Что такое ширина обода велосипеда

Опубликовано: 07.05.2024

обода

С выбором обода велосипедист сталкивается крайне редко. Как правило, при покупке велосипеда и при замене колеса. Фактически же он покупается вместе с велосипедом и используется до серьёзного его повреждения или замены всего колеса. Вот некоторые причины замены:

Процедура выбора

Профессионалы рекомендуют обратить внимание на несколько тезисов перед началом выбора обода для велосипеда:

  1. Зафиксировать количество денег, которые можно потратить на обода и трезво взвесить свой стиль катания. В зависимости от него будет производиться выбор. Важен ли внешний вид, будут ли прыжки или серьёзные удары.
  2. Обратите внимание на двойные алюминиевые обода. Они универсальны, легки и недороги.
  3. Если расстояния велики, обратите внимание на вес, а вот прочность стоит отнести на второй план – полевой ремонт раз за сезон быстро компенсируется отсутствием потери 2-5% скорости.
  4. Обратите внимание на бескамерные колёса. При высокой цене они предоставляют очень большие удобства в плане практически полного отсутствия проколов.
  5. Для прыжков и асфальта неплохо подойдут широкие обода, хотя на трассу с ними лучше не выезжать.

профиль обода

Ниже раскроем некоторые из этих советов и сделаем небольшую вводную по терминам и возможностям.

Разновидности конструкций

Конструкция велосипедного обода на рынке сейчас де-факто стандартная, и называется коробочной (коробчатое сечение), она использует бортовые шины. Крепкие борта, U-образая форма, дополняемая несколькими уровнями рёбер жёсткости.

Для шоссейных велосипедов используются «трубки». Покрышки на такие обода «наклеиваются» через специальную ленту, а не зажимаются выемками на внутренней стороне борта обода, как в случае «коробки».

Количество стенок

Так как чаще всего речь идёт об алюминиевом коробчатом строении, самым важным параметром жесткости и надёжности становится многостенность. Одностенные обода на велосипед в профиле дают обычную букву U, но многостенный, добавляя дополнительных рёбер, делает структуру чрезвычайно мощной. Всего одна перемычка в горизонтальном профиле увеличивает прочность почти вдвое.

разновидности профиля

Кроме того, многостенные варианты намного более устойчивы к повреждениям боковыми ударами, неисправными тормозами, но могут увеличивать вес велосипеда. На современных байках можно заметить вытянутые внутрь колеса обода. Это новые конструкции, которые переходят от простых горизонтальных рёбер к сложным структурам внутри объёмного обода. Примером таких колёс могут стать фиксы для гонок по треку с кажущимися очень тяжёлыми, почти сплошными ободами.

Особые элементы

Кроме самой окружности и структуры, у обода есть отверстия для спиц и ниппеля, канавки для крепления шин – все эти небольшие элементы могут стать точками слабости, когда из-за малого дефекта будет повреждаться весь материал обода.

велосипедное колесо

Отверстия укрепляются, а для спиц используют пистоны – плотные металлические вставки, фиксирующие спицу в отверстии. Такие средства усиления появились из кустарных ремонтных элементов, но стали на текущий момент стандартом для ободов выше среднего уровня.

Материалы

Выбор материалов на удивление невелик:

  1. Алюминий – бесспорный лидер. Недорогой, прочный, универсальный – компромисс между всеми качествами, используемый в подавляющем числе моделей ободов.
  2. Сталь – привет из прошлого века. Надёжные в плане износа и твёрдости, но очень тяжёлые изделия из стали практически исчезли с рынка, да и найти двойной стальной обод нелегко.
  3. Карбон – современные технологии не стоят на месте, и карбоновые обода появляются не только на треках, но и в городских условиях, и на шоссе. Лёгкость и твёрдость сочетаются с очень высокой ценой.
  4. «Фирменные» сплавы – различные комбинации металлов, открывающие новые свойства. Обычно не стоят никакого внимания из-за чисто маркетинговой составляющей. На практике они показывают себя не лучше алюминия.

анодированный обод

Кроме основного материала, при изготовлении иногда применяют анодирование. Такие обода для велосипедов легко заметить, так как их поверхность обычно чёрная. Дополнительная гальванизация увеличивает прочность обычного алюминиевого обода на несколько десятков процентов. Дополнительное покрытие часто используется, если обод задний, а тормоза – v-brake. Ему требуется дополнительная энергоёмкость при торможении.

Производители

  • Alex Rims – OEM производитель, поставляющий обода большинству именитых фирм;
  • Mach – французский производитель, специализирующийся на шоссейных ободах;
  • DT Swiss – скандинавский VIP-поставщик;
  • Mavic – универсальный и надёжный производитель.

Измерения

Чем характеризуется обод? Рассмотрим подробнее.

Длина

Главное измерение – это «посадочный диаметр» или посадочный размер, измеряющий собственно размер колеса по окружности.

Для его записи используется три системы:

  • ISO – настоящая длина диаметра обода в миллиметрах. Де-факто – стандарт и база для сравнения любого другого способа изменения.
  • Дюймовый размер записывается в формате 20”x2.0, что значит 20 дюймов длиной, 2 – шириной. Дробные числа могут записываться как с чертой, так и в десятичном виде, что может внести путаницу. Внимание! «Советские» размеры с современными, западными, не совпадают, даже имея одинаковые маркировки.
  • Французский размер обозначает, как и ISO, диаметр обода, но дополняется шириной покрышки в виде буквенного обозначения от A до D (А – узкий, D – широкий).

Примерная таблица, объединяющая различные измерения:

системы измерения

Ширина

От длины, конечно, зависит комфорт катания, но основное влияние производит ширина покрышки. И затрачиваемое усилие, и амортизационные свойства в трюках, и вес – всё зависит от ширины обода.
Подобрать обод к нужной покрышке нелегко из-за сложности конструкции и постоянной нагрузки, в том числе ударной. Минимальные расхождения в ширине будут приводить к повреждениям и покрышки, и обода.
Ширина практически принята за стандартную для каждого стиля катания, обозначается в миллиметрах, и варианты следующие:

  • До 15 мм – для трекинга, шоссе и высокой скорости;
  • 17 мм – гибриды, современный кросс-кантри, очень важна твёрдость сплава;
  • 19 мм – стандартные горные велосипеды;
  • 21 мм – базовые трюки, велотуризм;
  • 23 мм – экстремальные виды спорта.

Таблица приводит размеры в миллиметрах для рекомендуемых давлений:

таблица рекомендуемых давлений

Характеристики спицевания

Для работы со спицами следует знать несколько дополнительных размеров и терминов:

  • Effective rim diameter – ERD – эфф. диаметр обода, диаметр по спицам (от конца одной до конца противоположенной);
  • Offset of spoke bed – OSB – смещение отверстий (поперечное). Не равен нулю только в несимметричных моделях, которые очень редки;
  • количество спиц – для стандартных сейчас ободов 24”-26” это 28, 32 и 36 отверстий, стандарта для найнеров (29 дюймов) пока не оформили.

Онлайн-калькулятор

Онлайн-калькулятор

Конечно, работа со спицами чрезвычайно сложна и важна, но разобрать её стоит в отдельной статье.

Заключение

Обод – сложная с точки зрения производства деталь велосипеда. С одной стороны, он не имеет движущихся частей, но высокие нагрузки при эксплуатации и прямая зависимость жизни человека от прочности и надёжности обода позволяют говорить, что это один из важнейших элементов байка.

При покупке покрышек, покупатели задаются вопросом: « Как узнать ширину обода? ».

Ответ на тот вопрос достаточно простой, но раз он задается – значит есть что вам рассказать.

Перед основной статьей нужно ответить на два главных вопроса:

Что такое внутренняя и внешняя ширина обода велосипеда?
Когда говорится о ширине, то всегда имеют в виду обычно внешнюю ширину, то как измерить обе этих ширины показано на рисунке.

А на что влияет ширина обода?
Ширина обода влияет в первую очередь на выбор покрышки.

И давайте наконец узнаем, как все же измерить ширину обода правильно.

1. Первый способ достаточно очевиден: на ободе обычно пишут все его параметры.
Производители обычно пишут все характеристики прямо на ободе: его посадочный диаметр, ширину и даже из какого материала он выполнен.

Так же стоит посмотреть в паспорт велосипеда (если вы купили его не с рук конечно, хотя при покупке с рук иногда сохраняется паспорт).
Там, в разделе с характеристиками вашего велосипеда должны быть указаны параметры ободов, но это редкость, обычно пишут только рекомендуемую ширину покрышек

2. Изменяем ширину обода самостоятельно.
Чтобы правильно измерить ширину обода, делать это нужно только со снятой покрышкой. Более удобный для этого инструмент - штангенциркуль, но и обычной линейкой можно обойтись.

А вот что делать если снимать покрышку попросту лень? Да, бывает когда лень побеждает над нами!

В таком случае точный размер получить будет достаточно сложно, даже не возможно, но вот примерную ширину получить вы все же сможете.

Вот как это можно сделать:
Возьмите штангенциркуль и измерьте внешнюю ширину обода, и из полученной величины вычтите 5-7 мм. В среднем 6 мм - это ширина обеих стенок среднего обода из алюминиевых сплавов, выделенная на рисунке красным кружочком.

Если же у вас есть свои секреты и способы измерения ширины ободов, то буду рад почитать их в комментариях.

Если вы дочитали статью до конца, будем рады слышать ваше мнение по этому поводу.
Желаем вам всего хорошего, подписывайтесь и оставайтесь с нами на связи !


Размеры велосипедных ободов

Время от времени, при покупке покрышек, покупатели в магазине задают вопрос: «Как узнать ширину обода велосипедного колеса?».

Вопрос вроде простой и ответ на него очевидный, но раз вопрос задается – решили написать об этом коротенькую статейку.

Прежде всего, давайте ответим на два основных вопроса:

Что такое внутренняя и внешняя ширина обода?

Где на ободе измеряется внутренняя и внешняя ширина показано на рисунке.

Практически всегда, когда говорят о ширине обода, имеют ввиду как раз внутреннюю ширину.

На что влияет ширина обода колеса велосипеда?

От этого размера зависит подбор ширины покрышки. Эта зависимость описана в отдельной статье: «Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость».

Теперь рассмотрим варианты - как определить ширину обода.

1. Самый простой и очевидный: посмотреть все надписи на самом ободе.

Некоторые производители пишут все характеристики обода прямо на нем: посадочный диаметр, ширину, даже из какого сплава он выполнен и т.д.

Маркировка велосипедных ободов

Так же не забудьте заглянуть в паспорт велосипеда. Иногда в разделе «Технические характеристики» указываются параметры ободов, но, честно говоря, это редко. Чаще всего там сразу пишут рекомендуемую ширину и посадочный диаметр покрышки.

Ну и еще один способ, если известен производитель и тип обода. Посмотрите в интернете на сайте производителя или других продавцов – может быть, и найдете его точные характеристики.

2. Измерить ширину самостоятельно.

Здесь, прежде всего, отметим, что измерять ширину нужно при снятой покрышке и камере.

Самый лучший и удобный инструмент для этого – штангенциркуль, но можно и обычной школьной линейкой.

Измерение внутренней ширины обода штангенциркулем

Если при измерениях получился какой-то нестандартный размер, например, 17,4 мм - то смело округляйте его до ближайшего целого - в данном случае до 17 мм. Чаще всего это связано с точностью Ваших измерений и качеством изготовления.

3. Что делать если на колесе стоит покрышка, а снимать её для измерений лень.

Тут нужно понимать, что точного размера Вы не получите, но оценить примерно ширину обода можно так: измерьте внешнюю ширину обода (тут без штангенциркуля совсем сложно) и из полученной величины вычтите 5-7 мм. В среднем 6 мм. Это ширина обеих стенок среднего обода из алюминиевых сплавов, выделенная на рисунке красным кружочком.

Содержание

Классификация

Посадочный диаметр шины

Используется три способа обозначения посадочного размера:

В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:

Размер по ISO, мм Дюймовая система (пример) Французская система
787 36 x 2.25
635 28 x 1 1/2 700B
630 27 x любое число, США
622 28 x 1.00. 28 x 2.35; 29 x 1.75. 29 x 2.35; Россия: 28 х 1 3/4 , 28x1 1/2 , 27x1 1/4 700C
599 26 x 1.25, x 1.375
597 26 x 1 1/4 , 26 x 1 3/8 (S-6)
590 26 x 1 3/8 (E.A.3), Россия: 26x1 1/4 650A
587 700D
584 27.5 x 2.10, 26 x 1 1/2 650B
571 26 x 1, 26 x 1 3/4 650C
559 26 x 1.00. 26 x 4.00, Россия: 26 x 1 3/4 , 26 x 2
547 24 x 1 1/4 , 24 x 1 3/8 (S-5)
540 24 x 1 1/8 , 24 x 1 3/8 (E.5) 600A
533 Россия: 24 x 1 1/2
520 24 x 1. 24 x 1 1/8
507 24 x 1.5. 24 x 2.125, Россия: 24 x 2
490 550A
457 22 x 1.75. 22 x 2.125
451 20 x 1 1/8 ; x 1 1/4 ; x 1 3/8
445 Россия: 20 x 1 1/4
440 500A
419 20 x 1 3/4
406 20 x 1.5. 20 x 2.125, Россия: 20 x 1 3/4
390 18 x 1 3/8 450A
369 17 x 1 1/4
355 18 x 1.25. 18 x 2.00
349 16 x 1 1/4 . 16 х 1.35
305 16 x 1.25. 16 х 2.00
288 14 x 1 3/8 350A
254 14 x 2.00
203 12 1/2 x 1.75. 12 1/2 x 2 1/4 ; 12 x 1.75

Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26") и 622 мм (28, 29"). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах набирает популярность стандарт 650В (27,5"). В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24"). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16"), 349 мм (Brompton), 355 мм (18"), 406 мм (20").

Другие измерения

Ширина

Как правило, ободья маркируются по внутренней ширине согласно ISO:

Зависимость ширины покрышки и обода

В таблице приведены значения, рекомендованные Mavic.

ERD и OSB

Эти параметры необходимо знать для выбора спиц при сборке колеса. Как правило, они приведены в документации на обод.

По совместимости с ободными тормозами

Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах (иногда свободные от краски и анодировки), стенки соответствующим образом усилены, часто тормозная поверхность имеет индикатор износа в виде отдельной канавки или отверстий: когда обод протирается до опасного предела, эта канавка перестает быть различимой. Разумеется, такой обод можно использовать и с тормозами на втулке. Дорогие ободья имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим работу тормозов. Модели, не совместимые с ободными тормозами, как правило, не имеют тормозных дорожек и обычно несколько дороже и легче.

По количеству отверстий для спиц

На 559- и 622-мм ободьях, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 28, 32 и 36 отверстий для спиц. Ободья в составе фабричных вилсетов обычно имеют меньшее количество отверстий (12-20-24). Обода для BMX часто бывают на 48 спиц. Вообще, количество отверстий для спиц почти всегда кратно четырём.

Конструкция

Сечение одностенного обода

Сечение двухстенного обода

Материалы

Тип профиля

Соединение

После экструдирования горячая заготовка сворачивается в кольцо, которое может быть соединено двумя способами: сваркой и с помощью продольного штифта или вставки.

После соединения ободья могут проходить дополнительную механическую обработку (англ. machining) для сглаживания стыка, что важно для мягкой работы ободных тормозов.

Пистонирование

Пистонированный обод в разрезе

В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится и представляет собой сплошную поверхность, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций (формат UST).

Производители

Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:

Alex Rims

Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класса скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). Выпускают полный спектр ободов для всех предназначений, от очень дешевых одностенных до качественных сварных ободов для фрирайда и кросс-кантри. В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги. В сообществе считается, что обода Алекс чуть мягче, чем обода других марок (см. ниже) при прочих равных, что приводит к более частому появлению восьмёрок, но зато и выправлять такие обода легче.

DT Swiss

Mach 1

Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.

Mavic

Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от среднего до высокого, практически для всех классов велосипедов. Эта фирма выпускает UST обода, являясь одним из законодателей стандартов бескамерных колес. Считается, что обода Мавик более жёсткие, но чаще ломаются при прочих равных условиях.

Sun Ringle

Крепкий тайваньский среднячок, уровнем повыше Алекс, но пониже Мавик. Так же делают обода на любой вкус и кошелек. Их обод Sun Ringle Rhyno Light представляет собой одну из наиболее распространённых форм ободов и пользуется заслуженной популярностью уже более 15 лет, а Sun UFO 26" - один из самых лёгких ободов в мире.

Зачастую при покупке велосипеда обода остаются без внимания. А ведь именно эти элементы байка принимают на себя львиную долю нагрузок при катании. Они выдерживают вес велосипедиста, преодоление неровностей, а также испытывают статические нагрузки в виде постоянного натяжения спиц и давления воздуха в камере. Поэтому обода для велосипеда – весьма значимый элемент конструкции, который нельзя оставлять без внимания.

Общие рекомендации

обода на велосипед

Загвоздка с выбором тех или иных моделей возникает тогда, когда нужно заменить непосредственно этот элемент. Отдавая предпочтение тем или иным изделиям, нужно учитывать особенности эксплуатации велосипеда и манеру езды на нем. Главное требование – конструкция обода должна быть прочной и легкой.

Если с прочностью ободьев все понятно, то почему их конструкции должны быть легкими? При разгоне физические усилия велосипедиста направлены на увеличение скорости вращения колес, то есть на их раскрутку. Исходя из этого, можно сделать вывод: обод колеса велосипеда – важный элемент, который постоянно испытывает нагрузку, а это значит, что к выбору данного элемента следует подойти со всей серьезностью. На какие параметры стоит обратить внимание?

Метод производства

Ободья различают в зависимости от способа их производства. Сначала готовое сырье проходит стадию экструдирования, после чего заготовки в горячем виде скручивают в кольцо и соединяют одним из двух способов:

  1. Штифтование. Это бюджетный, но достаточно прочный метод. Соединительный шов может расходиться, но на процесс спицевания этот момент не оказывает никакого воздействия.
  2. Сварочный метод. Более дорогой и затратный, что, соответственно, отражается на стоимости изделий. При этом они отличаются максимальной прочностью и выносливостью.

После соединения обода подвергают дополнительной обработке и тщательной проверке. Только пройдя все этапы, изделия поступают в продажу.

Размеры

размеры ободьев

Чтобы определить посадочный размер, используют следующие обозначения:

  • Измерения по ISO. Параметр соответствует реальному размеру обода под покрышку (измеряется в мм). Значение указано на шине, что позволяет избежать путаницы при покупке.
  • Измерение в дюймах. Менее точное обозначение, поскольку характеризует размер обода на велосипед по внешнему кольцу.
  • Французское измерение. Отражает внешнее значение диаметра покрышки (в мм) с учетом толщины шины (буквенное обозначение). По сути, измерение состоит из буквенного и числового обозначения.

Например, ISO – 585 мм; в дюймах – 26”; французское – 650B. В детских велосипедах используют 305 мм, 406 мм и 355 мм. Такие же размеры соответствуют и складным моделям. Для подросткового велика уже нужны ободья в 507 мм. Наиболее распространенными являются модели 559 и 622 мм.

Профиль обода

Кроме размера, есть еще два параметра, которые нужно учитывать при выборе, – это высота и ширина. Ширина означает наличие 1, 2 или 3 стенок. Высота характеризует устойчивость изделий к деформациям от неровностей на дороге, боковых ударов и прочих неприятностей.

Количество спиц

Одним из заблуждений является количество спиц: мол, чем их больше, тем прочнее колесо. Это работает лишь тогда, когда вес велосипедиста превышает 100 кг. Количество спиц зависит от стиля езды. Например, на городские модели ставят от 36 до 40 спиц, на горные – от 32 до 36, на шоссейные байки – от 24 до 32.

Материал изготовления

Maxtal

За все время существования велосипедной промышленности производители пытались найти баланс между стоимостью и качеством. В свое время ободья делали даже из древесины. Сейчас используются:

  • Алюминиевый сплав. Наиболее распространенный вариант, который сочетает в себе демократичную стоимость, достаточную прочность и вес.
  • Maxtal. Это фирменный сплав фирмы Mavic, отличающийся высокой жесткостью. Такой обод действительно сложно согнуть, но он подвержен такому дефекту, как «усталость» металла.
  • Сталь. Изделия из этого материала характеризуются весьма солидной массой, поэтому встречаются редко.
  • Карбон. Данный материал используется на дорогих и современных байках, которые принимают участие в шоссейных гонках и других соревнованиях.

Чаще всего используется алюминиевый сплав. Он обеспечивает незначительный вес изделия и его прочность. При этом алюминиевые ободья стоят недорого, что является еще одним достоинством.

Пистонирование и анодирование

Пистонирование – метод увеличения прочности. С этой целью спицы вставляют в пистоны, что позволяет равномерно распределить нагрузку по поверхности. Так и увеличивается срок эксплуатации.

Анодирование – еще один способ, которым увеличивают прочность обода средней ценовой категории и выше. В процессе поверхность покрывают защитной пленкой из оксидного состава, в результате чего изделие приобретает специфический оттенок и становится гораздо прочнее.

Количество стенок

Самые первые ободья для велосипеда имели всего одну стенку. С развитием технологий и велосипедной промышленности их количество увеличилось до 2 и 3:

  • Одностенные. Такие изделия предназначены для городских, детских или прогулочных моделей, рассчитанных на небольшие нагрузки. Бюджетная категория.
  • Двойные обода на велосипед. Состоят из основной и дополнительной стенки. Изделия отличаются большой прочностью и незначительным весом. Выдерживает удары, ставятся на горные модели средней ценовой категории.
  • Тройные изделия. В каркасе три стенки, а это значит, что конструкция отличается повышенной прочностью и низкой вероятностью образования «восьмерки».

Трехстенные обода гораздо тяжелее и сложнее одностенных и двойных изделий. Сейчас практически не встречаются. Выпускали их изначально для того, чтобы предотвратить сдавливание боковин профиля ободными тормозами. Однако с внедрением и повсеместным распространением дисковых тормозов необходимость в этом отпала сама собой, потому встречаются тройные ободья в наше время крайне редко.

Характерные особенности ободьев

При выборе подходящих ободьев следует обращать внимание на длину и ширину изделий. Если о единицах измерения длины мы уже говорили, то сейчас пришло время для следующего параметра.

Ширина

ширина обода

От длины ободьев зависит степень комфорта при катании на велосипеде. Но определяющим фактором является ширина. Затрачиваемые усилия, вес ездока, амортизационные свойства при выполнении трюков и т.д. – все это зависит от ширины.

  • до 15 мм – для треккинга, шоссе и большой скорости;
  • 17 мм – устанавливают на гибридах, моделях для кросс-кантри (очень важна в данном случае твердость сплава);
  • 19 мм – стандарт для горных моделей;
  • 21 мм – велотуризм, выполнение базовых трюков;
  • 23 мм – для экстремального катания.

Ширина ободьев, как и длина – параметры, которыми следует руководствоваться, ориентируясь на манеру езды и нагрузки.

Советы по выбору для новичков

Заключение

Теперь вы знаете, насколько важным элементом велосипеда являются обода. Данный элемент постоянно подвергается нагрузкам, поэтому при выборе следует учитывать материал изготовления, количество стенок и другие параметры.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Читайте также: