спросить, мол, какая разница, длиннее мотоцикл на 5 сантиметров или на 20? Если у меня двигатель выдает ого-го какую мощь, то даже с длинной баржей я смогу обогнать любого коротышку со светофора.

По прямой, разве что.


Длина мотоцикла в первую очередь влияет на угол поворота. Не надо путать с машинами, где даже у древних мастодонтов размером с подводную лодку можно было найти крайне заманчивый радиус, от которого пассажиры буквально седели на глазах при вхождении вами в крутые повороты, от того, что они даже представить не могли, что ваше авто на подобное способно (на себе испробовано, был у меня Mercedes E230 в 123 кузове, огромный кирпич, еще Высоцкий и Брежнев на таких ездили). У мотоцикла только 2 колеса и хотите вы того или нет, а заднее всегда будет следовать за передним, поэтому при большой длине, хорошего радиуса добиться крайне тяжело. У коротких мотоциклов расстояние между колесами гораздо меньше, что позволяет заднему колесу проходить повороты быстрее с меньшими углами.


Еще один несомненный плюс коротких мотоциклов — движение в колее. Если вы достаточно путешествовали по дорогам нашей необъятной родины, то возможно попадали в ситуацию, когда на дороге есть четкая колея. Короткие мотоциклы двигаются в них легче, просто из-за хорошей управляемости. У длинных мотоциклов в колее просто беда, когда переднее колесо уже вышло из поворота, а заднее еще не вошло даже, и такое бывает, если поворот резкий или колея сбивает вас с траектории.

От длины мотоцикла зависит его устойчивость. Чем длиннее мотоцикл, тем тяжелее он в маневрировании, но увереннее на трассе. И наоборот.

Из чего складывается длина мотоцикла?

Считать мотоцикл длинным просто «потому что» - глупо. Она ведь из чего-то складывается, верно? Любой человек с первого взгляда на геометрию агрегата сможет визуально оценить приблизительные его характеристики. Геометрию в мотоиндустрии формируют, как ни странно, подвески. Делать раму длинной — нет никакого смысла, ни практического, ни логического. Рама не более чем опора для двигателя, всех основополагающих узлов и пассажиров. А вот угол, под которым расположена передняя вилка и длинна маятника или редуктора, с размерностью колесной базы заканчивают силуэт мотоцикла.


Длинные вилки сокращают возможности для быстрого поворота руля, никаких тебе резких и юрких маневров, только широкий руль и скругленные траектории. Длинная вилка спасет мотоцикл от воблинга, потому что не так-то легко ее раскачать. И кстати, здесь немаловажную позицию занимает понятие «TRAIL», о котором мы поговорим подробно в отдельной статье. Коротко напомню, что этот показатель складывается из геометрии угла вилки и положения пятна контакта, чем длиннее вилка, тем больше размер Trail, следовательно мотоцикл менее послушный на маневры.

Второй способ сделать мотоцикл длинным — увеличить его маятник. Удлиненный вариант кардана редкость, а вот маятник сделать проще. Для города это не лучшее решение, его несомненным плюсом будет противостояние вилли. Мотоцикл просто физически не сможет вскочить на заднее колесо с такой геометрией!

О преимуществах длинного маятника знают люди, которые практикуются вне городского трафика, любят скорость и езду с заносом. Маятник длинной с товарный поезд делает мотоцикл устойчивым достаточно, чтобы выделовать занятные фишки, вот только на дорогах общего пользования их провернуть получится вряд ли. Хотя безусловно, внимания такая конструкция привлекает более чем.


Общий вывод

Чтобы составить первое впечатление о поведении мотоцикла на дороге, достаточно оценить его геометрию, длину и выносы подвесок. Короткие мотоциклы со скромным углом выноса передней вилки будут легки в маневрировании, но вероятно крайне неустойчивы и подвержены припадкам воблинга. Скорее всего такие модели придется даже отнести в ранг агрессивных, если их двигатель будет иметь большую мощность.

Когда перед вами мотоцикл с длинной базой, в городе это удлиненные вилки, просто вытянутая форма и реже длинный маятник, вы можете представить, как будет упрямиться ваш агрегат вхождению в повороты, закладывать острые углы станет тяжело, зато устойчивость будет прекрасной.

Этих крупиц беглого осмотра уже будет достаточно, чтобы понимать, как начинать ознакомительную езду на мотоцикле. Потому что выбирать скорость, опираясь на отзывчивость техники в маневрировании только вам. Особенно, когда дело касается плотного трафика.

06.04.2015 NEMEC Добавить комментарий
14432

ducati_996r

Чтобы понять, как эти величины влияют на поведение мотоцикла, рассмотрим частный случай: переднее колесо под действием внешних сил (усилия водителя, порыв ветра, неровности дороги) поворачивается влево. Поскольку точки пересечения оси рулевой колонки сдорогой и контакта шины с дорогой не совпадают, при этом возникает снос передней шины, а величина его прямо пропорциональна углу поворота колеса и вылету. Этот снос, в свою очередь вызывает появление силы трения (F), которая стремится возвратить колесо и прежнее положение.

геомитрия мотоцикла4

Таким образом, чем больше вылет, тем лучше устойчивость мотоцикла при движении по прямой. Но в то же время с увеличенным вылетом машину труднее вывести из прямолинейного движения. При малом вылете мотоцикл становится легким в управлении, но чрезвычайно чувствительным к попыткам сбить его с пути прямого.

геометрия мотоцикла3

геометрия мотоцикла 5

У некоторых (уже стареньких) спортбайков (Ducaii 996 и Ducaii 748, Bimota SB8) предусмотрены регулировки угла наклона рулевой колонки и, соответственно, вылета за счет того, что подшипники рулевой колонки установлены в эксцентриковых обоймах. Например, у Ducati 996 угол наклона меняется от 23,5 до 24,5 градусов, а вылет -до 97 мм. Той же цели можно добиться.. регулировкой задней подвески: чем выше задран «задок» мотоцикла, тем меньше угол наклона рулевой колонки и, соответственно, вылет. Тако«го же эффекта можно достичь, если опустить траверсы по трубам телескопической вилки.

Пишу по случаю свершения новых модернизаций. Как поговаривают в мой адрес, проходя мимо процесса инноваций: "Дурная голова рукам покоя не даёт" или "Вот собаке делать нечего — она ж… лижет" — какбэ намекая. Но то — люди не сведущие, к росту не стремящиеся.

Всё больше и больше местного люда творческого заманивают фотографиями дам полуобнажённых на фоне своих колесниц, порой — ничем не примечательных. Но ваш верный слуга вновь попробует удивить вас ржавым, переваренным на свой лад, железом и гаражным инжинирингом.

Сперва, постараюсь объяснить что за эндуро и при чём тут "Ыж Плонита 5".

Планета 5 — классический байк. Это как обычный седан В/С — класса. Как жигули в мире мото. Классики(не только ижи, а как класс в целом) отличаются прямой посадкой, более-менее большим клиренсом, компромиссной по управляемости/жёсткости/энергоёмкости подвеской и низко- или средне — диапазонным мотором. Как вы наверняка уже догадались — это нечто среднее из всего, для комфортного перемещения по многим видам покрытия.

Эндуро мотоциклы — это родственники кроссовых. Близкие по внешке и дальние по начинке.

Эндуро — это двухколёсные внедорожники. Они делятся ещё на несколько категорий (софт-, хард, тур-), но общие черты такие: мотор с широким диапазоном момента, энергоёмкие подвески (более мягкие, с большими ходами), большой клиренс, выхлоп сверху и конечно же — резина. Более подробно и интересно рассказывают об эндуро вот эти товарищи:

Почему бы тогда сразу не взять иномарку? Почему не готовое протестированное и ровно сваренное изделие? Потому что эквивалентные по мощности ижу 250 — 300 кубовые пепелацы, даже будучи в довольно преклонном возрасте, неплохо кусаются. Ценой. Это верных 100к и выше. С одной стороны недорого, а с другой… Скажем так не для всех, особенно когда финансовый поток очень неплохо вливается в четырёх-колёсные проекты. А прохватить на двух — хочется, для разнообразия!

На помощь приходят "совкоциклы", "самотыклы нашего пошлого" и как их только ещё не называют… Ведь за скромные деньги они могут подарить немало удовольствия начинающему райдеру, а при некоторых доработках — ещё больше.

Лучшие доноры под это дело — Планеты. Особенно 5 и ПС. Так сказать топовые версии одноцилиндровых Ижей. Довольно неприхотливые, тяговитые и я бы даже сказал — надёжные. Мотор выкручивается в 5-6 тысяч у П5 и даже до 7 у ПС, при доработках зажигания.
Если у вас Урал/Днепр — не портите мотоцикл! Он длиннобазный, слишком тяжелый, склонный к перегреву с высокоинертным карданным приводом. В общем удовольствия будет в итоге меньше.
Минск, восход, сова — лёгкие, компактные и тоже годные. Но менее мощные и со своими проблемами(многие знают за коробки восхода и т.д.) Юпитер капризнее и менее надёжен.
ИМХО — Иж Планета лучший выбор.

О доработках двухтактных моторов рассказывалось в предыдущем выпуске. Теперь о геометрии.

Чтобы получить более-менее годный эндуро из классического ижа нужно изменить следующие параметры:
1. Увеличение клиренса. С этим всё понятно: выше — лучше. Обычно переносом верхних креплений сзади и наваркой наставышей спереди.
2. Уменьшение базы. Это расстояние между осями колёс. В стоке — 145см, у эндуро — около 132-137см. Так же влияет на геометрическую проходимость. Чем меньше, тем меньше шансов "сесть на брюхо", а байк вертлявее и поворотливее.
3. Увеличение длины маятника. Уменьшается горизонтальное смещение колеса(динамическое изменение базы), снижается уровень ослабления цепи при ходах подвески. Сток — 400мм, желательно около 500.
4. Уменьшение угла наклона вилки. Чоппер с большим наклоном красив и стабилен, но неповоротлив. Спорты с маленькими углами более управляемые, но имеют меньше стабильности. Поэтому из среднего значения классики угол желательно уменьшить, улучшив маневренность и снизив боковые нагрузки на перья при прыжках. Бонусом идёт уменьшение базы =)

Вот например, что получается при удлинении маятника без иных вмешательств:

Что же получилось у меня, у типичного жигулиста, которого однажды захлестнуло:

Читайте также: